Государственный исторический музей является крупнейшим музеем России, наиболее полно отражая историю нашего государства. Тематика экспонатов музея невероятно разнообразна. В 21 зале исторического музея можно проследить историю территории российского государства, начиная со времён каменного века и кончая современностью.

Тематика экскурсий для школьников:

  • Древние охотники и рыболовы (2 класс)
  • Путешествие в древнюю Москву XVI - XVII вв. (2 класс)
  • Дом, в котором живут старинные вещи (3-5 классы)
  • Как жили люди в глубокой древности (3-6 классы)
  • Приглашение в Древнюю Русь IX - XII вв. (3-5 классы)
  • Борьба Руси с иноземным игом в XII - XV вв. (3-5 классы)
  • В гостях у древних москвичей (3-5 классы)
  • В начале славных дел: Пётр I и его время (3-5 классы)
  • Как Кутузов бил французов (Отечественная война 1812 года) (3-6 классы)
  • Виват, император! Виват, императрица! (Российские императоры XVIII в.) (5-6 классы)
  • Древнерусское государство IX - XII вв. (6-11 класс)
  • Культура Древней Руси (6-7 класс)
  • Русь времени образования единого Российского государства XII - XV вв. (6 класс)
  • Московское царство в XVI веке (правление царя Ивана Грозного) (6 класс)
  • Наша родина в древности (от каменного века до средневековья) (7-11 класс)
  • Московское царство в XVII веке (правление первых Романовых) (7 класс)
  • Россия в I половине XVIII века: Петр I и его преемники (7 класс)
  • Россия во II половине XVIII века: Екатерина Великая и Павел I (7 класс)
  • Памятники Смутного времени в Историческом музее (6-7 классы)
  • Памятники Средневековой России IX - XVII вв. (8-11 классы)
  • Российское государство в XVI - XVII вв. (8-11 классы)
  • Реликвии XVIII века: от Петра до Павла (8-11 классы)
  • Памятники и реликвии российской истории XVIII - XIX вв. (8-11 классы)
  • Отечественная война 1812 года в памятниках и реликвиях (8-11 классы)
  • Россия в XIX веке: Вещи, события, люди (8-11 классы)

15 школьников + 1 сопровождающий 650 рублей 1 300 рублей

20 школьников + 2 сопровождающих 850 рублей 1 450 рублей

25 школьников + 2 сопровождающих 750 рублей 1 250 рублей

30 школьников + 2 сопровождающих 650 рублей 1 050 рублей

В Историческом музее проводят следующие театрализованные экскурсии для школьников:

Именины в Историческом музее (для детей с 7 до 11 лет)

Дети поиграют в старинные русские игры и забавы, узнают, что означают их имена, как праздновали именины на Руси, кто такие крестные родители. Во время праздника юных гостей будут сопровождать "царь", "царевна" и "бояре", которые познакомят с укладом жизни в боярском доме, с традициями празднования именин в царской семье, пригласят на угощение к царскому столу.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 22 000 рублей -

Ожившие предания русской старины (для школьников 3-11 классов)

Во время экскурсии можно познакомиться с бытом славян и древними языческими обрядами, встретиться с "купцами" на Торге в Великом Новгороде. Ученый "монах" расскажет о создании первых рукописных книг и научит вас старинному письму. Славный "князь" поведает о битвах с врагами и воинских победах. Талантливые "мастера" продемонстрируют изделия резчиков по дереву, иконописцев, вышивальщиц, оружейников, а "гусельник" сыграет на своем инструменте и споет.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 22 000 рублей -

не более 25 человек 26 000 рублей -

Один день немецкого лекаря Ивана Страусова, или "Диковины" древней Московии глазами иностранцев (для школьников 6-11 классов)

Исторический музей предлагает новую театрализованную экскурсию, во время которой вы "перенесетесь" в Москву второй половины XVII века, и увидите древнюю столицу глазами иностранцев. Подлинные памятники из собрания музея, а также воссозданные старинные костюмы и вещи, раскроют перед вами малоизвестные страницы из истории первого русского театра, царской охоты, расскажут о быте горожан, обычаях и пристрастиях наших предков. Вы услышите живое исполнение старинных народных песен, и сфотографируйтесь с понравившимися вам персонажами.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 22 000 рублей -

не более 25 человек 26 000 рублей -

Как царь Пётр о России слово держал (для школьников 8-11 классов)

Посетителей этой экскурсии ждет встреча с молодым государем "Петром I" и его сподвижниками. Участники смогут вместе с ними поразмышлять о судьбе России на пороге Нового времени, узнать редкие факты о "начале славных дел" царя, познакомиться с уникальными памятниками отечественной истории.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 19 000 рублей -

не более 25 человек 22 000 рублей -

Праздник Пасхи в Историческом музее (для школьников 2-11 классов)

Крестьянин и крестьянка, боярин и боярыня, царь и царица расскажут о средневековой Руси, о традициях подготовки и встречи праздника Пасхи. Вы поучаствуйте в играх и услышите народные песни, исполнявшиеся во время пасхальной недели. Уникальная архитектура залов музея познакомят вас с храмовым зодчеством Древней Руси и Московского царства, а подлинные памятники позволят вам перенестись в XVII столетие.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 19 000 рублей -

не более 25 человек 22 000 рублей -

Царь Батюшка (для детей с 6 до 11 лет)

Театрализованная экскурсия "Царь-Батюшка" создана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главный герой нашей интерактивной экскурсии Коробейник отправится с ребятами в увлекательное путешествие в прошлое. Ведущие экскурсоводы в доступной стихотворной форме расскажут необыкновенную сказочную историю о Царе-батюшке, мудром и справедливом правителе большой и могущественной державы.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 19 000 рублей -

не более 25 человек 22 000 рублей -

История и мифы далекого прошлого (для младшего школьного возраста)

На экскурсии ребята познакомятся с древними мифами и легендами, в основе которых лежат фантастические события и явления, но которые в реальности были пережиты человечеством за свою многотысячелетнюю историю. Юные посетители увидят хранящиеся в музее древние вещественные памятники, которые являются источниками научных знаний. А сцены из древних сказаний, разыгранные при участии кукольных персонажей, помогут им лучше понять и проникнуть в мир мифологии.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 10 человек 10 800 рублей -

не более 15 человек 11 800 рублей -

не более 20 человек 12 800 рублей -

Чему и как учили на Руси (для младшего и среднего школьного возраста)

Как создавалась славянская азбука и развивалась письменность; когда появились церковно-славянские школы, каковы были особенности мужского и женского образования? Ответы на эти вопросы можно найти на нашем музейном занятии. Побывав на "уроке" в старинной школе, вы познакомитесь с системой обучения и воспитания боярских и царских детей. Вас ждут загадки и головоломки, задания учителя царских детей.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

Облик Москвы, особенно в центре города, радует глаз своей разнородностью и нескучностью. В отличие от каменной монументальности Питера или средневекового уюта старых европейских городов, Москва не претендует на стилистическую выдержанность - она гармонична в своей непоследовательности. Архитектурные экскурсии по Москве - не развлекательные прогулки, но, поверьте, они того стоят. Каждому из нас, как правило, ближе и роднее какая-нибудь конкретная эпоха, архитектурный стиль, исторические лица - и поэтому Москва найдет подход к любому эстету. От памятников дремучего средневековья до небоскрёбов Делового центра - перед вами богатейшая палитра стилей и эпох.

Первое, что показывают гостям столицы - это, конечно, Кремль с его соборами, палатами, колокольней. Он и создает - совершенно заслуженно - общеизвестный, стереотипный облик Москвы. И всё же «детинец» - это, пожалуй, не то, что сами жители больше всего любят в своем городе. Москва не раз страдала от пожаров и разрушений - за стенами Кремля осталось не так много древних строений. Возможно, поэтому в центре города так пышно разрослась застройка 18, 19, 20 веков. Изящный дом Пашкова, строгое здание Английского клуба - поклон эпохе классицизма, сказочные постройки Царицына - редкий образец русской псевдоготики... Множество выдающихся архитекторов приложило свою кисть к пёстрому московскому холсту, но один из них, пожалуй, оставил особенно заметный след на улицах столицы - это Фёдор, или Франц Шехтель. Творчество Шехтеля - это модерн, неоклассицизм и эклектика во всём великолепии, и оно, безусловно, достойно особой экскурсии. Шехтель, порой в соавторстве с другими яркими деятелями своего времени, создал не один шедевр московской архитектуры - здание Исторического музея, особняк Морозовой, здание Ярославского вокзала, собственный дом на Большой Садовой.

Как уже упоминалось, Москва потеряла немало своих красот в войнах и пожарах, поэтому сложно проследить всё богатство истории столицы по её архитектуре. А между тем было бы обидно упустить этот пласт знания при знакомстве с Москвой. К счастью, московские экскурсоводы могут провести увлекательную экскурсию в пределах одной улицы, даже одного дома - так многочисленны исторические тайны Лубянки, Сретенки и многих других уголков столицы.

Учебные экскурсии на уроках истории

В последние годы в преподавании истории шире стали применяться учебные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры. Исторические экскурсии осуществляют принцип наглядности преподавания истории, помогают накапливать конкретно-образный материал. Назначение экскурсии – вызвать интерес к теме, обогатить наглядным материалом изучаемое. В зависимости от роли и места исторических экскурсий в учебном процессе различают учебные экскурсии (по изучению нового материала), повторительно-обобщающие и, наконец, вводные (к учебной теме). Повторительно-обобщающие и вводные экскурсии по своему содержанию могут быть обзорными и тематическими. Программа требует, чтобы учитель, привлекая на уроках региональный компонент, подтверждающие основные положения и выводы истории. Основным средством познания местного края являются краеведно-исторические экскурсии. Это – археологические экскурсии не только в музеи, но и в места расположения стоянок, курганов. Посещение памятных мест, улиц и площадей, досмотр памятников материальной культуры. Учащиеся нашей школы под руководством учителей истории подготовили такие экскурсии: «Исторические памятники города Семей», «Экскурсия в музеи нашего города», «Путешествие в край великих», «Маршрут выходного дня. Улица Абая». Сколько впечатлений осталось у учащихся от дальней экскурсии в Астану: «Новая столица очаровала школьников, всё приводило детей в восхищение…». Стали традиционными для учащихся нашей школы дальние (однодневные) экскурсии в Жидебай. Эта экскурсия плановая в соответствии с программой по курсу истории Казахстана в 8-х и 10-х классах. Тема экскурсии «В край великих талантов», цель её в конкретизации имеющихся знаний о жизни и деятельности Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердыева. Объектами экскурсии являются музей Ауэзова в Борли, музей Абая и Мемориальный комплекс, памятник Енлик – Кебек. Маршрут экскурсии компактен, все объекты находятся друг от друга на незначительном расстоянии. Деятельность школьников на экскурсии весьма разнообразна. Они наблюдают показываемый им объект, слушают учителя, делятся впечатлениями, высказывают суждения, фотографируют. Вся самостоятельная деятельность учащихся на экскурсии организуется и направляется учителем. Как показывает опыт активные действия самих учащихся на экскурсии лучший путь формирования их мировоззрения. Экскурсия в Жидебай – 2009 года завершилась созданием видеоролика «Путешествие в край Великих». Можно использовать иные формы: сочинения и сообщения в классе по материалу экскурсии. При изучении нового материала, используя метод учебной экскурсии, учитель должен продумать тему и задания какие следует дать учащимся. Для учащихся 5 класса разработана экскурсия по теме «Наша Родина - Казахстан» 6 класса – «Жизнь первобытных людей» и «Археологические памятники эпохи бронзы» 7 класса – «Путешествие в средневековый город» и «В поисках загадочной Индии» 8 класса – «Основание крепости Семипалатной» 9-10 классы – «Уроки – путешествия по странам мира». Задания получают чаще отдельные группы по 2-3 человека, реже индивидуально. Учитывается при распределении задания их подготовка, интересы, наклонности. Способы выполнения учащиеся могут выбрать сами. Для активизации умственной работы пятиклассников учитель-экскурсовод может задать такие вопросы: «Велика ли земля казахов?», «Чем привлекает земля Казахстана иностранных инвесторов?» и т.д. Широко используются задания на сравнения и противопоставления: «Что есть общего и в чём различие современного города (например, Семея) и средневекового?», «В чём различия в организации системы образования в Англии, Германии и Казахстане?» и т.д. При изучении материала истории на экскурсии, учитель должен максимально активизировать их самостоятельную творческую работу и подвести к формулированию выводов и обобщений.

Использованная литература:

1. А.Ф. Родин «Экскурсионная работа по истории», Москва, «Просвещение» 1965
2. Сборник статей «Кружковая работа по истории и обществоведению», Москва, «Просвещение» 1984