В понедельник, 21 ноября, во всем мире отмечают День телевидения. Первые звезды Советского Союза понятия не имели, что такое закадровый текст, а их бархатные голоса узнавала вся страна. «СтарХит» поздравил легенд ТВ с профессиональным праздником.

Игорь Кириллов

Диктор центрального телевидения с 1958 по 2004 год

Еще четыре года назад, когда «СтарХит» поздравлял Игоря Леонидовича с 80-летием, он был бодр и весел. Рассказывал о молодой жене Татьяне из Молдавии. Но в последнее время знакомые ведущего программы «Время» заметили, что он как-то сдал… «Все нормально, − говорит «СтарХиту» Игорь Кириллов. – Иногда работаю. Вчера с Анной Шатиловой вели мероприятие в ЦДЛ. В плохую погоду из дома не выхожу, в моем возрасте это опасно. Настроения нет. По телевизору смотреть нечего. Только жена и развлекает».

С Татьяной диктор познакомился в 2007 году в магазине, где она работала продавцом. Однажды женщина предложила Кириллову помощь по хозяйству. А потом сама попала в беду – потеряла работу, а вместе с ней и жилье. Игорь Леонидович приютил Татьяну. Между ними завязался роман. Так вышло, что дети Кириллова не рядом с ним. Дочь Анна живет в Германии. Сын Всеволод, совладелец фирмы по организации охоты в Африке, умер от панкреатита в Камеруне. У него осталось четверо детей. Только после смерти Всеволода Кириллов смог познакомиться с внуками, но дружбы не сложилось.

АННА ШАТИЛОВА

Диктор центрального телевидения с 1962 по 1995 год

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Несмотря на солидный возраст – а в эту субботу, 26 ноября, Анне Николаевне исполняется 78 лет, – она все так же востребована в профессии. Шатилова до сих пор ведет на Красной площади парады, посвященные Дню Победы, а также другие праздники.

«Спрос стал даже больше, чем раньше, − поделилась со «СтарХитом» ведущая. – Несколько раз в неделю у меня мероприятия. Вот и в свой день рождения буду работать. Мы с Евгением Кочергиным ведем концерт в Ледовом дворце в Подольске. Дела идут хорошо. Занимаюсь любимой профессией. С сыном Кириллом, его женой Алиной и детьми дружим. Мы одна семья – и финансово тоже. Все гонорары трачу на внуков, 12-летнего Светослава и 14-летнего Всеволода. Со старшим Севой мы много путешествуем вместе. Были в Великом Устюге, Германии, во Франции. А уж я сама весь мир облетела еще при Советском Союзе. Поездки предречены мне гороскопом: я Стрелец, не люблю сидеть на месте. Сын Кирилл у меня талантливый. Он переводчик и писатель. Недавно перевел пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта» на русский. Кирилл с семьей часто гостит в моем загородном двухэтажном доме, где есть все удобства. Я его строила, чтобы проводить там время с родными».

АЗАЛИЯ ЛИХИТЧЕНКО

Диктор центрального телевидения с 1968 по 1993 год

// Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Стукалин

Одну из ведущих программы «Время» Азалию Лихитченко часто приглашают на телевизионные ток-шоу, но она отвечает отказом: «Баста. Надо знать, когда уходить». «Я не скучаю, – поделилась со «СтарХитом» Аза Владимировна. – Гости круглый год. Приезжают приятельницы. Дочка Екатерина живет на соседней улице, часто заглядывает ко мне. Внук Дима звонит каждый день. Игорь Кириллов всегда на связи по телефону. Зиму провожу в московской квартире. По теплу перебираюсь на дачу в Рузском районе − у меня участок шесть соток и деревянный домик на горе. Он хоть и совковый, но уютный. И летом нет комаров. Самочувствие нормальное. Каждое утро начинаю с чашки кофе. Дочка все время предлагает нанять помощницу по хозяйству. Но я отказываюсь! Это же мое движение. Поэтому убираюсь сама. Из болячек только астма. В холода не могу нормально погулять на свежем воздухе – начинаю задыхаться. Принимаю лекарства. Пока сижу дома, слушаю радио и смотрю телевизор, программы Андрюши Малахова тоже».

Виктор Балашов

Диктор центрального телевидения с 1947 по 1996 год

// Фото: Дмитрий Азаров/КоммерсантЪ

91-летний Виктор Иванович прошел войну, получил осколочное ранение в ноги, которое стало напоминать о себе в последние годы. Недавно Балашов перенес операцию. Сейчас ходит с палочкой.

«Восстанавливаюсь на даче, − поделился со «СтарХитом» диктор. – Делаю гимнастику, придерживаюсь диеты. По прогнозам врачей, предстоит еще не одна операция. Дочь, Маргарита Викторовна, уже на пенсии, часто навещает меня. Но на днях вот улетела во Францию. Там работают и живут внучка и ее муж. У меня подрастают прекрасные правнуки: Шурику уже восемь лет, он, как и я в юности, занимается самбо, а красотке Иришке четыре годика. Живу помаленьку, благо помогают друзья и вера. Часто хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь».


14 сентября известному телеведущему, диктору телевидения, народному артисту СССР Игорю Кириллову исполняется 85 лет. Его имя у многих ассоциируется прежде всего с программой «Время», ведущим которой он был на протяжении 30 лет. Несмотря на строгие правила, существовавшие на советском телевидении, Кириллов находил изящные способы уклонения от этих правил.





Свою карьеру на телевидении Игорь Кириллов начал в 1957 г., после того, как окончил актерский факультет Высшего театрального училища им. Щепкина и 2 года проработал в Театре драмы и комедии на Таганке. В шаболовском телецентре он начинал с малого – сначала работал помощником режиссера музыкальной редакции, потом стал режиссером-постановщиком, а после победы на конкурсе дикторов он появился на телеэкранах.



Профессия диктора не была его мечтой – на самом деле он собирался стать режиссером, но со временем его работа так его увлекла, что он больше не представлял своего существования без нее. «Телевидение с первых дней моей работы было, остаётся и будет для меня не просто средством массовой информации, техническим средством для передачи художественных произведений, а настоящим искусством, которое помогло мне избавиться от многих недостатков », – признается легендарный диктор и телеведущий.





Кроме программы «Время», диктором которой он был вплоть до 1989 г., Игорь Кириллов вел «Голубые огоньки», «Песню года» и «Кинопанораму». С 1969 по 1989 гг. он возглавлял дикторский отдел Центрального телевидения, но и после распада Союза ему нашлось место на новом телевидении: какое-то время Игорь Кириллов был ведущим популярной программы «Взгляд». До сих пор он остается востребованным на телевидении – свой прошлый 84-й день рождения диктор встретил в студии программы «Сегодня вечером» с Андреем Малаховым.



Несмотря на строгие правила, существовавшие на советском телевидении, Игорь Кириллов называет вымыслом истории о жесткой цензуре и об увольнениях дикторов из-за оговорок. Телеведущие сами понимали, какая ответственность на них возложена и относились к своей профессии более чем серьезно: «Я этой цензуры никогда не чувствовал. Да, были цензоры, они смотрели папку с новостями перед выходом в эфир – проверяли, нет ли государственных или военных тайн. А что касается политической цензуры, она сидела в голове, потому что все мы были воспитаны в том обществе, когда перед тем, чтобы сказать что-нибудь, нужно было чуть-чуть подумать. Какие-то официальные тексты из «Правды» приходилось немного перерабатывать, но особо импровизировать ни у кого желания не было ».



Игоря Кириллова часто называли «кремлевским диктором», что его очень тяготило. Однажды он даже попросил главу Гостелерадио С. Лапина освободить его от этой должности, на что тот ему ответил: «Перечитайте Салтыкова-Щедрина – и поймёте, что с давних времён в русском общении важно не то, что вы говорите, а то, что за этим стоит ». С тех пор диктор начал осваивать невербальные средства выражения собственного отношения к звучащему тексту. Позже он признался: «Я внимательно перечитал Салтыкова-Щедрина и попытался перенести междустрочную иронию великого писателя в работу на программе «Время». Но, очевидно, несколько «перебрал». Ибо вскоре получил пару писем от особо внимательных зрителей-художников, которые писали: «Товарищ Кириллов, такого-то числа вы читали постановление ЦК КПСС, а в глазах у вас было нечто иное ».



Конечно, в те времена и речи быть не могло о шутках или любых других проявлениях фривольного поведения дикторов в эфире. Столь же серьезным было отношение и к правильности речи, и к ее членораздельности: нужно было произносить не более 12-14 строчек в минуту. Трепетное отношение к языку сохранилось у легендарного диктора и по сей день: его слух режет не только нецензурная лексика с экранов телевизоров, но и небрежное обращение с речью – по его мнению, многие современные ведущие тараторят, допускают большое количество ошибок, глотают слова и ведут себя развязно. Тем не менее некоторые ведущие вызывают у него симпатию – с одобрением Кириллов отзывается об Иване Урганте и передаче «Прожекторперисхилтон», хотя и считает, что этого ведущего на экранах слишком много.





Игорь Кириллов был лицом программы «Время» и одним из самых популярных телеведущих. Тем не менее звездная болезнь обошла его стороной. Этому способствовал высокий уровень культуры, профессионализма и ответственности. «Нужно просто помнить, что ты лишь последнее звено в цепочке большого количества людей, от которых зависит успех программы. Основа – те, кто остается за кадром: редактор, режиссеры, операторы, осветители, звукорежиссеры, техники, инженеры, монтажеры... Сколько профессий стоит за твоей спиной! И твоя задача работу этого огромного количества людей не испортить », – считает он.жми :

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

22 марта 2016 года Центральное Телевидение отпраздновало свой 65-летний юбилей. Сегодня трудно представить, что были времена, когда вещание осуществлялось только на два города: Москву и Ленинград (Санкт-Петербург), было чёрно-белым, и все передачи шли в прямом эфире. Только с 1957-го началась трансляция на европейскую часть а со 2 ноября 1967-м - на всю территорию страны. Теми, кто общался с населением с голубого экрана, читал новости, вёл передачи и комментировал спортивные соревнования, были дикторы советского телевидения. Это были представители особой профессии и специально созданного отдела на ЦСТ, прекратившего своё существование в 1995-м.

Требование к профессии формировалось постепенно, на лучших примерах дикторов пятидесятых, ставших кумирами миллионов зрителей. Благодаря их таланту стали понятны требования к будущим соискателям работы на телевидении: хорошая дикция, грамотная речь, внешний вид и умение общаться с аудиторией, пусть присутствующей лишь незримо. В дальнейшем на работу будут приниматься только те, кто пройдёт конкурсные испытания из трёх туров, что сродни отбору в театральный вуз. Дикторы советского телевидения, на которых предстояло равняться, - это, прежде всего, Виктор Балашов и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Валентина Леонтьева и Анна Шатилова.

Ныне здравствующий Виктор Балашов, 1924 года рождения, выпускник Школы-студии МХАТ - образец дикторского чтения. Прошедший Великую Отечественную войну, свою карьеру он начинал на радио, где дикция и звучание голоса играли очень важную роль. Работал вместе с легендарным Юрием Левитаном. Придя на телевидение в 1947-м, он до начала эфира разрабатывал связки, как профессиональный певец. Своим уникальным басовитым голосом объявлял важные для страны новости, став ведущим программы «Время». Ему выпала честь сообщить о полёте Юрия Гагарина, прочесть напутствие заболевшего Л. И. Брежнева космонавтам станции «Союз-Аполлон», первому международному экипажу. Проработавший на телевидении до 1996 года, является народным артистом России.

Дикторы - ведущие телевизионных передач

Работали дикторы в различных редакциях, и не только великолепно читали текст, но и вели разнообразные передачи, навсегда связав своё имя с их историей. Так, Владимир Ухин был бессменным ведущим детских выпусков «Спокойной ночи, малыши», Ангелина Вовк 18 лет вела итоговую «Песню года», Юрий Николаев ассоциируется с «Утренней звездой», а Светлана Жильцова и Александр Масляков - с тем КВНом, который начинался с песни «Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш».

Парадоксально, что ни Александр, ни Светлана не были первыми ведущими КВНа, но именно они стали его символами. Передача, родившись из другой весёлой программы, стала единственной, в условиях прямого эфира, неподвластной и неподконтрольной начальству. Её закрытие в 1971 году по формальному поводу - команда Одессы вышла на игру с наклеенными усами и бородами - стало завершением свободолюбивых 60-х годов.

Светлана Жильцова попала на телевидение совершенно случайно, но этому предшествовали её многолетние занятия в студии художественного слова при Доме пионеров. Будучи студенткой иняза, она была приглашена на телевидение из-за знания английского языка. После неожиданной замены заболевшего ведущего детской спортивной программы, где в 40-минутной передаче она хорошо себя проявила, девушку пригласили в штат. Её отличали улыбчивость и правильная В те годы за речью в эфире следил педагог русского языка, у которого дикторы советского телевидения получали уроки. Александр Масляков пришёл в КВН в 1964-м, будучи ещё студентом, и остался верен этой игре до настоящего времени.

Иконы стиля

При отсутствии коммерческой составляющей телевидения, одежду для появления в эфире ведущие подбирали самостоятельно. Выезжая за рубеж, следя за модой и изыскивая возможности для приобретения качественных материалов, настоящими иконами стиля в СССР были именно советские дикторы телевидения. Женщины первыми продемонстрировали красоту и практичность кримпленовых костюмов, скромных, но изысканных украшений, великолепных причёсок от признанных мастеров. Анна Шатилова, Ангелина Вовк, привлекаемые к работе на телевидении до сих пор, демонстрируют безупречный вкус, и в зрелом возрасте вызывая восторженные отзывы.

Образцом женственности и красоты на протяжении десятков лет оставалась Валентина Леонтьева, ведущая самой человечной передачи «От всей души», без которой не мыслилась ни одна рейтинговая программа на телевидении. Народная артистка СССР трудилась до 65 лет, сделав пластическую операцию, чтобы сохранить любимую работу.

Нестареющие ветераны

С закрытием отдела дикторов большинство ветеранов телевидения оставили любимую работу, продолжая трудиться в других направлениях. Великолепную карьеру сделала неподражаемая Екатерина Андреева, выпускница дикторской школы 1992 года, выделяющаяся среди коллег интеллигентностью и уважительным отношением к слову. Но есть и представители более старшего поколения, дикторы советского телевидения. Мужчины представлены нестареющим Игорем Кирилловым, начавшим свою деятельность в далёком 57-м. 30 лет он являлся бессменным ведущим программы «Время». Благодаря профессионализму и великолепному тембру голоса ему поручалось поздравление жителей страны с Новым годом, комментирование праздничных мероприятий с главной площади столицы, чем он продолжает заниматься и в настоящее время, работая в паре с неувядаемой Анной Шатиловой.

Дикторы советского телевидения стали неотъемлемой частью культуры страны, предметом гордости и уважения.


Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.

Нина Кондратова


Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.

Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.

Валентина Леонтьева


Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах

Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.

Анна Шилова


Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих – Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.

Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.

Нонна Бодрова


Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.

Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.

Светлана Жильцова


Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.

Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.

Анна Шатилова


Навсегда осталась официальным лицом праздничных мероприятий и новостей ЦТ. Шатилову приглашали вести трансляции парадов на Красной площади даже после развала СССР, когда подразделение дикторов было давно разогнано и сама профессия заметно изменилась. Почти весь своей стаж на Гостелерадио она заработала в новостях и развлекательных проектах, некоторое время учила жителей страны восходящего солнца русскому языку по телевизору.

В эфире Шатилова всегда была собранной и строгой, олицетворяя собой как бы весь советский строй. Так получалось, что именно она сообщала гражданам о важнейших событиях в СССР и мире, вроде убийства Кеннеди и изъятия из оборота 100-рублевых купюр. Поэтому ее часто даже называли главным диктором страны.

Юлия Белянчикова


Абсолютно нестандартная телеведущая для СССР. На первых кнопках, да и в региональных телецентрах, передачи вели в основном дикторы. Эта была особая каста. Изначально, чтобы попасть в их число, предполагалось актерское образование. Потом требования к специалистам смягчили. Они приходили молодыми и их долго готовили, прежде чем ввести в команду. Белянчикову же пригласили вообще со стороны.

Программа «Здоровье» шла уже несколько лет, когда руководство решило, что вести ее должен специалист-медик, а не журналист или диктор. И тогда пригласили действующего врача Белянчикову. В результате, в ее лице передача получила ведущую, которая могла на равных общаться с приглашенными врачами и перевести сложные термины на простой и понятный язык. Все это очень ценили миллионы телезрителей, которые вознесли «Здоровье» Белянчиковой в мегахиты советского ТВ.

Татьяна Черняева


Настоящая звезда «детского» вещания, хотя участвовала, по сути, в одном проекте – «АБВГДейке». В 1975 году на ЦТ решили создать программу, которая бы учила самых маленьких грамоте. Изначально собирались сделать некий аналог американской Sesame Street, но не удержались и существенно ее переработали. Непосредственно руководила этим процессом Татьяна Черняева. Она же в результате и стала ведущей.

Сложно сказать, рассматривались ли другие кандидатуры, но Черняева до сих пор ведет «АБВГДейку». За это время поменялось уже несколько составов актеров и авторов, корректировалась концепция, несколько раз программу закрывали и возрождали снова. И последнее удалось во многом благодаря самой Черняевой.

Ангелина Вовк


Главный специалист по развлекательным проектам. По идее считалось, что дикторы Гостелерадио могли стать лицом любой программы, но некоторая специализация все же существовала. Вовк даже не старалась попасть в число ведущих самых престижных вечерних новостей. Она плохо видела, поэтому предпочитала не читать с бумажки, не могла долго не улыбаться и вообще любила смеяться. Такое легкомыслие совершенно не подходило для официоза.

Зато она идеально вписалась в детские и развлекательные программы: «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Голубой огонек», концерты, фестивали и множество других проектов. Больше десяти лет стояла на сцене «Песни Года».

Татьяна Веденеева


Лицо советского телевидения на Западе. Уже в конце 70-х Гостелерадио начало активно сотрудничать с иностранными телекомпаниями и остро стал вопрос о «свежем лице» среди отечественных дикторов. К счастью руководителей ЦТ в 1978 году пришла Веденеева. Она и стала телеведущей, которая органично смотрелась не только в СССР, но и в капстранах.

В то время как внутри страны ее пускали в эфир в основном с программами «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник», «на экспорт» она работала куда более активно. Например, вела день СССР на французском TF-1, представляла страну в австрийско-советском «Музыкальном подворье», была героиней многосерийного фильма о Москве британского телеканала BBC. В СССР стала звездой после участия в программе «Доброе утро» - одном из самых первых перестроечных проектов.