Сливочное масло – один из самых популярных продуктов у россиян. Может, поэтому его чаще подделывают. Или недоделывают – экономя на качественных компонентах. Вместе с экспертами «Ростеста» мы решили проверить, что продается в наших магазинах.

Масло масляное

На столах у экспертов – 7 брикетов сливочного масла, которые мы купили в одном из супермаркетов Москвы. Эксперты порезали его кусками и разложили по тарелкам. По правилам масло дегустируют, ничем не закусывая, только запивая несладким чаем.

– Масло должно быть блестящим, пластичным, однородным по цвету и консистенции, – комментирует эксперт по молоку и молочным продуктам Людмила Калиниченко. – А вот интенсивного желтого цвета ждать не стоит – слишком насыщенный цвет говорит скорее о добавленном каротине, чем о качестве масла.

Но и белесый цвет – плохо, коров недокормили и недопасли, и молоко от них получилось недостаточно высокого качества.

Дегустацию начинаем с «Вологодского масла» – признанного в мире российского бренда, который в России пытаются воспроизвести многие, но не всегда успешно. На полках магазинов можно найти с пяток «настоящих» продуктов с Вологодчины. Мы наугад купили два от разных производителей. Но ни в одном из них эксперты не нашли ни капли «вологодскости».

– «Вологодское масло» должно иметь характерный «ореховый» привкус, который достигается, во-первых, использованием высококачественных сливок определенной жирности, во-вторых, особой сложной технологией пастеризации. В представленных образцах «орехами» и не пахнет, это обычное сливочное масло – неплохое, но не «Вологодское», – подытожила Людмила Калиниченко, а для наглядности эксперты принесли из лабораторного холодильника брикет с правильным «Вологодским маслом». Разница была очевидна даже для такого «неедока» масла, как я. Кстати, выяснилась важная деталь: «вологодским» имеет право называться масло не старше 20 дней, после этого оно должно отказаться от «элитной» упаковки и перейти в категорию обычного сладко-сливочного масла. В магазинах в этом случае должны наклеить на пачку новое на­звание.

Проверкой масло не испортишь

Дальше – хуже. Шоколадное масло было раскритиковано экспертами в пух и прах. Из двух главных компонентов производители положили в пачку только шоколад, а вот на масле решили сэкономить. Эксперты намучились даже с размазыванием масла – пластилин, да и только. Дегустаторы не учуяли в данном продукте не только масла, а даже и его младшего брата – спреда (смесь животных и растительных жиров). Вердикт профессиональных «едоков масла» – производители решили сэкономить на сливках. От сливочного масла в этом продукте – только цена.

Незаконно присвоил себе звание «сливочного масла» и еще один продукт – «Масло сладко-сливочное несоленое, без растительных добавок» Озерецкого молочного комбината Московской области. Эксперты сразу распробовали в нем слегка пригоревшие сливки, а также растительные вкрапления, от которых озерецкие маслоделы так явно открещиваются на упаковке.

– Многие производители этим грешат – закупают за границей дешевое пальмовое масло и добавляют его. При этом продукт уже не может называться маслом – это спред, который должен стоить в 2 раза дешевле, – обобщила эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова.

Следующий образец не скрывал, что он спред. Но в лаборатории «Ростеста» нашли, к чему придратьс­я.
– То, что это спред, написано мелким шрифтом на обороте упаковки. А «Кремлевское» – крупно, и по названию среднего рода большинство покупателей подумают, что это масло, – считает эксперт «Ростеста» Надежда Минчук.

Из семи купленных нами образцов без сучка и задоринки испытания прошли только два – финское «Валио» и ивановское «Масло сливочное» завода «Ивмолокопродукт». Причем отечественного производителя эксперты оценили даже повыше, чем именитого конкурента. Кстати, ивановцы выиграли соревнование не только в качестве, но и в цене.

– Импортные дорогие сорта чаще подделывают: новозеландское масло «Анкор», финское «Валио», французское «Президент». Если фальсифицированное масло дошло до прилавка, постараться распознать его вы можете самостоятельно. У «брендового» масла фольга или оберточная бумага должны быть качественными, шрифты не расползаться, срок годности – нанесен лазером или иголкой, никаких неразборчивых цифр и букв. Тем более должна насторожить заклеенная или вовсе срезанная часть упаковки с указанием срока годности. За такой упаковкой мы находили и плесень, и штафф (желтую корку), – раскрыла нам еще несколько секретов Людмила Калиниченко.

Лишь треть проверенных торговых марок отличаются высококачественной продукцией

26.10.2016 19:29

Больше половины представленного на полках российских магазинов сливочного масла не соответствует нормам качества и безопасности. К такому выводу пришло Роскачество после исследования 64 самых популярных брендов масла. При этом эксперты отметили, что около трети проверенных торговых марок отличаются высококачественной продукцией, соответствующей повышенному стандарту организации. Отметим, что Роскачество было учреждено правительством РФ «в целях повышения уровня доверия граждан к российской продукции».

Большая часть проверенной продукции была изготовлена на территории России. Однако в исследовании представлены 6 торговых марок белорусского производства.

В список товаров, не только соответствующих обязательным параметрам, но и дотянувшихся до повышенных требований Роскачества, попали 18 торговых марок: «Асеньевская ферма», «Брест-Литовск» (Белоруссия), «Волгородские традиции», «Домик в деревне», «Карат», «Перекрёсток», «Простоквашино», «Ровеньки», «Рузское», «Савушкин» (Белоруссия), «Усадьба Ильинское», «Ферма», «Экомилк», «Экомилк традиционное», Belorus export (Белоруссия), Fine Life, Gudberg, Lattesco.

По результатам лабораторных испытаний 10 брендов признали соответствующими всем обязательным требованиям. Это «Алтайское Киприно», «Валуйские просторы», «Вологодское», «Вологодское Лето», «Д», «Лакомо», «Милава», «То самое масло», Hansdorf, VIOLA.

Кроме того, в Роскачестве отметили: популярный миф о том, что производители массово заменяют в масле натуральный молочный жир на растительный, не подтвердился. Фальсификацию по составу эксперты обнаружили в масле 6 торговых марок: «Вологодские луга», «ЛАВ», «Молочная ферма», «Молочный стиль», «Ржевушка», «Русское молоко».

Заявленному ГОСТу по термоустойчивости (способности сохранять форму при комнатной температуре) не сответствовали такие бренды, как «Аланталь», «Балтком», «Белорус», «Вкуснотеево», «Вологодка», «Избёнка», «Масло традиционное из Вологды», «Милье», «Му-у», «Правильное масло», Arla Natura.

В ряде образцов эксперты зафиксировали повышенную обсемененность бактериями, кишечную палочку, дрожжи и плесень. Однако отметили, что причина может крыться как в производстве товара, так и в неправильном хранении до и во время реализации. В этот список попали: «Балтком», «Доярушка», «Из Вологды», «Избёнка», «Невские сыры», «Луговая свежесть», «Молочный стиль», «Ока-Река», «Останкинское», «Просто», «Радость вкуса», «Русское молоко», «Сметанин», «Тысяча Озёр», «Фермерское», Danke Anke, Malkom, ShannonGold.

— Сведения обо всех выявленных нарушениях направлены в контрольно-надзорные органы, и по ним принимаются необходимые меры, — пояснили в Роскачестве.

Недавно я решил составить свой собственный рейтинг брендов сливочного масла. Конечно, масло всех марок и производителей я просто физически не могу попробовать, но что попробовал - то запомнил. Итак, вот этот субъективный (!) рейтинг.

Первое место. Lurpak, Valio, FIN . На мой взгляд, идеальны на вкус; хорошо намазываются на хлеб, при комнатной температуре размягчаются настолько, насколько должны. Цена разумная, хотя и не низкая (около 70-80 рублей за 200-граммовую пачку). Lurpak - это датское масло, Valio и FIN - финское. Жирность у всех - 80-82%.

Второе место. Anchor и «Сваля» . Первое - новозеландское, второе - литовское. Anchor не очень хорошо мажется на хлеб, и вообще по консистенции оно мне нравится меньше, чем масла указанных выше марок. Но на вкус Anchor хорош. «Сваля» тоже неплоха, но, мне кажется, быстровато «тает». Легко мажется на хлеб, на вкус - добротное натуральное сливочное масло. Цена масла «Сваля» — от 55 рублей (в Магните, в других магазинах заметно больше), Anchor - где-то около 75 рублей. Жирность у обоих - 80-82%.

Третье место. President, Beurre de France - обе марки французские. Вот здесь мне чудятся какие-то легкие привкусы. Масло President стоит порядка 70-80 рублей за 200 грамм, Beurre de France - 50 рублей, но продаётся только в Ашанах. Соотношение цена-качество-вкус у President мне представляется не самым лучшим.

На третье место я ставлю и масло «Тысяча озёр» — вроде как финское, хотя владельцем бренда является петербургская компания. Оно стоит порядка 60-70 рублей за 200-граммовую пачку, отличается неплохим вкусом, хорошо мажется на хлеб, но быстровато «тает».

Жирность - около 80% у всех марок, занявших третье место.

Четвертое место. «Легенды Финляндии» — российское масло, продаётся только в Дикси и стоит около 60 рублей за пачку. Неплохое, но не выдающееся, довольно быстро тает, вкус я бы превосходным/идеальным точно не назвал.

Пятое место. «Сыробогатовъ » — в Москве оно не продаётся практически, производится в Кировской области. Вкус середнячковый. Стоит порядка 50-55 рублей за пачку. На пятое-шестое место я бы поставил и масло от «Можга-сыр » (опять-таки редкий гость на прилавках московских магазинов), цена примерно та же.

Шестое место . «Простоквашино ». Не понравилось. Быстро тает, не самый лучший вкус, зато весьма ощутимая цена - от 70-80 рублей за пачку. «Вологодское » (неоригинальное ) в сине-красной упаковке я тоже склонен поставить на шестое место. Но сразу скажу: это ещё далеко не предел; откровенную дрянь я не покупаю.

В общем-то, это всё. Ещё я пробовал масло различных местных, «деревенских» производителей, многих из которых уже и не помню. Спреды не покупаю никогда. Периодически с удивлением посматриваю на «Вологодское масло» и масло «Рузское масло» по цене 100-120 рублей за пачку весом 180-200 грамм и думаю, что же в них такого удивительного.

Специалисты Российской системы качества опубликовали результаты масштабного исследования сливочного масла жирностью 82,5%. Как рассказали в Роскачестве, они исследовали 64 образца масла по более чем 60 показателям качества и безопасности, в том числе на наличие дрожжей и плесени, условно патогенных микроорганизмов, растительных жиров, уровень свежести и термоустойчивости.

По словам заместителя руководителя Роскачества Марии Сапунцовой, более половины исследованных товаров соответствует действующим нормативам по безопасности, а свыше 30% оказались высококачественной продукцией, соответствующей повышенному стандарту Роскачества.

"Часть торговых марок попала в категорию "товары с нарушениями" лишь из-за несоответствия указанному на этикетке ГОСТу по показателю термоустойчивости, - рассказала Мария Сапунцова. - Это расценивается как нарушение прав потребителей на достоверную маркировку. Расхожий миф о массовой фальсификации масла с использованием растительных жиров не подтвердился. Единичные производители допустили фальсификацию по составу либо снизили жирность сливочного масла в результате нарушения технологии его производства".

Высококачественной продукцией, которая соответствует даже повышенным стандартам, признаны образцы 18 торговых марок: Belorus export, Gudberg, Lattesco, "Асеньевская", "Брест-Литовск", "Вологодские традиции", "Домик в деревне", "Карат", "Перекрёсток", "Простоквашино", "Ровеньки", "Рузское", "Савушкин продукт", "Усадьба Ильинское", "Ферма", "Экомилк", Fine Life и "Экомилк Традиционное". Три торговые марки, а именно Belorus export, "Савушкин продукт" и "Брест Литовск", произведены в Белоруссии, а значит, не могут претендовать на Российский знак качества. После прохождения технического аудита, включая определение уровня локализации производства, будет принято решение о присвоении данным товарам Российского знака качества.

Качественной и безопасной продукцией признаны десять торговых марок: Hansdorf, VIOLA, "Алтайское", "Киприно", "Валуйские просторы", "Вологодское", "Вологодское Лето", "Д", "Лакомо", "Милава", "То самое масло".

Замена натурального молочного жира на растительный была выявлена лишь в шести торговых марках под брендами "Вологодские луга", "Молочный стиль", "Молочная ферма", "Лав", "Ржевушка", "Русское молоко". Таким образом, грубые факты фальсификации по составу были выявлены менее чем в 10% случаев. Стоит отметить, что производители восьми торговых марок: "Невские сыры", "Балтком", "Свитлогорье", "Ока Река", "Молочный стиль", "Ржевушка", "Томское молоко", "Компания Сёмкин" - снизили жирность сливочного масла, добавляя при производстве воду.

В 18 проверенных товарах эксперты выявили превышение обязательных санитарно-гигиенических норм. Так, повышенная обсеменённость микроорганизмами (КМАФАнМ) была выявлена в образцах: "Невские сыры", "Тысяча озёр", "Луговая свежесть", "Фермерское", Danke Anke, "Из Вологды", "Малком", "Ока Река". Кишечная палочка обнаружена в образцах продукции "Доярушка", ShannonGold, "Невские сыры", "Тысяча озёр", "Фермерское", Danke Anke, "Из Вологды", "Русское молоко", "Балтком", "Малком", "Радость вкуса", "Ока Река", "Останкинское", "Избёнка", "Сметанин", "Просто".

Превышение по наличию дрожжей и плесени выявлено в "Невских сырах", "Фермерском", Danke Anke, "Радости вкуса", а также продукции марок "Ока река", "Молочный стиль", "Останкинское".

Однако ни в одном из исследованных образцов не было обнаружено патогенных микроорганизмов, заявили в Роскачестве. Обо всех нарушениях сообщили контрольно-надзорным органам.

При выборе сливочного масла эксперты советуют обращать внимание на условия реализации и смотреть на сроки годности продукта. ГОСТом рекомендованы два режима хранения масла: 2-5°C или от -2 до -18°C, а при длительном хранении - и ниже - до -25°C. При первых признаках порчи - кисловатом вкусе, неравномерном цвете - продукт следует выбросить. Стоит обратить внимание на так называемый штаф - тёмно-жёлтый или просто отличающийся по цвету слой на поверхности масла, наличие которого говорит о неправильном хранении продукта.

Более половины продаваемого в России сливочного масла не соответствует санитарным нормам и иным обязательным требованиям, объявило Роскачество, исследовав 64 торговые марки. Производители поставили результаты экспертизы под сомнение

Производство сливочного масла. Сентябрь 2005 года (Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости)

Роскачество подвело итоги исследования сливочного масла 64 российских и зарубежных торговых марок, рассказали РБК в пресс-службе организации, учрежденной правительством «в целях повышения уровня доверия граждан к российской продукции».

В число анализируемых образцов, в частности, попали такие бренды, как «Простоквашино» (АО «Данон Россия»), «Домик в деревне» (ОАО «ВБД»), «Домашнее» (ОАО «Московский завод плавленых сыров «Карат»), «Избенка» (производитель — ЗАО «Картофельная нива Орловщины»), «Перекресток» (ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» по заказу ЗАО «ТД «Перекресток») и другие.

Исследование охватывает продукцию всех основных производителей и включает самые популярные в России торговые марки сливочного масла, подтвердили РБК в пресс-службе Национального союза производителей молока.

Высококачественной продукцией были признаны образцы лишь 18 торговых марок, еще десять соответствуют всем обязательным требованиям, говорит представитель Роскачества Марта Галичева. При этом в 14 марках были обнаружены отклонения от заявленного состава. В частности, в восьми случаях производители заменили натуральные молочные жиры на растительные. Еще восемь производителей снизили жирность сливочного масла, добавляя при производстве в состав воду, говорится в исследовании.

В продукции 18 торговых марок лабораторные исследования выявили уже нарушения санитарно-гигиенических норм, такие, например, как наличие потенциально опасных бактерий и микробов и даже кишечной палочки, перечисляют авторы исследования.

Результаты были направлены производителям и в Роспотребнадзор, говорит Галичева. По ее словам, проверка сливочного масла — первое исследование Роскачества на рынке молочной продукции, однако в планах на 2017 год — провести аналогичную экспертизу молока, творога, йогурта и сгущенки.

Представитель Роспотребнадзора подтвердил, что знает об исследовании Роскачества, но от комментариев, какие практические последствия оно может иметь, воздержался.

Менее сдержанными оказались производители, чья продукция, по мнению Роскачества, оказалась неудовлетворительной. Как заявил основатель и владелец ГК «Невские сыры» Альберт Суфияров, он «не доверяет этому органу [Роскачеству], результатам их исследований» и воспринимает это как «недобросовестную конкуренцию». «Как отбирались образцы для проб, непонятно, — говорит Суфияров. — У нас нарушений качества нет. Мы еженедельно делаем более десятка анализов в независимых лабораториях».

Андрей Кривенко, владелец сети «Избенка», которая продает под одноименной маркой продукты различных фермерских хозяйств, отмечает, что зачастую обнаружение кишечной палочки связано с неправильным способом взятия образца. «Иногда проверяют просроченную продукцию», — считает Кривенко. Он также добавил, что «Избенка» постоянно сдает всю продукцию на анализы, а сотрудничающие с нею производители обязаны проходить аудит по системе менеджмента качества. Материалов от Роскачества компания не получала, отметил Кривенко.

Как заявил РБК представитель пресс-службы X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), торговая сеть проводит лабораторные испытания всей продукции, производимой под собственными торговыми марками, на постоянной основе. «Независимой лабораторией проверены образцы именно из той партии, для которой отбор проб осуществило Роскачество, — говорит представитель компании. — Протокол испытаний, которым располагает торговая сеть, подтверждает соответствие продукции нормативам, что дает основания поставить под сомнение достоверность результатов испытаний общественной организации».

С представителем «Магнита», чью марку масла Роскачество также обвинило в несоответствии санитарным нормам, связаться не удалось.

В защиту производителей высказался председатель правления Союзмолоко Андрей Даниленко. «Союзмолоко считает правильным отметить, что выявление несоответствий по части показателей может быть виной не производителя, а транспортировщика и торговой сети, поэтому каждый случай нарушения должен быть изучен контрольно-надзорными органами», — заявил Даниленко.

АНО «Российская система качества» была учреждена распоряжением правительства в апреле 2015 года для «повышения потребительской осведомленности и продвижения высококачественных российских товаров на внутреннем и внешнем рынках», говорится на сайте организации. В числе других ее учредителей значатся Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» и еще около десяти общественных объединений и ассоциаций.

Финансирование обеспечивает Минпромторг: в 2015 году на это было выделено 180 млн руб. бюджетных ассигнований в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Эти средства идут на закупку образцов продукции в магазинах и проведение их независимой экспертизы. Отечественным производителям, чья продукция отвечает, с точки зрения Роскачества, высоким стандартам, предлагается пройти добровольную сертификацию и получить так называемый Знак качества.

Вместе с тем исследования Роскачества зачастую приводили к скандальным последствиям для производителей. Например, весной 2016 года организация признала некачественной и почти весь лосось в ломтиках, продаваемый в московских магазинах, а летом обнаружила, что и что рубашки Zara, MNG и Bellford небезопасны для здоровья.

Что и где нашло Роскачество

  • Повышенная обсемененность микроорганизмами: «Невские сыры» (ООО «Невские сыры»), «Тысяча озер» (ООО «Невские сыры»), «Луговая свежесть» (ОАО «Ржевский маслосыркомбинат»), «Фермерское» (ООО «ПО Маслодел»), Danke Anke (ООО «Невские сыры»), «Из Вологды» (ОАО «Северное молоко»), Malkom (ОАО «Мытищинский молочный завод»), «Ока-Река» («ЗАО Торговый дом Ока-Река»).
  • Кишечная палочка: «Доярушка» (ООО «Производственный комбинат «Ильинское 95»), ShannonGold (изготовлено ООО «Невские сыры» по заказу ООО «Ай-Ди-Би Рус»), «Невские сыры» (ООО «Невские сыры»), «Тысяча озер» (ООО «Невские сыры»), «Фермерское» (ООО «ПО Маслодел»), Danke Anke (ООО «Невские сыры»), «Из Вологды» (ОАО «Северное молоко»), «Русское молоко» (ОАО «Оршанский молочный комбинат»), «Балтком» (ООО «Балтком Юни»), Malkom (ОАО «Мытищинский молочный завод»), «Радость вкуса» (ОАО «Еланский маслосыркомбинат»), «Ока-Река» («ЗАО Торговый дом Ока-Река»), «Останкинское» (ОАО «Останкинский молочный комбинат»), «Избенка» (ЗАО «Картофельная нива Орловщины»), «Сметанин» (ОАО «Аньковское»), «Просто» (ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» по заказу ЗАО «ТД «Перекресток»).
  • Превышение нормативов по наличию дрожжей и плесени: «Невские сыры» (ООО «Невские сыры»), «Фермерское» (ООО «ПО Маслодел»), Danke Anke (ООО «Невские сыры»), «Радость вкуса» (ОАО «Еланский маслосыркомбинат»), «Ока-Река» («ЗАО Торговый дом Ока-Река»), «Молочный стиль» (ООО ТД «МайМол»), «Останкинское» (ОАО «Останкинский молочный комбинат»).
  • Несоответствие заявленного ГОСТа по термоустойчивости (способность масла сохранять форму при комнатной температуре): Arla Natura (изготовлено ООО «Кохмайстер РУС» по заказу ООО «Арла Фудс»), «Аланталь» (ОАО «Маслосырзавод «Порховский»), «Балтком» (ООО «Балтком Юни»), «Белорус» (ОАО «Ржевский маслосыркомбинат»), «Вкуснотеево» (филиал ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» — «Калачеевский сырзавод»), «Вологодские луга» (ООО «Павелецкий молочный завод»), «Избенка» (ЗАО «Картофельная нива Орловщины»), «Милье» (АО «Алев»), «Правильное масло» («АгроИнновационноеСодружество Ферма Роста»), «Му-у» (ООО Агромолкомбинат «Рязанский»), «Вологодка» (изготовлено ООО «Производственный комбинат «Ильинское 95» по заказу ИП «Паршев»).