Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.

Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.

Об основателе системы - Л.В. Занкове (1901 - 1977 гг.)

Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мире после Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.

  • Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
  • С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
  • В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
  • В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
  • С 1944 года - директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
  • В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
  • С 1955 по 1960 годы - заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
  • В 1968 году - избран действительным членом АПН СССР
  • 1970 - 1972 годы - заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР

Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития » ребенка и «зона ближайшего развития ». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, - писал Л.С. Выготский. - Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.

Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие ». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.

Целевые ориентации системы Занкова

  • Развитие личности ребёнка.
  • Высокий уровень общего развития личности.
  • Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.

Концептуальные положения системы Занкова

  • Обучение должно идти впереди развития.
  • Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
  • Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).

Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):

  • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  • системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
  • ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
  • обучение на высоком уровне трудности ;
  • продвижение в изучении материала в быстром темпе ;
  • осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
  • принцип единства эмоций и интеллекта , включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
  • проблематизация содержания (коллизии);
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход ;
  • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания обучения

Согласно цели всестороннего развития ребенка содержание начальной ступени обучения обогащено и упорядочено.

Цель начального образования по Занкову - дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

В системе Л.В. Занкова урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями.

Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности учащихся : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся , связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации — коллизии.

Коллективный поиск , направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура . Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает

учащимся:

  • развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
  • самостоятельность, уверенность, ответственность;
  • стремление к сотрудничеству.

учителю:

  • изменение взгляда на образование и ученика;
  • технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
  • расширение возможностей для творчества.

родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Недостаток системы Занкова

Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

,
кандидат филологических наук

В советские времена школы пользовались той единственной образовательной программой, которая была установлена для всех и спускалась сверху. Однако в страну пришли годы перемен. Они позволили внести значительные коррективы практически во все сферы жизни общества, в том числе и в систему образования. Именно с 90-х годов было установлено разнообразие школьных программ. И сегодня школы имеют право выбора самых востребованных форм обучения. При этом родители ведут своего ребенка туда, где, как они считают, программа будет наиболее подходить для него.

На чем же остановить свой выбор папам и мамам? В списке самых популярных направлений образовательной системы начальной школы одно из важнейших мест занимает программа Занкова. Она была разрешена к внедрению федеральными государственными стандартами обучения наряду с такими аналогами, как «Гармония», «Школа 2100» и «Начальная школа 21 века». Конечно, идеальных программ, подходящих для каждого из учеников, среди них нет. Именно поэтому каждая из подобных систем имеет свое право на существование.

Об авторе

Леонид Владимирович Занков - это советский академик, профессор, доктор педагогических наук. Годы его жизни - 1901-1977 гг.

Леонид Владимирович являлся специалистом в области педагогической психологии. Его интересовали вопросы, рассматривающие развитие детей. В результате проведенных им работ были выявлены некоторые закономерности, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения. В результате и появилась программа Занкова для школьников младших классов. Эта система была разработана в 60-70-х годах 20 в. В качестве вариативной ее ввели с 1995-1996 учебного года.

Суть метода

Программа начальной школы Занкова направлена на всестороннее развитие ребенка. Ученым, в рамках разработанной им системы, были введены такие предметы, как музыка и литературное чтение. Кроме того, Леонид Владимирович изменил программы по математике и русскому языку. Конечно, объем изучаемого материала при этом возрос, в связи с чем период обучения в начальной школе увеличился на один год.

Основная суть идеи, на которой основывается программа Занкова, заключена в ведущей роли теоретических знаний. При этом обучение проводится на высоком уровне сложности. Детям подается большой объем материала с сохранением быстрого темпа его прохождения. Программа Занкова рассчитана на самостоятельное преодоление этих трудностей учениками. Какова при этом роль педагога? Он должен работать над общим развитием всего класса и в то же время каждого из учеников.

Программа системы Занкова направлена, прежде всего, на раскрытие потенциала творческих способностей личности, которые явятся надежной основой для усвоения детьми навыков, умений и знаний. Главная же цель такого обучения заключается в получении учеником удовольствия от познавательной деятельности. При этом «слабые» школьники не подтягиваются до уровня «сильных». В процессе обучения раскрывается их индивидуальность, что дает возможность оптимального развития каждого ребенка.

Рассмотрим подробнее основные дидактические принципы этой системы.

Высокий уровень сложности

Рабочая программа Занкова предполагает обучение на основе поисковой деятельности. При этом каждый ученик должен обобщать, сопоставлять и сравнивать. Конечные его действия будут зависеть от особенностей развития мозга.

Прохождение обучения с высоким уровнем трудности предполагает выдачу заданий, которая будет «нащупывать» максимально возможный предел способностей учащихся. Степень трудности при этом присутствует в обязательном порядке. Однако она может быть несколько снижена в тех случаях, когда это становится необходимо.

Педагогу при этом стоит помнить о том, что у детей грамматически оформленные умения и знания формируются далеко не сразу. Именно поэтому программа Занкова в 1 классе предусматривает категорический запрет на выставление отметок. Как можно оценить пока еще неясные знания? На определенных этапах они и должны быть таковыми, но при этом уже находящимися в чувственном общем поле освоения мира.

Построение нового знания у человека всегда начинается с правого полушария. При этом оно на первых порах обладает формой неясного. Далее осуществляется передача знания в левое полушарие. Человек начинает рефлексировать над ним. Он пытается провести классификацию полученных данных, выявить их закономерность и дать обоснование. И только после этого знание может стать ясным и встроиться в общую систему осознания мира. Далее оно возвращается в правое полушарие и становится одним из элементов знаний конкретной личности.

Программа Занкова (1 класс), в отличие от многих других систем обучения, не пытается заставить первоклашек проводить классификацию еще не осмысленного ими материала. Эти детки пока не имеют чувственной основы. Слова педагога у них отчуждаются от образа, и они пытаются их просто механически запомнить. Стоит иметь в виду, что девочкам это дается проще, чем мальчикам. Ведь у них более развито левое полушарие. Однако при использовании механического запоминания неосмысленного материала у детей закрывается возможность развития целостного и логического мышления. Они подменяются набором правил и алгоритмов.

Изучение точной науки

Применение принципа высокого уровня сложности хорошо прослеживается в программе Занкова «Математика». Данный курс ученый построил на интеграции сразу нескольких линий, таких как алгебра, арифметика и геометрия. Предполагается также и изучение детьми истории математики.

Например, программы Занкова для 2 класса предполагают раскрытие учениками на уроках объективно существующих взаимосвязей, основой которых является понятие числа. При подсчете количества предметов и обозначении полученного результата цифрами дети начинают овладевать умением счета. При этом числа словно сами участвуют в действиях, демонстрируя длину, массу, площадь, объем, время, вместимость и т.д. При этом становится очевидной зависимость между имеющимися в задачах величинами.

Согласно системе Занкова, второклассники начинают использовать числа для построения и характеристики геометрических фигур. Применяют они их и для вычисления геометрических величин. При помощи чисел дети устанавливают свойства производимых ими арифметических действий, а также знакомятся с такими алгебраическими понятиями, как неравенство, уравнение и выражение. Создать представление об арифметике как о науке позволяет изучение истории появления чисел и различных систем нумерации.

Ведущая роль теоретических знаний

Этот принцип системы Занкова вовсе не преследует своей целью заставить ученика запоминать научные термины, формулировать законы и т.д. Большие объемы изучаемой теории стали бы значительной нагрузкой на память и увеличили бы сложность обучения. Напротив, рассматриваемый принцип предполагает то, что в процессе выполнения упражнений ученики должны вести наблюдения над материалом. Роль педагога при этом состоит в направлении их внимания. В конечном итоге это приводит к раскрытию существующих зависимостей и связей в изучаемом предмете. Задача учеников заключается в уяснении определенных закономерностей, что позволит сделать соответствующие выводы. При осуществлении данного принципа программа Занкова отзывы получает как о системе, значительно продвигающей развитие детей.

Быстрый темп обучения

Данный принцип системы Занкова является противостоянием топтанию на месте, когда выполняется целый ряд однотипных упражнений во время изучения одной темы.

По мнению автора программы, быстрый темп обучения не противоречит потребностям детей. Напротив, их более всего интересует познание нового материала, чем повторение пройденного. Однако подобный принцип не означает торопливости получения знаний и спешки проведения урока.

Осознание учебного процесса

Этот принцип является крайне важным в программе Занкова. Он предполагает обращение школьников внутрь себя. При этом возникает осознанность самим учеником протекающего у него процесса познания. Дети понимают, что они знали до урока, и что им открылось на нем в области изучаемого предмета. Подобное осознание позволяет определить наиболее правильное взаимоотношения человека с окружающим его миром. Такой подход позволяет впоследствии развить такую черту личности, как самокритичность. Принцип, предполагающий осознание учебного процесса, направлен в первую очередь на то, чтобы школьники начали задумываться о необходимости получаемых ими знаний.

Целенаправленная и систематическая работа педагога

Этим принципом утвержденная ФГОС программа Занкова подтверждает свою гуманную направленность. Согласно этой системе учитель должен проводить систематическую и целенаправленную работу в направлении общего развития учащихся, в том числе и самых «слабых». Ведь все дети, у которых нет тех или иных патологических нарушений, способны продвигаться в развитии. При этом такой процесс может идти в несколько скачкообразных или, напротив, в замедленных темпах.

По мнению Л.В. Занкова, «сильные» и «слабые» детки должны учиться вместе, внося свою лепту в общую жизнь. Любое обособление ученый считал вредным. Ведь при этом школьники будут лишены возможности собственной оценки на другом фоне, что затормозит их продвижение в развитии.

Таким образом, принципы предложенной Занковым системы полностью согласуются с имеющимися у младшего школьника возрастными особенностями и раскрывают индивидуальные возможности каждой личности.

Учебно-методический комплект

Для внедрения в жизнь программы Занкова создан специальный УМК, учитывающий современные знания об индивидуальных и возрастных особенностях младших школьников. Такой комплект способен обеспечить:

Понимание взаимозависимостей и взаимосвязей изучаемых явлений и объектов, чему способствует сочетание материалов различного уровня обобщения;
- владение понятиями, которые необходимы для получения дальнейшего образования;
- практическую значимость и актуальность учебного материала для школьника;
- условия, позволяющие решить воспитательные задачи в направлении интеллектуального, социально-личностного и эстетического развития учащихся;
- активные формы познавательного процесса, используемые в ходе выполнения творческих и проблемных заданий (дискуссии, опыты, наблюдения и т.д.);
- проведение проектных и исследовательских работ, что способствует росту информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, тесно связанную с мотивацией деятельности детей.

Рассмотрим особенности учебников, которые используются при получении знаний детьми по программе Занкова.

Тетради-раскраски

Применяющая программу Занкова школа использует эти учебники для шестилетних детей. Это тетради, выполненные наподобие детских книг, в которых ученики могут раскрасить и нарисовать, словно становясь соавторами и завершая создание книги. Подобные издания весьма привлекательны для малышей. К тому же они обладают принципами учебников. Так, на их страничках можно найти теорию, а также ряд повторяемых и последовательных заданий и методику.

Отсутствие разделов повторения

Развивающее обучение по системе Занкова предполагает постоянное обновление учебной ситуации. Именно поэтому содержание УМК при такой подаче материала должно постоянно обновляться. Авторы создали такие учебники без привычных разделов «Повторение». Однако пройденный материал здесь имеется. Просто он включен в новый.

Вариантность и процессуальность

Программа Занкова в требованиях, касающихся уровня подготовки учеников, выделяет содержание в виде фона, необходимого для усвоения материала. Оно важно для более яркого и глубокого осмысления основ изучаемого предмета. Предполагается, что в следующем учебном году этот фон явится основным содержанием и будет усваиваться с использованием нового фона, необходимость в котором возникнет в будущем. Таким образом, создается база, предполагающая многоразовое использование одного материала длительный период времени. Это позволяет рассматривать его в различных связях и функциях, что приведет к прочному усвоению содержания.

Внутрипредметная и межпредметная интерация

В большинстве учебников, применяемых в программе Занкова, ученикам показываются различные грани окружающего мира. Подобная интеграция вместе с многоуровневым содержанием учебной литературы позволяет включить в ход познавательного процесса детей, обладающих различными типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Так, при написании материала об изучении окружающего мира в учебниках соединены знания о природе, Земле, а также о культурной и общественной жизни людей в ее историческом развитии.

Освоение чтения и письма

Учебники, созданные для прохождения обучения по программе Занкова, позволяют детям приобрести навыки грамоты с одновременным развитием психофизиологических функций. Все это позволяет быстро и качественно освоить школьникам умения письма и чтения.

Для того чтобы малыши научились хорошо читать, используется звукобуквенный метод. При этом первоклашки, которые проходят свой самый первый и очень трудный период, обучаются с использованием рисунков, схем и пиктограмм. Они разгадывают ребусы, кроссворды и загадки. Из класса в класс задания становятся более трудными. Учебник, который использует программа Занкова для 4 класса, содержит в себе самые сложные слова, изучаемые в начальной школе. Такой постепенный переход дает возможность ученикам самим открывать для себя правила чтения и грамотного написания гласных и согласных букв.

Литературное чтение

Учебники данного направления, используемые программой Занкова, применяют приемы сравнения различных текстов, а именно авторских и фольклорных, научных и художественных, прозаических и т.д. В учебнике для 1-го класса материал подан таким образом, что позволяет формировать у детей осознанное чтение. Ученик постоянно возвращается к пройденному материалу, решая поставленные перед ним задачи, чем создается интерес к исследованию. При этом у детей формируются эстетические эмоции и появляется мотивация к творчеству.

Начиная с 3 класса программа Занкова предусматривает особую структуру учебников. Они содержат в себе различные рубрики с дополнительной информацией. Это позволяет школьнику освоить методику литературного чтения, обращаясь к разным разделам книги («Историческая справка», «Комментарии», «Лента времени», «Консультанты» и т.д.).

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистервег

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации

Высокое общее развитие личности.

Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Гипотезы Л. В. Занкова

Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.

Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

Концептуальные дидактические положения

Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:

Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

Системность и целостность содержания;

Ведущая роль теоретических знаний;

Обучение на высоком уровне трудности;

Продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

Осознание ребенком процесса учения;

Включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

Проблематизация содержания (коллизии);

Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания

Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором - географии, в третьем - рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.

Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В.Занкова

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе - путь индуктивный.

Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.

Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.

Особенности методики

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.

Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Урок в системе развивающего обучения

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:

Цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;

Полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;

Сотрудничество учителя и ученика.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель достигается следующими путями:

Учитель создает проблемные ситуации, коллизии;

Использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

Использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

Оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

Поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Особенности урока

Ход познания - «от учеников».

Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Отслеживание развития

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели:

Наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

Отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

Практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.

Литература

Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - 1-П кл. - М.: Изд-во АПН РСФСР; ПЫУ кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. - М.: Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. - М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л,В. Память. - М., 1949; Занков Л,В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960; Занков Л.В. О начальном обучении. - М., 1963; Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. - М., 1991; Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.; Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4.

Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы средней школы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М.В.Зверевой. - М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1967; Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1961; Занков Л.В. Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. - М.: Просвещение, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. -Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л.В.Занкова, 1-3 классы. - М., 1996; Нечаева Н.В. Планирование периода обучения грамоте (система I-III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников. - М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В., РогановаЗ.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-б-х классах. - М.: ФНМЦ, 1996.

Учебники, книги для учащихся: Романовская З.И., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Полякова А.В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Занков Л.В. Учебник математики для I класса. -М., 1965; Аргинская И.И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1966, 1967; Чутко Н.Я. Учебные материалы по истории - III кл. -М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В., Аргинская И.И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н.Я. Книга по естествознанию. I кл. - М.: Просвещение, 1979; Азбука / Под ред. Нечаевой Н.В. - М., 1996.

Л.В. Занковым и сотрудниками руководимой им лаборатории «Обучение и развитие» в 1950-е - 60-е гг. была разработана технология обучения,получившая название система интенсивного всестороннего развития для начальной школы .

Развитие Л.В. Занков понимает как появление в психике ученика новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Такими новообразованиями младших школьников являются:

1) аналитическое наблюдение (умение целенаправленно и выборочно воспринимать факты, явления);

2) отвлеченное мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению);

3) практическое действие (умение создать материальный объект, произвести согласованные ручные операции).

Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли и чувств ребенка, то есть как результат деятельности целостной личности, поэтому их формирование продвигает развитие личности в целом.

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову:

1) обучение на высоком уровне сложности (ученики познают взаимозависимость изучаемых явлений, их внутренние связи);

2) ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (младшие школьники усваивают не только представления, но и научные понятия);

3) изучение программного материала в быстром темпе (суть этого принципа не в увеличении объема учебного материала, а в наполнении материала разносторонним содержанием);

4) осознание учеником процесса учения (дети подводятся к овладению мыслительными операциями на осознанном уровне).

Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география - с 1-го класса, история - со 2-го класса.

2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.

3. Основные формы организация обучения - те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.

4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).

5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемые явления.

6. Систематическая работа над развитием всех учащихся - сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).

В результате экспериментального обучения по системе Л.В. Занкова удается добиться от учащихся интенсивной умственной работы, выполняя которую, дети переживали чувство радости от преодоления учебных трудностей.


Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е - 70-е гг. была разработана технология развивающего обобщения, которая была первоначально названа методикой содержательных обобщений. Эта технология акцентирует внимание педагога на развитии способов умственной деятельности.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов пришли к выводу о том, что обучение в начальной школе может и должно иметь более высокий уровень абстракции и обобщения, чем те, на которые младшие школьники традиционно ориентированы. В этой связи они предложили программу начального обучения переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на формирование у них современного научно-теоретического мышления.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на ос-нове теоретических знаний.Как известно, в основе эмпирических знаний ле-жат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; по-нятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравне-нии предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на осмысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы эле-ментов.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов предложили перестроить содержание учебных предметов таким образом, чтобы знания общего и абстрактного характера предшествовали знакомству с более частными и конкретными знаниями, которые должны быть выведены из первых как из своей единой основы.

Основу системы теоретических знаний составляют так называемые содержательные обобщения. Это :

а) наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исход-ные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);

б) понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные при-знаки, а внутренние связи (например, генетические);

в) теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Распространено мнение, что участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Это то, что ребенок делает, будучи на уроке. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова это не так.

Целенаправленная учебная деятельность отличается от других видов учебной деятельности, прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Целенаправленная учебная деятельность - это особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Признаки (особенности) целенаправленной учебной деятельности:

1. Формирование у ребенка внутренних познавательных мотивов и познавательной потребности. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный во-прос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную деятельность.

Мотивация деятельности ребенка-субъекта в технологиях Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова выражается в формировании познавательных интересов.

2. Формирование у ребенка цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, ре-шу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традици-онным подходом, где ребенка учат решать задачи и он находится в состоянии обучаемого индивида, при развивающем обучении ребенка учат ставить цели по самоизменению, он пребывает в состоянии учащего как субъекта.

3. Позиция ребенка как полноценного субъекта своей деятельности на всех ее этапах (целеполагание, планирование, ор-ганизацию, реализацию целей, анализ результатов). В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремлен-ность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, ини-циатива, организованность. На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.

4. Повышение теоретического уровня изучаемого материала. Целенаправленная учебная деятельность не тождественна активности. Активность может существовать и на уровне операций (как в программированном обучении), в данном же случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, общих принципов ре-шения задач определенного класса.

5. Проблематизация знаний и учебные задачи. Целенаправленная учебная деятельность представляет собой ана-лог исследовательской деятельности. Поэтому в технологии развивающего обучения широко используется метод проблематизации знаний.Учитель нетолько сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, пу-тей решения познавательных и практических проблем.

Широко применяется метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на про-блемную ситуацию, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса анало-гичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий :

1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отно-шения изучаемого объекта;

3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

5) построение системы частных задач, решаемых общим способом;

6) контроль за выполнением предыдущих действий;

7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учеб-ной задачи.

6. Коллективно-распределенная мыследетятельность. Орга-низовать целенаправленную деятельность учащихся - основная и наиболее сложная методическая задача учителя в развивающем обучении. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, но-вых методов оценивания результатов и др.

Согласно Л.С. Выготскому , исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъек-тов. Подобно этому источники возникновения целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся). Каждый ученик становится в положение либо субъекта - либо ис-точника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.

Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая коллективно-распределенная мыследеятельностъдает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулиро-вать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому и межличностному общению.

Среди наиболее популярных инновационных направлений в образовательной системе важнейшее место занимает так называемая система Занкова. Она была разрешена к внедрению в начальной школе наряду с такими аналогами, как «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века». Очевидно, что идеальной среди них нет – именно этим обусловлено их огромное количество. Однако все они объединены, в общем-то, схожими целями и даже средствами их воплощения. В официальных документах о каждой из этих систем написаны почти идентичные фразы: программа призвана привить любовь к учебе и труду, научить младшего школьника добывать знания самому, с минимальным участием педагога, развивать личность и ее творческие способности.

Главные отличия программ друг от друга становятся явными не в теории, а на конкретном примере, в деятельности самого педагога, который выбрал тот или иной стиль преподавания и ориентацию. Именно это должно быть ориентиром для родителей в выборе школы и класса, ведь личность учителя будет иметь намного большее влияние, нежели выбранная программа.

Одним из основных тезисов, иллюстрирующих ключевые засады программы Занкова является следующий: знания не преподносятся учителем, а добываются самим учеником. Задача опытного педагога – правильно сформулировать проблему, за решение которого школьник берется самостоятельно, однако, обязательно под мудрым, но не столь значительным руководством учителя.

Истина порождается во время дискуссии – это второй тезис программы Занкова. Из огромного количества мнений, изъясненных за время поиска путей решений проблемы, постепенно находится верный ответ, он же – новая информация, добытое максимально самостоятельно знание. От более сложного в простому – так должен строиться результативный процесс обучения за советским психологом Занковым.

Еще одна отличительная особенность этой системы состоит в быстром усвоении материала и множестве различных упражнений и необычных заданий. Большая скорость и разнообразие создают атмосферу, которая способствует не статическому и унылому изучению чего-либо, а динамичной работе, активному пониманию нового материала. Особенно эффективными видами работы считаются посещение выставок и музеев, походы в библиотеку и другие внеклассные виды занятий.

Отзывы о программе Занкова

Если говорить о том, насколько результаты воплощения основных принципов программы соответствуют тому, как ее расписали в теории на бумаге, окажется, что не все можно воплотить в жизнь. Учитывая многолетний опыт педагогов-практиков, можно выделить несколько основных моментов, говорящих позитивных и негативных сторонах данной программы:

  • программа довольно сложная: большое количество материала отводится для домашней работы, причем ученики сами не всегда в силах ее сделать в полном объеме;
  • кроме неподъемных заданий, учебники, который написаны специально под программу, содержат очень много ошибок и недочетов, что является весомым минусом, перекрывающим плюс – уникальность и развивающий характер заданий;
  • сложность системы дает и весомые преимущества: это хороший подготовительный этап к формированию умения преодолевать препятствия в будущем;
  • многие утверждают, что в каждой из обучающих систем можно найти сложные моменты, и та же программа Занкова содержит их не больше, чем другие;

Как видно, основным препятствием для эффективного осваивания знаний по этой системе является ее сложность. И если ученик «не успевает», то его приходится переводить в более слабый класс с иными, как правило, традиционными методами обучения. Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в решении не очень-то легких домашних заданий. С другой стороны, при успешном обучении и максимальном соблюдении вышеупомянутых принципов, школьник будет на сто процентов готов к сложностям, которые ждут его в старшей школе.

Критикуя или расхваливая систему Занкова, необходимо брать во внимание множество субъективных факторов: тревожность родителей, личностные качества педагога, желания и реальные способности школьника. Это направление в психолого-педагогической науке предусматривает то, что школьный класс не будет делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как показывает практика, чаще происходит жестокий отбор в так называемые «занковские» классы – классы, где собирают детей, у которых четко выражена способность самостоятельно мыслить и работать. А это уже грубое нарушение принципа личностного подхода к каждому ребенку, который и должен лежать в основе любого направления.

К сожалению, разнообразие уникальных учебных систем, предназначенных для начальной школы, не способно на сегодняшний день разрешить одну из центральных проблем современного образования в школе – личность и процесс обучения. Чтобы создать условия для развития каждого ребенка, школы должны отбирать по истине профессиональных педагогов – людей, которые и покажут настоящие отличия одной системы от другой.