В целом, множественное число существительных в английском образуется по строгим и простым правилам. Однако и здесь есть свои нюансы и исключения, которые вам полезно будет узнать.

Основные правила образования множественного числа

Множественное число большинства существительных образуется добавлением к слову окончания - s . Например:

  • cup — cups
  • pen — pens
  • page — pages
  • daughter — daughters

Однако, если слово заканчивается на -ch, -x, -s, -sh , к нему добавляется окончание -es .

  • bench — benches
  • fox — foxes
  • class — classes
  • brush — brushes

Большинство существительных, заканчивающихся на согласную + o , также образуют множественное число с помощью окончания -es .

  • hero — heroes
  • potato — potatoes
  • tomato — tomatoes

Однако во и словах испанского или итальянского происхождения, которые заканчиваются на -o , добавляется просто -s .

  • photo — photos
  • piano — pianos
  • tango — tangos
  • studio — studios

К существительным, которые заканчиваются на -z , добавляется -zes .

В существительных, которые заканчиваются на согласную + y , отбрасывается y и добавляется -ies . Например:

  • copy — copies
  • hobby — hobbies
  • sky — skies

В большинстве существительных латинского происхождения, которые заканчиваются на -is , отбрасывается -is и добавляется -es . Например:

  • basis — bases
  • crisis — crises
  • oasis — oases

В большинстве существительных, которые заканчиваются на -f или -fe , отбрасывается f и добавляется -ves . Например:

  • wife — wives
  • shelf — shelves
  • leaf — leaves

Но это не строгое правило:

  • belief — beliefs (believes — это глагол)
  • chief — chiefs
  • reef — reefs
  • proof — proofs
  • cliff — cliffs
  • safe — safes (saves — это глагол)

Исключения из правил

Есть много распространенных существительных, которые имеют нерегулярную форму множественного числа: множественное число таких существительных образуется нестандартным способом.

К ним относится большинство существительных, обозначающих людей. Например:

  • woman — women
  • child — children
  • brother — brethren (в значении «собратья»)

Другие существительные-исключения:

  • foot — feet
  • tooth — teeth
  • goose — geese
  • mouse — mice

Некоторые существительные имеют одинаковую форму единственного и множественного числа. Например:

  • sheep — sheep
  • fruit — fruit
  • aircraft — aircraft
  • series — series

Во множественном числе они требуют соответствующей формы глагола (are / were):

  • There is a fruit in the vase. — There are some fruit in the vase.
  • There was a sheep in the field. — There were a lot of sheep in the field.

В свою очередь, неисчисляемые существительные (money, news, advice, information) не имеют формы множественного числа и согласуются с глаголом единственного числа (is / was ):

  • There is a lot of news in your letter.
  • There was some money on the table.

Некоторые существительные (scissors, glasses, trousers, tweezers, pyjamas и др.) имеют только множественное число и требуют соответствующей формы глагола (are / were ). Например:

  • Where are my new trousers ? They were on the chair.

Существительные, которые происходят от устаревших форм английских слов или имеют иностранное происхождение, часто имеют нестандартную форму множественного числа:

  • ox — oxen
  • index — indices или indexes

В составных существительных окончание множественного числа обычно добавляется к главному компоненту. Например:

  • mother-in-law — mothers -in-law
  • hotel-keeper — hotel-keepers

Слова, заканчивающиеся на -us

Лингвисты могут часами спорить о множественном числе существительных, которые заканчиваются на -us . Многие из этих слов заимствованы из латыни и сохраняют латинскую форму множественного числа, где окончание -us заменяется на -i (произносится [-ʌɪ] или [-iː]). Однако, не все такие слова имеют латинское происхождение, и не все латинские слова заканчиваются на -i во множественном числе, отсюда и споры. Например:

  • Множественное число слова virus — viruses , а не viri.

Некоторые принимают регулярное английское окончание -es : campus — campuses ; bonus — bonuses .

Некоторые латинские заимствования принимают окончание -i: radius — radii , stimulus — stimuli .

Если вы хотите озадачить лингвиста, спросите у него, какое будет множественное число у слова crocus — crocuses или croci. Или множественное число слова octopus — octopuses, octopi или octopodes?

Слова в единственном числе

Неисчисляемые существительные используются только в единственном числе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только множественного числа

Дорогие ребята! На уроке «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» вы познакомитесь с грамматической категорией числа. Сегодня вы узнаете, что имена существительные не всегда могут употребляться в единственном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа.

Как вы знаете, существительные имеют два числа - единственное и множественное. Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа. Подумайте, можно ли слово ножницы поставить в форму единственного числа? Ножницы Ножницы Существительное ножницы не имеет формы единственного числа

Значения существительных, которые имеют форму только множественного числа названия составных и парных предметов: штаны, санки, щипцы, вилы, носилки; названия материалов или их остатков: дрожжи, сливки, опилки, хлопья, духи; названия промежутков времени, игр: сутки, каникулы, салочки; некоторые географические названия: Альпы, Сокольники, Афины; названия действий и состояния природы: сумерки, заморозки, сборы, переговоры.

Обратите внимание! Не все существительные, обозначающие парные предметы, имеют форму только множественного числа: ботинки - ботинок сапоги - сапог

Найдите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Тиски, чашки, грабли, инструменты, тени (для век), жмурки, опилки.

Это интересно! В лингвистической науке имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, часто называют на латинском языке pluralia tantum (« плюралиа тантум »).

Тренажёр. Существительные, имеющие форму только множественного числа Укажите слова, которые имеют форму только множественного числа. 1. Настенные часы в комнате матери пробили полночь. 2. К празднику родители купили Мишке новые брюки. 3. Первые заморозки в этом году начались рано, ещё в сентябре.

Тренажёр А. Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только множественного числа, и составьте с ними 2 - 3 предложения. Б. Определите, какие существительные в предложениях имеют форму только множественного числа. 1. После долгих переговоров были подписаны важные соглашения. 2. Это ещё вилами на воде писано (посл.). 3. Она бежала по лестнице, держась за перила.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, где подлежащими были бы данные слова, а сказуемые должны быть выражены глаголами в настоящем времени. Грабли, чернила, жмурки, дрожжи, хлопоты.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного числа. Слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. К ним относятся названия составных и парных предметов; названия материалов или их остатков; названия промежутков времени, игр; некоторые географические названия; названия действий и состояния природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы Конспект учебного занятия Предмет: русский...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ Новоназимовская СОШ №4

Римашевской Светланы Фёдоровны.

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Изложение нового материала урока основывается на деятельностном подходе – создаётся интрига урока, привлечение внимания к теме вызывается путём применения «волшебной шкатулки» и предметов, находящихся в ней. В процессе разрешения проблемной ситуации, учащиеся сами формулируют тему урока и его цели.

Усвоение нового материала на уроке осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений в парах и группах, что позволяет включить в работу и «слабых» учащихся.

Тема: Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

Цели:

Образовательные : дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа и их отличительных признаках от существительных, которые имеют две формы числа; познакомить с основными группами этих существительных по значению; учить находить их среди других существительных; употреблять их в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Развивающие : формировать умение ставить цели, самостоятельно анализировать информацию, умение работать в паре и группе, расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи существительных только множественного числа, развивать монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический,

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование : учебник Т.А. Ладыженской, презентация к уроку в программе PowerPoint , дидактический материал (карточки – задания, таблица), картинки для физминутки, «волшебная шкатулка», предметы для шкатулки (ножницы, очки, часы, щипцы).

Ход урока .

    Оргмомент.

Психологический настрой на работу. Приветствие. (Приложение1)

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

II . Актуализация знаний

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!». (Девиз записан на доске).

Как поняли этот девиз?

Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи .

Правильно, ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. Что вы можете рассказать об имени существительном?

III . Целеполагание и мотивация . (Создание мотивации к обучению. Заинтересовать учащихся новой темой.)

Урок у нас сегодня не простой, а необычный. Я принесла волшебную шкатулочку. В ней следующие предметы: очки, часы, ножницы, щипцы.

- Как вы думаете, что это за предметы? Что их объединяет? Затрудняетесь? Тогда посмотрите на 1 слайд презентации.

На нём представлены имена существительные множественного числа. Вы должны образовать от них форму единственного числа.

Певцы – (певец) Венцы – (венец) Шипцы –

Олени – (олень) кони – конь пони -

успехи – (успех) орехи – орех Доспехи -

Что получилось у вас? У каких существительных вы не смогли образовать форму ед.ч.? Что это за существительные?

- Значит, о чём будем говорить с вами сегодня на уроке? Какова тема урока? (сущ-е, имеющие форму только мн.ч .) Слайд2 .

- Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

(Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать в речи.) Слайд3.

IV . Объяснение нового материала.

    Знакомство с материалом учебника – с.204.

    Работа в парах . Распределительный диктант.

Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Слайд 6 , приложение2 . Как назовёте каждую группу слов?

Предметы для передвижения; спортинвентарь

инструменты

Явления природы

Периоды времени

Продукты, вещества

Геогр. назван.

События, праздники.

заморозки

каникулы

макароны

крестины

3 . Беседа.

- Ребята, что могут обозначать имена существительные, имеющие форму только множ.числа?

- Как вы думаете, какие грамматические признаки есть у таких существительных?

(Падеж. Род и склонение у них определить невозможно.)

- А какая морфема подскажет нам, что это существительное только множ. числа?

(Большинство сущ. имеют окончание –Ы (-И) (это свойственно лит. языку ). Некоторые сущ. имеют ударное окончание –А (-Я) (это свойственно разговорной речи).

- Ребята, а теперь снова вернёмся к нашей шкатулочке. Что за предметы в ней находятся? (сущ. только мн.ч.)

- Давайте попробуем дать определение существительным только множественного числа.

V . Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

Упр. 509, с.205

VI . Физкультминутка.

А теперь отдохнём и поиграем. Я буду показывать вам картинки с нарисованными предметами. Если на картинке изображено сущ-е только мн. числа, вы встаёте, если ед.ч. или имеют форму и ед.и мн. ч. – сидите.

Часы, сапоги, ножницы, чулки, молоко, деньги, ботинки, грабли, дрожжи, молотки.

VII . Закрепление.

Работа в парах. Задание. Слайд8. Приложение3 . Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

территория

каникулы,

VIII . Творческая работа в группах. Приложение4.

(Для слабых – карточка).

А сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Отгадайте, о каком предмете идёт речь? Это существительное только множ. числа. Слайд 10.

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… (джинсы).

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... (очки)

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это … (каникулы).

Задание. А теперь вы попробуйте в группах составить подобную загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

(слова путём жеребьёвки вытягивают представители групп). Прятки, ножницы, ползунки, весы, очистки, духи, вилы, качели, носилки.

Карточка для «слабых» учеников.

I Х. Рефлексия.

Подведем итог нашей совместной работы и оформим его в виде схемы – паутины. Начнем со слов «Сегодня мы…». Посовещайтесь и запишите на листах, что мы сегодня делали…. Следующие слова помогут сделать вывод о своей деятельности. Приложение5.

узнали… (Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа)

выполняли задания… (на нахождение сущ. только мн.ч.)

поняли …. (как отличить сущ-е т.мн.ч. от др.сущ-х)

научились… (находить сущ. т.мн.ч.)

Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки. Выберите тот рисунок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску. Приложение №1.

Х. Домашнее задание.

Найти в орф. словаре и выписать 10 слов-сущ-х, имеющих форму только мн.ч.

Х I . Оценивание.

- Все хорошо работали. / Объявляю оценки, даю комментарий /. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Приложение 1.

Приложение 2

Задание

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Задание . Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Как назовёте каждую группу слов?

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ.

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

ЗАДАНИЕ. .Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

Приложение 4

Карточка №1

Задание :

Карточка №2

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Ползунки.

Карточка №3

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №4

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №5

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №6

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №7

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №8

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Результат творческой работы 1 группы.

Они острые всегда,

И нужны они для труда.

В огороде стоят всегда. (Грабли)

Результат творческой работы 2 группы.

Они прячутся, играют,

До пяти потом считают.

Назовите игру, дорогие ребятки!

Ну, конечно же, это … (прятки)

Результат творческой работы 3 группы.

На них люди измеряют вес, но могут взвешивать и продукты. Это существительное нарицательное, неодушевлённое, только множественного числа. (Весы)

Приложение 5.

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Карточка для слабых учащихся.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Лист оценивания.

Определение ч.р. в девизе

Определение сущ. как ч.р.

Проверка зап-я табл. «Группы сущ-х т. мн.ч.»

Проверка упр. 509

Распред. дикт.

Творч. Раб.

рефлексия

итог

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

На уроке мы научимся определять число у имён существительных, узнаем об особенностях употребления существительных во множественном числе, о правильной постановке ударения. Выполним множество интересных заданий.

Говорим правильно:

Нет сапог, ботинок, валенок .

Пара сапог, ботинок, валенок .

Много мест, дел, солдат, яблок .

Нет носков , пара носков .

Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .

Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо.

В магазине купили пару нос….

У Тани много дел…..

В автобусе нет свободных мест….

На рынке много помидор…. и яблок….

На параде много солдат….

Проверка.

В магазине купили пару носков.

У Тани много дел.

В автобусе нет свободных мест.

На рынке много помидоров и яблок.

На параде много солдат.

Особенности постановки ударения существительных во множественном числе

А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.

Рис. 13. Говорим правильно! ()

Директор -директора

Шофёр - шофё ры

Торт - то рты

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.

В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?

Давайте узнаем.

Рассмотрим картинки.

Назовём предметы.

Молоко, мука, мёд, листва.

У данных существительных нет формы множественного числа.

Рассмотрим другой пример.

Назовём предметы.

Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.

У данных существительных нет формы единственного числа.

Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число.

Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.

Например, глаза, рукава, берега, рога .

Сейчас эту роль выполняет множественное число.

Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению:

«листья » на дереве - «листы » бумаги, «зубы » человека - «зубья » вил.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 118, 119 С. 88.
  • Разделите существительные из стихотворения на две колонки: единственное и множественное число.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.. (А. Пушкин)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 2 ребуса или 3 загадки на единственное и множественное число существительного.