Картина «Лето» из серии «Времена года» Альфонса Мухи, на выставке в музее в Люксембургском саду Ксения Гулиа/RFI

В музее в Люксембургском саду в сентябре открылась ретроспектива одного из наиболее прославленных представителей ар-нуво Альфонса Мухи. Это первая с 1980 года парижская выставка, посвященная выдающемуся чешскому художнику - автору театральных афиш, иллюстраций, ювелирных украшений и монументальной «Славянской эпопеи», переданной в дар Праге. Организаторы выставки поставили себе целью показать все разнообразие творчества Мухи.

Первое, что бросается в глаза в биографии Альфонса Мухи, - это, конечно, череда намеков судьбы и случайностей - как трагических, так и счастливых.

Муха родился в 1860 году в городке Иванчице в Моравии, которая тогда была частью Австро-Венгерской империи. С детства он увлекался живописью, но провалил вступительные экзамены в пражскую Академию. Эта неудача не поколебала его решимость стать художников. Муха вернулся в родной Иванчице и начал изготавливать декорации и афиши для местного любительского театра.

Молодого художника скоро заметили и пригласили в Вену в качестве театрального декоратора. В 1881 году венская карьера Мухи резко прервалась - после трагического пожара в «Рингтеатре», унесшего жизни около 400 человек. Этот театр был одним из основных заказчиков мастерской, где работал Муха. Фирма понесла огромные финансовые убытки, из нее уволили Муху и еще несколько сотрудников.

Это трагическое происшествие потрясло Муху. Художник покинул Вену и отправился в моравский городок Микулов. Здесь он получил свои первые крупные заказы от графа Карла Куэна-Беласи, в том числе на роспись его дворца. Граф, восхищенный талантом художника-любителя, оплатил ему учебу в Мюнхене, а затем и в Париже, где Муха обосновался в 1887 году. В столице Франции Муха поступил сначала в художественную Академию Жюлиана, затем - в Академию Коларосси.

Однако совсем скоро, в 1889-м, из-за финансовых трудностей граф Куэн-Беласи прекратил денежные переводы своему протеже. Чешский художник остался в Париже фактически без средств к существованию. Это заставило его прервать учебу и начать зарабатывать изготовлением всевозможных иллюстраций для парижских и пражских изданий. Его мастерская находилась над кафе мадам Шарлотты на улице Гранд-Шомьер. Одно время Муха делил ее с Полем Гогеном, оказавшимся фактически без копейки после возвращения из Таити.

Настоящий прорыв в судьбе Альфонса Мухи произошел 1 января 1985 года, когда по всему Парижу появились его афиши премьеры спектакля «Жисмонда» с великой Сарой Бернар. Эту афишу театр «Ренессанс» заказал Мухе в последний момент, 26 декабря. Эта работа мгновенно прославила Муху. По воспоминаниям современников, Сара Бернар, увидев афишу, сказала: «Как красиво! Теперь вы будете работать для меня, со мной. Я вас уже люблю». Чешский художник подписал шестилетний контракт с «божественной Сарой» и делал афиши и для других спектаклей с ее участием («Медея», «Дама с камелиями», «Гамлет» и другие).


Афиши к спектаклям «Дама с камелиями» и «Жисмонда» Альфонса Мухи Siegfried Forster / RFI

Эти знаменитые плакаты с Сарой Бернар и другие иллюстрации Альфонса Мухи можно увидеть на выставке в Люксембургском саду. Всего здесь выставлено около двухсот его работ - от упаковки печенья и рекламы шампанского до больших полотен его позднего периода, когда Муха обратился к истории славянских народов. В центре творчества Мухи неизменно - женские фигуры.


«Муха понимал, что женские образы всегда привлекают внимание, - говорит в интервью RFI куратор выставки, хранительница пражского Фонда Мухи Томоко Сато. - Возможно, именно поэтому в центре его творчества женщины, которых он окружал цветами и другими природными мотивами. Именно это и стало узнаваемым декоративным „стилем Мухи“. Он часто использовал разнообразные круги, изогнутые линии, экспериментировал с этими формами, чтобы передать свой месседж. Как иллюстратор и рекламщик, он использовал эти приемы, чтобы заинтересовать широкую публику. Но эту технику он перенес и в более поздние свои работы».

Альфонс Муха прославился в первую очередь как иллюстратор и декоратор. Организаторы выставки подчеркивают, что его поздние исторические полотна пока малоизвестны, особенно во Франции. Именно им они хотели уделить особое внимание. Один из залов выставки называется «Муха, патриот». В нем, например, работа Мухи под названием «Франция целует Богемию» 1918 года, посвященная образованию Чехословакии и освобождению от Австро-Венгрии. Но самое известное позднее произведение Мухи - это серия «Славянская эпопея» - двадцать монументальных полотен, которым он отдал почти двадцать лет своей жизни. Они посвящены разным эпизодам истории и мифологии и проникнуты идеями панславизма.

«Муха родился в 1860 году, когда националистическое движение на его родине переживало подъем. Как и все представители своего поколения, Муха был националистом, - рассказывает Томоко Сато. - Независимость своей страны он считал высшей целью, и он хотел способствовать этому движению как художник. Это было сначала. Муха рос как человек, приобретал новый опыт, работал во многих местах, в Париже он познакомился с новыми идеями. Его националистические взгляды трансформировались в более гуманитарные и пацифистские идеи. Это и стало отправной точкой для создания „Славянской эпопеи“ и других его поздних работ».

Выставка работ Альфонса Мухи проходит в Люксембургском саду в Париже до 27 января 2019 года. Музей открыт каждый день, без выходных. Стоимость входного билета 13 евро. Предусмотрены скидки.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)
Многие работы итальянская публика увидит впервые.
Альфонс Муха. Любовники
Альфонс Муха
Любовники
1895, 106.5×137 см.
Альфонс Муха. Автопортрет

Почти через 100 лет после того, как Альфонс Муха с женой побывал в Риме, столица Италии принимает крупнейшую в истории страны ретроспективу чешского художника — «иконы ар-нуво». Выставка «Альфонс Муха» в Витториано (Complesso del Vittoriano) представляет более 200 работ, от картин и рисунков до роскошной реконструкции интерьера для бутика Фуке в Париже.

В экспозиции — легендарная афиша для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар, «Мадонна лилий», «Лето» из серии «Времена года», этюды к «Славянской эпопее», плакаты, рисунки, картины, ювелирные изделия, книги и фотографии.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)

Многие работы итальянская публика увидит впервые.

Альфонс Муха. Любовники. 1895, 106.5×137 см.

Альфонс Муха (1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX веков. Сочетая портреты соблазнительных женщин с новейшими достижениями в области печати, он создал весьма оригинальные плакаты и породил новый жанр изобразительного искусства, который расцвёл в Париже Прекрасной эпохи. Во время визита в США в 1904 году местная пресса провозгласила Муху «величайшим художником-декоратором в мире».

Слева: Альфонс Муха, «Автопортрет» (1899)

Альфонс Муха. Мадонна лилий. 1905, 247×182 см.

Альфонс Муха считается одним из «отцов» художественного движения ар-нуво, для которого характерно преобладание мягких линий, цветочных форм и растительных мотивов. Но в действительности это был многогранный и разносторонний мастер, который экспериментировал с различными стилями и подходами. Муха был твёрдо убеждён, что ценность искусства — в отражении жизни, и это не относится исключительно к эстетической сфере, а, скорее, находит завершение в ней.

Альфонс Муха. Лето. Из серии "Времена года"

Альфонс Муха, «Лето. Из серии "Времена года"» (1896) 1 Альфонс Муха, «Живопись. Из серии "Искусства"» (1898)

Кроме того, Муха, родившийся в южной Моравии на территории тогдашней Австро-Венгрии, был пылким патриотом. Он глубоко верил в политическую свободу своей родины и духовное единство славянских народов, а потому значительную часть своего таланта, энергии и времени посвятил прославлению свободы и братства. Художник мечтал о мире, где этнические меньшинства живут в гармонии, не находясь под давлением более мощных государств. Эти утопические идеалы проявляются в его шедевре «Славянская эпопея» (1911 — 1928). На выставке в Риме представлен эскиз к полотну № 14 из этой серии — «Николай Зринский защищает Сигет от турок».

Альфонс Муха. Эскиз к картине «Николай Зринский защищает Сигет от турок» 1913, 31×44 см.

Экспозиция в Витториано разделена на шесть секций: «Богемец в Париже», «Создатель образов для широкой публики», «Космополит», «Мистик», «Патриот» и «Художник-философ».
Альфонс Муха. Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда», с которого началось восхождение Альфонса Мухи к вершинам славы. В конце 1894 года знаменитая актриса искала художника для оформления афиши к предстоящей новой постановке, но ни одни её не удовлетворил. В конце концов, остался лишь Муха, который создал эскиз в большой спешке. Печатник был сбит с толку: он никогда не видел ничего подобного. Постер, на котором византийские мотивы сочетались с приёмами в стиле ар-деко, выглядел ультрасовременно. Все были уверены, что примадонна отклонит его. Однако Бернар пригласила Альфонса Муху на встречу и заявила, что он сделал её бессмертной. С тех пор актриса не позволяла никому другому изображать себя.

Альфонс Муха, афиша к спектаклю «Жисмонда» по пьесе Викторьена Сарду с Сарой Бернар в заглавной роли (1895)

Эта работа сделала чешского художника самым знаменитым дизайнером плакатов своего времени и породила термины «стиль Мухи» и «женщины Мухи».

Альфонс Муха. Портрет Яри (Ярославы) 1935, 73×60 см.

Отсюда логически вытекает контент второго раздела выставки — «Создатель образов для широкой публики». Это плакаты и декоративные панели, созданные для коммерческих целей. Помимо прочего тут представлены «Декоративные материалы» (1902) — практическое руководство по дизайну для мастеров, предназначенное «помочь прививать эстетические ценности в декоративно-прикладном искусстве».

Альфонс Муха. Шоколад "Идеал". 1897, 117×78 см.
Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски лилии

Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски аксессуаров

Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски лилии» (1901 - 1902) 1 Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски аксессуаров» (1901 - 1902)

Кольцо, созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи

Центральные элементы третьей секции «Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до работ, созданных в сотрудничестве с известным французским ювелиром Жоржем Фуке. Сюда же вошли и произведения «американского периода»: декорации для «Немецкого театра» в Нью-Йорке и афиши для актрис Лесли Картер и Мод Адамс.

Альфонс Муха, реконструкция интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке в стиле ар-нуво в Париже (1900)

Четвёртый раздел ретроспективы в Риме посвящён влиянию спиритизма и масонской философии в творчестве Мухи. Они ярко проявились в Le Pater («Отче наш») — иллюстрированной книге, которая была опубликована в 1899 году.

Альфонс Муха. Обложка иллюстрированной книги "Отче наш". 1899, 41×31 см.

В разделе пятом представлен патриотический аспект карьеры Мухи после его возвращения на родину в 1910 году. Особое внимание сосредоточено на создании «Славянской эпопеи»: тут можно увидеть подготовительные этюды, наброски, документы и фотографии, связанные с этой серией монументальных работ.

Альфонс Муха. «Силой к свободе, с любовью к единству!»: эскиз для росписи «Своими силами II» в Общественном доме Праги. 1911, 79×98 см.

Альфонс Муха. Свет надежды. 1933, 96.2×90.7 см.

В заключение кураторы представляют Альфонса Муху как философа, и в шестой секции расположены работы, которые иллюстрируют его гуманитарные идеалы и реакцию на угрозу войны в быстро меняющемся мире.

Альфонс Муха, «Век Разума» (1936 - 1938)

Альфонс Муха, «Век Любви» (1936 - 1938)

Экспозиция завершается последним проектом художника — триптихом «Век Разума», «Век Мудрости» и «Век Любви», задуманного как памятник человечеству в целом. И хотя начатое в 1936 году произведение не было окончено, эскизов к нему достаточно, чтобы почувствовать послание, которое мастер хотел передать всем живущим.

Альфонс Муха. Век мудрости. 1938, 55×32 см.

По материалам официального сайта Фонда Альфонса Мухи, официального сайта Complesso del Vittoriano и artdaily.com
Автор: Vlad Maslov
Источник -

После значительного перерыва в два года Славянская Эпопея вновь представлена в Праге всем любителям искусства. В здании Муниципального дома проходит выставка, на которой представлены также и другие работы Альфонса Мухи. Двери выставки открыты с 19 августа 2018 до 13 января 2019 года. Стоимость билетов для взрослых - 250 крон, для детей старше 6 лет и студентов - 100 крон. Есть возможность приобрести входной билет на семью, куда входят 2 родителя и не более 3-х детей, за 500 крон, а также записать группу школьников по цене в 50 крон за 1 ученика. Обзор выставки с участием гида проводится группами, по 80 крон с человека. Куратором выставки назначена Магдалена Юржикова.

Славянская эпопея |


Выставочная площадка в Муниципальном доме - одно из наиболее презентабельных пространств Праги, а стиль ар-нуво как нельзя лучше подчеркивает художественный стиль, в котором писал Альфонс Муха. Неудивительно, что выставка, столь сильно отражающая славянские традиции, которыми вдохновлялся художник, проходит именно в год, когда Чехословакия отмечает 100 лет своей государственности.


Славянская эпопея |


После успеха выставки Альфонса Мухи в Национальном художественном центре Японии, где его полотна увидели более 660 тысяч зрителей, есть новая возможность для всех желающих увидеть большую часть работ известного художника в завораживающей атмосфере Муниципального дома Праги.


Славянская эпопея |


Архитектурные особенности выставочного пространства позволяют глубже понять технические стороны работ Альфонса. Организаторы постарались представить классическую коллекцию полотен с новой точки зрения, доказывая, что эпопея все также актуальна, как во времена своего создания.

Париж

В Парижском Музее Люксембург открылась выставка знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи, одного из лидеров течения «модерн», который в разных странах называют «ар-нуво», «югендштилем», «либерти» или «тиффани». В экспозиции представлено около двухсот работ живописца, который был также декоратором, дизайнером, скульптором, плакатистом, фотографом, философом-мистиком, масоном и педагогом.

Декоративные работы Мухи пользовались колоссальным успехом во всем мире. Он оформлял интерьеры, работал для известных ювелиров, иллюстрировал книги и журналы, рисовал этикетки и виньетки, изобретал рекламу шоколада, шампанского, мыла, бисквитов, велосипедов и т.д. Все это тиражировалось в тысячах экземпляров по всему миру.

Художник-визионер видел особую миссию, подчеркивают кураторы парижской ретроспективы, в сплочении славянских народов. Он верил, что их объединению в интересах всего человечества поможет искусство, имеющее общие византийские корни. Один из главных разделов нынешней выставки - «Муха - патриот». «Художник, - говорил он, - должен хранить верность своим национальным корням».

Едва ли не своим высшим творческим достижением мастер считал «Славянскую эпопею» - масштабный цикл из двадцати картин. На них запечатлены важнейшие, с его точки зрения, эпизоды в истории славян разных стран. Центральное полотно «Отмена крепостного права на Руси» композиционно во многом повторяет суриковское «Утро стрелецкой казни». Любопытно, что финансировал этот грандиозный проект американский предприниматель-миллионер Чарльз Крейн.

Уроженец небольшого городка Иванчице в Моравии, входившей в состав Австро-Венгерской империи, Муха учился в Вене, Мюнхене, а затем в Париже. В этих городах - а потом и в Нью-Йорке - он стоял у истоков славянских ассоциаций, обществ и клубов.

В Париже Муха примкнул к «Салону ста», который собирал литературно-художественную богему - Тулуз-Лотрека, Боннара, Малларме, Верлена, изобретателей кинематографа братьев Люмьер. Какое-то время он делил свою парижскую мастерскую с нищим Полем Гогеном, который вернулся с Таити и готовил выставку последних работ. Тот же Гоген и известный чешский художник Франтишек Купка порой служили Мухе моделями.

Слава пришла к нему в одночасье. В 1895 году он написал афишу для великой актрисы Сары Бернар, которая играла в пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Плакатами был заклеен весь Париж. В дальнейшем Муха в течение нескольких лет придумывал афиши, костюмы и декорации для спектаклей «Медея», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет», «Лоренцаччо». Его работы, утверждали арт-критики, оказались глотком свежего воздуха для парижской сцены.

Во многом благодаря гениальному дизайнеру, в конце XIX столетия во Франции афиша заняла центральное место в изобразительном искусстве. «Я предпочитаю быть популярным иллюстратором, - подчеркивал живописец, - а не апологетом искусства для искусства». И в годы бурного расцвета авангардистских течений в Европе он неизменно выступал в защиту фигуративной живописи.

На рубеже XIX–XX веков широкой публике кружили голову так называемые «женщины Мухи». Как отмечают искусствоведы, в своих работах художник отразил славянский тип - красавиц томных, чувственных, загадочных, экзотических, с пышной копной волос. Они часто символизировали виды искусства, времена года, знаки зодиака или драгоценные камни. Их популярности способствовало и то, что в те годы Францию, напоминают искусствоведы, захлестнула волна славянофильства. Ее кульминация пришлась на визит в Париж в 1896 году российского монарха Николая II.

В России чешский мэтр получил широкую известность сразу после первой выставки работ в Петербурге в 1898 году. Тогда же волжское пароходство заключило контракт с французской фирмой Ruinart на рекламу шампанского, придуманную опять-таки Альфонсом Мухой.

В нашей стране художник побывал в 1913 году в канун празднования 300-летия Дома Романовых, собирая материал для «Славянской эпопеи». В то время великая княгиня Елизавета Федоровна Романова поддерживала «Русский православный модерн», который был так созвучен чешскому художнику. Муха посетил Петербург и Москву - Третьяковку, Троице-Сергиеву лавру, побывал в гостях у своего друга, художника Леонида Пастернака, в тот день, когда его сын Борис отмечал выход своего стихотворного сборника. В России гостя поразило то, что повсюду он видел свои афиши и плакаты.

По свидетельству очевидцев, он увидел, что в нашей стране проснулся «исконный русский дух». В дальнейшем во время голода в России в начале 20-х годов для международного общества «Помгол» («Помощь голодающим») он написал картину-плакат Russiа restituenda («Россия возродится»). На ней он изобразил молодую мать с умирающим на руках ребенком.

После оккупации Чехословакии фашистской Германией в марте 1939 года Муха попал в гестаповские списки как «опасный патриот - художник». Его арестовали в числе первых, вскоре после допроса он заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года, не дожив нескольких дней до своего 79-летия.

16 февраля в Баку, в Центре Гейдара Алиева, открылась выставка «Альфонс Муха: в поисках красоты». В церемонии открытия выставки приняла участие вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева.

В открытии выставки принял участие внук Альфонса Мухи – Джон Муха.

«Я рад приехать в вашу прекрасную страну и город. Надеюсь, что впредь буду часто посещать вашу страну». Джон Муха отметил, что 2018 год – важный как для Чехии, так и для Азербайджана. Так, в этом году отмечается 100-летие создания Чешского государства. В этом году также будет отмечаться 100-летие создания Азербайджанской Демократической Республики.


«На выставке вы почувствуете и увидите ряд связей между произведениями моего деда и вашей страной», - сказал Джон Муха.

Подчеркнув бережное отношение вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой к творчеству Альфонса Мухи, поддержку, оказанную реализации этого проекта, куратор выставки Томако Сато выразила ей глубокую признательность.

Затем гости посмотрели выставку. В экспозиции представлены произведения известного художника, иллюстратора и дизайнера Альфонса Мухи на тему красоты, составляющую основу его художественной философии. На выставке демонстрируются свыше 80 произведений Альфонса Мухи – картины, фотографии, афиши и плакаты.