проза

ж. греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

проза

прозы, мн. нет, ж. (латин. prosa).

    Нестихотворная литература; противоп. поэзия. Писать прозой. Над ними надписи и в прозе и в стихах. Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина.

    Вся практическая, не художественная литература (устар.). Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык. Пушкин.

    перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы. Некрасов. Проза жизни или житейская проза.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

проза

    Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой.

    перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни.

    прил. прозаический, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

проза

    Ритмически не организованная речь.

    Нестихотворная литература.

    перен. разг. Скучное однообразие; повседневность, будничность.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

проза

ПРОЗА (от лат. prosa) устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.

Проза

(лат. prosa),

    художественные и нехудожественные (научные, философские, публицистические, информационные) словесные произведения, в которых отсутствует наиболее общий признак поэтической речи (разбивка на стихи).

    В более узком и употребительном смысле ≈ тип искусства слова, литературы, соотносительный с поэзией, но отличающийся от неё особыми принципами создания художественного мира и организацией речи художественной. См. Поэзия и проза.

Википедия

Проза

Про́за - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи ; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

Примеры употребления слова проза в литературе.

Она продолжила разговор о малом, о мирском: - Однако я отвлеклась, а ведь беседа шла не о прозе , а о стихах.

Вообще автобиографическая проза , критические статьи и поэзия составляют у Григорьева три краеугольных камня его творчества, находясь в своеобразных взаимосвязях между собою.

Когда бы я принадлежал к элите, То денег тратил больше бы, чем сил, Когда бы проживал в палеолите - Дубиной череп ближнему крушил, Когда бы мерил автодром кругами - Недюжинную проявлял бы прыть, Но если взмог бы вдруг писать стихами - Вмиг перестал бы прозой говорить.

Модель воспроизводит стиль и отчасти словарь ранней англосаксонской прозы , использующей ритмические и аллитерационные приемы.

Ритмизация прозы , обильно встречающиеся у него аллитерации, ассонансы, рифмы, в связи с особой патетикой присущей ему манеры, создают впечатление витийства, рассчитанного на особый эффект.

Для этого он воспользовался багажом метафор, сравнений, антитез и прочих украшений классической риторики, а у родной поэзии заимствовал орудие аллитерации, чтобы придать своей прозе яркую звуковую окраску.

Именно поэтому канте хондо, и особенно сигирийя, производит на нас впечатление пропетой прозы : разрушается всякое ощущение ритмического размера, хотя на самом деле тексты песен составлены из терцетов и катренов с ассонансной рифмой.

И тогда, и теперь для меня очевидна вздорность такого утверждения, хотя Цырлин не был одинок -- о том свидетельствовали выступления некоторых историков на дискуссии об исторической прозе .

Кончается обращенное к Вигелю стихотворение словами: Тебе служить я буду рад - Стихами, прозой , всей душою, Но, Вигель - пощади мой зад!

Я школу Гнесиных люблю за песнь, за превышенье прозы , за желтый цвет, что ноябрю предъявлен, словно гроздь мимозы.

Новый век готики утвердился в середине семидесятых годов восемнадцатого века, что нашло выражение в прозе , поэзии и искусстве.

Филлипс стал пописывать для бульварных журнальчиков, а, кроме того, обрабатывал целые горы почти безнадежно графоманской прозы и лирики, присылавшейся ему писателями-дилетантами, надеявшимися, что волшебное перо Филлипса поможет им увидеть свои произведения в печати, -- все это позволяло ему вести довольно-таки независимый образ жизни.

Последнее станет характерной чертой и всех последующих автобиографических произведений Григорьева в стихах и прозе .

Лишь в ранней прозе Григорьева можно обнаружить прямые следы влияния Гейне.

Если бы Гуиральдес не вобрал в себя французскую метафористику и американо-британскую структурность, мы бы не имели классической аргентинской прозы !

Проза (лат. prōsa ) - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений).

Так что же это такое — проза

Казалось бы это такое простое понятие, которое известно всем. Но, как раз этом и заключается сложность его описания. Проще определить, что такое стихи, поэзия. Стихотворная речь подчиняется строгим законам и правилам.

  1. Это четкий ритм или метр. Как в марше: раз – два, раз – два, или как в танце: раз – два – три, раз – два – три.
  2. Хотя и необязательное условие: Рифма, т.е слова созвучные по своему произношению. Например любовь – морковь или проза – роза и т.д.
  3. Определенное количество строф. Две строфы это двустишье, четыре — четверостишье, есть восемь строф, а также различное их сочетание.

Вся остальная письменная или устная речь, которая не подчиняется этим законам – проза. В ней слова льются как полноводная река, плавно, свободно и независимо, подчиняясь только мысли и воображению автора. Проза – это описание простым доступным языком всего того что находится вокруг.

Есть такое понятие проза жизни. Это повседневные, обыденные события, которые происходят в жизни людей. Писатели, которые описывают эти события в своих произведениях. Называются писатели – прозаики. За примерами далеко ходить не надо.

Вся мировая классическая литература, да не только классическая. Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой. М.Горький, Н.В.Гоголь – это великие писатели прозаики. Откройте любую из их книг, и вы сразу поймете, что такое проза, если до сих пор этого еще не знали.

Но остались еще на широких, необъятных просторах нашей Родины люди, Которые всерьез считают, что писатели прозаики это такие люди которые пишут про ЗАЕК. Кто – то считает их неграмотными и необразованными, кто-то наоборот оригинальными и креативными. Выбирать вам.

Так что же такое проза? Посмотрите внимательно, перед вами пример простого прозаического произведения. Эта статья. А если кому – то все равно до сих пор не понятно, что такое проза, то прочитайте её еще раз.

Все мы изучали прозу в школе на уроках литературы, а кто может сейчас дать ответ на вопрос о том, что такое проза? Может быть, то, что прозой называют устную или письменную речь, вы помните, но наверняка забыли, что произведения в прозе не делятся на соизмеримые отрезки (проще говоря – стихи). В отличие от стихов, ритм прозаических произведений – это соотношение синтаксических конструкций (предложений, периодов).

Проза возникла во времена античной литературы. С XIX века проза стала лидировать в словестности.

Поясним, что относится к прозе. Прозой называют обычную речь, простую, не мерную, без размеров. Однако существует мерная проза, похожая по своему звучанию на старинные русские песни.

У прозы также есть формы. Так вот, первоначально развились публицистическая, деловая, научная, религиозно-проповедническая, мемуарно-исповедническая формы.

Рассказы, повести и романы относятся к художественной прозе и отличаются от лирики своей эмоциональной сдержанностью, интеллектуальностью, философскими началами.

Из опредления в начале статьи легко понять, что проза - это противоположность стихотворению. Но тогда что такое стихотворение в прозе? Это текст очень складный, но без рифмы, почти всегда романтического содержания. Много стихотворений в прозе написал И.С Тургенев.

Прозаические жанры

Традиционно в число литературных жанров, относящихся к прозе, входят:

  • Роман. Романом называют повествовательное произведение, большое по объёму и со сложным, развитым сюжетом.
  • Повесть. Это род эпический поэзии, похожий на роман, который рассказывает о каком-нибудь эпизоде из жизни. В повести в меньшей степени, чем в романе, рассказывается о быте и нраве героев, она короче и сдержаннее.
  • Новелла. Новеллой называют небольшой литературный повествовательный жанр. По объему она сопоставима с рассказом, но отличительной чертою является наличие генезиса, истории и структуры.
  • Эпопея. Эпическое произведение, монументальное по форме, затрагивающее общенародную проблематику.
  • Рассказ. Является малой формой художественной литературы. Объем текста маленький, так как в рассказе не охватывается большой промежуток времени и описывается какое-либо конкретное событие в конкретном временном промежутке.
  • Эссе. Это сочинение прозаической формы на любую тему. По объему небольшое, композиция строго не обозначена. В эссе автор выражает свое индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу.
  • Биография - всем нам известная форма изложения истории жизни и деятельности человека.

Проза это антоним стиха и поэзии, формально - обычная речь, не разделенная на обособленные соизмеримые ритмические отрезки - стихи, в эмоционально-смысловом плане - нечто приземленное, обыкновенное, заурядное; фактически же доминирующая форма в европейских литературах начиная с 18 века (в отношении распространенности беллетристики даже с 17 века); в русской - со второй трети 19 века, хотя на протяжении всего 19 века художественную словесность, включая прозаическую, продолжали называть поэзией. В 19-20 веках проза - безусловно преобладающая форма эпоса и драматургии, гораздо реже встречаются прозаические лирические произведения («стихотворения в прозе»). В разговорной речи 20 века, проникшей и в нестрогий язык истории литературы и критики, теоретически четкая триада «эпос - лирика - драма» практически вытеснена триадой «проза - поэзия - драматургия». В литературном смысле прозаическим формам предшествует поэзия.

Проза в античности

В античности проза, в отличие от поэзии, регулировавшейся правилами поэтики, регулировалась правилами риторики. Как и поэтическая стихотворная речь, она определенным образом украшалась, но приемы этого украшения были иными, чем в поэзии. Западноевропейское Средневековье продолжало относить к поэзии только стихи, но расширение читательской аудитории повлекло за собой распространение более безыскусственной прозы: с середины 13 века начинается прозаическая обработка стихотворных романов, поющиеся стихи перемежаются с прозой в повести первой трети 13 века «Окассен и Николет», затем в «Новой жизни» (1292) Данте прозаическая автобиография включает в себя созданную автором в 1283-90 стихотворную лирику с комментарием. Эпоха Возрождения ознаменована расцветом новеллы, прежде всего это - «Декамерон» (1350-53) Дж.Боккаччо. Среди наиболее выдающихся произведений ренессансной литературы - смеховая эпопея Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-64), но она близка к неофициальной народной карнавальной культуре, не входит в иерархию традиционных жанров и лишь условно именуется романом. Далеким предвестием будущего торжества романного жанра явился «Дон Кихот» (1605-1615) М.Сервантеса. В главе XIVII ч.1 священник, порицая рыцарские романы, все же высоко оценивает возможности их формы (здесь в косвенной речи Сервантес фактически утверждает форму своего собственного произведения как достойную признания современной ему теорией литературы).

Проза постепенно отвоевывала позиции у стиха . В шекспировской трагедии, тем более комедии, их смешение было нормой, хотя проза использовалась преимущественно в «низких» эпизодах. В 17 веке активно создавался испанский плутовской , аналоги которого появлялись и в других странах. Несмотря на то, что классицизм попрежнему числил прозу по ведомству риторики и признавал ее лишь в философском диалоге, историческом повествовании или описании, публицистике, исповеди, роман же допускал как жанр периферийный, развлекательный, лишенный моральной цели и адресованный неискушенному читателю - даже во Франции, законодательнице классицистических норм и вкусов, проза проникала в различные жанры. Еще в 16 веке появились первая французская оригинальная комедия в прозе («Соперники» Ж.де Ла Тайя, 1573), трагикомедия («Люсель» Л.Лежара, 1676). На рубеже 16-17 веков девять прозаических комедий написал П.де Лариве. Строгий теоретик классицизма Ж.Шаплен высказался за «свободную» речь в драме и считал абсурдным рифмованный текст на сцене, ссылаясь на образцы итальянских пьес в прозе. Мольер создал в прозе несколько лучших своих комедий, включая «Дон Жуана» (1665), «Скупого» (1668), «Мещанина во дворянстве» (1670), что было высоко оценено некоторыми современниками, однако на практике долгое время не получало продолжения. В споре о «древних» и «новых», начавшемся в 1684, последние защищали права прозы. Английскую прозу конца 17 - начала 18 века представляли переводной «героический» и краткий новеллистический (А.Бен, У. Конгрив) роман, историко-легендарное повествование (Р.Бойль), в Германии 17 века господствовал поверхностный галантно-приключенческий роман о любовных историях в придворной среде, обращенный к читателям, которые к ней не принадлежали.

18 век - время утверждения прозы в развитых европейских литературах. В Англии это сатира Дж.Свифта, «комические эпопеи» Г.Фиддинга и других писателей, сентиментальный и готический романы, в Германии - произведения И.В. Гёте, во Франции - творчество Ш.Л.Монтескье, А.Ф.Прево д’Экзиль, Вольтера, Ж.Ж.Руссо и др. Иногда жанровые границы поэзии и прозы намеренно стирались: Монтескье, объявив в «Персидских письмах» (1721) стихотворца смешной и гротескной фигурой, создал две поэмы в прозе, А.де Ла Мотт Удар написал оду в прозе Аббат Прево в 1735 заявил, что рифма порочит саму идею поэзии, разрушает поэтический дар. Но защитники стиха были сильнее. Самым значительным из них оказался прозаик Вольтер, явно относивший свои философские повести более к философии, чем к литературе. В «Храме вкуса» (1731) он высмеял теорию поэмы в прозе, на что Ламотт-Удар безуспешно возражал. Вплоть до начала 19 века господствовавшие теории не признавали прозу. Даже И.Ф.Шиллер в 1797 не одобрил «Года учения Вильгельма Мейстера» (1795-96) Гёте; последний согласился с ним и в «Максимах и рефлек сиях» назвал роман «субъективной эпопеей, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковывать мир» (Собрание сочинений: В 10 томах), что имело у Гёте четкую антиромантическую направленность.

Тем не менее 18 век - век решительного наступления прозы и более снисходительного отношения теории к роману. Для своего времени принципиальное значение имел аллегорический философско-политический роман Ф.Фенелона «Приключения Телемака» (1693-94), а также произведение шотландского автора 17 века, писавшего по-латыни, Дж.Барклая (Баркли) «Аргенида» (1621). В послепетровской России, где еще долго предстояло совершенствовать стих в ущерб художественной прозе, то и другое привлекло внимание В.К.Тредиаковского. Роман Фенелона он переложил гекзаметрами, но «Аргениду» перевел в 1751 прозу, а ранее в «Новом и кратком способе к сложению российских стихов…» (1735) сообщал: «Эпических остроумных, удивительных, а иногда Гомера и Вергилия превосходящих вымышлений прозою написанных, не надеюсь, чтоб больше было на другом каком языке, нежели сколько их есть на французском, которые у них романами называются. Однако все таковые романы насилу могут ли перевесить хорошеством одну Барклаиеву Аргениду». Наличие подобных образцов сделало возможным появление в России таких ориентированных явно не на «низового читателя» произведений, как масонские романы М.М.Хераскова (60-90-е 18 века). Но высшие достижения русской прозы 18 столетия до Н.М.Карамзина принадлежат к области сатиры в разных родах (комедии Д.И.Фонвизина, повесть И. А.Крылова «Каиб», 1792, и беллетризированная публицистика «Путешествие из Петербурга в Москву», 1790, А.Н.Радищева). Карамзин своими сентиментальными повестями 1790-х впервые ввел прозу в высокую литературу. Ранее проза считалась несопоставимой с поэзией , хотя читателей у нее было больше (особой популярностью пользовались переводные, а с 1763, когда появились первые произведения Ф. А.Эмина, и отечественные романы); карамзинская проза была признана наиболее образованным и искушенным, а в то же время довольно широким читателем.

Западноевропейский романтизм принес известное равновесие стихов и прозы: хотя сильнейшее эмоциональное воздействие оказывала поэзия, самым популярным в Европе и России писателем был В.Скотт как исторический романист. Впоследствии авторитет прозы поддерживали позднеромантические произведения В.Гюго, Ж.Санд. Среди русских романтиков сравнительно недолгой славой пользовался беллетрист А.А.Бестужев (Марлинский), однако высшие достижения романтизма в России - поэтические. В 1830-е, несколько позже чем на Западе, происходит эпохальный перелом: А.С.Пушкин пишет больше прозы, чем стихов, появляется проза Н.В.Гоголя, в 1840 - первый русский социально-психологический и философский роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. В дальнейшем возникает плеяда великих прозаиков, среди которых Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский. Как и на Западе, господство прозы в России стало безоговорочным, за исключением начала 20 века, когда достижения поэзии в целом были выше, хотя и проза, особенно модернистская, принципиально обновилась. В конце 20 века поэзия практически во всем мире уходит на периферию литературы, становится достоянием сравнительно немногих любителей и даже внешне подражает прозе: во многих странах почти вся она создается свободным стихом.

У прозы есть свои структурные преимущества . Гораздо менее способная, чем стих, воздействовать на читателя с помощью специфических ритмико-мелодических приемов, функции которых раскрыл Ю.Н.Тынянов в книге «Проблема стихотворного языка» (1924), проза более свободна в выборе смысловых нюансов, оттенков речи, в передаче «голосов» разных людей. «Разноречие», по М.М.Бахтину, присуще прозе гораздо больше, чем стихам. Ученый выделял следующие «типы прозаического слова» (точнее, всякого повествовательного, но преимущественно прозаического). Первый - прямое непосредственно направленное на свой предмет слово, обычное обозначение, называние чего-либо. Второй тип - объектное слово, слово изображенного лица, отличное от авторского, передающее социальную, национальную, культурную, возрастную и прочую специфику речи персонажей, которая в традиционалистских литературах была представлена мало или вовсе не представлена. Третий тип, по Бахтину, - слово «двуголосое», с установкой на чужое слово; «двуголосое» слово бывает и авторским, и словом персонажа. Здесь три разновидности. Первая - оценочно «однонаправленное» двуголосое слово: стилизация, рассказ рассказчика, необъектное слово героя - носителя авторских замыслов, повествование от первого лица. «Слово» говорящего, персонажа, не отрицательного для автора, более или менее сливается с авторским «словом». Если же говорящий (пишущий) не одобряется или высмеивается посредством якобы его же собственной речи, возникает «разнонаправленное», преимущественно пародийное, двуголосое слово. Третья разновидность двуголосого слова определяется Бахтиным как «активный тип», или отраженное чужое слово. По репликам одного участника диалога можно догадываться о содержании и эмоциональной окраске реплик другого. В том же ряду - скрытая внутренняя полемика (персонаж чтото себе доказывает, споря с самим собой), полемически окрашенная автобиография и исповедь, скрытый диалог и вообще всякое слово с «оглядкой» на чужое слово (с разными собеседниками разговор ведется неодинаково). «Активный тип» более всего характерен Для Достоевского, которого объектное слово (второй тип) интересует меньше: индивидуальные или социальные признаки речи не так значимы, как смысловая полемика персонажей с собой и другими; по Бахтину, автор участвует в борьбе точек зрения - в плане организации повествования, а не общей идеи произведения - на равных с персонажами, ничего им догматически не навязывая. Проза имеет собственный ритм, отличный от стихотворного, а иногда и метр, превращаясь в метризованную прозу.