Культура речи — проблема, которая часто поднимается авторами текстов, встречающихся в бланках ЕГЭ по русскому языку. Мы выделили наиболее популярные аспекты этой проблемы и к каждому из них подобрали аргументы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. М. А. Булгаков в «Собачьем сердце» поднял проблему пренебрежения культурой речи. Шариков, превращённый из собаки в человека, некрасиво выражался. Он был грубым и невоспитанным: хамил людям, коверкал речь, придумывал обидные прозвища. Мужчина постоянно спорил с профессором, который его преобразил, и оскорблял его. Также он соврал о своём происхождении женщине, на которой хотел жениться. Но самое ужасное последствие подобного отношения к языку – это полная потеря взаимопонимания с миром. Хорошие люди отвернулись от Шарикова, а те, кто лишь использовал его в своих алчных целях, стали его собеседниками.
  2. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» представлен образ зажиточного купца Дикого. Это сварливый и невоспитанный человек, который ни дня не может прожить без ссоры. К тому же, он — трус: оскорбляет только тех, кто слабее его и ниже по положению, не осмеливаясь перечить тем, кто значительнее. При этом мужчина мучает свою семью, которой вечно не доволен. Дикой - яркий пример человека, имеющего проблемы с культурой речи. Из-за этого он тоже сталкивается с непониманием и становится одиноким человеком, которого выручают только деньги. Без них он никому не нужен.

Нехватка и обогащение словарного запаса

  1. Проблему культуры речи затронул Джек Лондон в романе «Мартин Иден» . Главный герой - моряк, который полюбил девушку из высшего общества. Он хотел быть подобным ей и её семье, но вначале не знал, как вести себя и выражаться. Люди, с которыми познакомился Мартин, произносили заумные слова, которые он встречал только в книгах или совсем не знал. Его новое окружение занималось интеллектуальным трудом и считало необходимым получать образование. Мартин Иден следовал примеру и учился красиво, умно и вежливо выражаться, в чём преуспел, и позднее стал писателем и журналистом. Ему в саморазвитии очень помогло чтение книг.
  2. В произведении И. А. Гончарова «Обломов» главный герой Илья, который отличался пассивным характером и отсутствием занятий, полюбил Ольгу, прекрасную и талантливую дворянку. Желание ей понравиться заставило его начать заниматься самообразованием. Мужчина стал читать книги, гулять по городу и ходить на балы, где набрался умных слов и повысил культуру своей речи. Илья Обломов на некоторое время даже стал совершенно другим человеком ради любимой женщины: грамотным, деятельным, вежливым и хорошо говорящим. Ему помогли преуспеть две вещи: общение с интересными людьми и чтение.

Засорение речи жаргонами

  1. Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» - «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком - по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.
  2. Жаргонизмы можно найти в творчестве В. В. Маяковского . Например, в стихотворении «О дряни». Автор, являющийся сторонником революционных идей, использует такие слова, как «мурло», «мразь», «фигурять». Это свидетельствует об уровне его культуры речи. Несмотря на высокий интеллект и творческую одаренность, В. В. Маяковский считает употребление жаргонизмов допустимым. Это создаёт определённую атмосферу произведения, а также точно выражает мысли и чувства автора. Таким образом, жаргонная лексика может найти применение в искусстве, но все-таки в жизни, в общении с родными и близкими, коллегами и прохожими эта манера выражаться может пагубно отразиться на отношениях.

Проблемы с дикцией

  1. Одной из проблем культуры речи является плохая дикция. В книге М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» написано про древнегреческого оратора Демосфена. В юности он имел слабый голос, картавил, заикался и не умел держать себя перед публикой. Однако после ряда неудач в выступлениях загорелся идеей исправить свои недостатки. Демосфен упорно занимался и через некоторое время натренировал голос, и его выступления стали удачными.
  2. В саге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» есть такой персонаж - профессор Квирелл. Он имитировал заикание, чтобы никто не заподозрил его в связи со злым волшебником Волан-де-Мортом. При этом Квирелл старался натравить главного героя-школьника и его компанию на другого учителя. Заикавшегося мужчину считали слабым и никчёмным, пока не узнали, что за притворными проблемами с дикцией и неуверенностью в себе стоит расчётливость и предательство. Таким образом, недостаток может становиться орудием в руках человека, все зависит от восприятия и способностей.

Неграмотность при письме и чтении

  1. Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.
  2. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения.
  3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антипод Морозки - Павел Мечик. В романе он «антигерой». Это юный мальчик, который ушел в отряд лишь из любопытства. Но он тут же разочаровался в идеях, ради которого «перестал» быть городским интеллигентом. Но Мечик скрывал это от всех. Люди, которые окружали Павла, принесли ему много разочарований, поскольку оказались не совместимыми с теми «идеальными» героями, какими их создало пылкое юное воображение. все же слаб, поскольку в дальнейшем повествовании он предает участников отряда. Мечик был поставлен Левинсоном -начальником отряда - в дозор, но Павел посчитал это не верным и, не выполнив своего долга, скрылся в лесу, что привело к гибели отряда. «...Мечик, отъехавший уже довольно далеко, оглянулся: Морозка ехал позади него. Потом отряд и Морозка скрылись за поворотом... Он задремал. Он не понимал, зачем его послали вперед. Он вскинул голову, и сонное состояние мгновенно покинуло его, сменившись чувством ни с чем не сравнимого животного ужаса: на дороге стояли казаки...»

Мечик скрылся и спас только свою жизнь, поставив на карту жизни участников отряда. Фадеев сосредотачивает внимание не на самих битвах, а на время между нами, когда наступает момент передышки, отдыха. Эти эпизоды, казалось бы, «мирные» полны внутреннего напряжения и конфликта: будь то случай с глушением рыбы, с конфискацией свинины у корейца или ожидание результата разведки Метелицы. В таком построении заключается глубокий смысл повествования: важны морально-нравственные, идейно-политические проблемы и философское их осмысление. Ход мыслей героев, их поведение, внутреннее метания по отношению ко всему, что происходит вокруг, - вот что Фадеев назвал «отбором человеческого материала».

В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка - человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска». Революционная этика построена на жёстко рациональном подходе к миру и человеку. Сам автор романа говорил: «Мечик, другой “герой” романа, весьма “морален” с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм». Здесь прямо противопоставлены мораль десяти заповедей и преданность делу рабочего класса. Автор, проповедующий торжество революционной идеи, не замечает, что соединение этой идеи с жизнью оборачивается насилием над жизнью, жестокостью. Для него исповедуемая идея не утопична, и поэтому любая жестокость оправданна.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

Внимание! Перед тем, как ознакомиться с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте
произведения в полном содержании. Помните, что только полное содержание дает полное
понимание прочитанного. Это важно, чтобы избежать фактических ошибок. Кроме того, аргументы
содержат спойлеры. Соответственно, читать полное содержание после прочтения аргументов
будет не так интересно. Аргументы к сочинению ЕГЭ помогут вам иметь собственное понимание того какие аргументы лучше использовать.

О банке аргументов к сочинению ЕГЭ

Банк содержит 17 произведений, которые охватывают большинство проблем, встречающихся
в текстах ЕГЭ. На каждую проблему в банке вы можете найти как минимум 2 аргумента!
Приблизительное время прочтения всех произведений: 50 часов. Читая по часу в день,
вы прочитаете весь список менее чем за 2 месяца.
Банк аргументов не содержит очень больших произведений вроде «Войны и мира»
и «Тихого Дона». Их стоит прочитать, но необязательно делать это специально к ЕГЭ по русскому.
Освоив метод скорочтения, подробная информация о котором есть в конце книги, вы
сможете прочитать весь список всего за 20-25 часов.

Секрет 7 по аргументам для сочинения ЕГЭ. Большое произведение ≠ большое количество аргументов. Вы убедитесь в этом, ознакомившись со списком литературы ниже, который включает в себя много маленьких, но емких по содержанию произведений

Аргументы к сочинению ЕГЭ (17 вариантов)

1)Джек Лондон «Мартин Иден»

Жанр: роман
Время прочтения: 8 часов.

Проблематика произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Проблема таланта
Роль книги (чтения)
Роль музыки в жизни человека



Проблема одиночества
Проблема честности
Нравственные проблемы
Роль мечты (цели) в жизни человека
Проблема зависти
Отношение к родителям

Аргументация произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Главным героем произведения является Мартин Иден, молодой моряк, который влюбляется в Руфь, девушку из богатой буржуазной семьи. Чтобы добиться ее любви, мужчина ставит перед собой цель: стать знаменитым писателем. Мартин начинает читать книги великих философов, пишет собственные произведения. Однако близкие героя не верят в его писательский талант. Родители Руфи тоже не считают, что необразованный моряк сможет измениться и занять достойное положение в обществе. Но книги меняют мышление Мартина. Он понимает, что жизнь гораздо более широка, чем он думал раньше. Благодаря упорному труду Мартин Иден достигает поставленной цели. Теперь творчеством героя восхищаются даже те, кто когда-то смеялся над ним. Став известным, Мартин не забывает своих близких. Он покупает Марии обещанное молочное ранчо, помогает мужу сестры. Однако успех не приносит ему счастья. Главный герой чувствует себя одиноким как никогда, он разочаровывается в своей любви.

Джек Лондон продемонстрировал, что

1) книги способны коренным образом изменить жизнь человека

2) ради любви человек может добиться небывалых высот

3) успех не всегда приносит счастье

4) даже знаменитый человек может быть одиноким

5) как важно иметь цель в жизни и идти к ней, невзирая на мнение окружающих

6) общественное мнение переменчиво, поэтому не стоит полагаться на него

2)Теодор Драйзер «Финансист»

Жанр: роман
Время прочтения: 10 часов.

Проблематика произведения Теодора Драйзера «Финансист»

Проблема таланта

Значение труда в жизни человека

Проблема одиночества

Роль детских воспоминаний

Проблема зависти
Проблема жадности
Проблема ненависти

Проблема духовной деградации

Аргументация по произведению Теодора Драйзера «Финансист»

Главным героем произведения является Фрэнк Каупервуд, успешный делец из Филадельфии. Благодаря своим выдающимся способностям персонаж быстро достигает карьерных высот. Ему пророчат великое будущее. Между тем Фрэнк влюбляется в молодую красавицу Эйлин, дочь известного в Филадельфии финансиста Эдварда Батлера. Ради нее герой даже разводится с первой женой. Симпатия взаимна, и вскоре о ней узнает отец девушки. Он приходит в такую ярость, что решает во что бы то ни стало отомстить главному герою. Фрэнк участвует в финансовых махинациях, помогая городскому казначею. Батлер узнает об этом и, используя связи, привлекает Каупервуда к суду. Главного героя приговаривают к тюремному заключению. Мы видим, как деньги могут разрушить судьбу человека, а любовь, наоборот, спасти его. Фрэнк переносит все тяготы пребывания в тюрьме, так как знает: Эйлин ждет его. Каупервуда нельзя однозначно назвать плохим или хорошим человеком. Он – гений, которому завидуют. В своих поступках герой видит одну цель: стремление к прекрасному.

Теодор Драйзер продемонстрировал:

2) талантливого, но одинокого человека, который благодаря своей целеустремленности добивается успеха

3) общественные проблемы: коррупция, неравенство, ложь.

4) способности Фрэнка были заложены еще в детстве. Он активно развивал их и поэтому достиг таких высот.

Секрет 7. Произведения иностранных авторов имеют существенный плюс:
далеко не все эксперты прочитали их. Следовательно, и риск фактической ошибки
значительно снижается, подобрать аргументы к сочинению ЕГЭ задача упрощается.

3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика повести Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема любви в жизни человека

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема чести и бесчестия

Нравственные проблемы

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Аргументация сочинения по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Главным героем произведения является Петр Гринев. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич. На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию. В пути Гринев и Савельич попадают в буран. Случайный человек помогает им выбраться. Петр – благодарный человек, он отдает «вожатому» заячий тулуп. Гринев попадает в Белогорскую крепость, где знакомится со Швабриным, человеком, близким ему по образованию, возрасту и роду занятий. Там же мужчина встречает и Машу Миронову, дочь коменданта, в которую вскоре влюбляется. Из-за нее происходит ссора Гринева со Швабриным, которая заканчивается поединком и ранением главного героя. На Белогорскую крепость нападают отряды Емельяна Пугачева и, несмотря на героическое сопротивление защитников, захватывают ее. Пугачев узнает Гринева, который когда-то не пожалел для него тулупа, и сохраняет ему жизнь. Несмотря на это, главный герой искренне говорит крестьянскому атаману, что не обещает не служить против него. Пораженный Пугачев отпускает Гринева. Герой едет в Оренбург, где просит помощи. Ему отказывают, поэтому Петр и Савельич решают самостоятельно вернуться в крепость, чтобы освободить Машу. И снова судьба сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает помочь сироте и наказать обидчика.

Вскоре главного героя арестовывают по подозрению в содействии восставшим, но Маша спасает его.

Пушкин продемонстрировал:

1) силу любви, которая помогает правиться с любыми жизненными трудностями

2) силу, дух и честь настоящих русских воинов

3) какую большую роль играет семья и воспитание в формировании личности

4) чем опасно предательство

Секрет 9. «Капитанская дочка» по количеству аргументов и проблематике почти равна «Войне и миру», что значить аргументы для сочинения ЕГЭ найти не проблематично.

4) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»

Роль книги (чтения)

Проблема честности

Роль образования в жизни человека

Проблема взаимоотношений между поколений

Аргументация сочинения по произведению Грибоедова «Горе от ума»

Одним из центральных героев произведения является Александр Чацкий. Он искренне любит Софью, дочь барина Павла Афанасьевича Фамусова. Приехав к ней, герой сталкивается с не понимаем как со стороны девушки, так и со стороны «фамусовского общества», консервативных людей, которым кажется, что Чацкий сошел с ума. А все потому, что Александр Андреевич обличает их пороки: чинопочитание, узость мышления. Герой пытается объяснить Софье, что Молчалин на самом деле не любит ее, а лишь стремится к личной выгоде и продвижению по службе, однако та не верит Чацкому и только в конце произведения понимает ошибку.

Грибоедов продемонстрировал:

1) как ошибочно порой общественное мнение

2) любовь бывает слепа, поэтому необходимо очень внимательно и вдумчиво подходить к выбору партнера

3) такие пороки, как чинопочитание, скудоумие, ханжество

4) роль образования и воспитания в жизни человека

5) Василь Быков «Сотников»

Жанр: повесть

Время прочтения: 3 часа

Проблематика повести Быкова «Сотников»

Проблема героизма

Проблема чести и бесчестия

Проблема предательства

Военные проблемы

Проблема мужества (героизма)

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация сочинения к ЕГЭ по повести Быкова «Сотников»

Центральными героями произведения являются Сотников и Рыбак, советские разведчики, которые попадают в плен к немцам. Сотников отказывается рассказывать фашистам какую-либо информацию о расположении советских войск. Рыбак же боится потерять жизнь, поэтому соглашается сотрудничать с противником. В конце повести его принимают в ряды фашистов, и он, советский солдат, убивает своего товарища.

Быков демонстрирует нам:

1) героизм советского солдата в образе Сотникова

2) трусость и предательство в образе Рыбака

6) М. А. Шолохов «Судьба человека»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»

Проблема героизма

Проблема нравственного выбора

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Военные проблемы

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация

Главным героем произведения является Андрей Соколов, советский солдат. Однажды он добровольно согласился осуществить очень сложную операцию: провести через линию фронта снаряды для артиллерийской части. Машину Соколова подорвало, в результате чего герой потерял сознание, а потом попал в плен к немцам. Перед лицом смерти он не падает духом. Когда ему предложили выпить за победу немецкого оружия, он отказался. Вместо этого он пьет за свою смерть. Пораженные мужеством солдата фашисты сохраняют ему жизнь. Соколова переводят и назначают водителем немецкого инженера. Под Полоцком Андрей бежит, взяв с собой фашиста. После встречи с командованием герой пишет письмо жене Ирине, но ответ получает от соседа, который сообщает, что его жена и дочери погибли в результате бомбежки. Соколов надеется встретиться с сыном Анатолием, который, как и отец, служит на фронте. Однако в последний день войны юношу убивает немецкий снайпер. Андрей возвращается в Россию. Там он встречает Ваню, мать которого погибла, а отец пропал на фронте. Соколов говорит, что он – отец мальчика, и усыновляет его.

Михаил Шолохов продемонстрировал

1) героизм русского солдата

2) как важно не утратить способность сопереживать ближнему даже в сложных жизненных обстоятельствах

Секрет 10. У вас обязательно должно быть в запасе 2 произведения о войне. Помимо «Сотникова» и «Судьбы человека» можно приводить аргументы из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского, повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и других произведений о войне

7. Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Проблема исторической памяти

Общественные проблемы (коррупция, преступность, общественное мнение)

Проблема зависти

Проблема жадности

Проблема ненависти

Проблема разрушительного влияния денег

Проблема духовной деградации

Значение науки для человечества

Аргументация

Главным героем произведения является Гай Монтэг, пожарный. Роман описывает американское общество будущего, в котором книги находятся под запретом, их сжигают.

Автор изображает людей, утративших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивнымтелевидением и заполняют свое свободное время просмотром передач и бесконечных сериалов. Монтэг знакомится с Клариссой Маклеллан, которая любит природу, умеет жить по-настоящему. Мужчина начинает тайно забирать книги, которые должен был сжечь. Гай понимает, что все это время вел неправильную жизнь и страстно хочет измениться.

Рэй Бредбери продемонстрировал

1) роль книги в жизни человека

2) пагубное влияние технологий

3) ошибочность общественного мнения

Секрет 11. Вместо романа «451 градус по Фаренгейта» вы можете использовать по этой проблематике любые другие романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984», Е. И. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный, новый мир»

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика

Проблема таланта

Роль искусства в жизни человека

Роль музыки в жизни человека

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Аргументация

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик Петр. Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Мальчик любит слушать игру конюха Иохима на дудочке и тоже хочет научиться этому мастерству. Мать учит его игре на фортепиано. В соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Вскоре Эвелина и Петрусь становятся друзьями.

Тем временем у мальчика обнаруживается удивительный музыкальный талант. Ему предсказывают известность.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

На самом деле он вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. Вскоре он женится на Эвелине.

Проходят годы. Петр становится известным музыкантом. Дядя Максим понимает, что его племянник сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Владимир Галактионович Короленко продемонстрировал

1) влияние музыки/искусства на жизнь человека

2) необыкновенную силу духа слепого музыканта

3) силу любви, которая помогает преодолеть любые трудности

4) что такое настоящий талант

9) В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Жанр: повесть

Время прочтения главы «Царь-рыба»: 40 минут (всего произведения: 8 часов)

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Проблема экологии

Аргументация

Одним из центральных героев произведения является Игнатьич, успешный рыбак. Он стал настоящим мастером в своем ремесле и нередко помогает людям, но в его поступках нет искренности. Свои навыки Игнатьич использует во вред природе, занимаясь браконьерством. И вот однажды он поймал огромную рыбу, с который не смог совладать. Поначалу рыбак не хотел звать на помощь брата, чтобы не делиться с ним добычей. В схватке с рыбой герой осознает, что погибает, и тогда он раскаивается, понимает, что вел недостойную жизнь.

Астафьев показывает:

1) бессилие человека перед природой

2) природа способна изменить характер человека

3) губительное влияние человека на природу

10) Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Значение труда в жизни человека

Проблема честности

Проблема экологии

Отношение человека к животным

Аргументы к сочинению ЕГЭ по роману Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Главным героем произведения является Егор Полушкин. Мужчина переехал в поселок, вокруг которого когда-то шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась единственная роща у Черного озера. Лесником в поселке был назначен Федор Бурьянов. В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте работать ему было трудно. Все беды Полушкина – от того, что не умел он работать без души. Однажды Егору поручили копать траншею под канализационную трубу. Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых насекомых, пустил траншею в обход.

Бурьянов же к природе относится потребительски, для него главное: заработать больше денег.

Борис Васильев продемонстрировал:

1) пагубное влияние человека на природу

2) доброе отношение к природе

3) влияние природы на человека

11) В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Жанр: повесть

Время прочтения: 4 часа.

Проблематика

Проблема сохранения культурных памятников

Проблема исторической памяти

Аргументация

Действие происходит в деревне Матера, расположенной на одноименном острове посередине Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять Матеру, в которой провели всю жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевез ее в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие жители, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матеру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землей молодежь: внук Дарьи Андрей, ее соседка Клава. Молодое поколение верит, что в городе найдет лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Валентин Распутин продемонстрировал:

1) важность сохранения исторической памяти

2) губительную роль технологий

12) Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Время прочтения: 2 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Аргументы к сочинению ЕГЭ по книге Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Произведение представляет собой сборник из 46 писем, в каждом из которых затронута определенная проблема (или даже несколько). Это настоящая кладезь аргументов. При аргументации на ЕГЭ вы обязательно должны указать номер и название письма. Например: в произведении «Письма о добром и прекрасном» в письме двадцать втором «Любите читать!» Дмитрий Сергеевич Лихачев рассуждает о важности чтения.

В таблице выше приведены аргументы для наиболее редких проблем ЕГЭ, которые сложно взять из других произведений.

Секрет для читателей. Вы можете приводить примеры из своих любимых произведений, которые не входят в школьную программу, если там содержатся необходимые аргументы. «Гарри Поттер» или «Приключения Шерлока Холмса» оцениваются на ЕГЭ точно так же, как и классика.

13) И. А. Гончаров «Обломов»

Жанр: роман

Время прочтения: 8 часов

Проблематика

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Гончарова «Обломов»

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов, помещик. В главе «Сон Обломова» автор изображает прекрасный уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле. Кажется, что природа оберегает жителей от невзгод и проблем внешнего мира. Читатель видит, что это находит отражение и в характере главного героя. В нем есть доброта, любовь к ближнему, за что его и уважает его друг Штольц.

Кроме того, стоит отметить, что Обломов воспитывался в дворянской семье. Родители ни в чем ему не отказывали. Он всегда мог поесть и поспать, сколько хотел. Штольц же воспитывался в небогатой семье. Когда мальчик подрос, отец стал брать его с собой в поле, на базар, учил работать. Мы видим, что Штольц вырос целеустремленным, деятельным человеком.

Иван Гончаров продемонстрировал:

1) роль воспитания в развитии личности

2) влияние природы на человека

3) роль детства в дальнейшей жизни человека

14) Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ комедии Фонвизин «Недоросль»

Центральными героями произведения являются госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Мать пытается воспитывать его, но делает только хуже. Учителя потакают ленивому Митрофанушке, поэтому никакого прогресса не наблюдается. Госпожа Простакова хочет поженить его на Софье, которой, как оказывается, положено большое наследство. Однако Стародум, дядя девушки, прекрасно видит необразованность Митрофана и, конечно, отказывает.

Фонвизин продемонстрировал:

1) роль семьи в формировании личности ребенка (Митрофан очень похож на свою мать)

2) невозможно заставить человека развиваться, если он сам этого не хочет

15) Аргументы к сочинению ЕГЭ по рассказу К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 15 минут

Проблематика

Отношение к родителям

Проблема взаимоотношений между поколениями

Аргументация

Центральными героями произведения являются Катерина Петровна и ее дочь Настя, которая работает в Ленинграде. Однажды пожилой женщине становится плохо, и она пишет дочери письмо с просьбой приехать. Катерина Петровна очень любила Настю и хотела увидеть ее перед смертью. Но дочь, погруженная в работу, опаздывает. Когда Настя приезжает в Заборье, то находит лишь свежий могильный холм. Она раскаивается, но, к сожалению, изменить что-либо уже нельзя.

Паустовский продемонстрировал:

1) как важно оказывать внимание своим родственникам

2) отношения между матерью и дочерью

16) В. Г. Распутин «Уроки французского»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика

Роль учителя в жизни человека

Аргументы к сочинению ЕГЭ к рассказу Распутина «Уроки французского»

Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование. В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Однажды герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он пробует, чтобы покупать молоко для лечения. Когда Лидия Михайловна, учительница французского, узнает об этом, она решает заниматься с ним отдельно. Учительница очень хотела помочь бедному мальчику: даже отправляла ему посылку с едой, но он вернул ее. Тогда Лидия Михайловна начинает играть с ним на деньги, поддаваясь мальчику. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником чуть ли преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забывает мальчика и присылает ему посылку с макаронами и яблоками. Лидия Михайловна – добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Распутин продемонстрировал:

1) роль учителя в становлении личности ребенка

2) бескорыстное отношение к ближнему

17) Михаил Кронгауз «Русский язык на грани нервного
срыва»

Жанр: публицистика (в сочинении пишите просто произведение или книга)

Время прочтения: 4 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема сохранения русского языка

Аргументы к сочинению ЕГЭ по произведению Михаила Кронгауза «Русский язык на грани нервного
срыва»

Автор рассматривает такие явления, как изменение орфографических и орфоэпических норм, появление большого количества заимствованных слов, смешение стилей. В будущее Кронгауз смотрит оптимистически, трактуя эти изменения как признаки неутраченного творческого потенциала языка. Писатель также рассматривает такие процессы, как «отмирание» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными.

На заметку. Лучше отлично знать одно произведение, чем прочитать краткое содержание десяти. Из одного вы сможете почерпнуть гораздо больше аргументов, чем из беглого прочтения нескольких.