«Вулканический мир мрачен, его цвета: серый, темно-синий, коричневато-черный. Редкие светлые пятна (желтые, белые, охряные) делают весь ансамбль еще более трагичным. Что же касается ярких или темно-красных оттенков и светлого золота расплавленной лавы, то вызываемое ими возбуждение всегда сопровождается безотчетной подавленность

Сутки, проведенные в подобного рода месте, хотя, в общем, и оставляют сильное впечатление, но все-таки уже после третьего или четвертого часа человеческому существу начинает становиться не по себе, хочется видеть воду, растения...» - так описал свою встречу с горами Гарун Тазиев - известный бельгийский геолог и вулканолог.

«Сядем с вами на одну из тех больших каменных плит, которыми усыпана поверхность ледника, и посмотрим кругом. В тени под навесом скал, куда с утра не заглядывали еще лучи солнца, стоит ночная прохлада. Камни холодны как лед, и вас насквозь пронизывает свежий воздух. Здесь еще сейчас чувствуется, как холодно было ночью на этих высотах, какой мороз сковывал эти скалы. Зато там, куда падают солнечные лучи, совсем тепло.

Под их горячей лаской можно сидеть на поверхности ледника в одном легком платье. Как ослепителен свет солнца в чистом воздухе горных вершин, как сильно накаляют его лучи поверхности камней и скал! Солнце является источником могучих сил, совершающих великую работу преобразования лика нашей планеты. Прислушайтесь к тому, что происходит вокруг нас » - это отрывок из книги советского геолога В. А. Варсанофьевой «Жизнь гор».

При изучении Евразии учитель может предложить учащимся отрывок из книги известного русского живописца и писателя Н. К. Рериха о невыразимом величии Гималаев:

«Два мира выражено в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и монастырей. ...Орлы спорят в полете с многоцветными бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном.

На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима. И все это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу.

Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидеть новое надоблачное строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделенных мглою. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев: «Обитель снегов ».

Книги помогают найти ту необходимую деталь, вокруг которой можно выстроить урок. Внимание к описательному рассказу учителя можно привлечь разными методическими приемами, один из которых условно назовем «сужением темы».

Так, например, рассказ об озере Байкал в курсе физической географии России можно начать с высказывания Л. С. Берга: «Байкал - чудо природы во всех отношениях » - и далее показать учащимся целый ряд таких «отношений» - размеры, глубина, прозрачность воды, и вместе с тем показать современные экологические проблемы.

Рассказывая о минеральных богатствах Урала, привести слова П. П. Бажова: «Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому - на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат ».

Пусть прозвучит на уроке по теме «Горные породы, слагающие земную кору» страстный призыв А. Е. Ферсмана: «Я очень хочу увлечь вас в этот мир (камня), хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях, мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная ».

Знакомя учащихся с горными породами, можно показать им настоящее чудо: дать рассмотреть на предметном стекле микроскопа... песчинку, одну из многих тысяч в куче песка. И ребятам откроется удивительный мир играющих граней, цветов, скрытых от невооруженного глаза; откроется подлинная красота незаметной, самой прозаической песчинки, почти невидимого обломка когда-то мощной горной породы, принесенной ледником или поднятой из земных недр. Может, так можно учить постижению умения.

В одном мгновенье - видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В огромном камне - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

(У.Блейк)

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

(В. С. Рождественский)

Изучая тему «Литосфера», шестиклассники выявляют роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана.

Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна «Таинственный остров»: «Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава ».

Рассказывая о происхождении островов, мы говорим о том, что острова, возникшие в результате вулканических извержений, поднимаются с больших глубин на значительную высоту над водной поверхностью и отличаются характерной формой, напоминающей форму вулкана. Вулканические острова могут и исчезать. «…в ночь на 9-е из кратера под грохот оглушительных взрывов поднялся огромный столб дыма, больше трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара, очевидно, не выдержала давления газов, и море, проникнув через центральный очаг в огнедышащую пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал этой массе пара достаточно просторного выхода. Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась на куски и обрушилась в море. Через несколько минут волны Тихого океана покрывали то место, где был остров Линкольна ».

На уроке «Географические координаты» можно использовать строки, строки из романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта». «27 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия», из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор… Там, постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом широты, окажите им помощь, или они погибнут ».

Шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.

Семиклассники на уроке «Жизнь в океане» слушают, строки из романа Ж.Верна «20 тысяч лье под водой», попадают в подводный мир и осознают значение океана для жизни человека.

«… я пробовал все эти кушанья не из жадности, а из любопытства, как зачарованный слушая капитана Немо.

- Море, - продолжал он, не только кормит меня, но и одевает. Ткань, из которой сшита ваша одежда, соткана из биссусов некоторых морских ракушек. Она окрашена, по примеру древних, соком пурпурницы, а фиолетовый оттенок получен при помощи экстракта из средиземноморских моллюсков – аплизий. Духи, стоящие на туалетном столике отведенной вам каюты, - продукт сухой перегонки некоторых морских растений. Тюфяк на вашей постели сделан из лучших океанских трав. Перо, которым вы будете писать, сделано из китового уса, чернила – из выделений желез каракатицы. Все, чем я пользуюсь сейчас, поставляется морем, и все это когда-нибудь вернется к нему.

- Вы любите море, капитан?

- О да, я люблю его. Море – это все. Оно покрывает семь десятых земного шара. Его испарения свежи и живительны. В его огромной пустыне человек не чувствует себя одиноким, потому что все время ощущает дыхание жизни вокруг себя. В самом деле, ведь в море есть все три царства природы: минеральное, растительное и животное. Море – обширный резервуар природы. Жизнь на земном шаре началась в море, и, кто знает, не в море ли она и окончится? В море – высшее спокойствие… »

При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ». Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отделенной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах…

Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.

(Поэт стоял выше границы снеговой линии. Её средняя высота на Кавказе 2900 м. Она поднимается до высоты 3500 м на северо-восточных склонах и опускается до 2700 м на юго-западных. Таким образом, поэт находился, приблизительно, на высоте 3000 м от уровня моря).

На уроке «Природные зоны мира» путешествуем по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С.Лагерлеф «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» летит на гусе в Лапландию.

«Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.

- Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб?

Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.

Буков давно и в помине нет.

Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле ».

Над какими природными зонами летел Нильс?

(Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья).

В 9 классе, при изучении факторов размещения предприятий черной металлургии в теме: «Межотраслевые комплексы» удачным является отрывок из романа Ж. Верна «Таинственный остров».

«…На другой день Сайрес Смит в сопровождении Харберта отправился искать древние формации, из которых он отобрал образчики руды. Он обнаружил ее залежи на поверхности земли, близ истоков Красного ручья. Эта руда, обильно насыщенная железом, прекрасно подходила для того способа восстановления, который придумал применить инженер. Он хотел воспользоваться каталонским способом, внеся в него некоторые упрощения… Этот способ, вероятно, применялся еще первыми металлургами на Земле. То, что удалось первым потомкам Адама и давало хорошие результаты в местностях богатых рудой и топливом, не могло не удастся жителям острова Линкольна. Каменный уголь, так же как и руду, удалось без труда собрать поблизости прямо с поверхности земли ». (Размещение металлургических комбинатов у сырья и топлива).

Сурков Алексей Александрович родился 1(13) октября 1899 года в дер.Середнево Рыбинского района Ярославской области. С 12 лет Сурков служил "в людях" в Петербурге. Вскоре после Октябрьской революции ушел на фронт Гражданской войны. Демобилизовавшись, вернулся в деревню. Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете и даже писал пьески для драматического кружка. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету.

Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство РАППа в 1928 году. Здесь он закончил факультет литературы Института красной профессуры в 1934 году. В 1934 - 39 работает в журнале "Литературная учеба".

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 году в петроградской "Красной газете", но подлинным началом своей поэтической деятельности он считает 1930 год, когда вышел первый сборник стихов "Запев". Наибольшие удачи этого и последующих сборников относятся к изображению героев Гражданской войны. В 30-е гг. Сурков участвует в работе Локафа. Большую популярность приобрели его песни этих лет - "Конармейская песня", "Терская походная" и др. В 1939 - 1945 гг. Сурков - военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную Белоруссию, войны с белофиннами, затем - Великой Отечественной войны. В 1944 - 1946 гг. был ответственным редактором литературной газеты. Особенную популярность приобрели его песни тех лет: "Бьется в тесной печурке огонь...", "Песня смелых" и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией СССР. С 1945 по 1953 года - ответственный редактор журнала "Огонек". Впечатлениями от многочисленных путешествий и встреч навеяны стихи, вошедшие в послевоенный сборник "Миру - мир!", вышедший в 1950 году и удостоенный в 1951 году Государственной премии СССР. С 1949 года был секретарем Союза писателей СССР (с 1953 по 1959 - первый секретарь). В 1952 - 1956 гг. избирался членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, а в 1956 - 1966 гг. - кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4 - 8-го созывов и РСФСР 2 - 3-го созывов. Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира.

С 1962 года - главный редактор "Краткой Литературной Энциклопедии". В 1965 году вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова "Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934 - 1965". Переводил стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и др. поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки. В 1969 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Скончался в июле 1983 года.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Тема работы:

«Литературная география.

Путешествие по памятникам литературным героям»

Предмет (предметные области) :

Литература, география

Выполнили работу:

обучающиеся 5 «А» класса

Пазухина Анна,

Перевезенцева Александра,

Лебедева Полина,

Уранова Дарья

Руководители:

Парова Татьяна Николаевна,

Номерова Наталья Леонидовна

2017 год

Оглавление

    Введение ………………………………………..…. Стр. 3

    Основная часть ……………………………………. Стр. 4

    Заключение ………………………………………... Стр. 14

    Информационные источники ……………………. Стр. 15

    Приложения……………………………………….. Стр. 16

Введение

В формате ФГОС второго поколения актуальна проблема интегративного освоения предметов в школе, так как метапредметный подход к урокам способствует более успешной реализации учебных целей на основе синтеза пограничных учебных предметов.

Роль географии как дисциплины в системе образования огромна. Велик ее образовательный, воспитательный и мировоззренческий потенциал. На стыке географии и литературы находится литературная география.

Использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью формируется образ территории, развивая логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс. Художественные тексты выступают носителями информации, дают дополнительный стимул к ее получению, активизируют познавательную деятельность.

Актуальность проекта : на уроках литературы мы изучаем художественные произведения, знакомимся с героями книг, представляя их в своём воображении. Но мало кто знает, что многим героям поставлены памятники у нас в России и за ее пределами. Данный проект будет интересен как на уроках литературы, так и на уроках географии, позволит ввести читающих школьников в географическое пространство их любимых книг, а не читающих – приобщать к художественной книге как таковой.

Цель работы: провести исследование, какие памятники литературным героям поставлены в России и за ее пределами.

Задачи работы:

1. Провести исследование, какому литературному герою создан памятник;

2. Установить, где и когда установлен, кто автор скульптуры;

3. Расширить знания о популярных героях произведений мировой литературы;

4. У меть видеть связь литературного произведения и реальной жизни, ориентироваться в географическом пространстве.

Гипотеза: Воспитывать интерес к литературе и географии, уважительного отношения к творчеству других людей.

Предмет исследования: Скульптурные изображения героям литературных произведений.

Результаты проекта: материалы могут быть использованы на уроках литературы и географии

Основная часть

Все мы знаем, что люди любят ставить памятники своим героям: солдатам и полководцам, поэтам и писателям, художникам и композиторам.

Герои войн, великие деятели достойны того, чтобы их запечатлели в металле и мраморе. Человечество помнит их подвиги, произведения, чтит и преклоняется перед их гением. Но, почему же, тогда, в Копенгагене памятник Русалочке стал символом датской столицы? Почему в Москве был установлен памятник Мальчишу – Кибальчишу? Чем прославились эти герои литературных произведений? И почему тот или иной памятник поставлен именно в этом городе, а не в каком-либо другом?

Немного истории.

Скульптура – очень древний вид искусства. Она всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдёте и у себя дома.

Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди ценят книжных героев не меньше, чем настоящих.

Память в камне и бронзе…

Ежегодно 18 апреля все человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры. В России этот праздник начали отмечать с начала 80-х годов прошлого столетия.

Но еще в первой половине ХХ века усилиями Н. К. Рериха был создан Пакт о защите культурных ценностей. Реализацией этой идеи стал договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в Вашингтоне при участии президента США 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны. Позднее, 14 мая 1954 года, на основании документации Пакта конференция ООН в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Знаменитый ученый-этнограф, языковед, писатель и путешественник В. И. Даль писал: «Памятник - это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…» Художественная литература – это творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности мест. Какое трепетное чувство восторга вызывают памятники героям книг, которых мы знаем с детства. Таких памятников в мире огромное количество. В России – также много мест, где стоят памятники нашим любимым литературным героям.

Памятники героям литературных произведений в мире

Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Русалочка, Дон Кихот и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. Но эти памятники стоят в других странах и городах.

    Чудесная девочка Алиса

Нью-Йорк, США, Центральный парк. Памятник «Алисе в стране чудес»

Нью-Йорк основали голландские поселенцы в начале XVII века. До 1664 года он носил название «Новый Амстердам».

Изначально, штат был населен коренными индейцами. Первым исследователем, который обнаружил город, был Джованни Веразано, итальянский исследователь. Он назвал его New Angouleme, а через год голландец по имени Генри Хадсон настоял на том, чтобы дать штату название Нью-Амстердам. И только позже англичане дали городу его название. В 1789 году город был назначен первой столицей США. Длилось это, правда, лишь год.

Нью-Йорк окутан тайнами и легендами. Ведь это один из самых известных городов мира. И пусть у него нет такой богатой истории как у Рима или Афин, но от этого он не становится менее интересным.

О Нью-Йорке можно говорить вечно. Трудно выделить самые удивительные факты о нем из несметного множества информации.

    Остров Манхэттен был приобретен голландским исследователем Питером Минуитом у племени индейцев за 24 доллара.

    После того, как город захватили англичане, он был переименован в Нью-Йорк, в честь герцога Йоркского - младшего брата короля Англии Карла II.

    Высота Статуи Свободы (от верхней части основания до факела) составляет 46,05 метров.

Как и на Родину-мать в Киеве, на Статую свободы можно подняться. Чтобы попасть в корону монумента, нужно преодолеть 354 ступени винтовой лестницы

У северного берега озера Консерватору Вотер США находится одна из самых любимых скульптур Центрального парка. Это группа персонажей из ставшей классической книги Льюиса Кэрролла 1865 года «Алиса в стране Чудес». Алиса как бы устраивает прием на огромном грибе. Она протягивает руку к карманным часам, которые держит Мартовский заяц, который был хозяином Безумного чаепития в книге.
Безмятежное спокойствие Алисы резко контрастирует с маниакальным выражением лица стоящего рядом Болванщика (Безумного шляпника), который обдумывает и вот-вот готов выдать одну из своих бессмысленных загадок. На грибе поменьше примостилась и при этом грызет какое-то угощение к чаю робкая Мышь соня, которая, кажется, готова в любой момент бросится бежать при любой надвигающейся угрозе.
А через плечо Алисы выглядывает сияющая морда Чеширского кота.
Филантроп Джордж Делакорте подарил эту скульптуру Центральному парку в честь своей жены Маргариты.
Скульптор очень точно следует причудливым викторианским иллюстрациям Джона Тенниэля из первого издания книги. (Приложение 1)

    Красная шапочка

Германия, Мюнхен, Am Kosttor 3. Памятник с маленькой девочкой и волком. Название памятника на немецком: "GEDENKSTEIN FUR ROTER HUT"

Германия - это не просто одно из высокоразвитых государств Западной Европы, это страна великих рек, страна, где жили и творили великие композиторы Бетховен и Бах, где родился и создавал свои литературные шедевры Йоганн Вольфганг фон Гете.

Столица Баварии – Мюнхен – третий по величине город Германии после Берлина и Гамбурга. Его население составляет 1,5 миллиона человек. Сама Бавария является самой крупной федеральной землей Германии.

Мюнхен сегодня не просто собрание музейных и культурных ценностей, но и масштабный исследовательский центр. Все, кто приезжает в Мюнхен, находит для себя что-то интересное.

Для городского населения около 3 млн. человек, Мюнхен и его ближайшие пригорода имеют один из наиболее пунктуальных систем внутри городского транспорта в мире. Их пунктуальность поражает: опоздание в минуту редкость. Мюнхенский трамвай является самым старым существующей системой общественного транспорта в городе, который находится в эксплуатации с 1876 года.

Местное население называет Мюнхен на баварском сленге Минга, хотя официально в германии его зовут München .Его родное имя, » Мюнхен » , происходит от немецкого слова » Монче » , что означает » монахи» .

Самый большой музей естествознания и техники располагается в Мюнхене, его основали в 1903 году. Сейчас там представлено порядка 28000 экспонатов, относящихся к 50 отраслям науки.

Родиной немецкой «Красной Шапочки» является город Швальм. Именно здесь братья Гримм записали эту сказку, и она известна немецкому народу в их изложении. В городе Швальм есть памятник Красной Шапочке и Серому Волку. А ещё здесь есть очень интересная традиция: все девушки на праздники носят красные шапочки, а юноши - маски волков.

В Мюнхене тоже есть памятник «Красной Шапочки, хотя это не совсем памятник, а один из фонтанов Мюнхена. Называется "Волчий фонтан".

И посвящен он, разумеется, не только известной сказке про Красную шапочку, но и фамилии Wolf. Заказали этот памятник муж и жена Адольф и Аполлония Вольф. Проект скульпторов Heinrich Düll и Georg Petzold.

Установлен в 1904 году. Фонтан находится на площади Am Kosttor. (Приложение 2)

    Долина Муми-Троллей

Финляндия, Тампере , музей «Долина Муми-Троллей», расположен на улице Hämeenpuisto (Хамеенпуисто) 20, в здании Центральной городской библиотеки

В Финляндии Тампере – второй по численности и значимости город. Он расположен на юге страны, на берегу быстрой и порожистой реки Таммеркоски, соединяющей два крупных озера – Нясиярви и Пюхяярви. В городской черте можно насчитать около 200 мелких озер, которые придают местности неповторимое своеобразие и очарование.

Город Тампере расположился между озерами Нясиярви и Пюхяярви, образованными еще во времена ледникового периода. Когда суша поднялась, и реки не смогли течь вверх в сторону морского залива, они потекли вниз, к низменности, где теперь находится современный Тампере, и образовали в низине два, невероятной красоты озера. На озерах Тампере рыбачат, ходят на яхтах – моторных и под парусом, приходят понежиться летом на солнышке и просто мечтают, глядясь в зеркальные озерные поверхности.

Легенда гласит, что Мемориальное сооружение «Скала Орла» - это место, откуда император осматривал город. Монарх был настолько очарован его красотой, что подписал указ о провозглашении города вольным (в очередной раз), что означало освобождение предпринимателей Тампере от уплаты налогов и таможенных платежей.

В Финляндии с большим уважением относятся к творчеству писательницы Туве Янссон, создавшей причудливый мир Муми-троллей. В честь ее героев в Наантали, на острове Кайло создан тематический парк аттракционов. В Тампере же есть музей, посвященный работам писательницы, которые включают оригинальные тексты и иллюстрации к ее сочинениям.

Музей "Долина Муми-троллей" можно найти на улице Puutarhakatu 34, здесь расположен Художественный музей города Тампере, который с недавних пор стал вторым домом для Муми-дола. Раньше, на протяжении полувека музей располагался в подвале главной городской библиотеки Метсо (Metso). Со 2 января 2013 года он заработал по новому адресу. Только сувенирная лавка, в которой нужно обязательно приобрести на память одну из тематических игрушек или книг, посвященных героям Туве Янссон, осталась по старому адресу. Там же остался стоять памятник Муми-троллю, на постаменте из окаменевшего дерева, возраст которого исчисляется несколькими миллионами лет и привезенного из Мадагаскара. Бронзовая фигурка Муми-тролля была отлита скульптором Матти Калкамо. А открытие самого памятника приурочили к 60-ой годовщине издания первой книги финской писательницы Туве Янссон "Муми-тролли и большое наводнение", увидевшей свет в 1945 году. (Приложение 3)

Памятники писателям и героям их произведений в России

И в нашей стране создано много памятников великим русским писателям. В Петербурге и в Москве есть памятники классикам с барельефным изображением литературных героев. Барельеф - от франц. - выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.

Всем хорошо известен русский баснописец Иван Андреевич Крылов в кругу своих басенных героев. В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одному из писателей монументов не сооружалось. Средства собирал народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали…

Взрослые и дети с удовольствием разглядывают памятник, непременно стараясь обойти его со всех сторон, чтобы увидеть всех зверей, которые изображены на высоком постаменте, а потом переводят взгляд вверх, на фигуру поэта, сидящего на камне, и даже самые маленькие понимают, что этот "дедушка" был, наверное, очень хорошим, если столько милых зверюшек навсегда остались рядом с ним. Сегодня уже просто невозможно представить себе Летний сад без "дедушки Крылова" и героев его басен. (Приложение 4)

В России много памятников не только писателям и поэтам, но и литературным героям.

    Винни-Пух и все, все, все…

Россия, Московская область, г. Раменское, Памятник Винни Пуху и Пятачку

Раменское - крупный подмосковный город, расположенный всего в 30 км от столицы. Население города Раменское чуть более ста тысяч человек. Интересно, что название город получил от словечка «раменье», что означает «окраина леса». Таким образом, мы понимаем, что на месте современного развивающегося города находился густой лес.

В подмосковном городе Раменское с 2005 года прописались новые жители – бронзовые Винни-Пух и Пятачок. Знаменитые герои любимого мультика обитают неподалеку от Площади Победы, на улице Красноармейской.
Автор истории про Винни-пуха Алан Александр Милн (1882 - 1856) - английский детский писатель. В 1969 году Винни-Пух и Пятачок стали персонажами знаменитого мультфильма
" " (Режиссер: Ф. Хитрук). (Приложение 5)
Автор памятника – скульптор Олег Ершов, лауреат премии ФСБ России.
Вообще, город Раменское приютил многих мультяшных героев: тут есть памятник героям мультфильма «Трое из Простоквашино» , «Крокодил Гена» , «Ну, погоди! » и т. д.

    «Ученый кот» – на удачу!

Россия, г. Геленджик , центральная набережная. Памятник « Кот ученый»

Конечно же, большинство людей хоть раз слышали название Геленджик . Для начала нужно рассмотреть общие сведения о городе, чтобы лучше понимать, о чем идет речь. Итак, Геленджик, как уже говорилось – это замечательный курортный городок. Он находится в России, в Краснодарском крае. О его важности для страны стоит сказать отдельно – в 2001 году он был признан курортом федерального значения. Он расположен на берегу Черного моря.

Вот несколько интересных сведений о Геленджике, про которые, возможно, не догадываются даже местные жители. «Маленькая невеста» - так звучит одна из версий о происхождении названия города. От самих жителей можно услышать много разных вариаций перевода слова «геленджик»: «невеста», «невесточка», «белая невеста» и много других. Своими корнями история уходит в эпоху, когда в Геленджикской бухте существовал невольничий рынок. По легендам, отсюда красивые белокожие девушки попадали в турецкие гаремы. Память об этом сказании демонстрируется бюстом невесты, которая ждет своего любимого, расположенном на главной площади.

    Самая длинная набережная. Геленджик заслуженно попал в книгу Рекордов Гиннеса , ведь здесь находится самая длинная в мире морская набережная.

    Достойный соперник Голливуду. На горе Маркхот виднеется надпись «Геленджик», которую видно даже из космоса. Инициаторы заявки на очередной рекорд трудились над гигантскими буквами целых полгода.

    Центр гидроавиации. Речь идет об гидроавиашоу – зрелищной демонстрации самолетов, а также других летательных аппаратов, которые выполняют различные трюки практически на воде.

По всей стране насчитывается 10 памятников известному пушкинскому персонажу поэмы «Руслан и Людмила», но именно с геленджикским Котом сфотографировался Дмитрий Медведев .

Скульптура «Кот ученый» в Россия, г. Геленджик , была установлена 6 июня 2008 года по инициативе администрации города с целью создания особой культурной атмосферы на Центральной набережной. Идея создания памятника навеяна строками из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…». Памятник знаменитому коту находится на , в ее северной части, под раскидистым дубом на . Но кот не ходит по цепи, а стоит в мантии, с поднятой вверх лапкой, с книгой во второй лапе. Книга символизирует мудрость. Его волосы взъерошены, а рот слегка приоткрыт. Вся его поза говорит об его «учености». Он как бы поучает проходящих. Отсюда и сюжетные фотографии гостей и жителей , которые как бы внимают наставлениям «Кота ученого». Член Союза Художников России скульптор Геннадий Анатольевич Панько говорит, что специально создал в памятнике образ «очеловеченного» кота.

Перед важными экзаменами или зачетами школьники и студенты приходят к скульптуре потереть нос и лапу «Ученого кота» – на удачу! (Приложение 6)

    Жители Изумрудного города

Россия, Санкт-Петербург, ул. Правды д. 2, Памятник «Изумрудному городу»

Санкт-Петербург довольно молодой город, ему всего 310 лет. Но, несмотря на свой юный возраст, история города многогранна и богата интересными фактами.

    Можно бесконечно много рассказывать не только об истории города, но и о его архитектурных памятниках. Здания, построенные в Петербурге до 1917 года, практически полностью сохранились. От Невы до Обводного канала и от Александро-Невской лавры до порта выглядит почти так же, как до Октябрьской революции. Санкт-Петербург при этом сочетает в себе постройки совершенно разных архитектурных стилей.

Санкт-Петербург за более чем трёхсотлетнюю историю сменил несколько имён. Сразу после закладки название города было «Питербурх». В дальнейшем оно видоизменилось в «Санкт-Петербург». Также первое время город называли «Петрополем», а иногда «Петрополисом». В 1914 году его стали именовать «Петроград», а в 1924 году город переименовали в «Ленинград» (после смерти Ленина). И только в 1991 году было возвращено первоначальное название - Санкт-Петербург

В одном дворике Санкт-Петербурга по ул. Правда дом №2 разместилось самое сказочное и необычное место для прогулки с детишками и отдыха. Там расположились герои любимой сказки многих людей "Изумрудный город«, автор Александр Волков. Герои сказки поселились там в 2007 году. Всем нам известные: Страшила, Трусливый Лев, Элли, Людоед, Железный дровосек, Фаромон, Бастинда, Саблезубые тигры и Вилинна.

Побывать здесь могут все желающие и для этого не придется лететь в фургоне через пустыни и горы. Дорожки вымощены желтым кирпичом, поэтому проходя через дворы, вы почувствуете себя как в сказке, путешествующим по страницам книги.

Хронология сказочных событий сохранена. К примеру, при входе в первый двор на фасаде размещен барельеф доброй феи Виллины. Именно она первой повстречалась Элли. Желтая дорожка приведет вас в Изумрудный город, который охраняет бессмертный страж Фарамант, к встрече с таинственным Гудвином.

Большинство скульптур выкованы из железа, а некоторые "выращены" из меди в гальванической ванне. И только Гудвин «земляной», в виде объемной фигурной клумбы. Как и положено, он меняет свое обличие вместе с цветочным покрытием. (Приложение 7)

    Мой любимый Айболит

Россия, г. Анапа, Краснодарский край , улица Калинина, Памятник «Айболиту»

Анапа включена в список городов-памятников России как город-музей античных времен. Он был разрушен во время Великой Отечественной Войны, а полностью восстановлен в пятидесятых годах. Этот город стал излюбленным местом отдыха большинства жителей России.

Интересный факт: «Анапа входила в состав Боспорского государства и имела совершенно другое название – Горгиппия. Так звали царя, окрестившего живописный город своим именем»

Памятная статуя известного сказочного героя появилась в курортном городке Анапа в 2011 году. Авторами проекты выступили скульптор В. Поляков и архитектор Ю. Рысин. Конструкция сделана полностью из бронзолита. Памятник представляет собой образ Айболита, сидящего в тени дерева. Он выглядит точно так же как из сказки - в белом халате и очках. Рядом с Айболитом с одной стороны сидит белочка, с другой - попугай. На дереве висит табличка с названием памятника и цитатой из произведения К. Чуковского.

В Анапе среди жителей бытует легенда, что если дотронутся до белки, то прекратятся болезни суставов. Потрогайте попугая, уйдут проблемы с давлением. А если же приложить руку к кресту на шапочке доктора, то к вам придет удача и хорошее настроение. Правда или нет, решать уже туристам. (Приложение 8)

    Муха, Муха-Цокотуха

Россия, г. Сочи, площадь Искусств, Памятник «Мухе-Цокотухе»

Сочи - знаменитый российский курорт, ставший популярным ещё во времена СССР. После проведения в этом городе Зимних Олимпийских игр в 2014 году его популярность и востребованность подскочили ещё больше. У любого города есть своя история, полная интересных, порой даже невообразимых событий. Так и в , который в разное время становился местом жестоких баталий, коварных заговоров, судьбоносных событий. Все это формировалось за долгие-долгие годы: среди ученых бытует мнение, что первые люди в этих местах появились еще 100 тысяч лет назад. Здесь жили или, по крайней мере, бывали видные деятели искусства, культуры, литературы, политики своего времени. Как и раньше, Сочи на правах «летней столицы России» часто фигурирует в эпицентре событий из разных сфер жизни. У этого курортного городка есть немало особенностей, о которых большинство не знают. Некоторые из них мы поведаем вам.

    Сочи считается одним из самых больших по протяженности городов в мире, а точнее занимает вторую позицию по этому показателю. Опережает наш курорт только Мехико, расположенный в Латинской Америке.

    Сочи – родина российского чая.

    Сочи – это «русская Ривьера». И это сравнение вовсе не случайно. Оно обусловлено сразу двумя факторами: географическим и историческим. Что касается первого, то здесь все просто, российский курорт расположен в тех же широтах, что и всемирно прославленные фешенебельные курорты Ницца, Монте-Карло, Канны и Сан-Ремо. Так что, делаем выводы, господа !

Памятник »Мухе-Цокотухе» К.И. Чуковского находится в городе Сочи . Он располагается рядом с Художественным музеем на «Площади искусств» и представляет собой скамейку, на которой сидит Муха-Цокотуха с монетой. Рядом со скамейкой - целая тыква с высыпающимися семечками.

Декоративную скамейку придумали сочинские скульпторы Вячеслав Звонов и Александра Бутаева. Муху изготовил другой скульптор из Сочи - Акоп Халафян.

Памятник посвящён одаренным детям города Сочи, подарен городу в 2005 году меценатом А.К. Асатуровым.

Среди гостей и жителей города очень популярны фото на скамейке рядом с Мухой. (Приложение 9)

    Озорной памятник «на счастье»

Россия, Самара, ул. Фрунзе, 128

Самара – город в европейской части России, расположенный на левом берегу Волги. Центр космической и авиационной промышленности страны. Один из старинных городов России. Название Самара город носил не всегда. С 1935 по 1991 год он назывался Куйбышев.

Самару по праву называют «жемчужиной на Волге». Число жителей приближается к цифре три миллиона человек, в рейтинге городов России он занимает седьмое место. Самара является центром экономики, промышленности и культуры Среднего Поволжья. Красивые места в Самаре и Самарской области привлекают внимание туристов со всего мира.

Памятник Буратино открыт в Самаре в 2013 году у ворот литературного музея писателя Алексея Толстого, автора сказки «Золотой ключик». Открытие приурочено к 130-летию со дня рождения писателя.

Скульптура представляет собой фигуру торжествующего Буратино с золотым ключиком в высоко понятой руке, у его ног большая полураскрытая книга Алексея Толстого. Памятник выполнен из бронзы, высота - 175 см, вес - 300 кг. Автором памятника стал тольяттинский скульптор Степан Корслян. По замыслу скульптора, внешне сказочный персонаж похож на актера Дмитрия Иосифа, который исполнил главную роль в советском фильме «Приключения Буратино» 1975 года.

Композиция создана на деньги меценатов, членов комитета "Культурная Самара", которые и выступили инициаторами появления в городе памятника Буратино. На бронзовой книге с названием "Золотой ключик", которая дополняет скульптуру, написано, что композиция "Буратино" установлена к 130-летию Алексея Толстого по инициативе депутата Государственной Думы Александра Хинштейна.

Михайлов И.Е.,
выпускник профессиональной переподготовки МИОО 2006 года по направлению «География»,
автор практико-ориентированных книг и статей по методике преподавания биологии и географии в средней школе

В 2016 году Российское географическое общество призвало школьников из разных регионов России принять участие в проекте Школьной географической экспедиции «Литературная география». Активное вовлечение школьников в изучение литературных мест родной страны должно было способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодёжи.

В ходе полевых экспедиций школьники

  • знакомились с литературными местами своего региона,
  • провели исследовательские работы по оценке сохранности объектов культурного наследия, связанных с жизнью и деятельностью русских писателей и поэтов,
  • выявили основные изменения природной и социальной среды региона по сравнению с эпохой, описанной в литературных произведениях,
  • школьники узнали новые для них имена писателей и поэтов, их быт в соответствующую временную эпоху, условия творчества тех лет.

Произошла привязка известных школьникам литературных произведений к конкретной местности.
Большое значение в географической науке имеют камеральные исследования, проводимые до и после географической экспедиции. В практике литературной географии — это чтение художественных и очерковых книг, поиск в них географического содержания, его анализ и синтез. Этот этап в литературной географии является чуть ли не главным, так как без него нет полноценного полевого этапа. Учителя географии разрабатывают и используют разнообразные вопросы и задания, в том числе творческого характера. Многочисленные разработки публикуются в научно-методических журналах нашей страны, выставляются в Сети.
Литературная география находится в интеграционном ряду взаимодействия географии с другими школьными дисциплинами. Её методические задачи являются общими для дидактики в целом и имеют свои специфические особенности. Вопросы и задания по литературной географии широко используются в школьной олимпиадной практике .
Средствами литературной географии на знакомом литературном материале отрабатываются трудные темы курса географии. Художественные книги и очерки конкретизируют качественно новый для учащихся географический материал для его лучшего осмысления и усвоения. Художественная литература разряжает атмосферу контрольного урока, способствует формированию внимательности при ответе на вопросы, даёт новые знания, приближает географический материал урока к жизни, делает его более прозрачным, «не по учебнику». Литературные фрагменты на уроке географии выступают иллюстраторами географического содержания. Они делают его наглядным, доступным и хорошо запоминающимся. Художественный и очерковый литературный материал способствует формированию патриотических чувств учащихся, становится лирическим отступлением, выступает иллюстратором закономерностей развития живой природы, человечества и Земли в целом.
В методике и практике литературной географии мы попытались выделить несколько блоков.

Блок 1. Формирование географического образа территории
Художественные и очерковые тексты выступают иллюстраторами, позволяющими живописать образы пространства. При этом географический сюжет в художественных произведениях фигурирует в двух видах — обобщённом и конкретном. У многих поэтов и писателей можно найти стихи о временах года и времени суток, о лесе, реке, ручье, ветре, море, деревнях с маковками церквей, полях с лесными перелесками. В другом варианте территориальная привязанность художественного произведения обеспечивает узнаваемость описываемых в нем мест.

Блок 2. Географический анализ художественного текста
Используя при чтении художественных произведений готовые географические знания, можно более детально и вдумчиво подойти к чтению книг, более полно понять географические реалии читаемой художественной литературы. Художественные тексты дают учащимся дополнительный стимул к получению субъективно новой для них географической информации. Географические знания формируются непосредственно из художественного фрагмента и в процессе работы с дополнительными источниками информации по вопросам и заданиям.

Блок 3. Анализ географического пространства художественной книги
Важная задача литературной географии — научить видеть в художественной книге географическое пространство: «А где все это происходит?» Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от него адекватного отклика на прочитанное. К сожалению, обыденна ситуация, когда в школе преподают и географию, и литературу, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берёт в руки очередную книгу и снова не понимает, где развивается действие. С помощью литературной географии учитель помогает входить в географическое пространство читаемых художественных книг.

Блок 4. Познание географического прошлого территории посредством исторической географии, и наоборот
В художественных книгах школьники находят артефакты, которые становятся отправной точкой их историко-географического исследования. А отталкиваясь от следов человека на Земле, входят в её географическую плоскость. Школьники выходят в Сеть как в библиотеку, полную интересной, но порой противоречивой информации, в которой им ещё предстоит разобраться, сформировав собственное представление о планете.

В наши дни литературная география выходит из академических стен и находит отклик у взрослого населения. По мнению исследователя Н.Горбунова, художественная литература есть творческое отражение человеческой жизни, в том числе, и множества существующих в реальности географических мест. Иногда эти места явно угадываются, а иногда их история требует тщательного географического расследования. Есть места, которые у каждого на слуху, например, Патриаршие пруды в Москве. Но в художественной литературе много малоизвестных или совсем неизвестных топонимов. Откуда писатели их берут? Вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, упоминаемых в книгах, существует в действительности? Это становится мотивацией и отправной точкой литературно-географического путешествия. Интересно знать, побывал ли там автор лично или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке. Эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Литературные географы стараются воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом.

Идея путешествия по местам из художественных книг отнюдь не нова:

  • в Москве прокатиться от подвала Мастера (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») до особняка Маргариты и затем до «нехорошей квартиры», где жил сам писатель, можно с экскурсоводом даже ночью;
  • в Петербурге организуют экскурсии по местам романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Идея литературно-географических путешествий, вдохновлённых литературой, нашла воплощение в рамках сетевых проектов «Педаль сцепления с реальностью», «Литературная география как многомерная работа с текстом» и «По тексту без визы».

В заключение приведём небольшой перечень книг для камеральных литературно-географических исследований школьников:

  • найти следы Нильса Хольгерссона, а заодно изучить Швецию можно с путевыми заметками Г.Х.Андерсена «В Швеции», книгой Т.А.Чесноковой «Литературная карта Швеции». Ещё одна книга Т.А.Чесноковой «Стокгольм времён А.Линдгрен» станет находкой юному литературному географу;
  • книга Н.Горбунова «Дом на хвосте паровоза» полезна школьникам как путеводитель по Европе в сказках Х.К.Андерсена; в ней юные литературные географы найдут сказки с подробными Google-картами и виртуальными маршрутами, литературные путешествия по Дании, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Испании;
  • обращение через историческую географию к литературной географии и наоборот будет возможно посредством книг «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо и «Из Сибири» А.П.Чехова;
  • вместе с автором книги «Магическая Прага» А.М.Рипеллино школьники могут блуждать по мрачным лабиринтам Праги и страницам книг чешско- и немецкоязычных писателей и поэтов;
  • бродить по Лондону в компании главной героини романа «Миссис Дэллоуэй» В.Вульф возможно понравится не меньше, чем по полям и лесам,
  • книга С.В.Грохотова «Шуман и окрестности» отнесёт школьников к музыкально-литературной географии. Она расскажет, как жили в те времена, когда великий немецкий композитор Р.Шуман создавал свой нотный «Альбом для юношества». Книга эта не только яркий культурно-географический портрет эпохи. Здесь слышен голос немецкой истории, угадываются черты национального характера;
  • Книги Т.Северина «По пути Синдбада», «По следам Марко Поло», «Дорогами Чингисхана», «По пути Ясона», «Экспедиция «Улисс» помогут школьникам пройти по пути их знаменитых персонажей,
  • школьные литературно-географические прогулки по Риму позволят совершить книги «Камо грядеши», Г.Сенкевича, «Ангелы и Демоны» Д.Брауна, «Прогулки по Риму» Ф.Стендаля, «Шпана» П.П.Пазолини, «Бич божий» Е.И.Замятина;
  • по Берлину школьники смогут путешествовать с книгами «Берлин и окрестности» Й.Рота, «Дар» В.В.Набокова и «Верноподданный» Г.Манна,
  • о природно-культурном регионе Северный Кавказ, его природе, быте и нравах юные литературные географы узнают из книг «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Казаки» Л.Н.Толстого,
  • познать географию места в конкретный временной промежуток им помогут сборники стихов Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина, других русских поэтов этого времени,
  • соотнести биографию поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в их географической ипостаси можно с небольшими томиками их стихов в руках,
  • книги «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова и «Приключения капитана Врунгеля» А.С.Некрасова направят школьников к географии пути в художественной литературе,
  • пройтись по местам Обороны Севастополя поможет книга «Граната (Остров капитана Гая)» трилогии В.П.Крапивина «Острова и капитаны»,
  • книга «Зелёные берега» Г.И.Алексеева даст возможность прогуляться по Петербургу середины ХХ века и т.д.

Литературная география всё больше и больше заявляет о себе в нашей стране в последние десятилетия. Получает распространение практико-ориентированная научно-методическая литература, создаются порталы в Сети. Выйдя из недр академической науки культурной географии, она всё больше завоёвывает широкие массы. В наших силах способствовать развитию этой тенденции.