"...Словом, Тёркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе – хоть куда…"
Александр Твардовский

Василий Иванович Теркин-один из ярчайших собирательных образов русского солдата в литературе ХХ века.Тёркин-рядовой солдат,из "первой роты,стрелкового полка.Фамилия Василия говорящая"Но едва ль уже мой Тёркин,жизнью тёртый человек".Родом он из села в Смоленской области:" край родной смоленский твой,в родном селе".
Василий-балагур и добряк "И глядит шутник великий,на людей со стороны",простой и обыкновенный:
"Впрочем, парень хоть куда.
Тёркин, добрый малый."
Открытая душа и щёдрое сердце делают его душой солдатской семьи:
"Тёркин сам уже хохочет,
Сердцем щедрым наделён."
А его игра на гармони,в моменты отдыха,наполняет солдатские души спокойствие,ощущением семьи и дома:"Только взял боец трёхрядку,сразу видно – гармонист."
Внешность Тёркина типично русская,не красавец,но красив душой,не велик и не мал,зато удал-герой.
"Скажем откровенно:Красотою наделён
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал
,Но герой – героем."
Жизнелюб и оптимист,Тёркин шутками поднимает боевой дух товарищей:
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:– Не унывай.
Поддерживает морально товарищей в трудную минуту:"Повторял Василий Тёркин:– Перетерпим. Перетрём".Никогда не отчаиваясь,Василий любил жизнь сейчас,такой,какая она есть:
Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
Добрый и прямой,Тёркин человек чести:"На войне себя забудь,Помни честь, однако".Мастер на все руки,как и все сельские мужики,Василий не сидит на месте.Он находит себе занятие везде,обладая живым и непоседливым характером.Сослуживцы любуются его работой,он помогает всем и заражает своей энергией:
Посмотреть – и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.
За внешностью шутника и рассказчика баек срывается мужественный,смелый боец,патриот,готовый отдать жизнь за Родину,за свой народ:".Бьётся насмерть парень бравый".Скромный парень,не бегает за славой и орденами,не гордится и не хвалится делами,а болеет за победу своего народа:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Сбив самолёт из винтовки,Тёркин получает орден,становясь героем:
И не каждый день сбивают
Из винтовки самолёт.
Кто он - свой среди своих
Не зенитчик и не лётчик,
А герой - не хуже их?
Любимец солдат и командиров "Но уже любимец взводный" ,Тёркин скрывает за улыбкой глубокое знание жизни,вытесняя шутками муки тяжёлой жизни "Был он долог до тоски",так видел много горя,смертей,людской тоски:
Я загнул такого крюку,
Я прошёл такую даль,
И видал такую муку,
И такую знал печаль!
Всех родных Василия забрала война,он одинок,его некому было проводить на войну:
Тёркин мой Василий.
Не случилось никого
Проводить в дорогу.
Василий -это воплощение человеческих ценностей,твёрдый в решениях,целеустремлённый в жизни,он проходит через смерть и горе с честью,веря в победу и вселяя надежду в своих товарищей:
В муках твёрд и в горе горд,
Тёркин жив и весел, чёрт!

Василий Тёркин - народный герой

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:

Вот стихи, а все понятно.
Все на русском языке.

Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” - произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена:

Эти строки и страницы -
Дней и верст особый счет,
Как от западной границы
До своей родной столицы,
И от той родной столицы
Вспять до западной границы,
А от западной границы
Вплоть до вражеской столицы
Мы свой делали поход.

Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода - все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

“Василий Теркин” - это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.
Поэма Твардовского - произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

Где родился Василий Теркин? January 2nd, 2011

Когда-то, в конце 1960-х годов, "Литературная газета" вдруг зажгла дискуссию о том, каким должен быть лучший советский роман о Великой отечественной войне. Который можно было бы сравнить - ни более ни менее - с "Войной и миром". Глядя из нашего прекрасного далека и зная при этом, что в Советском Союзе в области идеологической ничто не возникало случайно, можно предположить, что целью дискуссии была, по-нынешнему говоря, раскрутка романа М.Шолохова "Они сражались за Родину". Романа, еще не дописанного, но уже назначенного партийными идеологами в великие.

Дискуссия зажглась, но не очень-то горела. А потом и вовсе досрочно погасла. Во-первых, товарищ М.А.Шолохов задание партии не выполнил и эпопею на-гора не выдал. А во-вторых, эта дискуссия вдруг оживила в писательских кругах слухи о романе Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Роман этот был арестован КГБ. Вследствие такого необычного ареста в те годы его никто не прочитал. Но именно по этой причине многие из нечитавших считали роман В.Гроссмана книгой, вполне сопоставимой и по масштабу, и по качеству с классическим романом Л.Н.Толстого. И здесь они не ошибались - скажем мы из своего прекрасного далека.

В любом случае упомянутая дискуссия была пустопорожней. Хотя бы потому что к тому моменту лучшая книга советской литературы о Великой отечественной войне уже была написана. Даже если и не считать таковой опальное произведение В.Гроссмана.

Правда, была эта книга не романом, а поэмой. И не поэмой даже, а собранием небольших стихотворных глав, объединенных только общим героем. По имени этого героя книга называлась "Василий Теркин". С подзаголовком "Книга про бойца"

Что ж еще?.. И все, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так - без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать ее сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.

Во время войны "Василий Теркин" Александра Твардовского (1910 — 1971) был известен и любим фронтовиками. Простые стихи, составленные из простых слов, легко запоминались. И были эти стихи совсем не "дурками" типа "Смелого пуля боится, смелого штык не берет". А были они настоящей поэзией, которая по определению является разговором человека с Богом. Может быть, поэтому высшую оценку советскому поэту поставил такой абсолютно антисоветский писатель, как И.А.Бунин. "Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!"

Да уж, книга у Твардовского получилась потрясающе правдивая. Это еще один признак настоящей поэзии. Ведь разговор с Богом лжи не терпит. Даже, творец уже упомянутой бодрой песенки-дурки про пулю и штык, А.Сурков, это понял. Свое единственное настоящее стихотворение он написал в пору душевного раздрая, выйдя из настоящего боя. В том неожиданном сражении стихоплету стало ясно: пуля-дура не боится никого, даже специального корреспондента газеты "Красная звезда". Вот и написал он в письме любимой женщине простые и честные слова о том, что "до смерти - четыре шага".

Да и то за эти "четыре шага" ему пришлось еще бороться с цензурой. Которая лучше самих фронтовиков знала, что им, фронтовикам, нужно. Ведь на войне петь про смерть не этично и не патриотично. Не правда ли?

Как бы не так! В том же "Василии Теркине" одна из самых пронзительных глав называется "Смерть и воин".

— Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных,
И как выйдут на крылечко,—
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
— Нет. Не дам...

"Василий Теркин" - великое произведение, которое в великие в общем-то не метило. Вася Теркин появился в 1939 - 1940 годах во время войны с Финляндией. Войну эту в Советском Союзе не очень любили вспоминать. С легкой руки того же А.Т. Твардовского она получила название "незнаменитой":

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу, —
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький лежу
.

Эту войну начали - что бы там не говорилось - с одной целью: сделать, наконец, Финляндию "красной". Образец уже был. В сентябре 1939 года произошел почти бескровный "освободительный поход" в Западную Украину и в Западную Белоруссию. Предполагалось, что могучей Красной армии и для "освобождения" Финляндии много времени не понадобится. Потому-то, наверное, и затеяли финскую компанию не в самую подходящую для войны на севере пору. Военные действия начались зимой, 30 ноября 1939 года.

В эти дни в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" с целью "культурной поддержки" боевых действий организовалась группа писателей и поэтов, среди которых был и Александр Твардовский. В лучших традициях фронтовой пропаганды было решено вывести на страницах газеты этакого лубочного героя-солдата, веселого, умелого, удачли вого, ежедневно совершающего небывалые подвиги.

Как назвать героя? Кто-то предложил: пусть будет Василий Теркин. А что? Нормально! Василий - имя достаточно простонародное и русским народом любимое. Кстати, вышеупомянутый Василий Гроссман был совсем не Василий, а Иосиф. Просто в детстве его нянька превратила уменьшительное имя мальчика "Йося" в более понятное для нее "Вася". Чуть позже, при выборе псевдонима писатель вспомнил этот забавный детский эпизод. Так и появился Василий Гроссман.

Ну и Теркин - тоже понятно почему. Поскольку богатырь и сотрет врага в пыль. О чем А.Т.Твардовский и написал во вступительном фельетоне.

Вася Теркин? Кто такой?
Скажем откровенно:
Человек он сам собой
Необыкновенный.

Богатырь, сажень в плечах,
Ладно сшитый малый,
По натуре весельчак,
Человек бывалый.
Хоть в бою, хоть где невесть, -
Но уж это точно:
Перво-наперво поесть
Вася должен прочно...
Но зато не бережет
Богатырской силы
И врагов на штык берет,
Как снопы на вилы.

Эти "снопы на вилы" взялись из лубочных стихов для солдат времен Первой мировой войны. Подобное "творчество" расцвело тогда во всех воюющих армиях. В России тех лет былинным героем, надевающим немцев на пику, как шашлык на шампур, стал вполне реальный человек, казак Козьма Крючков (1890 — 1919) . С Василием Теркиным произошла обратная история. Задуманный как богатырь, образец боевой и политической подготовки, первоначально был он бестелесным и потому абсолютно неинтересным. Но пройдя через реальные бои Великой Отечественной войны, придуманный Василий Теркин тоже стал реальным. Таким реальным, что тут же у него отыскались живые прототипы, да не один! Более того, именно выдуманный Василий Теркин стал главным защитником своего создателя, когда А.Твардовский попал в опалу, идя наперекор самому идеологическому отделу ЦК КПСС!

И, как это часто случается с реальными людьми, у Василия Теркина возникла путаница с самыми элементарными, что называется, паспортными данными. На вопрос, где и когда родился Василий Теркин, можно дать по крайней мере три ответа.

Первый следует из только что рассказанного. Бравый солдат Василий Теркин, как плод коллективного творчества мобилизованных писателей и поэтов, родился в декабре 1939 года. Место рождения - политодел Северо-Западного фронта, который находился тогда на захваченном у Финляндии западном берегу Ладожского озера в городе Кексгольме. Городе старом и славном, который в 1948 году зачем-то переименовали в Приозерск (не Приозёрск!).

Книжица о подвигах Василия Теркина на финской войне сохранилась. В ней можно отыскать второй вариант необычной биографии. Оказывается, этот былинный удалец Вася Теркин - паренек из Подмосковья.

Что же касается "настоящего" Василия Теркина, то А.Т. Твардовский сделал его своим земляком.

...не иной какой-нибудь, не энский
Безымянный корешок.
А действительно - смоленский,
Как дразнили нас, рожок!

Это вспомнит всякий, кто читал поэму. А тот, кто читал ее внимательно, назовет место рождения еще точнее. Помните берущую за сердце главу "Про солдата-сироту", о возвращении Теркина в уничтоженную родную деревню?

Вот и взгорье, вот и речка,
Глушь, бурьян солдату в рост,
Да на столбике дощечка,
Мол, деревня Красный Мост.

И нашлись, что были живы,
И скажи ему спроста
Все по правде, что служивый -
Достоверный сирота.

Варианту, предложенному творцом, конечно, доверия больше всего. Ведь А.Т.Твардовский наполнил поэму о выдуманном Василии Теркине таким количеством невыдуманных подробностей, что внимательный читатель сможет восстановить по ним и биографию героя, и его славный фронтовой путь. Итак, договорились, Василий Теркин - смолянин.

Земля смоленская героями и знаменитыми людьми богата, но с радостью приняла в их число и героя выдуманного. К пятидесятилетию Великой победы в центре Смоленска был установлен памятник двум знаменитым землякам: Александру Твардовскому и Василию Теркину.

  1. А.Турков. Жизнь одна и смерть одна «Василий Теркин». Рождение. Путь. Судьба
  2. Тот еще , времен финской войны, Вася Теркин .
  3. Ксенофонтов, И. От Карелии до Берлина : Боевой путь гвардии младшего лейтенанта Василия Тёркина / Игорь Ксенофонтов // Литературная газета. - 2010. - 16-22 июня (№ 24). - С. 9.
  4. А.Сурков.

Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни одного, готового, фальшивого, то есть литературного - пошлого слова!
И.А. Бунин

Со времен Великой Отечественной войны, которая описывается в поэме, и с момента добавления в «Книгу про бойца» последнего фрагмента, прошло немало лет. За эти годы много раз сменилась читательская аудитория, поменялась жизнь вокруг. Все сейчас другое, всё не то. И сейчас мы понимаем, что образ Василия Тёркина мог родиться только в военные годы.

Теркин стал олицетворением человека воинской доблести, который, может быть, и не существовал. Возможно, он лишь фантазия автора, но это мог быть любой воин, сражающийся за Россию, мать-старушку.

Василий Тёркин обладает емким, исключительным характером. Он соединил в себе достоинства, которые испокон веков приписывались людям труда: опытные в любом деле руки, не терпящие безделья, богатый жизненный опыт. Он обладал чертами характера, которые возвышали советского человека над другими: мужество, скромность, терпение, добродушие, способность «принимать все как есть» и радоваться жизни, солнцу в любые невзгоды.

Теркин свободен от осознаваемых недостатков. В нем не проявляется традиционное для многих советских людей достоинство: «правдоискательство». Мы никогда не замечаем в Тёркине даже намека на сомнение, он не сомневается в том, в чем заключен его смысл жизни.

Он твердо знает, что
Ясно все до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки…
… Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят…

Храбрость, целеустремленность - черты, приписываемые народу, который идет к одной общей цели: победе. Перед этим народом стоит одна общая задача защитить Родину, разгромив, изгнав врага со своей земли.

Именно таким был Тёркин, он видится нам человеком, не жалеющим своей жизни для спасения человечества. В образе одного солдата-бойца, Василия Тёркина, Твардовский заключил всю Россию, сражающуюся с захватчиками и побеждающую их.

Если присмотреться к образу Тёркина, можно легко увидеть, что он - есть сосредоточение лишь тех русских национальных черт характера, которые были нужны народу-бойцу для скорейшей победы в войне. Тёркину характерны качества тогда еще советского человека. Он сосредотачивает в себе достоинства всего советского населения: веру в лучшее, победу, ответственность личная «за Россию, за народ и за все на свете». Именно они помогают ему выстоять в страшное военное время:

Поглядеть - и впрямь - ребята!
Как по правде желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ…
Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?

Солдаты, с которыми служит Василий Тёркин, - обычные люди, и показаны они в будничных обстоятельствах:

  • на ночлеге: «Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава»;
  • в бою за крошечную, почти забытую, деревушку: «Посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь»;
  • в разговорах, которые в то время могли показаться смешными, несерьезными. Например, о преимуществах сапога перед валенком.

Тёркин - это человек, солдат, живущий под разными именами, которому приписан определенный номер воинской части и полевой почты.

Можно уверенно сказать, что Василий Тёркин, каким мы видим его в книге, есть воплощение и олицетворение всех положительных качеств, свойственных советским воинам. У него нет одного отдельного прототипа. В нем заключен общий национальный характер русского народа, стремящегося к победе и видящего в этом единственную свою цель.

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.