Яркие, радостные краски городецкой росписи никогда не спутаешь ни с какими другими.

Городецкая роспись – один из традиционных декоративных промыслов России, а если точнее – Поволжья.

История

Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити. Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.

Вот так выглядела ручная прялка

Сначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.

И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?

Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой. Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.

Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой. Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей.

Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок. Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.

Прялка в музее

Прялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.

В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви. Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры. И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)

На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.

Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в. он прекратил свое существование.

А как сейчас?

С 1930-х годов городецкая роспись начала постепенно восстанавливаться. Открылась мастерская живописцев. В 50-е годы образовалась артель. В 1960 г. была создана фабрика «Городецкая роспись», которая действует до настоящего времени. Пять художников (Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В.) – лауреаты премии имени Репина. В художественной мастерской Городца опытные мастера обучают учеников.

Как создаётся городецкая роспись

Городецкая роспись – это роспись по дереву. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. Для росписи используется большое количество кистей (беличьих, колонковых, плоских из мягкого волоса для подмалёвка и других) разных размеров – для разных видов работ, а работа над сложным городецким изделием может продолжаться несколько дней. Кисти для работы размещают на специальных деревянных подставках.

Кисть художник держит строго вертикально, упираясь мизинцем в поверхность изделия.

В городецкой росписи существуют свои особые приемы изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, животных и птиц, человеческих фигур и др. Городецкий художник обычно пишет без предварительного рисунка, его мазок всегда точен.

Роспись выполняется в два этапа: «подмалевок» и «оживки» . Цветы – в три этапа.

Сначала на изделие наносится фон (одновременно это и грунтовка). Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна – «подмалёвок». Для «подмалёвка» используются широкие плоские кисти - флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов). Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком (краска тёмно-красного цвета) – хвосты птиц, голубым и розовым – подмалёвки цветов, зеленым – крылья птиц и листья.

Выполнение подмалёвка – простой прием, он доступен любому человеку даже без опыта. Главное в этом процессе – размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов или наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Второй этап – «оживки». Это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

Для оживок используются художественные кисти. «Оживки» выполняет мастер. Этот приём сразу же преображает роспись: оживают птицы, кони и цветы. В этом процессе существует канон: определённые «оживки» делаются на конях, на цветах и т.д., и этот канон нарушать нельзя.

В «оживках» белые мазки бывают нескольких видов: дуги, капельки, штрихи и точки . От «оживок» зависит вся красота городецкой работы.

«Оживки»

Изделия с городецкой росписью

Расписные городецкие изделия не являются только лишь декором, они используются по своему прямому назначению. Но декором всё-таки являются, потому что разделочные доски, солонки, хлебницы украсят любую кухню. Мебель с городецкой росписью украсит любое помещение. Только здесь надо знать меру – такая мебель не должна быть назойливой.

Л.Ф. Беспалова. Шкатулка «На прогулке» (1995)

Городецкая орнаментальная обводка

В городецком искусстве росписи большое значение имеет обводка – рамка с орнаментом, в которую как бы вставлен сюжет росписи. Городецкий орнамент – это сочетания бегунков, веревочек, рядов скобочек и т.п. Принята в Городце и обводка чёрным цветом, где прямая линия чередуется с легким волнообразным рисунком. При выполнении приема мастер последовательно чередует тонкую линию и линию с нажимом.

Городецкая роспись – особенная и неповторимая. Вороные кони, птицы с диковинными хвостами, роскошные цветочные гирлянды – это все городецкая роспись.

История происхождения городецкой росписи

Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.

А вот, что об этом говорится в Большой Советской Энциклопедии:

"Городецкая роспись, народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области) и сменивший местное производство (существовало с 18 в.) прялок с инкрустацией и резьбой.

Лаконичная, контрастная по цвету городецкая роспись темперой служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

Промысел заглох в начале 20 в. В советское время возрожден. В 1938 в Городце создана артель "21-я годовщина Октября" (с 1960 - фабрика "Городецкая роспись"), выпускающая расписные игрушки и сувениры.

Ведущие современные мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.”

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.

Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.

Среди самых распространенных сюжетов росписи - гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ (берегинь, фараонок). Художники используют также скобчатую, с подкраской, резьбу и инкрустацию мореным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. Мастера - резчики работают над резными иконами, используя художественные приемы, идущие от искусства древней Руси. Изделия резчиков отличаются виртуозностью исполнения и отмечены благородством художественной манеры.

За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

В первой половине XIX веке резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи пришли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два - три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющей или контрастный, а сверху свободным движением нанесёт “оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розы и нежные купавки. Придёт мастер по работе ещё один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городские цветы.

Очень интересно решались фигуры людей на городских изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги - брови, черточки - глаза, дуги - губы.

В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться позже, только в начале XX в.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

детский творчество городецкий роспись

Всем большой привет! Сегодня у нас на повестке дня – искусство. Сохранилась ли у вас дома какая-нибудь расписная деревянная мисочка или ложечка в ярких золотисто-красных цветах? А может вам достался в наследство радостный в узорах конь-качалка? Тогда, возможно, вы уже знаете, что такое городецкая роспись.

Ну а ежели у вас пока немного скудное представление о городецких мастерах, то предлагаю познакомиться с их интересным творчеством поближе.

План урока:

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Это интересно! Далеко не всем известно, что становление резьбы по дереву в Городце обязано Петру I, который каждый корабль просил украсить деревянной резьбой, показывая русскую мощь и талант русского народа. Когда в 18 веке строительство переехало поближе к берегам морей, русские мастера нашли другое применение своему таланту – стали делать из дерева ложки и миски, чашки и прялки.

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица, —

Значит, это Городец!

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать городецкое мастерство с другим трудно, ведь именно эта роспись изобилует яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю помпезность сюжетов вместе с искренностью простого народа.

Стоит только взглянуть на расписанные в городецком стиле предметы, и вы тут же очутитесь:

  • на прогулке в качестве всадника на коне;
  • за столом во время чаепития в окружении богатого убранства;
  • вместе с охотниками в лесу;
  • в кругу весёлых и беззаботных городских людей;
  • или за прялкой.

Помимо расписанного быта крестьян и купцов городецкие мастера могли изображать мистических животных. Но какая бы тема в рисовании не присутствовала, она всегда украшалась гирляндами из цветов.

С самого начала городецкая роспись наносилась яичными красками в виде больших пятен, без контуров. Мастера могли делать мазки в свободной форме, обводя потом элементы чёрной или белой линией. Любимые оттенки фонов:

  • зелёный;
  • яркий красный;
  • чёрный;
  • сочный синий.

Сегодня мастера на фабриках пользуются масляными красками, что даёт им большее разнообразие колорита, но особенности мотивов городецкой росписи сохранились. Прежней осталась и технология росписи по дереву.

Жёлтый вечер, чёрный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Это роспись Городца!

Как рисуют по-городецки

Технология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками.

Для городецкой росписи используют специальную краску – темперу, которую делают из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какая бы краска ни была, самое главное – её насыщенный цвет, чем и отличается роспись из Городца.

Основа всех элементов рисуется белым цветом, называется это промалёвкой. Затем на светлый тон наносят тонкими мазками детали. Делают это тёмными оттенками, поэтому и называется этот шаг тенёвкой. На последнем этапе рисования при помощи самой тонкой кисточки делают так называемую разживку чёрной краской и оживку белой краской в виде точек и штриховки.

Когда готовая работа полностью высыхает, её покрывают лаком. В общем-то не так и сложно. Хотите попробовать? Тогда почитайте про то, что обычно рисуют городецкие мастера.

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов,

Это все труды прекрасных

Городецких мастеров.

Городецкие композиции

У городецкой росписи есть три вида рисунка.

Цветочная тема

Наиболее простая и поэтому часто используемая. Это может быть одиночный цветочек с листочками или цветочный орнамент в виде букетов, цветочных гирлянд, ромбов, полосок и венков. Букеты чаще рисуются на кухонных досках и столовых блюдах, стаканчиках, мисках и солонках.

Гирлянды встречаются на хлебницах, мебели для детей и сувенирных шкатулках. Ромбами из цветов украшают шкафы и скамейки. Полосы применяются для росписи объёмных предметов, например, для украшения круглой шкатулки, либо в качестве канта в сюжете. Края изделия чаще расписывают венками.

Композиция с рисованием птицы или коня

Её часто используют для разрисовки больших изделий — столовых блюд, хлебниц, детской мебели, но иногда такую тему можно увидеть и на обычной ложке. Очень красиво смотрятся такие изображения на чёрном или красном фоне.

Сюжет

Самая трудная роспись, которая может быть посвящена свиданиям или застолью, сказкам или современной жизни. Обычно такие рисунки вытянуты вдоль горизонтальной линии. Картинка может состоять из нескольких частей, разделяемых колоннами, шторами или другими предметами интерьера. Иногда в одном сюжете можно увидеть несколько героев в разных комнатах.

Женихов городецкие мастера изображают всегда на коне, а невест – стоящими около берёз. В сюжетах с застольем столы обязательно полны яствами, на них обязательный символ – самовар. Иногда городецкие художники рисуют целые деревни с домами, колодцами, улицами, церквями.

Сегодня современные мастера фабрики «Городецкая роспись» продолжают старые традиции, создавая шедевры художественного промысла в виде шкатулок, хлебниц, игрушек и мебели.

Нарисованы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца,

Это всё из Городца!

Узнать еще больше об истории росписи, увидеть как работают настоящие мастера и полюбоваться на их произведения вы сможете посмотрев это видео.

Вот вы и познакомились поближе с городецкой росписью. Если вам стало интересно, вы теперь сможете попробовать сделать своими руками красивый подарок маме на праздник, разрисовав в стиле Городца разделочную досочку или шкатулку.

Ну а для вашего учителя и одноклассников лучшим подарком станет ваш интересный исследовательский проект, посвященный творчеству городецких мастеров.

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Панно. "Мой любимый Городец". Колесникова

Панно"Улица купеческая"Колесникова

Панно"Гуляй слобода" Колесникова

Панно"Городец хлебосольный" Колесникова

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Марина Белова.Поставецы.Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г.

Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы.

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.

За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.