В самом конце девятнадцатого века карта Москвы обновилась, в связи с появлением на ней Государственной Третьяковской галереи. Долгое время копил свою коллекцию самых разных произведений искусства, основатель галереи. В 1982 году коллекция перешла из рук купца Павла Третьякова во владение города.

Конечно, нынешний состав галереи существенно изменился со дня ее основания: коллекция росла и обогащалась новыми экспонатами. В настоящий момент количество картин в Третьяковке давно перевалило за 7 тысяч.

Первые картины Третьяковской галереи

Началась легендарная коллекция за 26 лет до основания галереи с двух картин. В 1956 Павел Третьяков купил первые экспонаты будущей экспозиции: «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В.Худякова и «Искушение» работы Н.Шильдера. Чуть позже ценитель русской живописи приобрел еще несколько произведений, которые известны нам как «Разносчик» В.Якоби , «Больной музыкант» М.Клодта , «Сбор вишен» И.Соколова , а также «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.Саврасова.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Любитель русского искусства Третьяков оставил огромное количество картин соотечественников, но кроме них в галерее содержится и достаточное число всемирно известных произведений искусства.

Ночные пейзажи не были нонсенсом в живописи, тем более русской. Однако перевернула и поистине потрясла художественный мир картина Крамского «Русалки» , на которой Иван Крамской в сказочной манере добавил в привычный пейзаж русалок.

Одной из самых известных русских картин в теме сказок, бесспорно, является плод талантливых рук Виктора Васнецова картина «Богатыри» .

Техника рисования мастихином также представлена в этой коллекции. Михали Врубель и его «Демон сидящий» занимают почетное место в списке самых известных картин Третьяковки.

Конфеты «Мишка косолапый» по вкусу и взрослым и детишкам, и, конечно, все без исключения знают,что на обертке этих конфет нарисована картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Признанной поначалу только итальянскими критиками и совершенно отвергнутой на Родине, картиной «Явление Христа народу» Александр Иванов все же оставил неизгладимый след и истории русской живописи.

Слово «война» само по себе не вызывает никаких приятных ассоциаций, а, глядя на пресловутую картину «Апофеоз войны» , еще раз убеждаешься в ее бесполезности и ужасе. Василий Верещагин своим мастерством наполнил картину невероятно глубоким смыслом.

Школьная программа давно не представляется без полотна Алексея Саврасова .

Одним из самых печальный событий в истории России, конечно, считается Стрелецкая казнь. Василий Суриков удивительно реалистично и четко передает атмосферу происходившего на своей картине «Утро стрелецкой казни».

Церковный раскол семнадцатого века также вдохновил Василия Сурикова на написание картины. Одна из самых главных картин Третьяковки «Боярыня Морозова» помещает нас в те.

Не оставляет равнодушным картина, написанная с особенной любовью к городской жизни в конце 19 века. Василий Полено в и его «Московский дворик» помогают нам окунуться в атмосферу московской жизни.

Многочисленные посетители галереи никогда не проходят мимо «Верочки» - плода кисти Серова.

Особенно почетное место в экспозиции принадлежит портрету А.С.Пушкина , нарисованному Орестом Кипренским.

Буквально с первого дня прославилось полотно, написанное в 1832 году Карлом Брюлловым Картина «Всадница».

Коллекция галереи насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон… Но как часто мы, глядя на то или иное произведение искусства, можем вспомнить его точное название, его автора, иногда даже год его создания — а вот место хранения и демонстрации полотна или скульптуры начисто вылетает из головы. Где же мы видели этот шедевр — Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, Исторический, Кусково?..

Поэтому сегодня мы перечислим вам лишь некоторые, известные практически всем произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее, чтобы в следующий раз при их виде вы смело могли воскликнуть: «Я знаю, где это можно увидеть!».

А поскольку всю коллекцию галереи можно разделить на пять категорий: иконопись, живопись, графика, скульптура и инсталляции, то и шедевров мы назовем именно пять, по одному в каждой. Хотя, повторимся, даже перечислить всех именитых мастеров, оставивших свой «след» в этом музее, очень сложно.

История галереи

Но, для начала, мы все-таки расскажем вам историю создания национального музея русского изобразительного искусства.

Московский художественный музей Государственная Третьяковская галерея был основан в середине XIX века. Купец Павел Третьяков долгие годы собирал коллекцию живописи русских и иностранных мастеров, выставлял ее на обозрение публике, а в 1892 году передал экспозицию в дар городу. Дом в Лаврушинском переулке Москвы , купленный специально для хранения коллекции, несколько раз достраивался, ремонтировался и расширялся. Позже музею было предоставлено еще несколько зданий, так как количество экспонатов все возрастало.

Сегодня в музее находится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Помимо выставочных залов, в галерею входят запасники, детская студия, информационный центр, конференц-зал и депозитарий с реставрационными мастерскими.

Шедевры галереи

Иконопись

Галерее сегодня принадлежит богатейшее собрание древнерусской живописи XI—XVII веков. Здесь можно увидеть иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова, Дионисия, а также великолепные произведения, созданные неизвестными иконописцами.

Представляем вашему вниманию знаменитую «Троицу» Андрея Рублева — одну из самых прославленных русских икон.

Живопись

Здесь, пожалуй, выбор был самым сложным: в галерее хранятся несколько тысяч живописных полотен разных лет, многие из которых принадлежат не просто мастерам кисти, а поистине великим художникам. Только прочитайте: Суриков, Репин, Васнецов, Шишкин, Рерих, Левитан, Кустодиев, Крамской, Рокотов, Врубель, Поленов, Антропов, Гроот, Левицкий… А ведь здесь представлены еще десятки и десятки замечательных авторов! Портреты, пейзажи, батальные и жанровые сцены; работы передвижников, членов знаменитых «Голубой розы» и «Бубнового валета»… В общем, это нужно видеть своими глазами!

Поэтому, пользуясь служебным положением, автор продемонстрирует вам одно из самых своих любимых полотен, а вы уж вольны выбирать то, которое ближе вам. Итак, Михаил Врубель «Сидящий демон».

Из других живописных произведений, которые у всех на слуху, в Третьяковке можно увидеть:

  • В. Васнецов «Богатыри», «Аленушка»,
  • И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»,
  • В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»,
  • И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
  • Н. Рерих «Заморские гости»,
  • В. Верещагин «Апофеоз войны»…

Графика

Коллекция графики Третьяковки не столь обширна, как живописная, однако представлена не менее громкими именами: Бакст, Бенуа, Брюллов, Врубель, Шагал, Малевич, Кустодиев, Поленова, Крамской, Борисов-Мусатов…

Любуйтесь — Федор Толстой «Ягоды красной и белой смородины».

Скульптура

Собрание скульптуры галереи также заслуживает самого пристального внимания. Здесь можно увидеть как привычную мраморную и бронзовую скульптуру разных лет и жанров, так и авторскую деревянную, а также керамическую пластику. Здесь представлены произведения Веры Мухиной, Марка Антокольского, Сергея Коненкова, Евгения Вучетича, Казимира Малевича…

Представляем вам — Валентин Серов «Похищение Европы».

Инсталляции

Помимо всех вышеперечисленных шедевров, в Третьяковке хранится ряд интереснейших произведений декоративно-прикладного искусства, а также созданы необычные инсталляции. Песок, металл, стекло, гипс, светодиоды, кожа, картон, пластилин — что только не использовали авторы при их создании.

Одни из работ заставляют задуматься, другие — улыбнуться, третьи, возможно, — недоуменно пожать плечами. Тем не менее, все эти произведения сочли быть достойными выставляться в знаменитейшей галерее России , так что посмотрите на них еще раз — а может вы что-то упустили при первом взгляде?

Знакомьтесь — Литичевский Георгий «Лошадь Пржевальского».

Что ж, если мы убедили вас, что приехать в Государственную Третьяковскую галерею стоит обязательно, то напоследок — информация для посетителей.

Местонахождение: Россия , г. Москва , Лаврушинский переулок, 10.

Как добраться: метро «Третьяковская» или «Полянка».

Время работы: ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00 (чт и пт — до 21:00).

Вход: около 12 $ иностранцам, около 8 $ жителям СНГ (действует система скидок).

Как добраться до музея

  • На метро
  • На машине
  • Наземный транспорт

От станции «Третьяковская»: поверните налево после выхода из метро и перейдите улицу Большая Ордынка. Затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от Вас.

От станции «Новокузнецкая»: после выхода из метро пройдите вперед к улице Пятницкая и двигайтесь по ней в левую сторону до пешеходного перехода. Перейдите дорогу и следуйте по Климентовскому переулку до пересечения с улицей Большая Ордынка. Перейдите улицу Большая Ордынка, затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от Вас.

От станции «Полянка»: после выхода из метро пройдите вперед до улицы Большая Полянка и поверните налево. Продолжайте идти вперед и поверните направо возле автобусной остановки. Выйдите Большой Толмачевский переулок и пройдите по нему до сквера. Поверните налево в Лаврушинский переулок, здания галереи будут слева от Вас.

Лаврушинский переулок является пешеходной зоной. Если вы приехали на автомобиле, Вам нужно припарковать его на Кадашевской набережной, либо в ближайших переулках.

Вы можете доехать на автобусе 25 или троллейбусе 8 до остановки «Станция метро Третьяковская». После этого пройдите по Большому Толмачевскому переулку мимо сквера и поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от вас.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставок и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Государственная Третьяковская галерея - один из красивейших и знаменитых музеев в Москве.

Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России.

Представляем вашему вниманию десять фактов из истории собрания, которые вы, возможно, знали, но успели забыть.

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда.

В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры.

Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулк

В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев.

Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения.

Так, в 1854-1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее:

«Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров.

Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”».

Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе.

По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание.

Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим:

«Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку.

Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами.

Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата.

В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской.

Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре.

Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации».

Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла.

Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата

После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей).

Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве.

Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу.

Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке.

Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках.

Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова.

Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок.

Показательный случай произошел уже после смерти Александра III.

В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году.

Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства.

В 1902-1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом.

Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению.

Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.

Позднее запрет был снят.

Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым.

После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев.

Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года.

В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию.

Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах.

Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники.

Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу».

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее.

Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери , а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».


10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи.

В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна.

Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го.

С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей.

Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу.

Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м.

За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.