Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование:цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит:русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
  • игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие (гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм)

Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут Оксана Викторовна. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: "Трещит Варюха: "Береги нос и ухо".

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в "Музее народной культуры" Центра детского творчества! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

Ребята, а вы пословицы русские знаете?Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь:(один раз отрежь).

5. Делу - время:(потехе - час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

5. Игра "Строим дом" (ребята повторяют за педагогом движения и слова)

А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

  • Рубим деревья (тук-тук-тук).
  • Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
  • Укладываем бревна в сруб (раз-два).
  • Возводим крышу (раз-два).
  • Прорубаем окна (раз-два).
  • Моем в доме полы (шух-шух-шух).
  • Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
  • Кричим "С новосельем!"

6. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

Молодцы, много сказок знаете!

7. Русская кухня

А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

8. Игра "Картошка"

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок ). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т.д.) . Договорились? (Играем 3-4 раза)

9. Красный угол избы

Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать коллекцию головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды - посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В основном, она имела округлую форму, потому что, когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков. Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось тепло.

От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки- они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"? Посмотрите! (Показать)

А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.

10. Загадки

Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар )

Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)

Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и заработал, его шнур нужно подключить в розетку. Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на свет появился утюг без шнура. На специальной подставке, он очень быстро разогревается.

Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

12. Люлька

Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (Люлька, от песни "ой, люли") В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

13. Кукла-оберег

Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!

14. Игра "Ручеек"

Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались Деревенские посиделки . А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя "воротца". Водящий проходит под "воротцами", берет одного ребенка за руку и уводит к концу "ручейка". Оставшийся игрок идет к началу, проходит под "воротцами", выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.

15. Заключение

Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете, и на память об этой встрече я хочу подарить вам куклы-обережки, чтобы они вас охраняли, оберегали. А чтобы и в нашей избе осталось что-то от вашего посещения, давайте сделаем с вами цветок и повесим его на стену (делаем цветок настроения) .

Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Цели:

Познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

Развивать сообразительность и образность мышления;

Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости.

Ведущая :
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Руководитель музея : Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Руководитель музея: Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Кулагино росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…

сценка

(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами)

1-я женщина - Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

2-я женщина - Надо назад вертаться! В Рязанскую губернию

3-я женщина - Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем?

1-я женщина - (Причитает) Господи! Божечки!

Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

2-й мужчина - А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

1-й мужчина - А небо, небо какое синее…

2-й мужчина - Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь.

1-й мужчина - А земли-то сколько - глянь, да какая добротная…

Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле.

3-й мужчина - А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

И спокойная такая тишина.

1-й мужчина - Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем.

(берет за руку сынишку)

1-й мужчина - Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином.

(выстраиваются в шеренгу)

1-й мужчина - Рубили избы, дебри корчевали, осваивали земли - даль звала.

1-я женщина - Свое селение Кулагино назвали, по фамилии рязанца-вожака.

Руководитель музея : Среди первых переселенцев были семьи Леденевых, Кулагиных, Соловых. У нас в музее есть фотография потомков первых переселенцев Кулагина Сазона Осиповича с семьей.

Первую зиму первопроходцы зимовали в землянках у подножия горы Святиковой, не успели избы построить. Зато весной 1784 г. начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки под холмом село Кулагино. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.

Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа )

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…

И кровать резная с пологом цветным.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

В нашем красном углу (показывает ) мы видим икону Иоанна Крестителя, подаренную жительницей села Петиной Верой Сергеевной. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли передавали из поколения в поколение. Этот молитвослов (показывает ) был найден в полуразрушенном доме и передан в музей Кубышкиной Натальей Павловной, кстати весит он почти 3 кг.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.

Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ближайший угол к двери занимала печь. (показывает)

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.

В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи - материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!

Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну историю.

У нас в селе Кулагино много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!

Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!

Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же - исправно топилась и грела избу.

Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь - микроволновка!

Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты - всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует - кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!

Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!

Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»

Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!

Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества - бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно - есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!

Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара - кочерга и ухват. Но они - самые нужные «припечные» жители.

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу - она долго не остывала.

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел. пробуют под музыку)

Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает ) и рукомойник - это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

(Ступа, пест и помело) (показывает)

Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

А для чего они крестьянину?

В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.

Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку)

Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар - пеленаться стал.

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге - кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

Чернец - молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Япряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали - веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками. Прясть меня научила моя бабушка Соловьева Валентина Михайловна, хотите я вас научу? А вы хотите попробовать? (1чел пробует под народную музыку)


2-й экскурсовод:
Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать).

Вот рубель - в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладил с легкостью лен,

Из дерева рублен (показывает рубель)

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

Перед вами утюг

Грелся он в то время на углях,

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей Алексеевской школы! Перед тем как начать экскурсию, скажите, пожалуйста, был ли кто из вас в музее?

А что означает слово «музей»?

Музей (от греч, - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников и культуры.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Как надо вести себя в музее?

В музее надо вести себя надо тихо, нельзя ничего трогать руками без разрешения экскурсоводов.

Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводам.

1 . Здравствуйте, уважаемые гости нашего музея! Сегодня мы приглашаем вас совершить экскурсию по нашему краеведческому музею. Наш музей занимает очень маленькое помещение, но в нем хранится более 2000 экспонатов. Некоторые экспонаты представлены в экспозициях. В нашем краеведческом музее представлены несколько основных экспозиций «История», «»Культура», «Образование», «Природа», «Нумизматика».

Начнем наше увлекательное путешествие с исторического отдела. Просим Вас подойти поближе к исторической карте нашего села.

2. Более 300 лет тому назад место, где расположено село Алексеевка, было глухое и болотистое, окруженное лесом. Эти края издавна славились чистыми родниками, богатой дичью, плодородными почвами, тем самым привлекая переселенцев из центральных районов России.

Вдоль реки северо-западной части в 1701 году основал поселение Дорофей, а в центральной части Алексей – беглые солдаты Петра Первого. Они скрывались в наших лесах от тяжелой и продолжительной службы. Их имена до сих пор сохранились в названиях частей села – Алексеевка и Дорофеевка.

Богатства нашего края стали привлекать сюда крестьян, скрывавшихся от крепостного гнета. Так часть территории заселили крепостные крестьяне, бежавшие от хозяина – крепостника Чудова монастыря – эта часть до сих пор называется Монастырщина.

3 . Все поселения – Дорофеевка, Алексеевка, Солдатчина, Монастырщина, Ховрищина, Неелова, Дьядковка, Ямочка, Песчанка по началу были разобщены и только гораздо позже соединились в одно село. И по большей части стало называться Алексеевкой. Или по одной из версий имя селу было дано в честь отца Петра Первого – Алексея Михайловича.

Но не только крестьяне заселяли наши земли, сюда тянулись и помещики. Они получали лучшие земли и закрепощали крестьян. Части села - Ховрищина, Нееловая - носят названия от фамилии помещиков. Все они отличались жестокостью по отношению к крепостным. Барин Неелов выменивал крестьян на собак.

1. Самым богатым был князь Львов, его замок «Орлиное гнездо» возвышался в западной части села. Князь владел большой частью земли и лесом. Жителям запрещалось ходить в лес за грибами и ягодами. А тех, кто не слушался, травили собаками. В последствии замок Львова разгромили крестьяне. Сейчас это место носит название «графские развалины», где сохранилось основание здания.

До революции землей владели помещики и кулаки. Малоземелье вынуждало крестьян прибегать к подсобным промыслам. С давних времен в Алексеевке было развито сапожное ремесло.

2. А сейчас мы с вами посмотрим - как же жили крестьяне нашего села. В крестьянской избе было много домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Обратите внимание на экспозицию! (кринки, корчаги и др.) В быту использовали кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А это самовар! Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

3. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься у крестьян было специальное приспособление - ухват.

Сейчас у каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

1. А это прялка , на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием . Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какие красивые изделия ручной работы, сейчас такие не купишь в магазине. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки), короба, головные уборы.

2. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

3. Сейчас Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам - участникам войны, труженикам тыла, детям войны. Это героические страницы нашей истории, которые мы всегда чтили, и будем чтить. Здесь вы видите предметы военных лет: полевой бинокль, каску, солдатскую шинель и многое другое. Здесь же представлены альбомы, посвященные Великой Отечественной войне.

В экспозиции « Культура» представлены фото – и видеоаппаратура прошлых лет, граммофон, литература соответствующей тематики.

1. В « Образовании» мы можем увидеть школьные принадлежности советского периода, а также фотоальбомы, посвященные истории нашей школы.

Следующий отдел «Природа» знакомит нас с богатством нашего края.

«Нумизматика».

Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея, школы. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сейчас наше село славится своими достопримечательностями:

1.Дом-музей пограничников, который не имеет аналогов в области!

2.Свято-Сергиевский женский монастырь, который своим великолепием поражает каждого!

3.Серебряный родник, знаменитый своей чистейшей водой!

Добро пожаловать на алексеевскую землю!

Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель:

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, кружевом, вышивкой.
  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев.
  • Воспитывать у детей уважение к национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Предварительная работа. Подготовить горницу к приему гостей: вдоль стен - лавки, у боковой стены - выставка изделий, выполненных кружковцами и взрослыми в традициях народных ремесел /кружево, прядение, вязание, вышивка/; повесить расшитые рушники, мужской и женский костюмы, головные уборы, обувь; столы застлать самоткаными скатертями и поставить самовар, керосиновую лампу, на сундуке - вязание, кудель с веретеном, пяльца с вышиванием.

/Звучит музыкальный фон «Вариации на темы русских народных песен» хозяйка убирает в горенке, входят дети-кружковцы «Наши корни»/
Хозяйка: Здравствуйте, подруженьки, проходите, садитесь на скамьи дубовые, располагайтесь как дома. Спасибо вам, что пришли ко мне на посиделки.
/Дети занимают места за рукоделием. Запевают песню/
Хозяйка: Вот и собран богатый урожай в закрома. Пришла сама Покровушка-Покрова - время посиделок, ярмарок да свадебок. А чтоб свадебку играть, надо приданое собрать. Так что работайте, милые,
а чтоб дело спорилось, запевайте песню.
«Как во поле ячмень уродился» р.н.п.
/Стук в дверь, входят дети и взрослые участники фольклорного ансамбля Дома культуры «Горенка»/
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гость на гость - хозяину радость. Прошу в горенку! Красному гостю - красное место!
Взрослый: Как уютно у тебя, Акулина! А чем вы тут занимаетесь? Хозяйка: Все сейчас вам расскажу, гостёчки дорогие! Расскажу про рукоделие русское, да устрою для вас «льняные смотрины». Вот мои подруженьки-помощницы уже принялись за дело. Они прядут пряжу из шерсти овцы, вяжут кружева, носочки, варежки. Приданое себе готовят, стараются красиво изготовить изделие. Алена, как там гласит народная мудрость?
Алена: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства». Русский народ творил из простого материала: дерева, глины, шерсти, льна, но ценность изделий умельцев определялась не ценою материала, а мастерством и фантазией мастера, а талантливых мастеров много было на Руси. Да и сейчас наш край славится мастерами и умельцами.
Хоровод «Прялица» р.н.м.
Хозяйка: Славно пели и плясали, а прялку воспевали еще лучше, да она у нас и впрямь красавица, посмотрите.
/Дети рассматриваются иллюстрации с изображением разных образцов прялок, вальков, веретенец. Хозяйка обращает внимание детей на украшения прялок/
Хозяйка: Мы видим на прялках солнечные символы, они-то противостоят всему злому и темному. В средней и нижней части изображена вспаханная земля в виде заштрихованных ромбов. Прялка предназначена для прядения шерсти и льна. А из ниток ткали материал, затем шили одежду.
Ребенок: Сейчас на дворе осень. Октябрь - паздерник - означает «месяц очистки льна». А как его очищают, тетка Акулина?
Хозяйка: А вот так, как в песне поется. Настенька, запевай!
Инсценировка песни «Лен зеленой» р.н.п.
Хозяйка: Вот в песне вы услышали всю последовательность обработки льна, затем идет прядение и ткачество.
Ребенок: Расскажите, пожалуйста, нам о том, как шьют и украшают одежду. Ведь одежда должна не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Хозяйка: Да, шитье и украшение одежды были глубоко осмысленны и организованны. Дети, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Подходите, посмотрите, а девочки вам расскажут, что к чему.
/Хозяйка открывает ширму с иллюстрациями русских народных костюмов Белгородской области. Музыкальный фон «Народные наигрыши» р.н.м. Дети рассматривают выставку, а девочки рассказывают о русской народной одежде, головных уборах/
Хоровод «Выйду ль я на реченьку» р.н.м.
Хозяйка: Ах, как ладно девочки танцевали, словно кружево вязали. Ребята, посмотрите, здесь вы видите легкие, прозрачные, с тонкими узорами кружева, которые по сей день пленяют своей красотой.
/Дети рассматривают кружева/
1 девочка. А знаете, что кружева появились 300 лет назад в Венеции. Они были очень красивы. Их носили в виде воротников, манжет, из них шились богатейшие женские платья, ими украшали мужские камзолы /пиджаки/, шляпы, перчатки, белье, обивали мебель, стены комнат, кареты...
2 девочка. Кружево можно плести иглой./Показ/ Его основные элементы: петелька большая и маленькая, резеда, уголок, цветок, ягодка.
3 девочка: Кружево особенно нежным получается из тонких ниток. Можно связать салфетки, воротнички, обвязать платочек /показ/.
«Кружево» р.н.п. исполняет ансамбль «Горенка»
Хозяйка: Славится наша русская земля вышивальщицами. Вышивка - один из видов народного творчества, вышивкой украшают одежду, предметы быта и помещения.
/Рассмотреть виды вышивки на портретах, картинах, рушниках, наволочках, скатертях, дорожках, утиральниках./
1 девочка. На узорах мы видим разнообразные орнаменты цветов, птиц сказочных персонажей, животных. Каждая вышивка имеет свое название в зависимости от места ее возникновение - изготовления.
2 девочка. /показ иллюстраций/. Так, в поселке Крестцы Новгородской области выполняют крестецкую строчку, а в Нижегородской области - гипюрную, а в Рязани - рязанскую вышивку.
Хозяйка: А еще я вам скажу по секрету, что вышивкой украшали одежду жениха и невесты. Заведем и мы хороводную игру.
Карагод-игра «Княгини» р.н.м. играют взрослые и дети.
Хозяйка: Вот и клонится вечор ко сну. Пора прощаться нам. Мальчики.
1 .«Играть - не уставать, не ушло бы дело!»
2. «Гостю - почет, хозяину - радость!»
3. «Гость доволен - хозяин рад!»
Гости: Спасибо тебе, хозяюшка, за гостеприимство.
Хозяйка: Спасибо вам, дорогие музыканты и певуньи! До свидания, гости дорогие! Милости прошу побывать у нас в следующий раз.