Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи)

что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота - одна из важнейших категорий человеческого сознания. Без способности чувствовать прекрасое невозможна полноценная жизнь человека. Красота - вечное понятие, но в разные времена в различных уголках Земли в нее вкладывалось свое толкование. Несмотря на свою универсальность, красота - субъективная категория, так как каждый человек оценивает ее по-своему. В Древней Греции было принято преклоняться перед внешней красотой. Статуя Афродиты Книдской с ее совершенными формами олицетворяла для античного мира подлинную красоту. Философ Платон стал одним из первых, кто заговорил о том, что внешняя красота должна быть наполнена столь же прекрасным внутренним содержанием. Он создал свою знаменитую теорию о единстве любви, добра и красоты.

Взгляды Л. Н. Толстого на красоту во многом сходны с теорией Платона. Толстой не мыслит истинной красоты без духовного начала. В романе «Войа и мир» автор противопоставляет два типа красоты: красоту физическую и красоту души.

Наиболее характерными в этом отношении являются образы Элен, Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Элен отличается идеальной внешней красотой. На нее всегда обращают внимание окружающие. Толстой называет ее красоту «победительной» в глазах светкого общества. Элен великолепно сложена. Красавица сверкает «белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов». Сам Наполеон, заметив ее в театре, оценил ее внешность. Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «долен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности. Имея блистательную внешность и успех в свете, Елена Васильевна «могла говорить самые большие пошлости и глупости, и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала».

Видимо, даже само имя Элен несет смысловую нагрузку. Так, Пьер со страхом и грустью ощущает себя Парисом, которому отдана Елена. Здесь явно прослеживается связь с мифологической Еленой Прекрасной, чья внешняя красота принесла столько горя людям, став причиной кровавой Троянской войны. Такая параллель с Еленой показывает разрушительную силу красоты, не наполненной душевным содержанием.

Пьер дал точную характеристику своей жене: «... где вы - там разврат, зло...». Графиня Безухова принимает активное участие в судьбах главных героев романа. С ней связано разрушительное влияние на Наташу, когда она сводит ее с Анатолем. Пьер свой брак с Элен считает самой большой ошибкой. Элен в романе противопоставлены Наташа Ростова и Марья Болконская, хотя они не похожи друг на друга ни внешним обликом, ни манерой поведения.

Наташа Ростова совсем не так красива, как Элен. У нее большой рот, неправильные черты лица, она «некрасивая, но живая». И она не может не нравиться. Наташа привлекает своей стремительностью, живостью и непосредственностью, Импульсивная, жизнерадостная Наташа сумела подняться над пустотой светкого общества. Она особенно не задумывается над смыслом жизни, но этот смысл раскрывается в том, как она живет. В отличие от Элен, Наташа «одарена способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Она остро ощущает все фальшивое и ненатуральное. Вспомним, например, сцену посещения оперы, где, глядя на разодетых актеров, Наташа удивляется отсутствию правды.

Наташа притягивает к себе людей не равнодушной светской красотой, а своей живостью и непосредственностью, тем, что она всем несет радость. Борис, например, ясно видя, что ему не стоит жениться на Ростовой (у нее почти нет богатства), все же ездит к ней, пренебрегая вечерами у Элен. Андрей Болконский понимает, что любил в Наташе «душевную силу», искренность. Именно открытость души дает возможность Наташе так легко и свободно не только почувствовать, но и воссоздать в имении у дядюшки подлинно народную пляску. В этом эпизоде «графинечка», воспитанная француженкой, показывает свою истинно русскую душу и становится необычайно красивой.

Наташа не только чувствует человеческие радости, она откликается на горе и страдания людей. Она плачет, когда грустно Соне. Она глубоко взволнована судьбой раненых солдат. Чувство сопереживания - одно из важнейших в концепции красоты Толстого. Именно в Наташе автор воплощает лучшие женские черты. У нее нет совершенной внешности, как у Элен. Но главное в ней - это гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. Наташа не лишена недостатков, но вместе с автором мы принимаем ее такою, какая она есть.

В концепцию красоты Толстого также четко вписывается образ Марьи Болконской. Однако он во многом противопоставлен не только Элен, но и Наташе. Если Наташа Ростова покоряет своей непосредственностью, своим искрящимся чувством жизни, то обаяние княжны Марьи заключено в глубине ее нравственных стремлений, напряженности внутренней духовной работы, силе ее ума и стойкости ее характера. Марья не только не обладает античной красотой Элен, она так дурна собой, что женщинам не приходит в голову мысль опасаться соперничества с ней. Марья не уверена в себе. Она часто смущается. Даже любящий ее отец думает о ней: «Дурна, неловка». Нет у Марьи Болконской и Наташиной грациозности.

«Единственное, что было прекрасно в лице княжны, - это ее глаза. Они были большими и лучистыми. Казалось, что лучи света исходят из них». Именно в глазах воплощается внешнее проявление прекрасной души княжны. Они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость во всем лице, глаза делались привлекательнее красоты». Когда же глаза ее потухали, если она была смущена или обижена, то лицо ее опять становилось некрасивым и даже болезненным.

Глаза - важная деталь у Толстого. Он не раз отмечает, что у Наташи были сияющие глаза. Глаза Элен сияют лишь отраженным светом бриллиантов. В них нет свечения, идущего изнутри. Жюли, подруга Марьи Болконской, пишет в письме, что именно в спокойном и кротком взгляде чудесных глаз княжны она всегда черпала силы.

Княжна Марья мечтала о семье и детях, но это счастье было для нее маловероятным. Женихов привлекало ее богатство, а некрасивая внешность отталкивала, и ниому из них не была интересна ее душа. Она считала своим призванием «быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». Глядя на мир своими необыкновенными глазами, Марья удивлялась, почему люди так близоруки, почему они делают зло друг другу.

Наташа и княжна Марья проявили истинный патриотизм во время Отечественной войны 1812 года. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатством московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Довериться милости французкого генерала, врага своей родины, было для княжны Марьи равносильно предательству. В этом эпизоде она проявляет гордость, мужество, твердость.

Встреча с Николаем Ростовым преображает Марью. Богатство духовного мира княжны, открывшееся Николаю, производит на него огромное впечатление. Он сразу почувствовал силу и очарование ее незаурядной науры. «Николай был поражен той особенною, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней».

Духовная, истинная красота Наташи и Марьи противопоставлена в романе ложной внешней красоте Элен. Для Толстого не столь важно, как выглядит человек, главное - каков этот человек, что составляет смысл его жизни, насколько он требователен к себе. Если Элен олицетворяет в романе бездуховную, ничем не наполненную красивую оболочку, то Наташа и Марья воплощают в себе подлинную духовную красоту. Они способны подняться на высоту духовной любви к людям. Они красивы душой. А для Толстого это куда важнее внешнего светского лоска.

И еще одна черта роднит любимых героинь Толстого. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и писатель, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Элен же Толстой лишает семейного счастья. Более того, Элен умирает.

Наташа Ростова и Марья Болконская являются любимыми героинями не только Толстого, но и большинства читателей.

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. Среди вопросов, на которые он ищет ответы, немаловажны и такие: «Что есть красота человека? В чем она состоит?»

Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская - каждый по-своему создает красоту своей души. У каждого из них своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения и поиски. Но наиболее ярко и целостно, на мой взгляд, внутренняя красота человека передается Толстым в образе княжны Марьи.

Общеизвестно, что Толстому очень важна была «мысль семейная». Он любил ее не только в «Анне Карениной», но и в «Войне и мире». Откуда берется в человеке внутренняя красота? Наверное, она - плод воспитания, результат всего уклада жизни семьи, в которой человек растет.

С княжной Марьей мы встречаемся первый раз в родовом имении Болконских - Лысых Горах. Жизнь ее нелегка. Матери у нее нет. У отца, величественного, гордого старика-вдовца, дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности». Старый князь теперь в опале, потому безвыездно живет в имении. Вместе с ним вынуждена жить затворницей, вдали от света, в уединении, в молитве его дочь. Жизнь княжны, как и жизнь отца, идет по строгому расписанию.

Представляя княжну, автор сразу обращает наше внимание на ее «теплый, кроткий взгляд», «большие, лучистые глаза», которые светятся добрым и робким светом. «Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Глаза ее прекрасны даже тогда, когда она плачет, гаснут они лишь от стыда. К этим лучистым, прекрасным глазам Толстой будет возвращаться на протяжении всего романа. Полагаю, потому, что глаза - зеркало человеческой души. Такими же лучистыми глаза порой бывают у князя Андрея. Видимо, это семейная, родовая черточка. Но у князя Андрея, вращающегося в наскучившем ему свете, глаза научились скрывать то, что есть истинного в его душе. Его взгляд куда чаще бывает скучающим, надменным, презрительным, брезгливым.

В сцене сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье мы узнаем, что девушка некрасива. Здесь впервые из уст Анатоля прозвучит: «Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива?» Именно в этот момент княжну пытаются приукрасить, она сердится на окружающих, ей стыдно: «прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами». Старый князь в присутствии гостей резко скажет дочери: «Это ты для гостей так убралась, а?., впредь не смей переодеваться без моего спросу... ей уродовать себя нечего - и так дурна». А Анатоль подумает про нее: «Бедняга! Чертовски дурна!»

Впрочем, княжна некрасива для Анатоля, даже для собственного отца, но не для автора. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Для Толстого красота - категория прежде всего нравственная, это то, что идет от внутреннего мира человека, а он в княжне прекрасен.

Старый отец часто до боли жесток, бестактен по отношению к дочери. Она боится его, но тем не менее нежно любит старика и даже брату не признается, что ей нелегко подчиняться почти военной дисциплине отцовского дома. Она не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец не хочет, чтобы она «была похожа на наших глупых барынь». Он занимается ее образованием, следит за ее перепиской, чтобы много вздору не писала, за кругом ее чтения, лишая ее какой-либо свободы. Но она кротко сносит все его чудачества. Авторитет отца для нее непререкаем: «Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению».

Так же нежно и преданно любит она брата. Когда тот уходит на войну, единственное, что остается сестре, - молиться за него и верить, что образок, который еще их дедушка сохранял на всех войнах, убережет и Андрея.

Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Княжна тонко чувствует человеческую природу. Она защищает Лизу перед Андреем: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне в ее положении. Это тяжело». И просит его не судить жену строго.

Отказывая Курагину, княжна заявляет, что ее желание - никогда не расставаться с отцом, искренне полагая при этом, что счастье в самопожертвовании. И это не просто теоретические рассуждения. Став крестной матерью Николеньки, она по-матерински за ним ухаживает, не спит ночами у постели больного мальчика. Не менее самоотверженно ходит она за больным отцом.

Толстой всегда беспристрастен к тем героям, которых любит. Рассказывая о Пьере Безухове, Андрее и Марье Болконских, он раскрывает их тайные чувства, настроения, мысли, говоря обо всем прямо и честно. Но критичнее всего, мне кажется, он относится к княжне Марье. Читая о постыдных ее мыслях, когда она денно и нощно находится у постели смертельно больного отца, понимаешь, что она - живая, а не святоша, что ей не чужды естественные для человека слабости. Вглядываясь в лицо больного отца, она думала: «Не лучше бы конец, совсем конец», «... она следила, часто желая найти признаки приближения к концу». Более того, в ней проснулись все дремавшие, забытые личные желания и надежды. Она задается вопросом, как после его смерти устроить свою жизнь. Княжна Марья ужасается тому, что творится в ее душе, мучается, стыдится, но не может перебороть себя несмотря на то, что ей так страшно потерять отца.

Смерть старого князя раскрепощает Марью, но вместе с тем в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Не зря старый князь ее воспитывал - его дочь стала сильной и деятельной женщиной. Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея.

А какова уродливо-прекрасная княжна Марья в послевоенной жизни? Встретив и полюбив Николая Ростова, она настолько преображается, что с этого момента и до конца романа Толстой уже ни разу не скажет, что княжна некрасива. Наоборот, все, что Толстой говорит теперь о внешности княжны Марьи, показывает, сколь она прекрасна: «Глаза осветились новым, лучистым светом»; «полным достоинства и грации движением она... протянула ему свою тонкую, нежную руку»; когда она молится, на лице ее появляется «трогательное выражение печали, мольбы и надежды». Оставшись один, Николай вспоминает «бледное, тонкое, печальное лицо», «лучистый взгляд», «тихие, грациозные движения» княжны Марьи. И мы видим, что любовь преображает человека, делает его прекрасным не только внутренне, но и внешне.

Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обрела семейной счастье, став графиней Ростовой.

Ее семья крепка, потому что основана на постоянной духовной работе графини, имеющей целью только «нравственное добро детей». Это удивляет и восхищает Николая. Во имя сохранения мира в семье она не спорит и не осуждает мужа даже тогда, когда не согласна с ним.

Роман «Война и мир» писался автором в переломную для России эпоху 60-х годов XIX века. В нем Толстой продолжает дискуссию того времени о роли женщины в обществе, о том, какой ей надлежит быть, /[умается, что княжна Марья для автора - идеал нравственно красивой женщины. Наверное, для того чтобы еще и еще раз подчеркнуть" важную для него мысль - человек красив внутренней красотой, которую он создает сам, своей духовной работой, - и создал Толстой образ княжны-дурнушки.

Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир»)


Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. (Э. Кюблер-Росс)

красота толстой роман

Что же такое красота на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь для каждого человека она одна, особенная и неповторимая. Наверное, люди разных эпох спорили о том, что красиво на самом деле. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и огромными миндалевидными глазами. В Древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Красавицы Японии густо белили кожу, а в Древней Греции тело женщины должно было иметь мягкие и округлые формы. Но я не сомневаюсь, что во все времена в основе красоты лежало духовное богатство и духовные ценности оставались неизменными.

Тема красоты затрагивается и в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Человек, который никогда не задаётся вопросом, что такое настоящая красота, и считает, что это только привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры, несомненно, идеалом красоты назовёт Элен Курагину. Белоснежное тело, великолепная грудь, потрясающий гардероб и очаровательная улыбка - всё это, конечно, покорит мужчину с первого взгляда. Но почему красота меркнет на глазах, если у человека нет души?

Какая красота истинная, а какая ложная? На протяжении всего романа Лев Толстой пытается разобраться в этом. Эти два понятия тесно переплетаются.

За изящными манерами Элен и за её улыбкой скрываются равнодушие к людям, глупость и пустота души. Её можно сравнить с античной статуей: она такая же прекрасная, можно сказать, совершенная, но холодная, бесчувственная и бессердечная. Ею можно восхищаться, с неё можно писать картины, но открыть ей душу, искать у неё поддержки нельзя. Но, как мы видим, людей, которые важным считают лишь внешность и деньги, очень много в романе. Именно поэтому Элен и становится самой умной женщиной Петербурга. И побывать у неё обязаны самые умные и интеллигентные люди России. Но это обман, и, читая роман, мы понимаем это.

Настоящей красотой писатель явно считает красоту внутреннюю. И внешнее великолепие должно дополняться духовными ценностями. Таким человеком, у которого все прекрасно, Лев Толстой считает Наташу Ростову. И внешность, и душа, по его мнению, достаточно хороши для действительно красивого человека. Но по моему мнению, настоящей красавицей, девушкой, у которой внутренняя красота затмевает все внешние недостатки, является Мария Болконская.

Я удивляюсь, как она может понять и пожалеть любого человека, как она выносит скверный характер отца и может сочувствовать ему. Несмотря на некрасивую внешность, людям она приятна. Такая робкая и послушная, она пытается любить каждого человека. Злой он, жадный, пошлый, она всё равно ищет положительный черты в его характере. Заступается за бедных, готова отдать всё господское зерно мужикам, растит не своего ребёнка, остаётся ухаживать за больным отцом под угрозой смерти. И после этого говорят, что Элен первая красавица Петербурга! Ведь мы помним, что когда сияли глаза у княжны Марьи, то они становились такими прекрасными, что она хорошела на глазах и становилась настоящей красавицей. И это естественное сияние глаз может посоревноваться с холодным, но идеальным телом Элен.

Думаю, совершенно ясно, где истинная красота, где ложная. Почему же мы иногда, заговорив с красавицей или красавцем, быстро теряем к ним интерес? Потому что приятная внешность теряется, если человек внутренне бедный. Не стоит стремиться лишь к внешней красоте, стремитесь ещё и к внутренней, и вы будете неотразимы!