План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. в чём?
  2. Н. ф. - поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. - Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. - Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. - отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. - курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

  • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
  • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Морфологический разбор слова

Морфологический разбор слова - это разбор слова как части речи, то есть определение его начальной формы, его постоянных и непостоянных признаков, а так же его роли в предложении.

Как выполняется морфологический разбор?

  1. Определить, к какой части речи относится слово - задать вопрос
  2. Определить его начальную форму. Имя существительное - единственное число, именительный падеж; имя прилагательное - единственное число, мужской род, полная форма; глагол - неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы (что делать? что сделать?)

После начальной формы указываются морфологические признаки слова. Они делятся на 2 группы: постоянные и непостоянные.

К постоянным признакам относятся:

  • существительное: род, склонение, нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное
  • прилагательное: качественное/относительное
  • глагол: спряжение, вид, возвратность/невозвратность

К непостоянным признакам относятся:

  • существительное: число, падеж
  • прилагательное: число, род, падеж
  • глагол: время, число, лицо, наклонение

Непостоянные признаки глагола определяются ТОЛЬКО в указанной последовательности!

3. Определись синтаксическую роль слова в предложении. Для этого используется контекст, то есть те слова, которые зависят или от которых зависит разбираемое слово в предложении. ВАЖНО определить синтаксическую роль НЕ начальной формы, а разбираемой. Для этого выписывается словосочетание целиком, задается вопрос к разбираемому слову и графически обозначается, каким членом предложения оно является.

Примеры морфологических разборов

Имя существительное

1. Мальчик вернулся домой без портфеля 3 .

  1. Без (чего?) портфеля - имя существительное
  2. Н.ф. портфель

Непостоянные: единственное число, Род. падеж

  1. С.р. вернулся без (чего?) портфеля (дополнение)

2. Девочка с бантиками 3 гуляет по улице.

  1. Девочка с (чем?) бантиками - имя существительное
  2. Н.ф. бантик

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

  1. С.р. девочка (с чем?) с бантиками (дополнение)

3. Между окнами 3 висела картина.

  1. Висела между (чем?) окнами - имя существительное
  2. Н.ф. окно

М.П.: постоянные: 2 склонение, средний род, нарицательное, неодушевленное

Непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. висела между (чем? где?) окнами (обстоятельство)

4. Ночи 3 в декабре будут тёмными, долгими и холодными.

  1. Будут тёмными (кто? что?) ночи - имя существительное
  2. Н.ф. ночь

М.П.: постоянные: 3 склонение, женский род, нарицательное, неодушевленное

Непостоянные: множественное число, Им. падеж

  1. С.р. будут тёмными (кто? что?) ночи

Имя прилагательное

1. Ах, как прекрасен 3 сегодняшний вечер!

  1. Вечер (каков?) прекрасен - имя прилагательное
  2. Н.ф. прекрасный

М.П.: постоянные:

Непостоянные: единственное число, мужской род, краткая форма

  1. С.р. вечер (каков?) прекрасен (сказуемое)

2. Маленькие 3 котята бежали по двору.

  1. Котята (какие?) маленькие - имя прилагательное
  2. Н.ф. маленький

М.П.: постоянные:

Непостоянные: множественное число, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. котята (какие?) маленькие (определение)

3. В начале октября установилась солнечная 3 сухая погода.

  1. Погода (какая?) солнечная - имя прилагательное
  2. Н.ф. солнечный

М.П.:постоянные:

Непостоянные: единственное число, женский род, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. погода (какая?) солнечная (определение)

4. В его комнате недоставало только письменного 3 стола.

  1. Недоставало стола (какого?) письменного - имя прилагательное
  2. Н.ф. письменный

М.П.: постоянные:

Непостоянные: единственное число, мужской род, Род.падеж, полная форма

  1. С.р. недоставало стола (какого?) письменного (определение)

Глагол

1. Кто-то настойчиво стучал 3 в дверь.

  1. Кто-то (что делал?) стучал - глагол
  2. Н.ф. стучать

М.П.: постоянные: нсв, 1 спр, невозвратный

Непостоянные: пр.время, единственное число, м.р.

  1. С.р. кто-то (что делал) стучал (сказуемое)

2. Василий подарит 3 все свои игрушки Анатолию.

  1. Василий (что сделает?) подарит - глагол
  2. Н.ф. подарить

М.П.: постоянные: 2 спряжение, совершенный вид (св), невозвратный

Непостоянные: будущее время, 3 лицо, единственное число

  1. С.р. Василий (что сделает?) подарит (сказуемое)

3. Каждый день я покупаю 3 газеты в ближайшем киоске.

  1. Я (что делаю?) покупаю - глагол
  2. Н.ф. покупать

М.П.: постоянные: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратное

Непостоянные: наст. время, единственное число, 1 лицо

  1. С.р. Я (что делаю?) покупаю (сказуемое)

4. Когда вы соберетесь 3 за покупками?

  1. Вы (что сделаете?) соберетесь - глагол
  2. Н.ф. собираться

М.П.: постоянные: 1 спряжение, совершенный вид, возвратное

Непостоянные: буд. время, мн. число, 2 лицо

  1. С.р. вы (что сделаете?) соберетесь (сказуемое)

Задание

Выполнить морфологические разборы по памятке : авеню, ябеда, кофе, племена, красна, золотист, грациозный, переливчатые, распеваешь, провозглашаем, знает


Урок русского языка в 6 классе

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: пополнить знания обучающихся о морфологическом разборе имени существительного, отработать умения правильно указывать морфологические признаки имени существительного.

Тип урока : урок систематизации ЗУН

Цели деятельности ученика :

Пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты :

Предметные : Знать морфологические призна ки имени существительного, порядок морфологического разбо ра. Уметь определять морфоло гические признаки имени суще ствительного; производить его морфологический разбор, упот реблять в речи.

Метапредметные :

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Личностные результаты :

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

1)Орфографическая разминка:

Депо, жалюзи, кафе, шимпанзе, кенгуру, кольраби, колибри, торнадо, авеню, кашне, кашпо, кофе, пенальти, шасси, шоссе.

Что вы можете сказать о записанных существительных? (несклоняемые)

Это их постоянный или непостоянный признак?

Где вы можете применить свои знания? (в морфологическом разборе имен существительных)

2) Взаимопроверка, выставление оценок

3) Запишите тему урока

« Морфологический разбор имени существительного»

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя :

-Что представляет собой морфологический разбор имени существительного?

-Мы ведь уже изучали порядок разбора в 5 классе. Для чего эта тема вновь предлагается нам в 6 классе?

-Предположите, о чем сегодня еще будем говорить( изучение русского языка в школе развивается по спирали, т.е. будем дополнять полученные ранее сведения новыми, изученными в этом году об имени существительном )

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель : Определите цели урока.

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока .

1.Вопросы имени сущ.

2.Что обозначает?

3.Что является начальной формой?

4.Постоянные признаки

5.Непостоянные признаки

6. Синтаксическая роль

7.Чем можно дополнить изученный ранее порядок морфологического разбора?

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного на стр.147, п.50

(можно записать в тетради)

2. Восстанови текст (Игра «Реставратор»)

- игра заключается в том, что ребята должны восстановить текст, намеренно поврежденный, примерно такой:

Имя существительное –это…, которая… и отвечает….

Имена существительные относятся к …роду, бывают…и …, …и….

Они изменяются по …и по..

В предложении ….

А что нового вы узнали в этом году об имени существительном, что могли бы добавить в этот текст?(несклоняемые, разносклоняемые, общего рода )

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1. Синтаксический разбор предложений (по материалам учебника)

В Осло вышли на лед сильнейшие конькобежцы Дании, Швеции, Норвегии, США, Канады.

Расставить и объяснить знаки препинания, построить схему, выделить и объяснить орфограммы;

2. Морфологический разбор слов

Осло, США

Что особенного в разборе существительного Осло? (нескл.)

Это какой признак? (постоянный)

Каким способом образовано слово США?

Как определить род у существительного США? (расшифровать сложносокращенное слово, найти в словосочетании главное слово

Штаты- множ.числа, род не определяется)

Какими членами предложения являются данные существительные?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Самостоятельная работа

упр.282

-произвести морфологический разбор слов по вариантам:

1-й вариант- Руси

2-й вариант- освобождению

2. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайдах)

3. Комментированное выставление оценок

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, группировать

9.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

10.Домашнее задание

П.50, план разбора, упр.283 или придумайте 5 предложений с одним и тем же именем существительным, чтобы оно выступало в роли разных членов предложения (главных и второстепенных)

§ 50. Морфологический разбор имени существительного - Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

При изучении особенностей слов в русском языке, мы должны уметь определять всех постоянные и непостоянные морфологические признаки любой части речи, которые позволят нам лучше узнать и проанализировать слова. Определенная часть речи имеет определенный набор морфологических признаков.
Приступая к морфологическому разбору имени существительного сначала необходимо определить, какая часть речи перед нами, какое общее значение несет в себе это слово.
Затем нужно выяснить морфологические признаки имени существительного. Для этого определяем начальную форму слова – ставим существительное в именительный падеж и единственное число. Среди постоянных признаков определяем все те, которые относятся к имени существительному. После этого переходим к выявлению непостоянных, к которым относятся падеж и число.
На заключительном этапе морфологического разбора потребуется определить синтаксическую функцию слова. Напоминаем, что существительное чаще всего будет в предложении подлежащим или дополнением, но может выполнять и любые другие синтаксические функции.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.