Литературное чтение 3 класс

Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»

ЦЕЛЬ : Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

Задачи :

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся, воспитывать интерес к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Проверка д/з

Пересказ сказки-быль Платонова «Неизвестный цветок», синквейн.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

III. Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.

Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «Чужая калитка»? (Устно.)

Предположите, о чём может быть рассказ с таким названием? (о. д.)

IV. Этап осознания смысла.

Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Уч-ся самостоятельно читают биографию Пермяка выполняя задание.

Задание: Прочитайте биографию, подчеркните простым карандашом те слова, которые бы вы записали жирным шрифтом.

Проверка (1-2 уч-ка зачитывают)

Где учился?

Какие профессии освоил?

Что вас удивило в этом человеке?

1) Словарная работа.

Старательный - делающий что-нибудь со старанием Старательный ученик.

Малец - парень, подросток, мальчик.

Хваткие - Ловко и цепко хватающий. Хваткие руки.

Питомник – место разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Питомник фруктовых деревьев.

Щеколда - Железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.

Ржа- покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа

Еле ноги волочить (разг. ) - идти с трудом от усталости.

Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу.

2) Первичное чтение рассказа

ИНТЕРЕСНО

Мальчик трудолюбивый

Чужая калитка

Кто отремонтировал?

Отремонтировал скамейку и калитку

Старая скамейка

Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа с кубиком «Блума»

На гранях кубика написаны слова:

Кубик бросает ученик.

Задание:

Необходимо сформулировать вопрос к рассказу по той грани, на которую выпадет кубик.

5)Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте в рассказе Е. Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился, трудился, и кто ему помогал.

Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алёшу.

6)Творческое задание «Построй дом».

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

7)Составление пятистишия к слову «Труд».

8)Составление плана рассказа по картинкам.

    Трудолюбивый мальчик.

    Чужая калитка.

    Старая скамейка.

    Свое, наше.

Презентация каждой группы.

9) Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.

Взять интервью у родителей и написать о профессии.

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?
Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.
Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.
Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?
- Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.
- Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.
- Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.
Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?
- Да ничья, - ответил дед. - Общая.
- Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?
- Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.
- А кто он, дедушка, этот человек?
- Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.
Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две.

Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

В школу мы пришли с утра,

За работу нам пора,

Вы отбросьте все дела,

Улыбнитесь, подтянитесь!

И тихонечко садитесь .

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я, меня зовут Акбота Сериковна.

Цель : Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Е.А. Пермяка и его произведением. А название нашего рассказа вы узнаете, прочитав запись на доске. Читаем только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «чужая калитка»?

    Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране - портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Обратите внимание на портрет А.Е. Пермяка.

Пермяк очень любил детей и написал для них очень много сказок и рассказов.

И сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Чужая калитка».

Но сначала мы познакомимся со словами, которые будут встречаться в рассказе и могут быть вам непонятны:

Тетерев – осторожная, подвижная птица, редко подпускающая человека на ружейный выстрел

Малец – маленький ребенок, малыш.

Добывать тетеревов – охотиться на теревов.

Щеколда – железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.

Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги.

Теперь послушайте рассказ.

Слушайте внимательно, потому что после прочтения рассказа вы должны будите ответить мне на некоторые вопросы.

Вопросы на первичное восприятие прочитанного:

    Понравился ли вам рассказ?

    Чем понравился?

    Какой момент вы посчитали наиболее интересным?

Итог : Молодцы, ребята, вы внимательно слушали рассказ.

А сейчас давайте прочитаем данный рассказ по цепочке, по предложению.

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели вновь за дело

О чем говорится в рассказе?

Что мы узнали об Алеше в начале рассказа?

Кто любил Алешу больше всех?

Как дедушка помогал Алеше расти хорошим человеком?

Куда отправились дед с внуком?

Что увидели Алеша с дедом, подойдя к питомнику? Зачитайте.

Что сказал Алеша, когда увидел, что калитка хлопает на ветру? Зачитайте.

Как поддержал разговор дедушка, какими словами ответил внуку?

Как вы думаете, чему же хитро улыбнулся дедушка?

Что увидели Алеша и дедушка на просеке?

Зачитайте, что ответил дедушка на вопрос мальчика о том, чья скамейка?

Задумался ли внук после разговора с дедушкой? Как вы думаете, о чем?

Куда отправились дедушка с мальчиком через две недели?

Чему удивился дедушка? Зачитайте.

Какие изменения произошли на просеке?

Зачитайте слова дедушки, выражающие его удивление увиденным (стр. 49 – предпоследний абзац)

Догадался ли дедушка, кто отремонтировал калитку?

Как вы думаете, почему Алеша не признался дедушке, что калитку отремонтировал он? Как это характеризует мальчика?

Молодцы, ребята, вы внимательно читали произведение и умеете отвечать на вопросы.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вам будут даны пословицы, вам нужно составить пословицы и объяснить их смысл.

«Собери пословицу».

1 группа

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

2 группа

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

Ученье – путь к уменью

    группа

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

Семь раз отмерь, один – отрежь

4 группа

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

К большому терпению придёт и умение

5 группа

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

Поспешишь – людей насмешишь

6 группа

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

А сейчас мы с вами попробуем восстановить рассказ по картинкам. Я показываю картинку, а вы перескажите мне рассказ.


С каким рассказом познакомились?

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?
Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.
Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.
Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?
- Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.
- Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.
- Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.
Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?
- Да ничья, - ответил дед. - Общая.
- Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?
- Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.
- А кто он, дедушка, этот человек?
- Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.
Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две.

Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

Алёшка, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня появилась.
- Наверно, - отвечает Алёша и дальше идёт.

Шли они по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да еще спинка у скамьи появилась.
- Вот тебе и на! - удивился дед. - И у ничьей скамейки хозяин нашёлся. Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.
Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
- А ты не знаешь этого мастера, внучек?
- Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.
- Это почему же?
- Не любит он хвалиться. Да и не он один всё это делал.
Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. Глаза у внука были ясные и счастливые.
- Приходит, значит, такое время, Алексей, - сказал дед, - когда всё оказывается своим да нашим.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым дымом. Дед заметил это и снова заговорил:
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже может ничьим показаться, если глядеть на него, не подумавши. А он наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

Литературное чтение 3 класс

Дата__________

ЦЕЛЬ : Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

Задачи :

воспитывать интерес к книге;

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

III. Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.

Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)

IV. Этап осознания смысла.

    Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Что запомнили о биографии автора?

Где учился?

Какие профессии освоил?

2) Первичное чтение рассказа (Аудиозапись 1 части)

Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)

3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

Мальчик трудолюбивый

Чужая калитка

Кто отремонтировал?

Отремонтировал скамейку и калитку

Старая скамейка

Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа по группам.

1 группа. «Собери пословицу».

Составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто им помогал.

Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу.

2 группа. Построй дом.

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Загадка о семье.

Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

Синоним к слову

4 группа

Составление плана рассказа по картинкам.

    Трудолюбивый мальчик.

    Чужая калитка.

    Старая скамейка.

    Свое, наше.

Презентация каждой группы.

5.) Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.

Взять интервью у родителей и написать о профессии.