Александр Даргомыжский - автор четырех опер и еще множества произведений. Он стал предвестником реализма в отечественной академической музыке. Его произведения ставились на европейской сцене в то время, когда почти все будущие русские классики «Могучей кучки» еще только начинали свою карьеру. Влияние Даргомыжского на композиторов сохранялось на протяжении десятилетий. Его «Русалка» и «Каменный гость» стали неотъемлемой частью русского искусства XIX века.

Корни

Александр Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в небольшом селе Воскресенском, расположенном в Чернском уезде Тульской губернии. Отец мальчика Сергей Николаевич приходился внебрачным сыном богатому помещику Алексею Ладыженскому. Мать Мария Козловская была урожденной княжной.

Даргомыжские владели семейным имением Твердуновым, в которым маленький Саша провел первые три года его жизни. Оно находилось в Смоленской губернии - композитор не раз возвращался туда уже в зрелом возрасте. В имении родителей Даргомыжский, биография которого в основном была связана со столицей, искал вдохновения. Композитор использовал мотивы народных песен Смоленщины в своей опере «Русалка».

Уроки музыки

В детстве Даргомыжский поздно заговорил (в пять лет). Это повлияло на голос, который остался хрипловатым и высоким. Впрочем такие черты не помешали музыканту овладеть вокальной техникой. В 1817 году его семья переехала в Петербург. Отец стал работать в канцелярии банка. Ребенок же с раннего детства начал получать музыкальное образование. Первым его инструментом стало фортепиано.

Александр сменил нескольких учителей. Одним из них был выдающийся пианист Франц Шоберлехнер. Под его руководством Даргомыжский, биография которого как музыканта началась с самых ранних лет, стал выступать на разных мероприятиях. Это были частные собрания или благотворительные концерты.

В девять лет мальчик приступил к освоению скрипки и струнных квартетов. Его главной любовью все же осталось фортепиано, для которого он уже тогда написал несколько романсов и сочинений других жанров. Некоторые из них даже были впоследствии изданы, когда композитор уже обрел широкую известность.

Влияние Глинки и Гюго

В 1835 году Даргомыжский, биография которого была тесно связана с коллегами по творческому цеху, познакомился с Михаилом Глинкой. Опытный композитор очень сильно повлиял на начинающего товарища. Даргомыжский вел с Глинкой споры о Мендельсоне и Бетховене, брал у него справочные материалы, по которым учился музыкальной теории. Опера Михаила Ивановича «Жизнь за царя» вдохновила Александра на создание собственного масштабного сценического произведения.

В XIX веке в России была крайне популярна французская художественная литература. Интересовался ей и Даргомыжский. Биография и творчество Виктора Гюго увлекали его особенно сильно. Композитор воспользовался драмой француза «Лукреция Борджиа» в качестве сюжетной основы своей будущей оперы. Даргомыжский упорно работал над задумкой. Многое не получалось, и результат запаздывал. Тогда он (по рекомендации поэта Василия Жуковского) обратился к другому произведению Гюго - «Собору Парижской Богоматери».

«Эсмеральда»

Даргомыжскому полюбилось либретто, написанное самим автором исторического романа для постановки Луизы Бертен. Для своей оперы русский композитор взял такое же название «Эсмеральда». Перевод с французского он осуществил самостоятельно. В 1841 году его партитура была готова. Законченное произведение приняла дирекция Императорских театров.

Если в литературе в России спросом пользовались французские романы, то оперу аудитория предпочитала исключительно итальянскую. По этой причине «Эсмеральда» ждала своего появления на сцене непривычно долгое время. Премьера состоялась только в 1847 году в Большом театре Москвы. На сцене опера продержалась недолго.

Романсы и оркестровые работы

В период, когда будущее «Эсмеральды» оставалось в подвешенном состоянии, Даргомыжский зарабатывал на жизнь уроками пения. Он не бросил сочинительскую работу, но переориентировался на романсы. В 1840-е были написаны десятки таких произведений, самыми популярными из которых стали «Лилета», «Шестнадцать лет», «Ночной зефир». Также Даргомыжский сочинил вторую оперу «Торжество Вакха».

Особым успехом пользовались и пользуются вокальные и камерные произведения композитора. Его ранние романсы лиричны. Присущая им фольклорность позже станет популярным приемом, которым будет пользоваться, например, Петр Чайковский. Смех - это еще одна эмоция, которую стремился провоцировать Александр Сергеевич Даргомыжский. Краткая биография показывает: он сотрудничал с выдающимися литераторами-сатириками. Поэтому неудивительно, что в произведениях композитора много юмора. Яркими примерами остроумия автора были сочинения «Титулярный советник», «Червяк» и другие.

Для оркестра Александр Даргомыжский, краткая биография которого богата на самые разные жанры, написал «Бабу-Ягу», «Казачка», «Болеро» и «Чухонскую фантазию». Здесь автор продолжал традиции, заложенные его наставником Глинкой.

Заграничное путешествие

Все русские интеллигенты XIX века стремились побывать в Европе, чтобы поближе познакомиться с жизнью Старого Света. Не был исключением и композитор Даргомыжский. Биография музыканта сильно изменилась, когда он в 1843 году покинул Петербург и несколько месяцев провел в крупнейших европейских городах.

Александр Сергеевич побывал в Вене, Париже, Брюсселе, Берлине. Он познакомился с бельгийским виртуозом скрипки Анри Вьетаном, французским критиком Франсуа-Жозефом Фети и многими выдающимися композиторами: Доницетти, Обером, Мейербером, Галеви.

Даргомыжский, биография, творчество и круг общения которого все-таки гораздо больше были связаны с Россией, вернулся на родину в 1845 году. На новом этапе жизни он увлекся национальным фольклором. Его элементы стали все чаще проявляться в работах мастера. Примерами этого влияния можно считать песни и романсы «Лихорадушка», «Душечка-девица», «Мельник» и другие.

«Русалка»

В 1848 году Александр Сергеевич приступил к созданию одного из своих главных произведений - оперы «Русалка». Она была написана на сюжет стихотворной трагедии Пушкина. Даргомыжский работал над оперой семь лет. Пушкин не окончил свое произведение. Композитор завершил сюжет за писателя.

«Русалка» впервые появилась на сцене в 1856 году в Санкт-Петербурге. Даргомыжский, краткая биография которого уже была известна каждому музыкальному критику, получил за оперу множество обстоятельных похвал и положительных рецензий. Все ведущие российские театры старались как можно дольше продержать ее в своем репертуаре. Успех «Русалки», разительно отличавшийся от реакции на «Эсмеральду», подхлестнул композитора. В его творческой жизни наступил период расцвета.

Сегодня «Русалка» считается первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы. Какую фабулу предложил в этом сочинении Даргомыжский? Композитор, краткая биография которого способна познакомить с самыми разными сюжетами, создал свою вариацию популярной легенды, в центре которой - превращенная в русалку девушка.

«Искра» и Русское музыкальное сообщество

Хотя делом жизни композитора была музыка, он увлекался и литературой. Биография Александра Сергеевича Даргомыжского была крепко связана с биографиями самых разных писателей. Он сблизился и общался с авторами либеральных взглядов. С ними Даргомыжский издавал сатирический журнал «Искра». Александром Сергеевичем была написана музыка на стихи поэта и переводчика Василия Курочкина.

В 1859 году было создано Русское музыкальное сообщество. В числе его руководителей оказался и Даргомыжский. Краткая биография композитора не может обойтись без упоминания об этой организации. Именно благодаря ей Александр Сергеевич познакомился со многими молодыми коллегами, в том числе с Милием Балакиревым. Позже это новое поколение создаст знаменитую «Могучую кучку». Даргомыжский же станет смычкой между ними и композиторами прошлой эпохи, такими как Глинка.

«Каменный гость»

После «Русалки» Даргомыжский еще долгое время не возвращался к сочинению опер. В 1860-е гг. им были созданы наброски к произведениям, вдохновленным легендами о Рогдане и пушкинской «Полтавой». Эти работы так и застопорились на зачаточном этапе.

Биография Даргомыжского, краткое содержание которой показывает, насколько иногда тяжело шли творческие изыскания мастера, позже стала ассоциироваться с «Каменным гостем». Так называлась третья «Маленькая трагедия» Пушкина. Именно по ее мотивам композитор решил сочинить свою очередную оперу.

Работа над «Каменным гостем» продолжалась несколько лет. В этот период Даргомыжский отправился в свое второе крупное путешествие по Европе. Даргомыжский уехал за границу вскоре после смерти своего отца Сергея Николаевича. Композитор ни разу не женился, у него не было собственной семьи. Поэтому отец всю жизнь оставался для Александра Сергеевича главным советчиком и опорой. Именно родитель вел финансовые дела сына и следил за имением, оставшимся после смерти матери Марии Борисовны в 1851 году.

Даргомыжский побывал в нескольких зарубежных городах, где с аншлагом прошли премьеры его «Русалочки» и оркестровой пьесы «Казачок». Сочинения русского мастера вызывали неподдельный интерес. О них одобрительно отзывался выдающийся представитель романтизма Ференц Лист.

Смерть

На шестом десятке лет Даргомыжский уже подорвал свое здоровье, пострадавшее от регулярных творческих стрессов. Он скончался 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге. В своем завещании композитор попросил завершить «Каменного гостя» Цезаря Кюи, которому помог Николай Римский-Корсаков, полностью оркестровавший это посмертное произведение и написавший для него небольшую увертюру.

Долгое время последняя опера оставалась самым известным произведением Даргомыжского. Такая популярность была вызвана новаторством сочинения. В его стиле нет ансамблей и арий. Основой оперы стали положенные на музыку декламации и мелодические речитативы, чего еще не случалось на русской сцене. Позже эти принципы были развиты в «Борисе Годунове» и «Хованщине» Модеста Мусоргского.

Стиль композитора

Даргомыжский оказался предвестником русского музыкального реализма. Он сделал первые шаги в этом направлении, отказавшись от наигранности и напыщенности романтизма и классицизма. Вместе с Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым он создал русскую оперу, отошедшую от итальянской традиции.

Что считал главным в своих произведениях Александр Даргомыжский? Биография композитора - это история творческой эволюции человека, тщательно проработавшего каждого персонажа своих сочинений. С помощью музыкальных приемов автор стремился как можно яснее показать слушателю психологический портрет самых разных героев. В случае «Каменного гостя» главным персонажем был Дон Жуан. Однако в опере весомую роль играет не только он. Все действующие лица творческого мира Александра Сергеевича неслучайны и важны.

Память

Интерес к творчеству Даргомыжского возродился в XX веке. Произведения композитора были крайне популярны в СССР. Они входили во всевозможные антологии и исполнялись на самых разных площадках. Наследие Даргомыжского стало объектом новых академических исследований. Главными специалистами по его творчеству считаются Анатолий Дроздов и Михаил Пекелис, написавшие много работ о его произведениях и их месте в русском искусстве.

Я не намерен снизводить...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.
А. Даргомыжский

В начале 1835 г. в доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской классической музыки. В биографиях обоих композиторов немало общего. Раннее детство Даргомыжского прошло в имении отца неподалеку от Новоспасского, и его окружала та же природа и крестьянский уклад, что и Глинку. Но в Петербург он попал в более раннем возрасте (семья переехала в столицу, когда ему было 4 года), и это наложило свой отпечаток на художественные вкусы и определило интерес к музыке городского быта.

Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. В 7 лет его стали обучать игре на фортепиано, скрипке (позже он брал уроки пения). Рано обнаружилась тяга к музыкальному сочинительству, но она не поощрялась его учителем А. Данилевским. Свое пианистическое образование Даргомыжский завершил у Ф. Шоберлехнера, ученика знаменитого И. Гуммеля, занимаясь с ним в 1828-31 гг. В эти годы он часто выступал как пианист, участвовал в квартетных вечерах и проявлял все больший интерес к композиции. Тем не менее в этой области Даргомыжский еще оставался дилетантом. Не хватало теоретических познаний, к тому же юноша с головой окунулся в водоворот светской жизни, «был в пылу молодости и в когтях наслаждений». Правда, уже тогда имели место не только развлечения. Даргомыжский посещает музыкально-литературные вечера в салонах В. Одоевского, С. Карамзиной, бывает в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Однако полный переворот в его судьбе совершило знакомство с Глинкой. «Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас... Мы скоро сошлись и искренно подружились. ...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», - писал Даргомыжский в автобиографической записке.

Именно тогда перед Даргомыжским впервые по-настоящему встал вопрос о смысле композиторского творчества. Он присутствовал при рождении первой классической русской оперы «Иван Сусанин», принимал участие в ее сценических репетициях и воочию убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать. Музицирование в салонах было заброшено, и Даргомыжский приступил к восполнению пробелов в своих музыкально-теоретических познаниях. Для этой цели Глинка передал Даргомыжскому 5 тетрадей, содержавших записи лекций немецкого теоретика З. Дена.

В своих первых творческих опытах Даргомыжский уже проявлял большую художественную самостоятельность. Его привлекали образы «униженных и оскорбленных», он стремится воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, согревая их своим сочувствием и состраданием. Все это повлияло на выбор первого оперного сюжета. В 1839 г. Даргомыжский закончил оперу «Эсмеральда » на французское либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской богоматери». Ее премьера состоялась лишь в 1848 г., и «эти-то восемь лет напрасного ожидания», - писал Даргомыжский, - «легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

Неудача сопутствовала и следующему крупному произведению - кантате «Торжество Вакха » (на ст. А. Пушкина, 1843), переработанной в 1848 г. в оперу-балет и поставленной только в 1867 г. «Эсмеральда», явившаяся первой попыткой воплотить психологическую драму «маленьких людей», и «Торжество Вакха», где состоялась впервые в рамках масштабного сочинения ветрена с гениальной пушкинской поэзией, при всех несовершенствах были серьезным шагом к «Русалке ». Путь к ней прокладывали также и многочисленные романсы. Именно в этом жанре Даргомыжский как-то сразу легко и естественно достиг вершины. Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой. «...Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения», - писал Даргомыжский. В молодости композитор нередко отдавал дань салонной лирике, однако даже в ранних романсах он соприкасается с главными темами своего творчества. Так бойкая водевильная песня «Каюсь, дядя» (ст. А. Тимофеева) предвосхищает сатирические песни-сценки позднего времени; острозлободневная тема свободы человеческого чувства находит воплощение в балладе «Свадьба» (ст. А. Тимофеева), столь любимой впоследствии В. И. Лениным. В начале 40-х гг. Даргомыжский обратился к поэзии Пушкина, создав такие шедевры, как романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград». Пушкинская поэзия помогала преодолевать влияние салонного чувствительного стиля, стимулировала поиск более тонкой музыкальной выразительности. Все теснее становилась взаимосвязь слова и музыки, требовавшая обновления всех средств, и в первую очередь - мелодии. Музыкальная интонация, фиксирующая изгибы человеческой речи, помогала вылепить реальный, живой образ, а это вело к формированию в камерном вокальном творчестве Даргомыжского новых разновидностей романса - лирико-психологических монологов («Мне грустно», «И скучно, и грустно» на ст. М. Лермонтова), театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок («Мельник» на ст. Пушкина).

Немаловажную роль в творческой биографии Даргомыжского сыграло заграничное путешествие в конце 1844 г. (Берлин, Брюссель, Вена, Париж). Главный его результат - неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более четкую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи. Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, антикрепостнические тенденции в среде передовой части русского общества, усиливающийся интерес к народной жизни во всех ее проявлениях - все это способствовало серьезным сдвигам в русской культуре, в первую очередь в литературе, где к середине 40-х гг. складывается так называемая «натуральная школа». Ее главная особенность, по словам В. Белинского, заключалась «в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью, в большей и большей близости к зрелости и возмужалости». Темы и сюжеты «натуральной школы» - жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека - были очень созвучны Даргомыжскому, и это особенно проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 50-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 г., открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Первое представление «Русалки» 4 мая 1856 г. в Петербурге вызвало интерес публики, однако высший свет не удостоил оперу своим вниманием, а дирекция императорских театров отнеслась к ней недоброжелательно. Ситуация изменилась в середине 60-х гг. Возобновленная под управлением Э. Направника, «Русалка» имела успех поистине триумфальный, отмеченный критикой как признак того, что «воззрения публики... радикально изменились». Эти изменения были вызваны обновлением всей социальной атмосферы, демократизацией всех форм общественной жизни. Отношение к Даргомыжскому стало иным. За минувшее десятилетие его авторитет в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М. Балакиревым и В. Стасовым. Активизировалась и музыкально-общественная деятельность композитора. В конце 50-х гг. он принимал участие в работе сатирического журнала «Искра», с 1859 г. стал членом комитета РМО, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Так что когда в 1864 г. Даргомыжский предпринял новое заграничное путешествие, зарубежная публика в его лице приветствовала крупного представителя русской музыкальной культуры.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в небольшом поместье Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. В 1817 году семья переехала в Петербург. Несмотря на скромный достаток, родители дали своим детям хорошее домашнее воспитание и образование. Помимо общеобразовательных предметов, дети играли на различных музыкальных инструментах, учились пению. Кроме того, они сочиняли стихи и драматические пьесы, которые сами и разыгрывали перед гостями.

В этой культурной семье часто бывали известные в то время литераторы, музыканты, и дети принимали активное участие в литературно-музыкальных вечерах. Заниматься игрой на фортепиано юный Даргомыжский начал с 6-ти лет. А в 10-11 лет уже пробовал сочинять музыку. Но первые его творческие попытки пресекались учителем.

После 1825 года положение отца пошатнулось и Даргомыжскому пришлось начать служить в одном из департаментов Петербурга. Но служебные обязанности не могли помешать его главному увлечению-музыке. К этому времени относятся его занятия с выдающимся музыкантом Ф.Шоберлехнером. С начала 30-х годов юноша посещает лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. И везде юный Даргомыжский- желанный гость. Он много играет на скрипке и фортепиано, участвует в различных ансамблях, исполняет свои романсы, количество которых быстро увеличивается. Его окружают интересные люди того времени, он принят в их круг как равный.

В 1834 году Даргомыжский встретился с Глинкой, который работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не предавал серьёзного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он увидел живой пример художественного подвига. Перед ним был человек не только талантливый, но и преданный своему делу. И юный композитор потянулся к нему всей душой. С благодарностью принимал он всё, что мог дать ему старший товарищ: свои познания по композиции, конспекты по теории музыки. Общение друзей заключалось так же и в совместном музицировании. Они проигрывали и разбирали лучшие произведения музыкальной классики.

В середине 30-х годов Даргомыжский уже известный композитор, автор многих романсов, песен, фортепианных пьес, симфонического произведения «Болеро». Ранние романсы его ещё близки к типу салонной лирики или городской песни, что бытовала в демократических слоях русского общества. Заметно в них и влияние Глинки. Но постепенно Даргомыжский осознаёт всё большую потребность в ином самовыражении. Особый интерес он питает к явным контрастам действительности, столкновению различных её сторон. Наиболее ярко это проявилось в романсах «Ночной зефир» и « Я вас любил».

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Работа над оперой продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он в скоре переделал в оперу.

Постепенно Даргомыжский приобретает всё большую известность как крупный, самобытный музыкант. В начале 40-х он возглавляет петербургское Общество любителей инструментальной и вокальной музыки.

В 1844 году Александр Сергеевич уезжает за границу, в крупные музыкальные центры-Берлин, Брюссель, Вену, Париж. Главной целью путешествия был Париж - признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений. Там он знакомит европейскую публику со своими сочинениями. Одно из лучших произведений того времени является лирическая исповедь «И скучно, и грустно» на стихи Лермонтова. В этом романсе передаётся глубокое горестное чувство. Поездка за границу сыграла большую роль в формировании Даргомыжского как художника и гражданина. По возвращению из заграницы Даргомыжский задумывает оперу «Русалка». В конце 40-х годов творчество композитора достигло наибольшей художественной зрелости, особенно в области романса.

В конце 50-х годов в России назрели большие социальные перемены. И Даргомыжский не остался в стороне от общественной жизни, что оказало на его творчество заметное влияние. В его искусстве усиливаются элементы сатиры. Они проявляются в песнях: « Червяк», «Старый капрал», «Титулярный советник». Их герои – униженные и оскорблённые люди.

В середине 60-х годов композитор предпринял новую заграничную поездку – она принесла ему большое творческое удовлетворение. Там, в европейских столицах, он слышал свои произведения, которым сопутствовал большой успех. В его музыке, как отмечали критики, было заключено «множество оригинальности, большая энергия мысли, мелодичность, острая гармония…». Некоторые концерты, составленные целиком из произведений Даргомыжского, вызвали настоящий триумф. Радостно было возвращение на родину – теперь, на склоне жизни, Даргомыжский был признан широкой массой любителей музыки. Это были новые, демократические слои русской интеллигенции, вкусы которых определялись любовью ко всему русскому, национальному. Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера «Каменный гость». Написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни – будто островки среди речитативных монологов и ансамблей. Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не закончил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить её своим молодым друзьям Ц.А.Кюи и Н.А.Римскому-Корсакову. Ими она и была завершена, а затем и поставлена в 1872 году, уже после смерти композитора.

Роль Даргомыжского в истории русской музыки очень велика. Продолжив начатое Глинкой утверждение в русской музыке идей народности, реализма, он своим творчеством предвосхитил достижение последующих поколений русских композиторов XIX века – членов «Могучей кучки» и П.И.Чайковского.

Основные произведения А.С. Даргомыжского:

Оперы:

- «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838-1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 5(17) декабря 1847 года;

- «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843-1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 11(23) января 1867 года;

- «Русалка». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848-1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года;

- «Каменный гость». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866-1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрованаН. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года;

- «Мазепа». Эскизы, 1860 год;

- «Рогдана». Фрагменты, 1860-1867 годы.

Произведения для оркестра:

- «Болеро». Конец 1830-х.;

- «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году;

- «Казачок». Фантазия. 1864 год;

- «Чухонская фантазия». Написана в 1863-1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.

Камерные вокальные произведения:

Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова В.Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского), «Червяк» (слова П.Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».

Произведения для фортепиано:

Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок»;

- «Блестящий вальс». Около 1830 года;

Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.;

- «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год;

Две мазурки. Конец 1830-х.;

Полька. 1844 год;

Скерцо. 1844 год;

- «Табакерочный вальс». 1845 год;

- «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год;

Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х);

Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865);

Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.

Опера «Русалка»

Действующие лица:

Мельник (бас);

Наташа (сопрано);

Князь (тенор);

Княгиня (меццо-сопрано);

Ольга (сопрано);

Сват (баритон);

Ловчий (баритон);

Запевала (тенор);

Русалочка (без пения).

История создания:

Замысел «Русалки» на сюжет поэмы Пушкина (1829-1832) возник у Даргомыжского в конце 1840-х годов. К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Через год, 4 (16) мая 1856 года, в Петербурге на сцене Мариинского театра состоялась премьера.

Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в чем сказалось враждебное отношение театральной дирекции к новому, демократическому направлению в оперном творчестве. Игнорировал оперу Даргомыжского и «высший свет». Тем не менее «Русалка» выдержала немало представлений, получив признание у широкой публики. Передовая музыкальная критика в лице А. Н. Серова и Ц. А. Кюи приветствовала ее появление. Но подлинное признание пришло в 1865 году. При возобновлении на петербургской сцене опера встретила восторженный прием у нового зрителя - демократически настроенной интеллигенции.

Даргомыжский оставил неприкосновенной большую часть пушкинского текста. Им была внесена лишь заключительная сцена гибели Князя. Изменения коснулись также трактовки образов. Композитор освободил образ Князя от черт лицемерия, которыми он наделен в литературном первоисточнике. Развита в опере душевная драма Княгини, едва намеченная поэтом. Несколько облагорожен образ Мельника, в котором композитор стремился подчеркнуть не только корыстолюбие, но и силу любви к дочери. Вслед за Пушкиным Даргомыжский показывает глубокие перемены в характере Наташи. Он последовательно отображает ее чувства: затаенную грусть, задумчивость, бурную радость, смутную тревогу, предчувствие надвигающейся беды, душевное потрясение и, наконец, протест, гнев, решение мстить. Ласковая, любящая девушка превращается в грозную и мстительную Русалку.

Характеристика оперы:

Драма, лежащая в основе «Русалки», воссоздана композитором с большой жизненной правдой, глубоким проникновением в душевный мир героев. Даргомыжский показывает характеры в развитии, передает тончайшие оттенки переживаний. Образы основных действующих лиц, их взаимоотношения выявляются в напряженных диалогических сценах. В силу этого значительное место в опере занимают, наряду с ариями, ансамбли. События оперы разворачиваются на простом и безыскусственном бытовом фоне.

Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств.

Значительную часть первого акта составляют развернутые ансамблевые сцены. Комедийная ария Мельника «Ох то-то, все вы, девки молодые» моментами согревается теплым чувством заботливой любви. Музыка терцета живо передает радостное волнение и грусть Наташи, мягкую, успокаивающую речь Князя, ворчливые реплики Мельника. В дуэте Наташи и Князя светлые чувства постепенно уступают место тревоге и нарастающему волнению. Высокого драматизма музыка достигает на словах Наташи «Ты женишься!». Психологически тонко решен следующий эпизод дуэта: короткие, словно недоговоренные мелодические фразы в оркестре рисуют растерянность героини. В дуэте Наташи и Мельника смятение сменяется ожесточением, решительностью: речь Наташи становится все более отрывистой, взволнованной. Акт завершается драматичным хоровым финалом.

Второй акт - красочная бытовая сцена; большое место здесь занимают хоры и танцы. Первой половине акта присущ праздничный колорит; вторая наполнена беспокойством и тревогой. Торжественно и широко звучит величавый хор «Как во горнице-светлице, на честном пиру». Грустью отмечена задушевная ария Княгини «Подруги детства». Ария переходит в светлый, радостный дуэт Князя и Княгини. Следуют танцы: «Славянский», соединяющий легкую элегичность с размахом и удалью, и «Цыганский», подвижный и темпераментный. Тоскливо-печальная песня Наташи «По камушкам, по желтому песочку» близка к крестьянским протяжным песням.

В третьем акте две картины. В первой - ария Княгини «Дни минувших наслаждений», создающая образ одинокой, глубоко страдающей женщины, проникнута скорбью и душевной болью.

Открывающая вторую картину каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам» отличается красотой и пластичностью напевной мелодики. Дуэт Князя и Мельника принадлежит к числу драматичнейших страниц оперы; грусть и мольба, ярость и отчаянье, едкая ирония и беспричинная веселость - в сопоставлении этих контрастных состояний раскрывается трагический образ безумного Мельника.

В четвертом акте чередуются фантастические и реальные сцены. Первую картину предваряет небольшое красочно изобразительное оркестровое вступление. Ария Наташи «Давно желанный час настал!» звучит величественно и грозно.

Ария Княгини во второй картине «Много лет уже в страданиях тяжких» полна горячего, искреннего чувства. Чарующе волшебный оттенок придан, мелодии призыва Русалки «Мой князь». Терцет проникнут тревогой, предчувствием приближающейся беды. В квартете напряжение достигает высшего предела. Завершается опера просветленным звучанием мелодии призыва Русалки.

Женский хор «Сватушка »

В нём композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата.

Либретто А.Даргомыжского по драме А.Пушкина

Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;

По невесту ехали, в огород заехали,

Пива бочку пролили, всю капусту полили.

Тыну поклонилися, вере молилися;

Верея ль вереюшка, укажи дороженьку,

Укажи дороженьку по невесту ехати.

Сватушка, догадайся, за мошоночку принимайся

В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится,

В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится,

Норовится, красным девушкам норовится, норовится, красным

девушкам, норовится.

Хор «Сватушка» носит шутливый характер. Эта свадебная песня звучит во 2-м действии.

Жанр произведения: шуточная свадебная песня в сопровождении аккомпанемента. Хор «Сватушка» близок к народным песням, так как здесь встречаются распевы.

    Музыкально-теоретический анализ

Произведение исполняется в сопровождении аккомпанемента.

Музыкальная форма:

Форма произведения 2-х частная куплетная, 2-я часть - эҭо 2 куплета, между которыми есть проигрыш. Куплеты совершенно одинаковы в мелодическом плане.

1 часть

1 куплет - 12 т. проигрыш 2 куплет - 12 т.

1 пҏедл. 2 пҏедл. 1 пҏедл. 2 пҏедл.

4 т. 8 т. 4 т. 8 т.

2 часть

12 т. 10 т. 12 т.

Фактура изложения произведения гомофонно-гармоническая. Основная тема проходит в партии сопрано, а альты и аккомпанемент являются гармонической поддержкой.

Основная тональность B-dur. Но во 2 части встречается отклонение в g-moll, затем Es-dur, а потом снова возврат в B-dur.

Гармония в произведении несложная

Размер в произведении 2/4. Он не меняется на протяжении всего произведения.

В произведение много мелких длительностей, что придает легкий и шутливый характер.

Темп «Moderato» (умеренно) постоянный на протяжении всего произведения.

Аккомпанемент играет вспомогательную роль, он подчеркивает так же оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть пьяного свата. Очень разнообразна динамика аккомпанемента от p к f . Иногда в аккомпанемент включен изобразительный момент. Так, например, в проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.(в оркестре исполняют духовые инструменты). Самостоятельный аккомпанемент в проигрыше воссоздает настроение, соединяет части, служит «тематическим мостиком».

    Вокально-хоровой анализ.

Партитура «Сватушка» написана для женского 3-х голосного хора: сопрано I и II и альт.

Тип хора: однородный женский.

Хор «Сватушка» исполняется умеренно, способ звуковедения - non legato. Основной вид атаки - мягкая, non legato пҏедполагает четкую дикцию, ясную, близкую артикуляцию.

Дыхание в произведении беҏется по фразам, а в сеҏедине фраз - цепное, оно предназначено для того, ҹтобы получить непҏерывное звучание фразы и добиться развития во фразах, а, следовательно, добиться точно пеҏедачи замысла произведения, насҭҏᴏения.

Темповый ансамбль будет зависеть от дирижера. Он должен четко показывать дирижерским жестом снятия и ауфтакты, особенно ауфтакты ко второй доле, а также в конце произведения, где использован синкопированный ритм. Темповый ансамбль непрерывно связан с ритмическим. Трудность его в движении ритма. Темп умеренный, но мелкие длительности визуально ускоряют его, нужно выработать точное интонирование, от этого зависит и дикционный ансамбль, нужно отчетливо выговаривать и проговаривать все слова, можно поработать над дикцией при помощи скороговорок. Можно использовать и сам текст произведения. Динамика в основном mf и f. Общая кульминация, которая находится в конце произведения, выражается на ff . В произведении присутствуют и частные кульминации. В динамическом ансамбле важно показать развитие, не смотря на то что оно узко, должен быть контраст.

Тембровый ансамбль предполагает исполнение легким, светлым звуком. Низкий звуки альты должны петь в высокой позиции, «не нагружая» звук. Нужно отметить, что тесситура произведения очень удобна.

Мелодическая линия партий своеобразна. Преобладание скачков вносят свои трудности в исполнении. Встречаются скачки на ч.4,ч.5,м 6,б6,ч 8. Причем не только у ведущего голоса, но и у сопрано 2 и альтов.

Кроме горизонтального мелодического строя необходимо создать, выстроить в произведении вертикальный гармонический строй, который представляет собой правильное интонирование созвучий, аккордов в их последовательном движении. Партии должны слушать, «подстраиваться» друг под друга, выравнивать аккорды, т.е.создать гармонический ансамбль. Для того, чтобы партии в произведении при работе можно петь с закрытым ртом или на слог «лю», так чтобы все партии хорошо прослушивались.

Некоторую сложность представляет создание унисонного ансамбля. В произведении «Сватушка» таких мест мало и тем не менее не следует на это закрывать глаза. Когда все партии поют в унисон необходимо постараться убрать звучание всех партий, потому что иначе этот звук выделится из общего звучания.

В партиях встречаются и другие вокальные трудности , кроме рассмотренных выше.

Так, например, исполнителю необходимо помнить о том, что в мелодии один и тот же звук повторяется на одной высоте, его необходимо формировать позиционно выше предыдущего, как бы интонировать вверх. Это способствует удержанию высоты.

Еще одной вокальной трудностью являются хроматизмы, которые встречаются во 2 части. На них нужно обратить внимание. Полутона следует интонировать, как можно ближе. Сложность заключается еще в том, что полутона интонируются рядом с целыми тонами, необходимо вовремя переключать свой слух.

Скачок на ч8 в альтах следует петь активно, но в одной позиции. Альты не должны «заваливать»,петь низко низкие звуки, им необходимо их петь в высокой вокальной позиции, тогда не будет разрыва между нижним звуком и верхним, скачок сгладится.

Дикция: Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция. Хорошее, понятное произношение слов, активная артикуляция обязательна для всех партий.

Правильное пение предполагает протягивание гласных и быстрое проговаривание согласных. В произведении «Сватушка» встречаются такие слова, как «поклонилися», «молилися», «принимайся», «шевелится», «норовится». Вместо слога «ся» необходимо петь слог «са», а вместо сочетания «тся» – «ца».

Так же необходимо утрировать некоторые согласные в словах «принимайся», «красным».

Произведение исполняется умеренно, но текст должен произноситься четко, хотя и в характере – мягко.

Нужно заострить внимание хора на интонировании согласных, они произносятся в высокой позиции, на высоте гласных, к которым они примыкают.

Динамика: сложность будет представлять динамическое развитие в произведении, т.к.динамика в произведении «Сватушка» очень гибкая и разнообразная от p до ff .Наиболее яркая динамика во 2 части. ffpfpf,такое чередование делает произведение ярче. Кульминация произведения звучит во 2 части на ff после вступления на 2-ю долю. Дирижеру необходимо вести хор, ясно показывать развитие во фразах и к кульминации, хору необходимо одновременно делать cresc и dim,т.е. создавать динамический ансамбль.

Дирижерские трудности: Успешное исполнение этого произведения зависит главным образом от дирижера, от того насколько будет понятен хору его жест.

Жест должен быть легким, nonlegato , соответствовать характеру, настроению произведения. Особое внимание следует уделить ауфтактам и снятиям. Ауфтакты и снятия даются в характере мягко, спокойно, на кульминации более упругим жестом.

Вывод:

Конечным итогом работы над этим произведением является раскрытие перед слушателями идейного замысла, отражение настроения произведения и сцены в опере.

Произведение «Сватушка» помимо исполнения в опере, может исполняться на творческих вечерах, на тематических вечерах, посвященных опере или творчеству композиторов. Исполнение хора «Сватушка» под силу как высокопрофессиональному хору, так и любительскому, самодеятельному.

В 1813 году 2 февраля в Тульской губернии родился Александр Сергеевич Даргомыжский. К сожалению, неизвестно точное название села, в котором родился будущий композитор. В тот же год, спустя несколько месяцев от рождения мальчика, Даргомыжские покидают Тульскую губернию и отправляются в имение под Смоленском. Оно располагается вблизи г. Вязьма. Именно в имении Твердуново совсем юный Александр проводит первые годы детства. В возрасте 3 лет Саша вместе с семьёй переезжает в Смоленск, а спустя ещё год – в Петербург. Имение же родителей, Твердуново, навсегда остаётся в памяти композитора. Много позже, в возрасте 48 лет, он вернётся сюда. Вернётся, чтобы раздать бывшим подневольным крестьянам не только положенные им доли земли, но все земли, какие им приходилось обрабатывать ранее. Налог на землю он также не стал повышать. Такое поведение богатого помещика вызвало недоумения и пересуды.

С юного возраста Александр любил посещать музыкальные представления, оперы. В 22 года в его жизни состоялось судьбообразующее знакомство. Михаил Иванович Глинка стал его верным другом и вдохновителем. Именно благодаря общению с Михаилом Ивановичем, Александр Сергеевич решается на написание крупного произведения. К сожалению, его опера «Эсмеральда» очень долго ожидала постановки, а признания практически не снискала. Это становится серьёзной душевной травмой для композитора.

После неудачной постановки оперы Александр Сергеевич посвящает себя написанию романсов. Многие из них (к примеру, «Мне минуло 16 лет») впоследствии были изданы и стали известны.

В 1843 году композитор уезжает из страны и возвращается только в 1845 году. Следующая опера Даргомыжского, «Русалка», которая создавалась с 1848 по 1855 год, была поставлена только в мае 1856 года. Это был успех! Положительные отзывы критиков очень повлияли на дальнейшее творчество Александра Сергеевича. Позже, когда ажиотаж от постановки заметно утихает, и Даргомыжский вновь начинает переживать кризис в творчестве, он решает вновь отправиться в Европу.

Увидев, как в Европе ценят его «Русалку», Александр Сергеевич возвращается в Россию и начинает активно работать над произведением «Каменный гость». Однако, ослабленное здоровье композитора, а также занимаемый им пост в руководстве музыкального общества не позволяют композитору завершить начатую работу. В январе 1869 года он умирает. «Каменный гость» впоследствии был завершён. Постановка также состоялась, но лишь в 1872 году в Петербурге.

Биография подробнее

Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии (Белёвский уезд, село Троицкое). Однако в плане места рождения будущего музыканта есть разночтения. По некоторым источникам этим местом является сельцо Воскресенское Чернского уезда, что в Тульской губернии. Отец будущего музыканта и композитора, Сергей Николаевич, являлся незаконнорожденным потомком зажиточного помещика и носил фамилию Ладыженский, который впоследствии был отправлен на воспитание к Боучарову (армейскому полковнику) и проживал в его поместье Даргомыжка, отсюда и будущая фамилия Александра Сергеевича. Мама композитора, Мария Борисовна Козловская, княжеского происхождения, вступила в брак с Сергеем Николаевичем против воли своих родителей. Семья была большая, кроме маленького Саши в ней было ещё пятеро детей.

В 1817 году вся семья переезжает в столицу, отец получил работу в Санкт-Петербурге. Александр получает возможность учиться музыке. В 1821 году музыкальные занятия с Александром начинает проводить, известный в столице музыкант А. Т. Данилевский. Для занятий с мальчиком родители пригласили известного пианиста Франца Шоберлехнера. Кроме этого значительное влияние на становление будущего автора оказали: крепостной музыкант Воронцов, познакомивший мальчика со скрипкой и поощрявший его композиторские эксперименты, Бенедикт Цейбих, развивавший вокальные способности Даргомыжского.

В 1827 году молодой человек начинает трудиться в канцелярии, на государственной службе, где продвигается и достаточно успешно. В этот период он много исполняет дома произведения ведущих итальянских авторов и музыкантов. Огромное влияние на композитора оказало знакомство и работа с М. И. Глинкой, которое состоялось весной 1835 года.

В 1841 году Даргомыжский заканчивает работу над своим первым крупным произведением, оперой «Эсмеральда», которая не имела какого-то особого успеха у публики. В этот период он пишет романсы, даёт уроки вокала (причём зачастую на абсолютно безвозмездной основе). Через пару лет композитор оставляет службу и в течение двух лет посещает Европу, знакомится с различными композиторами, авторами и музыкантами того времени, изучает музыкальный материал и фольклор. Пишет оперу «Торжество Вакха». Видное место среди работ Александра Сергеевича занимает опера «Русалка», написанная в период с 1848 по 1855 год.

В 60-е годы Даргомыжский работает над операми «Мазепа» и «Рогдана», которые остались незавершёнными, пишет произведения для оркестра, вокальные камерные произведения и произведения для фортепиано. А в 1866 – 1869 годах композитор трудится над своим самым знаменитым творением, оперой «Каменный гость», по одной из «Маленьких трагедий» (написанных А. С. Пушкиным). Своё самое известное произведение автор не успевает завершить, завершал работу над «Каменным гостем» Ц. А. Кюи.

Завершил свой земной путь известный отечественный композитор 5 (17) февраля 1869 года, прожив 56 лет. Последние дни он провёл совершенно один – у великого русского композитора не было ни семьи, ни наследников.

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869), композитор.

Родился 14 февраля 1813 г. в селе Троицком (ныне в Тульской области) в дворянской семье. Получил разностороннее домашнее образование. Решение молодого Даргомыжского посвятить себя музыке в значительной мере вызвано знакомством с М. И. Глинкой в 1835 г. Под влиянием Глинки он стал работать над первой оперой «Эсмеральда» (1847 г.) по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

В 40-х гг. были также написаны романсы «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Я вас любил» (на стихи А. С. Пушкина), «Мне грустно» (на стихи М. Ю. Лермонтова) и др.

Настоящий успех принесла Даргомыжскому созданная в 1855 г. опера «Русалка» на сюжет пушкинской поэмы, музыка которой отличается глубоким психологизмом.

В 1859 г. композитор был избран членом комитета Русского музыкального общества, а в 1867 г. стал председателем его петербургского отделения.

В своём позднем творчестве он обратился к поэзии П. Ж. Беранже («Старый капрал», «Червяк» и др.).

Последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Он трудился с упоением, но так и не успел закончить сочинение. Завершил оперу Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А. Римский-Корсаков. «Каменный гость» был поставлен в Петербурге в 1872 г. Использование в музыке этой оперы интонаций обычной бытовой речи (метод так называемого интонационного реализма) явилось смелым новаторством и дало толчок для дальнейшего развития оперного жанра.

    Почему не написано когда умер даргомыжский?