Пришвин — писатель, которого долгое время не признавали, а его произведения были не востребованными и только в последние десятилетия на данного автора обратили внимание, оценили его работы и стали активно изучать. Однако до конца Пришвина пока так и не изучили. Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе. Вот и мы познакомились с прекрасным произведением, сказкой — былью под названием Кладовая солнца Пришвина, чей анализ ниже и представляем вниманию читателей.

Анализируя , мы попадаем в одну деревню, где знакомимся с героями произведения. Это сироты Митраша и его старшая двенадцатилетняя сестра Настя. Это тяжелое послевоенное время, однако детям удается выживать, ведь имеется и небольшое хозяйство, да еще и соседи добрые и постоянно помогают, называя ребят любимцами. С первых строк описания, мы видим, насколько любит автор своих героев, он внимателен к ним и с любовью знакомит нас с детьми, которым рано пришлось повзрослеть и возложить на свои плечи домашнее хозяйство. Используя образы детей, Пришвин показывает, насколько трудолюбивы крестьяне и с любой трудностью и сложностями они способны справиться.

Сам сюжет незамысловат. Дети в рассказе не идеальные, они также ссорятся и мирятся, но в то же время они самостоятельны. Однажды они собрались к палестине на клюквой. Но куда идти не знали, вот и пошли наугад. Митраша еще и ружье захватил, ведь в лесу живет голодный волк.

Словом, пошли дети за приключениями и они их быстро настигли. Не найдя компромиссного решения, дети пошли разными дорогами и это все чуть не завершилось плачевно. Митраша угодил в болото, которое чуть его не засосало, а сестра, увлекшись собиранием ягод, не сразу заметила, что ее брата долго нет и что он нуждается в помощи. Но все закончилось хорошо. Митраша спасен, брат и сестра помирились, стали добрее и умнее и даже все ягоды отдали детям, которые были эвакуированы из Ленинграда.

В нашем анализе хочется отметить, насколько интересно обыгрывает писатель в своей работе Кладовая солнца сказочные мотивы. Читаешь произведение, и не сомневаешься, что описываются реальные жизненные ситуации. Прекрасно описана здесь и природа, где автор не только описывает ее красоту, но и оживляет ее. Так, когда дети ссорятся, начинает выть ветер, как бы предупреждая, что дальше будут испытания и сложности. Когда мальчик подходил к болоту, даже деревья и кусты пытались заслонить его от опасности, густо став на пути мальчика. Природа не бездействует, а всячески пытается помочь человеку.

Открытый урок литературы

МОУ-СОШ с. Лепехинка

Класс: 6

Учитель 1 категории:

Нургалиева Нагима Хадыровна

2014-2015 г

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Цель урока : подвести итоги изучения произведения

Задачи урока:

- раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы

Обратить внимание на портретные характеристики героев

Показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев

Раскрыть особенности жанра произведения

Оборудование урока:

Презентация к уроку

Подготовить блиц-опрос

Подготовить инсценировку

Черный ящик: компас, хлеб, ружье, деревянная посуда

Ход урока:

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?(Ответ детей)

Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - писателе-философе, лирике природы, художнике-мыслителе.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? М.М. Пришвин.

(Ответы ребят)

Вы правы, Пришвин открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для него источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского, родилась из любви к человеку.

Впрочем давайте послушаем самого М.М. Пришвина

( Учащийся) Слайд №1

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. В своих произведениях описываю природу, рассказываю о героях, размышляю о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.»

сегодня на уроке?

(М.М. Пришвин) Слайд №2

Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. В этом мы сейчас убедимся, послушав нашего школьного библиотекаря Султанову Г.К.

(Выступление библиотекаря –вручение буклетов)

Ребята мы познакомились с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.

Запись даты и темы в тетрадь .

Эпиграф нашего урока: « Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.

БЛИЦ-ОПРОС :

    В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

    Имена героев произведения? (Настя, Митраша)

    Название болота, возле которого жили дети?(Блудово)

    Топкое место в болоте? (Слепая Елань)

    Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

    Что случилось с родителями Насти и Митраши?

    О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

    А что значит Отечественная?

    А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?

    Какое хозяйство досталось детям после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТУДИЯ:

Продолжим свою работу в исследовательских студиях

Студия исследовательская « Настя»

Студия исследовательская « Митраша»

Задание №1: Описать внешность, характер

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать,

вставала далеко до солнца…

хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,

чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается,

стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

СИНКВЕЙН:

Ребята, чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши

вам в этом поможет синквейн. Это будет вторым вашим заданием.

Первая строка

Вторая строка

Третья строка

Четвертая строка

Пятая строка –

Настя

Сестра

Трудолюбивая, хозяйственная

Топит печь, выгоняет стадо, готовит обед

Хлопотала по хозяйству целый день

Золотая курочка

Митраша

Брат

Трудолюбивый, хозяйственный

Делает посуду, ходит на собрание, помогает сестре

На нём лежит всё мужское хозяйство.

Мужичок – в- мешочке.

(Они очень милые, наши любимцы, умненькие детки) так называет их писатель.

Почему в произведении не описываются игры детей, их забавы, развлечения?

(На их плечи легли все заботы по хозяйству)

ФИЗМИНУТКА

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Найдите ребята на стр. 42 – что эта за ягода –клюква?

Отправимся и мы вслед за нашими героями (по карте)

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (учащийся)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

Остановимся на эпизоде : «Ссора брата и сестры»

Митраша –

Настя –

Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа!

Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

- Чем закончился этот спор?

(Митраша пошёл по одной тропе, а Настя по другой) показ по карте

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

    Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

    В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

    Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)

    «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

ПРИШВИНСКИЙ ПЕЙЗАЖ:

. «Кладовая солнца» - это не только рассказ о приключениях детей, но и рассказ о природе.

Природа играет ту или иную роль в развитии событий. Мы в этом убедились, слушая Суюнову Санию

Следующий наш этап мы так и назовём - «Пришвинский пейзаж»

(это ваше домашнее задание)

Учащиеся:

  1. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Синяя в глубине черного грудь его переливалась из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост…»

    « Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа …»

«Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Еще растет в болоте голубика, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой.

  1. Учитель:

« Земля из под ног стала как гамак, подвешенный под тенистой бездной. Елочки – старушки пугали Митрашу, преграждая ему дорогу»

Природа предупреждает мальчика об опасности. Но упрямство его характера привело его к беде

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ:

Эпизод « Митраша в беде» (стр. 56)

Кто спас Митрашу (стр. 67) (Чтение цепочкой)

- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку

Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность)она забывает о своём братце.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй )

(только тут она вспомнила о Митраше).

Что сделала Настя с клюквой?

(отдала больным детям эвакуированным из Ленинграда)

ТВОРЧЕСКАЯ МИНУТКА :

Учитель: Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое?

Задание: студия Настя называет сказочные мотивы, а студия Митраша – черты реалистического повествования. (быль)

(Раздаю конверты)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КРОССВОРД:

Кроссворды:

Взаимоконтроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель:

Так что же такое Кладовая солнца? (это только Блудово болото со своим кладом - запасами горючего торфа? Нет – это вся природа и человек – где человек « мудрый хозяин».

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать, любить и охранять. (читают вместе эпиграф)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Составить 4-5 предложений:

Изменить сюжет: дети не ссорясь, вместе идут к палестинке

ПРИЛОЖЕНИЕ.

КРОССВОРД

По горизонтали:

2. Название болота

4. Имя поросенка

6. Полное имя Митраши

7. Название речки

10.Имя охотника

11. Северная ягода

12. Борина

По вертикали:

1. Необходимая Насте вещь для сбора ягоды

3. Кличка коровы

5. их на лице Митраши было много

8. Красные ягодки на кисточке с косточкой внутри

9. Кличка собаки охотника

13. Это событие унесло жизнь отца детей

Примерный ответ команды Насти:

В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).

В рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать.

Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон.

В рассказе как в сказке есть предмет-помощник – это компас.

В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно.

Примерный ответ команды Митраши:

Быль – это история о том, что действительно было.

В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей.

Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому,что они любили и знали природу, повадки животных.

СИНКВЕЙН.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Составила: Ерманова Татьяна Тимофеевна.

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра.

УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : изучение теории литературы. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

Познакомить с историей создания произведения;

Выявить жанровые особенности сказки-были;

Формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

Развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;

Воспитывать бережное отношение к слову.

Вид деятельности : сообщение учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Метапредметные результаты : умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Предметные результаты : умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг. момент.

Цель: включение в деятельность.

1. Приветствие. Организация рабочей обстановки.

Включение в деятельность – задание – «Дыхание».

Чтение скороговорок.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Читают скороговорки.

Включение в учебный процесс.

II. Актуализация и углубленное изучение материала.

Цель: актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

1.Устный портрет М.М.Пришвина.

2. Выявление первоначального восприятия.

Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?

Какие эпизоды похожи на сказку?

В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?

Отвечают на вопросы учителя.

Кратко пересказывают эпизоды.

Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

III. Работа с текстом.

Цель: развитие читательских умений.

Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. История создания произведения. Слово учителя.

Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте.

«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.

Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении -«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

В сказке Митраша и Настя - брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

3. Выявление особенностей жанра. Слово учителя.

Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка - и этому небольшому по объему произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «...я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось...»

Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника.

Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

Чтение статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном».

Записывают тему урока, ставят перед собой цели, которые попытаются достигнуть к концу урока.

Слушают учителя.

Определяют особенности жанра вместе с учителем. Делают записи в тетрадях.

Читают статью учебника на стр. 186-187

Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.

Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приемы чтения; разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности.

IV. Закрепление.

Цель: зафиксировать новые знания.

4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

1) Беседа.

Назовите героев повести.

На какие группы можно условно разделить героев произведения?

Где и когда происходит действие сказки-были?

Сколько лет героям?

Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

2) Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать... до слов «...и, наверное, что-то смекает».

Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.

Как относились дети друг к другу?

3) Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно...» до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

Митраша, Настя, Травка.

Мать и отец детей, Антипыч.

Живая природа - елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д.

«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского.Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.

Насте двенадцать, а Митраше десять.

«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того,Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.

«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

V. Итог урока. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание.

Как можно назвать эту часть произведения - сказкой или былью?

Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.

Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основные выводы по уроку в тетрадях.

Рефлексия способностей организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VI. Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

2.Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о неизвестной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Записывают домашнее задание.

Насти и Митраши

Тип урока: комбинированный

Цели:

· на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,

· анализировать поступки детей, их поведение в природе;

· развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III. Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод - “Митраша в беде”.

Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

Как животные реагируют на появление детей в лесу?

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Вопросы классу:

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

Вопросы классу:

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

I V . Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

Итак, внимание на экран.

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

3. Решить кроссворд.

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Франта в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качества

  • Сочинение Язык что одежда 9 класс рассуждение

    Язык - это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык - это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке.

  • Эвелина в повести Слепой музыкант Короленко сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Эвелина Яскульская, представленная писателем в образе молодой девушки, ставшей супругой главного героя рассказа слепого с рождения музыканта Петра Попельского.

  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри

    Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы

  • Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».