Которого практически сразу стал нарицательным в русской литературе. Этот персонаж в начале романа стоит перед дилеммой - сверхчеловек он или обычный гражданин.

В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский проводит читателя по всем этапам принятия решения и раскаяния после содеянного.

Преступление и наказание

Теория преступления Родиона Раскольникова, которой он пытается решить более глобальные вопросы, впоследствии проваливается. Достоевский в своем романе показывает не только вопросы зла и добра и преступления с ответственностью. Он на фоне моральных разногласий и борьбы в душе у юноши показывает повседневную жизнь петербургского общества девятнадцатого века.

Раскольников, образ которого буквально после первого выхода романа стал именем нарицательным, страдает от несовпадения своих мыслей и планов с реальностью. Он написал статью об избранных, которым позволено все, и пытается проверить, принадлежит ли он к последним.

Как мы убедимся позже, даже каторга не изменила то, что мыслил о себе Раскольников. Старуха-процентщица стала для него всего лишь принципом, через который он переступил.

Таким образом, в романе Федора Михайловича Достоевского сквозь призму страданий бывшего студента раскрываются многие философские и морально-этические вопросы.

Прелесть произведения заключается в том, что автор показывает их не с точки зрения монологов главного героя, а в столкновении с другими персонажами, выступающими как двойниками, так и антиподами Родиона Раскольникова.

Кто такой Раскольников?

Родион Раскольников, образ которого потрясающе описан Федором Михайловичем Достоевским, был бедным студентом. Жизнь в Санкт-Петербурге никогда не была дешевой. Поэтому без постоянного заработка этот молодой человек скатывается в беспросветную нищету.

Родион был вынужден даже бросить учебу в университете, так как не хватало средств ни на что. Впоследствии, когда разберемся с разными гранями его личности, мы убедимся, что этот студент долгое время жил в мире иллюзий.

Итак, почему же Раскольников убийство считал единственным правильным шагом к будущему? Неужели невозможно было пойти другим путем? Далее мы разберемся с мотивами поступка и ситуациями в жизни, которые привели к подобной задумке.

Для начала дадим описание Раскольникова. Он был стройным молодым человеком в возрасте двадцати трех лет. Достоевский пишет, что рост у Родиона был выше среднего, глаза темные, а цвет волос - темно-русый. Далее автор рассказывает, что из-за бедственного одежда студента больше напоминала лохмотья, в которых обычному человеку совестно будет на улицу выйти.

В статье мы рассмотрим какие события и встречи повлекли преступление Раскольникова. Сочинение в школе обычно требует раскрытия его образа. Данная информация способна помочь выполнить это задание.

Итак, в романе мы видим, что Родион, начитавшись западных философов, склонен делить общество на людей двух типов - «твари дрожащие» и «право имеющие». Здесь находит отражение ницшеанская идея сверхчеловека.

Вначале он даже относит себя ко второй категории, что собственно и приводит к убийству им старухи-процентщицы. Но после данного злодеяния Раскольников оказывается неспособным выдержать груза преступления. Оказывается, что юноша изначально относился к обычным людям и не был сверхчеловеком, которому все дозволено.

Преступные прообразы

Литературоведы долгие годы спорили, откуда появился такой персонаж, как Родион Раскольников. Образ этого человека можно проследить как в сообщениях прессы того времени, в литературных произведениях, так и в биографиях знаменитых людей.

Получается, что своим появлением главный герой обязан различным людям и сообщениям, которые были известны Федору Достоевскому. Сейчас мы осветим преступные прообразы Родиона Раскольникова.

В прессе девятнадцатого века известны три случая, которые могли повлиять на формирования сюжетной линии главного героя «Преступления и наказания».

Первым было описанное в сентябре 1865 года в газете «Голос» преступление молодого двадцатисемилетнего приказчика. Его звали Чистов Герасим, и среди знакомых юноша считался раскольником (если свериться по словарю, этот термин в иносказательном понимании означает человека, который поступает вразрез с общепринятыми традициями).

Убил топором двух старых прислужниц в доме одной мещанки, Дубровиной. Кухарка и прачка помешали ему ограбить помещение. Преступник вынес золотые и серебряные предметы и деньги, которые украл из обитого железом сундука. Старух обнаружили в лужах крови.

Злодеяние практически совпадает с событиями романа, однако наказание Раскольникова было немного другим.

Второй случай известен из второго номера журнала «Время» за 1861 год. Там был изложен знаменитый «процесс Ласенера», происходивший в 1830-х годах. Этот человек считался серийным французским убийцей, для которого жизни других людей не значили ровным счетом ничего. Для Пьера-Франсуа Ласенера, как говорили современники, было одинаковым «что убить человека, что выпить стакан вина».

После ареста он пишет мемуары, стихи и прочие произведения, в которых старается оправдать свои преступления. По его версии, он был под влиянием революционной идеи «борьбы с несправедливостью в обществе», которую ему внушили социалисты-утописты.

Наконец, последний случай связан с одним знакомым Федора Михайловича Достоевского. Профессор истории, москвич, родственник купчихи Куманиной (тетки писателя) и второй претендент на ее наследство (наравне с автором «Преступления и наказания»).

Его фамилия была Неофитов, а задержан он был в ходе процесса о выпуске фальшивых билетов внутреннего займа. Считается, что именно его случай натолкнул писателя вложить в мысли Родиона Раскольникова идею мгновенного обогащения.

Исторические прототипы

Если говорить о знаменитых людях, которые повлияли на формирование образа молодого студента, то здесь речь пойдет больше об идеях, чем о реальных событиях или личностях.

Давайте познакомимся с рассуждениями великих людей, которые могли сформировать описание Раскольникова. Кроме того, все их трактаты просматриваются на страницах романа в репликах второстепенных персонажей.

Итак, без сомнения, на первом месте находится произведение Наполеона Бонапарта. Его книга «Жизнь Юлия Цезаря» быстро стала бестселлером девятнадцатого века. В ней император показал обществу принципы своего мировоззрения. Корсиканец считал, что среди общей массы человечества изредка рождаются «сверхлюди». Главное отличие этих индивидуумов от других в том, что им позволено нарушать все нормы и законы.

В романе мы видим отражение этой мысли постоянно. Это и статья Родиона в газете, и размышления некоторых персонажей. Однако Федор Михайлович показывает разнообразное понимание смысла фразы.

Наиболее циничный вариант воплощения идеи в жизнь у бывшего студента. Кого убил Раскольников? Старуху-процентщицу. Однако сам Родион видит событие по-разному в отдельных частях романа. Вначале юноша считает, что «это ничтожнейшее создание» и «убив одно существо, он поможет сотням жизней». Позже мысль перерождается в то, что жертва была не человеком, а «раздавленной вшой». И на последнем этапе молодой человек приходит к выводу, что убил свою собственную жизнь.

Свидригайлов и Лужин также внесли наполеонские мотивы в свои поступки, однако о них речь будет идти позже.

Кроме книги французского императора, похожие идеи были в работах «Единственный и его собственность» и «Убийство как одно из изящных искусств». Мы видим, что в течение романа, студент носится с «идеей-страстью». Но данное событие больше похоже на неудачный эксперимент.

В конце романа мы видим, что на каторге Раскольников понимает ошибочность поведения. Но окончательно юноша не расстается с идеей. Это видно из его мыслей. С одной стороны он сокрушается о загубленной молодости, с другой - сожалеет о том, что признался. Если бы выдержал, может и стал бы для себя «сверхчеловеком».

Литературные прототипы

Описание Раскольникова, которое можно дать образу персонажа, аккумулирует в себе различные мысли и поступки героев других произведений. Федор Михайлович Достоевский через призму сомнений молодого юноши рассматривает многие социальные и философские проблемы.

Например, одинокий герой, бросающий вызов обществу, существует у большинства писателей-романтиков. Так, лорд Байрон создает образы Манфреда, Лары и Корсара. У Бальзака мы узнаем сходные черты в Растиньяке, а у Стендаля - в Жюльене Сореле.

Если учесть, кого убил Раскольников, можно провести аналогию с пушкинской «Пиковой дамой». Там Германн старается обрести богатство за счет старой графини. Примечательно, что старуху у Александра Сергеевича звали Лизаветой Ивановной и юноша ее убивает морально. Достоевский же пошел дальше. Родион реально забирает жизнь женщины с таким именем.

Кроме этого, достаточно большое сходство есть с персонажами Шиллера и Лермонтова. У первого в произведении «Разбойники» есть Карл Моор, который сталкивается с такими же этическими проблемами. А в «Герое нашего времени» Григорий Александрович Печорин находится в схожем состоянии морального экспериментирования.

Да и в других произведениях Достоевского существуют похожие образы. Прежде это «Записки подполья», позже - Иван Карамазов, Версилов и Ставрогин.

Таким образом, мы видим, что Родион Раскольников совмещает в себе противостоящего обществу, и реалистического персонажа со своим окружением, происхождением и планами на будущее.

Пульхерия Александровна

Мать Раскольникова своей провинциальной наивностью и простодушием оттеняет образы столичных жителей. Она воспринимает события более упрощенно, на многое закрывает глаза, кажется, не в состоянии понять. Однако в конце романа, когда вырываются в предсмертном бреду ее последние слова, мы видим, насколько ошибались в предположениях. Эта женщина воспринимала все, однако не показывала водоворот страстей, который бушевал у нее в душе.

В первых главах романа, когда нам представляется Родион Раскольников, письмо матери оказывает значительное влияние на его решение. Сведения о том, что сестра готовится «пожертвовать собой ради блага брата», повергают студента в мрачное настроение. Он окончательно утверждается в мысли убить старуху-процентщицу.

Здесь к его замыслам добавляется стремление уберечь Дуню от проходимцев. Награбленного, по рассуждению Раскольникова, должно хватить, чтобы не нуждаться в финансовых подачках будущего «мужа» сестры. Впоследствии Родион знакомится с Лужиным и Свидригайловым.

Сразу после того, как первый пришел к нему представиться, юноша принимает его в штыки. Почему так поступает Раскольников? Письмо матери прямо говорит, что подлец и плут. Он развивал при Пульхерии Александровне мысль, что лучшая жена - из бедной семьи, так как она полностью во власти мужа.

Из того же письма бывший студент узнает о грязных домогательствах помещика Свидригайлова к сестре, которая работала у них гувернанткой.

Поскольку у Пульхерии Александровны не было мужа, то Родя становится единственной опорой семьи. Мы видим, как мать опекает и заботится о нем. Невзирая на его грубое поведение и необоснованные упреки, женщина стремится помочь всеми силами. Однако она не может пробиться сквозь стену, которую сын выстроил вокруг себя в попытке оградить семью от будущих потрясений.

Дуня

В романе Федор Михайлович Достоевский иллюстрирует различные жизненные позиции и личные философии через противопоставление персонажей. Например, Дуня и Раскольников. Характеристика брата и сестры схожа во многих моментах. Они внешне привлекательны, образованы, мыслят самостоятельно и склонны к решительным поступкам.

Однако Родиона подкосила нищета. Он разуверился в доброте и искренности. Мы видим постепенную деградацию его социальной жизни. В начале романа сообщается, что Раскольников - бывший студент, однако сейчас он вынашивает планы «получения богатства в одночасье».

Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Она, в отличие от брата, не мечтает о моментальном богатстве и не питает романтических иллюзий.

Кульминация их противопоставления выражается в готовности к убийству. Если Раскольникову удается и он идет на это, чтобы доказать себе собственное превосходство, то у Дуни дела обстоят совершенно иначе. Она готова забрать жизнь Свидригайлова, но только из-за самозащиты.

Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа. Оно начинается не на каторге, а сразу после смерти старухи. Терзающие сомнения и переживания по поводу хода следствия мучают студента больше, чем последующие годы в Сибири.
Дуня же, отстояв свое право на свободу, получает в награду счастливую жизнь в Петербурге.

Таким образом, сестра Раскольникова оказывается более активной, чем мать. И ее влияние на брата сильнее тем, что они обоюдно заботятся друг о друге. Он видит определенную отдушину в том, что помогает ей найти вторую половинку.

Раскольников и Мармеладов

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Семен Захарович является вдовцом, титулярным советником. Он достаточно пожилой для этого чина, однако его поступки объясняют подобный поворот событий.

Мы узнаем, что он безбожно пьет. Взяв в жены Екатерину Ивановну с детьми, Мармеладов переезжает в столицу. Здесь семья постепенно опускается на дно. Доходит до того, что родная дочь идет на панель, чтобы прокормить семью, пока Семен Захарович «валяется пьяненький».

Но в формировании образа Раскольникова имеет значение один эпизод с участием этого второстепенного персонажа. Когда юноша возвращался с «рекогносцировки» будущего места преступления, он оказался в трактире, где познакомился с Мармеладовым.

Ключевой является одна фраза из исповеди последнего. Он, обрисовывая вопиющую нищету, говорит «нет совершенно никаких преград». Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Бездействие и мрачные фантазии привели его в крайне бедственное положение, из которого он видел только один выход.

Получается, что разговор с титулярным советником накладывается на отчаяние, которое испытывал бывший студент после прочтения письма от матери. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников.

Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму. В начале юноша пытается повлиять на них, помочь, изменить жизнь. Однако в конце он гибнет под прессом вины и отчасти принимает взгляды и жизненную философию Сони.

Раскольников и Лужин

Лужин и Раскольников похожи в неуемном тщеславии и эгоизме. Однако Петр Петрович намного мельче душонкой и глупее. Себя он считает успешным, современным и респектабельным, говорит, что создал сам себя. Однако по факту оказывается всего лишь пустым и лживым карьеристом.

Первое знакомство с Лужиным происходит в письме, которое Родион получает от матери. Именно от брака с этим «подлецом» юноша пытается спасти сестру, что и подталкивает его на преступление.

Если сравнить эти два образа, оба мнят себя практически «сверхлюдьми». Но Родион Раскольников более молодой и подвержен романтическим иллюзиям и максимализму. Петр Петрович же, наоборот, все старается загнать в рамки своей глупости и узколобости (хотя сам себя считает очень умным).

Кульминация противостояния этих героев происходит в «нумерах», где незадачливый жених по собственной жадности поселил невесту с будущей тещей. Здесь в крайне мерзкой обстановке он показывает свое истинное лицо. И результатом становится окончательный разрыв с Дуней.

Позже он попытается скомпрометировать Соню, обвинив ее в воровстве. Этим Петр Петрович хотел доказать несостоятельность Родиона в выборе знакомых, которых он вводит в семью (ранее Раскольников познакомил дочку Мармеладова с матерью и сестрой). Однако его гнусный план проваливается, и он вынужден сбежать.

Раскольников и Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками.

Однако прямого сходства нет ни с одним персонажем. Все герои выступают как противоположность Родиона или имеют более развитую определенную характеристику. Так Аркадий Иванович, как мы знаем из письма, склонен к постоянной погоне за наслаждениями. Он не гнушается и убийством (в этом его единственное сходство с главным героем).

Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Он вроде и рассудительный человек, но разуверившийся в будущем. Аркадий Иванович пытается принуждением и шантажом заставить Дуню стать его женой, но девушка дважды стреляет в него из револьвера. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство.

Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее. Он уже несколько раз ходил смотреть на реку с моста, подумывая прыгнуть вниз. Однако Федор Михайлович помогает юноше. Он дает ему надежду в виде любви Сонечки. Эта девушка заставляет бывшего студента признаться в преступлении, а после следует за ним на каторгу.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с ярким и неоднозначным образом Родиона Раскольникова. В романе «Преступление и наказание» Достоевский с хирургической точностью препарирует душу преступника, чтобы показать эволюцию от решимости, навеянной иллюзиями, к подавленности, после столкновения с реальностью.

/ / Радион Раскольников

Достоевский Федор Михайлович – великий, творческий человек, писатель–философ, который создал десятки грандиозных литературных произведений. И что свойственно всем его работам – это смысл бытия, которые ищут главные герои его произведений. Все представленные публике личности совершают негодные поступки, мучаются и страдают, ищут истину после содеянного. И все это превращает сюжет произведений в необычайно интересные и увлекательные события. Одним из таких героев является Раскольников Родион Романович из великого текста «Преступление и наказание».

Раскольников был бедным, он уединялся от людей, прятался от окружающих и никак не мог поправить свое положение. Отрешенность от мира порождает в нем страшные мысли. Он затевает теорию о сверхчеловеке, которому под силу абсолютно все. И эту теорию он хочет проверить на себе.

Мысли об убийстве стали менять его. Он вынашивал их, сидя взаперти от окружающего мира. И, в конечном итоге, Раскольников решается на преступление. Он выбирает старушку-процентщицу, которую считает абсолютно ненужной и никчемной.

Что же стало тем толчком, который подвигнул Раскольникова на такое злодеяние? Конечно, его бедность, его бессмысленное существование, социальная несправедливость. Чтобы хоть как-то себя оправдать и проявить в этом обществе, Родион Романович и решил совершить преступление.

Но что же происходит дальше? Облегчения не наступает. Все наоборот становится еще страшнее. Раскольников избегает близких, лучших друзей. Он не хочет впутывать их в свой грех. Есть только один персонаж произведения, которого Раскольников подпустил к себе и поведал правку. Это Соня Мармеладова. За ее душей также таяться грехи. Вот она и проникается к бедному Родиону, жалеет его душу, которая разрывается на части.

Все предположения Раскольникова о сверхчеловеке, который ни за что не отвечает, вмиг рассеиваются. Он понимает, что за все совершенные поступки нужно отвечать и расплачиваться. Его мысли об убийстве породили не просто злодеяние. Ему пришлось убить двоих людей.

Он не ждал сестру Лизавету во время совершения убийства, поэтому решился на продолжение ужасного греха. Убийство двоих людей не дает ему жить, и, в конечном итоге, он все рассказывает следователю, кается перед обществом.

В конце романа мы узнаем про оптимистические мечты героев. Они, находясь на каторге, думают о счастье. Достоевский создал великий творческий шедевр. Он вложил в него глубокий смысл. Никакое преступление и злодеяние не может быть безнаказанным. Но, человек, который раскаивается в содеянном, может рассчитывать на прощение.

Родион Романович Раскольников

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст. Отсюда возникает проблема прототипов, поскольку образ Р. в равной степени несет конкретно-социальный (привязанный к известной исторической эпохе) и вместе с тем вневременной, общечеловеческий смысл, в конечном итоге стремясь к архетипичности, надындивидуальности, универсальной этической значимости. Следовательно, прототипы образа Р. можно поделить на реальные, почерпнутые Достоевским преимущественно из уголовной газетной хроники, исторические и литературные. В двух последних приоритетным принципом художественного отбора становятся для Достоевского не внешние черты исторической личности или персонажа, а способ мышления, доминирующая идея.

Реальный прототип образа Р. — приказчик Герасим Чистов, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865, 7-13 сентября). Другой прототип - А.Т. Неофитов, московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа (ср. мотив мгновенного обогащения в сознании Р.). Третий прототип - французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861, №2).

Исторические прототипы: Наполеон Бонапарт, Магомет. Указывая на исторические корни образа Р, нужно внести существенный корректив: речь идет скорее о «прототипах образов идей» (М.М. Бахтин) этих личностей, нежели о них самих, причем идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского. В марте 1865 г. выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Р. (Ф. Евнин). «Наполеоновские» черты образа Р. несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А.С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Ср. слова Р, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Ср. также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича: «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л.Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, бёзусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н.В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека», наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Р, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т.де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев).

Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Р. вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Р.- «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Р, закон силы: Магомета Р. представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Р., поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? <...> Велит Аллах, и повинуйся, «дрожащая» тварь!» (Ср.: «И пришел я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне»,- Кор., 2,44,50). Ср. также «Подражания Корану» А.С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Р. отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

Литературные прототипы: библейский Иов (В. Этов). Точно Иов, Р. в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства, как и в случае с Иовом, Бог в финале приходит к Р.; байроновские герои-бунтари (Корсар, Лара, Манфред); Жан Сбогар, герой одноименного романа Ш. Нодье, благородный разбойник и индивидуалист; Ускок (Ж. Санд), пират, приобретший богатство и славу ценой преступления; Растиньяк О. Бальзака; Жюльен Сорель Стендаля; Медард Гофмана («Эликсиры сатаны»); Фауст; Гамлет; Франц и Карл Моор (Ф. Шиллер. «Разбойники»). С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Р. равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- пишет Г. Гегель,- пострадавший от существующего строя, <...> выходит за пределы круга законности. Сломив стеснявшие его оковы, он создает совсем новое историческое состояние и провозглашает себя восстановителем правды, самозваным судьей, карающим неправду, <...> но эта частная месть оказывается мелкой, случайной - при ничтожности средств, которыми он располагает,- и приводит только к новым преступлениям».

С пушкинским Германном («Пиковая дама») Р. роднит сюжетная ситуация: поединок жаждущего разбогатеть бедняка Германна и графини, Р. и старухи-процентщицы. Германн морально убивает Лизавету Ивановну, Р. убивает Лизавету Ивановну реально (А. Бем). С Борисом Годуновым и Сальери Р. сближают мрачные сомнения и нравственные терзания после преступления; бунт Р. напоминает бунт Евгения из «Медного всадника», осмелившегося вступить в противоборство с государственным монолитом - холодным и враждебным человеку Петербургом. Мотив крайнего индивидуализма связывает Р. с лермонтовскими Вадимом, Демоном, Печориным (с последним еще и мотив морального экспериментирования), а также с гоголевским Чартковым («Портрет»), В контексте творчества самого Достоевского Р. продолжает череду героев-теоретиков (вслед за «подпольным героем» «Записок из подполья»), предваряя образы Ставрогина, Версилова, Ивана Карамазова. В то же время в Р. присутствуют симпатичные черты «мечтателей» раннего творчества Достоевского, суть которых - чувствительность, сострадание ближнему и готовность прийти на помощь (Ордынов из повести «Хозяйка», мечтатель из «Белых ночей»).

Имя Р. приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Р. (убийство - любовь к ближним, преступление - муки совести, теория - жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения - рефлексия (С. Аскольдов). Ср. «пробу» Р. перед убийством: Р. идет к старухе-процентщице, но одновременно мыслит: «О боже, как все это отвратительно <...>. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову...» Наконец, бунт против мироустройства, богоборчество - и поиски веры, итоговый приход Р. к смирению. Имя и отчество Р. тоже символичны: Р, по наблюдению С. Белова, «раскалывает» породившую (имя Родион) его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество: Романович). Кроме того, раскольничество Р. идейное, восходящее, во-первых, к церковному расколу и, во-вторых, к губительным реформам Петра, приведшим, по Достоевскому, к расколу между интеллигенцией и народом, что неминуемо привело к параличу русской церкви. Раскольничество к тому же - одержимость одной идеей, фанатизм. Парадоксально, что вину за преступление нигилиста Р. принимает на себя раскольник Миколка (М. Альтман). Предательство Р. родины, корней, своего нравственного существа постоянно подчеркивается Достоевским: Р. закладывает старухе-процентщице серебряные часы отца («проба»), тем самым как бы отрекаясь от рода; совершив преступление, он словно «ножницами отрезает» себя от людей, в особенности от матери и сестры. Убийство есть в сущности «матереубийство» (Ю. Карякин).

Смысл образа Р. также «двоится», раскалывается как в глазах окружающих его персонажей, так и в оценках читателей и исследователей. Достоевский использует прием «двойного» портрета: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Убийство и мучительные сомнения по поводу собственной теории пагубно отразились на его внешности: «Р. <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный».

Образ Р. рисуется Достоевским с помощью символических лейтмотивов. Идея Р. зарождается в каморке, похожей на «шкаф» и «гроб». Р. замыкает свой «гроб» на «крючок», отгораживаясь от мира. В момент преступления Р, вспомнив, что забыл закрыть дверь, второпях накидывает крючок. Кох дергает дверь: «В ужасе смотрел Р. на прыгавший в петле крюк запора и с тупым страхом ждал, что вот-вот и запор сейчас выскочит». Р. готов был ударом топора совершить еще одно убийство. Едва мещанин бросает Р. обвинение («Убивец!»), у Р. «сердце на мгновение как будто замерло; потом вдруг застукало, точно с крючка сорвалось». Свидетелем, подтверждающим вину Миколки, выступает «надворный советник Крюков» (А. Гозенпуд). Порфирий Петрович видит спасение Р. в явке с повинной - только так Р. выйдет из «гроба» и глотнет свежего «воздуху» («...всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с»).

Пространственная топография, связанная с образом Р., свидетельствует о кризисе, падении и возрождении Р.: «порог» (принять решение на пороге), лестница (Р. символически то спускается в ад - 13 ступенек вниз из каморки,- то восходит к людям и Богу), «аршин пространства» («А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!»), панорама с Исаакиевского собора «самого умышленного города в мире», самого «сочиненного», самого фантастического, где витает «дух немой и глухой», способствующий зарождению теорий, подобных теории Р.

Образ Р. «антропоцентричен» (Н. Бердяев): все герои романа притягиваются к Р, выносят ему пристрастные оценки. (Ср. слова Свидригайлова: «У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке».) В Р. присутствуют как бы два человека: «гуманист и индивидуалист» (В. Этов). Индивидуалист убивает Алену Ивановну обухом топора (точно сам рок толкает безжизненную руку Р.); измазавшись в крови, Р. перерезает топором шнурок на груди старухи с двумя крестами, иконкой и кошельком, вытирает окровавленные руки о красный гарнитур. Беспощадная логика вынуждает Р., претендующего в своей теории на эстетизм, зарубить Лизавету острием топора - Р. точно входит во вкус кровавой бойни. Награбленное Р. прячет под камень. Сокрушается, что не «переступил через кровь», не оказался «сверхчеловеком», а предстал «вошью эстетической» («Разве я старушонку убил? Я себя убил...»), мучается оттого, что мучается, ведь Наполеон бы не мучился, ибо «забывает армию в Египте <...> тратит (разрядка Достоевского.- А.Г.) полмиллиона людей в московском походе». Р. не осознает тупиковость своей теории, отвергающей незыблемый нравственный закон, суть которого в том, что «всякая человеческая личность есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека, никто не может быть средством в руках другого, а каждый составляет цель в себе...». Р. нарушил нравственный закон и пал, поскольку обладал нравственным сознанием, «совестью, и она мстит ему за попрание нравственного закона» (М. Туган-Барановский). С другой стороны, Р. великодушен, благороден, отзывчив, из последних средств помогает больному товарищу; рискуя собой, спасает детей из огня пожара, отдает материнские деньги семейству Мармеладовых, защищает Соню от клеветы Лужина; у него задатки мыслителя, ученого (Ф. Евнин). Порфирий Петрович говорит Р., что тот имеет «великое сердце», сравнивает Р. с «солнцем» («Станьте солнцем, вас все и увидят»), с христианскими мучениками, за свою идею идущими на казнь.

В теории Р., как в фокусе, сосредоточиваются все противоречивые нравственные и душевные свойства Р. Прежде всего, по замыслу Р., его теория сверхлична, она констатирует, будто всякий человек «подлец», а социальная несправедливость в порядке вещей: рассказ Мармеладова о Сонечкиной жертве (чтобы накормить детей Мармеладова, Соня выходит на панель) ассоциируется в сознании Р. с самопожертвованием Дуни Раскольниковой, выходящей замуж за Лужина ради него, Р.: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!»; «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются <...> Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» Р. отвергает сострадание, смирение и жертвенность, выбирая бунт. Вместе с тем в мотивах его преступления заложен глубочайший самообман (Ю. Карякин): освободить человечество от вредной старушонки, награбленные деньги отдать сестре и матери, тем самым спасая Дуню от сладострастных лужиных и свидригайловых. Р. убеждает себя в простой «арифметике», будто с помощью смерти одной «гадкой старушонки» можно осчастливить человечество.

Вопреки самообману главный мотив преступления - эгоистический: «наполеоновский» комплекс Р. С казуистикой Р. вступает в противоборство сама жизнь. Болезнь Р. после убийства показывает равенство людей перед совестью, она есть следствие совестливости, так сказать, физиологическое проявление духовной природы человека. Устами служанки Настасьи («Это кровь в тебе кричит») народ судит преступление Р. «Двойники» Р.- Лужин и Свидригайлов,- искажая и передразнивая его с виду эстетичную теорию, заставляют Р. пересмотреть взгляд на мир и человека. Теории «двойников» Р. судят самого Р. Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи И. Бентама, Н.Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Р., чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Свидригайлов, выведав о преступлении Р., считает его как бы своим собратом по греху, передергивает трагические признания Р. «с видом какого-то подмигивающего, веселого плутовства».

Наконец, спор Порфирия с Р. (ср. издевку Порфирия над тем, как же отличать «необыкновенных» от «обыкновенных»: «нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?..») и слова Сони, сразу перечеркивающие хитрую диалектику Р., вынуждают его встать на путь покаяния: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». - «Это человек-то вошь!» Соня читает Р. евангельскую притчу о воскрешении Лазаря (подобно Лазарю, Р. четыре дня находится во «гробе»), отдает Р. свой крест, оставляя на себе кипарисный крест убитой им Лизаветы, с которой они обменялись крестами. Тем самым Соня дает понять Р., что он убил свою сестру, ибо все люди - братья и сестры во Христе. Р. претворяет в жизнь призыв Сони - выйти на площадь, упасть на колени и покаяться перед всем народом: «Страдание принять и искупить себя им...»

Достоевский в речи о Пушкине обращается с подобным призывом к нигилистам-революционерам, организовавшим покушение на царя Александра II (выстрел Каракозова), так же как и к властям, ответившим общегосударственным террором: «Смирись, гордый человек, и узришь новую жизнь!» (И. Волгин) Покаяние Р. на площади трагически символично, напоминает участь древних пророков, так как предается всенародному осмеянию. Обретение Р. веры, чаемого в мечтаниях Нового Иерусалима - долгий путь. Народ не желает верить в искренность покаяния Р: «Ишь нахлестался! <...> Это он в Иерусалим идет, братцы, с роди-ной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его грунт лобызает» (ср. вопрос Порфирия: «Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»; ср. также гоголевскую оппозицию: Петербург - Иерусалим). Окончательный приход Р. к вере и отречение от «теории» происходит на каторге, после апокалиптического сна Р. о «трихинах», заразивших человечество стремлением убивать. Как только Р. проникается жертвенной любовью Сони, последовавшей за ним на каторгу, окружающий мир сразу освещается иным светом, каторжники смягчаются к Р, его рука тянется к Евангелию, подаренному ему Соней, происходит воскресение «падшего человека».

Роман «Преступление и наказание» - наиболее часто инсценируемое произведение Ф.М. Достоевского. Роль Р. исполняли многие выдающиеся актеры: в их числе В.Н. Андреев-Бурлак (1884), Й. Кайнц (1890), Н.П. Орленев (1899), Л. Ирвинг (1910), Дж. Гилгуд (1946). Самые примечательные инсценировки отечественной сцены - Ю.А. Завадского (1969, под назв. «Петербургские сновидения») и Ю.П. Любимова (1979): если в первом спектакле была предпринята попытка оправдания Р., то второй тяготел к его обвинению. Существует около десяти киноверсий романа; первая снята в России в 1909 г. На экране роль Р. воссоздавали Петер Лорре, Пьер Бланшар (оба в 1935, америк. и франц. фильмы), Г. Тараторкин (фильм Л.А. Кулиджанова, 1970).

Лит:

Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923;

Аскольдов С. Психология характера у Достоевского // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы под ред. А.С. Долинина. Л.; М., 1924. Сб.2;

Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Там же;

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972;

Бем А. Личные имена у Достоевского // Сборник в честь на проф. Л. Милетич за седемдесетгодишнината от рождението му (1863-1933). София, 1933;

Толстой и Достоевский // О Достоевском. Сб. статей под ред. А.Л. Бема. Прага, 1936. Т.III;

Евнин Ф.И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1959;

Этов В.И. Достоевский. М., 1968;

Коган Г.Ф. Комментарии // Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 1970 («Литературные памятники»);

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970;

Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975;

Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976;

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984;

Волгин И. Последний год Достоевского. М., 1991;

Борисова В.В. Синтетизм религиозно-мифологического подтекста в творчестве Ф.М. Достоевского (Библия и Коран) // Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза. Екатеринбург, 1991;

Галкин А. Музыкальное мышление Ф.М. Достоевского и лейтмотивность композиций его романов // Достоевский и мировая культура. Альманах №3. М., 1994;

Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. 1996, №1.

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

(«Преступление и наказание»)

Главный герой романа, бывший студент; сын и старший брат Раскольниковых. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано-подчеркнуто: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...». Но, в то же время, уже по ходу действия герой этот по отношению к отдельным людям зачастую выступает истинным благодетелем: из последних средств помогает больному товарищу-студенту, а после его смерти и отцу его, спасает двух детей из пожара, отдает семейству Мармеладовых все деньги, что прислала ему мать, встает на защиту , обвиненной в воровстве...
Набросок его психологического портрета накануне преступления дан на первой же странице романа, при объяснении, почему он при выходе из своей каморки-«гроба» не хочет встретиться с квартирной хозяйкой: «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал...». Чуть далее дан и первый набросок внешности: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <...> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <...> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице...». Еще далее будет сказано о Раскольникове студенческих времен: «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее...». Сошелся он тогда более-менее только с Разумихиным.
и дает-рисует наиболее объективный портрет Раскольникова по просьбе его матери и сестры: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то...».
Романная же жизнь Родиона Романовича Раскольникова начинается с того, что он, молодой человек 23‑х лет, который за три-четыре месяца до описываемых событий оставил учебу в университете из-за недостатка средств и который уже месяц почти не выходил из своей комнаты-каморки от жильцов, похожей на гроб, вышел на улицу в своих ужасных лохмотьях и в нерешимости направился по июльской жаре, как он это назвал, «делать пробу своему предприятию» — на квартиру к ростовщице . Дом ее отстоял от его дома ровно в 730 шагах — уже до этого ходил-мерил. Он взобрался на 4‑й этаж и позвонил в колокольчик. «Звонок брякнул слабо, и как будто бы был сделан из жести, а не из меди...» (Звонок этот — очень важная деталь в романе: потом, уже после преступления, он будет вспоминаться убийце и манить к себе.) Во время «пробы» Раскольников отдает за бесценок (1 руб. 15 коп.) доставшиеся ему от отца серебряные часы и обещает на днях принести новый заклад — серебряный портсигар (которого у него и не было), а сам внимательно провел «разведку»: где хозяйка держит ключи, расположение комнат и т.п. Обнищавший студент весь во власти идеи, которую выносил в воспаленном мозгу за прошедший месяц лежания в «подполье» — убить гадкую старушонку и тем самым изменить свою жизнь-судьбу, спасти сестру Дуню, которую покупает-сватает негодяй и барышник Лужин. Вслед за пробой, еще до убийства, Раскольников знакомится в пивной с обнищавшим , всей его семьей и, что особенно важно, — со старшей дочерью Соней Мармеладовой, которая стала проституткой, чтобы спасти семью от окончательной гибели. Мысль, что сестра Дуня, по существу, совершает то же самое (продает себя Лужину), чтобы спасти его, Родиона, стала последним толчком — Раскольников старуху-процентщицу убивает, при этом, так получилось, зарубил и сестру старухи , ставшую невольным свидетелем. И этим заканчивается первая часть романа. А затем следуют пять частей с «Эпилогом» — наказания. Дело в том, что в «идее» Раскольникова кроме ее, так сказать, материальной, практической стороны, за месяц лежания и обдумывания окончательно прибавилась-вызрела и теоретическая, философская составляющая. Как позже выяснится, Раскольников написал однажды статью под названием «О преступлении», которая за два месяца до убийства Алены Ивановны появилась в газете «Периодическая речь», о чем сам автор и не подозревал (он отдавал совсем в другую газету), и в которой проводил мысль, что все человечество делится на два разряда — людей обыкновенных, «тварей дрожащих», и людей необыкновенных, «Наполеонов». И такой «Наполеон», по рассуждению Раскольникова, может дать разрешение себе, своей совести, «перешагнуть через кровь» ради большой цели, то есть имеет право на преступление. Вот Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Вот, главным образом, для ответа на этот вопрос он и решился на убийство мерзкой старушонки.
Но наказание начинается даже в самый момент преступления. Все его теоретические рассуждения и надежды в момент «перешагивания черты» быть хладнокровным летят к черту. Он настолько потерялся после убийства (несколькими ударами обухом топора по темени) Алены Ивановны, что даже не в состоянии оказался грабить — начал хватать рублевые закладные серьги и колечки, хотя, как потом выяснилось, в комоде на самом виду лежали тысячи рублей наличными. Затем произошло неожиданное, нелепое и совсем уж лишнее убийство (острием топора прямо по лицу, по глазам) кроткой Лизаветы, которое разом перечеркнуло все оправдания перед собственной совестью. И — начинается с этих минут для Раскольникова кошмарная жизнь: он тут же из «сверхчеловека» попадает в разряд гонимого зверя. Разительно меняется даже его внешний портрет: «Раскольников <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный...». Главный «охотник» в романе — пристав следственных дел . Именно он, изматывая психику Раскольникова разговорами, похожими на допросы, все время провоцируя на нервный срыв намеками, подтасовыванием фактов, скрытой и даже откровенной издевкой, вынуждает-таки его сделать явку с повинной. Впрочем, главная причина «сдачи» Раскольникова в том, что он и сам понял: ««Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..». К слову, мысль о самоубийстве навязчиво преследует Раскольникова: «Или отказаться от жизни совсем!..»; «Да лучше удавиться!..»; «...а то лучше уж и не жить...». Этот навязчивый суицидальный мотив звучит в душе и голове Раскольникова постоянно. И многие из окружающих Родиона людей просто уверены, что его одолевает тяга к добровольной смерти. Вот простоватый Разумихин наивно и жестоко пугает Пульхерию Александровну с Дуней: «...ну как его (Раскольникова. — Н.Н. ) одного теперь отпускать? Пожалуй, утопится...». Вот кроткая Соня мучается страхом за Раскольникова «при мысли, что, может быть, действительно он покончит самоубийством»... А вот уже и хитроумный инквизитор Порфирий Петрович сначала намекает в разговоре с Родионом Романовичем, мол-дескать, после убийства иного слабонервного убийцу иногда «из окна али с колокольни соскочить тянет», а потом уже и прямо, в своем отвратительном ерническо-угодническом стиле предупреждает-советует: «На всякий случай есть у меня и еще к вам просьбица <...> щекотливенькая она, а важная; если, то есть на всякий случай (чему я, впрочем, не верую и считаю вас вполне неспособным), если бы на случай, — ну так, на всякий случай, — пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов как-нибудь дело покончить иначе, фантастическим каким образом — ручки этак на себя поднять (предположение нелепое, ну да уж вы мне его простите), то оставьте краткую, но обстоятельную записочку...». А вот (двойник Раскольникова в романе) даже вдруг (вдруг ли?) предлагает студенту-убийце: «Ну застрелитесь; что, аль не хочется?..». Уже перед собственным самоубийством Свидригайлов все продолжает думать-размышлять о финале жизни-судьбы своего романного двойника. Передавая Соне деньги, он выносит приговор-предсказание: «У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке (т.е., на каторгу. — Н.Н. )...». Практически, как и в случае со Свидригайловым, читатель, по воле автора, задолго до финала должен подозревать-догадываться, что Раскольников, может быть, кончит самоубийством. Разумихин только предположил, что товарищ его, не дай Бог, утопится, а Раскольников в это время уже стоит на мосту и всматривается в «темневшую воду канавы». Казалось бы, что в этом особенного? Но тут на его глазах бросается с моста пьяная нищенка (), ее тут же вытащили-спасли, а Раскольников, наблюдая за происходящим, вдруг признается сам себе в суицидальных мыслях: «Нет, гадко... вода... не стоит...». А вскоре совершенно в разговоре с Дуней брат и открыто признается в своей навязчивой идее: « — <...> видишь, сестра, я окончательно хотел решиться и много раз ходил близ Невы; это я помню. Я хотел там и покончить, но... я не решился... <...> Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь...». Однако ж, Раскольников не был бы Раскольниковым, если бы через минуту не добавил с «безобразною усмешкою»: « — А ты не думаешь, сестра, что я просто струсил воды?..».
В одной из черновых записей к роману Достоевский наметил, что Раскольников в финале должен застрелиться. И здесь параллель со Свидригайловым проглядывает совершенно ясно: он, как и двойник его, отказавшись от позорно-«женского» способа самоубийства в грязной воде, должен был бы, скорее всего, также случайно, как и Свидригайлов, достать где-нибудь револьвер... Очень и характерен психологический штрих, который автор «подарил» герою из собственных жизненных впечатлений — когда Раскольников окончательно отказывается от самоубийства, происходящее в его душе описано-передано так: «Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение...». Вполне логически обоснована перекличка предсмертных мыслей Свидригайлова и каторжных размышлений Раскольникова друг о друге. Студент-убийца, как и помещик-самоубийца, не верит в вечную жизнь, не хочет веровать и в Христа. Но стоит вспомнить сцену-эпизод чтения Соней Мармеладовой и Раскольниковым евангельской притчи о воскресении Лазаря. Даже Соня удивилась, зачем Раскольников так настойчиво требует чтения вслух: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..». Однако ж, Раскольников болезненно настойчив и затем «сидел и слушал неподвижно», по существу, историю о возможности своего собственного воскрешения из мертвых (ведь — «Я себя убил, а не старушонку!»). В каторге он вместе с другими кандальными сотоварищами ходит в церковь во время Великого поста, но когда вдруг вышла-случилась какая-то ссора — «все разом напали на него с остервенением» и с обвинениями, что он «безбожник» и его «убить надо» Один каторжник даже бросился на него в решительном исступлении, однако ж, Раскольников «ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта лица его не дрогнула...». В последнюю секунду конвойный встал между ними и смертоубийства (самоубийства?!) не произошло, не случилось. Да, практически — самоубийства. Раскольников как бы хотел-желал повторить самоубийственный подвиг ранних христиан, добровольно принимавших смерть за веру от рук варваров. В данном случае каторжник-душегуб, по инерции и формально соблюдающий церковные обряды, и по привычке, с детства, носящий на шее крест, для Раскольникова, как бы новообращающегося христианина, — в какой-то мере, действительно, варвар. А что процесс обращения (возвращения?) ко Христу в душе Родиона неизбежен и уже начался — это очевидно. Под подушкой его на нарах лежит Евангелие, подаренное ему Соней, по которому она читала ему о воскресении Лазаря (и , стоит добавить, что лежало в каторге под подушкой у самого Достоевского!), мысли о собственном воскресении, о желании жить и веровать — уже не оставляют его...
Раскольников, сожалея на первых порах обитания в остроге, что не решился казнить себя по примеру Свидригайлова, не мог не думать и о том, что ведь не поздно и даже предпочтительнее сделать это в остроге. Тем более — каторжная жизнь, особенно в первый год, была-казалась для него (надо полагать — и для самого Достоевского!) совершенно невыносимой, полной «нестерпимой муки». Тут, конечно, и Соня со своим Евангелием роль сыграли, удержали его от самоубийства, да и гордость-гордыня еще управляла его сознанием... Но не стоит сбрасывать со счетов и следующее обстоятельство, чрезвычайно поразившее Раскольникова (а в первую очередь — самого Достоевского в его начальные каторжные дни и месяцы): «Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например, бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте?..».
Окончательное возвращение Раскольникова к христианской вере, отказ от своей «идеи» происходит после апокалиптического сна о «трихинах», заразивших всех людей на земле стремлением к убийству. Спасает Родиона и жертвенная любовь Сони Мармеладовой, последовавшей за ним на каторгу. Во многом она, подаренное ею Евангелие заражают студента-преступника непреодолимой жаждой жизни. Раскольников знает, что «новая жизнь не даром же ему достается», что придется «заплатить за нее великим будущим подвигом...». Мы никогда не узнаем, какой великий подвиг совершил в будущем удержавшийся от самоубийства и воскресший к новой жизни Раскольников, ибо «нового рассказа» о его дальнейшей судьбе, как было намеком обещано автором в финальных строках романа, так и не последовало.

Фамилия главного героя двузначна: с одной стороны, раскол как раздвоение; с другой — раскол как раскольничество. Фамилия эта и глубоко символична: недаром преступление «нигилиста» Раскольникова берет на себя раскольник .