Часто в мы встречаем людей, далеких от искусства. Они не понимают классическую музыку, не посещают театры, музеи. Жизнь их однобока и скучна. Однако таким людям можно помочь. Как происходит процесс приобщения к музыке? На этот вопрос отвечает автор текста, С. Львов.

Он считает, что приобщение к искусству происходит везде: в кинозале, на концерте. Автор убеждает нас в том, что человек должен сам приложить усилия, чтобы понять и постичь искусство.

С. Львов раскрывает проблему на своем собственном опыте. Посещение концерта Дмитрия Шостаковича заставила его «сразу и навсегда излечиться от невосприимчивости к музыке». С тех пор серьезная музыка стала для него необходимостью, потребностью, счастьем.

Герой романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева, Евгений Базаров, не любил музыки, не разбирался в искусстве. Это было отрицание, доходящее до абсурда.И только перед лицом смерти он стал человечней, в нем раскрылись романтические черты.

«Жизнь коротка, искусство долговечно» — писал Гиппократ. Главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. Каждый человек должен понимать и любить искусство, музыку. Он станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир прекрасного.

Приобщение к искусству через чтение - расширение познаний в сфере культуры посредством чтения книг.

Как приобщиться к миру искусства

Наверное, многим из нас хотелось бы лучше разбираться в искусстве и больше знать об известных композиторах, художниках и литературных деятелях. Такие знания повышают общий культурный уровень человека, открывают для него новые миры и горизонты, а также представляют собой источник удовольствия и вдохновения. Но с чего начать, как войти в эти миры, которые, как иногда кажется, доступны только избранным?

Не обязательно сразу нырять в мир классической музыки и слушать все без разбору, часами топтаться в Третьяковке, после чего многие картины могут превратиться в одно размытое пятно, а имена художников - перемешаться в голове, или же браться скрупулёзно перечитывать классиков из школьной программы. Знания, которые насаждаются по обязательной программе, как правило, ненадолго задерживаются в голове и быстро испаряются. Их ничто не держит. Другое дело, если эти знания подкрепляются созданием более прочных нитей и связей, тогда одно тянет за собой другое, ко второму отлично крепится третье, а третье прекрасно дополняется четвертым. Например, прочитав «Девушку с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье, вы уже вряд ли забудете имя голландского живописца Яна Вермеера, вам непременно захочется познакомиться с его работами, а может быть, у вас проснется интерес и к творчеству других голландских художников. А книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания» может открыть для вас не только творчество ее сестры Марины, но и целое созвездие имен Серебряного века.

Искусство в художественной литературе и мемуарах

Художественная литература – прекрасный способ для новичка проникнуть в мир искусства. Написано множество увлекательных художественных книг о выдающихся художниках, музыкантах и скульпторах. Конечно, художественная литература всегда содержит долю вымысла автора, и все же она дает возможность узнать о прекрасном в увлекательной форме. Одно имя тянет за собой другое, и вот вы уже забредаете в Википедию, движимые желанием узнать больше. Еще неделю назад вы и понятия не имели об этих людях или знали о них что-то смутное и туманное из школьного курса, а сегодня перед вами вдруг открылась вся жизнь выдающегося человека, вы размышляете над его судьбой и с удовольствием – из интереса, а не «по обязаловке» – обращаетесь к его творчеству.

Огромную ценность представляют также мемуары выдающихся людей. Нередко в них встречается множество других имен, о которых стоит узнать поподробнее; вы можете открыть для себя новые замечательные произведения. А кроме того, мемуары, как правило, это еще и свидетельство эпохи, и описание быта, отношений между людьми, событий, свидетелем которых был автор, и о которых мы знаем разве что из учебников истории. Прочитать хорошие мемуары – это как прожить дополнительную жизнь, приобщить жизненный опыт автора к своему собственному. Кроме того, нередко в них можно встретить то, что, может быть, вы захотите взять себе на вооружение, то, что вдохновит вас на собственные достижения и укрепит вашу мотивацию.

Книги о художниках и скульпторах

  • Ирвинг Стоун «Жажда жизни» - о Винсенте Ван Гоге
  • Ирвинг Стоун «Муки и радости» - о Микеланджело
  • Ромен Роллан «Жизнь Микеланджело»
  • Дэвид Вейс «Нагим пришел я» - об Огюсте Родене
  • Лион Фейхтвангер «Гойя, или тяжкий путь познания» - о Франсиско Гойя
  • Константин Паустовский «Исаак Левитан»
  • Хейден Эррера «Фрида Кало»
  • Марк Шагал «Моя жизнь»
  • Илья Репин «Далекое и близкое»
  • Константин Коровин «Моя жизнь»
  • Александр Дюма «Асканио» - о скульпторе Бенвенуто Челлини
  • Николай Надеждин «Сальвадор Дали: история одного гения»
  • Елена Матвеева «Андрей Рублев. История о великом иконописце Руси»
  • Кузьма Петров-Водкин «Хлыновск», «Пространство Эвклида»
  • Александр Бенуа «Мои воспоминания»

Книги о писателях и поэтах

  • Анастасия Цветаева «Воспоминания»
  • Константин Паустовский «Повесть о жизни»
  • Анатолий Рыбаков «Роман-воспоминание»
  • Корней Чуковский «О писателях»
  • Лидия Чуковская «Памяти детства», «Записки об Анне Ахматовой»
  • Павел Басинский «Лев Толстой: бегство из рая»
  • Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля»
  • Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин»
  • Агата Кристи «Автобиография»
  • Владимир Набоков «Другие берега»
  • Зинаида Гиппиус «Ничего не боюсь»
  • Ирина Одоевцева «На берегах Невы», «На берегах Сены»
  • Владимир Ходасевич «Некрополь»
  • Ирвинг Стоун «Моряк в седле» (о Джеке Лондоне)
  • Андре Моруа «Три Дюма»
  • Андре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго»

Книги о музыкантах

  • Александр Пушкин «Моцарт и Сальери»
  • Дэвид Вейс «Моцарт»
  • Ф.Оржеховская «Воображаемые встречи. Повести о Шумане, Шопене, Листе, Вагнере»
  • Роберт Уокер «Рахманинов»
  • О.Л.Черников «Рояль и голоса великих»
  • Ромен Роллан «Жизнь Бетховена»
  • О.Кувшинникова «Бетховен и Элиза. Нежное послание»
  • Стивен Иссерлис «Всякие диковины про Баха и Бетховена»
  • Нина Берберова «История одинокой жизни. Чайковский. Бородин»
  • Александр Ткаченко «Бах»
  • Я.И.Мильштейн «Очерки о Шопене»
  • Татьяна Веретенникова «Шопен. Повелитель звуков»
  • Александр Вертинский «Дорогой длинною»
  • Владислав Шпильман «Пианист. Варшавские дневники»

Через чтение – к искусству

Художественные книги о выдающихся людях воспринимаются легче, но если вы всерьез заинтересовались каким-то художником, писателем или музыкантом, то тут могут пойти в ход и книги из серии «Жизнь замечательных людей», и биографии, и документальные фильмы, которые можно найти на youtube. Теперь вам вдвойне интереснее будет рассматривать альбом с работами этого художника или слушать диск с композициями этого музыканта, ведь теперь вы будете знать предпосылки и историю появления этих шедевров. От одного музыканта/художника/писателя вы можете гармонично перейти к другому, ведь многие из них дружили между собой и оказывали влияние друг на друга.

Другие пути

Можно углубить свои знания в искусстве и другими способами. Узнайте, проводятся ли в музеях вашего города лекции. Например, в Москве Третьяковская галерея располагает прекрасным лекторием tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures , где проводятся лекции для взрослых и детей. Следите за новыми выставками. Сходите в ближайшие дома-музеи писателей, художников и музыкантов. Нередко в них также устраиваются лекции, музыкальные и литературные вечера и другие мероприятия, приуроченные к важным датам данного музея.

Различные издательства периодически выпускают журнальные коллекции, посвященные выдающимся композиторам и художникам, которые включают как биографические данные, так и сведения о творчестве и образцы их работ – музыкальные диски или репродукции картин.

Билет в мир искусства

К миру искусства можно приобщиться по-разному. Кто-то вхож в него с детства, воспитан в любви к хорошей литературе, музыке и живописи. Но даже если вам и не посчастливилось получить «билет» в мир искусства в детстве, то вполне можно заработать этот билет и в зрелом возрасте, самостоятельно. Для этого нужно лишь желание, интерес и готовность впустить искусство в свою душу.

Большинство образовательных программ для школьников и дошкольников содержит блок, посвященный искусству. В ходе обучения дети не только овладевают основными навыками рисования, лепки, аппликации и других видов творчества, но и знакомятся с историей изобразительного искусства, с известными шедеврами различных времен и периодов, учатся видеть произведения великих мастеров.

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Ознакомление детей с искусством следует начинать с довольно раннего возраста. Эстетическое воспитание входит в программу младшей детсадовской группы, что соответствует трехлетнему возрасту.

На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Еще один прием, способный привлечь внимание малышей к произведению искусства – организовать игру-соревнование. Например, кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра развивает у детишек наблюдательность, стимулирует их познавательную активность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

При знакомстве с произведениями искусства детей младшего возраста необходимо помнить, что малыша может заинтересовать только произведение с интересным сюжетом, да и то ненадолго. Поэтому для занятий по эстетическому развитию в младшей группе следует выбирать занимательные картины, а само занятие обязательно должно проходить в игровой форме и не должно растягиваться на длительный срок, чтобы малыши не устали и не потеряли интерес. Оптимальная продолжительность урока составляет 15-20 минут.

Дети следующей возрастной группы 5-6 лет способны удерживать внимание дольше и воспринимать произведения искусства с разными сюжетами, а не только занимательными. У старших дошколят лучше развито воображение, они больше знают о предметах и явлениях. Описывая сюжет картины, они могут строить свои предположения о развитии сюжета, вообразить, различные направления дальнейших или предыдущих событий.

В этом возрасте дети активно знакомятся с окружающей природой и проявляют большой интерес к пейзажам. Они могут описать изображенное время года, погоду, вообразить свои ощущения. На занятиях дети 5-6 лет уже могут ответить на вопросы, какие именно краски выбрал художник для той или иной погоды, сезона, времени суток и чем можно объяснить его выбор, они уже способны обратить внимание на основные приемы, позволяющие изображать ветер, снегопад, солнечный свет, дождь и другие подобные явления. После ознакомления с произведением искусства детям можно предложить использовать соответствующие изобразительные приемы в своих рисунках.

Занятия с 5-6 летними детьми могут длиться дольше – от 30 до 40 минут и представляют собой беседу о произведении изобразительного искусства. При этом для закрепления впечатлений картины нужно демонстрировать неоднократно. Рассматривая картину повторно, дети замечают больше деталей, что помогает наилучшему пониманию сюжета. На занятиях прививаются навыки рассказа о картине , дети учатся формулировать свои мысли, а также использовать сравнение при описании произведений, выражать свои впечатления от того или иного произведения.

Задача педагога на уроках эстетического воспитания для старших дошкольников – наводящими вопросами подвести детей к пониманию сюжетной линии произведения, изобразительных приемов, характеров персонажей. Кроме того, по результатам диалога с группой педагог выносит заключительное обобщенное суждение о произведении.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству подразумевает знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, для чего и как применялась а или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Кроме того, педагог предлагает детям рассматривать декоративные узоры, объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Следует обратить внимание на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, рассказать, какие традиционные способы украшения вещей характерны для разных районов России.

На занятиях, посвященных традиционным народным промыслам, дети овладевают основными принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

Помимо познавательных и творческих занятий, приобщение детей к искусству подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры, народного искусства и так далее. Экскурсии проводятся для более старших детей, начиная с пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Дачная аптечка

В дачной аптечке обязательно должны находиться жаропонижающие и болеутоляющие препараты для детей, средства от аллергии, антисептики наружного применения («зеленка», перекись водорода), активированный уголь, сосудосуживающие капли для носа, а также бинт, лейкопластырь, вата и градусник.


В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытаться, потому что ребенок все равно ничего не поймет. Главное, чтобы дома он научился читать, писать и считать.

Если малышу нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски и кисти Конечно же, это не так. К искусству, как и ко всему остальному, ребенка нужно приучать. И чем раньше этот процесс начнется, тем лучше. Разумеется, на первом году жизни малыш еще не в состоянии оценить красоту произведений художников эпохи Возрождения или восхититься литературным гением Пушкина. Но давайте вспомним, что всегда привлекает внимание еще не умеющего говорить малыша? Предметы разных цветов. Какой лучший способ убаюкать не желающего засыпать ребенка? Спеть ему колыбельную. Получается, что с самых ранних лет маленький человек способен реагировать на произведения искусства, пусть пока и по-своему. Задача родителей – со временем научить ребенка делать это осознанно и получать от этого удовольствие.

Кто-то может спросить: а зачем это вообще нужно ребенку? Ответ прост и очевиден – искусство это еще один способ познания мира. Слушая классическую музыку, ребенок учится постигать гармонию, рассматривая известные картины, он воспринимает цветопись и композицию, читая поэзию, он раскрывает новые возможности языка. Кроме того, искусство неразрывно связано с историей человечества. Изучая вместе с ребенком художественные произведения (в широком смысле слова), основанные на исторических сюжетах, родители могут рассказывать малышу об интересных, важных фактах из прошлого. Таким образом расширяется кругозор, эрудиция и словарный запас ребенка.

Если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу Рано или поздно наступит момент, когда маленькому человеку обязательно захочется перейти от созерцания к созиданию. Проще говоря, он испытает потребность не только любоваться чужими картинами, но и создавать свои. Не только слушать чужие музыкальные произведения, но и сочинять свои. Родителям стоит оказать в этот момент поддержку ребенку. Заниматься с ним дома, записать его в соответствующий кружок или секцию. Если малышу больше нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски, кисти, цветные карандаши и вдоволь бумаги. Можно приобрести для ребенка набор открыток с репродукциями известных художников, рассматривать их вместе, спрашивать, какие картины нравятся малышу больше и почему. Разумеется, нельзя забывать о пользе посещения музеев. Надо только заранее объяснить ребенку все правила поведения в подобном месте. А можно призвать на помощь компьютер и Интернет: некоторые музеи уже давно создали свои сайты, на которых есть прекрасные виртуальные экскурсии.

Если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу еще до поступления в общеобразовательную. Главное, чтобы малыш определился с выбором инструмента, на котором он хочет научиться играть. Дома обязательно, помимо прочего, должна звучать классическая музыка. Рано или поздно ребенок определится с любимыми композиторами, тогда родители смогут рассказать ему истории жизни этих великих людей. Конечно, в жизни малыша будут присутствовать и современные музыкальные произведения. Но привитый с детства хороший вкус позволит ребенку отсеивать совсем уж бездарные «творения» и получать удовольствие от профессиональной работы настоящих музыкантов и авторов.

Искусство – это бесконечно важная часть нашей жизни, и ребенок должен ощущать и понимать это с самого детства.