Передо мной сейчас находится репродукция картины пейзажиста Крымова «Зимний вечер», по которой нужно написать сочинение. На картине автор изобразил настоящую русскую зиму, которая уже господствует полным ходом, окутав своим снежным покрывалом всю деревню.

Крымов Зимний вечер

Основная часть полотна на переднем фоне – это снег, который покрыл поле своими сугробами, спрятав осеннюю траву под пышным белоснежным одеялом. И только изредка виднеются верхушки небольших кустарников. На одном из них сидят птицы. То ли прячутся от хищников, то ли нашли там злачное местечко, где можно насытиться ягодами. Снег не блестит на солнце, и оно понятно, ведь солнце уже не светит ярко, оно уже низко над горизонтом.

На картине Крымова «Зимний вечер», среди сугробов, виднеются протоптанные тропинки, по которым ежедневно ходят сельчане. Как раз на одной из тропинок Крымов и изобразил небольшую группу людей, среди которых есть и ребенок. Наверное, они вышли на вечернюю прогулку, чтобы перед сном насытиться свежестью воздуха. Кто-то отбился от группы, засмотревшись на заходящее солнце.

На втором плане Крымов на картине «Зимний вечер» изобразил начало деревни. Мы видим старые небольшие деревянные домики, в окнах которых уже горит свет, а может это блики, которые отбрасывает солнечный свет. Крыши домов покрыты белоснежным снегом. Создается впечатление, будто дома надели белоснежные шапки.
Рядом с домами расположен амбар. Как раз к нему направляются две повозки, полностью загруженные сеном.

Рядом с деревней, немного левее, находится лиственный лес. Кроны деревьев пышные, видно, что этому лесу много лет. Из-за деревьев выглядывает колокольня, откуда по праздникам звучит звон, созывая всех сельчан на службу.

Работая над картиной Крымова «Зимний вечер» и ее описанием, хочется сказать и о своих эмоциях, которые вызывает во мне картина, и они приятные, хоть саму зиму я не люблю. На картине «Зимний вечер» видно, что ветра нет, а значит, даже в мороз, на улице приятно и хорошо. Глядя на работу, ощущаешь под ногами скрип снега, слышишь чириканье птиц. Природа постепенно погружается в ночную пучину, поэтому ощущается спокойствие, умиротворенность.

Делая описание картины, дайте сначала информацию о истории ее создания. Прочтите биографию художника, попытайтесь понять, как жили современники живописца, постарайтесь понять автора как человека. Именно понимание души художника, позволит сделать хорошее описание картины. Потом можно сказать несколько слов о жанре произведения, его тематике. Описание картины обычно сводится не просто к перечислению предметов, изображенных на ней. Описание картины должно строиться в первую очередь на гармонии между этими предметами. В картине никогда не бывает чего-то лишнего – все там взаимосвязано, и каждая деталь несет какой-то смысл.

Описание по картинам

Описание по картинам имеет в себе те же принципы, что и описание картины единичной. Если Вы описываете, либо работы одного художника, либо работы разных авторов, постарайтесь понять, что общего есть у всех этих полотен и у их авторов. Создавая описание по картинам, старайтесь сначала пересказать предысторию произведения, - почему у автора возникла идея создания. Описание по картинам будет более интересным и занимательным, если вставить в него интересные факты из жизни автора картины, какие-то истории, связанные с написанием.

Описание картин Левитана

К примеру, составляя описание картин Левитана, можно обратить внимание читателя на особую манеру изображения, свойственную только этому художнику. Левитану свойственен контраст между цветами: темные соседствуют со светлыми.

В его картине «Заросший пруд» (1887 год), создается игра зеленого цвета: все оттенки зеленого соединены в гармоничном изображении слегка склоненных к пруду деревьев, бурно разросшейся травы под ними. Описание картин Левитана начинается с понимания эмоций, «сокрытых» в картинах. Составляя описание картин Левитана нужно определить какое чувство у Вас возникает при виде полотна. Иногда для определения тематики произведения достаточно просто взглянуть на него.

Описание картины портрет

На портрете обычно, на первом плане выделяются глаза изображенного человека. В первую очередь, начинайте описание картины портрет с описания глаз изображенного. Опишите этот взгляд, придайте ему определенную характеристику. Но если человек изображен в полный рост, то пафос картины, т. е. эмоциональность, может передаваться всей фигурой.

К примеру, описание картины «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» (1821, холст, масло,): Федор Шаляпин смотрит слегка в сторону, будто увидел кого-то в праздничной толпе. Рука его придерживает распахнутую шубу: жест этот очень манерен – на правой руке даже слегка оттопырен мизинец. Фигура изображенного передает некую нервозность, беспокойство. Делая описание картины портрет , можно рассказать не только историю написания, что-то из жизни художника, но и что-то из жизни того, кто изображен на полотне.

Описание картины Утро

Иногда детали картины так связаны друг с другом, что нужное идея картины, ее эмоциональное дно, передается их неразделимым взаимодействием. К примеру, описание картины «Утро» Т. Н. Яблонской, будет начинаться с описания всех предметов на полотне.

Это не портрет, потому что в центре внимания не столько сама девочка, сколько неубранная кровать, озаренная утренним светом, высокий балкон, над которым ползут ветви комнатного растения. Это тот случай, когда детали настолько же интересны, и также передают информацию, как изображенный человек. Иногда бывает и так, что главное место в картине занимает не персонах, не детали, а фон.

Можно в качестве примера привести описание картины «Утро» (масло, холст, 81×113, 1851) И. Айвазовского. Здесь все внимание зрителя сосредоточится на оранжевом, словно туманном фоне. Маленькие люди, стоявшие на берегу, и корабль, удаляющийся на рассвет, не играют важной роли в картине, - оранжевая предрассветная дымка поглощает все. Поэтому обычно описание картины строится именно на том, что первое бросается в глаза зрителю.

Описание картины Весна

Часто авторы наделяют свои произведения символами, имеющими различный подтекст. Так при описании картины «Весна» (масло, темпера, 203×314,1477-78) Сандро Ботичелли можно сказать, что это в полной мере прослеживается именно в этой картине.

Богиня любви Венера стоит в центре, справа Зефир, прохладный весенний ветер, преследующий нимфу Хлорис. Нимфа убегает и превращается в Флору. Флора теперь весны, одетая словно богатая замужняя флорентийка. Над богиней любви летает Купидон, и т. д. Ботичелли изобразил в своей картине все, что свойственно весне: прохладный ветер, любовь, что просыпается в сердце человеческом в весеннюю пору. Делая описание картины «Весна», и вообще картины, наделенной столь яркими символами, попытайтесь дать в своей описании хотя бы краткую расшифровку этих символов. Попытайтесь понять почему автор снабдил картину именно такими символами.

Описание картины Юона

Если автор имеет только ему свойственную манеру писать, постарайтесь в описании дать краткую характеристику стилю художника. К примеру для К.Ф. Юона характерны яркие, словно «кричащие» цвета. Описание картины Юона «Весенний солнечный день» (1910г) должно говорить о яркости красок, которыми пользовался автор. Здесь изображены народные гуляния: веселая крестьянская молодежь выбежала на улицу. На заднем плане высятся купола церкви и высокие здания. Описание картины Юона может также повествовать о гармонии между высокими строгими зданиями и шумной веселой толпой молодых крестьян.

Описание картины художника

Делая описание картины художника, нужно знать какие живописцы повлияли на его стиль, его мировоззрение, и т.д. У кого учился данный живописец, какие знакомства повлияли на его собственное творчество. Можно в описании картины художника провести параллель между работами его учителей, кумиров, т. е. тех живописцев, которые были для него творческими примерами.

Описание картины Сирень

Хорошее описание может создать иллюзию диалога между читателем и картиной. Для создания этого диалога нужно постараться передать изюминку картины, то, из-за чего художник изобразил именно этот предмет. Трудно делать описание картин со сказочной тематикой, как, например, картина М. Врубеля «Сирень» (1900, масло, холст). Эта картина сказочного содержания: девушка, изображенная на ней, являет собой как бы душу сирени. Описание картины «Сирень» нужно начать, прежде всего, с понимания образа главной героини. Попытайтесь представить эту девушку как сам цветок: дайте несколько эпитетов, которые одинаково характеризуют как куст сирени, так и героиню, изображенную рядом. Для понимания темы картины нужно еще узнать ее историю. Описание картины «Сирень» можно начать с краткого экскурса в историю ее создания: эту девушку Врубель называл Татьяной (словно это пушкинская Татьяна), и по его идее она должны была стать самой душой сирени, ее отражением. И действительно, масса зелени, окружающая тонкую нежную брюнетку, похожа на волосы девушки: такие же темные и густые. Постарайтесь понять идею картины, дать ей оценку, и уже эту оценку разместить в своем описании.

Описание картины Зима

Иногда автор уделяет особое внимание прорисовке, как это есть в картине «Зима» А.Саврасова. Именно благодаря такой четкой прорисовке деталей у зрителя возникает ощущение объемности картины. Этот маленький покосившийся домик словно окружен аурой домашнего тепла и уюта: четкие контуры соломенной кровли, плетень, где прорисован каждый прутик, дают зрителю возможность самому «попасть» в картину. Делая описание картины «Зима» нельзя не сказать об этом. Эта детализация возникает не только благодаря трудолюбию художника, но благодаря его чувству цвета. Давая описание картины «Зима» нужно упомянуть и о цветовой гармонии. Старайтесь уловить, когда создаете описание картины, как относился к детализации предметов художник, и какой получается эффект на картинах от его подхода.

Грачи прилетели, описание картины

Для работы А. К. Саврасова «Грачи прилетели» описание картины должно строиться на сочетании теней. Здесь гениально показана игра тени и света: вот на первом плане выделяется группа кривых деревьев, и на снежный тающий покров падает их легкая рваная тень. Вдали клубятся облака, словно нависшие над городом. Эффект нависания возникает благодаря сочетанию в сочетании белого цвета и голубого отсвета от городских просторов. Для «Грачи прилетели» описание картины может также повествовать о тонкой детализации объектов, которая свойственна Саврасову.

Описание русских картин

Описание русских картин должно говорить о свойствах, которые объединяли всех русских художников. Прежде всего, описание русских картин повествует о быте русского народа, его родной природы. Для русской живописи характерен список «вдохновителей» художников – это и русская деревня, и серо-желтое русское поле, и т. д. Обобщая всю русскую живопись, можно сказать, что многое зависело от времени, в котором жили живописцы. Обобщая и давая полное описание русских картин, нужно всегда соотносить тот или иной стиль, проявляющийся в работах живописцев с эпохой и нравами людей, живущих в ней.

Описание картины Аленушка

Иногда картина рождается из явлений, пережитых автором в действительности. Именно так появилась на свет картина Виктора Васнецова «Аленушка» (1881, холст, масло). Описание картины «Аленушка» должно начинаться с описания реальной встречи девушки и знаменитого художника. Это можно включить в качестве интересного факта, который сделает описание картины более интересным и привлекательным для читателя. Эта история произошла в Ахтырке, где Васнецов встретил простоволосую девушку. Позднее художник рассказывал, что она поразила его воображение и столько тоски и одиночества было в ее глазах, и «веяло от нее чисто русской печалью». Вообще описание картины «Аленушка» может повествовать также о глазах Аленушки, полных тоски и печали, упоминание этого в тексте даст ему особый колорит и пафос.

Описание картины Сирень в корзине

Нельзя не сказать о таком великом художнике, как П.П. Кончаловский. Для него свойственен такой прием в живописи, когда картина выглядит словно вылепленной статуей. Можно упомянуть это сравнение в описании картины «Сирень в корзине». Здесь букет, состоящий из нескольких видов сирени, предстает перед зрителем в качестве раскрашенной статуэтки. Этот прием тоже весьма своеобразен и примечателен, так как он дает произведению эффект объемности. В описании картины «Сирень в корзине», для заинтересованности читателя, можно поразмышлять над тем, как пахли бы эти цветы, как на них садились бы бабочки, привлеченные вкусным запахом. Описание картины «Сирень в корзине» можно представить и как маленький рассказ, в котором кто-то нарвал этот букет, покрытый еще свежей росой, а потом поставил в маленькую корзинку.

Описание картины Моне

Совершенно отличным от Саврасова перед нами предстает Клод Моне. У этих художников абсолютно разная манера письма, но оба они стремятся к одному – к созданию реалистичной композиции. Описание картины Моне «Маковое поле» (1886,) можно построить на сравнении со стилем Саврасова. «Маковое поле» неприметно вблизи, оно требует того, чтобы зритель с дальнего расстояния вглядывался в красное зарево маков, далеких крон деревьев, горных вершин. Давая описание картины Моне мы можем дать вид, который открывается, если смотреть на картину вблизи, и на вид, который открывается, если смотреть с расстояния.

Описание картины Кустодиева

В описание картины Кустодиева, причем картины любой, можно рассказать с чего начался путь живописца. Делая описание картины Кустодиева, всегда старайтесь предоставить читателю как можно больше интересной информации об эволюции профессионального мастерства художника. К примеру, Кустодиев начинал как портретист, и это сказалось потом на его умении рисовать полотна, которые будто воплощены в цветном мраморе. Каждое описание картины Кустодиева должно говорить о его неповторимой манере изображения.

Описание картины Васнецова Аленушка

Очень часто картины созданы по мотивам каких-либо художественных произведений. Создавая описание картины, никогда не ленитесь узнать, а каковы мотивы написания. К примеру, делая описание картины Васнецова «Аленушка», нужно упомянуть, что полотно было создано по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В этой картине все созвучно: и Аленушка, впавшая в горькие раздумья над судьбой своего брата, и мрачность темной густой травы вокруг, и лес, что чернеет позади. Составляя описание картины Васнецова «Аленушка», укажите на эту мрачную гармонию. Описание картины Васнецова «Аленушка» характерно еще и взглядом девочки. В описании картины дайте эпитет этому взгляду, и пусть этот эпитет как бы станет «духом» полотна.

Описание картины Саврасова

Для Саврасова характерны богатая цветовая палитра, и разнообразие настроений. К примеру, делая описание картины Саврасова «Волга», мы должны в первую очередь, рассказать о контрасте светлых и темных тонов. В картине они идут как бы полосами: полоса темная, полоса светлая. Когда делаете описание картины Саврасова, любой картины, можно составить описание картины как разговор с читателем. Для этого нужно просто начинать фразы так: «А вы знаете, что…?», «Как вы думаете…?», и т. д.

Предлагаю коллегам познакомиться с подборкой текстов по живописи. Тексты представляют собой описания картин русских художников XIX в. (Из книги «Беседы о живописи в школе» (М.: «Искусство», 1996).

Не секрет, что описать, что и как изображено на картине, или передать свое впечатление от произведения живописи ученику не просто: не хватает нужных слов или вообще трудно передать увиденное словами. Предлагаемый вид работы помогает решать эти проблемы.

Тексты содержат термины, которые в процессе работы ученики легко запоминают и потом включают их в свою речь. На уроке дети работают с текстами, отвечают на вопросы и выполняют грамматические задания к ним. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить описать рассмотренную на уроке картину, или выполнить другую картину того же художника, или другие виды творческих работ.

Г.М. Мурзабаева

Сочинение–описание картины
по предложенному образцу

А.И.Куинджи. Лунной ночью на Днепре.

И.Е. Репин.
Портрет А.И. Куинджи

В 1880 году Куинджи познакомил публику со своим новым произведением – «Лунной ночью на Днепре». Ради «Лунной ночи» художник устроил персональную выставку, выставив на ней только эту картину, подчеркнув тем самым ее принципиальное значение в своем творчестве. Куинджи стремился к предельной простоте изображения. Он рассматривал свет в качестве основного поэтического начала в природе. В полотне «Лунная ночь на Днепре» это нашло свое наиболее совершенное воплощение.

Вся природа словно погрузилась в сон, в черноту ночи. Тишина царит над миром. Фосфорический серебристо(зеленый) свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. В его сиянии все неузнаваемо преображается, принимая призрачные очертания. Серебристой лентой вьется по равнине широкий полноводный Днепр. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются белизной стен. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Кое(где) видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи.

Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири. Бездонное и величавое, распростерлось над землей небо. С поразительной верностью переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом. Но самое большое впечатление оставляет свет луны. Ил(?)юзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эф(?)ект с помощью искус(?)твенного освещения за картиной.

Вопросы и задания

1. Каковы ваши впечатления от картины? Что вас поразило? Кто из писателей описывал Днепр? Что общего в изображении Днепра у писателя и художника?

2. Какие языковые средства выразительности используются для описания картины в тексте?

3. Найдите в тексте антонимы и синонимы. К каким словам в тексте вы можете подобрать синонимы и антонимы?

4. Перепишите слова со скобками, раскрывая их. Дополните ряд своими примерами.

5. Разберите последнее предложение, составьте схему, объясните знаки препинания

6. Напишите сочинение–описание картины.

Н.Я. Ярошенко. Всюду жизнь

Беседа по картине

Что изображено на картине?

Что вас поразило в этой картине?

Н.Я. Ярошенко.
Всюду жизнь

Похожи ли эти люди на преступников? Какими изображает их Ярошенко? Какими людьми вы их себе представляете? Ваши чувства к ним? Почему именно птиц кормит ребенок? (Почему автор не изображает, к примеру, собаку?) Что хочет сказать этим автор? Как вы думаете, какова основная мысль этой картины?

На полотне изображен остановившийся на полустанке вагон с узниками.

В центре группы ребенок. Русоволосый бледный малыш мнет в ладошках хлеб, и крошки сыплются на платформу, куда слетаются голуби. С ним рядом мать, немолодая женщина со скорбным лицом. Взгляд ее печален и суров, но сколько нежности в ее руках, поддерживающих ребенка. Их окружают трое мужчин. Это уже немолодые люди. Лица их изборождены морщинами, а в усах прячется мягкая улыбка. В глубине вагона виден еще один мужчина, прильнувший к противоположному окну. Скорее всего, все люди, помещенные художником за это зарешеченное вагонное окно, – простые крестьяне.

Они написаны художником с большой симпатией: добросердечные, способные проявить искренние, теплые чувства.

Можно ли сказать, что в картине как бы читается укор обществу, которое осудило этих людей, сделало преступниками и держит их в заточении?

Вопросы и задания

1. Прочитаем текст. Выделите те высказывания, с которыми вы соглашаетесь. Назовите средства связи предложений в этом тексте.

2. Как вы объясните название картины «Всюду жизнь»?

3. Напишите сочинение – свое описание картины или впечатления от картины.

В.М. Васнецов. Аленушка

«Аленушка» – один из самых трогательных образов русской живописи, волнующий душу своим лиризмом, который созвучен сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сироты.

Худенькая, хрупкая фигурка тоскующей над речкой Аленушки, загрубевшие босые ноги, старенькая, выцветшая одежонка, казалось бы, малоприглядны. Но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже – темных елочках, бледном небе, тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих Аленушку. В душе девочки-подростка таится глубокая скорбь, сквозящая и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка написана Васнецовым сидящей на опушке леса, на сером «горючем» камне, в окружении родной природы. Этот скромный и простой пейзаж своей задумчивой, чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осинок и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию героини.

Вопросы и задания

1. Каковы ваши впечатления от картины? Какие сказки ассоциируются у вас с этой картиной? Как художник изображает Аленушку? О чем она думает? Каково настроение картины?

2. Подберите синонимы к слову скорбь. Почему именно это слово употребил автор текста? Какие еще слова в тексте можно отнести к этой тематической группе?

4. Выпишите из текста причастия. Какие из них являются эпитетами? Приводя примеры из текста, расскажите о правописании причастий.

5. Выберите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для морфемного разбора.

6. Выполните пунктуационный разбор выделенного предложения, расставьте знаки препинания.

7. Напишите сочинение–описание картины.

В.Д. Поленов. Заросший пруд

Ушла в прошлое шумная жизнь прежних владельцев парка. Парк опустел, зарос. Не шелохнутся вековые деревья, глубокие тени залегли между ними, солнечные лучи не проникают сквозь их густую листву.

Все больше затягивается высокой, пушистой травой пруд с плавающ_ми на его зеркальной поверхности лилиями.

Парк живет своей обособлен_ой жизнью, полной таниствен_ого смысла и тишины. Это состояние внутрен_ей погружен_ости подчеркнуто почти растворяющ_йся в пейзаже фигурой молодой женщины. Этого же впечатления художник добивается, помещая в картине только нижнюю часть стволов и склонен_ые к воде ветви.

Погружен_ым в тень громадным деревьям противопоставлен в картине низкий детально прописан_ый берег пруда заросши_й травой и цветами залитый ярким солнцем. От этого контраста парк кажется еще более глухим и таинствен_ым. Этот же контраст проведен и в живописном решении первого и второго планов: чуть-чуть блеклые и как бы посеребрен_ые временем зеленые тона парка и сильно высветлен_ая, свежая зелень поляны. Это не только верно найден_ый образ, но и верно схвачен_ые тона натуры.

Живопись полотна «Заросший пруд» обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построен_а на градациях одного зеленого цвета. Колористическая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки.

Вопросы и задания

1. Какое впечатление производит на вас картина? Какие слова в тексте передают, по-вашему, характер парка?

2. Объясните значение слов контраст, колорист, градация, гамма, нюансировка. Обратитесь при затруднении к словарю.

3. Сколько слов – имен прилагательных, обозначающих оттенки зеленого цвета, – вы можете назвать? Запишите их. Какие из этих слов можно использовать при описании картины?

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения, расставив в нем знаки препинания.

5. Найдите БСП, объясните пунктуацию.

6. Найдите СПП, составьте схему, объясните пунктуацию.

7. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните правописание.

8. Напишите сочинение–описание картины или о впечатлениях от картины.

И.И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу

И.И. Шишкин. Дубы. Этюд. 1887

Картина «Дождь в дубовом лесу» (1891) является своего рода программным произведением последнего десятилетия творчества Шишкина. Он обращается в картине к своему излюбленному мотиву – изображению дубовой рощи, но трактует его по-новому, в соответствии с новым отношением к природе. Если раньше, передавая красоту старых могучих, раскидистых дубов («Дубы», 1887; «Дубовая роща», 1887), Шишкин прежде всего выявлял пластику их форм, то теперь основным художественным средством оказывается колорит.

Картина написана в холодной серебристо(зеленой) гамме. Состояние природы во время дождя Шишкин передает превосходно. Картина в полном смысле насыщена сырым воздухом. Молочно(серой) пеленой затянуты деревья дальнего плана (причем эта пелена как будто надвигается на зрителя), почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, от дождя пузырятся лужи. Но облачное небо уже начинает светлеть.

Сквозь сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, сверху льется серебристый свет: на мокрых листьях появляются серо-стальные рефлексы, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают печальный оттенок. Выразительность картины строится на тонких колористических сопоставлениях темных силуэтов стволов, молочно(серой) пелены дождя и приглушенно(серых) оттенков зелени.

Любование красотой природы теперь – это прежде всего любование ее красками.

Вопросы и задания

1. Какие картины Шишкина вы знаете? Ваши впечатления от картины «Дождь в дубовом лесу»? Какие художественные средства использует автор текста, описывая дождь, изображенный Шишкиным на картине?

2. Объясните значение слов (используя толковые словари): колорит, гамма, силуэт, рефлексы. К каким из них можно подобрать синонимы на русском языке? Какие из слов относятся к тематической группе слов со значением «живопись»? Продолжите группу своими примерами. Какие слова можно отнести к тематической группе «дождь»?

3. Найдите однокоренные слова. Разберите их по составу.

4. Объясните правописание слов со скобками. Спишите их, раскрывая скобки.

5. Подберите к выделенным словам синонимы.

6. Напишите сочинение по картине Шишкина «Как художник передает состояние природы во время дождя?».

Г.М. МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкортостан

Рерих - Заморские гости

Передо мной изображение картины Николая Константиновича Рериха, выдающегося русского живописца, «Заморские гости». Это произведение входит в цикл «Начало Руси. Славяне». Каждый может найти данную картину в Третьяковской галерее. Художник очень любил посещать исторические объекты и представлять, что в этих местах происходило сотни лет назад.

Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться, почувствовать прохладную свежесть соленой воды, если подойти очень близко к картине. Вода настолько чиста и прозрачна, что можно даже увидеть камни, лежащие на дне. Так же видны участки суши, холмы с небольшими поселениями, домишками славян плавно переходят в равнинную местность.

Нельзя не обратить внимания на главный фрагмент произведения – массивные деревянные корабли с яркими алыми парусами. На суднах должно быть плывут древние племена варягов. Корабли этих воинов можно долго разглядывал, ведь Рерих подчеркнул все мелкие детали, узоры, щиты, деревянную драконью голову. Местных жителей не видно, никто не торопится встречать заморских гостей, а значит, что сражение не ожидается, они плывут с миром.

Произведение Н.К. Рериха завораживает своими насыщенными красками. Создается захватывающая, фантастическая атмосфера каких-то древних сказаний и былин. Картина настолько наполнена жизнью, что кажется, будто художник и впрямь наблюдал за всеми этими событиями.

Сочинение-описание картины Заморские гости

Передо мной полотно великого русского художника «Заморские гости». С первого взгляда узнается уникальный стиль творца –яркие колоритные тона, сочность и насыщенность каждого мазка.

В центральной композиции картины – две чудесные ладьи, плавно скользящие по иссиня-прозрачным водам моря к берегу. Они прибыли издалека, не мало времени потратили на это путешествие. Туго натянуты алые паруса, полные ветра, кажется, словно слышен его свист и шорох в парусине. Длинные тяжелые весла сложены, время ветру потрудиться, витязи отдыхают. Рябь бежит по воде, расступаясь перед могучими кораблями, бьется тревожно о корму. Размытое отражение величественной ладьи в водах спокойного побережья играет и переливается в солнечных лучах, озорно поблескивая.

Нос корабля украшен вырезанными умелыми руками деревянными декоративными фигурами в форме голов драконов, в бою они должны устрашать врагов викингов.

Тут же прибиты красочные деревянные щиты, показывающие мастерство, удаль, и умение постоять за себя.
Люди на корабле облачены в металлические кольчуги и шлемы, наверняка на поясе у каждого из них висит меч-кладенец, увесистый и суровый в бою.

Тихонько перешептываются между собой заморские гости-варяги, дивятся непривычным видам и пейзажам, открывшимся их взору.

Всполошенные чайки, обгоняя ладьи, крича, несут на своих белоснежных крыльях весть о новоприбывших гостях.
На заднем фоне, по правую сторону, виднеется земля. Среди высоких холмов, покрытых десятком оттенков изумрудного и салатового, нежным ковром зелени стелется травушка, а на вершине спряталась маленькая деревушка. Морской воздух противопоставлен Привольно и широко раскинулись русские земли. Вдали на горизонте, виднеется одинокий островок. Синее небо тонет в голубых водах моря.

Гостей ждет радушный прием, в заморских землях, здесь они отыщут себе товарищей по ратному делу и наладят торговые пути. Но пока, ни одной человеческой фигуры не видно на берегу. Погода благоволит их делам, небо ясное, ни тучки, ни облачка. Природа сияет и блещет своей красотой, поражая воображение иноземцев.

Картина похожа на иллюстрацию волшебной сказки о богатырях, волшебным очарованием веет от этого красочного произведения искусства.

Художник, вдохновленный светлым образом русской природы, с любовью и трепетом, мастерски, реалистично, используя только ему подвластные цветовые гаммы, словно, чародей, изображает чудесные мотивы древней истории славян.

Видео - Лучшие работы Рериха

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от первого лица вратаря (описание)
  • Когда смотришь на картину К.Ф. Юона «Зимнее солнце» сразу вспоминается тихий солнечный и морозный декабрьский денёк. Настроение картины светлое и радостное.