Осенью 1914 года двадцатидвухлетний студент дрезденской Высшей школы изобразительных искусств Отто Дикс добровольно записался в германскую армию. Последующие годы он почти без перерывов провёл на фронте, стал кавалером Железного Креста, многое увидел и пережил. Вернувшись с фронта, Дикс заработал репутацию классика немецкой живописи и создал потрясающие антивоенные работы, которые называют шедеврами мирового искусства ХХ века.

Судьба художника

Отто Дикс, сын заводского рабочего и швеи, родился в 1891 году в городе Гера неподалеку от Лейпцига. Пролетарская семья была не чужда искусству, и уже в детстве Отто начал учиться живописи. В 1910 году он смог поступить в престижную Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. Учителем Дикса стал известный в Германии начала ХХ века скульптор Рихард Гур, но молодой человек искал собственный уникальный стиль в духе актуального для того времени модернизма. Любопытно, что в эпоху нацизма консервативный Гур быстро освоился и сделал успешную карьеру, в то время как его ученик Дикс подвергся репрессиям.

«Автопортрет мишени», 1915 год. Отто Дикс перед отправкой на фронт
Источник: wikiart.org

Осенью 1914 года студент Отто Дикс, движимый патриотическими чувствами, записался добровольцем в артиллерию. Годом позже молодой человек попал на Западный фронт пулемётчиком и провёл там около трёх лет. В 1916 году Дикс участвовал в битве на Сомме и был награждён Железным крестом II степени, а в 1917 году пережил ужас печально известных боев во Фландрии. В конце 1917-начале 1918 года он недолгое время находился на Восточном фронте, после чего вернулся на запад и весной 1918 года участвовал в последнем генеральном наступлении германской армии. В августе 1918 года Дикс получил ранение, был отправлен в тыл, где и встретил перемирие, после чего официально демобилизовался в звании вице-фельдфебеля. В 60-е годы, будучи уже пожилым человеком, Дикс утверждал, что направился на войну, желая обрести своего рода экзистенциальный опыт:

«Я должен был пережить, каково это, когда кто-нибудь рядом со мной внезапно падает, сраженный наповал пулей. Я должен был пережить это лично. Я хотел этого. Я же вовсе не пацифист – или всё же пацифист? Возможно, я был любознательным. Я должен был увидеть всё сам. Я такой реалист, понимаете ли, что должен увидеть всё своими собственными глазами и убедиться в этом. Я должен был погрузиться во все ужасные, бездонные глубины лично».

Сразу же после окончания Первой мировой войны художник вернулся к учебе в Высшей школе изобразительных искусств. Несмотря на все экономические трудности и политическую нестабильность послевоенной Германии, он с головой погрузился в творчество и быстро стал одним из самых ярких представителей немецкой богемы. Дикс увлекался самыми передовыми художественными тенденциями своего времени (например, дадаизмом), начал выставляться за рубежом. В 1924 году тринадцать работ Дикса попали на первую выставку современного немецкого искусства в СССР.

«Как я выглядел, когда был солдатом», 1924 год. Рисунок Отто Дикса, созданный во время работы над циклом «Война»
Источник: deutsche-digitale-bibliothek.de

20-е годы общепризнанно считаются временем наивысшего расцвета творчества Отто Дикса – звезды немецкого экспрессионизма. Он приобрел множество знакомств, в том числе, среди влиятельных коллекционеров живописи, активно занимался не только творчеством, но и преподавательской работой. Его картины пользовались большим коммерческим успехом. Дикс жил на два дома, в Дрездене и Берлине (с 1925 года), посещал с выставками Италию, Францию, США и другие страны. В 1931 году Отто Дикс стал действительным членом престижнейшей Прусской академии искусств, что являлось символическим признанием его славы и высокого авторитета.

Все изменилось после прихода к власти нацистов. Уже в 1933–1934 годах Дикса заклеймили как представителя «дегенеративного искусства», более двухсот его работ были изъяты из музеев и коллекций, ряд картин нацистские функционеры уничтожили. Дикс покинул преподавательскую работу, переехал в усадьбу на границе Германии и Швейцарии, где жил уединенной незаметной жизнью, удалившись во «внутреннюю эмиграцию». Известно, что он пережил краткосрочный арест гестапо – к счастью, без серьезных последствий. В 1945 году уже немолодого художника мобилизовали в фольксштурм, он снова попал на фронт и ненадолго оказался во французском плену.

«Автопортрет военнопленного», 1947 год. Усталый и подавленный Дикс в 1945 году
Источник: wikiart.org

После Второй мировой войны Дикс умудрялся поддерживать дружественные отношения с обоими правительствами разделенной Германии. Он жил в ФРГ, но регулярно посещал ГДР, получал награды и почетные звания, проводил выставки как на Западе, так и на Востоке. Отто Дикс скончался от инфаркта в 1969 году. Ныне его работы представлены во многих престижных собраниях современного искусства по всему миру.

Ранние картины о войне

Отто Дикс пытался заниматься живописью во время Первой мировой войны, однако имел для этого мало времени и возможностей. Он делал зарисовки непосредственно на фронте, но эти эскизы и карандашные рисунки интересны, прежде всего, как материал для более зрелых работ, создававшихся в послевоенные годы.

В первые мирные годы Дикс активно изображал жертв войны – на какое-то время эта тема стала одной из главных в его творчестве. Изуродованные калеки оказались мрачной реальностью Первой мировой, когда медицина могла спасти людям жизнь, но была не в состоянии сохранить их тела. С одной стороны, физическое уродство само по себе привлекало эпатажного художника-модерниста. С другой – картины, запечатлевшие трагедию инвалидов, пытавшихся вернуться к мирной жизни, имели очевидный социальный и гуманистический подтекст. Достаточно сказать, что после 1933 года эти работы Дикса стали объектом яростного преследования со стороны нацистов как «клевета на героев войны».

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

«Игроки в скат», 1920 год
Источник: wikiart.org


«Пражская улица», 1921 год
Источник: wikiart.org


«Продавец спичек», 1921 год
Источник: wikiart.org


«Калеки», 1920 год. Картина, созданная на основе этого рисунка, была уничтожена нацистами в 30-е годы
Источник: moma.org

К сожалению, до наших дней не сохранилась картина «Окоп», созданная Диксом в 1923 году и считавшаяся современниками едва ли не лучшей его работой. Известно, что художник запечатлел на полотне ужасающую сцену в немецком окопе после артиллерийского обстрела. Картина вызвала восторг у ценителей искусства и вместе с тем подверглась яростным нападкам тех, кто считал её позорящей героев-фронтовиков. Прославленный американский критик и арт-менеджер, первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр в 1931 году назвал эту работу «вероятно, самой известной картиной, созданной в послевоенной Европе». А бургомистр Кёльна и будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в 1925 году запретил выставлять «Окоп» в своём городе. Увы, в 30-е годы картина попала в руки нацистов и после показа на «Выставке дегенеративного искусства» бесследно исчезла.

Серия «Война»

В 1924 году Дикс создал серию из 51 офорта, получившую простое название «Война». По мастерству, эмоциональному накалу и шокирующей искренности она стоит в одном ряду с легендарным циклом Гойи «Бедствия войны». Однако если Гойя наблюдал ужасы взаимного ожесточения и ненависти эпохи наполеоновских войн со стороны, то пугающие офорты Дикса базировались на личном фронтовом опыте автора. Немецкий художник прошёл через ад и перенес на бумажные листы именно то, что видел своими собственными глазами. Историки искусства отмечают потрясающую точность Дикса в изображении реалий Западного фронта Первой мировой войны. Особенно впечатляет едва ли не болезненное внимание к самым кошмарным деталям, которые автор бесстрашно демонстрирует зрителю. «Оксфордский справочник по искусству ХХ века» характеризует цикл «Война» так:

«Пожалуй, самый впечатляю щий, равно как и самый шокирующий антивоенный манифест в современном искусстве. Качество подлинной неопровержимой правды, правды самого вульгарного ежедневного опыта, равно как и уродливой реальности опыта психологического – вот что дало работе силу и убедительность, подобных которым не имел ни один современный художник».

Трудно отделаться от чувства, что работа над офортами серии «Война» стала для Дикса своеобразной арт-терапией, позволившей бывшему фронтовику показать миру то, что скрывалось в глубине его души. Незадолго до смерти автор вспоминал в одном из интервью:

«В молодости ты совсем не понимаешь, как сильно на тебя всё это повлияло. Но даже годы спустя, как минимум еще десять лет, я снова и снова видел одни и те же самые сны, в которых я должен пробираться через разрушенные дома, среди непроходимых руин…»

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Заголовок8

Заголовок9

Заголовок10

Заголовок11

Заголовок12

Заголовок13

Заголовок14

Заголовок15

Заголовок16

Заголовок17

Заголовок18

Заголовок19

Заголовок20


«Штурмовая группа в газовом облаке»


«Изрытое воронками поле у Донтриена во вспышках осветительных снарядов»


«Разрушенный окоп»


«Покойник в грязи»


«Фронтовик в Брюсселе»


«Отравленные газом. Тамлё-ла-Фос, август 1916 года»


«Труп лошади»


«Обед в окопе (высоты Лоретто)»


«Перекличка вернувшихся»


«Череп»


«Переноска раненого в лесу Отлуст»

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (1891 - 1969) - немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.

Биография Отто Дикса

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны… «

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов » (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным «, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы

Отражают основные тенденции живописи и графики Европы XX века. В них также проявляются особенности авангардистской, эксперессионистской и дадаистской живописи Германии этого периода.

Вехи жизни и творчества: начало

Биография художника Отто Дикса представлена в справочных источниках достаточно скудно. Известно, что родился он 2 декабря 1891 года в Тюрингии - исторической области Германии, самом ее центре, который еще называют "зеленым сердцем" страны. Родиной Дикса считается Унтерхауз возле города Геры, находящегося на самом востоке Тюрингии, неподалеку от Лейпцига. В то время, когда в нем проходило детство Отто, город был столицей княжества Рёйс.

Отто Дикс родился в семье рабочего - отец его служил формовщиком на заводе. Мать работала швеей. Именно интерес матери к искусству и живописи повлиял на формирование увлечения живописью Отто. Он учился сначала на художника-реставратора, в чем весьма преуспел и даже получил грант.

Творческая жизнь художника Отто Дикса продолжилась в Дрездене, в Академии Художеств, где он обучался по направлению декоративной живописи у Рихарда Мюллера. Особенно внимание Отто привлекало изучение творчества голландских и итальянских живописцев эпохи Возрождения. Он много путешествовал по Европе, откуда привозил не только новые впечатления, но где совершенствовался как живописец и график.

Первая мировая война и ее отражение в картинах Отто Дикса

В годы Первой мировой войны Отто Дикс добровольцем ушел в армию и сражался пулеметчиком на передовой. Прошел боевой путь через Бельгию, Польшу, побывал в России. В 1918 году получил тяжелое ранение в шею и окончание войны встретил в госпитале. Но даже в тяжелое фронтовое время он не забывал про творчество: за этот период он создал более 600 рисунков, в которых документально зафиксировал страшные "кадры" военного времени. Все рисунки по технике исполнения напоминали офорты и отражали идею абсурдности и кошмарности происходящих событий. С точки зрения художественного решения они были схожи - везде изображалась ночь, когда из черного фона вырывался образ искалеченной жизни: раненый или умирающий солдат, развалины зданий, горе матери...

В 1919 году Отто Дикс основывает Дрезденский сецессион - творческое объединение немецких художников, в которое вошли еще: Конрад Феликсмюллер, Оскар Кокошка, Отто Шуберт, Вильгельм Хекротт, Гуго Цедер и др. Все они писали в манере экспрессионизма и были объединени единым девизом: "Правда - Братство - Искусство". Творчество художников было пронизано особыми сверхэмоциями и чувствами ужаса, глубокой печали и скорби. Главной целью общества было вскрыть острые социальные проблемы и заставить людей размышлять над ними и делать выводы. Произведения, как правило, изображале горе и смерть на фоне искореженного городского пейзажа. При этом в картинах Дикса была применена двухмерность экспрессионистического письма.

В послевоенные годы Отто Дикс остается верен своему идеалу правды и раскрыват зрителям свое отношение к ужасам жизни групп населения, наиболее пострадавших от последствий войны: инвалидов, проституток, ветеранов, детей, стариков и др.

В 1920-е годы творчество художника Отто Дикса было связано с дадаизмом - художественным течением авангардистсткого направления, возникшим в 1915 году в Цюрихе как протест против традиционных правил, норм, общественных и нравственных ценностей, традиционного уклада жизни и академизма в искусстве. Художники, работавшие в этом стиле, не имели своего художественного стиля, а старались любыми способами поразить людей, в результате чего бросались из крайности в крайность. Именно такая черта дадаизма, как коллажность, нашла свое выражение в творчестве Дикса этого периода. Однако Отто Дикс сохранил верность собственным взглядам на жизнь и искусство и после недолгой моды на дадаизм вернулся к основному направлению в своем творчестве.

Предчувствуя грядущие изменения в жизни Германии, Отто Дикс продолжал писать картины антивоенной тематики. Он предрекал ими лживость и агрессивность новой власти.

Судьба и творчество Отто Дикса в годы Второй мировой войны

После прихода к власти нацистов художник Отто Дикс был лишен профессорского звания. Ему было запрещено участие в любых выставках. Творчество его в нацистском государстве отвергалось и было отнесено к так называемому "дегенеративному" искусству. Все полотна Дикса были конфискованы из собраний музеев и запрещены для просмотра.

А позже гонения настолько усилились, что в годы Второй мировой войны он был вынужден уехать в деревню, где продолжал заниматься живописью - писал пейзажи. Проживал он с семьей в окрестностях озера Констанц - третьего по величине озера Европы, расположенного между Германией, Швейцарией и Австрией. Пейзажи в окрестностностях водоема весьма разнообразны и очень привлекательны взгляду художника.

Именно в это время Дикс отходит от подчеркнуто реалистичной стилистики произведений и пишет в искаженной, изломанной манере экспрессионизма, наполненной чувством боли и сопереживания к трагедии людей в этот период. Однако некоторые источники утверждают, что экспрессионизмом Дикс увлекался еще в 1920-е годы, так что, возможно, это был просто возврат к прошлому.

В 1945 году художник Отто Дикс был призван в армию и воевал в рядах фольксштурма. В конце года попал в плен к французам, а в феврале 1946-го выпущен на свободу. Поселился в Федеративной Республике Германии.

Послевоенное творчество Дикса постепенно приводит нас к восприятию художника как умудренного жизнью и опустошенного войной человека, глубоко переживающего за свою Родину. В последние годы жизни Отто Дикс все больше обращается к христианской тематике. В 1960 году Диксом было издано "Евангелие от Матфея", оформленное его авторскими миниатюрами-литографиями.

Умер художник Отто Дикс в 1969 году в Зингене - древнем германском городе в исторической местности Баден-Вюртемберг.

Личность человека в творчестве художника

Отношение Отто Дикса к проблемам формирования искаженной личности, к коим он прежде всего относил социальную деформацию общества, нашло свое отражение в технике рисования художника. Все фигуры в картинах Дикса диспропорциональны и искажены. Внутрення, психологическая, деформация личности показана через деформацию внешнюю, физиологическую. Для того чтобы образы были наиболее достоверны, Дикс использует особую наглядность и натурализм изображаемых объектов. Автор не пытается своими работами изменить людей - он понимает всю иллюзорность подобной затеи. Но обратить внимание общественности на негативные изменения - вот одна из из важных задач его творчества.

Картины

Первые произведения Дикса следовали основным принципам и идеям постимпрессионизма и в основном представляли пейзажи Саксонии. Затем художник увлекся творчеством Оскара Кокошки, что нашло отражение в его картинах на следующем этапе творческого развития. Нашла в его полотнах отражение и манера письма футуристов. В результате эти тенденции столкнулись в его творчестве с интересом к традициям Возрождения. Именно в этих плоскостях живописи Отто Дикс экспериментировал всю свою жизнь.

Художник писал свои полотна, основываясь на идеях пацифизма. Все его картины остросоциальны, отражают наиболее болезненные тенденции эпохи. В них Отто Дикс как художник осмысливает и предлагает свое видение общечеловеческих ценностей и их роли и места в современный ему исторический период.

Как уже говорилось выше, главной темой его произведений стала тема страшного лика войны. Дикс посвятил этой теме более ста работ. Он ушел от традиции изображать военные события как героическое и патриотическое время, а показал их с правдивой и ужасающей стороны. Самыми известными работами Дикса на эту тему стали гравюры серии "Война".

Многие картины художника Отто Дикса с названиями-характеристиками являются как-будто бы слепками, посмертными масками, снятыми с людей и времени.

Вот только некоторые произведения Дикса: "Портрет журналистки Сильвии фон Харден ", "Пражская улица ", "Игроки в скат", "Семь смертных грехов", "Большой город", "Торговец спичками", "Полевые окопы" (данная картина исчезла во времена правления нацистов).

Портрет доктора Ганса Коха

Художник Отто Дикс был неплохим портретистом. Увлечение портретным жанром началось в связи с его женитьбой на Марте Кук, бывшей жене врача Ганса Коха. В созданной Диксом портретной галерее все образы отличаются выпукло выписанными, преувеличенными до гротеска, личностными характеристиками и зловещим налетом профессиональной деформации. На портретах явно видны темные стороны изображаемых персонажей. Одним из таких портретов является картина Отто Дикса "Портрет Ганса Коха", в которой врач изображен со шприцем в руке и в окружении инструментов, скорее напоминающих орудия пыток, нежели врачебный набор. Да и выражение лица персонажа больше напоминает маньяка-садиста или врача-нациста перед или в процессе пытки заключенных.

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство - утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс - один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х. А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма . Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».


Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло


Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные


Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть - красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.


Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо , благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая вещественность.


Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. "Что" для меня важнее чем "как"». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде - «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.


Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.


Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.


Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.


Триумф смерти


Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.


Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма , а еще потом – поп-арта . Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с элементами пост-индастриала.

Вильгельм Генрих Отто Дикс (1891-1969) — великий немецкий художник-экспрессионист . Родился 2 декабря 1891 года в городе Гера, Германия. Известен своими шокирующими картинами, которые отличаются особой эмоциональностью и смелыми сюжетами.

Не смотря на то, что Отто Дикс до сих пор считается одним из самых прославленных , чьё имя навсегда вошло в историю искусств, многие критики его времени относились к творчеству данного художника не очень доброжелательно. Во времена нацистской Германии, Отто Дикс, как и многие другие представители авангардных течений в живописи, скульптуре, литературе и так далее, был объявлен представителем «дегенеративного искусства», которое представлялось фашистам опасным для всей нации. В результате он был вынужден уехать в деревню, где продолжал писать картины тайно. В последние годы Второй мировой войны Отто Дикса призвали на войну в отряд фольксштурма, где он был взят в плен французами и освобождён из плена в 1946 году.

Отто Дикс — был самым настоящим революционером в авангардном искусстве. Он постоянно находился в поисках новых образов. Он был представителем экспрессионизма и дадаизма. Также стал ярким представителем «новой вещественности» и одним из основателей объединения художников «Дрезденский сецессион», которое появилось в 1919 году, и в которое входили такие художники, как Конрад Феликсмюллер, Лазар Сегал, Оскар Кокошка и многие другие. Его картины и полотна — это социальные мотивы, духовные поиски самого себя и роли общества в этом мире. Взгляд на человека не как на внешность, а как на внутренний мир, полный переживаний, эмоций, желаний. Экспрессионизм этого художника отличается яркой индивидуальностью. При помощи ярких образов, иногда в гротескно гипертрофированном виде, он изображал свои внутренние наблюдения. Сложные моменты истории Германии, а также те ужасы, что он увидел во время войны и после войны, несомненно, повлияли и на его стиль и на его предпочтения в живописи. Потому его картины зачастую мрачные, наполненные болезненными переживаниями и даже шокирующими ужасами.

Автопортрет в меховой шапке

Автопортрет с мольбертом

Беременная женщина

Бог кондитеров

До свидания Гамбург

Меланхолия

Позиционная война

Портрет журналистки Сильвии фон Харден