Правописание чередующихся гласных в корне слова

Чередование а и о

1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага́ р, уга́ р - загоре́ лый, угоре́ ть.

Исключения: вы́ гарки, и́ згарь, при́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: за́ рево, зо́ рька - зарни́ ца, озаря́ ть.

Исключение: зорева́ ть.

3. В корне кас- - кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кла́ няться, покло́ н - поклони́ ться, поклоне́ ние.

5. В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлага́ ть, прилага́ тельное - предложи́ ть, обложе́ ние.

Исключение: по́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́ вать, плаву́ честь, поплаво́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- - в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскака́ ть - подскочи́ ть.

Исключения: скачо́ к, скачу́ .

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, тво́ рчество - твори́ ть, творе́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ ть - угова́ ривать, затро́ нуть - затра́ гивать, зарабо́ тать - зараба́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- - жиг-, стел-- стил-, чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать - начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

От чего зависит написание

Корни с чередующимися гласными

Выбор гласной

Исключения

1. От последующей согласной

перед Г пишетсяА ,

перед Ж пишетсяО

`поло г

изла гать - изло жить

раст-/рос-

перед СТ иЩ пишетсяА ,

перед С пишетсяО

ро сток

Ро стов

Ро стислав

ро стовщик

отра сль

ра сти

выра щенный

выро сли

скак-/скоч-

перед К пишетсяА,

перед Ч пишетсяО

ска чок

ска чи

ска чите

ска чу

ска кать

выско чка

2. От наличия или отсутствия суффикса -а-

блест-/блист-

стел-/стил-

И , если нет, -Е

соче тать

словосоче тание

Выби рать – выбе ру

кля-/клин-

если есть суффикс -а-, то пишетсяИ , если нет, -А/Я

вни мательно

если есть суффикс -а-, то пишетсяА , если нет, -О

ка сание

ко снуться

3. От ударения

клон-/клан-

твор-/твар-

О

`утва рь

заго` релый

укло` ниться

тво` рение

плов-/плав-

в безударном положении пишется А

зо ре`вать

пло` вец

пло в`чиха

пло в`цы

плы ву`ны

оза` рение

спла в`лять

4. От лексического значения

О – в значении: (не)пропускать жидкость;А – в значении: погружать в жидкость

непромо каемый

обма кнуть

ровн-/равн-

О – в значении: ровный, прямой, гладкий;

А – в значении: равный, одинаковый

ра внина (ровный, гладкий)

заро внять

сра внить

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы в зависимости от того, чем определяется выбор той или иной гласной в корне.

Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, выж…гание, р…стовщичество, скл…нение, з…рница, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, вск…чить, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность, откл…нение, разг…еться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение, м…кание, благотв…рительность, быстрораств…римый, спл…влять, р…вноденствие, самовозг…раемость, неук…снительно, безотл…гательный, местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец, прир…внять, ср…внительно-исторический, нар…щение, подр…стковый, р…внозначный, повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой, одухотв…ренность, бл…стательный, нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать, пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться, обм…реть.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.

1. Сквозь волнистые туманы проб…рается луна. 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег…рело, или вода не бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам…рало, уп…раясь в темноту, круглое красноватое отражение. 4. Молодые деревья р…сли очень тесно, ничей топор еще не к…снулся до их стройных стволов. 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р…вна. 6. Все почтительно прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол…жении отечества и делали различные предпол…жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано. 8. Мы с Павлом приб…рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. 9. Наружность артиста сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претв…риться в самый неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство и сердце – вот два р…вновеликих сл…гаемых, которые в своем соч…тании и создали живопись Репина. 11. Ольга Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии. 12. Как раз в это время на луговину, где г…рел костер, выск…чил игривый жеребец.

Чередование гласных в корнях слов.

Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.

Чередование, и - е

В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,

дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.

Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.

Проверь себя

Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.

Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.

Чередование а - о.

1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за

корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.

2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме

слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .

3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

Проверь себя

Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).

Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.

4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть

и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.

В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о

(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.

5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар

зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.

6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.

7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед

согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.

Проверь себя

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.

Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.

Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:

гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.

В корнях с чередующимися гласными зар- и зор- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например: зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения: зоревАть.

В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)- пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например: касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.

В корнях с чередующимися гласными клан- и клон- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например: клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.

В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож- , перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например: прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения: полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).

В корнях с чередующимися гласными мак- и мок- пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например: Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.

В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв- пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например: Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.

В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн- пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например: Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.

В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например: раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).

В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч- , перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например: подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения: скачок, скачу.

В корнях с чередующимися гласными твар- и твор- , под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например: твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения: утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).

В корнях бер- и бир-
Например: собирАть, беру, собирАется.

В корнях дер- и дир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: задирАть, деру, задирАется, задирА.

В корнях мер- и мир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: замирАть, замереть, умирАть.

В корнях пер- и пир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: запирАть, запереть, запирАется.

В корнях тер- и тир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стирАть, стереть, затирАет.

В корнях блест- и блист- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..

В корнях жег- и жиг- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.

В корнях стел- и стил- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стелется, застилАть, простилАется, расстелить.

В корнях чет- и чит- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: четное, читАтель.
Исключения: сочетАть, сочетАние.

В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например: Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).