Родилась в 1966 году в селе Коса, детство провела в Риге, здесь же поступила в музыкальную школу, а затем перешла на хореографическое отделение. Окончила училище в Риге и РАТИ в Москве.

Свой первый коллектив создала в 16 лет. В состав входили только девушки. Через несколько лет этот коллектив претерпел немало изменений, как в плане состава, так и в стиле исполнения и в конечном итоге стал назваться «TODES».

Коллектив постоянно расширялся и к концу 90-х годов уже начитывал более ста пятидесяти танцоров. В 1997 году она основала первую школу танцев «TODES», филиалы которой в последующие годы открылись практически во всех городах России.

С начала 2000-х годов активно участвует в различных телепроектах.

Личная жизнь

О своей личной жизни Алла особо не распространяется. Известно, что у нее двое детей от разных браков: Владимир Сергеевич и Константин Антонович. В первый раз она вышла замуж в 22 года, но через несколько лет муж решил эмигрировать в США, а она не хотела бросать работу и родных. В этот момент выяснилось, что она беременна. Ни его, ни ее эта ситуация не заставила отказаться от своей мечты. Сейчас она в третий раз замужем за отцом второго сына.

От старшего сына есть внучка Софья. Он получил диплом бакалавра факультета режиссуры в США, работает режиссером театра.

Дом Аллы Духовой в Риге

На своей родине еще после рождения первого сына, Духова построила совместно со своей сестрой и ее мужем двухэтажный особняк на две семьи. По плану были задуманы два дома, но в итоге все согласились, что одного вполне достаточно. Такой вариант будет дешевле и практичнее, так как сестры и дети большинство времени проводят вместе.

Коттедж с мансардой площадью 1000 кв. метров выстроили среди сосен в элитном районе Межепарка. Каждая из сестер самостоятельно разрабатывала собственную половину дома. В итоге получилось пятнадцать просторных комнат, в числе которых не только личные, но и совместные, такие как гостевые детские и игровые. Так же в проекте есть сауна, бассейн, солярий и гараж на несколько автомобилей.

Квартира Аллы Духовой

В 2003 году она купила многокомнатную квартиру в Москве на Звенигородской улице. До этого момента, приезжая в столицу, долгие годы ей приходилось жить на съемной жилплощади. Ремонтом хореограф занималась почти два года. В итоге получился очень праздничный интерьер с большими колоннами и светлыми широкими комнатами.

В гостевую зону с большим мягким гарнитуром и кухней можно попасть сразу из холла. В помещении большое количество разнообразных зеркал и маленьких сувениров, привезенных из разных уголков мира. Основную часть многочисленной коллекции подарили друзья и поклонники.

В мягкой зоне расположен просторный диван, а напротив встроены книжные шкафы и телевизор. Здесь хозяйка принимает всех гостей. Кухню и гостиную отделяет барная стойка прямоугольной формы с высокими стульями в темно-коричневом цвете, в тон кухонному фасаду. Холодильник, расположенный рядом с окном, заклеен фотографиями сыновей и магнитиками, привезенными из разных стран. Сама хозяйка практически не готовит из-за отсутствия времени. Всей работой по дому занимается специально приглашенная помощница.

Пройдя вглубь квартиры, попадаешь во вторую гостиную с обеденной зоной и помещением для подогрева и подачи блюд. Эти зоны разделяют барная стойка и винный шкаф.

Вся мебель и общее оформление выполнено в светлых тонах. Помещения просторные, дополнительно их зрительно вытягивают большие колонны, расположенные по всему периметру интерьера.

Здесь же находится спальня младшего сына Кости и спальня хозяйки, гостевые комнаты и кабинет. В Костиной спальне кроме кровати находится рабочее место и уголок для тренировок с беговой дорожкой и другими спортивными снарядами.

В мастер-спальне Духовой интерьер выполнен в таком же белоснежном стиле. Центральное место занимает большая мягкая кровать, в которой она не только отдыхает, но и работает. Рядом стоит просторный шкаф со стеклянными створками, а напротив белоснежные тумбы.

В ванной царит античный стиль. Пол и стены выложены бежевой мраморной плиткой, и в таком же стиле оформлена раковина. Рядом с джакузи установлен вазон с ракушками.

По данным ЦИАН, квартиры на Звенигородской улице стоят от 50 до 500 млн. рублей.

Алла Владимировна Духова, её биография, личная жизнь, семья, муж и дети вызывают огромный интерес у поклонников её яркого таланта.

Алла Владимировна родилась 29 ноября 1966 года в селе Коса (Пермская область), но вскоре после рождения девочки, родители переехали в Ригу, где и прошли её детские и юношеские годы.

С детства Алла проявляла музыкальные способности, а затем родители заметили, что девочку влечет хореография, и отдали её в рижский ансамбль народного танца, где она и освоила азы своей будущей профессии.

Причем, девушка не только хотела танцевать, но и сама придумывать танцевальные номера. В 16 лет она создала свой первый танцевальный женский коллектив «Эксперимент», взяв за основу постановки своих танцев опыт зарубежных хореографов, что в 80-е годы выглядела весьма необычно и не приветствовалось.

Как-то на одном из танцевальных конкурсов Алла познакомилась с коллективом юношей из Ленинграда, исполняющих брейк-данс, называвшемся «Тодес». А вскоре было принято решение объединить два коллектива под названием «Тодес», и в 1987 году Алла стала его руководителем. Это был совершенно новый необычный балетный коллектив, в котором Духова совмещала и постановочную и административную работу.

Балет стал быстро приобретать популярность, хотя приходилось им непросто. Но во многом Духовой на пути к славе помог Александр Бирман, который устраивал им гастроли, а затем София Ротару, предложившая балету Духовой выступать вместе с ней. Это сотрудничество длилась 5 лет, после чего коллектив решил развиваться самостоятельно.

С этого времени на балет «Тодес» посыпались предложения от известных звезд эстрады о совместных выступлениях. Кроме этого, коллектив был победителем практически всех танцевальных фестивалей, включая «Новую Волну» и «Славянский базар», а также одержал немало побед и на международной сцене.

Начиная с 1992 года, балет разросся и обзавелся вторым составом, а в 1997 году, отметив его 10-летие, Алла Духова открыла свою первую Школу танцев в Лефортово.

На сегодняшний день Школа танцев (балета) Аллы Духовой насчитывает 100 филиалов, которые находятся не только в России, но и за рубежом.

В 2014 году эта выдающая женщина двигается ещё дальше – она создает Театр танца ТОДЕС, который перевернул представление зрителя о традиционном балете, и открыл новую эпоху в мире современного танца.

Кстати, те, кого интересует информация о выступлениях коллектива, самом театре и работе школ, могут посетить официальный сайт Театра Аллы Духовой.

Что касается личной жизни Духовой, то она не любит касаться этой темы. Известно, что на сегодняшний день она третий раз замужем. Муж её также имеет отношение к «Тодесу» в качестве постановщика света. Многие интересуются, сколько детей у Аллы Духовой. От двух предыдущих браков у неё два сына — Владимир и Константин.

В настоящее время основательница балета живет с семьей в Риге, где построила большой загородный дом.

Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES

Алла Владимировна Духова. Родилась 29 ноября 1966 года в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа (Пермская область). Советский и российский хореограф, основательница и художественный руководитель балета «Тодес» (TODES).

Алла Духова родилась 29 ноября 1966 года в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области.

Отец - Владимир Духов, имел два образования - учитель физкультуры и газо-электросварщик, работал по второй специальности на заводе мопедов.

Мать - Галина Духова, экономист, работала учителем математики, потом была домохозяйкой.

Сестра - Дина, руководитель Рижского отделения балета «Тодес».

Спустя год после ее рождения семья перебралась из Коми-Пермяцкого округа, где учительствовали родители, в Ригу. Там и прошли детские и юношеские годы Аллы.

С ранних лет Алла занималась музыкой. А после уроков часто любила захаживать в соседний хореографический класс и наблюдать за движениями магистра танца Алексея Колычева. Потом, придя домой, повторяла увиденное перед зеркалом. Аллу тянуло к танцам, хотя ее и считали флегматичной. Однако, как отмечала она сама, с рождения просто была стрессоустойчивой - что позже много раз помогало ей в жизни и в профессии.

Поняв, что дочь одержима танцами, мама в 11 лет отвела ее в ансамбль народного танца «Ивушка», в котором она и занималась, постигая азы хореографии. Ее преподавателями были Валентина Андриановна Лайзане, работал Юрий Васильевич Шуркин, пришедший в коллектив из государственного ансамбля народного танца Белоруссии, где прежде работал хореографом, также в это время в коллективе преподавал Эдуард Дубовицкий из Рижского хореографического училища.

После школы планировала стать цирковой артисткой. Как-то в Ригу на длительные гастроли приехал цирк, и с ней в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочь потомственных дрессировщиков. Они подружились. Увидев Аллу на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Духова пришла в цирк, ее протестировали и согласились принять.

Сразу после окончания школы Духова вместе с цирком поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев ее вводили в программу: она научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине. Далее были гастроли в Минске, где на одном из представлений Алла сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год она восстанавливалась.

Далее устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Там на нее обратил внимание директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Она быстро сколотила группу из подружек. Тем более, что мечтой детства Аллы Духовой было не только танцевать на сцене, но и самой ставить номера и хореографические спектакли.

В 16 лет она собрала свой первый коллектив «Эксперимент», в который вошли исключительно девушки. «Эксперимент» довольно быстро обрел популярность по причине того, что за основу в постановках была взята современная хореография американской и западноевропейской школы, находившаяся в то время (начало восьмидесятых) под негласным запретом.

Алла вспоминала: "Когда мы начинали, в нашей стране был классический балет и народный танец. Про современную хореографию слышали, но возможности научиться не было. Когда к нам попадали какие-то западные кассеты, литература - мы с жадностью хватали всю информацию. Включали клипы их артистов и учились танцевать по ним. Сейчас это может показаться смешным, но тогда брейк-данс считался пропагандой. За это в милицию забирали. Никому и в голову не приходило, что это спорт, сложные трюки, красота, ловкость и сила духа. Никакой другой подоплеки и не было".

Объединенным коллективом в составе 14 человек они сделали 40-минутную сольную программу. С ней их взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Коллектив объездил весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором их уволили. Они отправились в Москву. Первое время было очень тяжело. Жили в двух однокомнатных квартирах по 12 человек в каждой. Духова вспоминала: "Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть".

Но постепенно творческая жизнь стала налаживаться - отец ее подружки, Александр Аронович Берман (администратор Рижской филармонии), отправил их на большие гастроли. Коллектив попал в поле зрения Софии Ротару, которая позвала работать с ней.

На одном из фестивалей в Паланге девушек из «Эксперимента» судьба свела с питерскими танцорами, которые дали своему коллективу звучное название «Тодес». Далее они приняли решение объединиться в один коллектив, так родился балет «TODES» .

Алла Духова и балет "Тодес"

Окончила режиссёрский факультет РАТИ.

В 2001 году приняла участие в игре «Сто к одному», была в команде «Танцующие» (Сергей Воронков, Денис Бугаков, Юлия Филиппова (Малая) и Анна Сядристая).

Коллектив «Тодес» начинался с 14 человек, а ныне в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в России, но за рубежом. У «Тодеса» самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов.

"Важны дисциплина и ответственное отношение к своей работе. Наш коллектив - это большая и дружная семья. Остаются надолго самые любщие и преданные, кто фанатично любит свое дело", - говорила Духова.

Рост Аллы Духовой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Аллы Духовой:

Трижды была замужем.

От первых браков имеет сына Владимира Духова.

Третий муж - Антон, работает в «Тодесе» техническим директором. У них в 2002 году родился сын Константин Духов.

Владимир Духов окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, учился в магистратуре на родине, театральный режиссер, пишет музыку. Подарил Алле внучку Софию (2014 г.р.).

Константин Духов танцует в «Тодесе», занимается спортом.

Как отмечала Алла Духова, ее личная жизнь не сложилась из-за работы: "У меня не хватило сил на мужа, хотя я честно старалась. Семейная жизнь предполагает в первую очередь внимание, недаром говорят, что семья - тяжелая работа. В этом плане семья - жертва, хотя я так не считаю. Я за полную семью, в феминизме меня не обвинишь".

Алла Духова вместе с семьёй живет в Латвии. В родной Риге она построила большой дом.


29 ноября 1966 года родилась Алла Духова, хореограф, основательница шоу-балета «Тодес».

Личное дело

Алла Владимировна Духова (49 лет) родилась в селе Коса, входящем ныне в состав Пермского края. Ее отец был учителем физкультуры, мать преподавала в школе русский язык.

Через год семья переехала в Ригу, где жили дедушка и бабушка Аллы. В Латвии отец будущего хореографа работал на заводе по производству мопедов, мать занималась хозяйством.

Алла училась в музыкальной школе, в 11 лет пришла в ансамбль народного танца «Ивушка». В десятом классе пробовала работать в цирке, однако вскоре получила травму, и на арену больше не выходила. Рассказывала: «Когда я училась в десятом классе, в Ригу приехала работать цирковая программа "Слоны и танцовщицы". Я подружилась с дочерью руководителя, и меня пригласили в балет этого аттракциона. Но цирковая карьера не задалась. Месяц меня вводили в программу, я вышла на спектакль, а на следующий день сломала ногу. Перелом был сложный, и все это пришлось оставить». Год после травмы работала экспедитором на мопедном заводе и дворником.

В начале 1980-х создала при дворце культуры женский танцевальный коллектив «Эксперимент», танцевала в группе вместе с младшей сестрой Диной. Участницы «Эксперимента» одними из первых в СССР стали исполнять брейк-данс.

На одном из фестивалей в Литве девушки познакомились с ленинградскими брейкерами «Тодес».

В марте 1987 года коллективы объединились в одну команду под названием «Тодес». Духова была выбрана творческим руководителем балета, кроме того следующие три года продолжала танцевать в «Тодесе». Вспоминала: «Нас заметил один продюсер и предложил работать профессионально, соединив два коллектива: наш девичий джаз-модерн и мальчишеский брейк. Меня коллегиально выбрали художественным руководителем, потому что я ставила программы и выглядела взрослее всех, хотя мне не было и двадцати».

В 1987—88 годах участники группы переехали в Москву. До 1992 года «Тодес» выступал на концертах Софии Ротару. Затем коллектив пять лет работал с Валерием Леонтьевым. «А когда коллективу исполнилось 10 лет, — рассказывает Духова, — благодаря президенту культурного фонда "Артэс" Александру Достману мы сделали сольную программу в концертном зале "Россия". Это показали по телевидению, и нас стали приглашать работать самостоятельно. С тех пор мы с аншлагами гастролируем по стране и по миру». Параллельно танцоры стали участвовать в представлениях многих эстрадных исполнителей — Кристины Орбакайте, Александра Буйнова, Валерия Меладзе, Ларисы Долиной и других.

К 1997 году второй (не основной) состав «Тодеса» разросся до 150 человек. В 1998 году Духова открыла в Москве первую школу танцев «Тодес». Следующие школы появились в Риге и Санкт-Петербурге, затем и в других российских городах. К весне 2014 года было открыто 98 филиалов танцевальной школы, в которых занимались 35 тысяч учеников (но уже в августе 2014-го Духова говорила лишь о 89 школах).

В марте 2014 года в Москве открылся Театр танца Аллы Духовой «Тодес». К ноябрю 2015 года репертуар театра состоял из четырех спектаклей.

Алла Духова была официально замужем лишь однажды — за программистом по имени Сергей. Пара рассталась после того, как муж уехал в США. От него у Духовой есть старший сын Владимир. Второй ребенок Константин родился от гражданского мужа Духовой Антона Кися — художника по свету, затем технического директора в балете «Тодес».

Старший сын Духовой учится в США на режиссера.

Чем знаменита

Алла Духова

Соосновательница и руководитель самого известного в стране эстрадного танцевального коллектива «Тодес». Успешный менеджер, создавшая на волне интереса к «Тодесу» разветвленную сеть из примерно сотни танцевальных школ в России и в ближнем зарубежье. Основательница театра «Тодес» в Москве.

Балет «Тодес» участвовал в самых масштабных российских постановках, среди которых церемония закрытия празднования 850-летия Москвы в 1997 году, «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой, телевизионные «Новогодние огоньки».

О чем надо знать

Балет Аллы Духовой — это успешный бизнес, гастроли коллектива расписаны на несколько лет вперед. При этом труппа не участвует в мировых танцевальных конкурсах, а на каждую новую постановку тратит всего месяц .

В одном из интервью Духова на вопрос «как называются фестивали, посвященные современной хореографии?» и вовсе ответила: «Я, к своему стыду и позору, даже не знаю».

Прямая речь:

О воспитании ребенка без мужа (« Аргументы и факты », июнь 2004): «Трудно ли мне было воспитывать одной первого ребенка? Нет. И призываю всех, что не надо этого бояться. Если у тебя есть друзья-мужчины, родственники, нужно их привлекать к воспитательным моментам, вот и все. Мне повезло, муж моей сестры Аркадий заменил Вовке отца, потому что мы жили все в одном доме в Риге. И до сих пор живем. Курсирую между Ригой и Москвой. Потом, у меня много друзей. Они приходили, в компьютер с ним играли, общались. Мать-одиночка — пережиток совка. Это смешно — так называть женщину. Если у нее есть ребенок, она уже не одинока».

О бизнесе и танцах (« Новые известия », апрель 2014): «Я не считаю, что мы занимаемся бизнесом. Мы просто танцуем, занимаемся хорошим делом. И потом, какие мы коммерсанты? И цены на занятия у нас не заоблачные, и обязательно в каждом филиале есть бесплатные группы. А скольких ребят мы буквально вытащили с улицы… Мы учим детей танцевать не для того, чтобы сделать из них профессионалов, просто хотим, чтобы они красиво двигались, чувствовали музыку. Кстати, взрослые люди у нас тоже занимаются».

Об отношении к танцовщикам (Forbes Woman , июнь 2014): «Ну, по молодости я была зверь. Представляете, что такое уличные брейки? Как их убедить осваивать классический балет у станка, чтобы стать универсальными танцовщиками? Я сказала, что у них есть выбор — оставаться в андеграунде или работать профессионально и быть востребованными в нашей стране. Они мне поверили, но все это было очень сложно. У меня была жесткая система: шаг вправо, шаг влево — штраф. Не забалуешь. Это сейчас я стала мудрее, мягче, на что-то внимания не обращаю. Но вообще я руководитель строгий. Правда, в реальности жесткие меры принимаю редко».

7 фактов об Алле Духовой

  • Не имеет высшего хореографического образования.
  • Название коллектива Духовой происходит от элемента тодес (от нем. Todesspirale — «спираль смерти») — так в фигурном катании называется упражнение, в котором девушка полулежа описывает спираль вокруг партнера. Духова рассказывала: «Это было название питерцев. Они не знали, что оно значит, просто звучное слово. На самом деле это элемент фигурного катания. Но мы хотели новое имя. Уже нужно было печатать афиши, и директор филармонии разозлился: "Вы месяц не можете принять решение! Тоже мне — сходятся группы Beatles и Queen, никак не договорятся! Будете "Тодес", и все". Так с его легкой руки название и осталось».
  • Младшая сестра хореографа Дина стояла у истоков создания балета «Тодес». «Сейчас она, мама пятерых детей, руководит рижской студией нашего балета, взяла на себя ответственность за одну из танцевальных школ», — рассказывала Духова.
  • Оба ребенка Аллы Духовой появились на свет в одном и том же роддоме. Нянями для них стали медсестры, которые работали в этом же роддоме.
  • «Тодес» дважды выступал с Майклом Джексоном. «Нас пригласили принять участие в благотворительных концертах "Майкл Джексон и друзья" (Michael And Friends Concert), в которых участвовало огромное количество мировых звезд, — отмечала Духова. — Мы выступали в Сеуле и Мюнхене и танцевали с Майклом Джексоном на одной сцене. А потом летели с ним в одном самолете, познакомились с его балетом и до сих пор с ними дружим и переписываемся».
  • Алла Духова занимается скандинавской ходьбой с палками.
  • Участники первого «Тодеса» все еще работают в коллективе. Духова: «Они все у нас работают. А иначе зачем мы школу открывали? От нас уходят только те, кто не хочет работать, но хочет получать большие деньги».