...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души.
Р. Роллан

«Британским Орфеем» назвали Г. Перселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Творчество Перселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля); возникали демократические формы музыкальной жизни - платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Перселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

Перселл родился в семье придворного музыканта. Музыкальные занятия будущего композитора начались в Королевской капелле, он овладел игрой на скрипке, органе и клавесине, пел в хоре, брал уроки композиции у П. Хамфри (предп.) и Дж. Блоу; в печати регулярно появляются его юношеские сочинения. С 1673 г. и до конца жизни Перселл состоял на службе при дворе Карла II. Исполняя многочисленные обязанности (композитор ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, органист Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личный клавесинист короля), Перселл все эти годы много сочинял. Композиторское творчество оставалось его главным призванием. Напряженнейший труд, тяжелые утраты (3 сына Перселла умерли в младенческом возрасте) подорвали силы композитора - он умер в возрасте 36 лет.

Творческий гений Перселла, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра; в частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque - сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами). Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности. Так особенное богатство музыкальных образов отличает пьесу «Королева фей» (свободная переработка «Сна в летнюю ночь» Шекспира, автор текста предп. Э. Сетл). Аллегория и феерия, фантастика и высокая лирика, народно-жанровые эпизоды и буффонада - все нашло отражение в музыкальных номерах этого волшебного спектакля. Если музыка к «Буре» (переработка пьесы Шекспира) соприкасается с итальянским оперным стилем, то в музыке к «Королю Артуру» ярче обозначена природа национального характера (в пьесе Дж. Драйдена варварским нравам саксов противопоставлены благородство и суровость бриттов).

Театральные работы Перселла в зависимости от развитости и весомости музыкальных номеров приближаются либо к опере, либо к собственно театральным спектаклям с музыкой. Единственная в полном смысле опера Перселла, где весь текст либретто положен на музыку, - «Дидона и Эней » (либретто Н. Тейта по «Энеиде» Вергилия - 1689). Остро индивидуальный характер лирических образов, поэтичных, хрупких, утонченно-психологических, и глубокие почвенные связи с английским фольклором, бытовыми жанрами (сцена сборища ведьм, хоры и пляски матросов) - это сочетание определило совершенно неповторимый облик первой английской национальной оперы, одного из самых совершенных творений композитора. Перселл предназначал «Дидону» для исполнения не профессиональными певцами, а ученицами пансиона. Этим во многом объясняется камерный склад произведения - небольшие формы, отсутствие сложных виртуозных партий, господствующий строгий, благородный тон. Гениальным открытием композитора стала предсмертная ария Дидоны - последняя сцена оперы, ее лирико-трагическая кульминация. Покорность судьбе, мольба и жалоба, скорбь прощания звучат в этой глубоко исповедальной музыке. «Сцена прощания и смерти Дидоны могла бы одна обессмертить это произведение», - писал Р. Роллан.

В опоре на богатейшие традиции национального хорового многоголосия сформировалось вокальное творчество Перселла: песни, вошедшие в изданный посмертно сборник «Британский Орфей», хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты, исторически подготовившие оратории Г. Ф. Генделя), светские оды, кантаты, кэтчи (распространенные в английском быту каноны) и т. п. Много лет работавший с ансамблем «24 скрипки короля», Перселл оставил замечательные произведения для струнных (15 фантазий, Соната для скрипки, Чакона и павана на 4 партии, 5 паван и т. п.). Под впечатлением трио-сонат итальянских композиторов С. Росси, Дж. Витали написаны 22 трио-сонаты для двух скрипок, баса и клавесина. В клавирном творчестве Перселла (8 сюит, более 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, токката) получили развитие традиции английских верджинелистов (верджинел - английская разновидность клавесина).

Только через 2 века после смерти Перселла наступила пора возрождения его творчества. Созданное в 1876 г. Общество Перселла поставило своей целью серьезное изучение наследия композитора и подготовку издания полного собрания его сочинений. В XX в. английские музыканты стремились привлечь внимание публики к произведениям первого гения отечественной музыки; особенно значительна исполнительская, исследовательская, творческая деятельность Б. Бриттена - выдающегося английского композитора, сделавшего обработки песен Перселла, новую редакцию «Дидоны», создавшего Вариации и фугу на тему Перселла - великолепное оркестровое сочинение, своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру.

Клавесин

Жанры опера,инструментальная музыка Медиафайлы на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Henry Purcell - Sonatas

    ✪ Генри Пёрселл - Сюита №4

    ✪ Henry Purcell // Composer Biography

    ✪ Henry Purcell: "Come Come Ye Sons Of Art" - Ode for bithday Queen Mary composed in 1694 year

    ✪ Purcell - 10 Sonatas in Four Parts

    Субтитры

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Начиная с 1659 года семья Пёрселлов жила всего в нескольких сотнях ярдов к западу от Вестминстерского аббатства . У Генри Пёрселла было три сына: Эдвард, Генри и Даниэль. Даниэль Пёрселл (ум. 1717), младший из братьев, тоже был плодовитым композитором. Именно он дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев » после смерти Генри.

После смерти отца в 1664 году Генри опекал дядя Томас, заботившийся о нём как о своём сыне . Будучи на службе в Капелле Его Величества, он добился приёма туда и Генри в качестве хориста.

Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука (англ. Henry Cooke ) (ум. в 1672), а затем у Пелхама Хамфри (англ. Pelham Humfrey ) (ум. в 1674), наследника Кука. Генри был хористом Королевской капеллы до мутации своего голоса в 1673 году, когда он стал помощником органного мастера Джона Хингстона (англ. John Hingston ), занимавшего должность королевского хранителя духовых инструментов .

Считается, что Пёрселл начал сочинять музыку в 9 лет. Но самой ранней работой, для которой достоверно установлено, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году . Даты сочинений Пёрселла, несмотря на большие проведённые исследования, часто точно не известны. Предполагается, что песня англ. "Sweet tyranness, I now resign" в трёх частях была написана им в детстве . После смерти Хамфри Пёрселл продолжал обучение у Джона Блоу . Он посещал Вестминстерскую школу и в 1676 году был назначен копиистом Вестминстерского аббатства . Самый первый антем Пёрселла англ. "Lord, who can tell" был написан в 1678 году. Это псалом, установленный для Рождества, а также читаемый на утренней молитве в четвёртый день месяца .

В 1679 году Пёрселл написал несколько песен для «Избранных арий, песен и дуэтов» (англ. Choice Ayres, Songs and Dialogues ) Джона Плейфорда (англ. John Playford ) и антем, название которого неизвестно, для королевской капеллы. Из сохранившегося письма Томаса Пёрселла известно, что этот антем был написан специально для выдающегося голоса Джона Гостлинга (англ. John Gostling ), который тоже был членом королевской капеллы. В разное время Пёрселл написал несколько антемов для этого необыкновенного баса профундо, имевшего диапазон две полных октавы от нижнего ре большой октавы до ре первой октавы. Известны даты сочинения немногих из этих церковных произведений. Наиболее заметным образцом их является антем «They that go down to the sea in ships». В честь чудесного избавления короля Карла II от кораблекрушения Гостлинг, являвшийся роялистом, соединил несколько стихов из Псалтиря в форме антема и попросил Пёрселла положить их на музыку. Эта труднейшая для исполнения пьеса начинается с пассажа, покрывающего весь диапазон голоса Гостлинга, - от верхнего ре и нисходящего на две октавы вниз.

Дальнейшая карьера и смерть

В 1679 году Блоу, бывший органистом Вестминстерского аббатства с 1669 года, оставил эту должность в пользу Пёрселла - своего ученика . С этого момента Пёрселл занялся сочинением преимущественно церковной музыки и на шесть лет прервал свои связи с театром. Однако, в начале года, возможно, до занятия должности, он создал две важные вещи для сцены: музыку для «Theodosius» Натаниэля Ли (англ. Nathaniel Lee ) и «Virtuous Wife» Томаса д’Урфи (англ. Thomas d"Urfey ) . Между 1680 и 1688 годами Пёрселл написал музыку для семи пьес . Сочинение его камерной оперы «Дидона и Эней » (англ. Dido and Aeneas ), которая является важной вехой в истории английской театральной музыки, относят к этому периоду. Эта более ранняя датировка является вполне вероятной, так как в документах опера упоминается в 1689 году . Она была написана на либретто ирландского поэта Наума Тейта (англ. Nahum Tate ) и поставлена в 1689 году с участием Джозиаса Приста англ. Josias Priest , хореографа театра Дорсет-Гарден (англ. Dorset Garden Theatre ). Жена Приста содержала пансион благородных девиц сначала в Лестере (англ. Leicester ), а затем в Челси , где и была поставлена опера . Иногда она называется первой английской оперой, хотя обычно так именуют оперу Блоу «Венера и Адонис». Как и в сочинении Блоу, действие происходит не в разговорных диалогах, а в речитативах в итальянском стиле. Оба сочинения длятся менее часа. В своё время «Дидона и Эней» не попала на театральную сцену, хотя, по-видимому, была очень популярна в частных кружках. Считается, что она много копировалась, но только одна ария из оперы была напечатана вдовой Пёрселла в сборнике сочинений Пёрселла «Британский Орфей» (англ. Orpheus Britannicus ), и полное сочинение оставалось в рукописи до 1840 года, когда оно было опубликовано обществом старинной музыки (англ. Musical Antiquarian Society ) под редакцией сэра Джорджа Александра Макфаррена . Сочинение «Дидоны и Энея» дало Пёрселлу первую возможность написать непрерывное музыкальное оформление для театрального текста. И это был единственный случай написать музыку, которая выражала чувства всей драмы . Сюжет «Дидоны и Энея» основан на эпической поэме Вергилия «Энеида » .

В 1682 году, вскоре после своей женитьбы, Пёрселл был назначен органистом королевской капеллы, в связи со смертью Эдварда Лоу (англ. Edward Lowe ), занимавшего этот пост. Эту должность Пёрселл смог получить, не оставляя прежнего места в аббатстве . Его старший сын родился в этом же году, но прожил недолго . В следующем 1683 году его сочинение (12 сонат) было впервые напечатано . В течение следующих нескольких лет Пёрселл занимался сочинением церковной музыки, одами, адресованными королю и королевской семье, и другими подобными работами . В 1685 году он написал два своих замечательных антема: «I was glad» и «My heart is inditing», для коронации короля Якова II . В 1694 году было написано одно из его наиболее важных и величественных произведений - ода ко дню рождения королевы Марии (англ. Queen Mary ). Оно озаглавлено «Come Ye Sons of Art» и было написано Н.Тейтом, а поставлено Пёрселлом .

В 1687 году Пёрселл возобновил свои связи с театром, написав музыку к трагедии Драйдена «Tyrannick Love». В этом году Пёрселл также сочинил марш и танец, которые стали такими популярными, что лорд Уортон использовал эту музыку в своём Лиллибуллеро . В январе 1688 или раньше, Пёрселл, исполняя волю короля, написал антем «Blessed are they that fear the Lord». А несколькими месяцами позже он написал музыку к пьесе д’Урфи «The Fool’s Preferment». В 1690 он сочинил музыку к обработке Томасом Беттертоном (англ. Thomas Betterton ) пьесы Джона Флетчера и Филиппа Мэссинджра «Пророчица» (позже названная «Диоклетиан ») и к пьесе «Амфитрион » Драйдена. В свой зрелый творческий период Пёрселл сочинял много, однако, насколько много - можно только предполагать. В 1691 году он написал музыку, которая считается его театральным шедевром, - оперу «Король Артур » (англ. King Arthur ) на либретто Драйдена (впервые опубликована Musical Antiquarian Society в 1843 году) . В 1692 он сочинил «Королеву фей» (англ. The Fairy-Queen ) (по мотивам «Сна в летнюю ночь » Шекспира), ноты которой (его самое большое произведение для театра) были обнаружены в 1901 году и опубликованы Пёрселловским обществом .

Пёрселл умер в 1695 году в своём доме на Marsham Street в Вестминстере в зените своей карьеры. Считается, что ему было 35 или 36 лет. Причина его смерти неясна. По одной версии, он простудился, вернувшись поздно домой из театра и обнаружив, что жена заперла дом на ночь. По другой - он умер от туберкулёза . Завещание Пёрселла начинается так:

«Во имя Господа, Аминь. Я, Генри Пёрселл, джентльмен, по состоянию тела будучи опасно болен, но в светлом уме и твёрдой памяти (слава Всевышнему), настоящим заявляю свою последнюю волю и завещание. Оставляю моей любимой жене Фрэнсис (англ. Frances Purcell ) всё моё движимое и недвижимое имущество…»

Пёрселл похоронен рядом с органом в Вестминстерском аббатстве. Музыка, которую он написал для похорон королевы Марии II, прозвучала и на его похоронах. Его повсеместно оплакивали, как «величайшего мастера музыки». После его смерти руководство Вестминстера почтило его, единогласно высказавшись за бесплатное предоставление места для захоронения в северном приделе аббатства . В эпитафии написано: «Здесь лежит Пёрселл, Эск., который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена» .

У Пёрселла и его жены Френсис было шесть детей, четверо из которых умерли во младенчестве. Жена, сын Эдвард (1689-1740) и дочь Френсис пережили его . Жена опубликовала ряд работ композитора, включая известный сборник «Британский Орфей» (англ. Orpheus Britannicus ) в двух томах, напечатанный в 1698 и 1702 годах, соответственно. Умерла Френсис Пёрселл в 1706 году. Эдвард в 1711 году стал органистом церкви St. Clement Eastcheap в Лондоне, ему наследовал его сын Эдвард Генри (ум. 1765). Оба были похоронены в церкви St. Clement около органа.

Посмертные слава и влияние

После смерти Пёрселла его значение было высоко отмечено многими современниками. Его старый друг Джон Блоу написал «Оду на смерть Генри Пёрселла» (англ. An Ode, on the Death of Mr. Henry Purcell (Mark how the lark and linnet sing) ) на слова своего давнего соавтора Джона Драйдена. Музыкальное сопровождение заупокойной службы Уильяма Крофта было написано в 1724 году в стиле «великого Мастера». Крофт сохранил Пёрселловское сопровождение «Though knowest lord» (Z 58) в своей музыке «по причинам, очевидным для любого артиста». С тех пор эта музыка звучит на всех официальных похоронах Великобритании. В более позднее время английский поэт Хопкинс написал известный сонет, озаглавленный «Генри Пёрселл».

Пёрселл оказал значительное влияние на композиторов английского музыкального ренессанса начала 20 столетия, особенно на Бриттена , который осуществил постановку «Дидоны и Энея», и чьё сочинение «The Young Person’s Guide to the Orchestra» основано на теме из Пёрселловского «Абделазара» (англ. Abdelazer ). Стилистически ария «I know a bank» из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь » явно навеяна Пёрселловской арией «Sweeter than Roses», которую Пёрселл первоначально написал как часть сопроводительной музыки к пьесе Ричарда Нортона «Павсаний , предатель родины».

В фильме 1995 года «England, My England» жизнь композитора (которого играет певец Michael Ball) показана глазами драматурга, живущего в 60-е годы двадцатого века, который пытается написать пьесу о Пёрселле.

В 2003 году шведская блэк-метал-группа Marduk записала кавер под названием Blackcrowned на мелодию из фильма «Заводной Апельсин», упомянутую выше.

Сочинения

The Queen"s Dolour (A Farewell)
Аранжировка en:Ronald Stevenson (1958), исполнитель en:Mark Gasser
Помощь по воспроизведению

Сочинения Пёрселла были каталогизированы Ф.Циммерманом в 1963 году. Обозначения сочинений Пёрселла по его каталогу начинаются с буквы «Z», по фамилии составителя (Zimmerman). Некоторые сочинения Пёрселла не были учтены Циммерманом (см. ниже в разделе «без Z-номера»)

Полный список сочинений Пёрселла см. в английской Википедии .

Антемы

Гимны и духовные песни

Церковные службы

Кэтчи

Оды и приветственные песни

Песни

  • Let Us Wander

Музыка к театральным пьесам

  • Z 570 Абделазар // Abdelazer or The Moor’s Revenge (1695).
  • Z 571 A Fool’s Preferment or The Three Dukes of Dunstable (1688).
  • Z 572 Амфитрион // Amphitryon or The Two Sosias (1690; авторство номеров 3-9 под сомнением, между 2 и 11 есть потерянный номер).
  • Z 573 Великий могол // Aureng-Zebe or The Great Mogul (1692)
  • Z 574 Бондука // Bonduca or The British Heroine (1695; авторство номеров 2-7 под сомнением, между 1 и 10 потеряны два номера).
  • Z 575 Цирцея / Кирка (1690).
  • Z 576 Клеомен // Cleomenes, the Spartan Hero (1692).
  • Z 577 Принцесса Персии // Distressed Innocence or The Princess of Persia (1694).
  • Z 578 Дон-Кихот // Don Quixote(1694-95).
  • Z 579 Epsom Wells (1693).
  • Z 580 Генрих II, король Англии // Henry the Second, King of England (1692).
  • Z 581 Ричард II // The History of King Richard the Second or The Sicilian Usurper (1681).
  • Z 582 Торжество любви // Love Triumphant or Nature Will Prevail (1693).
  • Z 583 Эдип // Oedipus (1692).
  • Z 584 Oroonoko (1695).
  • Z 585 Павсаний, предатель Родины // Pausanias, the Betrayer of his Country (1695).
  • Z 586 Регул // Regulus or The Faction of Carthage (1692).
  • Z 587 Rule a Wife and Have a Wife (1693).
  • Z 588 Сэр Энтони Лав // Sir Anthony Love or The Rambling Lady (1692).
  • Z 589 Сэр Барнеби Уигг // Sir Barnaby Whigg or No Wit Like a Woman’s (1681).
  • Z 590 Софонисба // Sophonisba or Hannibal’s Overthrow (1685).
  • Z 591 Кентерберийские гости // The Canterbury Guests or A Bargain Broken (1694).
  • Z 592 Двурушник // The Double Dealer (1693).
  • Z 594 Английский законник // The English Lawyer (1685).
  • Z 595 Роковой брак// The Fatal Marriage or The Innocent Adultery (1694).
  • Z 596 Женские добродетели // The Female Virtuosos (1693).
  • Z 597 Разрубленный Гордиев узел // The Gordian Knot Unty’d (1691).
  • Z 598 Индийский император // The Indian Emperor or The Conquest of Mexico (1691).
  • Z 599 Король Мальты // The Knight of Malta (1691).
  • Z 600 Распутник // The Libertine or The Libertine Destroyed (1692).
  • Z 601 Последняя молитва девушки // The Maid’s Last Prayer or Any Rather Than Fail (1693).
  • Z 602 The Marriage-hater Match’d (1693).
  • Z 603 Женатый щёголь // The Married Beau or The Curious Impertinent (1694).
  • Z 604 Парижская бойня // The Massacre of Paris (1693).
  • Z 605 Фиктивный брак // The Mock Marriage (1695).
  • Z 606 Феодосий // Theodosius or The Force of Love (1680).
  • Z 607 Старый холостяк. The Old Bachelor (1691).
  • Z 608 The Richmond Heiress or A Woman Once in the Right (1691; два номера утеряны).
  • Z 609 Сёстры-соперницы // The Rival Sisters or The Violence of Love (1695; сюита утеряна).
  • Z 610 Испанский монах // The Spanish Friar or The Double Discovery (1694-95).
  • Z 611 Добродетельная жена // The Virtuous Wife or Good Luck at Last (1694; один из номеров утерян).
  • Z 612 Оправдания жён // The Wives" Excuse or Cuckolds Make Themselves (1691).
  • Z 613 Любовь тирана // Tyrannic Love or The Royal Martyr (1694).

Оперы и семи-оперы

  • Z 626, Дидона и Эней . Opera, Dido and Aeneas (ок. 1688).
  • Z 627, Пророчица. Semi-Opera, Prophetess or The History of Dioclesian or Dioclesian (1690).
  • Z 628, Король Артур. Semi-Opera, King Arthur or The British Worthy (1691).
  • Z 629, Королева фей. Semi-Opera, The Fairy-Queen (1692).
  • Z 630, Королева индейцев . Semi-Opera, The Indian Queen (1695).
  • Z 631, Буря. Semi-Opera, The Tempest or The Enchanted Island (ок. 1695).
  • Z 632, Тимон Афинский. Semi-Opera, Timon of Athens (1694).

Инструментальная музыка

Сочинения с нестандартными номерами

Сочинения без Z-номера

  • Full Anthem, «I was glad when they said unto me» (первоначально автором считался

Человек не волен выбирать себе эпоху – но эпоха может выбрать человека. Мы расскажем об английском композиторе Генри Пёрселле, которого «выбрала» эпоха Реставрации.

Считается, что Пёрселл появился на свет в Вестминстере в 1659 г. Мы говорим «считается», поскольку единого мнения на этот счет нет, некоторые исследователи называют другую дату – 1658 г., но, так или иначе, родился он незадолго до переломного момента в британской истории – восшествия на престол Карла II Стюарта. Это было не просто начало царствования нового монарха, и даже не просто смена формы правления (возвращение к монархии) – это было время коренных перемен. В предшествующее десятилетие правление пуритан, пришедших к власти в результате революции, превратило страну – некогда «merry England» («веселую Англию») – в мрачное подобие кальвинистской Женевы, театральное искусство, которое всегда было неотъемлемой частью английской культуры, считалось рассадником безнравственности и подвергалось преследованию – и, конечно, не было и речи о развитии такого «греховного» жанра, как опера. И вот – власти пуритан приходит конец, всё, что искусственно сдерживалось, прорывается – и в последующие десятилетия возрождаются театральные традиции, приживаются новые формы музицирования (такие, как светские платные концерты), возникают многочисленные оркестры… В такой атмосфере музыкальный талант мог – и должен был! – пышно расцвести.

Генри Пёрселл определенно обладал талантом, унаследованным от предков – ведь его отец и дядя были придворными музыкантами. У отца, а после его смерти – у дяди Томаса он обучается искусству игры на органе и лютне, поет в хоре мальчиков, берет уроки композиции. Сочинять музыку он начал, когда ему было всего восемь лет, а в юности опубликовал первые произведения.

В хоре Придворной капеллы Пёрселл пел до четырнадцатилетнего возраста и был вынужден покинуть хор из-за ломки голоса. Некоторое время он работал переписчиком нот и настройщиком органа в Вестминстерском аббатстве, а в 1679 г. получил там место органиста. По прошествии трех лет он занял еще одну должность – композитор ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля» (образцом для создания этого исполнительского коллектива послужил оркестр, существовавший при дворе французского короля Людовика XIV). Кроме того, Пёрселл был личным клавесинистом Карла II.

Имея столь широкий круг придворных обязанностей, Генри Пёрселл и сочинял очень много. Он создавал антемы (англиканские многоголосные духовные произведения на тексты из Псалтыри), оды, инструментальную музыку, но с особой полнотой раскрылось его дарование в области театральной музыки. Он написал музыку более чем к пяти десяткам театральных пьес, и в большинстве своем это были маски – так именовался английский театральный жанр, возникший в XVI столетии и сочетавший диалоги, музыкальные номера и танцы. В эпоху Пёрселла на перепутье маски и оперы возник новый жанр – семи-опера, в котором музыка уже не просто иллюстрировала действие, а была органично связана с ним. В этом жанре Пёрселл тоже создал несколько произведений – «Королева фей», «Король Артур», «Буря», «Тимон Афинский». Провести четкую грань между оперой и семи-оперой не так-то просто, и все же по крайне мере одно из сочинений Пёрселла музыковеды уверенно относят к жанру оперы – это «Дидона и Эней». Она создавалась не для профессиональных певцов, а для учеников пансиона – и это определило камерный характер оперы, но не только в этом заключается своеобразие ее облика. Рядом с утонченностью лирических образов в опере возникают знакомые английской публике фольклорные интонации – в хоровых песнях и танцах моряков, в сборищах ведьм, это истинно английская опера (остается только пожалеть, что блестящее начало долгое время не получало столь же блестящего продолжения, пока Бенджамин Бриттен не вписал новую главу в историю английской оперы).

Официальное звание, которое он носил, звучало очень внушительно – «его Величество хранитель и изготовитель органа», и еще внушительнее выглядит его творческое наследие, особенно если учесть, что жизнь его не была долгой. «Британскому Орфею», как называли его восхищенные современники, было всего тридцать шесть лет, когда жизнь его оборвалась неожиданно и нелепо: однажды, когда он очень поздно вернулся из театра, дом уже был заперт на ночь, в результате чего композитор простудился и заболел воспалением легких, которое и стало причиной смерти. Композитор ушел из жизни, не успев завершить свою последнюю семи-оперу – «Королева индейцев» (ее дописал брат композитора). На надгробии Пёрселла в Вестминстерском аббатстве начертаны слова: «Здесь лежит Пёрселл, который покинул этот мир и ушел в то блаженное место, единственное, где его гармония может быть превзойдена».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Просмотров: 769

У Генри Пёрселла около 50 произведений подобного рода. Среди них - «Пророчица, или История Диоклетиана» (по Фрэнсису Бомонту и Джону Флетчеру), «Король Артур» (по Джону Драйдену), «Королева фей» (по У. Шекспиру), в которых композитор разрабатывал отдельные принципы своей музыкально-театральной драматургии, приближая их к опере.

Интересно, что даже в предпоследнем издании Словаря Джорджа Грова эти произведения, наряду с «Королевой индейцев» (по Джону Драйдену и Говарду) и «Бурей» (Джон Драйден и Уильям Давенант по У. Шекспиру), классифицированы как оперы и стоят в одном ряду с «Дидоной и Энеем», единственной оперой Пёрселла.

Сочетание в одном спектакле закономерностей музыкальной композиции с развитой театральной драматургией удовлетворяло требованиям искушенной английской публики, не принимавшей безоговорочно условность и драматургическую наивность оперы. В этом компромиссном, смешанном жанре многие исследователи видят тормоз английской культуры на пути к опере. Даже, казалось бы, неистребимая маска в эпоху Реставрации была им оттеснена. Тем более не могла конкурировать с этим жанром опера, что видно на примере творчества самого Пёрселла. Как известно, опера в строгом смысле слова у Пёрселла одна - «Дидона и Эней» (1689). Она была заказана частным лицом и предназначалась для любительского спектакля. Это обстоятельство предоставляло композитору определенную свободу выбора. Отвергнув (как схемы) маску, музыку к драме, итальянскую и французскую оперы, Пёрселл создал произведение, в котором учел опыт всех названных жанров. Он создал оперу, аналогичной которой в Англии не было не только в то время, но и позднее, когда Гендель стремился популяризировать итальянский тип оперы-seria. Драматургия «Дидоны» преемственно связана с национальными театральными традициями. Она разнопланова: в ней не только сплелись свойства возвышенной лирической трагедии и маски, но в ней есть поразительные по смелости предвосхищения романтической оперы XIX в. Необычной также для европейской оперы конца XVII в. была органичная связь интонационно-ритмической стороны вокальных партий с поэтическим словом. Вообще рождение этой оперы среди поисков Пёрселла в области театральной музыки можно сравнить с теми явлениями в истории науки, которые называются «побочными эффектами»: окликнув в ходе исследовательской работы, они - в исторической перспективе - оказываются открытием более ценным, нежели искомый результат.

Положение «Дидоны и Энея» Пёрселла в истории английской музыки уникально: на протяжении двух последующих столетий английским композиторам не удавалось создать произведения столь высокого мастерства, и пёрселловское творение одиноко высилось недосягаемым образцом. Выразительная сила музыки, проницательность драматургии позволили этой единственной опере завоевать в Англии плацдарм для оперы как важнейшего жанра в истории культуры любой европейской страны. Однако в свое время и в эпоху, непосредственно следующую за смертью Пёрселла (1695), эта опера не имела никакого резонанса или общественного отклика, она была забыта, а рукопись ее утеряна. «Пёрселл оказался в парадоксальном положении основоположника несостоявшейся национальной оперной школы».

Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 10 сентября 1659 (?), Лондон - 21 ноября 1695, там же) - английский композитор, представитель стиля барокко. Несмотря на включение стилистических элементов итальянской и французской музыки, наследие Пёрселла является английской формой музыки барокко. Пёрселл признан одним из крупнейших английских композиторов.

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Пёрселл родился в лондонском Вестминстере (англ. St. Ann"s Lane Old Pye Street). Отец Пёрселла (Генри Пёрселл-старший) был музыкантом, как и старший брат отца Томас (дядя Пёрселла, ум. в 1682). Оба брата были членами Королевской капеллы. Пёрселл-старший пел на коронации Карла II.

Начиная с 1659 года семья Пёрселлов жила всего в нескольких сотнях ярдов к западу от Вестминстерского аббатства. У Генри Пёрселла было три сына: Эдвард, Генри и Даниэль. Даниэль Пёрселл (ум. 1717), младший из братьев, тоже был плодовитым композитором. Именно он дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев» после смерти Генри.

После смерти отца в 1664 году Генри опекал дядя Томас, заботившийся о нём как о своём сыне. Будучи на службе в Капелле Его Величества, он добился приёма туда и Генри в качестве хориста.

Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука (англ. Henry Cooke) (ум. в 1672), а затем у Пелхама Хамфри (англ. Pelham Humfrey) (ум. в 1674), наследника Кука. Генри был хористом Королевской капеллы до мутации своего голоса в 1673 году, когда он стал помощником органного мастера Джона Хингстона (англ. John Hingston), занимавшего должность королевского хранителя духовых инструментов.

Считается, что Пёрселл начал сочинять музыку в 9 лет. Но самой ранней работой, для которой достоверно установлено, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году. Даты сочинений Пёрселла, несмотря на большие проведённые исследования, часто точно не известны. Предполагается, что песня англ. "Sweet tyranness, I now resign" в трёх частях была написана им в детстве. После смерти Хамфри Пёрселл продолжал обучение у Джона Блоу. Он посещал Вестминстерскую школу и в 1676 году был назначен копиистом Вестминстерского аббатства. Самый первый антем Пёрселла англ. "Lord, who can tell" был написан в 1678 году. Это псалом, установленный для Рождества, а также читаемый на утренней молитве в четвёртый день месяца.

В 1679 году Пёрселл написал несколько песен для «Избранных арий, песен и дуэтов» (англ. Choice Ayres, Songs and Dialogues) Джона Плейфорда (англ. John Playford) и антем, название которого неизвестно, для королевской капеллы. Из сохранившегося письма Томаса Пёрселла известно, что этот антем был написан специально для выдающегося голоса Джона Гостлинга (англ. John Gostling), который тоже был членом королевской капеллы. В разное время Пёрселл написал несколько антемов для этого необыкновенного баса профундо, имевшего диапазон две полных октавы от нижнего ре большой октавы до ре первой октавы. Известны даты сочинения немногих из этих церковных произведений. Наиболее заметным образцом их является антем «They that go down to the sea in ships». В честь чудесного избавления короля Карла II от кораблекрушения Гостлинг, являвшийся роялистом, соединил несколько стихов из Псалтиря в форме антема и попросил Пёрселла положить их на музыку. Эта труднейшая для исполнения пьеса начинается с пассажа, покрывающего весь диапазон голоса Гостлинга, - от верхнего ре и нисходящего на две октавы вниз.

Дальнейшая карьера и смерть

В 1679 году Блоу, бывший органистом Вестминстерского аббатства с 1669 года, оставил эту должность в пользу Пёрселла - своего ученика. С этого момента Пёрселл занялся сочинением преимущественно церковной музыки и на шесть лет прервал свои связи с театром. Однако, в начале года, возможно, до занятия должности, он создал две важные вещи для сцены: музыку для «Theodosius» Натаниэля Ли (англ. Nathaniel Lee) и «Virtuous Wife» Томаса д’Урфи (англ. Thomas d"Urfey). Между 1680 и 1688 годами Пёрселл написал музыку для семи пьес. Сочинение его камерной оперы «Дидона и Эней» (англ. Dido and Aeneas), которая является важной вехой в истории английской театральной музыки, относят к этому периоду. Эта более ранняя датировка является вполне вероятной, так как в документах опера упоминается в 1689 году. Она была написана на либретто ирландского поэта Наума Тейта (англ. Nahum Tate) и поставлена в 1689 году с участием Джозиаса Приста англ. Josias Priest, хореографа театра Дорсет-Гарден (англ. Dorset Garden Theatre). Жена Приста содержала пансион благородных девиц сначала в Лестере (англ. Leicester), а затем в Челси, где и была поставлена опера. Иногда она называется первой английской оперой, хотя обычно так именуют оперу Блоу «Венера и Адонис». Как и в сочинении Блоу, действие происходит не в разговорных диалогах, а в речитативах в итальянском стиле. Оба сочинения длятся менее часа. В своё время «Дидона и Эней» не попала на театральную сцену, хотя, по-видимому, была очень популярна в частных кружках. Считается, что она много копировалась, но только одна ария из оперы была напечатана вдовой Пёрселла в сборнике сочинений Пёрселла «Британский Орфей» (англ. Orpheus Britannicus), и полное сочинение оставалось в рукописи до 1840 года, когда оно было опубликовано обществом старинной музыки (англ. Musical Antiquarian Society) под редакцией сэра Джорджа Александра Макфаррена. Сочинение «Дидоны и Энея» дало Пёрселлу первую возможность написать непрерывное музыкальное оформление для театрального текста. И это был единственный случай написать музыку, которая выражала чувства всей драмы. Сюжет «Дидоны и Энея» основан на эпической поэме Вергилия «Энеида».