Разновидность техники масляной живописи быстрыми смелыми мазками, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) сразу, за один прием или сеанс. То есть пишется без предварительных прописок и подмалевка, до подсыхания красок . В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства . С виду простая, она требует от художника мастерства и таланта , поэтому является достаточно редкой.

Картина при такой технике готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст , но также и картон . Нанесение красок в живописи "алла прима" создает типичную компактную, иногда рельефную структуру. Ее можно "затушевать", растирая или "размывая" участки контуров . При этом слои красок легко растирают сухой, мягкой кистью из коровьего волоса. Края цветов и контуров таким образом становятся более мягкими и кажутся чуть "расплывчатыми". Этот способ еще называют "сфумато " ("с размытыми контурами").

Этот прямой, непосредственный метод живописи в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течение одного сеанса живописи или, по крайней мере, в период их высыхания. Это означает, что фактически снимаются все проблемы, связанные с применением различных объемов масел или смол, а также неравными сроками высыхания краски между слоями, поскольку, по существу, в картине присутствует лишь один слой. Данная методика укрепилась в живописи с появлением импрессионистов , которые в поисках возможности более продолжительной работы "по сырому" часто применяли в красках в качестве связующего вещества полувысыхающее маковое масло.

Принципы техники алла прима.

Во многих отношениях живопись в технике алла прима - наиболее сложный метод работы масляными красками, поскольку он в огромной степени основывается на верном формировании каждого отдельного мазка, а не только на его собственных выразительных возможностях. Кроме того, результат зависит от цветовых и тональных характеристик выбранной краски , а также от цвета , тона и формы мазков кисти , примыкающих к уже нанесенному. Конечно, художник всегда может удалить неудавшийся участок с поверхности основы в процессе выскабливания, пока краска остается влажной, и затем переработать его. К этому прибегают многие художники ; поэтому элементы работы, кажущиеся свежими, легкими и подвижными, на самом деле могут представлять собой результат шестой или седьмой попытки. Это вполне приемлемо, если в конце концов вы добиваетесь необходимого результата. Как правило, способность внимательно изучать объект и верно переносить его в красках непосредственно на холст является результатом длительной практики - обычно в более систематизированных техниках живописи . Эта практика помогает художнику постепенно разрабатывать свой собственный, "персональный" язык в работе с краской, который может быть перенесен на любой другой объект живописи .

Достижение беглости и подвижности в "языке" живописи требует от художника умения интуитивно оценивать и подготавливать на палитре смесь верного тона и цвета для каждого из участков холста , а также правильно выбирать кисть и методику работы. Кроме того, овладение собственным "языком" включает способность быстро принимать решения и готовность рисковать. Во многих отношениях техника алла прима наиболее применима в работах малого формата, которые могут быть завершены в течение одного сеанса живописи . Это - отличный способ создания этюдов масляными красками, которые впоследствии могут быть переработаны в более крупные картины в условиях мастерской.

Далеко не все работы в технике алла прима отличаются экспрессивными характеристиками. Некоторые художники предпочитают работать в непосредственной и прямой манере, но наносят краски на пустое пространство холста медленно, последовательно и методично - до полного покрытия его поверхности; при этом на поверхность предварительно может быть нанесен рисунок карандашом.

Алла прима (аля прима) — это техника живописи акварелью по сырому , подразумевающая законченную за один сеанс работу. Термин применим как для масляной, так и для акварельной живописи. По сути, это работа за раз.

Алла прима маслом

Что касается масла, здесь техника хороша по многим причинам. Обычно для этого материала характерна длительная работа с полотном. Это связано с различным временем высыхания разных слоев. Из-за наложения свежих мазков на уже подсохший в последствии появляются трещины. А работая Алла прима (или а-ля прима), мастер пишет лишь один слой, таким образом избегая сложности с нанесением лессировок. К тому же, из-за отсутствия огромного количества слоев работа остается свежей. Местами можно даже заметить словно подсвеченные участки. Такой эффект даёт просвечивающий через прозрачные слои краски загрунтованный холст. Кроме того, такая живая манера позволяет сделать более динамичные и экспрессивные работы. Эта техника пользовалась особенной популярностью у импрессионистов. Художники любили писать на природе, создавая в поле уже не наброски, а состоявшиеся законченные работы.

Алла прима акварелью

Если обратиться к акварели, то мы увидим как этот материал раскрывается в руках мастера совершенно в новом обличии. По сути, работая А-ля прима, художник пишет в один присест. Поскольку с акварелью это практически невозможно, картины в этой технике всегда написаны по сырому. Отсюда яркие переливающиеся разливы красок. У художника мало времени прежде, чем красочный слой высохнет, так что ему требуется уверенность и поставленная рука, чтобы рисовать акварелью по мокрому . Кроме того, необходима осторожность, так как при смешивании большого количества акварельных цветов есть риск получить не сочный оттенок, а грязь. Однако, многие мастера используют эту технику как основу для работы, позже накладывая еще несколько четких мазков уже по сухому, чтобы оттенить силуэты и нанести резкость на необходимые области работы.




Короче говоря, Алла прима — это манера живописи для высокоэффективных тунеядцев, которым сложно усидеть на месте, слой за слоем выписывая фотореалистичное полотно

с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.

В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.

Натюрморт в технике Алла прима

Понять их можно, а вот полностью согласиться - вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.

Что такое алла прима?

Алла прима - это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок . Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.

При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.

Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.

Портрет в технике Алла прима за 2 часа

Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.

Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.

Чем хороша техника алла прима?

Главное достоинство алла прима - это возможность написать картину очень быстро , буквально за несколько часов, а иногда - даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.

Пример - картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой . Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.

«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне

Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.

Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас …. Пока художник находился под особым впечатлением!

За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест .

Техника по сырому

Также позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.

А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.

А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!

К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!

Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!

Картина в быстрой технике по сырому

Выводы «за»:

  • Преодоление различных страхов и внутренних барьеров (например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
  • Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
  • Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
  • Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
  • Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»

Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
, я думаю, вы уже слышали…

Какие недостатки техники по сырому?

В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки.
Скажу о них кратко:

  • Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
  • Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
  • Сложность работы с рельефностью картины без навыка

Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины .

Упращенные сюжеты в технике Алла прима

Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…

Фрагмент из фильма « 1+1»

Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

И тем не менее, именно существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении . Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.

Живопись а ля прима на свежем воздухе

На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!

Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.

Интересные факты:

Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века . Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.

Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века , ЖанаОноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века. Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.

Картины известных мастеров в технике алла прима

Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима

А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна . Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.

Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого :

  • Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
  • Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
  • Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
  • Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;

А может случиться такое, что станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓

Видео на десерт:
идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно

Друзья, чтобы статьянезатерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Техника –а-ля прима (алла прима) в настоящее время используется чаще других как в большей степени отвечающая задачам изображения «формы в среде», пленэрной живописи с присущей ей воздушностью и прозрачностью, мягкостью колорита и непосредственностью манеры исполнения.

Суть этой техники заключается в следующем. Художник стремится к передаче в красках всего, что он видит в натуре: цвета, светотени, не расчленяя процесс работы на отдельные этапы. При этом работа, как правило, ведется «по сырому». Уже после первого сеанса художник по невысохшему красочному слою определенным образом освежает появившуюся на ней подсыхающую пленку.

Существует ряд способов поддержания красочного слоя в свежем состоянии. Незаконченный этюд ставят лицом к стене в прохладном, но не сыром помещении. Можно употреблять медленно сохнущие цинковые белила. В другом случае перед началом очередного сеанса пленку на красочном слое (если она все-таки появилась) растворяют лаком для живописи (межслойные лаки) или протирают поверхность красочного слоя срезом дольки чеснока или лука (этот способ употребляли старые мастера).

Такая предварительная подготовка красочного слоя к последующей работе предотвратит жухлость краски, положенной на непросохший слой.

Как правило, живопись в технике «а-ля прима» ведется красками в тюбиках, без употребления разбавителя. Лишь в тех случаях, когда консистенция каких-либо красок значительного гуще остальных, следует для удобства письма уравнять ее разбавителем.

Работая пастозно, художник должен учитывать, что в начале работы слой краски не должен быть слишком толстым, особенно в первом сеансе. Избыток красок удаляется мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наиболее мощные мазки и цвета предельной силы появятся там, где художник определил самые активные цветовые акценты мотива.

Другой способ выполнения живописи «а-ля прима» заключается в следующем.

Первоначально холст широко закрашивается «впритирку» разжиженными разбавителем краскам и и наносится жидким раствором подобно акварели. При этом способе письма объемность формы не моделируется, потому что цель первоначальной широкой и тонкослойной прописки заключается в определении основных цветовых отношений и общих цветовых масс.

Холст очень влияет на цвет тонкого красочного слоя. Учитывая это, используйте качество материала подобно тому, как используют в работе с акварелью белый цвет бумаги.

Работая жидко, следует стараться сразу правильно взять цветовой отношение. Затем вводятся пастозные мазки, освещенные участки предметов прописываются более фактурно (корпусно), тени наносятся тонкослойно.

Таким образом в технике «а-ля прима» возможны различные приемы наложения красок и разнообразные методы моделирования фактуры.

Но не допускайте избыточного наслоения красок, так как в этом случае просыхание красочного слоя замедлится и будет неравномерным, что отрицательно скажется на качестве живописи.

По материалам: Елисеев М.А. «Материалы, оборудование, техника живописи и графики»

Акварель на сегодняшний день очень популярная и актуальная техника рисования. Порой кажется, что абсолютно все работают с акварелью и, стоит отметить, что все работают по-разному! Существует масса известных техник работы с акварелью, и постоянно появляются новые эффекты и приемы. Часто, начинающие авторы пробуют работать всеми возможными техниками сразу, применяют различные эффекты, экспериментируют в просторах акварельной живописи и, как правило, рано или поздно находят свою комбинацию, которая впоследствии часто перерастает в их неповторимый авторский стиль. Я думаю главное преимущество акварели - это ее многоликость... Мне нравится работать в новых для себя жанрах и оттачивать навыки в старых. Я всегда хочу иметь возможность выбрать технику рисования к определенной задаче, так как считаю скучным и неправильным подходить к портрету или пейзажу одинаково и писать их в одной технике акварели. Сегодня я расскажу о пяти различных способах работы с акварелью на примере ботанической иллюстрации гриба мухомора. Я попробую нарисовать пять одинаковых мотивов, пятью различными способами акварельной живописи: 1. Техника акварели «Лессировка» 2. Техника акварели «А ля прима» 3. Техника акварели - использование маскирующей жидкости 4. Комбинация нескольких техник акварели 5. Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

Техника акварели «Лессировка»

Первый нарисованный мною мухомор выполнен в технике акварели «Лессировка» (от нем. Lasierung - глазурь). Эта техника очень подходит новичкам. Ей часто работают в художественных школах. Заключается она в послойном нанесение краски на рисунок. От самых светлых оттенков к самым темным. Каждый слой должен успевать просыхать. Работая в этой технике акварели, мы набираем тональность предмета постепенно, и всегда имеем возможность корректировать цвет на каждом этапе.


Техника акварели «А ля прима»

Второй гриб нарисован техникой «А ля прима» (или "Алла прима", от итал. a la prima - «в один присест»). Это более экспрессивная техника, и очень подходит тем, кто умеет замешивать красивые цвета с первого раза. Рисунок в этой технике делается быстро в один слой, за один сеанс, без дальнейших дополнений и переделок. Мы сразу получаем готовый рисунок. Здесь необходимо быть осторожными, чтобы при смешивании большого количества акварельных цветов не получилась грязь, а цвета были яркими и чистыми. Акварели, выполненные в такой технике, как правило, очень цветные, красочные! Эта техника акварели достаточно быстра в исполнение и любима теми, кто не любит вести работу долго.


Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Третий гриб я нарисовал с помощью резервирующей (маскирующей) жидкости. Чтобы не обходить белые пятнышки на шляпке гриба, я «спрятал их резервом», то есть нанес предварительнона места пятнышек (на сухой лист, до начала работы с красками) резервирующую жидкость. Безусловно, это нельзя назвать техникой акварели, это скорее эффект. Сегодня всевозможные резервы (маскирующие жидкости) получили очень широкое распространение. Если вы не хотите обходить краской каждое пятнышко или боитесь, что в эмоциональном порыве закрасите какие-то блики, то можно применить резерв.


Работа с резервом идет значительно быстрей. Но стоит отметить, что у этого приема есть и минусы. Главный минус - это очень резкий край. На вашей работе всегда останется резкая граница в том месте, где белый лист, на котором была резервирующая жидкость, переходит в закрашенное краской место. Это будет вас «выдавать». Многих художников это не смущает, а иногда даже помогает сделать дополнительные эффекты! Также резерв иногда проблематично снимается с бумаги, а иногда не снимается вовсе. Поэтому, прежде чем применять резерв в своей работе, опробуйте его на небольшом листе из аналогичной бумаги.

Комбинация нескольких техник акварели

Четвертый гриб нарисован с комбинацией эффектов (техник акварели). Перед началом работы в цвете, я «спрятал» весь гриб резервирующей жидкостью. Это позволило мне создать краской плотный многослойный фон. Краску я нанес послойно в 4 слоя. Только послойной лессировкой получается достигнуть достаточно плотного, глухого, но в тоже время не черного фона. Дождавшись высыхания фона, я снял резерв и нарисовал гриб все той же техникой акварели «Лессировка».


Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

С пятым грибом я работал самой «акварельной» техникой из всех. Глядя на нее сразу понятно, что мы смотрим на акварель. Это техника «Мокрой акварели» (часто ее называют «Акварель по-сырому», «Акварель по-мокрому»), и она, безусловно, впечатляет. На мой взгляд, это самая сложная сторона акварельной живописи. Тут очень важны навыки художника, исключительно личный опыт. Техника «Мокрой акварели» заключается в том, что перед тем, как начать рисовать, лист бумаги целиком смачивают водой, а затем уже быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, акварельная краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой. Если требуется нарисовать мелкие детали, то необходимо дождаться полного высыхания, и уже тогда внести дополнения.


Мокрая акварель особенно чувствительна к качеству используемых материалов. Бумага, краски, кисти - тут важно все. В этой технике акварели приходится работать быстро и уверенно. Художник должен быть максимально сконцентрирован, и готов ко всему. Мы должны предоставить акварели некую свободу, но в тоже время создать условия, в которых она растечется именно так, как нам нужно. И высохнуть акварель должна тогда, когда это нужно нам. В данной технике акварели наиболее распространенные ошибки - это плохо намоченный лист и непонимание изображаемой формы. И главное, мокрая акварель красива своей легкостью и непринужденностью. Но мы часто боимся «отпустить» краску, излишне пытаемся ей управлять, слишком стараемся, тем самым теряя ту самую легкость и непринужденность. Эта техника требует постоянной практики, и если вы хотите работать в технике мокрой акварели, то советую ее практиковать чаще.

Заключение

В этой статье я описал основные эффекты и техники акварели, с которыми работаю. Безусловно, этот список можно продолжать еще долго, и я уверен, что всегда будет что-то, что я еще не попробовал, что будет вдохновлять меня к новым работам и экспериментам. Желаю вам творческих успехов и вдохновения!