На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


Работа в области информационных технологий строится на основе концепции информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» и ведется по следующим направлениям:

  • Развитие информационных систем (ИС) связано с развитием комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС). В 2007 г. данная система была расширена для работы с недвижимыми памятника (модуль «Архитектура»). Новый модуль позволяет ввести в единую систему описания недвижимых памятников, делать привязки между ними и фондовыми предметами. В 2009 г. был добавлен блок «Архивные документы», который позволяет осуществлять первичный учет и подробно описывать включенные в архив документы, автоматически формировать всю необходимую документацию при работе с единицами хранения. Важной особенностью установленного модуля является возможность прикрепления к карточке неограниченного числа изображений, например высококачественных электронных копий документов (чертежей, фотографий) и даже аудио- и видеозаписей. В 2010 г. был внедрен модуль «Реставрация движимых предметов», который предназначен для автоматизации учетной и научнохранительской работы отдела реставрации. Он действует во взаимосвязи с учетной информацией о предметах и позволяет автоматически формировать документы по реставрации, вести реестры реставрационных паспортов. Таким образом, в настоящее время КАМИС музея «Кижи» включает в себя модули: «Научно–фондовая работа», «Архитектура», «Научный архив», «Реставрация». Объем базы данных – около 68 гигабайтов, из них текстовая составляющая – около 0,4 гигабайта (что эквивалентно 193000 страницам текста формата А4).
  • В 2009 г. после работ по развитию сети на острове Кижи для сотрудников отдела фондов была создана возможность круглогодичной работы с музейной системой КАМИС как в г.Петрозаводске, так и на острове Кижи.

    Следует отметить, что отделом информационных технологий также ведется постоянная работа по администрированию и обслуживанию всех остальных ИС и баз данных (БД) музея, в том числе системы ресурсного планирования и продажи билетов «TicketNet».

  • Поддержка и развитие музейной компьютерной сети. К концу 2010 г. компьютерный парк музея насчитывал 170 компьютеров (126 стационарных и 44 ноутбука). Компьютеры музея объединены в общую сеть, что позволяет сотрудникам, независимо от того, где они работают – в г.Петрозаводске или на острове Кижи, использовать общие сетевые ресурсы – внутренний web–сайт, файловый сервер и т.п. В качестве каналов связи применяются оптоволоконные каналы между зданиями в городе, канал выхода в Интернет, VPN–канал до острова, пять DSL–каналов на острове.
  • Отделом информационных технологий ведется постоянная работа по совершенствованию музейной сети. Так, например, в 2008 г. был организован новый канал связи между административным зданием в г.Петрозаводске и островом Кижи, имеющий на порядок большую пропускную способность, чем ранее используемый. В 2009 г. к музейной сети был подключен дом Васильева на острове Кижи (отдел фондов), а также новое музейное здание в городе по адресу: ул.Федосовой, 15. В 2010 г. к общемузейной сети на острове был подключен Летний музейно–образовательный комплекс в дер. Ямка, сувенирный магазин и склад. Всего в настоящее время в сетевой инфраструктуре музея работает 7 серверов и более 50 активных сетевых устройств.

    В 2010 г. музеем были начаты работы по проекту «Локальная вычислительная сеть (ЛВС) для обеспечения безопасности объектов на острове Кижи». Проектируемая оптоволоконная сеть пройдет через весь остров, к ней будут подключены 28 объектов: дома–памятники и объекты инфраструктуры (административные здания, пункт охраны, производственный комплекс, фонды и др.). Пропускная способность проектируемой связи обеспечит все запросы по передаче данных на острове, включая видеотрансляции большого количества камер безопасности. Проектные работы выполняет ООО «Архимед» (г.Киров).

  • Развитие официального интернет–сайта музея. В течение всех последних лет сайт музея «Кижи» является одним из наиболее популярных в России музейных интернет–сайтов и стабильно занимает ведущие места на портале «Музеи России» по количеству и голосам посетителей. В 2010 г. на официальный сайт музея «Кижи» (сайт) пришло более 365000 посетителей (465000 посещений, по счетчику mail.ru – 311000). Интернет–сайт музея содержит информацию об экспозиции музея, его фондовом собрании, природном наследии, а также сведения о деятельности музея в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия. Отделом информационных технологий музея «Кижи» проводится постоянная работа по техническому и технологическому развитию сайта, наполнению его актуальной информацией, а также совершенствованию дизайна.
  • В 2010 г. на основании проведенного исследования был изменен формат подачи информации на начальной странице сайта: наиболее интересная для интернет–пользователей информация вынесена на первую страницу (о статусе музея и архитектурных памятниках Кижского погоста, новости музея, афиша, веб–камеры и музейный интернет–магазин).

    Наиболее популярен сайт у русскоязычных пользователей из России и стран ближнего зарубежья. Распределение языков по настройкам интернетобозревателей у посетителей: русский – 88%, английский – 6,4%, немецкий – 1%, финский, французский – 0,55%.

    Самыми популярными разделами являются: «Информация», «Архитектура», «Музейные коллекции», «Виртуальные путешествия», «Галерея». Эти разделы отражают основные направления деятельности музея, регулярно обновляются и содержат большой массив актуальной информации – и именно поэтому востребованы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://сайт]

    В 2007 г. интернет–проект музея «На глазах у всего мира», созданный с целью обеспечить информационную поддержку процесса реставрации Преображенской церкви в сети Интернет и создать условия для информационного обмена и сотрудничества специалистов–реставраторов, стал победителем VI Всероссийского конкурса СМИ «Патриоты России» в номинации «За разработку темы народных традиций» – «Павел Бажов».

    В 2008 г. интернет–проект музея «Виртуальные музейные путешествия» стал победителем в конкурсе мультимедийных проектов «Контент – 2008» в рамках ежегодной международной конференции «EVA» в номинации «Мир увлечений».

    Одним из наиболее популярных и востребованных виртуальных музейных путешествий является «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» – интерактивная экскурсия по реально существующей экспозиции музея–заповедника «Кижи» – дому карельского крестьянина Яковлева. В 2010 г. интернет–проект был переведен на людиковское наречие карельского языка. Он является первым и пока единственным интернет–ресурсом на этом языке.

    Государственный музей–заповедник «Кижи» благодарит общество «Lyydilainen Seura ry» (Людиковское общество (Финляндия)) за перевод интернет–проекта «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» на людиковское наречие карельского языка.

  • Техническое и мультимедийное сопровождение мероприятий музея. Ни одно мероприятие музея не проводится без технической поддержки со стороны специалистов отдела информационных технологий. Так, например, только в 2010 г. было выполнено 95 заявок на техническое обслуживание музейных мероприятий – в том числе таких крупных, как «Интермузей – 2010», праздник «Иллюзии Старого города», а также всех выставок музея, лекториев, праздников на острове Кижи. Для выставок и мероприятий музея были созданы более 30 видеофильмов и мультимедийных презентаций.
  • Важным направлением работы является формирование цифрового фото- и видеоархива музея. Только в 2010 г. в музейный цифровой фотоархив было добавлено более 14000 изображений. Востребованность фотоархива музея чрезвычайно высока: его материалы активно используются в подготовке издательской и сувенирной продукции, разработке мультимедийных и интернет-проектов, в музейных информационных системах. В 2008 г. на интранетсайте музея был открыт web-интерфейс поиска по музейному цифровому фотоархиву, что позволяет сотрудникам музея эффективнее использовать фотоархив.

// Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2006-2010 гг.
Под общ. ред. Е.В. Аверьяновой; сост., отв. ред. Н.М.Мельникова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2011. 112 с.

Применение информационных технологий является неотъемлемой частью деятельности современного музея, требующей тщательного взаимодействия различных специалистов и имеющей большое количество преимуществ

Роль современного музея заключается не только в собирании и хранении коллекций и экспонатов. В настоящее время он представляет собой социально-культурный центр, который вместе с формированием фонда обеспечивает оптимальные условия для досуга и просвещения пользователей. Одной из особенностей данного учреждения культуры является применение передовых информационных технологий во всех сферах его деятельности.

О преимуществах применения современных информационных технологий в музее

Использование в музейном деле информационных технологий дает возможность решить множество проблем, касающихся повышения эффективности деятельности музея.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Введение подобных инноваций способствует усовершенствованию информационной деятельности.

Благодаря этому, сотрудники учреждения культуры создают базы музейных коллекций и предметов. Это значительно сокращает время поиска необходимых экспонатов и использования полученных результатов в научных, реставрационных, экспозиционных и других целях.

При этом отпадает необходимость по несколько раз дублировать одну и ту же информацию.

Создание автоматизированной информационной системы позволяет быстро вести учет необходимых документов и фиксировать передвижение экспонатов не только внутри музея, но и за его пределами.

Большую роль информационные технологии играют при проектировании .

Благодаря их применению, посетитель музея имеет возможность получить достаточно глубокие сведения о событиях, которым посвящена выставка.

А пользуясь электронным путеводителем, совершить виртуальную экскурсию по экспозиционным залам.

Кроме всего прочего, стоит отметить и другие полезные стороны применение информационных инноваций:

  • способствование активизации издательской деятельности музеев;
  • ускорение процесса публикации на электронных носителях научных и популярных изданий - каталогов, монографий, энциклопедий и других.

Если говорить о создании электронных публикаций, то для их создания, как правило, используются мультимедийные технологии двух видов - статичные и динамичные.

В качестве первых выступают CD-ROM и DVD. А ко второму виду относят публикации в интернете.

Большинство современных музеев имеют собственный сайт, что позволяет пользователям получить различную информацию о деятельности музея, например:

  • о составе музейного фонда и экспозициях;
  • о проведении новых выставок, конференций и других мероприятий;
  • о режиме работы учреждения;
  • об имеющихся в музее научных изданиях и так далее.

Необходимо отметить те преимущества, которые мультимедийное обеспечение дает для посетителей современного музея:

  1. свобода выбора;
  2. в игру или активное участие в представленных выставках;
  3. ориентация в пространстве музея;
  4. демонстрация явлений и процессов, которые довольно трудно наблюдать в реальной жизни.

Какие функции мультимедийных программ в музее

Во многих современных музеях при входе на экспозицию оборудованы информационные киоски с установленными в них различными мультимедийными программами.

Они выполняют целый ряд функций, среди которых стоит выделить следующие:

  • поисковые - посетитель музея может получить любую информацию, касающуюся состава экспозиции, принципов ее организации, представленных выставок и прочего;
  • гида по временной выставке или экспозиции - посетители могут воспользоваться аудио-визуальным сопровождением, которое обеспечивает понятный и интересный рассказ по той или иной теме, давая возможность лучше понять идею выставки;
  • инструмента для изучения коллекции или отдельных предметов музея- способствует визуальному восприятию той части коллекции, которая раньше никогда не была представлена всеобщему обозрению;
  • рассказчика - мультимедийная выставочная программа дополняет крупные выставки, предоставляя при этом посетителю интересный иллюстрированный рассказ о теме, идее и основных задачах выставки.

Мультимедийные системы могут быть установлены не только в форме информационного киоска.

Сегодня применяется большое разнообразие форм, включая специальные информационные зоны, мультимедийные инсталляции, музейные гиды и прочие.

Разработка эффективной для пользователей музейными услугами требует объединения усилий многих служб: научных работников, программистов, искусствоведов, социологов и других.

О работе «виртуальных» музеев

Широкое применение информационных технологий в деятельности музея позволяет создать так называемый «виртуальный» музей. Он предполагает использование зрительных образов тех реальных музейных предметов и коллекций, которые имеются в музее.

Такие образы можно получить, используя локальную базу данных или воспользовавшись современными средствами связи.

Для виртуальных музеев характерна такая черта как интерактивность. То есть каждый посетитель может самостоятельно выбрать виртуальный экспонат и рассмотреть все детали, поворачивая его в разные стороны, приближая или отдаляя на нужное расстояние.

Сделать это довольно легко. Стоит всего лишь «кликнуть» по выбранному изображению пальцем, как оно тут же появится крупным планом. То же самое необходимо сделать и при ознакомлении с той или иной информацией.

Такой подход к музейной деятельности привлекает внимание не только «продвинутых» пользователей более старшего возраста, но и подрастающего поколения. При этом налаживается довольно тесный контакт с посетителями, а также значительно расширяются возможности передачи информации.

Но все же не стоит забывать, что музей - это прежде всего представление пользователям реальных предметов. Поэтому информационные технологии, несмотря на их огромную пользу в развитии музейного дела, играют второстепенную роль. Заменить музейный фонд они не могут. Но вот их помощь посетителям в ознакомлении с экспозициями или ориентировании в музейном пространстве является неоценимой.

Какие проблемы использования информационных технологий в экспозициях

Вместе с преимуществами использования современных информационных технологий в , существуют и некоторые проблемы, например:

  • наличие мультимедиа может вызвать негативное отношение тех посетителей, которые не имеют высоких познаний в данной сфере, что в первую очередь касается людей старшего поколения;
  • насыщение музейного пространства мультимедиа в некоторых случаях отвлекает внимание пользователей от реальных объектов, представленных на выставке;
  • применение ИТ иногда приводит к тому, что посетители музея ведут себя «вразрез» с принятыми правилами и так далее.

Чтобы обеспечить успех применения современных информационных программ в экспозиции или выставке, перво-наперво необходимо понимать их преимущества и ограничения. Мультимедийные технологии должны взаимодействовать и дополнять друг друга.

Материал проверен экспертами Актион Культура

С появлением СМИ и Интернета роль музея в обществе существенно трансформировалась. В наши дни основные функции распространения культуры, принадлежавших музею ранее, перешли к печати, телевидения, радио, Интернета. С другой стороны, эксперты обращают внимание на рост роли музея и музейных сетей в деле глобальной "трансляции" культурного наследия . Такую "трансляционные" функцию современные музейные учреждения мира получили с повсеместным введением музейных технологий и новым этапом развития цивилизации, который 3. Бжезинский назвал "открытое информационное общество".

Еще в начале 1980-х годов Международный совет музеев (International Council of Museums - ICOM) заявила о необходимости широкого внедрения информационных технологий в деятельность музеев. Тогда же в Совете музеев был создан специализированное подразделение - Комитет по документации (International Committee for Documentation - CIDOC). В начале XXI в. CIDOC объединяет около 800 специалистов из 65 стран мира. Ежегодно на международных конференциях CIDOC они обсуждают общие тенденции развития информационных технологий и обмениваются опытом работы. Особое внимание уделяется национальным программам в области информатизации музейной деятельности.

В последние годы по инициативе и технологической поддержки CIDOC активно распространяются международные проекты, гармонизируют и унифицируют национальные программы различных стран в области создания и использования музейных информационных ресурсов. Итак, в начале XXI в. CIDOC превращается из научно-проектной и консультативно-совещательного в транснациональную партнерскую сетевую структуру, которая выполняет координационные и консалтинговые функции в сфере глобальной музейной коммуникации.

В стратегии Четвертой рамочной программы ЕС (на 1994 - 1998), среди других планов, с целью совершенствования сферы культуры в период перехода к информационному обществу было задекларировано такое намерение: "Создать условия для гармоничного и сбалансированного развития рынка сервисных услуг, программных и телекоммуникационных составляющих, обеспечивающих доступ к европейской культурного наследия ".

По совместной инициативе комиссии европейского сообщества (European Commission"s Directorate General XIII) и программы ACTS (Advanced Communications Technologies and Services) в 1 996 -2002 pp. реализовано два масштабных проекта:

"Мультимедийный доступ к европейской культурного наследия" (Multi-media Access to Europe"s Cultural Heritage), сокращенно - "проект Mo", срок реализации 1 996 -1998 pp .;

"Мультимедиа для образования и занятости через интеграцию культурных инициатив" (Multi-media for Education and Employment Through Integrated Cultural Initiatives), сокращенно - "проект MEDICI", он был продолжением "проекта Mo" и реализовался с 1998 по 2002 pp.

В рамках реализации проекта "Мо" комиссия европейского сообщества задекларировала свои позиции в двух базовых документах: "Меморандуме взаимопонимания" и "Хартии о электронный доступ к культурному наследию Европы".

Основные положения первого документа сводятся к:

констатации идеи понимания. Меморандум взаимопонимания - это добровольное соглашение между организациями (музеями и галереями, государственными и общественными организациями, учебными и научными центрами, электронными издательствами, компаниями, которые специализируются в области телекоммуникационных и аппаратно-программных комплексов), готовыми активно выступать за достижение консенсуса по проблемам, представляющих взаимный интерес;

определение ответственности членов. Меморандум обоюдного мопорозуминня не налагает обязывающей законом ответственности за выполнение заключенных на его основе соглашений. Это лишь публичное обязательство соблюдать установленные принципов и стремиться к достижению определенного общего плана и консенсуса .

Меморандум взаимопонимания подписали 465 представителей различных институтов, в том числе 297 музеев, 47 государственных учреждений (научных и учебных), 76 коммерческих компаний и 45 неправительственных организаций. Подписывая "Меморандум", участники проекта "Мо" взяли на себя определенные обязательства:

создавать условия для сотрудничества музеев и галерей с частным сектором;

внести необходимые уточнения в законодательство в сфере права на интеллектуальную собственность и авторское право;

участвовать в расходах на создание электронных информационных ресурсов, в том числе в случаях, когда это не продиктовано прямым общественным или коммерческим интересом;

способствовать сотрудничеству и обеспечивать распространение информации в школах, университетах и общественных организациях;

поддерживать механизмы электронного маркетинга (в том числе защищать коммерческие интересы музеев и владельцев авторских прав и интеллектуальной собственности).

Обязательства изготовителей (организаций, занимающихся аппаратно-программными комплексами, операторов телекоммуникационных сетей, служб и электронных издательств):

сотрудничать в создании протоколов высокой степени совместимости, поиска данных, процедур доступа и т.д.;

разрабатывать рыночные механизмы и технологии защиты прав на интеллектуальную собственность для регулирования доступа, сбора абонентской платы и ее перераспределения среди владельцев сборников и авторских прав;

участвовать в финансировании работ по созданию электронных изображений музейных коллекций и широкого рынка подобных товаров и услуг;

способствовать тому, чтобы электронный доступ к культурному наследию Европы стал частью учебных планов школ и университетов.

Обязательства музеев и галерей:

добиваться того, чтобы через электронные сети стал возможен доступ к значительной части их собраний;

установить единый порядок создания электронных изображений и сетевого доступа к ним;

договориться о единых правилах и протоколы описания содержания, порядка сетевого доступа, выработать ценовую политику для индивидуальных пользователей, для школ и университетов на территории Европейского Союза и за его пределами;

договориться об организации различных уровней доступа к информационным ресурсам;

пропагандировать электронный доступ к информационным ресурсам музеев как дополнение к непосредственным посещений музеев и способ распространения в мире знаний и представлений о мировое культурное наследие .

Результаты, полученные в рамках проекта "Мо", стимулировали дальнейшие инициативы комиссии европейского сообщества через реализацию проекта "MEDICI" в рамках Пятой Рамочной программы ЕС (1999 -2002 pp.).

В рамках проекта реализовано (отдельные подпроекты продолжаются до сих пор) комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

межмузейных тематические виртуальные выставки;

культурное наследие и новые информационные технологии в образовании;

культурное наследие и новые информационные технологии в туризме;

подготовка практического руководства, содержащий конкретные рекомендации из важнейших для пользователя вопросов (правовые вопросы, стандарты, финансирование и т.д.).

По стандартам, то Международной организацией по стандартизации (International Organisation for Standartization - ISO) недавно принято музейный стандарт ISO-10918 8 для баз данных компьютерных изображений. Этот стандарт содержит унифицированные нормы минимального описания музейного предмета ("этикетка"), представленного на компьютерном изображении, и единственный формат компьютерных изображений. Индексация компьютерного изображения происходит путем присоединения стандартизированного краткого описания непосредственно внутрь файла изображения.

На основе этого стандарта уже создана единая европейская сеть компьютерных изображений "Museum On Line" (MOL), а также стандартизированный пакет сервисных программ информатизации музеев мира.

На момент написания этого учебного пособия ЕС проводит дальнейшие шаги по расширению проектов европейского сетевого сотрудничества в сфере культурного наследия музеев, образования и туризма за пределы сообщества, и прежде всего - на соседей ЕС. В начале XXI в. Европа заинтересована и готова прийти в Украину с пакетом новых информационных технологий гуманизации и демократизации нашей национальной музейного наследия как составляющей глобальной культурного наследия человечества.

Музейные учреждения Украины в условиях задекларированного государством евроинтеграционного курса не имеют права существовать и развиваться вне общеевропейского информационно-культурным пространством. Украинский музеям сейчас необходимо динамично догонять своих европейских коллег и активно включаться в реализацию совместных музейно-информационных проектов. Ведь за ними - будущее музейного дела постиндустриального общества.

Информационное общество переходит от бюрократического к информационному менеджменту, в основе которого лежат принцип управления информацией и управления с помощью информации. Управление информацией - это формирование и организация информационного пространства, управление с помощью информации - использование этого пространства как побуждение к деятельности.

С помощью новых технологий сегодня можно сформировать развитую информационно-коммуникационную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систему постоянно действующих коммуникативных связей и информационного обмена в рамках государства и глобальных сетевых альянсов и партнерств.

Лучшими в мире национальными эталонами такой управленческо-коммуникативной информационной системы являются национальные музейные сети (банки данных) "MONARCH" (Великобритания) и "MERIMEE" (Франция).

Государственная английский электронная база данных "MONARCH" создана в середине 1990-х годов при Королевской комиссии по историческим памятникам Англии (Royal Commission on the Historical Monuments of England, RCHME) и в 1999 p. интегрирована в структуру Службы Английской Наследия (English Heritage) . Официальный веб-сайт этой службы содержит статистическую справку, что государственная компьютерная база данных "MONARCH" насчитывает более 400 тыс. Описаний археологических мест, раскопок и архивов, архитектурных памятников, морских и других объектов. Близкой по принципам построения и функционирования, структурой и стандартами накопления информации является созданная в первой половине 1990-х годов французский государственная база данных министерства культуры Франции и департамента наследия "MERIMEE". По сравнению с ними Музейный фонд Украины, как ни прискорбно это констатировать, на вид морально устаревшим архивом закрытого типа с очень трудным для исследователя (особенно иностранца, который не имеет возможности непосредственно прибыть для ознакомления с коллекциями этого фонда) режимом ограниченного доступа.

Информационные технологии в XXI веке. пронизывают все сферы деятельности музея: от информационного менеджмента и электронной коммерции традиционной экспозиционной деятельности .

В глобальном информационном поле Интернета свою деятельность развернули маркетинговые службы всех коммерчески успешных музеев мира. Через Интернет они проводят маркетинговые исследования среди тех, кто посетил тот или иной музей, и рейтинговые опросы популярности музеев среди потенциальных посетителей. Интернет служит для проведения агрессивных или имиджевых рекламных кампаний, через интернет музее популяризируют и прививают обществу современные культурные ценности.

Новые информационные технологии обеспечивают музею ряд стратегических преимуществ. Среди них, в частности, такие:

И. Создание компьютерных систем музейного учета формирует предпосылки для того, чтобы контроль за состоянием музейных коллекций стало возможным не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других музеев и самого общества.

ИИИ. Информационные каналы коммуникации выступают как эффективный инструмент поиска партнеров и взаимодействия с ними в рамках совместных музейных программ и проектов. Создание корпоративных банков данных и общих порталов доступа к информационным ресурсам, электронное переписки, обмен идеями во время телеконференций, взаимное оперативное консультирование, дистанционная разработка и координация планов совместных действий - все это активизирует технологические процессы, укрепляет и расширяет палитру партнерских взаимоотношений между музеями и другими организациями сферы культуры и бизнеса.

IV. Благодаря интерактивности веб-сайта музея его сотрудники имеют возможность предоставлять целый ряд платных поисковых, информационно-консультативных и экспертных услуг многочисленным пользователям глобальной сети Интернет. Обработка и обслуживания компьютерных запросов, которые ежедневно поступают на сайты музеев, по статистике, в начале XXI в. принесут тысячам музеев Европейского Союза весомые прибыли.

IV. При наличии электронных каталогов и баз изображений музейных предметов решения многих исследовательских и популяризационных (в частности издательских) задач становится возможным и без выноса предметов из хранилища, что благоприятно сказывается на их сохранности.

V. Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, в т. Ч. На электронных носителях (DVD, SD-R).

VI. Распространяется практика предварительного бронирования и продажи музейных билетов, каталогов, сувениров через Интернет. Это гораздо удобнее для индивидуального, особенно корпоративного потребителя музейного продукта, это выгодно для туристических компаний, формирующих программный турпродукт или обеспечивают культурный досуг туриста-индивидуала, это гораздо проще для человека западного менталитета, привыкла к безналичным расчетам за потребленные услуги, а также это экономно, потому что музеи традиционно предоставляют небольшие скидки на билеты и товары, заказанные через Интернет.

VII. Фондовые отделы, включенные в локальную сеть музея, становятся доступными для других подразделений музея и, следовательно, активнее вовлекаются в производство конечного музейного продукта (как материального - экспозиционного, выставочного, полиграфического, - так и виртуального).

VIII. Новые информационные технологии существенно расширяют аудиторию виртуальных посетителей музея, дают возможность заявить о себе или напоминать о своем существовании, популяризируют собрание, экспозиции и имидж музея во всем мире. С их помощью пользователь может оперативно получать информацию о новых событиях и музейные акции, о экспонированы предметы и их каталоги, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и тому подобное.

Здесь должны отметить для консервативно мыслящих сотрудников музея - виртуальная экскурсия не способна заменить человеку настоящую экскурсию по залам музея. Маленькие картинки на экране монитора не в состоянии заменить художественные шедевры, выставленные в залах того или иного музея, компьютерные картинки - это обычная информационно-психологическая "наживка", что впечатывается в памяти человека и порождает у него желание при случае непременно посетить в этот музей. Формируется целевая заинтересованность человека компьютерной эпохи (которую, кстати, трудно куда-то вытащить из-за наличия компьютера) музейной наследием, ей прививаются художественные и общекультурные ценности, Интернет мотивирует человека к совершению познавательных туристических путешествий, в обязательную или факультативную программу которых включено посещение учреждений культуры (музеев, анимационных скансенов, галерей, арт-студий, театров и т.д.).

Консервативно настроенные фондовые работники могут оппонировать: "Разве это не глупость и убыточная расточительность размещать в Интернете изображения музейных шедевров и коллекций, которые можно с соблюдением эксклюзивных авторских прав печатать и очень выгодно реализовать населению как полиграфическо-сувенирную продукцию? Кто же захочет покупать музейный CD или книгу-каталог, если у него есть возможность бесплатно загрузить себе информацию из Интернета? ".

Ответ на такие скептические вопросы недвусмысленная: мировой масс-медийное пространство развивается в жестких рамках определенного международным законодательством принципа охраны авторского права. Авторским правом на музейные собрания обладают сами музеи. А общедоступные бесплатные интернет-изображения музейных предметов есть всего-навсего их растиражированными копиями низкого качества. Дело в том, что изображение, помещенное в Интернет, имеет низкое качество - как бы хорошо оно ни выглядело на экране, эта картинка не годится для коммерческой полиграфии. По сути, это та же реклама: "Посмотрите, что у нас есть! Заплатите - и вы получите и цифровое изображение высокого качества, и полиграфический слайд, и право на его коммерческое тиражирование, обусловлено соответствующей юридически подготовленной соглашением между музеем и товаропроизводителем ".

В конце концов, музеи же и создавались для того, чтобы сохранить и альтруистически популяризировать среди всех слоев современников естественную и культурное наследие. Пользователи Интернета - это именно та общественность, интересы которой обязан удовлетворять музей постиндустриальной эпохи. И выгоды от виртуализации современных музеев гораздо очевиднее, чем определенные мелочные потери.

Успешные музеи мира уже давно имеют свои представительства в Интернете - интерактивные веб-сайты, где можно получить информацию о составе фондов и экспозиции, о часах работы музея и его новых выставок и тому подобное. Существует такое неписаное правило: сайт должен постоянно обновляться путем своевременного анонсирования музейных событий, размещение новых аналитических статей и исследований отдельных музейных экспонатов, а также изменения самого интерфейса или структуры сайта, добавление новых разделов, переукомплектування "вывешенных" на сайт каталогов и коллекций изображений музейных предметов. Эти обновления необходимы для того, чтобы постоянно актуализировать внимание к сайту (а следовательно, и к самому музея) потенциальных посетителей, заинтересовывать их появлением очередных новинок, блокбастеров, культурно-массовых акций (художественных тусовок и презентаций), которые просто грех упустить.

Среди консервативно настроенной части музейных работников до сих пор бытует еще один распространенный стереотип (боязнь): веб-сайт стоит размещать минимально необходимое количество информации и блеклые, низкокачественные картинки, чтобы на этом сайте заменял собой сам музей и не вредил продажи полиграфической продукции этого музея. Это очередной миф, который легко развенчивает практика деятельности информационно открытых музеев в информационном обществе.

Статистика, оперировала такими показателями, как популярность музея среди виртуальных и реальных посетителей, престижность музея, осведомленность общества о существовании и деятельности музея, коммерческая активность музея и доходность музея, убедительно доказала: в информационном обществе держатся на плаву, успешно конкурируют с другими учреждениями индустрии досуга, привлекают значительные потоки посетителей, получают стабильную прибыль и имеют имидж привлекательных и успешных коммерческих партнеров те музеи, которые максимально полно и широко распространяют информацию о себе (ведут маркетинговую стратегию глобальной виртуального присутствия через обмены баннерами, электронная рассылка пресс-релизов всем мировым масс медиа и т.д.) .

Простой пример: собираясь в туристическую поездку в Европу, рядовой американец обычно заглядывает в Интернет и просматривает американские турсайтах с общей информацией о другой стране. Эта информация построена таким образом, чтобы всячески привлечь его внимание и заманить на другие сайты, где представлена целая палитра информации, скажем, о Союз национальных музеев Франции с тысячами ярких полноцветных изображений имеющихся у них шедевров европейского искусства. Конечно, такой сайт не может не заинтересовать, поэтому у потенциального туриста уже в процессе информационной подготовки к предстоящей поездки возникает непреодолимое желание оказаться там - среди величия музейных залов с роскошными художественными полотнами, дорогим мебелью и ценными аксессуарами - непременно снять все это (и себя на этом фоне) на свое домашнее видео, чтобы потом с гордостью демонстрировать впечатление ("и я там был») от посещения Европы всем своим друзьям.

В информационном обществе массового потребления распространяется другой стереотип: если музей эффектно не представлен в Интернете, если он не способен заявить о себе и виртуально представить свои коллекции, то это какая-то консервативная, бедная организация, пыльное сонное царство, где для рядового туриста совсем нет ничего интересного. А современный потребитель соглашается тратить свое драгоценное время только на лучшее предложение.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в основном люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного и для кого часто бывает совсем не лишним элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, хотя он может быть трижды знаменит, не говоря уже о выяснении его места размещения и состав его коллекции.

С другой стороны, даже для убежденных любителей музеев постоянно обновляемая информация (новости, пресс-релизы) о новинках выставочного и культурно-массовой жизни знакомого с детства музея, прочитанные в Интернете, играет определяющее мотивационное значение при выборе их планов на проведение досуга в ближайшие выходные.

Наряду с этим, в эпоху массового туризма и разнообразие досуговой предложения, современники не особо утруждают себя поисками именно того музея. Если везде о нем нет интригующей общедоступной информации, турист пойдет в другой, соседней музей, который эффектно прорекламировал себя в Интернете и туристических буклетах.

Современные музеи столкнулись с новой информационной реальностью: если громко НЕ заявить о себе и то и дело не напоминать о своем существовании, общество в условиях потребления чрезмерного объема разноплановой информации через некоторое время просто забывает о существовании в родном городе этого учреждения. А по туристов из других регионов и стран. В информационно перенасыщенном XXI в. действует бескомпромиссная формула: "Если музея нет в Интернете или на страницах туристических справочников-путеводителей - его вообще нет".

Наконец вернемся к роли информационных технологий в улучшении и иллюстрации экспозиций музея. Без привлечения компьютерных продуктов в экспозиционную деятельность значительная часть западных музеев в начале XXI в. уже не мыслит своего конкурентоспособного существования. А популярность среди посетителей научно-технических и естественно-научных музеев (скажем, широко знакомых украинскому туристу лондонского Музея науки или венского Музея техники) в настоящее время уже непосредственно лимитируется масштабами и анимационным размахом мультимедийного компоновки их экспозиционных залов.

Речь идет о специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные продукты, выступают равноправными участниками експозициювання наряду с традиционными музейными предметами. Примеров успешности внедрения таких продуктов в экспозиционную практику музеев более чем достаточно. Скажем, полностью мультимедиезованим и светло-илюминацийноанимизованим является известный европейский Музей бриллиантов Сваровски вблизи г.. Инсбрука (Австрия). Его посетитель, переступив порог, полностью погружается в феерический иллюминационное-виртуальный мир, где каждый твой шаг пол реагирует "взрывом" фантасмагорического мерцание, где иллюминация раскрашивает во все цвета радуги стеклянные стены, доверху заполненные бриллиантами, где эффект созерцания самого большого в мире искусственно созданного бриллианта анимационно усиливается неожиданной для посетителя игрой света и теней, где можно попасть в зал, как внутрь огромного бриллианта, медленно движется вокруг тебя и создает неповторимые ощущения эффектом преломления света, где существуют залы релакса с мягкими широкими диванами, на которые можно разлечься и в сумерках под классическую музыку созерцать искусственно созданную из бриллиантов копию звездного неба с известными и удаленными созвездиями и галактическими скоплениями и тому подобное.

Подобная практика распространена в экспозициях музеев, знакомящие посетителей с происхождением Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля и основными Тектоника-геологическими этапами ее развития, с обледенением и периодами вулканической активности, с зарождением и эволюции жизни на нашей планете. В этой группе музеев современные средства отображения информации оказываются гораздо интереснее и зрелищными, а главное более настоящими, реальными, чем что-либо другое (макеты, схемы и т.) Поэтому уже не вещественные памятники, а именно мультимедийные продукты принимают на себя функцию познавательного фокуса музейной экспозиции, превращаются в самые популярные полноправные музейные экспонаты.

Однако и в музеях других профилей (художественных, исторических, этнологических и др.) Практика экспозиционного синтеза компьютерного мультимедиа и речевых экспонатов в XXI в. является скорее нормой, чем инновацией. Примерами служат, скажем, экспозиционное сочетание одежды шамана с трансляцией видеозаписи его ритуального танца (Музей этнологии, г.. Лейден) чучела животных с трансляцией видеозаписи его поведения и жизнедеятельности в естественной среде (Музей "Натуралис", г.. Лейден) раритетного музыкального инструмента и стереовещания его звучание (Музей музыки, Стокгольм, Дом музыки, Вена) и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010