Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

Характеристика героев «Отцы и дети»

Главные герои

Евгений Васильевич Базаров

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Павел Петрович Кирсанов

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Второстепенные персонажи

Василий Иванович Базаров

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

Катерина

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Виктор Ситников

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Авдотья Кукшина

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение - признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Фенечка

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Дуняша

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Петр

Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Княгиня Р. (Нелли)

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

Тест по произведению

Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Завершение романа

Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
  6. Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа, сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова. Базаров является ярчайшим представителем молодежи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX века. Называя себя «нигилистом», он отрицает установленный общественный уклад и отвергает любые принципы.

Красавица-аристократка 29 лет, которую полюбил Базаров. Она относит себя к новому поколению дворян: проста, спокойна, лишена снобизма, проповедует свободу суждений и демократизм. По натуре Анна Сергеевна горда и умна. Рано оставшись без отца, она воспитала младшую сестру.

Один из главных персонажей романа, отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка, которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией и искусством в целом.

Брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия и главный противник Базарова. Он выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым и по силе своего характера является достойным соперником ему. Павла Петровича отличают принципиальность, проницательность, аристократизм, высокий интеллект, острый ум, благородство, сила воли, либеральные взгляды и страсть ко всему английскому.

Является одним из главных женских персонажей в романе. Она обычная крестьянская девушка, рано оставшаяся сиротой. Мать Фенечки Арина Савишна работала экономкой в имении Николая Петровича Кирсанова. Когда она умерла, он взял на себя заботу о молодой Фенечке, в которую впоследствии влюбился.

Второстепенный персонаж в романе, эмансипированная помещица, приятельница Ситникова, пседонигилистка. Она подражает самым крайним проявлениям радикализма, постоянно интересуется «женским вопросом» и положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками, презирает Жорж Санд.

Второстепенный персонаж романа, приятель и ученик Базарова, псевдонигилист. Ему свойственно тревожное напряжение, а также собачья преданность своему «учителю». Он тщетно пытается подражать Базарову, делая его своим кумиром. В попытках вести себя свободно и дерзко, проявлять резкость суждений и поступков он выглядит комично.

Катя

Младшая сестра Одинцовой. Молодая и застенчивая девушка 18 лет. Их любовь с Аркадием развивалась медленно, но постепенно молодые люди полюбили друг друга и поженились. В будущем у них родился сын Коля.

Василий Иваныч

Отец Базарова, отставной штаб-лекарь. Живёт в отдалённом имении, имеет немного крепостных душ. Занимается лечением местных крестьян. Увлекается садом и огородом. Евгений у него был единственный сын, после смерти которого жизнь у него также померкла.

Арина Власьевна

Мать Базарова, добрая женщина, горячо любящая своего сына. Она была очень набожна и верила во всё, что только можно: в леших, сны, приметы, гаданья, порчу и даже в конец света. В молодости она была красива, играла на клавикордах и знала французский язык. Сейчас располнела, забыла музыку и язык. Смерть сына практически убила её саму.

Прокофьич

Слуга в доме Кирсановых, худой старик примерно шестидесяти лет. Николай Петрович называл его брюзгой. Единственный из слуг, кто не любил Базарова.

Дуняша

Прислуга в доме Кирсановых, молодая девушка, которая помогает Фенечке заботиться о её маленьком сыне Мите. Ей очень нравился Базаров.

Петр

Камердинер в доме Кирсановых. Глупый и самолюбивый человек. Умел читать по слогам. В конце книги женился на дочери городского огородника и получил хорошее приданое. Выбрала она его только потому, что он имел часы.

Митя

Маленький сын Николая Петровича и Фенечки. Ему нет ещё и года.

Матвей Ильич

Знатный родственник Кирсановых, к кому отправились Аркадий с Базаровым из имения. Он посоветовал им пойти к губернатору и взять приглашение на бал.

Губернатор

Суетливый и забывчивый человек. Пригласил Базарова и Кирсанова к себе на большой бал, где они познакомились с Одинцовой.

Княжна Х

Тетушка Анны Сергеевны Одинцовой, худенькая и маленькая старуха, княгиня. После смерти своего мужа Одинцова пригласила её жить к себе в имение и управлять им. Сейчас на неё никто не обращал внимания, хотя относились с почтением и хорошо ухаживали. Умерла вскоре после смерти Базарова.

Порфирий Платоныч

Сосед Одинцовой, который часто приезжал к ней поиграть в карты. Он был небольшого роста, весёлый и уже седой человек. Любил рассказывать анекдоты.

Тимофеич

Приказчик отца Базарова, бывший дядька Евгения. Приезжал за ним к Одинцовой, сообщил, что родители очень ждут его. Также он к ней приезжал, чтобы привести её к умирающему Базарову.

Федька

Слуга в доме Базаровых. По приезду Базарова с Аркадием он начал прислуживать им. Ради их приезда его одели в другую одежду и дали новые сапоги, к которым он так и не смог привыкнуть.

Доктор Одинцовой

Приехал вместе с Одинцовой осмотреть больного Базарова, сразу определил, что шансов выжить у него нет, о чём успел ей шепнуть, до её встречи с ним.

В 1862 году Тургенев пишет роман "Отцы и дети". В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров. На протяжении почти всего романа Базарова сопровождает его друг Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров "демократ до конца ногтей". Друзья вместе учатся в университете, и их связывает несколько лет дружбы.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом он искренне разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет "молодая смелость да молодой задор". Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В дальнейшем Базаров говорит Аркадию: "Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает". То есть Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" революционера.

Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий, разумеется, не готов к этому, так как он, по выражению Евгения, "мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — "пустяки". Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят". Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить". Базарову это скучно, ему "других ломать надо". Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался "либеральным баричем".

Но Аркадий пока что этого не понимает. Самого себя он до поры до времени считает "борцом" и ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова поначалу принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, пол ную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой автора: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал". Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков, По убеждениям Базарова, труд — необходимое условие жизни. Аркадий же ни разу не показан за работой. Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для остальных Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Для Базарова такое отношение означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к природе, к окружающему миру. Сам он. относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не говорит.

Различно отношение Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине. Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление своей красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней у него возникает, когда между ними начинается духовное общение.

Одинцова умна, способна понять неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути своей — барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она гасит в себе появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать, Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в "сломанности", и говорить он об этом не хочет,

Аркадию знакомство с Катей, младшей сестрой Одинцовой, открывает, что его идеал "ближе", то есть он в семье, в имении. Аркадий понял, что он "уже не тот заносчивый мальчик", что он до сих пор "задавал себе задачи, которые ему не по силам", то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров "хищный", а Аркадий — "ручной".

Базаров близок крепостным людям. Он для них "свой брат, не барин". Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок, и его простота в общении с простым народом. Хотя в имении его отца крестьяне относятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для народа он более "свой", чем любой из Кирсановых. Аркадий в большей степени остается для людей барином, хозяином. Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик принимал Базарова за чудака, когда тот хотел "поговорить с народом". Но это случалось нечасто.

К тому же Базаров требователен, можно даже сказать, слишком требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек сам себя воспитать должен". Его приверженность нигилизму приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отношению к самым близким людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!",

Однако следует отметить, что родители Базарова безнадежно "отстали" от своего сына. Они не могут идти не только вровень, но и вслед за ним. Правда, эта "отсталость" стариков Базаровых не заслуживает не совсем почтительного, а иногда — и попросту наплевательского — отношения к ним Енюшки. Разве можно требовать от стариков, чтобы они думали и действовали, как молодые люди? Разве не благодаря стараниям родителей Базаров получает образование? В этом случае максимализм Базарова выглядит весьма неприглядно, Аркадий любит своих близких, но, похоже, стесняется этой любви. Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом достаточно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Аркадий возражает, но как-то вяло. Этим он как бы поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, когда Базаров за глаза обозвал его дядю "идиотом". Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей обозначилась первая серьезная трещина.

Следует отметить, что базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него "Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые художники) не лучше его". Он заявляет, что "в сорок четыре года играть на виолончели глупо", а Пушкина читать и вообще "никуда не годится". Искусство Базаров считает формой наживы. Для него "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия в то время отставала от Запада. Но Аркадий-то на самом деле любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу; сначала это противостояние совсем незаметно, но постепенно, по ходу развития действия, оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений. В этом проявляется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим, что в данном случае конфликтуют уже не "отцы" и "дети", а, если можно так выразиться, "дети" с "детьми". Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.

Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" революционера. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Евгений расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова, а высказывать их для Базарова — "романтизм",

Аркадий находит идеал жизни в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем". И в конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за общим столом.