Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951 © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музей Москвы и Парк Горького проведут совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему».

Центральной темой фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в СССР и Европе.

В 2017 году выставки, посвященные послевоенной эпохе, представят ГТГ («Оттепель» , 14 февраля - 11 июня), «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (ГМИИ, 7 марта - 21 мая) и «Московская оттепель» (Музей Москвы, 16 декабря - 31 марта). Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и станет площадкой для открытой дискуссии.

В программе фестиваля лекции «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» (Музей Москвы, январь), в конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР», на весну в Парке Горького запланирован подготовленный совместно с журналом «Теория моды» курс лекций о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Центр документального кино в Музее Москвы покажет программу документальных фильмов, созданных в «оттепельные» годы, в ГТГ будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». В ГМИИ пройдут шесть круглых столов, посвященных важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы.

В Музее Москвы пройдут поэтические вечера с участием артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций» и Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнерстве с театром «Современник» ГТГ представит цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского» - стихи поэтов-щестидесятников будут читать Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие актеры. Специальным событием проекта станет вечер «Современница. Галина Волчек о времени и театре» в формате встречи с художественным руководителем театра «Современник». В ГМИИ состоятся концерты «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», специально подготовленные к выставке Студией новой музыки под руководством Владимира Тарнопольского.

С конца февраля к фестивалю присоединится Парк Горького. Там пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке, а в Музее Парка Горького откроется выставка «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в фестивальной программе Парка Горького кинопоказы и концерт с учатсием артистов «Современника».

Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Впервые ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей Москвы и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Центральной темой Фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина и «Московская оттепель» в Музее Москвы. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии.

Эпоха 1950-х-1960-х годов на Западе и в бывшем Советском Союзе, на первый взгляд, нашла отражение в совершенно разных явлениях и тенденциях. Однако за внешними различиями скрываются черты очевидного сходства. Послевоенный период и для нашей страны, и для всей Европы стал временем “оттепели”. Следуя общему настроению эпохи, художники 1950-х-1960-х годов искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами. Они создали новую демократическую культуру, которая, восстановив утерянные связи с авангардом начала века, опираясь на надежды и утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы творческого осмысления действительности. Советская “оттепель” и шедшие параллельно с ней культурные процессы в Европе стали основой современной модели общественного и художественного развития.

Лекции

Лекции станут важной частью программы Фестиваля. В январе в Музее Москвы на лекциях «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» слушатели узнают, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус этой программы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.В конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР». Это партнерский проект с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он задуман как площадка для профессиональной дискуссии. В разговоре на каждую тему будут участвовать два искусствоведа, к которым присоединятся специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. Они обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса в Европе и в СССР. Среди участников - кураторы "оттепельных" выставок в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Данила Булатов, Александра Данилова.Весной в Парке Горького в рамках курса лекций, подготовленного совместно с журналом «Теория моды», эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Кино

Кино посвящены две специальные программы. Центр документального кино, расположенный в Музее Москвы, представит программу фильмов, созданных в «оттепельные» годы. В подборке будут показаны главные документальные картины эпохи, ставшие символом жанра. В эти годы документальное кино впервые рассматривает жизнь с такого близкого расстояния, новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяют пристально разглядеть и зафиксировать мельчайшие детали реальности. Фильмы объединены в тематические блоки, посвященные культуре, архитектуре и искусству «оттепели», научно-популярному кино, а также размышлениям о мире без войны.В Третьяковской галерее будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». Основная тема программы - кинематографические размышления об экзистенциальном переходе к состоянию мира. Мастера кино Европы осмысляют вместе со своими зрителями этот сложнейший процесс, сопровождавшийся рефлексией европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков.

Круглые столы

Круглые столы пройдут в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» , организованная совместно с европейскими партнерами, представляет несколько иное видение данного исторического периода. Помещенное в общеевропейский контекст отечественное искусство послевоенных десятилетий становится поводом для размышлений о сходствах и различиях разных систем, о европейской идентичности и, конечно, об универсальных ценностях и идеалах. Поэтому ГМИИ имени А.С. Пушкина в своей программе решил сосредоточиться прежде всего на смысловом компоненте, кураторы видят пространство выставки как место встречи, как дискуссионную площадку, на которой встретятся мнения представителей Западной и Восточной Европы разных поколений, разных традиций, культур и научных школ. Программа в ГМИИ будет состоять из шести круглых столов, каждый из которых будет посвящен важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы. Круглый стол «История» будет посвящен обсуждению исторических процессов, которые происходили в Европе и СССР по окончании Второй мировой войны и до 1968 года, ставшим поворотным годом в развитии обществ как Восточной, так и Западной Европы. Крупнейшие европейские и российские ученые обсудят перемены, которые коснулись повседневной жизни обществ наших стран. Безусловно, одна из главных дискуссий развернется на тему «Искусство 1945-1968 годов», в котором примут главные персонажи художественной жизни той эпохи. Театр занимал особое место как в Европе, так и в СССР, поэтому эта тема будет особо выделена в программе ГМИИ. Отдельная дискуссия будет посвящена 1968 году, участники исторических событий и ученые будут рассуждать о том, как его переживала Западная Европа, какие события развивались в Восточной Европе. Программу ГМИИ завершит итоговый круглый стол «Травма и Возрождение», в котором примут участие директора европейских и российских музеев художники, историки искусства.

Поэтические чтения и концерты

Мероприятия пройдут в Парке Горького и в музеях. Программа Музея Москвы включает поэтические вечера в исполнении артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций», Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнёрстве с Московским театром «Современник» в Третьяковской галерее пройдёт цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского». Артисты театра прочитают стихи поэтов шестидесятников Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной, Геннадия Шпаликова, Иосифа Бродского. Участники: Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие. Специальным событием проекта станет вечер «Современница». Галина Волчек о времени и театре, который пройдёт в формате встречи с художественным руководителем Московского театра «Современник». В ГМИИ пройдут два концерта «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», программ которых специально подготовлена к выставке «Студией новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского.

События в Парке Горького

С конца февраля в программу Фестиваля войдут события в Парке Горького, которые позволят вывести разговор об эпохе в пространство города. В парке пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке. Совместно с дизайнерами будет разработан лукбук образа шестидесятника. Посетители, выдержавшие его, смогут пройти на каток бесплатно. Кроме того, В Музее Парка Горького откроется временная экспозиция «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в программе парка - концерт с театром «Современник» и кинопоказы.

Важно, что фестиваль вовлечет в свою орбиту не только взрослую аудиторию и молодежь. Выставки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина станут площадкой для проведения московской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, организованной в партнерстве с Центром педагогического мастерства. Фокусировка заданий на «оттепельных выставках» познакомит учителей и старшеклассников с произведениями различных видов искусства второй половины ХХ века, которые пока остаются за рамками школьной программы.

Фестиваль завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Впервые ведущие культурные институции города – Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему », который начался открытием в Музее Москвы в декабре выставки « » и продолжится до июня на разных площадках города.

Образовательная программа Фестиваля начнется в Музее Москвы лекционным циклом, состоящим из 5 междисциплинарных блоков: «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Фестиваль» . На открытых лекциях приглашенные эксперты рассмотрят, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус программы в Лектории Музея Москвы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.

Программа лекционного цикла:

/ 19 января / 19:00

Трансформация городского пространства в период Оттепели: новые архитектурные планы и их реализация, массовое индустриальное строительство, развитие транспорта, масштабное озеленение и новая социально-культурная жизнь Москвы, нашедшая отражение в советском кинематографе.

Лекторы: Анна Броновицкая , историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, автор (совместно с Николаем Малининым) книги “Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991” ; Роман Абрамов , доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ; Андрей Шемякин , кинокритик, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.

/ 26 января / 19:00

Быт и повседневность «шестидесятников»: переосмысление личного пространства, смена модели брачно-семейных отношений, революция в мебельном дизайне, а также «квартирные выставки» неофициального искусства.

Лекторы: Артем Дежурко , историк искусства и дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ; Татьяна Дашкова , кандидат филологических наук доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, Александра Данилова , искусствовед, заместитель заведующего отделом искусства 19-20 веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

/ 2 февраля / 19:00

Развитие научно-исследовательских институтов как нового социально-культурного феномена: создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, достижения в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космоса, радиофизики и других областях знания.

Лекторы: Ольга Казакова , кандидат искусствоведения, историк архитектуры, директор Института модернизма; Анна Котомина , кандидат исторических наук, научный сотрудник Политехнического музея; Александра Санькова , дизайнер, директор Московского музея дизайна.

/ 9 февраля / 19:00

Наука и искусство периода Оттепели, взаимосвязь и отличие этих двух культур: бардовская песня, собиравшие стадионы поэтические чтения, развитие андеграундной культуры, самиздата и другие знаковые социокультурные феномены 1960-х.

Лекторы: Александр Бикбов , социолог, заместитель директора Центра современной философии и социальных наук Философского факультета МГУ, редактор журнала «Логос»; Ольга Герасимова , кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры Отечественной истории XX-XXI вв. исторического факультета МГУ; Светлана Бойко , доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ.

Фестиваль / 28 февраля / 19:00

Москва как арена самых ярких международных культурных событий, фестивалей и выставок: Московский кинофестиваль, Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, Американская промышленная выставка в Сокольниках, открытие театра «Современник» и др.

Лекторы: Анатолий Голубовский, искусствовед, социолог, теле- и радиопродюсер; Юлия Лебедева , искусствовед, куратор музея «Другое искусство», РГГУ; Ирина Чепкунова , историк архитектуры, и.о. руководителя Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева.

*Билеты приобретенные на 16 февраля будут действительны 28 февраля. Если вы не сможете 28 февраля посетить лекцию, то ваш билет будет действителен на любую другую лекцию в течение года.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: открывшаяся в Музее Москвы «Московская оттепель: 1953-1968», «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Масштабная образовательная программа фестиваля станет продолжением выставочных проектов музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии. Центральная тема Фестиваля, объединившего крупнейшие музее Москвы и Парк Горького — размышление о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

Крымский Вал, 10, залы 60–61

Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как “эпоха оттепели”. Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с “человеческим лицом”.

Этот период - важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из “великих утопий” XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название “эпоха”. Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом - как самая большая и самая малая величины - определяли диапазон “вселенского” мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился “суровый стиль”. В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел “Разговор с отцом” рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел “Лучший город Земли” раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе “Международные отношения” рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

“Новый быт” иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов “Художник - на производство”. Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан “правильный” вкус в противовес “мещанству”, улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

“Освоение” предлагает разговор о “романтике дальних странствий”, о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых “трудовых будней”, то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

“Атом - космос” демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году “Спутника-1” космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе “В коммунизм!” становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим - времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля “Оттепель. Лицом к будущему”.