ПРАГА, 3 октября, радио «Свобода». Отставка главы Кабардино-Балкарии была ожидаемой: ей предшествовали события, не оставившие руководителю республики Юрию Кокову шансов на сохранение под собой кресла начальника одного из ключевых регионов Северного Кавказа. Последним событием, разрешившим многолетнею борьбу кабардинских кланов в пользу сына первого президента КБР Казбека Кокова, стал межэтнический конфликт в селении Кендален в конце сентября 2018 года. И хотя новый назначенец не имеет к этому конфликту прямого отношения, вполне возможно, что силы, стоящие за его спиной, разыграли национальную карту для политической ликвидации своего конкурента.

18 и 19 сентября Кабардино-Балкария оказалась на грани серьезных вооруженных столкновений между балкарцами и кабардинцами. Если бы конфликт в балкарском селении Кендален перерос в поножовщину или перестрелки, то события этого сентября вполне могли бы стать началом новой кавказской войны. В межэтническое противостояние оказались бы втянуты карачаевцы и черкесы в Карачаево-Черкесии (население около 450 тысяч человек), балкарцы и кабардинцы в Кабардино-Балкарии (население свыше 860 тысяч человек) . Конфликт между балкарцами и кабардинцами всегда имел латентный характер и ни разу не перерастал в открытое столкновение, однако напряженность между представителями двух народов в последние годы устойчиво росла. Во многом это связано с динамикой черкесского национального движения, с одной стороны, и с активизацией карачаево-балкарского национального движения, с другой.

В результате Кавказской войны XIX века, а затем в результате событий 1917 года в Кабарде произошли заметные изменения: на традиционных территориях проживания кабардинцев в предгорьях Кавказа появились балкарские поселения. Селение Кендален, согласно российским архивам, основано в 1868 году на землях кабардинских князей Атажукиных. Первыми жителями стали балкарские семьи из верховьев Чегемского ущелья, вслед за ними в Кендален переселились и балкарские семьи из верховьев Баксанского ущелья. Советская власть довершила процесс соединения и смешивания Балкарии и Кабарды, заложив механизм конфликта между двумя народами, вынужденными проживать в рамках общих административных единиц.

18 сентября 2018 года балкарцы перекрыли дорогу кабардинским всадникам, совершавшим ритуальный конный поход через село Кендален — чтобы почтить память павшим воинов, которые в 1708 году во время так называемой Канжальской битвы отразили нападение татарско-османского войска под командованием крымского хана Каплан-Гирея . https://ru.wikipedia.org/wiki/Канжальская_битва Согласно одной из версий, именно потомки крымских татар, ассимилированные впоследствии местным населением, сформировали новые этнические группы, балкарскую и карачаевскую. Данную версию, отрицающую автохтонность двух кавказских народов, отвергают балкарские и карачаевские историки, которым оказалась ближе теория происхождения балкарцев от аланских племен. https://regnum.ru/news/1056888.html Споры о происхождении народов и стали источником раздора между кабардинской и балкарской молодежью. Балкарцы уже много лет выступают против празднования годовщин Канжальской битвы.

По мнению многих экспертов, непосредственная причина сентябрьских беспорядков — в отсутствии диалога власти с национальными активистами. К конфликту сразу же подключились провокаторы, которые через социальные сети спровоцировали первые столкновения между балкарской и кабардинской молодежью. Потом в дело вступили присланные из Ингушетии и Северной Осетии омоновцы и бойцы Национальной гвардии, которые действовали по принципу «окружить и уничтожить», как это делается в ходе спецопераций против исламских радикалов. Сработали как умели. Я был в эти дни в Кабардино-Балкарии: местные жители говорят о том, что силовикам нужно было отделить друг от друга стороны конфликта и позволить кабардинским юношам выйти из села. Однако вместо этого ОМОН блокировал разгоряченную молодежь и столкнул балкарцев и кабардинцев лбами. Вместе с тем, многие в республике уверены, что, если бы полиция не применила силу, то кабардинцы сожгли бы балкарский поселок.

В результате столкновений пострадали 5 сотрудников силовых структур, задержаны 120 человек, которых считают участниками конфликта, при этом 115 из них кабардинцы и всего трое балкарцы. Почти всех арестовали на двое или на пять суток, многим влепили административные штрафы. Информацию о пострадавших (а их было немало) власти скрывают.

Двое суток, пока развивались тревожные события, руководитель республики Юрий Коков хранил молчание. В Кремле, очевидно, это восприняли как проявление не просто некомпетентности, но непростительной слабости. Решение об отставке главы Кабардино-Балкарии было принято быстро, несмотря на очевидные заслуги Кокова в деле подавления вооруженного подполья. Однако неожиданное назначение на освободившуюся должность сына первого президента республики Казбека Кокова (они однофамильцы, не родственники) местные наблюдатели не склонны считать случайностью. Прямых доказательств того, что беспорядки были спровоцированы для дискредитации Юрия Кокова, нет, однако эта версия имеет полное право на существование: провокаторы словно по заказу действовали с обеих сторон, конфликт быстро вспыхнул и был быстро погашен — уже 20 сентября Кабардино-Балкария успокоилась.

С чем и с кем вернется в республику Казбек Коков, вот уже более 15 лет живущий в Москве и никак пока не проявлявший себя в местной политике? Новый глава республики почти наверняка столкнется с кадровыми трудностями, поскольку «старая гвардия», связанная с его покойным отцом Валерием Коковым, постарела и поредела. Новая команда нового Кокова немногочисленна. Это Руслан Хасанов, бывший глава Пенсионного фонда России по Кабардино-Балкарии, ныне заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Москвы, местные латифундисты Альберт Каздохов и Анатолий Бифов, а также пара представителей балкарских кланов. Все эти люди, имея значительные финансовые возможности, не один год находились в конфронтации с Юрием Коковым. Возможно, как считают в Нальчике, участие в новом правительстве людей самого богатого уроженца республики, бывшего главы Кабардино-Балкарии миллиардера Арсена Канокова, который сохраняет свое влияние на местные элиты.

По мнению экспертов, с которыми мне удалось поговорить в ходе поездки в КБР, многое зависит от того, как будут распределены сферы влияния между балкарскими и кабардинскими кланами. Не секрет, впрочем, что среди тех, кто ждал смены руководства республики, много дельцов, для которых республика — лишь источник обогащения и приумножения собственных активов.

Ислам Текушев, специально для радио «Свобода»

В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный народ – балкарцы. Самоназвание – таулула, что означает «жители гор». Представители этой национальности относятся к европеоидной расе. Имеют характерные внешние признаки: большую голову, широкое лицо, прямой или орлиный нос, темные глаза и волосы, светлую кожу.

Карачаево-балкарский язык является тюркским, кыпчакской группы, отличается сложной фонетикой и грамматикой, сохраняет древнетюркские элементы, используются сразу три системы исчисления: четверичная, десятичная, двадцатеричная.

История происхождения балкарского народа

Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.

Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на не дошли до наших дней.

Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.

Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается или барана.

Древний этикет

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож . Головной убор, традиционный для Кавказа – . Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога , а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – . Несмотря на официальную , жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Депортация, переселение и возрождение

Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.

Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.

Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составляющей 12,5 тыс. км2, проживают более 100 национальностей: кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, украинцы, корейцы, татары, евреи и т.д. Население – 901 200 человек. В республике 165 населенных пунктов, в том числе 8 городов: Столица – Нальчик; Прохладный и Баксан – города республиканского подчинения; Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз – города районного подчинения; 10 районов: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский. На протяжении веков наши народы жили на территории республики в дружбе и согласии. История нашей Кабардино-Балкарии полна как ярких страниц, связанных с ратными и трудовыми совершениями, так и драматических моментов, свидетельствующих о тяжелых и трагических испытаниях, через которые им доводилось пройти. Чтобы понять происходящее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Нас всех, как взрослых, так и детей, формирует прошлое и настоящее как нашего отечества, так и всего человечества. Каждому человеку важно установить свою причастность к роду, нации, человечеству, помнить, что он живет в мире, где прошлое ощутимо действует, косвенно влияя на настоящее.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей. Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и особой формы штаны.

6 слайд

Описание слайда:

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах - черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, «недоодетым», и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из овчины, а лучшие – из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

11 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти.

12 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период – шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

13 слайд

Описание слайда:

Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщины старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарии женщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи. В Кабарде, а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая была домашней обувью.

14 слайд

Описание слайда:

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Одежда женщин была изящной, удобной, разноцветной, в отличие от мужской. Дело в том, что мужчины вовсе не носили одежды с красным цветом. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. С раннего детства вырабатывалась правильная, стройная фигура. Для этой цели использовались всевозможные приспособления и средства. При этом учитывались физиологические особенности и физические возможности каждой девочки, нисколько не влияя на ее здоровье. В частности, девушка до ее замужества не имела права спать в мягкой постели, питание было ограничено. Исключались фактически из рациона ее питания те продукты, которые способствовали ожирению. Кстати сказать, этого придерживались и мужчины.

15 слайд

Описание слайда:

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной принадлежности. Как писал И. Бларамберг в своей работе “Кавказская рукопись”: “Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях в возрасте от 10 лет одевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудные железы мешают им развиваться; считается, что эта часть тела – атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов”. Бларамберг также отмечал, что “девушки имели право пользоваться своеобразной косметикой. В частности, они могли красить себе ногти темно-красной краской, которую черкесы добывали из цветка”. Этой “свободы” в ухаживании за своим внешним видом, которая была в далеком прошлом у кавказских девушек, не было у многих народов, в том числе в Европе. При этом надо иметь в виду, что это имело место тогда, когда мировая цивилизация не достигла таких высот в косметике. Тот же Бларамберг отмечал, что “первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся девушки”.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей – тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика: постепенно от него остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

18 слайд

Описание слайда:

Пожилые женщины носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

19 слайд

Описание слайда:

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

20 слайд

Описание слайда:

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину – из серебра, с пряжками различных видов.

23 слайд

Описание слайда:

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Искусство приготовления пищи является общечеловеческим достоянием. Национальная кухня кабардинцев и балкарцев сложилась исторически и имеет свои специфические особенности. В целом вся пища делилась на обыденную - каждодневную, праздничную, дорожную и обрядовую.Ежедневная пища большинства крестьян была однообразной. Она состояла из айрана, калмыцкого чая, овечьего сыра и чуреков.Празднично-торжественные случаи и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки.

Кабардинцы и балкарцы торжественно отмечали рождение ребенка, в особенности мальчика, - продолжателя рода. Устраивали эти празднества его дедушка и бабушка или дяди и тети. Они сообщали всем родственникам о дне праздника. Семья же начинала готовить национальный напиток - бузу (махъсыма, боза), жарили лакумы, резали кур, барана и т.д. Готовили национальную халву (хьэлыуэ). Определенного срока проведения этих праздников не было. Он мог быть устроен в первые дни после рождения ребенка, или приурочен к обряду завязывания ребенка в люльку.Родственники приносили на праздник: корзину лакумов, живых и забитых кур, приводили живого барана.

Важнейшей частью этого праздника являлось жертвоприношение в честь Бога. Человек, которому доверяли зарезать барана или быка говорил специальные слова: чтобы Бог сделал мальчика крепким, сильным, продлил его жизнь и т.д. В день такого праздника устраивалось состязание. Во дворе вкапывался столб с перекладиной. На перекладине подвешивали круглый копченый сыр. По хорошо промасленной кожаной веревке соревнующиеся должны были добраться до сыра и откусить кусочек. Победителя ждал приз.

Как только ребенок начинал ходить, устраивался обряд первого шага (лъэтеувэ), на который приглашались соседки, родственницы. Семья ребенка для выполнения этого обряда пекла специальный хлеб из пшенной или кукурузной муки, который назывался «лъэтеувэ мэжаджэ» - «хлеб первого шага». Приглашенные приносили лакумы, курицу и др. Готовилась национальная халва.

В обряде участвовали женщины и дети. По обычаю, сверху «мэжаджэ» укладывались различные вещи: плеть, кинжал, Коран, кузнечные и ювелирные инструменты. Ребенку давали выбирать из них, что ему понравится. Если он выбирал плеть, то ему предсказывали, что он станет лихим наездником, если выбирал Коран - муллой, инструмент - кузнецом или ювелиром. Такую проверку будущих наклонностей и интересов ребенка устраивали и для девочек.

Появление у ребенка первого зуба балкарцы, например, отмечали специальным угощением, на которое приглашались женщины и дети. Для этого готовились различные кушанья, но обязательно «жырна». Оно состояло из хорошо отваренных зерен кукурузы, ячменя, фасоли, пшеницы, протолченных в специальной ступке.

Пища занимала большое место в свадебных обрядах. Обычно семья, сын которой женился, заготавливала большое количество национального напитка - бузы. Ею обязательно угощали всех, кто приходил их поздравить. Ко дню свадьбы семья и другие родственники готовили различные национальные кушанья, напитки. Халва, буза, баран на зарез считались обязательными для устройства свадебных праздников. Обычно перед выездом за невестой приглашали всех жителей селения на сборный вечерний пир. Обычно процессию, увозившую невесту, не выпускали со двора, пока «заградительная стража» не получала вознаграждение в виде чаши с бузой и различных кушаний. Свадебную процессию провожали аульная молодежь, родственники невесты, которые захватывали с собой кувшин бузы, лакумы, мясо, сыр, и т.д., и на границе села устраивалась прощальная пирушка. В пути свадебную процессию встречали родственники жениха с напитками и кушаньями и организовывали в поле угощение, произносились тосты, устраивались танцы и все вместе отправлялись домой. После исполнения во дворе лезгинки всех участников свадебной процессии заводили в комнаты и угощали до утра. Лихим наездником, которым удавалось проникнуть верхом в комнату невесты, преподносили большую чашу бузы, тарелку пасты, мясо, лакумы.

Обязательной частью свадьбы является намазывание губ невесты медом с маслом. Этот обряд выполнялся через два-три дня после привоза невесты в день ее ввода в большую комнату, где живет свекровь. Обычно эту процедуру выполняет самая авторитетная женщина рода, и это символизирует желание рода, чтобы их юная невестка была сладкой и приятной, как мед с маслом и, чтобы новая семья ей казалась такой же сладкой и приятной.

Жених по обычаю в дни свадьбы находился у одного из товарищей. Его посещали друзья, родственники, односельчане, которых обязательно угощали и поили.

Семья жениха готовилась к его возвращению домой. Собирали самых старших членов рода, соседей. Жених с товарищами ожидал у двери комнаты, где сидели старики. Самый старший из них, обращаясь к жениху, говорил: они приветствуют приход в их род нового человека, прощают ему его поступок, надеются на учтивость, старание, прилежный труд и т.д. В знак «примирения» ему преподносили большую чашу бузы с тарелкой различных кушаний, которые жених передавал своим товарищам.

У балкарцев жених скрывался 7 дней, а если обстоятельства не позволяли скрываться долее 7 дней, то назначался день выкупа. Глашатай объявлял по аулу о желании жениха откупиться и приглашал всех желающих на сборное место. Сюда привозились от жениха пиво, несколько баранов, целиком зажаренных, и начинался пир. Новобрачный тоже присутствовал на этом пиру. Этим обрядом заканчивался весь свадебный процесс. Этот обряд балкарцев отличался от кабардинского. Если у кабардинцев «примирительное» застолье организовывали родители жениха, то у балкарцев - сам жених. Для того, чтобы «примирить» жениха со своей матерью, у кабардинцев устраивался женский праздник, где сыну мать преподносила чашу бузы и сажала на скамью. Этот обряд символизировал окончательное «примирение» сына с семьей.

По обычаю кабардинцы и балкарцы, посещая больного, приносили продукты питания. Это и сейчас считается обязательным, если приехали проведать. Обычными для этого считаются вареная курица, несколько булок, фрукты, овощи и т.д. Это делают и в том случае, если больной лежит в больнице. Если приезжает проведать мужчина, то он ничего с собой не везет.

Кабардинцы и балкарцы уделяли большое внимание угощению знакомых и незнакомых гостей. Путник мог рассчитывать на самый радушный прием в доме каждого горца. Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь. Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Для гостя готовили: гедлибже, лициклибже, лакумы, пироги и т.д. Угощали бузой, а в Балкарии - пивом. Но не всех угощали одинаково. Например, гостей-женщин угощали без национального напитка, но подавали обязательно сладкий чай, чего не давали при угощении мужчин. Для случайных гостей не готовили национальную халву, но она была обязательна при приеме гостей, о приезде которых было известно заранее. Для гостей-односельчан, если они не были специально приглашены на торжество, не был обязательным гостевой зарез, ограничивались курицей или жареным мясом.

Кабардинцы и балкарцы и сейчас славятся своим гостеприимством, хлебосольностью. Все положительные традиции и обычаи, связанные с древним институтом гостеприимства, они соблюдают и в настоящее время.

Существовали и запрещенные кушанья. Так, например, девушек не кормили желудочком курицы, говорили, что губы будут синими. Детям не давали почки, так как они «замедляют» рост. Детям не давали также кушать язык, так как существовало поверье, что если ребенок скушает язык, то будет болтливым.

Для гостей резали барана. Самой почетной частью считалась голова, половину которой подавали мужчине. Женщины не имели права есть голову.

С пищей, ее приготовлением, подачей на стол были связаны многочисленные традиции и обычаи, выработанные веками.

Кабардинцы и балкарцы обучали своих детей умению готовить пищу. Девочек с ранних лет учили помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, помогать в приготовлении пищи, самим готовить ее. В обязательный кодекс воспитания девочек входило знание всех национальных блюд, способов их приготовления, порядка их подачи на стол. О девушке судили не только по ее внешности, но и по ее воспитанности, умению заниматься рукоделием, готовить вкусную пищу. Умению готовить пищу учили и мальчиков.

Кабардинцы и балкарцы всегда отличались умеренностью в еде. Совершенно недопустимым и неприличным считалось говорить, что ты голоден. Жадность к пище считалась серьезным пороком человека. Обычай требовал - оставлять часть еды, хотя сам не наелся. Обычай также не разрешал быть разборчивым в пище, выбирать или просить одно блюдо, отказываться от другого.

Пищу готовила старшая женщина семьи или одна из невесток. Она и делила ее между членами семьи.

Обычно пища готовилась с определенным запасом, потому что могли неожиданно приехать гости. При этом даже сытый человек не имел права, не нарушая обычая, отказаться от еды. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. С другой стороны, на человека, покушавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь.

В пище у кабардинцев и балкарцев в прошлом была характерна ее сезонность. Летом ели, в основном, молочную и растительную, а осенью и зимой - мясную.


24. /1-я рейтинговая точка/Сканер/1 ая глава/3/3.doc
25. /1-я рейтинговая точка/Сканер/1 ая глава/3/4.doc
26. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/1/1.doc
27. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/1/2.doc
28. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/1/3.doc
29. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/1.doc
30. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/2.doc
31. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/3.doc
32. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/2/4.doc
33. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/1.doc
34. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/2.doc
35. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/3.doc
36. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/4.doc
37. /1-я рейтинговая точка/Сканер/2 ая глава/3/5.doc
38. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/1.doc
39. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/2.doc
40. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/3.doc
41. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/1/4.doc
42. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/1.doc
43. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/2.doc
44. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/3.doc
45. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/4.doc
46. /1-я рейтинговая точка/Сканер/3 я глава/2/5.doc
47. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/1/1.doc
48. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/1/2.doc
49. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2/1.doc
50. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2/2.doc
51. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2/3.doc
52. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2(1)/1.doc
53. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2(1)/2.doc
54. /1-я рейтинговая точка/Сканер/4 ая глава/2(1)/3.doc
2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской цивилизации
3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народов
1. Поселение и жилища адыгов и балкарцев
2. Одежда адыгов и балкарцев
3. Традиционная пища адыгов и балкарцев
1. Кузнечное и оружейное производство
2. Шерстяное производство
3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство
1. Языческие верования
2. Христианство
1. Духовная культура адыгов и балкарцев и её роль в жизни народа
I культура и ее роль в обществе
Ционная культура (традиции, обычаи и т д.)
Тонкой сферы человеческой деятельности. Несмотря на >то, что нам сегодня кажутся наивными и непривлека­
Культуры народов, в том числе адыгской и балкарской, наложили глубокие отпечатки различные социальные
Гда был и остается воротами для непрерывного движе­
Ческого, начиная с момента становления самого человека
Тоже более двухсот лет
Тендовать Кавказ. При этом надо учитывать и то обстоя­ тельство, что именно на Кавказ, на его народы гораздо
3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народа
Объектом агрессии многих завоевателей всех времен и эпох, которые вторгались на Северный Кавказ. И посто­
Ния зависят от климата, плодородия почвы и других ес­ тественно-природных факторов. В
Говоря о взаимосвязи русской природы и характера рус­
Культура жизнеобеспечения адыгов и балкарцев
Крыты стоянки с наземными постройками прямоуголь­ ной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазан­
Зываться у жены. Они живут в своих селениях и домах очень чистоплотно; они соблюдают чистоплотность так­
§ Одежда адыгов и балкарцев Часто слышишь споры между различными людьми по поводу вопроса: «Человек сперва оделся и построил жилище или наоборот?»
Ми народами, даже предки которых являются пришлыми
Черкесы носят рубашки из белого полотна или тафты белого, желтого или красного цветов, застегивающиеся
Валась неглубоко, что увеличивал рост девушки. Замуж­ няя женщина заменяла шапочку повязкой с узлом на
Ких условий его жизни и рода занятий, вырабатывает
Били на небольшие куски позвоночник, отделяли ребра
Распределилась соль, а солят достаточно круто во из­
Числе на сливочном масле и с яйцом
Декоративно-прикладное искусство адыгов и балкарцев
Адыгское народно-декоративное искусство весьма самобытно,- справедливо отмечает М. А. Меретуков. Оно
В результате археологических раскопок на территории предков адыгов, свидетельствуют о том, что они очень
Добного рода торговли не возбуждался бы так часто на

Шерсть, пригодную для производства столь хороших су­
Обработка дерева и использование его для самых раз­ нообразных нужд является одним из самых древних
До середины XIX в кабардинцы делали арбу цели­
«дыщэк1»; «кюмюшчю» достигли значительных успе­ хов в отделке различных предметов и частей женской
Придерживаются ислама. Одно из особенностей религи­ озных верований народов Северного Кавказа, в том чис­
Хан-Гирей писал следующее: Что касается до древнего их адыгов
Чучело и ходила по дворам, его обливали водой, а моло­
Ш. Д. Инал-Ипа в своем историко-этнографическом очер­ ке «Абхазы» пишет, что, по преданию, в Абхазию семена
Нявшим у былых присылкой новых епископов и свя­

Рения Кабарды
скачать doc

1. Духовная культура адыгов и балкарцев и её роль в жизни народа.

Куль­тура - способ существования этноса, преодоления им ис­торического пространства на одной и той же географи­ческой площади. Культура (от латинского «cultura») означает «возделывание», «обрабатывание». В XVIII-XIX вв. понятие «культура» предполагало изя­щество манер, начитанность; культурный человек, как правило,- аристократ. Культура - понятие многоплано­вое. Мы часто употребляем это слово, имея в виду каче­ство чего-либо. Например: «культура труда», «культура жизни», «культура семейной жизни», «культура отды­ха» и т. д. Культура - искусственно созданная челове­ком «вторая природа». Таким образом, - это особая форма жизне­деятельности людей, дающая возможность проявлению многообразия стилей жизни, материальных способов пре­образования природы и созидания духовных ценностей. Структурно культура включает: способы поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику поведения и взаимодействия людей; организованные формы (культурные институты), обеспечивающие един­ство общности, формирование человека как культурного существа; части или подразделения, связанные с «про­изводством», созданием и функционированием идей, сим­волов, идеальных сущностей, придающих смысл миро­восприятию, существующему в культуре. Традиционная куль­тура адыгов и балкарцев, как и других народов, уходит своими корнями в глубь веков. Одной из первых соци­альных единиц, на которой она базировалась, являлась родовая, а затем сельская община. Именно в недрах этой социальной организации зародились первые демократи­ческие институты, которые стали неотъемлемой частью культуры адыгов и балкарцев. На систему ценностей культуры народов, в том числе адыгской и балкарской, наложили глубокие отпечатки различные социальные строи, существовавшие на протяжении веков.
2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской цивилизации.

Кавказ находится на перепутье континентов, его при­родно-климатические условия не только уникальны, но и разнообразны. В этих-то привилегированных местах, естественно, и стремилась с начала оседлой жизни сосредоточиться, смешаться и накопиться человеческая масса. Такой «привилегированной» во всех отношениях землей является Кавказ - место, где появились великие творения материальной и духовной культуры рода человеческого, начиная с момента становления самого человека как разумного существа. Кавказ - это один из уголков нашей планеты, где, выделившись из самой природы, че­ловек вошел в «конфликт» с ней же самой, чтобы стать ее «царем». Подвергаясь постоянному давлению, как с юга, так и с севера, народы Кавказа, тем не менее, смогли создать, сохранить и развить своеобразную культуру. Жизнен­ность традиции - одна из самых поразительных и ярких особенностей культуры, сложившейся в древности на -Кавказе, которая по сей день восхищает своей уникаль­ностью мировое сообщество. В отличие от вариантов развития культуры России, история и культура кавказских народов продвигались по иному пути. Прежде всего, еще со времен далекой античной эпохи Кавказ испытывал влияние Малой Азии, а она, в свою очередь, имела контакты и влияние со сто­роны Месопотамии и Сирии, с их цивилизациями. Этнический состав Кавказа куда более разнообразней, чём состав России в прошлом, на началь­ном этапе ее становления. На Кавказе существовало много религий, в том числе христианство и ислам. В России было создано единое централизованное государство. А на Кавказе несколько государственностей (царство Урарту, Колхида, Иберия, Древняя Синдика). Кавказское евразийство еще глубже укрепляется, даже, можно сказать, окончательно оформляется, после появления в этом регионе первых кочевых ираноязычных племен из Азии.

3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народов.

Адыго-черкесы и балкарцы на протяжении своей многовеко­вой истории создали феноменальную систему традиций и обычаев, которая не одно столетие, верно, служила ори­ентиром поддержания гармонии их взаимоотношений со средой обитания, в воспитании физически здорового, высоконравственного молодого поколения, в регулирова­нии всей гаммы взаимоотношений людей в обществен­ной и семейной жизни; цивилизованных связей с дру­гими народами. Важнейшие прин­ципы адыгского этикета (адыгэ хабзэ), его требования похожи на многие положения норм международной дип­ломатии и международного права. Наиболее популярная (1902-1972) его концепция называлась культурной экологией. Она изучает адапта­цию общества к окружающей среде. Культурная адаптация - процесс непрерывный, по­скольку ни одна культура не приспособилась к среде в такой степени, чтобы превратиться в статичную. Ядро культуры - это совокупность черт, наиболее непосредственно связанных с деятельно­стью по производству средств существования и с эко­номическим устройством общества. В периоды большего развития этнос не только подчинял многие соседние народы, но и к ним проникали многие элементы адыгского этикета. Жизнеспособность этой социальной системы заключается в том, что она охватывает все сферы и аспекты жизнедеятельности людей и их взаимоотношение. И поэтому не случайно она до сих пор сохранилась и является отражением сегодняшнего времени. Традиционная и материальная культура адыгов и балкарцев целиком и полностью зависит от среды их обитания. Она формировалась под её воздействием.
1. Поселение и жилища адыгов и балкарцев.

Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кав­каза вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего палеолита - 40-12 тыс. лет до н.э.). В

эпоху неолита, в связи с возникновением земле­делия и скотоводства, у людей появляются первые по­стоянные поселения. Такие поселения были обнаруже­ны в окрестностях Нальчика (Агубековское поселение и Нальчикский могильник). В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на некотором расстоянии одно от другого без какого-либо заметного порядка. К периоду неолита относятся во многом еще пред­оставляющие загадку своеобразные каменные погребаль­ные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе | в различных районах Северного Кавказа. По своему назначению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения. В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость со­здания укрепленных поселений, которые были обнесены высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укреп­ления, которые состояли из двух рядов плетня, засыпан­ного внутри землей. Они предназначались для сдержи­вания конницы нападавших. Адыгская родоплеменная знать под влиянием греков строила свои дворцы и замки из тесаного и колотого камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы, выложенные каменными пли­тами, и внутренние дворики с колодцами. Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. К середине XIX в. наиболее распространенным типом поселений адыгов было небольшое моногенное (однофамильное) поселение, состоявшее из нескольких (не более 1-1,2 десятков) дворов, все члены которого находились между собой в прямом кровном родстве. С XIX в. у кабардинцев уже начинают преобладать полигенные (многофамильные) селения, принадлежавшие различным княжеским фамилиям, которые были разбиты поквартально. И слово «хьэблэ» начинает приобретать новое значение.

2. Одежда адыгов и балкарцев.

Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внимания самого человека, ибо она является весомым показа­телем уровня жизни. На протяжении всей истории че­ловечества она постоянно менялась. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешне­му виду. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом. По настоящее время ее носят многие животноводы. Бурку с удовольствием носили многие рус­ские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину. Бурки изготавливали из первоклассной шерсти осенней стрижки. Самым распространенным видом мужской верхней одежды была черкеска, сшитая из сукна, - ее переняли многие народы Кавказа. Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры. Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помо­щью металлических крючков и петель. Между головными уборами адыгов и балкарцев было определенное сходство, но были отличия, прежде всего в I способах украшения и вышивок, которые имелись на шапочке. Женские головные уборы черкешенок и бал­карок были в XVIII - начале XX в. весьма разнообразны по материалу и форме. В них отражено социальное и возрастное различия и степень материального положе­ния женщин. Адыгские и балкарские женщины носили обычно самодельную обувь.
3. Традиционная пища адыгов и балкарцев.

Адыги и балкарцы к вопросам пищи, ее приема всегда подходили очень серьезно. Не случайно в связи с этим они выработали специальный этикет – застольный. Говоря об адыгской кухне, следует отметить, что она не во всем одинакова у кабардинцев и адыгейцев. Мно­гие традиционные адыгские блюда отсутствуют в насто­ящее время и у балкарцев. Отличаются они и по техно­логии приготовления. Отличаются также многие техно­логии приготовления различных приправ и подлив к блюдам. Распространенной традиционной пищей адыгов и балкарцев были мясные блюда. Их готовили из баранины, говядины, птицы и дичи - из свежего (парного), cyшеного, копченого, вареного мяса. Тушу разделывали тщательным образом по ее суставам. Говядину, особенно баранину, жарили на вертеле над раскаленными углями. На торжествах зажаривали тушу барана целиком и подавали на стол на большом круглом столике, разложив вокруг куски пасты, и каждый из сотрапезников своим ножом отрезал себе кусочки по вкусу. Очень распространенным блюдом на всем Кавказе, в том числе у адыгов и балкарцев, был шашлык. В структуре питания адыгов и балкарцев заметное место занимали блюда из домашней птицы. Знаменитое блюдо «джэд лыбжьэ» получило признание во всем мире.

Индейку, утку и гуся чаще всего варили и употребляли с чесночным соусом. Адыги и балкарцы готовили и блюда из рыбы. Рыба /в основном была речная (форель, усач и т. д.). Большое место в структуре питания адыгов и бал­карцев всегда занимала молочная пища. В прошлом готовили «шхез». Это своеобразное кон­сервированное молоко. Адыги и балкарцы широко употребляли различные мучные продукты, блюда из бобовых. Очень вкусное и питательное блюдо из кукурузы - мамалыга («мырамысэ»). Из кукурузной крупы готовили пасту. Из толченой кукурузной крупы готовили суп («1эшры1»).

1. Кузнечное и оружейное производство.

Важнейшей составной частью материальной культу­ры любого народа, в том числе адыгов и балкарцев, были предметы домашнего производства и ремесла. Предме­ты первой необходимости, оружие, различные сельскохо­зяйственные инструменты, предметы домашнего обихо­да были необходимой принадлежностью каждой адыг­ской и балкарской семьи. Поэтому домашние промыслы являются важным объектом изучения любого этноса, в том числе адыгов и балкарцев. Адыгское народно - декоративное искусство весьма самобытно, - справедливо отмечает М. А. Меретуков. - Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. Впитало в себя отдель­ные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но эти элементы подвергались творче­ской переработке и органически слились с народным искусством адыгов. Одним из древнейших и значимых родов деятельно­сти людей было кузнечное дело. Получение человеком металла, особенно железа, является временем появления и первых кузнецов. Адыги всегда особо почитали желе­зо. Ему они придавали сверхъестественную силу. С древнейших времен адыги научились получать и обрабатывать этот металл. Поэтому недаром купцы всегда проявляли особый интерес к нему. Желе­зо пользовалось особым спросом и стоило в 40 раз доро­же серебра и в 5-8 раз дороже золота. Адыги не только получали сталь, но они хорошо были знакомы с производством чугуна. Естественно, при та­ком уровне развития металлургии, они не могли не заниматься кузнечным производством. Поэтому кузнеч­ное ремесло получило большое развитие. В ходе Русско-Кавказской войны значительно возросли потребности не только в различных видах огнестрельного оружия, но и в порохе. Оружие адыгов и балкарцев было самым разнообразным. В древности и средние века широкое распространение имели лук и стрелы. Стрелы тщательно отделыва­лись и снабжались железным острием. Луки были проч­ные и больших размеров. Стрелы хранились в колчанах. Были также секиры, пики, копья, дротики.
2. Шерстяное производство.

Овец разводили адыги и балкарцы сотнями тысяч, и ее шерсть шла не только на внутреннее потребление, но в больших количествах вывозилась в различные страны. Экспортировалась не только шерсть, но не в меньшей степени и шерстяные изделия - бурки, сукно и другие товары, кроме этого, экспортировались овечьи шкуры, рога. Шерстяные изделия и сама шерсть продавались на турецком, русском, польском, крымском, молдавском и других рынках. Черкесы из шерсти делали различные сорта ткани. На заказ делали более тонкую шерсть. Следует отметить, что ткачество у адыгов имеет древ­ние и богатые традиции. Об этом красноречиво свиде­тельствуют материалы археологических раскопок. На­пример, при раскопках городища Елизаветинского (IV в. до н. э.) найдены глиняные пряслица и гирьки от ткац­кого станка. Из Черкесии вы­возилось ежегодно 100 тыс. кусков чекменя (материя, изготовляемая из шерсти и очень распространенная по всей Татарии и Турции). Вывозилось 5-6 тыс. особого рода платья из шерсти. Кстати, это платье было различ­ных сортов. Продавалось на внешнем рынке 50-60 тыс. штанов, или шальваров из шерсти. Одним из самых хо­довых товаров из шерсти была знаменитая бурка. Она высоко ценилась не только внутри страны, но и на внеш­нем рынке. Ежегодно Черкесия экспортировала 200 тыс. бурок превосходного качества трех сортов. На заказ делали более тонкую шерсть.
3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство.

Обработка дерева и использование его для самых раз­нообразных нужд является одним из самых древних промыслов адыгов и балкарцев. Об этом свидетельству­ют многочисленные археологические материалы, обна­руженные в различных регионах Северного Кавказа. Известно, что на нынешней территории КБР, еще задол­го до начала нашей эры, проживали древнейшие предки адыгов. При раскопках Долинского селища эпохи меди обнаружено значительное количество глины с отпечатками прутьев и жердей, составлявших основу стен. Большой популярностью пользовались в народе ма­стера по художественной обработке дерева. Особенно це­нились у адыгов аробщики, которые делали арбы («выгу»). Со временем значительные изменения претерпе­ли колеса и ось. Важное место в прикладном искусстве адыгов и бал­карцев занимало производство разнообразных циновок и плетеных изделий из прутьев, соломы и куги. В резьбе по дереву находили отражение различные мотивы, но преобладающим был растительный орнамент. Мастера делали фигурки разных животных в качестве детских игрушек. В конце XIX - начале XX в. в одной только Большой (Кабарде было около 50 профессиональных ювелиров. Их имена были известны далеко за ее пределами. Вот имена некоторых мастеров серебряного дела, которые приводятся Э. Аствацатуряном в работе «Оружие народов Кавказа»: Бегаев Натшао (вторая половина XIX в.), сел. Хамидия; Догужаев Кады (вторая половина XIX в.), сел. Урожайное; Саблиров X. (вторая половина XIX в.), сел. Старая Крепость; Тумов Ф. (середина XIX в.), сел. Нижний Акбаш; Хабеков Нафедз (вторая половина XIX в.), сел. Дейское и др. Изделия этих мастеров пользовались большим спросом у представителей многих народов. Адыгские женщины занимались вышиванием золо­тыми и серебряными нитями, которыми украшались пла­тья, постельные принадлежности, занавески, шапочки.
1. Языческие верования.

До настоящего времени во всех мировых религиях сохраняются остатки политеизма (от греч. «poly» - много и «theos» - бог) - многобожия, ко­торое предполагает поклонение нескольким богам - в противоположность монотеизму (единобожию). У ады­гов и балкарцев мы наблюдаем остатки язычества (мно­гобожие). Политеизм (многобожие), как самое первое ре­лигиозное мировоззрение, зародился в недрах бесклассо­вого общества и прошел длинный путь. Следует здесь отметить, что язычество, хотя мы называем его прими­тивной религией, обладает большой живучестью. «Заро­дившись в недрах бесклассового родового общества. Черкесы верили многобожию, совер­шали празднества во имя грома, воздавали божеские почести существам тленным и многими другими поверья­ми идолопоклонства ознаменовали свое заблуждение. Во время язычества у черкесов главнейшие божества были: 1. Мезитх (бог лесов). 2. Зейкутх (божество наездничества). 3. Псыхъуэгуащэ (княгиня вод). 4. Ахин. 5. Созереш. Это божество почиталось покровителем земледелия. 6. Емиш. Язычники почитали это божество покровителем овцеводства и в честь его совершали празднество осенью, при случке баранов.

2. Христианство.

Ученые отмечают, что пер­вые семена христианства были занесены на Северный Кавказ еще в I в., благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Канонита в при­черноморских греческих колониях Кавказа. Отсюда хри­стианство проникло и в среду заселявших Северно-За­падный Кавказ адыгов (черкесов). Ш. Ногмов отмечал, что христианство значительно утвердилось среди адыгов при греческом императоре Юстиниане (527-565). Ш. Ногмов далее пишет, что под влиянием союза с Юстинианом, греческое духовенство проникло в Кавказ­ские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. К этой эпохе относят построение храмов божьих в нашей земле. Христианство среди адыгов и балкарцев не могло иметь устойчивого положения в силу ряда причин. К ним, прежде всего, следует отнести то, что у этих народов не было централизованной государственности. Патриар­хально-родовые отношения в адыгском и балкарском обществах долгое время играли значительную роль, ста­ло быть, племенная раздробленность являлась основным препятствием к устойчивому утверждению христианской религии. Поэтому не случайно древние языческие амулеты и ритуалы у этих народов держали устойчивые позиции.

3. Ислам.

Прежде всего, здесь надо отметить, что усиление по­литического влияния Турции и крымского ханства на Северном Кавказе сыграло большую роль в вытеснении христианства и утверждении ислама в крае. Вытеснению христианства с территории Северного Кавказа значительно способствовало постепенное ослаб­ление, а затем окончательное падение Византии в сере­дине XV в. (1453). У черкесов только князья и знать являются мусуль­манами и соблюдают его обряды, но делают они это для очистки совести, без всякого рвения и зачастую посмеи­ваются над этими религиозными церемониями. Народ же фактически является языческим». Следовательно, ислам вытесняет христианство из ду­ховной жизни адыгов и балкарцев благодаря усилению позиции Турции и ее вассала - крымского ханства - на Северном Кавказе. Они как бы «опередили» Россию в кавказской политике, в том числе в утверждении исла­ма в крае. Любая мировая религия привносилась в среду того или иного народа мечом и кровью. Она утверждалась в ходе борьбы носителем той или иной религии против других народов. Не был исключением в этом отношении и ислам, который вошел в жизнь адыгов и балкар­цев усилиями турков и крымских татар. К балкарцам ислам стал проникать гораздо позже. Ученые предполагают, что начало его распространения балкарских обществах относится к первой половине VIII в. Главным источником, священной книгой ислама яв­ляется Коран (буквально - декламация, чтение). В нем собраны поучения, речи и заповеди Мухаммеда (ок. 570-632). Он сообщил их своим последователям, начиная с 609 г. в Мекке и Медине, как откровения Бога, ниспос­ланные ему через святого духа или через архангела Гавриила. По содержанию в Коране можно выделить: Эсхатологию (учение о конечных судьбах мира и человека) (ислама; иудаистские и христианские воззрения; древнеарабские обычаи, оформленные в ритуальные предписания ислама; арабский фольклор; мусульманское законодательство.