Тема : Н. В.Гоголь. Знакомство с комедией «Ревизор».

Цель : знакомство с театральной постановкой, с историей создания комедии, развитие познавательных способностей учащихся, обучение внимательному прочтению авторского текста, повторение основных теоретических понятий.

Оборудование : афиша, театральные программки, словарь Даля В. И., карточки, презентация.

Оформление : Ученик раздает программки у входа. Музыка, воспроизведение на экране картинки, звуков перед началом спектакля (кинофильм « Война и мир»)

Вбегают мальчишки (одеты, как уличные мальчишки 19 века).

1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!

2 Мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!

Раздают программки и садятся.

Из-за занавеса выходят девочка и парень (дамы и господин) садятся на места.

Музыка и шум театра.

1 дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.

2 дама: Это который «Ночь перед рождеством написал»?

2 дама: Как, Александр Сергеевич?!

1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т. е. ревизора, когда он проезжал по Нежинской губернии!

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный . И вы все это уже почувствовали. Мы первый раз попадаем в мир театра, первый раз знакомимся с литературным произведением, написанным специально для постановки в театре. Такой род литературы называется драмой. (Посмотрели на доску, на свои карточки). А какой еще род литературы мы уже знаем? (Эпос, лирика). Любое произведение для сцены называется пьесой.

Открыть слайды.

Драма – род литературы.

· Пьеса – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.

· Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.

· Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.

· Ревизор – проверяющий.

· Инкогнито – тайно, скрытно.

Литературоведческий комментарий.

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется Пьесой ).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В Ремарках , пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются Афишей );

Учитель: Мы видим афишу на занавесе нашего театра. Точно такая же афиша

Слайд афиши

Слайд театра

Это старейший театр России. Он назван так в честь жены императора Николая Первого Александры Федоровны. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. До появления «Ревизора» здесь ставили только переведенные иностранные пьесы. Гоголь, возмущаясь этим, писал:

Слайд «Гоголь»

« Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский народ? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Давайте нам наших плутов! На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!» И написал комедию «Ревизор». Где «решился собрать все дурное в России, и за одним разом посмеяться надо всем».

Директор(ученик) : Мы разоримся! У нас благородный театр, где благородные люди смотрят на благородных иностранных героев. Кто к нам пойдет смотреть на русских чиновников? Что в них интересного, срам один, мон ами, это низко и неблагородно. Мы разоримся!

Режиссер(ученик) : Спокойно, голубчик. Мы должны подчиниться Его Высочайшему повелению. Ведь сам император одобрил эту постановку.

Директор : Да знаю, знаю. Но ведь разоримся, как пить дать разоримся!

1 дама: Посмотрите, господа, тут в программке какие-то замечания для господ актеров.

2 дама: Да, действительно, очень интересно.

Учитель: Да, давайте и мы обратимся к нашей комедии. А что такое комедия, вы уже догадались? Если еще нет, то нам поможет наш уважаемый словарь.

Словарь (ученица) – читает, что значит комедия (на слайде)

Уч.: Откроем наши учебники и познакомимся с действующими лицами «Ревизора» (Ученики читают по очереди).

Ант. Ант. Сквозник - Дмухановский

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Господин Словарь?

Словарь(ученица) : Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство».

Учитель: Итак, Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке? У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических документов. У кого карточка с определением «Городничий»?

Ученик: Городничий-это..

ГОРОДНИЧИЙ.

Гл. Х1Х. О городничем и его должности.

253. В каждом уездном городе назначается городничий.

256. Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе И. В. Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.

257. …Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.

«Учреждение о губерниях» 1775 г.

«Городнич Iй – полиц Iймейстеръ уездного или заштатнаго города, начальник полиц Iи».

Городничий заведует долговыми тюрьмами, адресными столами, расквартированием и содержанием местного войскового гарнизона, в его ведении находятся богоугодные заведения, включая больницы и дома призрения убогих...»

Учитель:Хлопов – от « хлоп»- пустое, хлопок.

ПОЧТМЕЙСТЕР

Из словаря В. Даля.

Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.

2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжающим по почте лошадей.

Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге находился на Почтамтской улице.

Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.

Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой .

«Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель. был настоящий римский проконсул, причём из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился написать что-нибудь о его правлении.»

Герцен А. И.

Судебные должности были выборные.

Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ

1. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.

3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.

1 дама(ученица) : Почему-то в списке действующих лиц нет никакого ревизора. В чем же дело? Может, у меня опечатка? 2 Дама(ученица) : Нет, у меня тоже нет, странно. Господин(ученик): Это штучки Гоголя, он любит напустить тайн, загадок. Известный мастер! 1 дама : Как интересно!

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В. М. Стеценко

СТО УРОКОВ ТЕАТРА

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 053000

Народное художественное творчество

квалификации Режиссер любительского театра, преподаватель

Челябинск 2003

ББК 85.33я73 С 79

Рецензенты:

Л. В. Трубайчук, доктор педагогических наук, профессор; Т. В. Скорокосова, заслуженная артистка РФ

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2003. - 42 с.

Учебное пособие создано автором в соответствии с Госстандартом второго поколения на основе многолетнего педагогического опыта работы, как с детьми, так и со студентами и призвано помочь студентам-педагогам во время практики в школах и детских театральных коллективах выстроить свои занятия не только методически правильно, но и увлекательно. Работа будет полезна учителям уроков театра и руководителям детских театраль­ных коллективов.

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 2003 © Стеценко В. М., 2003

Введение 4 Программа курса «Уроки театра в школе» (1-й класс) 6 Программа курса «Уроки театра в школе» (2-й класс) 16 Программа курса «Уроки театра в школе» (3-й класс) 26 Список литературы 32 Приложение. Тренинговые упражнения комплексного харак­ тера для учащихся 1-2-го классов 33

Введение

Цель данного учебно-методического пособия - помочь студентам (будущим руководителям детских театральных коллективов и учителям уроков театра) на первых порах их педагогической деятельности.

Как правило, выходя на краткосрочную практику, студенты легко за­воевывают любовь к своему предмету, но лишь только занятия приобре­тают системный характер, становится очень трудно удерживать постоян­ный интерес и внимание на уроке, если практикант не ставит перед детьми и собой конкретной цели или не знает этапов ее достижения. Автор вы­страивает пособие в виде программы уроков театра в начальной школе, что позволяет тем, кому оно адресовано, использовать в своей практике, как отдельные составные части, так и программу целиком.

В наше сложное время огромное значение приобретает нравственное оздоровление общества, его гуманизация. Само слово «гуманизм» означает человеколюбие. Воспитание человеколюбия, доброты - основа гуманиза­ции общества. Перефразируя известные слова Достоевского, можно ска­зать: доброта спасет мир, ибо именно доброта - своеобразный синоним красоты, - красоты духовных качеств человека.

Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного -образованного и доброго - человека. И один из таких путей - воспитание искусством. Основная задача заключается в том, чтобы создать определен­ный тип личности с широкими эстетическими запросами, высокой культу­рой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности, т. е. реализации творческой энергии.

Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, которые всегда индивидуальны. Они зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувство­вать нам, сердце которого открыто для добра. Открыть эти качества в ре-

бенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему, лучше всего помогает искусство театра.

Это важное, но далеко не единственное качество, которое помогает раскрыть в ребенке способности путем воспитания искусством театра. Те­атр, как известно, искусство синтетическое, сочетающее в себе множество других видов: драматургию, изобразительное искусство, музыку, хорео­графию, искусство парикмахера и гримера и др. Кроме того, театр требует очень много самой простой работы: от забивания гвоздей до задергивания занавеса, а значит, в театральном процессе задействовано большое число людей. Навыки совместной работы, ответственность за порученное дело, взаимопомощь - то, без чего театр невозможен. Но главное - театр невоз­можен без творчества, которое здесь всегда активно. Театральный творче­ский процесс универсален. Он раскрывает множество граней в любом че­ловеке, а в ребенке особенно. Ведь он активен по своей природе, и ребенку интересно все. Театр требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а также специальных умений и навыков, при­родных способностей и умения работать над собой, развивая и дополняя то, что подарено природой. Все эти качества помогут человеку и в его обыденной жизни, сделают ее более наполненной, а самого человека - бо­лее интересным для окружающих.

Предлагаемая программа не ставит перед собой задачу сделать из каждого ребенка в будущем театрального деятеля, но научить понимать искусство театра, а через него и искусство вообще, раскрыть творческий потенциал, сформировать художественные потребности, сделать внутрен­ний мир человека богаче, а его самого добрее.

ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (1-й класс)

примерный тематический план

и/и

Название темы, раздела

Количество часов по четвертям

I. Искусство быть зрителем

Подготовка к просмотру спектакля

Беседа после просмотра спектакля

II. Развивающие игры

Организация внимания

Организация себя в пространстве

Развитие ловкости и координации движений

Развитие фантазии

Развитие речевого аппарата

Тренировка памяти

III. Навыки этикета

Приветствие. Нормы поведения на уроке, в театре. Взаимоотношения девочек и мальчи­ков в классе

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА:

ТЕМА ГОДА: Развивающие игры.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Мы знакомимся.

II. Будем дружить.

    Умные игры.

    Первые театральные опыты.

ЦЕЛЬ КУРСА: Пробудить интерес к искусству театра, а через него -к другим видам искусства - музыке, живописи, хореографии, кино. ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Помочь учителю в создании спокойной и доброжелательной атмо­ сферы в классе.

    Через совместные игры и групповые упражнения формировать у детей навыки коллективной работы.

    Формировать навыки этикета, норм поведения в школе, в классе на перемене, на уроке, в театре.

    Развивать эмоциональную сферу ребенка - чувство сострадания и сочувствия, умение радоваться и огорчаться вместе со своими однокласс­ никами, друзьями.

    Развивать личностные качества ребенка: память, внимание, на­ блюдательность, фантазию, чувство ритма, пространства.

    Создавать условия для заинтересованного и доброго отношения детей друг к другу, формировать у них стремление разрешать конфликты между собой только мирным путем.

    Воспитывать в детях волевые качества, смелость, настойчивость. Помогать преодолевать застенчивость при выполнении упражнений на уроках театра, при ответах у доски на других уроках.

    Тренировать речевой аппарат ребенка: дикцию, подачу звука, точность интонации, умение слышать правильное и неправильное произ­ ношение.

    Формировать зрительскую культуру и грамотность ребенка.

Любое искусство – и театр в том числе – не откроет зрителю всей своей красоты, своих глубин и увлекательных тайн, если человек не готов к знакомству с ним, художественно не образован, не знает самых простых законов искусства. Такой человек, приходя в театр, воспринимает только «верхний слой» искусства – сюжет произведения. Но главное – мысль, идея создателей спектакля – от внимания такого зрителя ускользает.

Театр и литература теснейшим образом связаны. Создавая драматическое произведение, автор адресует его в первую очередь театральному зрителю. «Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене…»[Словарь литературоведческих терминов] «Пьеса живёт только на сцене…», - утверждал Гоголь.

Специфика драмы как рода литературы создаёт у обучающихся определённые трудности для понимания. Поэтому драматические произведения требуют особого подхода и дополнительных навыков в работе с текстом. Ведь важнейшие особенности драмы – концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа – не до конца воспринимаются обучающимися, которые остаются лишь поверхностными читателями драматического произведения. Педагогу приходится воспитывать не только читателя, но и зрителя. А это невозможно осуществить в рамках отпущенных на данные темы уроков литературы. Раздел «Драматургия» в школьной программе по количеству отведённых на него часов является самым ущемлённым. И поэтому именно такого, поверхностного, читателя-зрителя мы получаем. Выпускник общеобразовательной школы не может понять и оценить всю полноту и глубину театрального искусства в целом, драматического произведения в частности. Но с введением Профильного образования у учителя появилась возможность исправить эту ситуацию. Именно трудностями при изучении драматических произведений и обусловлена разработка данного спецкурса.

Программа спецкурса позволяет решать многие задачи (см. Пояснительную записку), значительно расширяет рамки школьной программы по литературе (см. таблицу)

Школьная программа

(на примере программы Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева)

Программа спецкурса «Театр и литература»

Общие вопросы

Не даёт представления об истории развития театрального искусства в целом (даются отрывочные сведения о сценической истории отдельных произведений)

Даёт представление об этапах развития театрального искусства.

Эпизодически демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение зарубежной и русской литературы

Демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение зарубежной и русской литературы, позволяет увидеть традиции классиков мирового драматического искусства в произведениях русской литературы (Шекспир-Тургенев, Шекспир-Лесков)

Зарубежная драматургия

ИЗУЧАЮТСЯ (обзорно)

Шекспир «Ромео и Джульетта»

«Гамлет»

Мольер «Мнимый больной»

Гёте «Фауст»

УГЛУБЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ

О Шекспире («Ромео и Джульетта»)

ИЗУЧАЮТСЯ

Шекспир «Король Лир» (подробно)

«Леди Макбет» (подробно)

Мольер «Мещанин во дворянстве» (подробно)

Лопе де Вега «Собака на сене» (обзорно)

Ф. Шиллер «Коварство и любовь» (подробно)

Русская драматургия

ИЗУЧАЮТСЯ

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Н.В.Гоголь «Ревизор»

А.Н.Островский «Снегурочка»,

«Свои люди – сочтёмся»,

«Гроза»

УГЛУБЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ

О комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

ИЗУЧАЮТСЯ

А.С.Пушкин «Борис Годунов»

А.Н.Островский «Бешеные деньги»

Современная театральная Россия

Не даёт представление

Даёт представление

Актуальность спецкурса

В наше бурное перестроечное время, становится реальной опасность утраты связей между классическим наследием и потоком современных, часто негативных, впечатлений. А ведь главным критерием ценности драматического произведения является его сценическое бессмертие, неугасающий интерес к нему со стороны зрителя (читателя), который находит в нём ответы на важные общечеловеческие вопросы сегодняшнего дня. Это может сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» у современного подростка, в формировании его нравственных установок. Этим обусловлен выбор произведений для изучения на занятиях спецкурса.

Новизна программы: практическая направленность на формирование у обучающихся эстетической культуры как части культуры духовной, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого.

Особенностью программы является опора на внутрипредметные и межпредметные связи.

Каждая тема изучается с учётом знаний, умений и навыков, приобретённых ранее, с целью их расширения. Внутрипредметная связь с литературой осуществляется с учётом уже полученных знаний по литературе. Ученику необходимо увидеть движение мысли писателя от замысла произведения к его художественному воплощению, необходимо определить свой взгляд на творчество автора и увидеть актуальность его прочтения. Межпредметная связь осуществляется в первую очередь с русским языком (т.к. главное внимание при анализе художественного текста уделяется изучению языковых средств, используемых писателем). Программа также предполагает осуществление межпредметных связей: литература - история, - МХК, - музыка, - эстетика и т.д.

Пояснительная записка

Литература в отличие от других образовательных областей, является видом искусства. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение обучающимися этого вида искусства. Поэтому литературу следует изучать в широком культурном аспекте и при установке на формирование духовно богатой личности, способной к самоопределению, к творческому самовыражению. Литература теснейшим образом связана с другим видом искусства – театром, а драматургия, как раздел её, особенно. Только при сценическом воплощении «драматический вымысел получает вполне законченную форму»,- утверждал А.Н.Островский. Практика показывает, что изучение пьес для школьников является наиболее проблематичным, что связано со спецификой драмы как рода литературы. Но при правильном подходе драматические произведения вызывают у обучающихся интерес, заставляют их задуматься. Так появляются вопросы, ответы на которые мы ищем вместе на занятиях спецкурса «Театр и литература».

Программа курса ориентирована на обучающихся 10 класса профильного образования. Рассчитана на 34 часа.

Предлагаются следующие формы занятий:

  • Лекция – 8 ч
  • Практикум – 7 ч
  • Семинар – 5 ч
  • Исследование – 2 ч
  • Читательская конференция – 2 ч
  • Презентация – 2 ч
  • Спектакль -2 ч
  • Заочная экскурсия – 1 ч
  • Концерт – 1 ч
  • КВН – 1 ч
  • Киноурок – 1 ч
  • Итоговые (контроль знаний) – 2 ч

В основу программы курса положены два принципа – исторический и тематический .

Исторический принцип позволяет:

  • проследить основные этапы развития классического театрального искусства;
  • установить его связь с определённой исторической эпохой;
  • выявить тенденции и направления в сценическом искусстве прошлого, получившие развитие в современном театре.
  • показать общественное назначение и воспитательную роль театра;

Тематический принцип даёт возможность

  • сконцентрировать внимание обучающихся на ранее изученном материале;
  • облегчить понимание особенностей творчества «новых» великих драматургов;
  • закрепить представление об общности закономерностей развития разных видов искусства (литературы и театра) в мировой культуре.

Цели спецкурса:

  1. пробудить у обучающихся интерес к театру как виду искусства;
  2. актуализировать профессию актера, сценариста, режиссера, искусствоведа (театрального критика)
  3. содействовать духовному воспитанию и личностному росту подрастающего поколения.

Для реализации поставленных целей решаются следующие основные задачи:

  1. воспитывать читателя и зрителя;
  2. учить размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки;
  1. обогащать интеллект и речевую культуру;
  1. формировать жизненные идеалы, коммуникативные умения и умение держаться в пространстве;

5) развивать эстетический вкус, аналитические, исследовательские способности;

6) создавать условия для формирования внутренней потребности в самосовершенствовании, в развитии и реализации творческих возможностей.

Основные умения и навыки

Обучающиеся должны знать:

  1. основные этапы развития театрального искусства;
  1. роль и место классического сценического наследия в художественной культуре современности;
  1. выдающихся мировых драматургов (чьё творчество исследовалось на занятиях);
  1. основные терминологические понятия, связанные с историей драматического искусства.

Обучающиеся должны уметь:

  1. размышлять над прочитанным;
  2. анализировать драматическое произведение;
  3. объяснить роль и значение художественной культуры прошлого для духовного развития современного человека;
  1. грамотно оформить собственное высказывание.

Формы контроля знаний учащихся

  1. Чтение наизусть фрагментов произведений.
  2. Развернутые ответы на вопросы (устные и письменные).
  3. Характеристика произведения, персонажа и сравнительная характеристика нескольких произведений и персонажей.
  4. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
  5. Составления плана, тезисов по материалу лекции учителя.
  6. Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.
  7. Написание сочинений, докладов, сообщений.
  8. Контрольные проверочные работы.

Программа носит вариативный характер, предполагает творческий подход учителя к решению теоретических и практических вопросов с учетом особенностей класса и возможностей учителя.

Раздел 1.О театральном искусстве (1 ч)

Введение. Театр как вид искусства.

Виды театрального искусства. Театр и зритель. Синтетическая природа театрального искусства. Искусство актёра. Общественное назначение и воспитательная роль театра. Сценическое действие как основа театрального искусства.

Раздел 2. Из истории зарубежного театра (13 ч)

Театр Древней Эллады.

Литература и театральное искусство Древней Греции. Тетралогия. Сатировская комедия. Выдающиеся греческие драматурги. Особенности композиции и пафос пьес.

Развитие театрального искусства в эпоху Средневековья. Эпоха Возрождения и театр.

Сохранение и развитие народных традиций в творчестве профессиональных развлекателей. Антифеодальная сатирическая направленность их деятельности. Особенности сцены и декораций, жанры средневекового площадного театра.

Италия – родина театра эпохи Возрождения. Жанры театрального искусства эпохи Возрождения.

У. Шекспир - драматург на все времена. Театр Шекспира. «Король Лир».

Гуманистическая направленность творчества Шекспира. Жизненная правдивость, глубина и многогранность изображения человеческих характеров. Особенности воплощения драматургии на сцене театра «Глобус».

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Проблема ценности человеческой личности. Трагедия короля Лира. Философская глубина пьесы.

Шекспировские традиции в творчестве русских классиков .

Непреходящее общечеловеческое значение героев шекспировских пьес. Шекспир и русская литература. («Ромео и Джульетта» Шекспира – «Ася» Тургенева; «Макбет» Шекспира – «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова)

Театр эпохи Классицизма. Мольер . «Мещанин во дворянстве».

XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Соединение жизнерадостного искусства народного комического театра и эстетики классицизма в творчестве Мольера. Особенности театра Мольера.

Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Идейно-тематическое содержание комедии, система образов, мастерство комедийной интриги. Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл пьесы.

Лопе де Вега - гений испанской литературы . «Собака на сене».

Слово о драматурге. Создатель нового вида комедий. Творческая «плодовитость». Особенности сюжета и языка пьес. Комедии Лопе де Вега на русской сцене.

Театр эпохи Просвещения. Ф. Шиллер. «Коварство и любовь».

Просвещение как идеология третьего сословия, поднимающегося на борьбу против феодализма. Ф. Шиллер - крупнейший драматург эпохи Просвещения. Тираноборческая, антифеодальная направленность пьес.

«Коварство и любовь». Жестокость и коварство представителей привилегированных слоёв общества, моральное превосходство простых людей, столкновение понятий о чести ложной и истинной, торжество подлинной любви.

Раздел 3. Из истории русского театра (18 ч)

Драматический фольклор.

Народные истоки театра. Театральное представление и древние драматические формы. Виды драматического фольклора.

Кукольный театр.

История зарождения и развития. Вертеп. Деятельность скоморохов. Театр Петрушки. Виды кукол. Кукольный театр сегодня. Деятельность С.В.Образцова. Орден Улыбки.

Создание национального русского театра.

Зарождение первого общедоступного театра на Руси. Человек-театр: Ф.Волков. Крепостная примадонна и др. Учреждение «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра».

Школьный театр.

История возникновения, первоначальные функции. Основоположники. Школьный театр на Руси. Роль Феофана Прокоповича. Жанры. Деятельность А.Т.Болотова.

Д.И.Фонвизин - сатиры смелый властелин. «Недоросль» (фрагменты комедии).

Яркий выразитель идей просветительства. Значение встречи Фонвизина с М.В.Ломоносовым и Ф.Волковым в гимназические годы. «Недоросль» как классика отечественной драматургии. Сатирическая направленность пьесы. Социальные вопросы в комедии. Экранизация пьесы.

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»

Расцвет русского национального театра. Пушкин - драматург, театральный зритель и критик. Взаимоотношения человека истины в трагедии «Борис Годунов». Сказки А.С.Пушкина (фрагменты).

Знакомый и незнакомый Грибоедов. «Горе от ума».

Сценическая жизнь пьесы. Монологи Фамусова и Чацкого.

Театр - школа нравов. Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Н.В.Гоголь о высоком общественно-воспитательном назначении театра. Развитие и обогащение реалистических традиций в сатирической комедии драматурга. Смех как форма утверждения положительных общественных идеалов.

М.С.Щепкин, П.С.Мочалов. Великие русские актёры.

Утверждение принципов реализма на русской сцене.

Щепкин – выдающийся русский актёр, художник, гражданин, реформатор сценического искусства. Щепкин и русский крепостной театр. Значение сценической реформы М.Щепкина. Щепкин о роли труда и самовоспитания в развитии таланта актёра.

П.С.Мочалов – ярчайший представитель реалистической школы русского театрального искусства. Романтический, трагедийный характер творчества актёра.

А.Н.Островский - эпоха в культурной жизни России

Драматургия Островского - целая эпоха в культурной жизни России. «Гроза» и Домострой. Пьесы подлинной жизни. «Бешеные деньги» Островского и актуальные проблемы сегодняшнего дня.

Раздел 4.Современная театральная Россия (2 ч)

Театры России*.

История Смоленского Государственного Драмтеатра им. Грибоедова

Сохранение традиций А.Н. Островского в Малом театре.

Классическое наследие и его творческое освоение на сцене БДТ.

Старейший и знаменитейший Театр им. Вахтангова.

Театр легендарного волшебника - кукольника С.В. Образцова

Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Театр есть искусство отражать жизнь.

Константин Станиславский

Роль театра в духовном развитии личности доказана, и эта истина в дополнительных аргументах не нуждается. Верно и то, что для развития души подростка наличие даже посредственного театра намного лучше, нежели его полное отсутствие. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость человеческой личности, причём неважно, где эта личность находится – на сцене или в зале. Осмыслить мир, место человека в этом мире, связывая прошлое, настоящее и будущее, ответить на вечные вопросы – всегда пытался театр.

Конечно, о своём постоянном зрителе, обладающем развитым художественным вкусом, мечтает каждый театр. А кто должен воспитывать такого зрителя? Несомненно, семья и школа. Я, как учитель-словесник, создаю условия для развития у учащихся опыта общения с театром. Это прежде всего организация походов в театры, использование элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дает повод для работы мысли. Живая атмосфера спектакля, костюмы, декорации, игра актёров, их манера держаться на сцене – всё это производит неизгладимое впечатление на учеников, создает особый эмоциональный настрой.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:

    формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

    укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

    формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

    принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

    развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

С учащимися мы просмотрели такие спектакли, как «Синяя птица» (МХАТ им. М. Горького), «Остров сокровищ» (Театр им. А.С. Пушкина), «Принц и нищий», «Чисто английское привидение» (РАМТ), «Тайна старого шкафа» (Театр на Малой Бронной). После каждого просмотра спектакля ученики пишут отзывы, в которых они делятся своими чувствами, мыслями, переживаниями от увиденного на сцене. Безусловно, такие формы работы приносят положительный результат в процессе обучения и воспитания.

Фотоотчёт о посещении театров.

Рисунок 1. Рисунок 2.

Рисунок 3. Рисунок 4.

Рисунок 5.

Приложение 1. Отзывы учащихся на просмотренные спектакли.

Что же значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? На уроках литературы мы всегда так или иначе применяем театрализацию, пусть даже в самых простых формах. Ведь на уроках мы используем произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, т.е. всё то, что воздействует на эмоциональную сферу ученика. Использование элементов театрализации на уроках и внеурочной деятельности производит огромное впечатление на учащихся, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго.

Так что же такое театрализация? Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Каковы же приемы использования элементов театрализации на уроке? Это и персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); и театр одного актера - ученик в костюме персонажа рассказывает о литературном герое, учащиеся угадывают, кто он; и выступление исторического лица (речь); и историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов; и выразительное чтение , и чтение по ролям ; и инсценирование.

Театрализация хороша ещё и тем, что стремление к превращениям свойственно детям, как свойственно оно творческим личностям всех возрастов. Ребятам очень нравится перевоплощаться в героев, с которыми они знакомятся, изучая литературные произведения. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в определённой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки. Это уроки, представляющие творчество того или иного автора. Например, были проведены литературные гостиные по творчеству М.И. Цветаевой, Л.Н. Толстого. Это также нестандартные уроки по творчеству И.А. Крылова. Эффективность таких уроков в том, что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой, отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное «про себя», ведь стихотворения просто нельзя читать «про себя».

Остановимся ещё на одном виде «театральных» заданий: оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам. Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, декорации, костюмы ученик обязательно анализирует произведение. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование тек-ста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). С 5-го класса даю такие задания, и в 5-м же классе мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Ученики инсценируют самые разные произведения. Это сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева», пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», басни И.А. Крылова, повесть «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и другие.

Довольно сильный воспитательный эффект возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Поэтому, чтобы правильно прочитать текст, понять позицию автора, мысли и чувства его персонажа, школьнику нужно прежде всего попытаться поставить себя на место литературного героя, увидеть мир таким, каким видит его герой, почувствовать так же, как чувствует он. Так, например, при изучении пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» были предложены в форме театральной постановки некоторые эпизоды. Было приятно видеть, как дети смогли перевоплотиться в капризную Королеву, коварную Старуху и её ленивую Дочь, кроткую Падчерицу. Нравится учащимся инсценировать и басни И.А. Крылова. Они с удовольствием сами выбирают басни, создают декорации, подбирают костюмы и маски. Интересным получилось инсценирование к Новому Году эпизода из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Также большой интерес представляет для учащихся проведение конкурсов чтецов. Школьники участвуют как в школьных, так и в окружных, городских конкурсах «Пока в России Пушкин длится», «Дети читают русскую классику». Учащиеся становятся победителями и призерами конкурсов, что говорит о развитии их познавательных способностей и творческих возможностей.

Приложение 2. Инсценирование басен И.А. Крылова.

Приложение 3. Инсценирование к Новому Году эпизода из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Фотографии с мероприятия.

Рисунок 6. Рисунок 7.

Рисунок 8. Рисунок 9.

Итак, инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста, оно заставляет учеников вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты прочтения. Естественно, что такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно по причине огромных затрат сил и времени, а во-вторых, потерялся бы весь смысл проведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.

Таким образом, благодаря внедрению элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах. В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы, что соответствует требованиям ФГОС.

Театр как вид искусства содержит в себе огромный потенциал, который нужно использовать в воспитании нынешних школьников. Он не оставляет равнодушным никого. Даже мимолетное соприкосновение с ним меняет душу человека. И это касается учащихся разных возрастов. Многие учащиеся обладают артистическими способностями. И учитель должен помочь им раскрыться, остальное они смогут сделать сами. Ведь часто они видят больше чем мы, взрослые. Николай Васильевич Гоголь говорил: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так давайте вместе с детьми творить добро!

Список использованной литературы.

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики/ М.М. Бахтин // Исследования разных лет. – М. – 1975.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский. – М. – 1991.

    Ершов П.М. Технология актёрского искусства./ П.М. Ершов.– М.: ВТО. – 1969.

    Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя / Т.С. Зепалова. – М. – 1982.

    Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. – 2000.

    Любинский И.Л. Театр для детей / И.Л. Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.

«Театроведение и киноведение

на уроках литературы»

Киновикторина «Узнай фильм по кадру».

    Вступление . О воспитательной функции уроков литературы.

    Основная часть (М/М сопровождение):

    1. Литература + театр + кино =… (формы ВВР)

      Школьный кинотеатр, его роль в воспитании культурного зрителя, активного читателя.

      Уроки литературы как средство формирования зрительской культуры. Их роль в нравственном воспитании школьников.

      Театральные методики на уроках литературы:

      • Инсценирование

        Составление киносценария

5. Урок-театральная мастерская

6. «Книга спорит с фильмом» - необычная форма обычного урока.

7. Урок- спектакль, урок- суд над литературным героем.

III . Заключение. Выводы, рекомендации.

Для начала прошу вас ответить на вопросы : любите ли вы театр и кино? А знаете ли вы театр и кино хотя бы в той степени, которая необходима для успешного сотрудничества этих видов искусства с литературой? Проверим на практике

Киновикторина «Узнай книгу по кадру»:

Вывод по результатам викторины : участники викторины старшего поколения справились с заданием лучше, так как имели возможность познакомиться с киноверсиями литературных шедевров в юные годы (кино 70-80-х годов было массовым и популярным).

    «Майская ночь» (А. Роу, 1952)

    «Шинель» (А. Баталов, 1959)

    «Война и мир» (С. Бондарчук, 1965-67)

    «Преступление и наказание» (Л. Кулиджанов, 1969)

    «Мёртвые души» (М. Швейцер, 1984)

    «Выстрел» (Н. Трахтенберг, 1966)

    «Мой ласковый и нежный зверь» (Э. Лотяну, 1976)

    «Хирургия» (Я. Фрид, 1959)

    «Несколько дней из жизни Обломова» (Н. Михалков, 1979)

10.«Тихий Дон» (С. Герасимов, 1957)

    Вступление . О воспитательной функции уроков литературы.

Ежедневно каждый преподаватель общается с теми, кого ему положено учить и воспитывать. Однако мы начинаем не с нуля. Ученики, приходя к нам, имеют сложный, часто негативный опыт жизни, и это не новость. Их души изломаны, вывернуты наизнанку безудержной разноголосицей информационного потока. С глубокой древности было принято беречь не только физическое, но и духовное здоровье детей. Вспомните-ка, получалось не так уж плохо. Человеку нужно постепенное созревание; желудок заболевает, если мы едим незрелые сливы и яблоки, а что же ребёнок? Не успел он родиться, как его маленькая душа погружается в беспросветную нравственную грязь, которая начинается с ежедневного сквернословия родителей и окружающих.

Дитя, вы только вдумайтесь в это святое слово, с самых нежных лет, подойдя к киоску взглянуть на яркую игрушку за стеклом, неизбежно увидит обложку глянцевого журнала с тётей или дядей в непристойной позе. Посреди фильма-сказки по телевизору его настигает реклама, способная не просто испортить аппетит, а подорвать нравственный иммунитет, который мы, учителя русского языка и литературы, пытаемся укреплять на своих уроках всеми возможными средствами.

Известно, что произведения литературы и искусства – показатель бытия человеческого. Какие книги пишутся в последнее время? Чем отличаются от прежних? Это тема для отдельного разговора. Сейчас же мне хотелось бы поговорить о том, какую роль может сыграть искусство – театр и кино - в формировании нравственного иммунитета школьника на уроках литературы, как сделать, чтобы ученик не просто «проходил» (мимо проходил!) литературный шедевр, а умел понимать, переживать, ещё долго размышлять над прочитанным, если хотите, плакать над «Анной Карениной»!

В одном из последних выпусков «Комсомольской правды» я прочла фразу моего современника, изумившую меня: классическая литература, которую дети изучают в школе, утверждал автор статьи, изображает героинь с ярко выраженными чертами шизофрении. И приводит примеры: Катерина и Лариса из драм Островского, тургеневские барышни, Анна Каренина и другие – не буду перечислять: как говорится, нет слов…

Задача учителя литературы , на мой взгляд, заключается в умении «оживить» героя (героиню), помочь понять, приблизить его к ученику настолько, чтобы тот увидел в нём человека с реальными чертами характера, особенностями мировоззрения, образа жизни, близкими юному читателю. Ученик только тогда заинтересуется судьбой героя (героини), когда «примерит на себя» его мир, когда этот герой станет ему понятен.

Скажите, уважаемые коллеги, как толковать поступки Катерины десятиклассникам, как объяснить причины трагедии женской души, если подросток ещё не познал тайн супружеских отношений или знает о них с такой стороны, что урок по «Грозе» покажется ему сказкой с печальным концом?!

Помочь нам в этом непростом деле способен театр. Театральная дверь открывает человеку путь не только в мир игры, но и свой собственный мир помогает оценить иначе. Мир без театра – холоднее и суше, прозаичнее и ущербнее. Мир, в котором присутствует театр, многослойнее и глубже, ярче и духовнее. В момент времени, когда теряют эффективность прежние средства воспитания, театр хоть и подвергается сомнениям и изменениям, остаётся одним из немногих способов формирования ценностных ориентиров юного поколения. И театр может и должен занять своё достойное место на уроке литературы.

В конце XX века в России стал остро ощущаться кризис в системе общего образования, начались поиски в области создания «Новой школы», « Школы XXI века». Новые модели школьного образования разрабатывали по договорённости с Министерством Образования различные творческие коллективы. Среди них группы под руководством В.Библера («Школа диалога культур») и Л.Тарасова («Экология и диалектика»). По предложенным ими программам работали сотни экспериментальных школ. И в той и в другой модели театральная игра выступала методическим стержнем всей системы преподавания.

Однако идея внедрения театральных методик в общеобразовательную школу на этом не исчерпалась. Стали возникать единичные школы, где создатели пытаются распространить театральные методики обучения на весь учебно-воспитательный процесс или на освоение отдельных предметов (даже таких, казалось бы, далёких от театра, как математика, физика, биология).

Презентация (1-2 слайды)

II . Основная часть.

Презентация (3 слайд)

Большая роль в воспитании школьников через театр и кино отводится

ВВР по литературе. Формы её могут быть самыми различными – от клуба юнкоров, на занятиях которого дети сочиняют тексты драматических произведений, до народного театра, участниками которого они становятся с младшего школьного возраста.

Надо ли знакомить подростков с литературными экранизациями ? Как это сделать?

Отвечая на эти вопросы, мы пришли к выводу: необходимо организовать при кабинете литературы работу школьного кинотеатра, связав его с графиком прохождения образовательной программы по литературе, ознакомить с графиком работы детей и родителей, что мы и делаем на протяжении последних пяти лет. В наш арсенал входят десятки литературных экранизаций по многим темам школьного курса литературы. Дети должны посмотреть такие киноверсии, как «Снежная королева», «Робинзон Крузо», «Муму», «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Мастер и Маргарита», - золотой фонд отечественного кино будет участвовать не только в образовании, но и воспитании юного зрителя, научит его со временем отличать настоящее искусство от того суррогата, который заполонил теле- и киноэкраны России в последнее время.

Организованный кинопросмотр должно предварять чтение литературного источника (иногда бывает наоборот: после знакомства с фильмом ребёнок тянется к книге). Кинофрагменты мы используем в процессе урока, впечатления от просмотренного дети описывают в творческих работах, высказывают при проведении анкетирования, кинодиспутов.

Перед просмотром фильма (телеспектакля) ученик получает задание, цель которого – обратить внимание на разницу между литературным источником и его киноверсией. Наиболее эффективной формой урока в данном случае является урок «книга спорит с фильмом». Посмотрим на конкретных примерах особенности использования театроведческого и киноведческого материала.

Таблица «План-график работы школьного кинотеатра»

2. Театр и кино – родственные виды искусств, много общего у них и с литературой.

В школе при проведении обычных уроков педагоги могут использовать театральные методики, что позволяет успешно развивать психологические данные личности ребёнка (внимание, память, воображение), а также воспитывать интерес к искусству и театральному искусству в частности. («100 творческих конкурсов Афанасьева » - из Интернет):

На уроках литературы все мы используем хорошо забытые старые виды работы, среди которых

    Инсценирование стихов (басен, песен, сказок, драматических произведений)

    Составление киносценария

Можно выделить особые формы проведения уроков литературы, цель которых – организовать процесс изучения художественного произведения с использованием театроведческих и киноведческих знаний. Среди них

урок- театральная мастерская (2 часа)

    Чтение текста (заранее)

    Знакомство с процессом создания спектакля

    Распределение ролей (режиссёр, композитор, художник по костюмам, гримёр, художник декораций, светомастер, звукооператор, актёр и др.)

    Работа над созданием спектакля непосредственно на самом уроке

- «Книга спорит с фильмом» (урок по пьесе «Гроза»)

Интересным фактом является создание нескольких киноверсий к одному и тому же литературному источнику – неоспоримый факт живучести, ценности литературного произведения. Здесь можно предложить ученикам поразмышлять над вопросом о том, с какой целью автор вводит те или иные новшества, что они дают для понимания образа героя, идейного содержания произведения (урок «Две «Бесприданницы»). Во время просмотра фильма А. Баталова «Шинель » (1959 год) с Р. Быковым в главной роли наши девятиклассники обнаружили 13 различий между книгой Гоголя и её интерпретацией, пришлось часть обобщающего урока по творчеству Н.В. Гоголя посвятить анализу киноэпизодов, полезному, на наш взгляд, уже потому, что при таком изучении литературного произведения невозможно пройти мимо него (см. материалы к уроку)

Сопоставление двух (иногда трёх) киноверсий с литературным источником позволяет проникнуть в глубь мастерской режиссёра, узнать о тайнах театрального творчества, о личности автора кинофильма и его создателях.

Презентация (с 4 слайда до конца)

Ещё одной интересной формой урока, ориентированной на культурное развитие подростков на уроках литературы, является урок «суда над литературным героем». Кстати, эта форма не так уж нова: в 20-е годы прошлого столетия она пользовалась большой популярностью среди педагогов и школяров, устраивавших суды над литературными героями. Наша с вами задача – не копировать хорошо забытое старое, а извлечь из него ядра разумного опыта. При проведении подобных уроков мы преследуем цели:

    Проверить знание учениками художественного текста

    Заставить учеников выговориться, заявить о собственном отношении к автору, произведению, героям

    Научить отстаивать собственную позицию и одновременно – уважать чужую точку зрения

    Повысить мотивацию к вдумчивому, внимательному чтению литературного источника

    Расширить и углубить знания учеников о процессе создания спектакля, кинофильма по данному произведению

    Способствовать воспитанию уважения к отечественной культуре

Урок – спектакль «Неужели зло так привлекательно?» после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы провели в форме суда над Печориным. Обвинителем стал учитель, роли героев романа исполнили артисты школьной театральной студии и народного театра «Арлекин», роль адвоката досталась одной из учениц 10-го класса, остальные ученики стали свидетелями этого действа, т.к. прочли текст и не могли остаться в стороне от захватывающего зрелища.

(Урок – суд «Неужели зло так привлекательно?»)

III . Заключение .