Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Лирическое отступление вне … Википедия

лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в Евгении Онегине А.С. Пушкина). Намеренное… … Словарь литературоведческих терминов

Мигель (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547 1616) величайший писатель Испании. Р. в кастильском университетском городке Алкала де Энарес в семье малосостоятельного лекаря. Нам ничего не известно о детстве и юности С. Очень мало документальных… … Литературная энциклопедия

Конвенция - (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

ЗИЗАНИИ (КУКОЛИ) - правосл. полемисты, обличители унии (см. Брестская уния 1596 г.), сыновья мещанина ремесленника Ивана Куколя из мест. Потелич на Львовщине (совр. Украина) (см. материалы судебного процесса И. Куколя против деятеля Львовского правосл. братства Д.… … Православная энциклопедия

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Русско польская война 1654 1667 Русско польские войны … Википедия

1. Алексей Константинович, граф (1817, Санкт Петербург – 1875, имение Красный Рог, Мглинский у. Черниговской губ.), русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. А. К. Толстой Его первые детские стихотворные опыты одобрил близкий друг семьи В.… … Литературная энциклопедия

1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Книги

  • Петлистые времена , Л. и Е. Лукины. Издание 1996 года. Сохранность хорошая. Реальность и вымысел, прошедшее и будущее, юмор и трагедия органично переплелись на страницах сборника фантастических произведений "Петлистые…
  • Щелк! , Евгений Лукин. Книга с автографом и личными пожеланиями Евгения Лукина. Для всех истинных любителей российской иронической фантастики имена Евгения и Любови Лукиных - это примерно то же, что Ильф и Петров -…

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Виды лирических отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.


I. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Мой реферат называется «Лирическое отступление в русской литературе», я выбрала эту тему, потому что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писатели и поэты как бы приоткрывают завесу над своими мыслями и чувствами, заставляя нас задуматься о таких непереходящих ценностях, как любовь к родине, к людям, уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

Лирическое отступление – это высказывания автором чувств и мыслей в связи с изображением в произведении. Например, в конце первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, упомянув, что Чичиков любил быструю езду, прерывает повествование, приостанавливает развертывание сюжета и начинает высказывать свои мысли о России, которую представляет в виде быстронесущейся тройки. Это отступление заставляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел автора. Вторгаясь в произведение, писатель нарушает единство образной картины, замедляет развитие действия, но лирическое отступление естественно входит в произведение, так как возникают по поводу изображаемого в нем, проникнуты тем же чувством, что и художественные образы. Содержание их определено теми же взглядами автора, что и художественное изображение.

Лирические отступления широко распространены в литературе, в том числе и современной. Они имеют значение нисколько не меньшее, чем основной текст произведения.

Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (только в главе I – отступления о театре, о юности, о творчестве, о плане романа и другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта. В противоположность жизни «лирического человека» в отступлениях постепенно вырисовывается полнота жизни человека – творца. Точно так же и в поэме «Дон Жуан» Дж. Байрона, именно в лирических отступлениях развертывается важнейшая для произведения тема необходимости борьбы за свободу с тиранией и угнетением.

Глубоким философским, публицистичным содержанием наполнены лирические отступления в поэмах А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггальц, Е.А. Евтушенко и других поэтов XX века. В некоторых случаях сами литературные отступления составляют целую поэму («Поэма без героя» А.А Ахматовой, 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» А.А Вознесенского).

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно обращаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что писатели замыкается в мире исключительно собственного «я», они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию современника, его взгляды и чувства. Достаточно вспомнить отступления в «Евгении Онегине», чтобы убедится, что тематика их гораздо шире интимно-личных, любовных переживаний. Лирические отступления часто публицистичны, выражают активную гражданскую позицию автора, связь его творчества с современной общественно-политической жизнью.


II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).

Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.

Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой – остается целостным и гармонически законченным. Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).

Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.

Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая тема “Мертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...
(Гл. VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой

He обратился ли в родной?

He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя

Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

...Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу

Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)

Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.

(Гл. II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу

208 0

Часто, читая произведения, можно столкнуться с особой манерой повествования: авторы как будто отвлекаются от основного сюжета, действия, выставляя напоказ свои личные размышления, переживания, воспоминания или непосредственно обращаются к самому читателю. Такой литературный прием называется лирическое отступление.

Если давать этому понятию точное значение, то оно будет звучать так: лирическое отступление – это композиционно-стилистический элемент произведения, представляющий собой рассуждения, мысли либо выражение чувств писателя, в которых отражается его непосредственное (или косвенное) отношение к самому сюжету.

Типы лирических отступлений

Лирическое отступление принято делить на несколько групп:

  1. Авторское.
  2. Критико-публицистическое.
  3. Отступления на житейские темы.
  4. Образ лирического.
  5. Отступления на гражданские темы.
  6. Смешанное.

Авторское отступление, как правило, содержит в себе непосредственное выражение мыслей автора на происходящее. Для него характерен резкий обрыв повествования, неожиданный переход на комментарии писателя по поводу совершенных персонажами поступков, или же его отношения к происходящим событиям в обществе того времени, описания эпохи, когда происходят действия.

Включая в свои произведения такой прием, автор демонстрирует свободу и неподчинения правилам последовательного изложения, замедляет все происходящие действия, устанавливает свой темп. Применение подобного литературного приема характерно больше для лирико-романтических поэм.

Яркие примеры можно найти в поэмах Байрона, и .

Поэма «Евгений Онегин» практически полностью построена на чередовании авторских отступлений, например, в первой главе мы читаем о воспоминаниях первой любви, которая приходит еще в юности, автор иронически рассуждает о «ножках»; в главе 7 представлен собирательный образ столичной «красавицы». Глава 8 берет своё начало с биографических замечаний автора, тем же и заканчивается. А в «Отрывках из путешествий Онегина» Александр Сергеевич рассуждает о переосмыслении романтических ценностей, об их изменчивой и непостоянной натуре.

Критико-публицистические отступления представляют собой некий монолог в адрес читателя о стилях и жанрах в литературе. В процессе самого написания произведения автор делает свои замечания, делится соображениями с нами по поводу того, как лучше его писать. Смыслом этого отступления становится поиск нового стиля, манеры изложения событий.

Если буквально воспринять утверждение самого А.С. Пушкина о том, что «роман требует болтовни», то следующий тип лирического отступления – разговоры на житейские темы — как раз отражает смысл сказанного. В подобных отступлениях в центре внимания рассуждения о семье, любви, детях, браке, дружбе, верности, образовании, моде, нравах и т.п. Нередко автор высказывается на подобные темы через монологи своих героев.

Образ лирического включает в себя отступления, раскрывающие внутренний мир героев, их настроения, также это могут быть и пейзажные зарисовки.

Отступления на гражданскую тему посвящены описываемым историческим событиям, взаимоотношениям в обществе, общественным течениям и т.д.

Смешанный тип лирического отступления вмещает в себя своего рода смесь из вышеперечисленных типов, или же какие-то факты из биографии автора.

Лирические отступление является неотъемлемой и важной частью произведения. Через них автор приоткрывает незримый, тонкий мир своих душевных переживаний, чувств, мыслей, отношения к людям, любви, родине, нравственным ценностям, доброте.

Дает возможность проникнуться в глубину произведения, понять его идею, замысел и, возможно, взглянуть по-новому на какие-то жизненные ситуации. Вот в чем заключается роль лирических отступлений.

Лирическое отступление в литературе

Лирическое отступление в литературе достаточно широко распространено, как в классической, так и в современной. Их ценность нисколько не меньше, чем основная часть произведения.

Лирические отступления произведений русских авторов многочисленны, образцами могут служить роман Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», поэма «Поэма без героя», поэма Вознесенского «Треугольная груша», поэма Гоголя «Мертвые души» и другие.

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Лирические отступления в «Мертвых душах» являются неотъемлемой частью всего произведения, монологи автора занимают львиную долю всего содержания. Благодаря чему мы чувствует присутствие автора на каждой странице. Читая поэму, по ходу происходящих событий мы с нетерпением ждем колких, точных замечаний автора, его личного мнения, оценки поступков. Сам автор становится необходимым проводником, безмолвным собеседником. Лирические отступления поначалу касаются лишь самих героев, но по мере развития событий тем становится больше.

Рассказывая о Манилове и Коробочке, автор прекращает своё повествование, отходит на второй план, давая нам самостоятельно прочувствовать созданную атмосферу той жизни. Отступление в момент рассказа о Коробочке, предстает перед читателем сравнением с «сестрой из общества аристократов», которая схожа с помещицей-хозяйкой, невзирая на смену своего облика.

Примером лирического отступлением в поэме несколько иного характера, отнюдь не относящегося к персонажам, встречается в заключение главы 5, где автор рассуждает о целом русском народе, о его могуществе, силе. Может показаться, что совершенно нет связи между этим лирическим отступлением и основными событиями произведения, однако именно они и несут в себе смысловую нагрузку поэмы: настоящая Россия – это всем не ноздрёвы, коробочки и собакевичи, а целый народ, могучий и неодолимый.