ТАТАРЫ - это народ, живущий в России, является основным населением Татарстана (2 млн. чел). Татары живут также в Башкирии, Удмуртии, Оренбургской, Пермской, Самарской, Ульяновской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в городе Москве, в Южном, Сибирском федеральных округах. Всего в России проживает 5,6 млн. татар (2002 г.) Общая численность татар во всем мире около 6,8 млн. человек. Говорят на татарском языке, который относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Татары делятся на три этнотерриториальные группы: волго-уральские татары, сибирские татары и астраханские татары. Крымские татары считаются самостоятельным народом.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племен, кочевавших в 6-9 веках к юго-востоку от Байкала. В 13 веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В 13-14 веках оно было распространено на некоторые кочевые народы, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 веках в русских источниках татарами называли многие тюркоязычные народности. В 20 веке этноним «татары» закрепился преимущественно за волго-уральскими татарами. В других случаях прибегают к уточняющим определениям (крымские татары, сибирские татары, касимовские татары).

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 векам и связано с эпохой Великого переселения народов. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 веках прошла вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 веках в Поволжье из Приазовья пришли тюркоязычные булгарские племена, которые в 10 веке создали государство - Волжско-Камскую Булгарию. В 13-15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила нивелировка их языка и культуры. В 15-16 веках, в период существования Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, произошло формирование отдельных татарских этносов - казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, крымские татары.

До 20 века основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и других кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело). Материальная культура татар испытала влияние культур народов Средней Азии, а с конца 16 века - русской культуры.

Традиционным жилищем волго-уральских татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служил казакин, зимой - стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх нее - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитый бархатный колпак и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши.

ТАТАРИЯ (Республика ТАТАРСТАН ) расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь республики 68 тыс. км 2 . Население 3,8 млн. человек. Основное население - татары (51,3%), русские (41%), чуваши (3%). Столица Татарстана - город Казань . Республика образована 27 мая 1920 года как Татарская АССР. С 1992 года - Республика Татарстан.

Заселение территории современной Республики Татарстан началось в палеолите (около 100 тыс. лет назад). Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная в конце 9 - начале 10 вв. н.э. тюркскими племенами. Булгария длительное время оставалась единственным развитым государственным образованием на северо-востоке Европы. В 922 г. в качестве государственной религии в Булгарии был принят ислам. Единство страны, наличие регулярных вооруженных сил и хорошо поставленной разведки позволили ей долгое время противостоять монгольским захватчикам. В 1236 г. Булгария, завоеванная монголо-татарами, вошла в состав империи Чингисхана, а затем стала частью Золотой Орды.

В результате распада Золотой Орды в 1438 г. на территории Поволжья возникло новое феодальное государство - Казанское Ханство. После взятия Казани в 1552 г. войсками Ивана Грозного Казанское Ханство прекратило свое существование и было присоединено к Русскому государству. В дальнейшем Казань становится одним из важных промышленных и культурных центров России. В 1708 г. территория сегодняшнего Татарстана вошла в состав Казанской губернии России, первоначальные границы которой простирались на севере до Костромы, на востоке до Урала, на юге до реки Терек, на западе до Мурома и Пензы.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_______________
СОДЕРЖАНИЕ

Об этой книге
ЗОЛОТОЕ ПЕРО. Перевод и обработка М. Булатова
КАМЫР-БАТЫР. Перевод Г. Шараповой
ОДИННАДЦАТЫЙ СЫН АХМЕТ. Перевод и обработка М. Булатова
СОЛОМТОРХАН. Перевод и обработка М. Булатова
ЗИЛЯН. Перевод и обработка М. Булатова
ТАН-БАТЫР. Перевод и обработка М. Булатова
САРАН И ЮМАРТ. Перевод Г. Шариповой
ГУДЬЧЕЧЕК. Перевод Г. Шараповой
МУДРЫЙ СТАРИК. Перевод Г. Шараповой
КАК ТАЗ РАССКАЗЫВАЛ ПАДИШАХУ НЕБЫЛИЦЫ. Перевод Г. Шараповой
УМНАЯ ДЕВУШКА. Перевод Г. Шараповой
СКАЗКА О ЖЕНЕ ПАДИШАХА И АЛТЫНЧЕЧ. Перевод и обработка М. Булатова
ГУЛЬНАЗЕК. Перевод Г. Шараповой
ЗОЛОТАЯ ПТИЦА. Перевод и обработка М. Булатова
ПАДЧЕРИЦА. Перевод Г. Шараповой
БЕДНЯК И ДВА БАЯ. Перевод Г. Шараповой
ВОЛК И ПОРТНОЙ. Перевод Г. Шараповой
АЛПАМША И СМЕЛАЯ САНДУГАЧ. Перевод Г. Шараповой
КОГДА КУКУШКА ЗАКУКУЕТ. Перевод Г. Шараповой
КАК БЕДНЯК ГУСЯ ДЕЛИЛ. Перевод Г. Шараповой
ЗНАНИЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ. Перевод и обработка М. Булатова
О КРИВОЙ БЕРЕЗЕ. Перевод Г. Шараповой
РАБОТНИК ХРИТОН. Перевод Г. Шараповой
ШУР АЛЕ. Перевод Г. Шараповой
СКАЗКА О ШАЙТАНЕ И ЕГО ДОЧЕРИ. Перевод Г. Шараповой
НАХОДЧИВЫЙ ДЖИГИТ. Перевод Г. Шараповой
ПОРТНОЙ, БЕСЕНОК И МЕДВЕДЬ. Перевод и обработка М. Булатова

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
Вот мы читаем сказки. В них происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тог сказочный мир, где живут эти герои. Чудесный мир сказок, созданный богатым воображением наших предков, помогает нам испытать много человеческой радости, счастья победы, почувствовать горесть утраты, помогает узнавать великую силу дружбы и любви между людьми, восхищаться умом и сообразительностью человека.
А люди, создавшие когда-то эти сказки, жили на той же земле, на которой живём мы. Но это было очень и очень давно. Тогда люди всё добывали собственными руками, и поэтому хорошо знали, что под силу человеку, а что остаётся пока мечтой.
Например, всем хорошо известно, что как бы человек ни старался, он не может видеть бесконечно далеко. В те давние времена люди кормили себя охотой, а луком и стрелой человек не мог достать зверя или дичь на большом расстоянии. И он стал думать о том, как сделать далёкое близким. И вот в сказке он создал такого героя, который своей стрелой может прострелить левый глаз мухи за шестьдесят вёрст (сказка «Камыр-батыр»).
Нашим далёким предкам жилось очень трудно. Вокруг было много непонятного и страшного. На их головы то и дело обрушивались грозные бедствия: лесные пожары, наводнения, землетрясения, мор животных, какие-то беспощадные болезни, которые уносили много человеческих жизней. Как хотелось всё это разгадать и победить! Ведь от этого зависела жизнь семьи и рода, даже существование целого племени и народности.
И человек старался найти в природе такие снадобья, лечебные травы и другие лекарства, которые излечивают от болезней и спасают даже от самой смерти. Вдобавок к тому, что он находил сам, что в силах был сам сделать, он придумывал в помощь себе такие сказочные существа, как джинны, дивы, аждаха, шурале, гифриты и т. д. При их помощи человек в сказках покоряет могучие силы природы, обуздывает грозные проявления непонятной ему стихии, излечивает любые болезни. Так, в сказках больной или слабый человек, нырнув в котёл с кипящим молоком, выходит оттуда здоровым, красивым, молодым джигитом.
Любопытно, что это напоминает нынешние целебные ванны на курортах нашей страны, где лечат разные болезни.
Но эти сверхъестественные существа жили только в воображении человека, и когда в сказках речь идёт о колдунах, джиннах или дивах, то чувствуется лукавая усмешка. Человек слегка подтрунивает над ними, насмехается и создаёт их немного туповатыми или придурковатыми.
Татарский народ, создавший эти чудесные сказки, до Великой Октябрьской революции сильно бедствовал. Где бы ни жили татары: в бывшей Казанской губернии или где-то в оренбургских или астрй-ханских степях, в Сибири или за рекой Вяткой, земли у них везде было мало. Как бы ни старались, трудящиеся люди жили очень плохо, голодали, недоедали. В поисках хлеба и лучшей жизни татары уходили скитаться в далёкие края. Это отразилось и в народных сказках. То и дело читаем о том, что «джигит отправился странствовать в далёкие страны...», «старший сын собрался на заработки», «Хритон три года проработал у бая...», «жилось им так трудно, так тяжело, что отцу волей-неволей пришлось отправить сына с ранних лет на заработки...» и т. д.
Хотя жилось очень трудно и радости в жизни, как и у соседних народов, было мало, народ думал не только о куске хлеба. Талантливые люди из народа, создававшие удивительные по меткости выражения, по глубине содержания умные пословицы, поговорки, загадки, сказки, слагавшие чудесные песни и байты, глубоко задумывались над будущим, мечтали.
Тайну создания этих чудесных творений народа мы. может быть, никогда полностью не разгадаем. Но одно совершенно ясно: их создавали люди очень талантливые, с глубоким знанием жизни народа, умудрённые большим опытом.
Стройность сюжета сказок, их увлекательность, остроумные мысли, выраженные в них, не перестают восхищать не только детей, но и взрослых. Такие незабываемые народные образы, как Камыр-батыр, Шумбай, Соломторхан, Тан-батыр и другие, живут в памяти народа веками.
Совершенно ясно и другое: сказки сказывались не ради забавы. Вовсе нет! Всякие увлекательные, часто невероятные приключения, интересные похождения, забавные истории джигитов н>жны были сказителям для того, чтобы передать людям что-то хорошее, умное и тот драгоценный жизненный опыт, без которого трудно на свете жить. В сказках об этом прямо и не говорится. Но без назойливости и поучения читатель понимает, что хорошо, что плохо, что такое добро и что такое зло. Создатели сказок своих любимых героев наделяли лучшими чертами народного характера: они честны, трудолюбивы, храбры, общительны и дружелюбны в отношении к другим народам.
В давние-предавние времена, когда печатных книг еше не было и в помине, а рукописные были большой редкостью и простым людям достать их было чрезвычайно трудно, сказки служили людям вместо нынешней художественной литературы. Как и литература, они воспи-
тывали в людях уважение к доброте и справедливости, прививали им любовь к труду, неприязнь к лентяям, лгунам и тунеядцам, особенно к тем, кто стремился разбогатеть за счёт чужого труда.
Хотя народ жил в постоянной нужде, он не падал духом и в своё будущее смотрел с надеждой. Как бы ни притесняли его ханы, цари и их прислужники - всякие чиновники и баи, он не терял надежды на лучшую жизнь. Люди всегда верили, что если не им самим, то хотя бы их потомкам непременно будет светить солнце радости. Эти свои думы и мечты о хорошей жизни народ с доброй улыбкой, иногда полушутя, полусерьёзно, но всегда талантливо и искренне рассказывал в своих бесчисленных сказках.
Но счастье никогда не приходит само. За него надо бороться. И вот храбрые сыны народа - батыры смело врываются в подземные дворцы дивов, орлами взвиваются в заоблачные выси, забираются в дебри дремучих лесов и бросаются в бой со страшными чудовищами. Они спасают людей от гибели, освобождают их от вечного плена, наказывают злодеев, добывают людям свободу и счастье.
Многое из того, о чём в давние времена мечтал в сказках народ, в наше время сбывается. Всё происходящее на земле Советской Татарии за последнее полстолетие во многом походит тоже на сказку. Преобразилась казавшаяся раньше бесплодной земля, которая не в силах была прокормить даже своих сыновей. Она даёт сейчас обильные урожаи. А главное, преобразились люди. Праправнуки тех, кто с надеждой на будущее складывал чудесные сказки, к той же земле стали относиться совершенно по-другому. Вооружившись умными машинами и приборами, которые действительно видят сквозь землю, они вместе с сыновьями других братских народов открыли в земле и под землёй кладовые с бесценными сокровищами. Оказалось, что в одной из своих кладовых природа спрятала запасы нефти, которую назвали «чёрным золотом». И вот - не сказка ли?! Волей современных волшебников эта нефть как бы сама собой выбрасывается из-под земли и прямо попадает в «серебряные» чаны. А потом через горы и леса, через реки и степи бесконечной чёрной рекой течёт и в Сибирь, и за Волгу, и в самый центр Европы - в дружеские социалистические страны. И это не простая река. Это бесконечный поток света, тепла и энергии. Самое сказочное заключается в том, что посылает этот бесценный поток и бывшая бедная татарская деревня Миннибаево, в которой раньше не было даже кер,осина, где люди вечерами в избах для освещения жгли лучину.
И что ещё удивительно, чтобы достать первый миллиард тонн нефти, царской России потребовалось около 90 лет. А второй миллиард тонн нефти в нашей стране Советский Татарстан добыл один за каких-нибудь четверть века! Это ли не похоже на сказку!
Ещё одна страничка удивительного. В сказках часто говорится, как на пустом месте за короткое время гифриты-волшебники строят город с золотыми и серебряными дворцами. Так же сказочно быстро растёт ныне на Каме город и завод грузовых автомобилей. Но этот
город делают не джинны или другие сверхъестественные существа, а наши современники, самые настоящие сметливые джигиты - искусные мастера своего дела, умные учёные-волшебники, собравшиеся со всех концов нашей огромной Родины. И скоро наступит день, когда, из заводских ворот выйдет автомобиль-богатырь. Если бы такая машина могла появиться в древние времена, она одна заменила бы целый табун в тысячу лошадей! А косяк машин, выпущенный КамАЗом за один только день, потащил бы за собой все повозки, боевые колесницы, фаэтоны со всеми пожитками и всем богатством целого древнего государства! И таких машин КамАЗ будет выпускать за год целых сто пятьдесят тысяч!
Так сбываются сказки. Е!едаром сказители восхищались батырами из народа. Они не обманывали себя, они верили в непобедимую силу народа. История многовековой борьбы татарского народа за свободу и равенство, за власть Советов после Великой Октябрьской революции подтвердила это. И в великих битвах против фашистских варваров татарский народ храбро сражался бок о бок с другими братскими народами нашей страны и дал Стране Советов более двухсот Героев Советского Союза. А кто не знает бессмертный подвиг советского батыра, поэта-коммуниста Мусы Джалиля!
Сказки говорят ещё о том, что создавший их народ очень талантлив и поэтически одарён. У него своя древняя многовековая культура, богатый язык и добрые традиции.
Татарские народные сказки много раз издавались на родном языке в Казани, а также неоднократно выходили и на русском языке.
Народные сказки татар собирали и изучали многие писатели и учёные. Это были русские М. Васильев и В. Радлов, венгр Балинт, татарские учёные Г. Яхин, А. Фаезханов, К- Насыров, X. Бадигый и др. Этому посвятил большую часть своей жизни и известный учёный-фольклорист, доктор филологических наук X. Ярмухаметов. Он много раз руководил фольклорными экспедициями, собирал и изучал народные сказки, байты, пословицы, загадки, песни и написал об устном" народном творчестве много научных работ. Он принимал также активное участие и в подготовке молодых учёных-фольклористов.
X. Ярмухаметов собрал и подготовил и этот сборник. Из огромного количества сказок в книгу вошла лишь небольшая часть, отобранная для школьников младшего возраста. Юный читатель сможет познакомиться с образцами разных сказок: волшебных, сатирических, бытовых и сказок о животных. О чём бы ни рассказывалось в сказках, в них добро неустанно борется со злом и побеждает его. Главный
смысл сказок в этом и заключается.
Гумер Баширов

Был когда-то человек по имени Сафа. Вот задумал он странствовать по свету и говорит жене:

Пойду посмотрю, как люди живут. Много ли, мало ли он шёл, только пришёл на опушку леса и видит: напала на лебедь злая старуха убыр, хочет погубить её. Кричит лебедь, рвётся, отбивается, а вырваться не может... Одолевает её убыр.

Пожалел Сафа белую лебедь, бросился ей на помощь. Испугалась злая убыр и убежала.

Поблагодарила лебедь Сафу за помощь и сказала:

Живут за этим лесом, на озере, три мои сестры.

В давние времена жил на свете молодой пастух, по имени Алпамша. Не было у него ни родных, ни друзей, пас он чужой скот и дни и ночи проводил со стадом в широкой степи. Однажды ранней весной нашёл Алпамша на берегу озера больного гусёнка и очень обрадовался своей находке. Выходил он гусёнка, выкормил его, и к концу лета маленький гусёнок превратился в большого гуся. Вырос он совсем ручным и не отходил от Алпамши ни на шаг. Но вот настала осень. Гусиные стаи потянулись к югу Однажды гусь пастуха пристал к одной стае и улетел в неведомые края. И остался Алпамша опять один. «Я его выходил, я его выкормил, а он без жалости покинул меня!» - с грустью подумал пастух. Тут подошёл к нему какой-то старик и сказал:

Эй, Алпамша! Ступай на состязание батыров, которое устраивает падишах. Помни: кто победит, томудостанется дочь падишаха - Сандугач и половина царства.

Куда уж мне с батырами тягаться! Такая борьба не по моим силам, - ответил Алпамша.

А старик всё стоял на своём:

Давным-давно жил на свете старик, и был у него сын. Жили они бедно, в маленьком старом домике. Вот пришло время старику умирать. Позвал он сына и говорит ему:

Нечего мне тебе в наследство оставить, сынок, кроме своих башмаков. Куда бы ты ни пошел, всегда бери их с собой, они тебе пригодятся.

Умер отец, и остался джигит один. Было ему лет пятнадцать-шестнадцать.

Решил он пойти по белому свету счастья искать. Перед тем как уходить из дому, вспомнил он отцовские слова и положил в сумку башмаки, а сам пошел босиком.

Когда-то в давние времена пришлось одному бедняку выехать в дальнюю дорогу вместе с двумя жадными баями. Ехали они, ехали и доехали до постоялого двора. Заехали на постоялый двор, сварили на ужин кашу. Когда каша поспела, сели ужинать. Выложили кашу на блюдо, продавили на середине ямку, налили в ямку масла.

Кто хочет быть справедливым, тот должен идти прямым путём. Вот так! - проговорил первый бай и провёл ложкой по каше сверху донизу; масло, из ямки потекло в его сторону.

А по-моему, жизнь с каждым днём меняется, и близко время, когда всё перемешается во-от так!

Так и не удалось баям обмануть бедняка.

К вечеру следующего дня они снова заехали на постоялый двор. А был у них в запасе один жареный гусь на троих. Перед сном они уговорились, что гусь утром достанется тому, кто ночью увидит лучший сон.

Проснулись они утром, и каждый стал рассказывать свой сон.

Шел портной по дороге. Навстречу ему идёт голодный волк. Подошёл волк к портному, лязгнул зубами. Портной ему и говорит:

О волк! Вижу, ты хочешь меня съесть. Что же, противиться твоему желанию я не смею. Только позволь сначала обмерить тебя и в длину и в ширину, чтобы узнать,помещусь ли я в твоём желудке.

Волк согласился, хоть и не терпелось ему: хотел скорее съесть портного.

В давние - давние времена жил, говорят, в одной деревне мужик со своей женой. Жили они очень бедно. Так бедно, что дом их, обмазанный глиной, только и стоял что на сорока подпорках, а не то бы упал. И еще, говорят, был у них сын. У людей сыновья как сыновья, а у этих сын с печи не слезает, все с кошкой играет. Учит кошку человеческим языком говорить да на задних лапах ходить.

Время идет, мать с отцом старятся. День походят, два полежат. Совсем хворые стали, а вскоре и померли. Похоронили их соседи.. .

Сын на печи лежит, горько плачет, у кошки своей совета спрашивает, ведь теперь, кроме кошки, у него на всем белом свете никого не осталось.

В одном древнем ауле жили три брата - глухой, слепой и безногий. Жили они бедно, и вот однажды решили пойти в лес поохотиться. Недолго они собирались: в их сакле ничего не было. Слепой посадил безногого на плечи, глухой взял под руку слепого и отправились они в лес. Построили братья шалаш, сделали из кизилового дерева лук, из камыша - стрелы и стали охотиться.

Однажды в темной сырой чаще братья набрели на маленькую саклю, постучались в дверь, на стук вышла девушка. Братья рассказали ей о себе и предложили:

Будь нам сестрой. Мы будем ходить на охоту, а ты будешь ухаживать за нами.

Жил в давние времена в одной деревне бедняк. Звали его Гульназек.

Однажды, когда в доме не осталось ни крошки хлеба и нечем было кормить жену и детей, решил Гульназек попытать счастья на охоте.

Срезал он ивовый прут и смастерил из него лук. Потом нащепал лучины, выстругал стрелы и отправился в лес.

Долго Гульназек бродил по лесу. Но не зверя и не птицу повстречал он в лесу, а столкнулся с великаном дивом. Испугался Гульназек. Не знает, как и быть, не знает,как ему от дива спастись. А див подошёл к нему и спросил грозно:

А ну-ка, кто ты такой? Зачем сюда пожаловал?

В давние-предавние времена жила в тёмном лесу старуха убыр - ведьма. Была она злая -презлая и всю жизнь людей на плохие дела подбивала. А у старухи убыр был сын. Пошёл он раз в деревню и увидел там красивую девушку, по имени Гульчечек. Понравилась она ему. Утащил он ночью Гульчечек из родного дома и привёл к себе в дремучий лес. Стали они жить втроём. Собрался однажды сын убыр в дальнюю дорогу.

Осталась Гульчечек в лесу со злой старухой. Затосковала она и стала просить:

Пусти меня к моим родным погостить! Соскучилась я здесь...

Не отпустила её убыр.

Никуда, - говорит, - я тебя не отпущу, живи здесь!

В глухом, глухом лесу жил-был один шайтан. Ростом он был небольшой, даже совсем маленький и совсем волосатый. Зато руки у него были длинные, пальцы на руках длинные и ногти на них длинные. А ещё он имел особый нос – тоже длинный, как долото, и крепкий, как железо. Его так и звали – Долотонос. Кто к нему приходил в урман (глухой лес) один, того Долотонос убивал во сне своим длинным носом.

Однажды пришёл в урман охотник. Когда вечер наступил, он развёл костёр. Видит, идёт к нему Долотонос.

– Тебе чего здесь нужно? – спрашивает охотник.

– Погреться, – отвечает шайтан.