Каюм Насыри

Габделкаюм Габделнасырович Насыров родился 14 февраля 1825 г. в Казанской губернии, Свияжском уезде, в селе Верхние Ширданы.

Отец - учитель мектебе, мулла, образованный человек, знающий арабский, персидский, русский языки.

Семья жила бедно, зимой – приношениями учеников, летом – сельскохозяйственным трудом.

Первоначальное образование Каюм получил в сельской школе, которая давала элементарную грамотность. Он отмечался большой любознательностью, и отец отправил его для образования в Казань. В 1841 г. Каюм Насыри поступил в медресе «Мухаммадия», где жил и учился 14 лет. Медресе обеспечивало высшее религиозное образование, готовило служителей культа (мулл). Кроме того, Насыри изучает турецкий, арабский, персидский, родной языки, литературу Востока и тайно от всех изучает русский язык и культуру. В своей любознательности и усердии он превзошёл всех шакирдов (учеников).

В русском языке он видел единственный путь приобщения к большой науке и ключ к светским знаниям.

К тридцати годам Каюм Насыри успешно закончил медресе, был высокообразованным человеком, хорошо разбирался в специальных вопросах языка, литературы и истории России.

Он не хотел работать муллой и принял предложение работать преподавателем в русском духовном училище.

Педагогическую деятельность Каюма Насыри можно поделить на три этапа.

I этап (1855 – 1870 гг.)

Работа в духовном училище, затем семинарии и академии (этот шаг вызвал возмущение многих мусульман).

Эта деятельность способствовала повышению его профессионального уровня, он в совершенстве знал русский, татарский, арабский, турецкий, джагатайский языки, математику и географию.

В этот же период он является вольным слушателем Казанского университета, а так же упорно изучает историю педагогики, методы воспитания, классно-урочную систему, теорию элементарного образования, начального обучения, знакомится с трудами Толстого, Белинского, Герцена, Добролюбова, Ушинского. В этот период он изучает постановку образования в Европе и в России (в частности, в Казанской губернии) и под влиянием всего этого начинают складываться его педагогические и методические взгляды и появляются первые работы. В 1860 г. он создаёт первое учебное пособие для татар, изучающих русский язык – «Синтаксис», затем книгу для чтения по природоведению – «На досуге» и цикл восточных новел – «40 визирей». В 1867 г. в свет выходит «Татарская хрестоматия», где на русском языке говорилось об азах татарского языка.



Изучив европейскую и русскую педагогику, К.Насыри главную причину отставания татарского образования увидел в конфессиональном характере обучения, схоластическом обучение, формализме и оторванности от жизни.

II этап (1871 – 1876 гг.)

В 1871 году К.Насыри получил разрешение на открытие школы для татар с преподаванием русского языка. Однако религиознонастроенные родители с трудом отпускали своих детей в эту школу. К.Насыри терпеливо, с большим педагогическим тактом убеждал, что в русском государстве каждому человеку необходимо знание русского языка; и для этого татарским детям он предлагал свои услуги и свою школу.

Настойчивость Насыри была поистине героической. К 1876 году он сумел создать современную школу европейского типа со светлым классом, добротными партами, различным учебным оборудованием. Она не уступала существовавшим гимназиям и не шла ни в какое сравнение с татарскими мектебами и медресе. Школа с каждым годом укреплялась материально, рос её авторитет среди населения.

Тем временем между К.Насыри и инспектором по татарским школам в Казанском округе Радловым год от года зрели разногласия по вопросам ведения учебного процесса (инспектор был сторонником немецкой системы воспитания). Этот конфликт закончился тем, что после пяти лет работы в русско-татарской школе Насыри оставил её.

III этап (1876 – 1902 гг.)

В этот период Каюм Насыри активно занимается научной деятельностью, ведёт исследования по педагогическим проблемам, даёт частные уроки, составляет учебники, общается с широким кругом лиц, издаёт большое количество учебников и пособий, более 40 трудов объёмом приблизительно 500 печатных листов.

Стремясь распространить светские знания и полезные ремесла среди своего народа, он написал и издал учебные пособия по арифметике, геометрии, истории, географии, физиологии, основам земледелия, по слесарному делу, кулинарии и т.д.

Но особенно большой вклад он внёс в научную разработку татарского языка, литературы, фольклора, этнографии и истории. Его по праву считают основоположником татарского языкознания.

Основные педагогические идеи и принципы Каюма Насыри.

В своих работах «Книга о воспитании», «Брошюра о нравственности» он критикует средневековую схоластическую систему обучения в мектебе, медресе, бичует царящих в них дух формализма, догматизма и его оторванности от жизни. Он обосновывает научные основы воспитания, его содержание. Знакомит с приёмами и методикой обучения.

По мнения Насыри целью воспитания является подготовка «настоящего» гуманного, широко образованного человека, любящего свою Родину и уважающего другие народы.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Нормальное физическое развитие – оно является основой нравственного и умственного развития.

2. Духовное развитие (развитие разума, памяти, мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности, познание самого себя).

3. Воспитание воли, характера и нравственных качеств.

К.Насыри были разработаны основные принципы воспитания , на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения. Это:

1. принцип народности – воспитание сообразное с укладом жизни народа;

2. гуманное отношение к ребёнку – уважение к личности ребёнка в процессе воспитания;

3. воспитание и обучение должно падать на детские и юношеские годы;

4. учёт в процессе воспитания и обучения склонностей и интересов детей;

5. полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка;

6. развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения учебного материала;

7. сочетание обучения и физического труда;

8. принципиальность по отношению к воспитуемому;

9. личный пример воспитателя.

В своей воспитательной системе он уделяет большое внимание среде, как фактору, формирующему мировоззрение и взгляды человека. Здоровая среда воспитывает нравственно здоровую личность, а нездоровая – испорченную.

Высокие требования Насыри в своей педагогической системе предъявляет и к учителям, и к родителям. Учитель должен быть научно подготовленным, разносторонне развитым, обладать ценными качествами: доброта, терпимость и т.д. Учитель должен быть внимателен к ученикам, должен учитывать их психологию, обучать без телесных наказаний. Он советовал родителям быть требовательными к детям, в то же время внимательными и предупредительными.

Заслуга К.Насыри в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком.

К.Насыри оказал огромное влияние на развитие среди татар педагогической мысли, и её представители обращались к наследию просветителя, как к важнейшему идейному источнику.

Введение

Каждый ученый-просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Каюм Насыри. Жизнь и творчество

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелж?л?са фил?д?бият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М. Гафури и Г. Тукай, основатель татарского театра Г. Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

каюм насыри
14 февраля 1825({{padleft:1825|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:14|2|0}})

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри, 2 февраля 1825 - 20 августа 1902) - татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.

  • 1 Краткая биография
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки

Краткая биография

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. совершенстве зная родной язык, он втайне начал изучать и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности, Каюм Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри - первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» - В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей - своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри была важным этапом в развитии татарской культуры XIX века. Труды Каюма Насыри, хоть и отличавшиеся некоторой отрывочностью и несистематичностью суждений, были подготовительной ступенью возникновения и развития татарской литературной критики в начале XIX столетия, когда возник и начал крепнуть критический реализм в татарской литературе.

Примечания

Литература

  • Источником материала для этой статьи является книга рус. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəшрияты, 1977.)

Библиография

  • Ш. Рамазанов. Каюм Насыри - основатель татарского литературного языка. - Казань, 1945.
  • Абдуллин И. А., Закиев М. З. Каюм Насыйри - основоположник национального литературного языка // Советская тюркология. 1975. № 3. - С. 52-67.
  • Садыкова Л. Р. Каюм Насыйри - основоположник татарского литературного языка/Л. Р. Садыкова//Лингвистические исследования: Сборник научно-методических работ/ Под.общ. ред. Н. В. Габдреевой, Г. Ф. Зиннатуллиной. - Казань: изд-во гос.техн. ун-та, 2008 - 231 с. - С.65-70.

Ссылки

  • Могила Каюма Насыри
  • Kayum Nasyri (1825-1902) (англ.)

каюм насыри

Каюм Насыри Информацию О

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каюм Насыри) тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри - великий татарский учёный-этнограф , литератор и просветитель XIX века .

Краткая биография

Примечания

  • Источниамвыямаком материала для этой статьи является книга русск. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəЯМяыршияты, 1977.)
  • В настоящее ваМАремя деревня Верхниецкуакау4ем Ширданы Свияжскы района]] Республики Татарстан
  • Шакирд - учащийся мваамавамыывамммедресе ] Республики амываыаввввввввввваааааааыц\щусщоцущрсрцьзру з цфззфзсуфши шшиишшшргр тг г шшн еми ррири рир рири ри рир м мп п с ем се щ нпн н н ри ме м н е а6к ывапролд укен гшщ ывап м сми тьт ап рол п ро г7не ке нгш шг нек апр ол орпа в апрол р ава проо р укен гш гнек ук енгш гн еку кен гшг неку цкенг шщг неку кенг шгн екуц апрол орпав ыв апрол рпа мить мсч про локу кен гшг навы апро рпа вы вапро гнекуц кенгш гнек уке нгш гнеку кен гш гнеку нг каву апро рпавы вапр орпа выва пролд лорпавы вапр олдло рпавыфывапролдж
  • Шакирд - учащийся мваамавамыывамммедресеыа
  • Источник, из которого взяты слова проф. В. В.Мам ГригорьевамМма

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Насыбай
  • Насыров, Мурат

Смотреть что такое "Насыри, Каюм" в других словарях:

    Насыри Каюм - настоящие имя и фамилия Габделкаюм Габделнасырович Насыров (1825 1902), учёный просветитель, писатель. Издал научную грамматику татарского языка, учебники, словари, книги «Поверья и обряды казанских татар...» (1880), «Образцы народной литературы… … Энциклопедический словарь

    Насыри Каюм - (настоящее имя и фамилия ≈ Габделкаюм Габденнасырович Насыров) , татарский учёный просветитель и писатель. В 1841≈55 учился в Казани в… …

    НАСЫРИ Каюм - (наст. имя и фам. Габделкаюм Габделнасырович Насыров) (1825 1902) татарский ученый просветитель, писатель. Издал научную грамматику татарского языка, учебники, словари, книги. Поверья и обряды казанских татар... (1880), Образцы народной… … Большой Энциклопедический словарь

    Насыри, Каюм - [Насыров Абдул Каюм, 1824 1902] один из крупнейших татарских реформаторов и просветителей. Сыграл большую роль в создании татарского литературного яз. В противоположность реформаторам клерикалам (Курсавы, Ш. Марзяны и ряд др.) Н. реформатор… … Большая биографическая энциклопедия

    НАСЫРИ, Каюм - , тат. учёный, просветитель и педагог. Учился в 1841 55 в медресе «Мухамедия». Был вольнослушателем Казанского ун та. В 1855 70 преподавал тат. яз. в… … Российская педагогическая энциклопедия

    Насыри, Каюм - (Насыров Габделкаюм Габделнасырович) (1825 1902) татарский учёный, просветитель и педагог. В 1855 70 преподавал татарский язык в русском Казанском духовном училище, семинарии и академии, в 1870 76 учительствовал в открытом им первом русско… … Педагогический терминологический словарь

    Насыри - Каюм (Насыров Абдул Каюм, 1824 1902) один из крупнейших татарских реформаторов и просветителей. Сыграл большую роль в создании татарского литературного яз. В противоположность реформаторам клерикалам (Курсавы, Ш. Марзяны и ряд др.) Н. реформатор… … Литературная энциклопедия

    НАСЫРИ - Каюм (настоящие имя и фамилия Габделкаюм Габдслнасырович Насыров) (1825 1902), татарский писатель, учёный просветитель. Издал научную грамматику татарского языка, учебники, словари, книги Поверья и обряды казанских татар... (1880), Образцы… … Русская история

    Насыри К. - НАСЫРИ́ Каюм (наст. имя и фам. Габделкаюм Габделнасырович Насыров) (1825–1902), тат. писатель, учёный просветитель. Издал науч. грамматику тат. яз., учебники, словари, кн. Поверья и обряды казанских татар... (1880), Образцы народной лит ры… … Биографический словарь

    Насыри - I Насыри Имай (псевдоним; настоящее имя и фамилия Имамутдин Низамутдинович Насыров) , башкирский советский писатель. Член КПСС с 1919. Родился в деревне Нижняя Усала, ныне Стерлитамакского района Башкирской АССР.… … Большая советская энциклопедия

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каюм Насыйри) (тат. Qayum Nasri, Каюм Насыйри, 2 февраля 1825 - 20 августа 1902) - татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века. Выдающийся учёный, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития. Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь отдал делу распространения среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он шел впереди представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка. Имя Каюма Насыри сегодня известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и культурой татарского народа. Память о выдающемся просветителе не только не померкла за последние десятилетия, но и была увековечена в названиях улиц, в мемориальных местах и музеях, в массовом издании и широкой пропаганде его трудов. Однако посмертная слава и благодарность потомков послужили всего лишь небольшим вознаграждением человеку, который на протяжении всей своей жизни, находясь в счастливом поиске истины, в то же время постоянно испытывал непонимание и даже неприязнь современников, бедность и неудачи, холодное, беспросветное одиночество.

Биография

Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ) в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл.

Дед Каюма - Хусейн бин Альмухамед, окончив прославленное медресе Сагита Ахметова в деревне Берези (ныне Атнинский район РТ), во второй половине XVIII - начале XIX века был имамом в Верхних Ширданах, с успехом занимался преподавательской и научной деятельностью. Он оставил ряд рукописных трудов по арабскому синтаксису и грамматике, пользовавшихся большой популярностью у шакирдов того времени. К сожалению, его сын Габденасир, несмотря на блестящие способности и фундаментальные знания в области исламских наук, полученные в самых авторитетных центрах татарского мусульманского просвещения в Казани, в деревнях Берези и Маскара (ныне Кукморский район РТ), не стал проповедником.

Образованный, хорошо знавший русский язык Насыр-мулла все силы и время отдавал заботам о родном ауле и односельчанах. Как впоследствии писал Каюм Насыри, "сострадание к чужой беде, отзывчивость к людям и множество добрых дел… снискали ему уважение и признательность народа, прозвавшего его «милосердным». Общественные проблемы так и не дали Габденасиру хазрету возможности официально проповедывать в сельской мечети. Однако, подобно своему отцу Хусейну, он достаточно плодотворно занимался теорией арабского языка и профессиональной перепиской восточных книг.

Таким образом, судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями, замечательным примером его предков. Освоив основы грамоты и веры в деревенском мектебе, он по совету отца в 1855 году уезжает в Казань в медресе при пятой соборной мечети, где тогда преподавал их земляк и давний друг Ахмед бин Сагит аш-Ширдани (1793-1863). Этот священнослужитель был известен не просто как прирожденный педагог и талантливый учёный, но и как прогрессивный имам, убежденный сторонник религиозного реформатора Г.Курсави. Учеба под началом такого человека помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище.