Братья Третьяковы происходили из старинного, но не очень богатого купеческого рода. Их отец, Михаил Захарович, дал им хорошее домашнее воспитание. С юности они занялись семейным делом, сначала торговым, а затем и промышленным. Братья создали знаменитую Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий, много занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович занимался этим как любитель, а вот для Павла Михайловича это стало делом всей его жизни, в котором он видел свою миссию.

Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Кокорев, Солдатенков и Прянишников, в свое время существовала галерея Свиньина. Но именно Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

Первые картины русских художников были приобретены Третьяковым еще в 1856 году (эта дата и считается годом основанием галереи). С тех пор коллекция постоянно пополнялась. Располагалась она в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Это здание является основным корпусом музея. Оно постоянно расширялось и перестраивалось для нужд экспозиции, а в начале ХХ века приобрело знакомый нам вид. Фасад его был выполнен в русском стиле по проекту художника Виктора Васнецова.

С момента основания галереи Павел Третьяков решил передать ее городу и уже в завещании от 1861 года оговорил условия этой передачи, выделив большие суммы на ее содержание. 31 августа 1892 года в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Городская дума с благодарностью приняла этот дар, постановив выделять ежегодно пять тысяч рублей на приобретение новых экспонатов коллекции. В 1893 году галерея была официально открыта для публики.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

История музея

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

Алексей Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце 1970-х годов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира его брата – А. М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина, а также храм-музей Святителя Николая в Толмачах, в котором с 1993 года возобновлены богослужения.

Собрание музея

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи, – гордость музея. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.

Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После Октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон – одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, а в данный момент насчитывает около 4000 единиц.

Спросите любого жителя России, знают ли они самый знаменитый художественный музей в Москве и большинство опрошенных ответят, что это — Третьяковская галерея. О музее слышали даже те, кто не интересуется искусством. А уж те, кто интересуется, приравнивают его к настоящему храму!

Его коллекции поистине бесценны, и не только с материальной точки зрения — экспозиция Третьяковской галереи охватывает период с XI по XX века, начиная с Древней Руси и заканчивая Советским периодом, благодаря чему можно проникнуться русской историей и приблизиться к пониманию национального самосознания.

История и общая информация

Сегодня Третьяковская галерея – это целый комплекс отреставрированных зданий, расположенных на разных улицах Москвы. К наиболее значимым можно отнести:

  • основное здание — бывший особняк Павла Третьякова по адресу: Лаврушинский переулок, 10 (сюда же можно включить примыкающий к нему инженерный корпус — Лаврушинский переулок, 12, — где помимо выставочных и конференц-залов расположены инженерно-технические службы музея);
  • так называемая «Новая Третьяковка» — новый павильон, построенный в 80-х годах прошлого века на набережной Москвы-реки по адресу: Крымский вал, 10.

Кроме того, филиалами Третьяковской галереи являются:

  • действующий храм-музей Святителя Николая (расположенный по адресу: Малый Толмачевский переулок, 9 — это соседнее с инженерным корпусом в Лаврушинском переулке строение. Именно здесь хранится бесценная икона Владимирской Божией матери, которой почти 900 лет);
  • дом-музей Виктора Васнецова (переулок Васнецова, 13);
  • мемориальный музей-квартира Васнецова (Фурманный переулок, 6);
  • музей-мастерская А.С. Голубкиной (Большой Лёвшинский переулок, 12);
  • дом-музей П.Д. Корина (Малая Пироговская улица, 16).

Тем, кого больше интересует дореволюционный период живописи (с XI по XIX век), следует направиться в красивое здание, похожее на древнерусский терем, которое находится в Лаврушинском переулке. Современные шедевры XX века – нашли себе пристанище в новой галерее в стиле раннего советского модернизма на Крымском валу.

Обратите внимание!
Ежегодно Третьяковскую галерею посещают около 1,5 млн. человек. Не трудно подсчитать, что за день полюбоваться на картины приходит в среднем около 5 тыс. посетителей, но на выходных их количество значительно выше. Так что для посещения галереи, по возможности, следует выбрать будний день.

Третьяковской галерее больше 160 лет! Краткий экскурс в историю

Известно, что представитель купеческого сословия Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1856 году (ему тогда было всего 24 года). Свое внимание он сосредоточил на работах русских мастеров. Первоначально картины держали в специально выделенных комнатах купеческого особняка, однако их количество так быстро росло, что для размещения новых экспонатов пришлось построить рядом отдельный двухэтажный дом. В связи с дальнейшим расширением коллекции на территории имения появлялись все новые здания и помещения, позже объединенные в единый комплекс.

Брат Павла Третьякова Сергей также собирал предметы искусства, однако он отдавал предпочтение западноевропейским мастерам, что позволяло избежать конкуренции между братьями. Преждевременная смерть Сергея (в 1892 году), который помимо собственной коллекции завещал городу Москве значительную часть своего состояния, в том числе половину дома в Лаврушинском переулке, стала поводом для объединения Павлом Третьяковым обеих коллекций в одну и передачи их городу. На тот момент экспозиция галереи насчитывала более 1,000 полотен знаменитых художников (вместе со скульптурами, украшениями, эскизами, графическими рисунками – около 2,000 предметов).

Сейчас сокровищница русского искусства насчитывает более 180,000 экспонатов!

Помимо братьев Третьяковых, большую роль в становлении музея сыграл Игорь Эммануилович Грабарь, назначенный попечителем музея в 1913 году. Именно ему принадлежит заслуга систематизации оставленного наследия и превращении частной, по сути, коллекции в музей мирового уровня. Так, Игорь Грабарь:

  • провел большую научно-исследовательскую работу по изучению картин;
  • внедрил новый принцип их размещения (хронологический);
  • составил первый научный каталог;
  • был инициатором создания реставрационной мастерской и являлся ее руководителем.

Стоит упомянуть и о том, как много он сделал для сохранения шедевров в сложные годы революции и Гражданской войны.

Игорь Грабарь был не только хорошим организатором, но и талантливым художником. Одной из его картин нашлось место в самой Третьяковской галерее — в зале №38 можно увидеть знаменитую «Февральскую лазурь», написанную в 1904 году.

Экспозиция и главные достопримечательности

Шедевры Лаврушинского переулка

Наиболее известным и популярным у москвичей и гостей столицы является старое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Оно подверглось масштабной реконструкции, которая длилась с 1986 по 1996 год. Залы музея получили современное освещение и обновленный интерьер.

Особенно ценные шедевры были помещены в специальные капсулы из пуленепробиваемого стекла, подключены к сложной системе контроля за состоянием температуры и влажности.

Был построен специальный зал для большого панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», почти столетие пролежавшего в запасниках. Переоборудованы другие помещения.

Если Вы намереваетесь посетить галерею без гида, следует заранее составить маршрут экскурсии. Подумайте, какой период времени (или какой художник) Вам интересен более всего. Следует отдавать себе отчет, что увидеть все экспозиции за одно посещение практически невозможно — в галерее 62 зала и не все из них открыты одновременно.

Топ-10 самых знаменитых картин Лаврушинского переулка:

  • 1) «Явление Христа народу» А. Иванова (зал №10)
  • 2) «Неравный брак» В. Пукирева (зал №16)
  • 3) «Тройка» В. Перова (зал №17)
  • 4) «Неизвестная» Крамского (зал №20)
  • 5) «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина (зал №25)
  • 6) «Богатыри» В. Васнецова (зал №26)
  • 7) «Боярыня Морозова» В. Сурикова (зал №28)
  • 8) «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина (зал №30)
  • 9) «Демон (сидящий) М. Врубеля (зал №33).
  • 10) Икона «Троица» Андрея Рублева (зал №60).

В этот список не попали картины Серова, Левитана, Кустодиева, Айвазовского, однако они также достойны внимания! Помимо картин и икон в главном здании можно увидеть графику, эскизы, скульптуры, наброски.

Зал древнерусской живописи

Любителей истории, православных христиан привлечет зал иконописи, расположенный на первом этаже. Особенно ценные иконы помещены здесь в специальные стеклянные киоты, внутри которых поддерживается необходимая температура и влажность. Здесь можно увидеть работы Андрея Рублева, а также православные святыни, написанные неизвестными мастерами в период с XI по XVII века.

Напомним, что самая знаменитая из икон — икона Владимирской Божией матери — размещена в отдельном здании — церкви Святого Николая. Попасть сюда можно как через инженерный корпус (Лаврушинский пер., 12), так и с Малого Толмачевского переулка.

Зал Ильи Репина

Работы одного из самых известных русских художников размещены в зале №30. До недавнего времени здесь висела и печально известная работа Репина «Иван Грозный и сын его Иван», однако в мае 2018 года она подверглась очередному нападению, получила серьезные повреждения и вновь отправилась на реставрацию. Суд Москвы оценил стоимость восстановительных работ в сумму от 5 до 10 млн. рублей.

Тем не менее в зале остались другие знаменитые картины великого русского художника:

  • «Не ждали»,
  • «Стрекоза»,
  • «Осенний букет»,
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
  • «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»,
  • портреты Мусоргского, Шевченко, Толстого.

Кроме того, именно в зале Репина можно увидеть портрет самого Павла Михайловича Третьякова.

Зал Михаила Врубеля

Один из новых залов был построен во время последней реконструкции специально для экспозиции огромного полотна «Принцесса Грёза» (его размер 7,5 х 14 метров), а также других масштабных работ художника. На самом деле под произведения Михаила Врубеля отведено 2 зала (№32 и №33). В одном из них предусмотрен подиум для размещения оркестра, так как здесь проводятся музыкальные вечера.

Искусство ХХ столетия в филиале на Крымском валу

В 1986 году главное здание (в Лаврушинском переулке) закрыли на длительную реставрацию. Большая часть полотен была перевезена в новое здание – только что построенный филиал на Крымском валу. В 1996 году реконструкция была окончена, но произведения искусства XX века обратно не вернулись. Приняли решение оставить самые современные экспонаты в новом филиале. Сегодня именно в этом здании можно увидеть русский авангард: работы Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина.

Следует отметить тот факт, что новое здание гораздо более просторное, к тому же расположено оно в очень живописном месте на берегу реки Москва, напротив парка культуры и отдыха им. Горького с его прудами и прекрасными аллеями. Так что увидеть этот уголок Москвы, конечно же, стоит. Под крышей «Новой Третьяковки» собрано более 5,000 экспонатов. Кроме того, здесь регулярно проводятся выставки, посвященные современному искусству.

Эксперты выделяют главные шедевры филиала на Крымском валу:

  1. «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича (зал №6);
  2. «Композиция VII» Василия Кандинского (зал №9);
  3. «Над городом» Марка Шагала (зал №9);
  4. «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (зал №13);
  5. «Будущие летчики» Александра Дейнеки (зал №16).

Информация для посетителей

  • Третьяковская галерея не работает в понедельник. Время работы во вторник, среду и воскресенье: с 10-00 до 18-00. В четверг, пятницу и субботу: с 10-00 до 21-00.
  • Стоимость билета для взрослого (на момент написания статьи) составляет 500 р. Правом бесплатного прохода в музей обладают: ветераны и инвалиды ВОВ, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II группы, лица, не достигшие 18 лет, а так же некоторые другие категории граждан (подробный список находится на официальном сайте музея — см. ниже).
  • По средам можно посещать бесплатно инженерный корпус и филиал музея на Крымском валу. Также прийти в Третьяковскую галерею бесплатно можно в «ночь музеев» (проводится обычно во второй половине мая).

Обратите внимание, что знаменитые полотна Третьяковской галереи часто бывают «в отъезде», путешествуя по другим странам и континентам. Если хотите увидеть определенные картины, уточняйте заранее, есть ли к ним свободный доступ.

Интерактивный тур по музею в Лаврушинском переулке

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Зал с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

2. Зал с шедевром А.А. Иванова «Явление Христа народу».

3. Зал И.И. Шишкина. (Лаврушинский пер.10).

4. Зал М. Врубеля и его панно «Принцесса Грёза».

5. Залы Древнерусского искусства XII-XVII веков.

Где находится и как добраться

Главное здание Третьяковской галереи, где сосредоточена большая часть самых известных экспонатов, находится в Лаврушинском переулке, 10. Удобнее всего добираться сюда на метро. Ближайшие станции: «Третьяковская» (Калужско-Рижская или Калининская ветки, около 400 м до музея) и «Новокузнецкая» (Замоскворецкая линия, чуть более 800 м до музея).

Филиал на Крымском валу, 10 расположен рядом со станцией метро «Октябрьская» (Кольцевая линия). Расстояние от станции метро до музея — около 1 км. Кроме того, в непосредственной близости от галереи (примерно — в 400 м) есть автобусная остановка Парк Горького (маршрут автобуса №2).

Официальный сайт Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru

На кассе хамят, сразу видно российское гостеприимство. На выставке Гелия Коржева свет отвратительный, ощущение, что оформители впервые масло выставляют. Точку обзора картины вообще выбрать сложно. Текстовые сводки из биографии художника находятся специально в самых темных углах, но при входе на выставку фонари не выдают. Некоторые картины висят в самых невообразимых местах и по воле случая могут остаться просто незамеченными. Подписи к картинам (их название, чем выполнена и дата) изготовлены...

Коровин гениален и тех залов, что заняты под экспозицию мало, не хватает места и воздуха, масштаба. Но картины захватывают и завораживают одновременно, они живут и дышат, дарят желание жить и видеть вокруг хорошее.

Вначале предыстория. Мои коллеги мне все уши прожужжали, мол, Левитан, Третьяковка и все такое! Надо смотреть! Но, во-первых, искусство Левитана мне пришлось "сдавать" в университете, во-вторых, многое я видел "живьём" и т. п. Пришёл, увидел и пришёл (простите за повтор) в ужас. Третьяковка, уровень искусствоведов, шарм! Да где он, этот шарм?! Удивительно, как можно легко и непринуждённо "утопить" такого художника. Показали какого хлюпика, каким на самом деле Левитан никогда не был. Показали...

Посетила выставку Левитана в новом здании Третьяковской галереи. Галерея умудряется быть одним из лучших российских музеев, в плане хранящихся там шедевров, и при этом поражать своей убогостью, бедностью быта и организации музейного пространства. Я предполагаю, что люди, которые осуществляют менеджмент Третьяковки, очевидно родились где-то в позапрошлом веке и постигали азы музейного дела на заре эпохи коммунизма, либо ни разу не были за границей и соревнуются за звание "лучшего музея мира" только...

Недавно после просмотра выставки "Видение танца" прошелся по залам Третьяковской галереи на Крымском валу. И был впечатлён! Прочитал сейчас пару отрицательных рецензий на "Афише" и захотелось сказать несколько слов в защиту музея. Да, безусловно, есть пробелы: почти нет Шагала, мало Сарьяна и работ некоторых других крупных художников. Не хватает системности. Работы некоторых художников почему-то разбросаны по залам. Но в целом экспозиция обширная и охватывает весь 20 век, начиная с Гончаровой и...
2013-02-18


Хочу оговориться сразу, я не искусствовед, да и в искусстве слабо разбираюсь. В Третьяковке не был лет 10, и теперь думаю еще столько же не буду. Впечатление ужасающее. Самые лучшие работы видимо находятся в архивах, от постоянной экспозиции скулы сводит. Кроме икон Андрея Рублева и посмотреть нечего. Превратить один из лучших музеев России в такую помойку наверное ток в наше время могли.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.