«В гостях у сказки» - Могу всё. “Спасите, нас съел серый волк” “ Очень расстроена. “Телеграмма”. Унесли братишку птицы. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. Женюсь на лягушке”. Заигралась сестрица. Сказки о животных, бытовые сказки. Сказочные заклинания. «По щучьему веленью, По моему хотенью». Описательного типа.

«Секреты сказок» - Лес. Ребята. Сочинители сказок. Формирование способности к восприятию нового знания. Мастера-сказочники. Секреты сказки. Корабльhttp. Виды сказок. Волшебная сказка. Творческая работа. Сказки-воспитатели.

«Сказки для 5 класса» - Моя любимая русская народная сказка. Элементы сказок. Примеры. Иван Андреевич Крылов. Самые известные басни. Виды сказок. Род литературы. Иван - крестьянский сын и чудо – юдо. Михайло Васильевич Ломоносов. Сказка.

«Волшебный мир сказок» - Загадочный мир сказок. Долго она бегала по полям, по лесам. Посели сказку в нужное жилище. Узнай сказку. Собери отрывок из сказки. Какие бывают сказки. Инсценировка сказок. В какое творчество входят сказки. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.

«Сказка как вид народной прозы» - Сказка. Теплота. Эпиграф. Занимательный рассказ. Полное сердце любви. Сказка как вид народной прозы. Экспертиза. Каша из топора. Интерес. Сценическое искусство.

«Волшебные сказки» - Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Волк побежал стрелой. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить. «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». В тридесятом царстве, небывалом государстве… Сюжет волшебных сказок. Постель -пуховая. А вниз идёт – сказки сказывает.

У волшебных сказок строгая и стройная композиция. Она в основном держится на единстве идеи, пронизывающей весь рассказ. При этом сюжет может становиться очень сложным, включать множество побочных ходов, но все действия в сказке основаны на стремлении главного героя к цели. Очень часто, когда герой оказывается близок к цели, повествование вдруг делает поворот к неудаче, начинается новый цикл приключений и поисков. Сказка неизменно разрешается благоприятным исходом для положительного героя.

Лучшие волшебные сказки характеризуются традиционными формулами присказки, зачина, повествования и концовки. Иногда сказка начинается с присказки, которая не связана с фабулой сказки. Цель присказки – показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки. Присказка – необязательная часть волшебной сказки, она может быть короткой: «Дело было на море, на окияне, на острове Буяне, среди воды, где деревья росли», или развернутой: «Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бычок печеный, возле него лук толченый; шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут – похваляются, сами собой забавляются. Это присказка, сказка будет впереди!».

За присказкой следует сказочный зачин, который своей неопределенностью снимает вопрос о достоверности событий. Зачин указывает фантастическое место («В некотором царстве, в некотором государстве»), фантастическое время («При царе Горохе») и называет героев («Жил-был царь и было у него три сына»). После зачина следует основная повествовательная часть сказки. Повествование ведется при помощи многочисленных художественных приемов, один из них – сказочные формулы или общие места: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «такая краса, что не в сказке сказать, ни пером описать» и др. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, что подчеркивает повтор событий. Чаще всего событие повторяется три раза – троичность действия, возможно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта, этот прием придает сказке характерную эпичность, замедленность в развитии действия. В сказке встречаются и многократные повторы.

Волшебные сказки иногда очень большие по объему, чему способствует использование приема «нагромождение однородных действий». В сказке «Марья Моревна» этот прием используется неоднократно, в ней как бы соединены несколько сюжетов. Идейная направленность сказки обусловила и контрастную обрисовку достоинств героя и пороков его врагов, поэтому контрастность – один из основных художественных приемов в сказке. Психологические характеристики элементарны, одни всегда положительные, другие – отрицательные. Действующих лиц немного, только те, которые принимают активное участие в действии. Характеры героев не изменяются, проявляются не в рассуждениях, а в действии, в поступках. Волшебная сказка не останавливается перед прямой идеализацией героя и героини.

Для сказочного сюжета характерен прием «отраженного действия», основанный на том, что если герой в начале сказки великодушно оказывает кому-то помощь, то впоследствии ему платят добром («Волшебное кольцо», «По щучьему велению»). В волшебных сказках встречается и прием «ступенчатое сужение образа» (например, описание места, где спрятана смерть Кощея – от описания острова, где растет дуб... до кончика иглы). В драматически напряженных местах сказка прибегает к повторности описания, к рифмованному параллелизму («конь бежит, земля дрожит», «пестом погоняет, помелом ему подметает»). В сказке широко используется ретардация, замедление в развитии действия, чему способствует использование повторов, троичность действия, а также драматический и живой диалог, который повторяется без изменений на протяжении повествования.

Сказка обычно заканчивается концовкой, которая, как и присказка, часто шутлива, ритмична, рифмована: «и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало», «вот сказка, а мне бубликов связка». Назначение концовки – вернуть слушателя из сказочного мира в реальный. Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы.

Язык волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами, поговорками, загадками.

Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)

Задачи для учащихся:

1.Знать композиционные части сказки.

2.Научиться находить их в тексте.

3.Составлять сказку по композиционным частям.

Предполагаемые результаты:

1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.

2.Умеют находить композиционные части в тексте.

3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.

Ход урока.

I . Мотивационный этап.

1.Психологический настрой на урок.

Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.

Вопросы после просмотра:

2.Формирование групп.

Учитель назначает командиров групп:

Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.

Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.

Повторение правил работы в группах.

4.Целеполагание.

Учитель.

Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)

Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:

«!» – знаю, согласен;

«-»-не согласен;

«+»-интересно и неожиданно;

«?»- не знаю, хочу узнать.

После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:

Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»

Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.

Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.

С какой целью вы хотите это узнать?

Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.

Запишем тему урока в тетрадь.

II . Операционный этап.

1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1 вариант

Имя_________

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.

2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….

3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2 вариант.

Имя_ ________

1) А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.

2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…

3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)

Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)

Чем сказка отличается от рассказа?

В рассказе нет присказки, зачина и концовки.

По каким признакам мы отличаем сказку?

Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.

3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.

Карточки:

Присказка

зачин

концовка


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.

Присказка

зачин

концовка


5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.

6.Закрепление изученного материала.

Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)

1 уровень.

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.

И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.

Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)

Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.

7.Представление выполненной работы спикерами групп.

III .Рефлексия.

1.Проверка усвоения темы.

Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.

Мини-тест.

1.Присказка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Зачин

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

3.Концовка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Проверка.

Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)

Поставьте оценку в свой тест.

Если:

все ответы верны – смайлик «улыбается»

один, два ответа не верны – смайлик «грустный»

3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания…..

Я понял, что…..
Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрёл….

Я научился….

У меня получилось…

4.Домашнее задание.

Повторить правило на странице 39-40.

Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.

28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители - многие и многие безымянные сказочники. Вспомним, что народная сказка в отличие от литературной всегда рассказывалась, а не читалась...

Талантливые сказочники - это прежде всего знатоки сказок: от каждого из них собиратели, как правило, записывали большое количество сказок - иногда более ста! Сказочники в то же время и настоящие актёры.

Неспешно ведёт сказочник повествование о волшебных приключениях Ивана-царевича и серого волка; жесты скупы, голос ровный, речь течет неторопливо - кажется, ничто не волнует его, а мы взволнованны. Но вот сказочник начал сказку о животных, и манера исполнения изменилась. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: «толстый» - это говорит медведь, хозяин лесов; слащавый, с хитринкой - это лиса, Лиса Патрикеевна, лисица - масляна погубица, кумушка лиса. Тоненьким голосочком ведёт разговоры зайчик - заюшка-побегаюшка.

Много талантливых сказочников! К сожалению, не обо всех мы располагаем данными, раскрывающими их творческий облик и жизненный путь. Однако о некоторых у нас есть сведения, хотя порой и скудные. Искусной сказочницей была няня А. С. Пушкина Арина Родионовна: её исполнение очаровывало великого поэта. С теплотой вспоминал свою няню Евгению М. Горький.

Сказочники были окружены вниманием, уважением, любовью. Часто их освобождали от тяжёлой физической работы, только бы они рассказывали. Известный сибирский сказочник И. Е. Сороковиков-Магай в 1930-е годы вспоминал: «Приезжаешь на мельницу - даже принимают мешки мне-ка помогать. „Он сёдне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь: „Смелем тебе, только говори сказки нам!" Но и на промыслу (на охоте) с товарищами приходилось говорить много. Ночь длинная, осеновская. Делать нечего. Начинаешь сказки говорить, и у них настроение повышается».

По Ю. Г. Круглову

Известный учёный, исследователь русского фольклора Марк Константинович Азадовский оставил интересные характеристики наиболее талантливых сказочников.

Замечательный сказочник Д. С. Асламов каждый раз готовился к сеансу, повторяя про себя сказки, и потом тщательно заботился, чтобы «всё было на месте и к месту».

Енисейский сказочник Ф. И. Зыков утверждает, что самое трудное в сказке - «разговор» (то есть диалог). «Тут одно слово неладно - и ничего не получится. Тут надо всё быстро делать».

А. К. Новопольцев вносит в волшебную сказку разнообразные «потешные элементы», рифмовку.

Форма особого балагурного стиля представлена и сказительницей А. К. Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы, подробности, вводит ритм, рифму. Каждый раз она творит сказку.

Н. О. Винокурова сопровождает свои сказывания сказок жестами, мимикой героев, вводит в текст песни, пейзаж.

Известны и другие сказочники. Прочитайте книгу «Фольклор и литература» (М., 1996). Подготовьте к сказыванию для вечера сказок любимую сказку, подумайте, какие «краски» будете использовать при этом.

Обогащаем свою речь

  1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера оказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?
  2. Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей?
  3. Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?
  4. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.
  5. Рассмотрите несколько слов-синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова?
    • Ругать - бранить - обзывать;
    • талантливый - знаток - классный.

Литература и изобразительное искусство

  1. Каких художников - иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?
  2. Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?
  3. Рассмотрите иллюстрации И. Билибина, репродукцию картины В. Васнецова. Составьте пересказы эпизодов сказок, опираясь на иллюстрации художников («Пир», «Встреча Ивана-царевича с царевной-лягушкой», «Встреча со старым старичком», «Иван-царевич и щука»).

Проверьте себя

Кто из сказочников пользовался следующими приёмами:

  1. вносил «потешные элементы», рифмовку;
  2. вводил в текст песни, пейзаж;
  3. использовал зачины, концовки, повторы;
  4. считал, что самое трудное в сказке - «разговор»;
  5. заботился о том, чтобы «всё было на месте и к месту»?