Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе Н.А.Островского «Гроза» «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Тип урока: обобщение по теме «жертвы темного царства», их протест, их нравственный выбор.
Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.
Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).
Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты пьесы.
Задачи:
1) познавательные:
- вспомнить содержание пьесы «Гроза»;
- выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы;
- сопоставить между собой «жертв темного царства»;
- выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе;
- совершенствовать работу с тестами;
- подготовиться к контрольному тесту.
2) развивающие:
- развитие внимания (при работе с фрагментами);
- развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы);
- развитие воображения (связь с современностью);
- развитие устной и письменной речи.
3) воспитательные:
- воспитание чувства собственного достоинства;
- формирование активной жизненной позиции;
- преодоление страха перед нравственным выбором.

Человек всегда свободен, он всегда волен
сделать свой выбор: нет обстоятельств,
которые бы сделали человека своим рабом,
если он сам этого не захочет.
Мишель де Монтень, французский юрист, политик и философ,
занимавшийся проблемами морали.
Замечательный писатель,очеркист. 16 век
Ход урока
I. Слово учителя.
Ребята, здравствуйте. Наш разговор о творчестве А.Н.Островского постепенно подходит к логическому завершению. Мы на прошлых уроках познакомились с этапами жизненного и творческого пути Островского, подробно разобрали содержание пьесы «Гроза», жизнь обитателей города Калинова. И сегодня я хочу предложить вам остановиться на обсуждении проблемы нравственного выбора в этой пьесе. Это и будет темой нашего урока.
(Приложение 1- презентация к уроку)

К обсуждению проблемы в качестве эпиграфа я взяла высказывание философа 16 в. М.Монтеня.

Прав ли он, философ 16 века, произнесший этот афоризм? Над этим вопросом мы и будет рассуждать, взяв за основу содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза».
Слово учителя: Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Только в русской литературе обращается так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Перед вами галерея женских образов, перелистаем страницы любимых книг
Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Анна Сергеевна Одинцова, Сонечка Мармеладова, Катерина Кабанова.

Итак, начинаем, занавес поднимается.

В ходе сегодняшнего урока мы должны ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Вспомним правила работы с интеллект-картой на уроке.

Путешествуя по Волге, А.Н.Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году. Через 20 лет он напишет еще одну пьесу на данную тему - «Бесприданница».
Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за указанный период, прошедший со дня написания «Грозы», в России произошли разительные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками. Главное, чтобы приданое было.
В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (1872г. в Москве и Петербурге открылись женские курсы). Старый уклад жизни рушился, уходили в прошлое патриархальные отношения – люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.
А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, еёизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому. Обратимся к интеллект-карте №2 «Гроза – действующее лицо пьесы.

К образу грозы обращались не только писатели, поэты, художники, композиторы. Один из них итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник Антонио Вивальди. Послушаем фрагмент его пьесы.

Работаем с интеллект-картой №1 « Город Калинов и его обитатели»Город Калинов, изображенный в пьесе “Гроза”,-это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образРоссии середины прошлого столетия в целом. В основе композиции пьесы-принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы. Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала. Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”. Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу- помилую, захочу-раздавлю”,-говорит он Кулигину. Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”,-хвастливо говорит он городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости. Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена-мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи-слово ругательное. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары-“делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство. Гроза нависла над городом Калиновом. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что власть их кончается.

Работа с интеллект-картой №3 «Образ Катерины»
Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят» О чем говорит имя главной героини урока? (Катерина)
-Как вы понимаете слово «благопристойная»?
-Подберите синонимы к этому слову.
Учитель: Почему Островский дал это имя героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?
Докажем это примерами из текста.
Напомню, что уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: Монолог 1 (слушаем) «Отчего люди не летают!... Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».

Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.
Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному? (Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла...») Монолог 2 (слушаем)-Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? (Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из-под неволи»)
-Чему учит Варвара Катерину? («У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)
- Как Катерина относится к обману? (Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же приятно!»)
-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)
- Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.
-Как раскрывается сила чувства героини? («Такая уж я зародилась, горячая.» «уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой в окно выброшусь, в Волгу кинусь») Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.
-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)
- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)

Учитель: Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье
(С чувством облегчения, чувством свободы произносит Тихон: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Он пытается смягчить требования, матери, унижающие достоинство его жены: Катя и интонация ласковой просьбы. Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон – орудие в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.
В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)
Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?

Качества характера Катерины
(дети поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)

РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ

Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д.2 явл.10.
- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)
Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи.
-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ?(Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)
- Действительно. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви.
Давайте убедимся в этом: чтение монолога наизусть раннее подготовленной ученицей.

А как вы считаете, это грех?
-Вы должны были провести исследовательскую работу по определению, что такое «ЛЮБОВЬ» и с какими ассоциациями оно у вас связано.
(В словаре Ожегова – «чувство самоотверженной, сердечной привязанности»)

Что такое любовь для Катерины?-А что такое любовь для Катерины? Ответ попытаемся найти в д.4 (явл.6) и 5.
Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).
Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное - голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать.
Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.
Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).
Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие...
Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над героиней норм религиозной нравственности. Но можно ли считать ее покаяние слабостью?
- Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).
- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?
1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?
2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.
3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.
Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.
-Так чем же для Катерины стала любовь? (Грех, погибель – слайд 17) (Ответы учеников:
1. Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.
2. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты»)

КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.
Сообщение о Добролюбове
Сообщение о Писареве

Работа в группах по критическим статьям «Луч счета в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость? (Сила)
-Ваше отношение к поступку Катерины с позиции человека современного мира.
Заключительное слово: Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С одной стороны, она продолжает линию «москвитянинского» периода, поскольку выражает веру в творческие начала национального характера; с другой стороны -противостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.
Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДРАМАТУРГА
Рефлексия: чью трактовку образа Катерины вы поддерживаете?
Оценки.
Домашнее задание

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ) ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. (ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».

Cлайд 3

Cлайд 4

ЭПИГРАФ «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» (Н. Добролюбов)

Cлайд 5

И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза» «В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)

Cлайд 6

«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов. «…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов) «Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)

Cлайд 7

I. Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза») II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины. 1. Жизнь Катерины в родительском доме. а) сердечное отношение родных. б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…) в) относительная свобода. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.

Cлайд 8

2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: а) болезненная впечатлительность, экзальтированность; б) романтическое отношение к жизни. 3. Жизнь Катерины в доме Кабановой. а) жестокое отношение Кабанихи; б) постоянный духовный бунт; в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

Cлайд 9

4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. а) осознание своей обреченности; б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни; в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Cлайд 10

5. Основные черты характера: а) честность, непосредственность; б) моральная чистота; в) решительность, мужество; г) страстность натуры, глубина чувств; д) стремление к свободе; е) поэтичность натуры; ж) незаурядный ум; з) доброта, бескорыстие.

Cлайд 11

6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира. 7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила? III. Заключение. Образ Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.

Cлайд 12

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ: «В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…» «К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Cлайд 13

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.) Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

Cлайд 14

Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини: «Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»

Cлайд 15

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»

Cлайд 16

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни …».

Cлайд 17

«Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…» «Сколько радости принесут дети…»

Cлайд 18

1. -духовно богатая, поэтическая, возвышенная натура; 2. - сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя; 3. -не идет на нравственные компромиссы (на «сделку с совестью»; 4. испытывает отвращение ко лжи, обману; 5. -жаждет свободы и счастья 1. -пугается силы и глубины своего чувства к Борису; 2. -обладает обостренным чувством справедливости; 3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви; 4. -переживает чувство вины перед Тихоном; 5. -нравственные понятия религиозно окрашены «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?

Cлайд 19

Н ДОБРОЛЮБОВ: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»

Cлайд 20

«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»

План урока: 1.Положение женщин в России. 2. Эпоха перемен. 3.Мечта Катерины. 4.Искренность и честность. 5.Образное восприятиедействительности.
6. «Горячее сердце».
7.Внутренний и внешний конфликт.
8. Герои произведения: Катерина, Кабаниха,
Варвара, Борис, Кулигин.
9.Проблема христианской этики.
10.Катерина в оценке русской критики.
11.Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Проверка домашнего задания. «Город Калинов глазами героев пьесы».

Действие - Действую
явление
щее лицо
Реплики о городе
Калинове, нравах и
образе жизни его
обитателей

Положение женщин в России в I половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях

зависимым. До замужества она жила под
непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её
хозяином становился муж. Основной сферой деятельности
женщины, особенно у низших сословий, была семья.
Согласно принятым в обществе и закрепленным в
«Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на
домашнюю роль – роль дочери, жены и матери. Духовные
потребности большинства женщин, как и в допетровской
Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные
службы.

Словарная работа.

«Домострой» - памятник русской
письменности 16 века,
представляющий собой свод правил
семейного быта.

Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы.
Это был эпоха политических, экономических и
культурных перемен. Преобразования затронули все
слои общества, в том числе среду купечества и
мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в
прошлое патриархальные отношения - люди должны
были приспосабливаться к новым условиям
существования.
В литературе середины 19 века также происходят
изменения. Особую популярность в это время
приобрели произведения, главными героями которых
были представители низших классов. Они интересовали
писателей прежде всего как социальные типы. Между
тем назревала потребность в герое, в соотносимом с
привычным положительным героем предшествующей
литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали
сомнения: может ли простонародный быт дать почву для
героического характера?
Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

Искренность и честность. Катерина – по – гречески «всегда чистая».

По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины
не отличается от прошлой. Однако Катерина
не согласна: прежней она осталась только внешне.
Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего
чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»
И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в
незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их
поведении основано на притворстве и обмане.
Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на
том держится. И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно стало».
Катерина, наоборот, не умеет обманывать:
« Обманывать –то я не умею, скрыть – то ничего
не могу».Не любит она, и когда это делают другие:
«Напраслину – то терпеть кому же приятно!»

«Напраслину-то терпеть кому же приятно!»

Мечта Катерины. « Отчего люди не летают! …Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я

птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и
полетела…»

«Да здесь все как будто из-под неволи»

Образное восприятие действительности. «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой – то: кто – то ласково говорит со

мной, точно голубит меня, точно воркует.
Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно
меня кто – то обнимает так горячо – горячо и ведет куда – то, и я иду
за ним, иду..(Мечта о большой и чистой любви).

«Горячее сердце».

Катерина обладает не только
развитым воображением, но и
«горячим сердцем».
Варвара: Молоду тебя замуж – то
отдали, погулять – то тебе в девках не
пришлось: вот у тебя сердце – то и не
уходилось еще.
Катерина: И никогда не уходится.
Варвара: Отчего же?
Катерина: Такая уже я зародилась
горячая.

Черты характера Катерины- принципы жизни в доме Кабанихи

Черты характера Катериныпринципы жизни в доме
Кабанихи
Свободолюбие-…
Независимость-…
Чувство собственного достоинства-…
Решительность-…
Доброта, бескорыстие-…
Честность-…
Религиозность-…
Мечтательность-…

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех,… что я другого люблю?»

«Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»

«Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Внутренний конфликт

Слова Катерины о Волге оказываются
пророческими. Она отказывается притворяться
перед собой – отсюда знаменитый монолог с
ключом (Действие 4, явл.6)
« Ах! Ах! Все сердце прорвалось! Не могу я
больше терпеть, Матушка!
Тихон! Гриша! Я перед вами и перед богом виновата!
« Я умру скоро. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить!»
Вывод.
. Причина – в неясном для самой Катерины
ощущении кризисности бытия:
прежние моральные принципы устарели,
а новые она не может воспринимать
иначе, как грех.

Внешний конфликт

Катерина и Кабаниха
Катерина и Варвара
Катерина и Борис
Катерина и Кулигин

Вывод. - С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова – блюститель

окостеневших форм
старого уклада; ее поведение в семье
и обществе лицемерно. Катерина,
напротив, действует вопреки
установленным в обществе правилам,
ложь для нее неприемлема.
- Неумение и нежелание обманывать
отличает Катерину и от Варвары. Дочь
Кабановой не хочет жить так, как ее
мать, но, в отличие от Катерины, не
считает нужным открыто посягать на
устои «темного царства» и
приспосабливается к ним.

-

Борис, как и Катерина, способен на
глубокое, сильное чувство. Однако
он не может защитить свою любовь, пойти
против воли Дикого, от которого зависит его
материальное благополучие. Борису не хватает
смелости и решительности,- качеств, которые,
безусловно, есть у его возлюбленной.
- Похож на Катерину и механик – самоучка
Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая,
творческая. Он чувствует и понимает красоту
природы, знает старинную поэзию. В то же время
Кулигин – мечтатель, проекты которого
обречены на неудачу. В его сознании, как и в
сознании других жителей города, большую
роль играют старые «домостроевские»
представления о жизни.

«Грешна я перед Богом и перед вами!»

«Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Проблема христианской этики

Катерина искренно верит в Бога, но
дважды нарушает его заповеди:
когда изменяет мужу и когда
совершает самоубийство. Чувство
личной свободы оказывается для
героини важнее религиозных
законов: « Куда теперь? Домой
идти? Нет, мне что домой, что
в могилу – все равно…В могиле
лучше…Под деревцем могилушка…
как хорошо!
Солнышко греет,
дождичком ее мочит.. Все равно,
что смерть придет, что сама…а жить
нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто
любит, тот будет молиться..»

Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Катерина Кабанова заметно
выделяется на фоне героинь
Островского, описанных в
предыдущих пьесах. С одной
стороны, она продолжает
линию «москвитянинского»
периода, поскольку выражает
веру в творческие начала
национального характера; с
другой стороны –
противостоит, поскольку
отрицает застойные явления
патриархального быта

Вывод:

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины
из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе
Катерины Островский воплотил народный
героический характер. Поэтическое, образное
восприятие действительности, «горячее сердце»,
честность – таковы основные черты ее нравственно
– психологического облика. Катерина искренно верит
в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому
что чувство личной свободы оказывается для нее
важнее религиозных законов.
По поводу главной героини «Грозы» современники
А.Н.Островского высказывали противоречивые
мнения. Полемика свидетельствовала об
актуальности и новизне образа, появление которого
было результатом художественного анализа
действительности и творческой эволюции
драматурга.

Сделаем выводы

В системе образов Катерина
занимает…
Она не может жить по законам «темного
царства», потому что…
Героиня избрала выход самоубийство, чтобы…

Первая исполнительница роли Катерины Любовь Павловна Никулина - Косицкая

Первая
исполнительница
роли Катерины
Любовь Павловна
Никулина Косицкая

Гликерия Николаевна Федотова

Мария Николаевна Ермолова

Задание на дом

Обобщить материал по образу
Катерины
Составить и записать сложный план
«Образ героини драмы Островского»

Цели урока:

Образовательные:

Анализ образа Катерины;

Определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

Внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

Совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

Развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

Воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

Воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока: ММП (мультимедийный проектор), экран, презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

Завязка — на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Беседа по тексту.

Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте таблицу. (Слайд 7)

Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»

А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать - то я не умею, скрыть-то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл. 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

— Д.II, явл.3,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи — привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.

—Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.

— Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом». (Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение — бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

— Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».

Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

Что такое кульминация? (Слайд 12,13)

Д. IV, явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия — вместо панорамы Волги — узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее — пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», — писал о Катерине-Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15)

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь самоубийством?

— Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой — негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты. (Слайд 16,17)

Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молить-ся, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать сво-бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?

Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» — просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.

(Слайд 18).

Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство - грех. Почему Катерина решается на самоубийство? (Слайд 19)

Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», — говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови». Гибель Катерины в народном восприятии — это смерть праведницы. «Вот вам ваша Катерина, — говорит Кулигин. — делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос. (Слайд 20)

1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы - люди слабые.

2.Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

II. Закрепление.

Обобщение материала по образу Катерины.

III. Домашнее задание.

Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

Предмет литература

Класс 10

Тема урока Катерина в системе образов. Протест против

«темного царства»

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Настроить обучающихся на активную работу на уроке, исполнительность, раскованность в высказываниях собственного мнения;

Предупредить о доброжелательном настрое гостей, чтобы избежать излишней нервозности и смущения.

Приветствие обучающихся.

2.Вступительное слово учителя.

Цель этапа:

Активизировать внимание обучающихся на цели, задачах урока.

Слайд 1. Портрет А.Н.Островского

На предыдущем уроке мы рассмотрели образы обитателей города Калинова, дали им характеристики. Цель нашего урока – выявить, какое место в системе образов занимает Катерина, понять, почему она не может жить по законам «темного царства» и почему сделала такой выбор.

Слайд 2. Тема, цель урока, портрет Катерины.

    Цель урока:

выявить

    какое место занимает Катерина в системе образов драмы;

    почему она не может жить по законам «темного царства»;

    почему героиня сделала такой выбор.

3.Опрос по драме «Гроза»

Цель этапа:

Выявить подготовленность обучающихся к восприятию нового.

Чтобы лучше понять образ Катерины, вспомним нормы и мораль, по которым живет город Калинов, вспомним его обитателей.

Экспресс-опрос. Карточки(3). Дается карточка(№4) с индивидуальным заданием.

-«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе». Почему так говорит Кулигин?

Как вы понимаете слова Бориса: «Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно»?

Как относятся к поучениям Кабанихи ее домочадцы?

4.Раскрытие темы.

Цель этапа:

Определить главные черты характера Катерины;

Ответить на вопрос «В чем состоит конфликт Катерины с окружающим?»

Выявить отношение к поступку Катерины.

Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Варвара убеждена, что без притворства не обойтись, Тихон убеждает Кабаниху в своем послушании, а сам рад «бежать» из дома хоть ненадолго. А Катерина?

Катерина миролюбиво пытается унять Кабаниху, мягко возражает ей. Еще никто не пытался возразить Кабанихе, противоречить ей.

С первых реплик Катерина предстает особой героиней, а в разговоре с Варварой признается, что мечтает быть…(птицей)

Слайд 4. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»

Послушаем монолог «Отчего люди не летают…» Выступает подготовленный ученик.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?

Откуда же появились такие черты, если город живет по своим принципам?

Да, в родительском доме Катерина жила по-другому.

Слайд 5. «Да здесь все как будто из-под неволи»

Что переживала Катерина в доме Кабанихи?

Теперь давайте определим черты характера главной героини и решим, в чем же состоит ее конфликт с окружающим.

Слайд 6.Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

На слайде появляются черты характера героини, обучающиеся называют те принципы, по которым проходит жизнь в доме Кабанихи, приводят примеры из текста.
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта, бескорыстие - грубость и брань
Честность, непосредственность – обман

Сделаем вывод.

Для Катерины - главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.

Слайд 7. «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, ..что я другого люблю?»

Любовь является движущей силой сюжета. Когда мы узнаем о любви Катерины к Борису?

Ответ по карточке. Индивид. задание. Работа с текстом д.2, явл2

Карточка №4. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой? Приведите примеры. Каково ее чувство к Борису? Зачитайте реплики.

Слайд 8. «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»

Вспомним сцену прощания с Тихоном. Как ведет себя Тихон с матерью?

Послушаем диалог Катерины и Тихона.(действ.2, явл.4 – начало)

Выступление с индивидуальным заданием. Чтение диалога.

Какой мы видим Катерину?

Какое значение имеет сцена «Проводы Тихона» в развитии дальнейших действий?

(Любить и уважать такого бессильного Тихона Катерина не может. Смысл этой сцены - отчаянная попытка героини предупредить беду, заставить себя любить мужа)

Ключ…Ключ от опостылевшего дома властной Кабанихи…Ключ счастья, пусть минутного, но счастья быть рядом с любимым…

Слайд 9. «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Индивидуальное задание. Исполнение монолога с ключом. (действ.2, явл.10)

Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в ее речи? Смогла ли ваша одноклассница передать это в монологе?

По-разному исполняли роль Катерины актрисы.

Слайд 10. Первая исполнительница роли Катерины Никулина-Косицкая.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Слайд11. Гликерия Николаевна Федотова.

Актриса выделяла мечтательность и религиозность в характере Катерины, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию героини, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к ней.

Слайд 12. Мария Николаевна Ермолова.

Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

Конечно, были и есть и другие исполнительницы роли Катерины. Все они по-своему интерпретировали этот образ.

Любовь Катерины к Борису – искреннее чувство или протест против устоев жизни Кабаних? Может быть, она встает на тот же путь лжи и обмана, что и Варвара?

Диспут: любовь Катерины – это искреннее чувство или протест?

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу. Да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Слайд 13. «Грешна я перед Богом и перед вами!»

Чем объясняется раскаяние Катерины? Какой вы видите героиню в сцене всенародного покаяния? Это первый кульминационный момент драмы.

Коротко расскажите о событиях действия 5.

Слайд 14. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Прочитаем последний монолог Катерины(действ.5, явл.4)

Это второй кульминационный момент.

Почему Борис не мог спасти Катерину?

Послушаем романс «Под лаской плюшевого пледа» (стихи М.Цветаевой, музыка А.Петрова, исполнительница В.Пономарева).

О какой любви поется в романсе? (Это любовь – самопожертвование, как и любовь Катерины)

Был ли у Катерины иной выход?

Как под влиянием поступка Катерины, ее трагической судьбы выражают протест против деспотизма самодуров другие герои?

Слайд 15. Сделаем вывод.

    В системе образов Катерина занимает…

    Она не может жить по законам «темного царства», потому что…

    Героиня избрала выход - самоубийство, чтобы…

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
В системе образов она занимает особое место: не принадлежит ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинина.

Недаром имя ей дано драматургом Катерина, что в переводе означает «чистая».

Слайд 16. Задание на дом.

5.Задание на дом.
Цель этапа:

Обобщить сказанное на уроке в виде записи;

Подготовиться к сочинению.

Слайд8. Домашнее задание.

Выполнить письменное задание: обобщить материал по образу Катерины, составить и записать сложный план «Образ Катерины»