Е сли бы я не был весьма низкого мнения об умственных способностях эстонских политиков, то подумал бы, что антиэстонские акции и высказывания в Москве заказываются и проплачиваются ими.

Российские националисты дружно пришли на помощь «фашистам» из Таллина и, похоже, действительно позволят им выпутаться из крайне неприятной ситуации, в которую те сами себя загнали.

На чем построена государственная пропаганда Таллина? На двух очень простых идеях. Во-первых, на том, что маленькой Эстонии постоянно угрожает огромная Россия, которая мечтает ее поглотить, раздавить, уничтожить. Тут речь даже не о государственной независимости, а просто о выживании. Тут не до политической корректности – на минуту зазеваешься, и нет тебя!

Во-вторых, эстонские политики терпеливо объясняют собственным соотечественникам и соседям по объединенной Европе, что русские – это дикие люди, не способные жить и вести свои дела по-цивилизованному. А потому они и не могут быть включены в «нормальный демократический» процесс, им нельзя давать гражданские права, с ними невозможно вести диалог – ни внутри собственной маленькой страны, ни на международном уровне.

На международном уровне оба тезиса вызывают скорее недоумение. В Западной Европе к русским относятся гораздо лучше, нежели, например, к американцам, а главное, очень трудно объяснить минимально образованному европейцу, что страна, давшая миру Толстого, Достоевского, Мейерхольда и Тарковского, является варварской «азиатской» окраиной, населенной полудикими скифами. Что касается рассказов об ужасах «азиатчины», то они почему-то не вызывают сочувствия у присутствующих японцев.

Однако эстонские политики продолжают доказывать свою правоту, ссылаясь на личный опыт. «Вы с ними не жили, – терпеливо объясняют они западным коллегам. – Толстой, Чехов, «Лебединое озеро» – это все было давно, это культура для интеллигенции. А вокруг дикий азиатский народ, который эту культуру вообще не знает».

Помню, как в 1990 году, когда уже определилась позиция официального Таллина в отношении русскоязычного населения, я сцепился с интеллигентной эстонской дамой, происходящей из партийной номенклатуры (на тот момент являвшейся одним из лидеров Народного фронта). Собственно, я всего лишь апеллировал к столь любимой собеседником Западной Европе. «Посмотрите на Финляндию, – напоминал я. – Ведь шведов там не более десяти процентов, они тоже потомки завоевателей. Но шведский язык имеет государственный статус, а сами шведы являются равноправными гражданами и патриотами республики». – «Как вы можете сравнивать? Шведы же цивилизованный народ, а русские – дикари!»

С Бронзовым солдатом, однако, само эстонское правительство показало себя, мягко говоря, не очень цивилизованно. Комментарии западной прессы были очень осторожными, но даже правые, консервативные издания не проявляли особого энтузиазма в отношении действий Таллина. Политики в лучшем случае отговаривались словами про внутренние дела. Назвать это одобрением было бы не совсем точно. Если, например, человек гадит в собственной квартире, это его собственное дело, но симпатии такое поведение не вызывает.

Россию в Западной Европе сегодня не любят. Среднестатистический обыватель во Франции к русским относится, конечно, лучше, чем к американцам или полякам, но все же заметно хуже, чем к немцам, аргентинцам и даже англичанам. Однако Балтийские страны в лучшем случае не вызывают никаких эмоций. В худшем случае – отрицательные.

После массовых волнений в Таллине возникла уникальная возможность для того, чтобы радикально изменить положение русскоязычного населения республики, да и вообще политическую ситуацию. Общественное мнение в Западной Европе склонялось на сторону протестующих, а организованное давление на власть изнутри неизбежно должно было бы привести к падению правительства. Умеренные эстонские политики были готовы воспользоваться ситуацией, принеся в жертву кабинет Ансипа ради возможности вернуть власть при поддержке русскоязычного населения. За эту поддержку пришлось бы платить серьезными уступками в области гражданских и социальных прав.

Однако этот сценарий, казавшийся практически неизбежным еще неделю назад, сегодня если не сорван полностью, то как минимум отсрочен. Причем не на месяцы, а, возможно, на годы.

Волна шовинистических и – давайте говорить честно – откровенно черносотенных, фашистских по идеологии выступлений, прокатившаяся по России, стала политическим козырем эстонского правительства. Вот она, «азиатчина», вот она, «русская угроза», вот пример того, как маленькая Эстония подвергается давлению огромного и грубого соседа. Вот основание для того, чтобы требовать помощи Евросоюза и вмешательства НАТО. И ведь придумывать ничего не надо. Не надо лгать, достаточно только правильно подобрать цитаты, смонтировать видеокадры и предъявить «реальные факты».

Националисты по обе стороны границы обливают друг друга грязью, но играют в одну общую игру. Игра эта на самом деле никак не связана с российско-эстонскими отношениями. Таллин волнуется вовсе не из-за мистической русской угрозы – его волнуют непростые отношения с соседями по объединенной Европе, проблема местных русских и не в последнюю очередь куча нерешенных социальных проблем у самих эстонцев. Но националистическая истерия внутри и призывы о помощи, обращенные вовне, помогут на какое-то время продержаться у власти, ничего не меняя. Нужно создать ситуацию переправы, а тогда уж положение коней будет гарантировано.

К востоку от Нарвы националистическая истерия органически вписывается в общую ситуацию политической борьбы предвыборного года. И крупные политтехнологические проекты, и мелкие группки получили возможность громко заявить о себе, покрасоваться перед камерами, отчитаться перед спонсорами за разворованные деньги. Чем больше истерики, тем меньше отчетности. Тем более дело святое – борьба с «фашизмом».

Жаль только, лозунги русских и эстонских националистов похожи друг на друга, как будто списаны под копирку или надиктованы одним и тем же учителем.

Старейшая эстонская газета Postimees опубликовала передовую статью, где рисовала для своих читателей портрет русского выродка, угрожающего европейской цивилизации древнего Таллина. «Конечно, городские мостовые уже не первый раз за долгую историю испытывают набег варваров. Однако с последнего подобного случая прошло все же 66 лет, и это пришлось на военное время. В мирное историки такого не припоминают.

Тогда, в 1941 году, «победители», чьи потомки буянили давеча на улицах города, безжалостно покинули Таллин, отдав его немцам, оставив совершенно разграбленный и горящий город. Через четыре года они вернулись, предали земле чертову дюжину гробов в центре города и воздвигли монумент какому-то неизвестному солдату. Они даже не знают, а всего лишь предполагают, кого же они там похоронили.

Полсотни лет вокруг памятника устраивали комедии, чтили память неизвестных захороненных и даже ставили несчастных подростков в пилотках с ружьями охранять весь этот балаган. Газопровод, который десятилетиями отапливал воздух и впоследствии еще зажигали по заказу престарелых ветеранов. Эти старички и ходили туда погреться после майских праздников, выпить водочки да иногда немного поплясать.

Газеты всегда публиковали цветные фотографии, напоминавшие странную клоунаду, в которой участвовали женщины с бородой или танцующие медведи, увешанные экзотическими бубенцами. Даже полиция безопасности, стоящая через дорогу, иногда отбирала в свой ежегодный альбом какую-нибудь хорошую фотографию с этих праздников».

Мило, не правда ли? Когда в русском переводе статья была размещена в Интернете, зазвучали протесты. Мол, переводчик некорректно перевел эстонское слово pätt как «выродок», а правильнее все же было написать «хулиган». После короткой филологической дискуссии переводчик извинился и слово исправил. Только вот смысл статьи от этого не изменился ничуточки.

Между тем с нашей стороны можно подобрать цитаты и покруче. Вот, например, как одно из националистических движений призывало своих сторонников выйти на митинг «против Эстонии и смерти»:

«Работа – это рабское делание того, что указывает хозяин, а свободный труд – это самодостаточное явление. Мы знаем, что Война – это Отец всех вещей. Русская Вещь – результат труда. Труда как войны. И труд в своем свободном волевом утверждении сливается с войной. Настоящий труженик – это русский воин, а настоящий русский воин – труженик. Труд – это постоянная война со смертью и энтропией в утверждении настоящего. Поэтому труд – это война.
Лозунги мероприятия:
Труд – это Война!
Живая Россия против мертвых эстонцев!
Труд побеждает Смерть!
Наш сапог свят!
Слава русскому труду – восстанию в Таллине!
Нет такой страны Эстония!
Будем убивать врагов России!
Танки на Таллин!
В Эстляндской губернии Российской империи беспорядки!
Переименуем Таллин в Сталин!»

Лозунги настолько явно списаны с текста романов Дж. Оруэлла «Звероферма» и «1984», что возникает подозрение – не издевались ли авторы листовки над своими сторонниками? Не было ли это сознательной пародией? Однако участники подобных митингов книг Оруэлла не читали. Они вообще, кроме «Протоколов сионских мудрецов», ничего не читают, а потому воспринимают подобные тексты безо всякой иронии.

Творчество московских интеллектуалов, пытающихся изящно совместить постмодернизм, фашизм и освоение гуманитарных грантов, находит отклик в стихийных инициативах провинциальных черносотенцев. 2 мая на дверях одного из ярославских кафе появилось объявление: «Эстонцам и собакам вход воспрещен». Да еще на фоне георгиевской ленточки…

Опять, разумеется, бессознательная цитата из «Зверофермы» Оруэлла, но тут уже просто совпадение. Житель Ярославля, отправивший в рассылку эту фотографию, недоумевает: «Нечто подобное я видел из хроники про Третий рейх, только там про евреев писали… Теперь вопрос: чем наши доморощенные кухонные националисты лучше эстонских?»

Конечно, ничем не лучше, но кое в чем и хуже. Потому что когда фашистские идеи провозглашаются людьми, марширующими в залатанных мундирах легионов СС, это более или менее логично. А вот когда такие же точно идеи пытаются прикрыть ленточкой ордена Славы, который давали за разгром тех самых дивизий СС, это уже двойной позор.

Люди, под предлогом защиты Бронзового солдата вывешивающие фашистские (надо назвать вещи своими именами) плакаты, фактически участвуют в разрушении памятника вместе с эстонскими «гробокопателями». Ибо они покушаются не только на бронзовую статую, но на самый смысл войны и Победы, на идеалы, ради которых наши люди сражались и гибли в Отечественную войну, на то, чем народ России и других бывших советских республик по-прежнему может гордиться перед лицом Европы и всего мира.

Люди, выступившие под антиэстонскими лозунгами, как правило, считают себя лояльными гражданами России и лояльными сторонниками нынешней власти. Однако обращает на себя внимание то, что и методы, и идеология антиэстонской кампании повторяют методы и идеологию аналогичных кампаний национал-большевиков, проводившихся несколько лет назад. Надо думать, что функционеры НБП сейчас просто локти кусают. В «Другой России» в рамках принятых ими на себя обязательств им никак невозможно бросать камни в посольство Эстонии или призывать к истреблению всех «чухонцев». А как хочется! Но приходится приносить дань политкорректности, уступая любимую поляну другим игрокам.

Между тем напрашивается вопрос: в чем все-таки разница между игроками, выступающими за «официальный» и «оппозиционный» лагерь, – неужели только в наличии разных спонсоров? Или все же в разном видении будущего страны?

К счастью, националистическая истерия за неделю, прошедшую после майских праздников, с обеих сторон несколько выдохлась. Если посмотреть эстонский «Живой журнал» на английском языке (где, собственно, эстонцы переписываются с русскими и иностранцами), то обнаруживается, что далеко не все представители коренного населения в восторге от политики своей власти. А русские жители Эстонии вполне способны разъяснять свои взгляды, аргументируя их не только лозунгами и эмоциями, но и убедительными доводами. Самое поразительное в этой переписке то, что, похоже, многие эстонцы только после апрельских событий узнали о многочисленных фактах дискриминации своих русских соотечественников. Они изумляются, не верят, а потом, поняв, что им говорят правду, погружаются в глубокое меланхолическое раздумье и надолго исчезают из сети.

Вполне возможно, что многим коренным гражданам Эстонии сейчас стыдно за многолетнюю практику дискриминации и – что, быть может, еще хуже – игнорирования своих соотечественников, говорящих на русском языке. Точно так же, как и в России многим стыдно за хамские выходки и расистские призывы, которые пытались оправдать «защитой прав соотечественников».

В основе национализма – комплекс неполноценности и неуверенность в своих силах. Идеологов независимой Эстонии понять можно: у них проблемы и с прошлым и с настоящим. Трудно придумать великую историю, когда ее практически нет. А для того чтобы гордиться сегодняшним днем, нужны достижения, которых тоже не слишком много. Но у России, по крайней мере, с историей все в порядке. В истерику впадают только те, кто в глубине души презирают собственную страну и наше общество ничуть не меньше, чем анонимные авторы статьи из Postimees.

Ведь если мы действительно считаем себя великой нацией, то и действовать надо соответственно. Красиво и с достоинством.

Сергей МАЛЬЦЕВ, врач.

Эстонский национализм

Что такое эстонский национализм? Реактивный национализм, практически зеркальное отражение национализма балтийских немцев. Он служил и служит формой интеграционной идеологии для эстонцев, включая отдельных людей в определенную политическую систему. Эстонский национализм сложился как языковой. Считается, что если бы в Эстонии не было эстонского языка, то здесь вообще ничего бы не было. Языковая община с ее миллионом или около того эстоноязычных, уязвимая даже для самых незначительных демографических сдвигов, является критическим пределом, который и при любых других обстоятельствах с трудом обеспечивал бы нашей стране сохранение современной лингвистической культуры на всех уровнях.

Политика эстонского государства и языковой национализм

Эстонское государство, реституированное в условиях беспрецедентных и необычайно стремительных социально-экономических изменений регрессивного характера, радикализировало эстонский языковой национализм, стало радикальнее самих эстонцев. Задача националистического государства - это по преимуществу уничтожение чужаков, их языка, их культуры. Особенно, когда национализм сочетается с массовым страхом перед лицом будущего и является отражением позиции народа, который в панике отступает под давлением сил истории, и даже успехи его воспринимаются скорее как симптом внутренней слабости.

Кто такие неэстонцы

Неэстонцы, являющиеся гражданами России, по определению представляют ее в исторической тяжбе эстонского и русского народов. Они могут быть иррациональной частью своей личности связаны крепкими узами со своей малой родиной Эстонией, но умом и волей с российским отечеством.

Другой идеотип, это эстонский гражданин, русский по происхождению. Он заключил договор с вновь созданным (реституированным) государством, чтоб своей волей и умом способствовать более справедливому обустройству в новом отечестве для себя и своих детей. При этом его иррациональная любовь принадлежит родине, от которой он отделен границей, и граница эта прошла в душах и сердцах этих граждан.

Третий идеотип неэстонца, пребывающего на территории Эстонии, это тот чьи разум и воля не позволили ему выбрать отечество по разным причинам, но проблема идентичности стоит для них достаточно остро, требуя своего решения.

Сегодняшнее историческое состояние неэстонца

У неэстонцев в Эстонии каждый день - апокалипсис: наркомания, СПИД, проституция (в том числе и детская), преступность через край, ликвидация русского среднего и высшего образования, проблемы с государственным языком, безработица, церковный раскол, деморализация политической, деловой и духовной элиты. Русские к этому привыкли. Им, по большому счету, ничего не нужно - только отстаньте. Русский невменяем. С русскими надо уметь говорить очень упрощенно. Никогда точно не известно, что они поняли, и что не поняли. Это их сегодняшнее историческое состояние. Куда звать этих непутевых людей?

Искушение диаспорой

Россия собирается помочь диаспоре научиться выживанию, в т.ч. используя опыт других народов. Именно этим надо бы заняться многочисленной армии научных работников и журналистов, специализирующихся на диаспоральной тематике.

Очевидно, что диаспора может себя конституировать и выжить, только если станет очевидно, что ее представители не собираются осуществлять государственные перевороты в странах пребывания. Данное обстоятельство требует от диаспоральных объединений политики балансирования. Жизнеспособность диаспоры как этнокультурной общности страны зависит от готовности ее представителей жить в соответствии с определенными в данном государстве правовыми нормами, от умения вести диалог с властями. Этому следует учиться у еврейской и армянской диаспор. Немало примеров, когда евреи составляют значительную часть русских (по самоназванию) общественно-политических движений и организаций в странах Балтии и успешно применяют накопленный еврейской диаспорой многовековой опыт сохранения этнокультурной идентичности для защиты прав "русскоязычного населения" и поддержки русского культурного пространства.

В России считают, что именно попытка опереться на т.н. "протестный электорат" и привела к кризису российскую диаспоральную политику. Нынешней российской власти нужна симпатичная, адаптированная, имеющая влияние в политических и экономических кругах страны проживания часть российской диаспоры, и, главное, желающая помогать России.

Чему русских учит опыт еврейской диаспоры

Еврейский народ является изобретателем первоначального политического кинизма. Он и по сей день дает наиболее яркий в "нашей" цивилизации образ сопротивления притесняющим властям. Политический кинизм евреев опирается на одновременно ироническое и меланхолическое знание о том, что все проходит - и государства и угнетатели - и что единственно непреходящим остается пакт избранного народа со своим богом. Еврейский взгляд на историю всегда имел взрывную политическую силу: он обнаруживал бренность власти. Еврейский киник прослеживает фантазии власть имущих о собственной государственной неуязвимости, доходя до самой их сути. И дойдя до нее, он говорит "нет". Историческое сознание евреев формирует их в группу не участвующую в сакрализации чужой власти, носителям которой приходиться жить, мучаясь этим.

Ни одна воля к власти не выносит иронии, направленной на то, чтобы пережить эту власть.

Кризисы адаптации неэстонцев

Власть девитализирует и обманывает. Простые люди чувствуют это и переживают гораздо сильнее интеллектуалов. Однако непосредственное переживание, само по себе, слепо и немо. Поэтому попытка явно и систематически осознать непосредственнаeе переживание никогда не может быть лишней. Быть может, это не приведет нас ни к чему новому, но укрепит нас в старом, давно знакомом, устранит возможные сомнения и колебания и придаст нашим чувствам значение и силу убеждений.

В Эстонской Республике, где часть выдает себя за целое, девитализация социальных и национальных групп в значительной мере совпадает. Реликты социальных девиаций, проросших в обществе Эстонии, вызваны необходимостью приспосабливаться 8 к жизни в состоянии, с которым мы, казалось, распрощались уже давно и навсегда. Мы вынуждены заново привыкать к мерзостям, опасностям и неудобствам, оставленным, казалось бы, в далеком, едва различимом прошлом.

Организованная преступность, проституция, наркомания среди детей и взрослых, сексуальная эксплуатация детей, бездомность, нищенство, брошенные на произвол судьбы психически больные люди. Список мерзостей можно продолжить: распад семей, снижение рождаемости, рост детской заболеваемости и смертности, расцвет проституции и порнографии, венерические болезни, СПИД и туберкулез. Такова логика социальной энтропии - игры на понижение, в которую вовлекла эстонцев и русских политическая элита, инфицировав значительные социальные и национальные группы экзистенциальными страхами.

"Мы - как раз те люди, с которыми нам не велели знаться родители".

Сволочь - дрянной люд, шатуны, воришки, негодяи, где либо сошедшиеся (Владимир Даль, Толковый словарь, том. V). Это определение практически подходит к каждому, кто занимает место в структуре государства, на предприятиях и в социальных институтах, и при этом имеет весьма приблизительное представление о том, в каком направлении движется "Белый корабль" государства.

Пропасть между лояльностью и собственными знаниями становится все шире. Из-за этого трудно определиться с собственной позицией. По отношению к какой стороне мы сохраняем лояльность? К государству, поставившему целью ликвидацию русских национальных институтов или к самим социальным институтам? Или каждый из нас лоялен исключительно собственным жизненным интересам? Но тогда мы постоянно вступаем в изменчивые, далеко неоднозначные связи с государством, русскими социальными институтами, капиталом, партиями и т.д. Но при этом мы все больше забываем о том, ЧТО нам всем ВМЕСТЕ надо искать в этом "богоспасаемом предприятии", называемом Эстонской Республикой.

"Сойти с поезда" или "делать то же, что и другие".

Если посмотреть сегодня на питательные почвы и жизненные пространства, на которых пышно разрослись девиации, то сразу станет ясно, что они созданы согласием неэстонцев выживать, искажая свою жизнь смирением и приспособленчеством. На бюрократическое насилие зарвавшейся власти мы не смогли ответить даже иронией, простым человеческим "нет". Зато инфицировали своих детей страхом, а те в свою очередь бегут от жизни в мир дурмана, становясь наркоманами. Выживание это всегда вырождение. Так функционирует психополитическая динамика "русского вопроса" в Эстонии.

Поэтому эмиграция сегодня стала диагнозом, характеризующим массовую психологию молодых неэстонцев да и части эстонцев. Целые слои населения уже давно в душе живут где угодно, только не в этой стране. Они не чувствуют себя связанными с тем, что называется основополагающими ценностями эстонского общества.

В связи с этими явлениями напрашиваются два альтернативных решения. Первое циничное - "делать то же, что и другие", потому что отдельный человек вправе ориентироваться на необходимость самосохранения. Второе решение, выражающее озабоченность - кому лучше от того, что наиболее восприимчивые в моральном отношении люди покидают "Белый корабль дураков" цинического эстонского общества.

Эмиграция может быть полезной для выяснения моментов истины, если мы будем правильно понимать ее значение. Для эмигрантов решение "сойти с поезда" может быть правильным. У них нет желания лично принимать участие в процессе ликвидации циничной властью русского культурного пространства и превращении детей неэстонцев в социальных девиантов. Они сознают, что власть утратила способность различать созидание и разрушение. Решение бежать является правильным еще и потому, что глупая храбрость ничего не доказывает. Только безнадежные дураки расходуют силы на безнадежную борьбу тогда, когда существуют более благоприятные жизнненные пространства.

Оставаться на месте, если это не трусость и не меланхолия, не соучастие и не соглашательство, тоже правильно. Это соответствует нашему жизненному опыту, свидетельствующему, что любой конфликт, от которого мы уклонились, тем не менее еще настигнет нас.

Отъезд других говорит нам, остающимся: здесь, в Эстонии, где мы пребываем, никакая жизнь невозможна - для нас. А для вас?

Дата создания: 30/01/2011

Прибалтийский коллаборационизм во Второй мировой войне - военное и политическое сотрудничество с немецкими оккупациоными властями в Прибалтике во время Второй мировой войны .

Участие прибалтийских коллаборационистов в холокосте

Литовские батальоны

Литовские батальоны принимали участие в карательных акциях на территории Литвы, Белоруссии и Украины, в расстрелах евреев в литовском г. Верхние Панеряй, в девятом каунасском форте, где от руки гестапо и их подсобников погибло 80 тысяч евреев, в шестом форте (35 тысяч жертв), в седьмом форте (8 тысяч жертв).

Литовские националисты (отряд под руководством Климайтиса) в течение первого каунасского погрома , в ночь на 26 июня, уничтожили более чем 1500 евреев.

2-й литовский батальон «Шумы» под командованием майора Антанаса Импулявичюса был организован в 1941 году в г. Каунасе и дислоцировался в его пригороде - Шенцах. 6 октября 1941 года в 5 часов утра батальон в составе 23 офицеров и 464 рядовых отбыл из Каунаса в Белоруссию в район Минска , Борисова и Слуцка для борьбы с советскими партизанами. С прибытием в Минск батальон перешёл в подчинение 11-го полицейского резервного батальона майора Лехтгаллера. В Минске батальон уничтожил около девяти тысяч советских военнопленных, в Слуцке пять тысяч евреев. В марте 1942 года батальон выбыл в Польшу и его личный состав использовался в качестве охраны концлагеря Майданек .

В июле 1942 г. 2-й литовский охранный батальон участвовал в депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти.

В августе-октябре 1942 года литовские батальоны располагались на территории Украины: 3-й - в Молодечно, 4-й - в Сталине, 7-й -в Виннице, 11-й -в Коростене, 16-й - в Днепропетровске, 254-й - в Полтаве, а 255-й - в Могилеве (Белоруссия).

В феврале-марте 1943 года 2-й литовский батальон участвовал в проведении крупной антипартизанской акции «Зимнее волшебство» в Белоруссии, взаимодействуя с несколькими латышскими и 50-м украинским шуцманшафтбатальонами. Помимо уничтожения деревень, подозреваемых в поддержке партизан, производились расстрелы евреев.

3-й литовский батальон принимал участие в антипартизанской операции «Болотная лихорадка „Юго-Запад“», проводившейся в Барановичском, Березовском, Ивацевичском, Слонимском и Ляховичском районах в тесном взаимодействии с 24-м латышским батальоном.

Персоналии:

  • Литовский фронт активистов
  • Амбразявичюс, Юозас
  • Кубилюнас, Пятрас
  • Шкирпа, Казис

Латвийские националисты

Основная статья : Латышский легион СС

"...Сталинградский пример стал доказательством того, что германский народ с достоинством умеет сносить удары судьбы.

Почти всюду, где это было возможно, население уходило вместе с германскими частями, занимавшими новые позиции. Даже кавказцы предпочитали оставить родные горы, чем опять испытать власть советского режима. Это значит, что все люди, вкусившие раз свободу, ни за что больше не хотят вернуться в большевистское царство рабства и полного попрания человеческой личности. Русские люди всеми силами должны противиться большевизму, который произвел самые сильные опустошения как раз в русском народе. Наш народ давно уже стремится к иной жизни, и теперь, когда перед ним предстала возможность построить свое будущее на иных началах, он с оружием в руках будет отстаивать свое право. Русские рабочие, занятые на германских заводах, и крестьяне, сдающие свои нормы на военные нужды, стремятся к одной цели - к жизни в мирной стране, где народ не будет эксплуатироваться государством в колхозах и порабощаться стахановской системой, предъявляющей рабочему непосильные требования...".

Подразделение латвийской вспомогательной полиции, известное как команда Арайса , уничтожило в концлагерях и тюрьмах, расположенных на территории Латвии около 26 тысяч евреев , преимущественно в ноябре и декабре 1941 года. В то время она насчитывала примерно 300 человек( , ).

В 1942-1944 гг. на территории Ленинградской, Новгородской, Псковской и Витебской областей действовало несколько крупных латышских полицейских формирований, которые участвовали в карательных операциях «Болотная лихорадка»(Чуев С. «Проклятые солдаты» ) и «Зимнее волшебство» совместно с литовскими и украинскими шутцманшафтбатальонами. В результате операции «Зимнее волшебство» только на территории Псковской и Витебской областей было убито более 15 тысяч человек.

Около сорока массовых расстрелов было произведено латышскими коллаборационистами в районе населенного пункта Жестяные Горки Батецкого района Новгородской области.

Персоналии:

  • Бангерскис, Рудольф
  • Цукурс, Герберт

Эстонские коллаборационисты

В Эстонии была сформирована коллаборационистская администрация во главе с Х. Мяэ (т.н. Самоуправление Эстонии ).

Из числа местных жителей были образованы «отряды самообороны» («Омакайтсе»), которые к ноябрю 1941 уничтожили более 7 тысяч человек, преимущественно эстонских коммунистов и бойцов истребительных батальонов НКВД. Отдельные подразделения «Омакайтсе» вместе с немецкими Айнзацгруппами и Зондеркомандами принимали участие в расстреле 929 уничтоженных эстонских евреев (большей части еврейской общины Эстонии, численность которой составляла около 4.5 тыс. человек, удалось эвакуироваться во внутренние регионы СССР; 500 эстонских евреев были депортированны органами НКВД в Сибирь за 7 дней до начала ВОВ). При участии отрядов самообороны было также уничтожено около 12 тысяч советских военнопленных в районе Тарту. .

К марту 1942 в составе вермахта на восточном фронте действовало 16 эстонских подразделений.

В 1944 году была была сформирована 20-я эстонская дивизия войск СС, закончившая свой путь в мае 1945 в Чехословакии. Солдаты дивизии носили нашивки с эстонскими национальными цветами и изображениями трех львов. Несколько тысяч эстонских добровольцев воевало в составе дивизии войск СС «Викинг». (Уильямсон, Г. «СС - инструмент террора» ).

Эстонские полицейские батальоны принимали участие в охране концлагерей, созданных на территории Эстонии (Вайвара , Клоога , Ягала, Лагеди) для советских военнопленных и привезённых из некоторых европейских стран евреев. Эстонские полицейские батальоны также действовали в Польше (Лодзь , Пшемысл, Ржешов, Тарнополь) и на территории Псковской области, куда была вывезена часть эстонских евреев. 37, 38, 40, 286, 288-й батальоны эстонской полиции проводили антипартизанские операции в районах Пскова, Луги, Гдова, а также в Белоруссии. 658-й эстонский батальон участвовал в карательных операциях против мирного населения в районе Кингисеппа и Керстово (Ленинградская область), во время которых были сожжены деревни Бабино, Хабалово, Чигиринка и другие . Согласно выводам действовавшей под эгидой бывшего Президента Эстонии Леннарта Мери международной Комиссии по расследованию преступлений против человечности, 36-й эстонский полицейский батальон возможно принимал участие в расстрелах примерно тысячи евреев в 15 км от Новогрудка (Белоруссия), а также участвовал в охране гетто и конвоировании евреев к месту казни. Данные обвинения пыталались опровергнуть журналисты эстонских газет Eesti Päevaleht и Eesti Ekspress, которые в своих статьях ссылались на следственные материалы НКВД-МГБ и на результаты расследования деятельности 36-го батальона, проведённого Полицией безопасности Эстонии.

Персоналии:

  • Мяэ, Хяльмар
  • Ангелус, Оскар
  • Тииф, Отто
  • Улуотс, Юри

Примечания

Литература

Документы
  • Латвийские коллаборационистские формирования на территории Белоруссии, 1942 - 1944: Сборник документов / Сост. А.Р. Дюков, В.В. Симиндей и др. М.: Фонд «Историческая память», 2009. 360 с.
  • Повседневность террора: Деятельность националистических формирований в западных регионах СССР. Кн. 1: Западная Украина, февраль - июнь 1945 года. - М.: Фонд «Историческая память», 2009. - 230 с.
Книги
  • Уильямсон Г. «СС-инструмент террора», Смоленск, 1999
  • Чуев С. «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха.» М., «ЯУЗА», «ЭКСМО», 2004.
  • «История Латвии. ХХ век», Рига, «Jumava», 2005.
  • Gerlach, C. «Kalkulierte Morde» Hamburger Edition, Hamburg, 1999

Недавно в Эстонии прошли парламентские выборы. З ащищающая права русскоязычного населения Центристская партия заняла второе место, набрав 25 процентов голосов. Однако лозунг "Эстония для эстонцев" и националисты до сих пор в фаворе. Об этом в эфире видеоканала сайт рассказал профессор кафедры европейских исследований СпбГУ Николай Межевич.


Какой выбор сделала Эстония?

— Николай Маратович, и тоги парламентских выборов в Эстонии стали ли неожиданными для вас и для эстонцев?

— Я думаю, что и для вас, и для меня, и для избирателей Эстонской республики значительный элемент неожиданности был.

— В чем?

— В парламенте было представлено четыре партии. Теперь будет шесть партий. Это довольно существенное увеличение. Потеряли голоса социал-демократы. Это довольно молодая партия, с молодым энергичным лидером, который занимал позицию в области внешней и внутренней политики практически такую же, как и вся правая коалиция.

Соответственно, это тоже неожиданность. Неожиданностью является и то, что при очевидной победе в личном первенстве премьер-министра и политического лидера реформистов, общая ситуация у реформистов оказалась, мягко говоря, не блестящей.

То есть большого доверия находившейся у власти коалиции — нет, оно ощутимо упало. Можно говорить о том, что все четыре традиционные партии находятся перед вызовом. Это вызов общества из-за отсутствия новизны в программах, внимания к вопросам социальной жизни и национальной экономике. Последние два момента относятся, пожалуй, ко всем, кроме центристов.

— Мэра Таллина Эдгар Сависаар уверенно победил в личном зачете. Его Центристская партия тоже добилась большого успеха, но все-таки набрала на 2 процента меньше голосов, чем Партия реформ. Почему они не смогли выйти на первое место?

— В личном первенстве Сависаар действительно сохранил свои позиции, даже улучшил, а радикальной победы центристов не произошло. Данные социологических исследований показывали, что центристы наберут больше голосов, чем раньше. Так и случилось. Но никто не обещал победы абсолютной. Абсолютная победа в условиях парламентской республики — это 50 процентов плюс один голос, то есть возможность сформировать парламентскую коалицию из одних себя.

Если бы это произошло, то президенту Эстонии и всему составу парламента пришлось бы признать, что это абсолютно первая по рангу политическая сила, хотя их постоянно притесняли, обвиняли во всех грехах, вплоть до государственной измены. Победившая партия назначает премьер-министра. Этого не произошло, поэтому вполне вероятно, что перед нами будет несколько новая коалиция, в которой традиционные правые партии добавят себе новых правых, и таким образом смогут игнорировать центристов в принципе и дальше.

— А что это за новые партии? Они чем-то отличаются от традиционных правых партий? Почему они отобрали голоса у социал-демократов?

— Есть формула "50 оттенков серого", а это "50 оттенков правого". То есть это — и правые, и консерваторы, и националисты. Это новые лидеры, хотя то же блюдо, но немножко под иным соусом. На самом деле — это все правые, причем эти новые с элементами ультраправизны. Фактически их лозунг: "Эстония для эстонцев".

В общем-то теперь можно сказать, что к двум традиционно правым добавилось еще две ультраконсервативных националистических партии.

— Они так и шли под лозунгом "Эстония для эстонцев"?

— Да, это был их главный лозунг. Во внешней политике вообще всего один лозунг: "Эстония — осажденная крепость, Москва — враг". Поэтому надо готовиться к защите страны, нам угрожают, все наши проблемы имеют исключительно московское происхождение. Причем это — все проблемы в прошлом, настоящем и будущем -все они московские. Короче, виноваты все, начиная от Псковского княжества и заканчивая Владимиром Владимировичем Путиным.

Центристская партия исходит из того, что Эстония может эффективно развиваться в экономической и политической сфере, если она будет устанавливать партнерские взаимовыгодные отношения со всеми соседями. С точки зрения Сависаара и всей партии, Эстония тогда сможет быть эффективной.

Еще будучи молодым человеком, в 1987 году Эдгар Сависаар выступал с этим же лозунгом, с программой самостоятельной Эстонии, которая должна была стать мостом между Востоком и Западом. Он эту идею активно продвигал, во многом он привел свою страну к независимости, причем без крови. В Латвии и Литве были жертвы, связанные с теми политическими трансформациями 1990-1991 годов. В Эстонии не было.

— Сколько сейчас в Эстонии проживает неграждан?

Димитрий Кленский

В начале декабря в Эстонии наблюдался новый подъём патриотизма. После многочисленных в последние годы масштабных натовских учений с участием профессиональных военных, теперь в военные игры вовлекли гражданское население.

На неожиданные сборы людей (одни - без предупреждения, другие - за 24 часа до их начала) собрал Кайтселийт (Союз защиты) - полугосударственная массовая добровольческая военизированная организация, входящая в состав Сил Обороны Эстонии. (Члены Кайтселийта имеют право держать боевое оружие дома). Учения состоялись в трех точках страны. В Таллине - с привлечением полиции «воевали» против попытки возможного врага захватить на Вышгороде здания парламента и правительства, а также столичный аэропорт. На юго-востоке, в граничащем с Россией уезде Вырумаа, и на западе - у Виртсу-Лихула (район Моонзундского пролива на Балтике). Готовность членов Кайтселийта и резервистов Сил обороны к боевым действиям осуществляется с учетом принятого в этом году закона «О государственной обороне ЭР». Он, в частности обязывает резервистов собраться по сигналу за 24 часа, чтобы дать отпор врагу. Всего в учениях приняло участие более 2000 человек. По окончании мероприятий власти выразили всем участникам учений благодарность за проявленный патриотизм, а вот «дезертирам» выписали денежные штрафы.

Вот такой он, эстонский патриотизм, который зиждется на систематических проявлениях ксенофобии, расизма, русофобии, но которые и не осуждаются. Увы, многое позволяет усомниться в случайности таких мерзких проявлений русофобии и человеконенавистничества. Это сознательно внедряется в сознание общества.

Расизм и ксенофобия пробрались в парламент

В прошлом году в парламент страны попала учрежденная недавно

Консервативная народная партия Эстонии (EKRE). Политики и СМИ после подсказки из Брюсселя сразу окрестили ее ультранационалистической и даже пронацистской.

Недалеко от этой набирающей обороты политической силы ушла молодая Свободная партия, отличающаяся только тем от первой, что ради камуфляжа, что она более политкорректна, когда выражает свои вполне националистические взгляды.

Сохраняет свои позиции и ветеран национализма - не менее русофобская, чем две предыдущие, партия IRL. Они обвиняют её за «умеренность» в этнократии и моноэтнизме, за излишний прогиб перед Брюсселем.

Сдается, что новые национал-радикалы появились на волне тех самых глобальных перемен, которые отчетливо обнаружились с избранием президентом США Дональда Трампа. Он предпочитает прагматизм и изоляционизм ради интересов американского народа нынешнему глобализму, угрожающему мировой войной благодаря растущей агрессивности идеологического и меркантильного либерализма. Благодаря им мир хорошо знает, что такое экспорт разрушительной западной демократии на крыльях авиации НАТО.

Этому Злу противостоит стремление народов к консерватизму, сохранению национальной идентичности и традиций. Массовому осознанию этого способствовали кризис в Европе - массовое нашествие беженцев из Африки и Азии. Против этого и за сохранение национальной идентичности «восстали» и в Эстонии. И как во многих странах Европы, тут тоже оживились неонацисты.

Один из лидеров международного антифашистского движения, активист Русского альянса общественных объединений Эстонии Дмитрий Линтер считает: «Появление в эстонском парламенте представителей ультраправой, а по сути неонацистской партии, это закономерный итог многолетней политики эстонского государства, закрывающего глаза на очевидные факты героизации нацистских приспешников». Общественность успокаивают: это-де маргиналы, всё под контролем.

Последние, в ноябре, опросы населения действительно засвидетельствовали снижение (но незначительное) популярности этих трех партий, но суммарно они имеют в парламенте 29 мест из 101. Но есть еще и до недавнего времени правившая страной национал-либеральная Реформистская партия. Она тоже известна русофобией, но выражаемой в менее вульгарной форме. Эта партия и ее тогдашний лидер Андрус Ансип инициировал в 2007 году снос в центре Таллина памятника советским воинам - освободителям города от немецкой оккупации («Бронзовый солдат»), что привело к массовым волнениям русского и русскоязычного населения. С тех пор русские и эстонцы поняли, кто в доме хозяин. Демократическая Эстония стала полицейским государством. И, если оценивать представительство в парламенте, то с учетом и реформистов, то откровенно националистические силы имеют в парламенте большинство - 59 мест!

Нацистская сущность эстонского национализма

Опросы населения показывают, что эстонское общество не приняло навязываемые Западом разрушение традиционных религиозных устоев, однополые браки и усыновлением гомопарами детей, размывание этнической идентичности в пользу наднациональных новаций. Эти настроения и оседлали националисты.

Причем, весьма радикально. Идеолог молодежного крыла «Синее пробуждение» упомянутой партии EKRE Руубен Каалеп по словам сотрудника Тартуского университета Пеэтера Эспака публично кричал, что «Гитлер - лучший в мире командир». Его хотели исключить из партии, но ему поверили: мол, исправится. И он «понизил» тон - выступая в США на конференции расистов, он говорил о новом поколении, мечта которого - национальное государство, которая реализуется «когда мы выиграем наши сражения и установим белые европейские национальные государства по всему западному миру». И еще: «Если в Эстонии когда-нибудь должен будет жить народ с другим цветом кожи, менталитетом, традициями и религией, то это будут уже не эстонцы и тогда наша конституционная обязанность сохранять эстонский народ, как таковой, останется невыполненной». Сказано это в связи с беженцами, но странно было бы, если русские и русскоязычное жители не восприняли бы сказанное и в отношении себя. Также настороженно они должны отнестись и к намерению «Синего пробуждения» создать по подобию Финляндии еще одну ультрапатриотическую организацию - Партию коренных эстонцев. Ведь инициаторы новой мобилизации эстонских националистов объявили девизом своей организации: «Отвоюем Эстонию обратно!». Нетрудно догадаться, от кого. Тем более, что главный пункт разрабатываемой программы говорит о том, что «эстонцы должны остаться хозяевами на своей родной земле».

А вот что писал три года назад 23-летний парламентарий от той же партии EKRE Яак Мадисон: «Отдельный вопрос - национал-социализм гитлеровской Германии. И правда, были концентрационные лагеря, трудовые лагеря, увлечение играми с газовыми камерами, но… в то же время так называемый «строгий» порядок вытащил Германию из глубокой ж**ы… , поскольку тот прогресс, за считанные годы вывел эту страну в число самых могущественных в Европе… Идеальной формы правления (конечно, это не демократия) не существует. Но в моих глазах в лице фашизма мы видим идеологию, которая состоит из довольно многих положительных и необходимых для сохранения национального государства нюансов».

Нацистского кобеля вряд ли отмыть добела

Сегодня, оправдываясь за грехи своей юности, путающий фашизм с нацизмом юный «фюрер» Мадисон пытается отмыть добела черного кобеля: «Если национализм, проэстонское мышление, консервативность - нацизм, то я и есть нацист».

А что? Это срабатывает! Вот 28-летнего магистранта факультета международных отношений Таллинского технического университета Георга Кирсберга летом исключили из Свободной партии за то, что, по словам профессора Юри Саара, тот «публикует в Сети расистские высказывания». Но он тут же был принят в партию EKRE, где вместе с 81-летним ветераном вьетнамской войны, отставным американским полковником Юри Тоомепуу стал создавать упомянутую выше организацию местных стопроцентных «арийцев» - Партию коренных эстонцев.

Общество, да и власти, под давлением Евросоюза обрушившиеся на ультранационалистов, пожурили их, ограничившись непродолжительной критикой. А те, скорректировав риторику, приступили к уже активным действиям на улице. Например, организовали посвященное Дню независимости Эстонии впечатляющее факельное шествие молодежи в столичном Старом городе. При этом в срочном порядке сменили текст большого баннера, который несли во главе колонны: «За Эстонию эстонцев!», на отредактированный вариант - «За Эстонию!» Правда, тут же заявили, что полный текст лозунга по-прежнему украшает их сайт.

На счету этого «гитлерюгенда» - акция протеста у здания МИД ЭР в Таллине, а также в провинции (города Тарту и Вильянди), направленная против российско-эстонского договора о границе, лишающего Эстонию «исконных» земель. Вспомнили и Баускаскую декларацию (Бауска - город в Латвии), в которой утверждается, что Прибалтике угрожают «шовинистический империализм и глобализация». Текст разместили и на портале ветеранов 20-й дивизии СС (Эстонской).

А когда этим летом по примеру Скандинавии в Эстонии стали формироваться отряды анти-иммигрантского движения Soldiers of Odin («Солдаты Одина»), то ультранационалисты приняли в нем самое активное участие. На их счету поджоги лагерей беженцев.

Не гнушаются ультранационалистические и традиционно националистические партии также и митингов на социальную тематику. Они охотно присоединяются к основной массе протестующих против увеличения акцизов или закона, разрешающего однополые браки (он-таки вступил в силу). При этом отличаются особой (непристойной) крикливостью и радикальными (почти экстремистскими) требованиями.

Димитрий Кленский, Таллин

P.S. Но эта активность призвана не только напугать общество.

Перед очередным публичным сборищем в YouTube разместили видеоролики с таким текстом: «Только голосования на выборах недостаточно. Ты - раб? Сбежишь из страны? Или постоишь за себя?». Тут же первых лиц государства обзывают размазней, им угрожают: «На поле сражения увидимся, сволочи». Обществу дают понять, что цель националистов - захват власти.

Как в 30-е годы прошлого века в одной ныне ведущей стране Евросоюза.