Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

Анализ русской народной сказки «Колобок»

Сюжет сказки описывает Колобка на повторяющихся встречах с представителями различных животных (кроликов, волков и медведей), которые собираются, чтобы поесть, но Колобок ловко ускользает. С каждого животного Колобок поёт песню, в которой он объясняет свой побег дедуктивно: «Я получил от бабушки, я получил от деда, и я, конечно, уйду от тебя». Лисе удается поймать и съесть Колобка, через отвлечение его, хваление его пения.

Персонажи сказки: главный герой сказки - Колобок персонаж одноимённой народной сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

Что делал колобок? Катился и каждому встречному рассказывал о своей индивидуальности и навязывал им новые этические отношения. Он вступал в диалоги, пел песенку и не отвечая на сообщения окружающих, (что они хотят его съесть) катился дальше. Вроде бы как убегал от них, проявляя при этом свою удаль и изобретательность. И от тебя уйду, с уверенностью сообщал он очередному встречному. Откуда была такая уверенность нам не понятно, но что самое удивительно, он действительно ушел и от зайца и от медведя и от волка, значит животные "на лицо ужасные, добрые внутри".Контакт со зверями у колобка получался однобоким, он больше рассказывал о себе, обычного разговора о погоде и о видах на урожай как-то не получалось. Беззаботные были какие-то разговоры, которые заканчивались песенкой колобка и его бегством. О переживаниях героя при встрече с опасностью ничего не сообщается. Мог ли он осознавать опасность, если думать ему было не чем?

Что сделала лиса? Она переступила нравственный запрет на убийство и съела колобка.. Она знала, что колобок съедобный, чего ж он катается без дела, если его можно съесть. Только вот совсем не понятно, зачем надо было проявлять при этом хитрость. Ведь колобок был на расстоянии вытянутой лапы. Колобок был носителем иррационального начала. Он встретился с рациональной лисой. И надо было показать, что какой бы колобок не был подвижным и веселым, а главное в этом мире здравый смысл, логическое мышление. И оно восторжествовало, но какой ценой. Лисе пришлось нарушить этическое табу и переступить через запрет. Какая тут этика, когда есть хочется. Для того, чтобы обмануть доверчивого колобка, она сыграла на его тщеславии. Она его каждый раз хвалила, обращала внимание на его способности, подкрепляя этим текст его песни.

"Какой удивительный колобок, но только я плохо слышу твою песню. Не мог бы ты ее повторить и подойти ко мне поближе?"

И доверчивый колобок выполняет желания лисы. Одно желания игровое, которое лиса постоянно демонстрировала и второе желание - тайное, связанное с разыгравшимся аппетитом.

Что погубило колобка? Погубила колобка любопытство и самоуверенность. Хочу узнать какой я. Могу я быть волевой личностью и устанавливать со встречными отношения с позиций своей сильной воли?

Действующие лица и обстоятельства:

    Дед и баба. Лица пожилого возраста вылепили колобок, чтобы на примере его приключений чему-то научить маленьких детей. Заметьте не муж и жена пользуются авторитетом, а люди прожившие долгую жизнь, умудренные опытом, вероятно, те кто и будет внучку рассказывать все эти сказки.

    Сказка не началась бы, не появись у деда желания полакомиться колобком. Не просто хлебушек, удовлетворяющий чувство голода, а вкусненькое кулинарное изделие, удовлетворяющее высокому эстетическому вкусу.

    Уверенная в правильности своего поступка баба, положила колобок на окно, чтобы он остыл.

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

Цитатник об учителе

    Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться

Лев Николаевич Толстой

Когда учитель не достаточно объёмно погружает ученика в определенную тему, которую нужно знать, ученику этого не достаточно и ему приходится изучать данную тему самому.

    Книга - немой учитель. Платон

Книга хоть и не говорит, но зато учит нас всех. В книге можно прочитать много интересного, полезного – запомнить. Из книги берем много: учим правила. Книга с нами говорит буквами, а мы их читаем, вот она нас и учит. С ее помощью можно научиться всему: работать на компьютере, читать, писать, считать и т.д.

    Красота - это дар судьбы, ну, а грамотность - это уже от природы. Уильям Шекспир, «Много шума из ничего»

Не все люди красивые, кто то красив душой, кто то своим умом, а кто то красив внешностью, а красота это подарок судьбы. Грамотности ты можешь научиться сам.

    Тот, кто мало знает, малому может и учить. Ян Амос Коменский

Человек, который мало знает, может научить тебя малому, или вообще не научит ничему.

    Уча других, мы учимся сами

Луций Анней Сенека

При обучении людей ты познаешь мудрость тех людей, которых ты учишь, и их мнение и задумки отличаются от твоих личный мнений. В итоге ты узнаешь что-то хорошее от тех кого учил, а они получают твои знания.

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

Аналитическая оценка идеи Я.А.Коменского.

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности, на его основании Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский объяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» – на рациональную организацию «массовой школы».

Принципы Коменского:

1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение.

3.Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия».

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского.

Если в 17 и 18 в. дорогу Коменскому в России прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему.

Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории.

Таким образом, заслуги Коменского:

    Разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования.

    Выделил основные принципы обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельности и активность учеников в процессе обучения.

    Создал и обосновал классно-урочную систему.

Список Литературы:

    А.Н.Джуринский, История педагогики, Москва, 2000, стр.171

    Е.Н.Медынский, История русской педагогики, Москва, 1938, стр.45

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

«Представление о гуманизме» в педагогических системах России 18-20 веков.

Представление о гуманизме

Педагогические идеи

М.В.Ломоносов

1) Ломоносова волновала не абстрактное «общече-ловечество», а конкретный русский народ.

2) Ратовал за медицинскую помощь крестьянам.

1) Постановка и организация классно-урочной системы.

2) Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний.

И.И.Бецков

1) воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребенка, не применять телесных наказаний.

2) воспитывать безродных детей, дать образование детям низших классов, - имело целью создания «третьего чина людей»

С педагогической идеей Бецков сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, «третий чин людей»

Л.Н.Толстой

Утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положено свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться. Дело учителя – следовать и развивать природу ребенка.

Идеи свободного воспитания.

К.Д.Ушинский

Считал, что каждый человек от природы стремиться к свободе, к самореализации личностного потенциала, своих возможностей, своей воли, желаний.

1) Выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

2) В открытие народных школ, в том числе воскресных, изъятия их из ведения духовенства.

Анализ сказки КОЛОБОК: часть третья

Колобок. Коло - круглый… солнечный, а Бок, допустим, что оно означает, не левый и правый бочок, а происходит от слова Бог. В старину было такое слово - КолоБог - Солнечный Бог, так называли всякого ребёнка - как недавно родившегося, ещё помнящего Бога. Так что вполне возможно, что сказка Колобок - о нравственном взрослении человека, его жизни, полной уроков и искушении, и неизбежного финала - смерти.

Так вот, жили-поживали родители нашего солнечного ребёнка - Дед да Баба - мужское и женское начало. Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.

— Эх, старуха! -, говорит старик. - По амбару помети, по сусекам поскре¬би - вот и найдется.

Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.

А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили... Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть.

Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это - дар любви.

О чём говорит этот отрывок? А о том, что ребёнок будет солнечным, только когда долгожданный! И не только матерью, а и отцом планировался.

Испёкся КолоБок, и положила его бабка на окошко студиться. Рано его было ещё в ученье к деду отдавать, подрасти немного должен. А как поспел КолоБокг (читай — вырос), то отправился в мир \ в жизнь - с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку..

Отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно - его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка - послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца.

Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения.

Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор? В пользу самостоятельного выбора. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации.

И первым повстречал КолоБок Зайца. А кто такой … или что такое - заяц?.. Трусишка зайка серенький…. Скорее всего, это Страхи. Победил свои страхи КолоБок и дальше в путь-дорогу отправился.

А навстречу ему Серый Волк. Это агрессия. Обуздав эмоции, став их хозяином, а не рабом - обуздав своего внутреннего Зверя, герой катится по жизни дальше.

Медведь - следующая преграда на пути. Это сила, мощь, эгрегор, государственность…, власть…, ответственность….

Пройдя и тот Урок, наш КолоБок вышел на последний уровень - Лису.Лиса хитра, сладко поёт, почёт воздаёт…. Тщеславие, гордыня. И это испытание Колобок не прошел.

А мог быть счастливый исход у сказки? Допустим укатился бы кргляш от Лисы - что было бы дальше? А дальше были бы другие звери\испытания - и все равно исход был бы одним. Вот только у каждого Колобка свой страшный Зверь. А конец всегда один.

Нет спасения - Колобок всегда будет съеден. Советский лингвист, профессор Татьяна Цивьян в работе "Роковой путь Колобка" рассматривает глагол "катиться" и доказывает, что Колобок был обречен. Потому что катиться можно только вниз, а внизу, согласно мировоззрению славян, находился подземный мир. То есть, смерть. То есть, она будет в любом случае - вопрос только в том, какой зверь съест героя.

Кстати, Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка - мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг - не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.

В процессе знакомства с английскими сказками, мы обнаружили аналог русской сказки «Колобок» - английскую народную сказку «Джонни-пончик» Сюжет сказок оказался удивительно схож. Мы решили исследовать эти сказки и найти в них общие и отличительные черты.

При анализе сказок было решено взять за основу следующий план :

    Герои сказок

    Проблема, которую решают герои

    Речь героев

    Место действия

    Композиция

    Средства выразительности языка

Для наглядности мы использовали таблицу (Приложение 2 ).

Проведя анализ, нами были установлены следующие сходства :

    Небольшой размер текста

    Простота и элементарность сюжета

    Наличие зачина

    Эти сказки цепевидные, эпизоды сказки повторяются

    Схожесть сюжета: главные герои сделаны из теста, оба сбежали из дома, на лесной дороге им встречаются другие герои, которые хотят их съесть, Колобок и Джонни-пончик успешно убегают от них, но в итоге оба съедены лисой.

    Наличие повторов в речи героев

    Основная идея сказок – необходимость быть осторожным в жизни, не всегда доверять незнакомым людям и тому, что они говорят, слушаться взрослых и не убегать из дома.

В сказках нами были установлены следующие различия :

    Описание главных героев: о герое английской сказки сказано лишь то, что он сделан из муки, описание колобка более подробное («по коробу скребен, по сусеку метен…»)

    Персонажи сказок: в сказке «Колобок» - это старик со старухой, заяц, волк, медведь, лиса, в английской сказке – старик, старуха, мальчик, рабочие, землекопы, медведь, волк, лиса.

    Русская сказка более живая, яркая и образная, так как в ней присутствует больше выразительных средств (эпитетов, устаревших слов), в ней присутствует песня, что делает изложение более мелодичным, а последовательный тип связи предложений – более поэтичным.

Завершением нашего исследования стала кукольная постановка английской сказки «Джонни-пончик» для учащихся 2 класса (фото отчет представлен в приложении 3 ). Учащиеся легко смогли догадаться, на какую русскую сказку похожа сказка «Джонни-пончик», смогли найти общие и отличительные черты двух сказок.

Приложение 2

Сравнительный анализ русской сказки «Колобок» и английской сказки «Джонни-пончик»

Элементы сказки

«Колобок»

«Джонни-пончик»

«Johnny-cake»

    Герои сказок

Главный герой, его описание

Колобок круглый, «по коробу скребен, по сусеку метен, на сметане мешон, да в масле пряжон, на окошке стужон»

Джонни-пончик сделан из теста

Остальные персонажи

Старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса

Старик, старуха, мальчик, рабочие, землекопы, медведь, волк, лиса

Действия героев

Думают и говорят

Думают и говорят. Действуют, как более современные герои: работают, имеют профессии (землекопы, рабочие)

    Проблемы, которые решают герои .

Людям и животным нужно утолить голод, колобку спастись

Людям и животным нужно утолить голод,

Джонни-пончику спастись.

    Речь героев

Звукоподражание

В песенке колобка много гласных звуков [о], передающих образ толстого колобка, а звуки [ж] и [ш] передают образ мягкого и свежего колобка

Повтор звуков [о] и [w]передает образ круглого Джонни-пончика: « outrun», «old» , «boy», «two», «well-diggers», «wolf», «you to-o-o-o».

Вопросительные предложения

У лисы: « Колобок, Колобок, куда катишься?»

У героев, встречающих-

ся на пути: «Where ye going, Johnny-cake?», «Ye can, can ye? We’ll see about that?»

Восклицательные предложения

Все предложения в песне колобка, в речи людей и диких живот-

Все предложения в речи Джонни-пончика.

нейтральная

Более грубая: огрызнулся-snarled, проворчал-growled, окликнула резким голосом -called out in a sharp voice

    Место действия

Защищенное место – дом, незащищенное, опасное место– лесная дорога

    Композиция

Зачин (начало сказки)

«Жили-были старик со старухой».

«Once upon a time there was an old man, and an old woman, and a little boy».
(Жили-были старик со старухой и маленький мальчик)

Кульминация (точка высшего напряжения)

Колобок встречает лису

Джонни-пончик встречает лису

Развязка (завершение действия)

Колобок съеден лисой

Джонни-пончик съеден лисой

    Средства выразительности языка

«серый» (о волке)

«косолапый» (о медведе)

Устаревшие слова

«короб», «поскреби», «сусек», «авось», «пригоршня», «лавка», «сени», «пряжон», «стужон», «не хитро» (уйти), «подавно» (уйду)

Инверсия (изменение порядка слов в предложении)

«Катится колобок по дороге…»

«On ran Johnny-cake…»

«On went Johnny-cake…» (Джонни-пончик покатился дальше…)

Песенка колобка: «Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен…»

Слова Джонни-пончика: «I’ve outrun an old man, and an old woman, and a little boy… and I can outrun you, too-o-o!»

Последовательный тип связи предложений в тексте

«с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше»

Что является сказкой, помимо известного определения, одной из функций сказочного повествования выступает интуитивно понятное описание о мироустройстве. Выживание, в принципе, не плохая штука, если оно стоит на службе выживания человека, а не выродков.

Цель любой сказки донести до людей Слово в его истинном понимание, а слово сохраняет свою суть только тогда, когда оно произнесено вслух, иначе слово Мертво и безжизненно.

Стратегическая задача передать ребенку информацию на интуитивно понятном языке. Кто его может скушать в этом агрессивном Мире. Если вдруг не дай Бог его Родители вовсе не родители стали, а нацепили маски Зверей, то есть превратились в выродков. Иная враждебная структура по отношению к изначальной чистой сущности Ребенка.

Слово, Язык очень емкая, и одновременно, хрупкая структура, играть словами опасная штука, как гранату боевую дать обезьяне в руки. Поэтому каждое слово несет очень точную и однозначную информационную причинно наследственную связь. Главное хорошо вдуматься, представить образ.


Поэтому приведу скрупулезно дословно сказку. И так начало пути маленького героя.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
Испеки мне, старая, колобок.
Да из чего испечь-то? Муки нет.
Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - наскребешь нужное.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на свежей сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Информация для детального анализа:
Старик, который понял под конец лет без Колобка не с руки помирать. Бабка, которая на просьбу старика испечь колобок начинает придумывать отговорки.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами. Старик настоял на своем, указал бабушке, что стоит внимательней приглядеться, сказал, как вполне реально можно наскрести на выпечку муки.

На что акцентируем внимание:

Жаркого колобка с пылу с жару положили на окно. Проанализировал все старые книжки так вот положили его не на окно, а на подоконник, тут явно видно что положили его на место очень как бы узкое с которого он все равно упал бы так или иначе хочет этого колобок или нет.

Положили к свету на солнышко, чтобы простыть. Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.


Хлебная кругляшка это Душа плюс поэт ребенок, он бы кровью изошел или к бабке бы обратно попал или на 2 половинки бы раскололся если бы остался на лезвии - подоконника. Кругляшек упал за окно, поэтому смотрим кого он встречает в Миру. Что лежит в базисе интуитивно всегда понятно.

Русская народная сказка "Колобок"- сказка о животных.

Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и "положила на окошко студится". А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился он встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Когда он повстречался с лисицей, колобок спел ей песенку, но она притворилась глухой и попросила колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.

Главные герои сказки - колобок и лисица. Колобок - добрый, простой, смелый. Лиса - хитрая, ласковая.

Мораль сказки: "Говори меньше, думай больше", " Догадка не хуже разума", " С умом задумано, да без ума сделано", "Легко хвалится, легко и свалится".

В сказке имеются повторения фраз, таких как "Колобок, колобок я тебя съем", " Не ешь меня, я тебе песенку спою". Также повторяется песня колобка.

Детям следует объяснить такие слова, как сусек, амбар, студится.

Сказка соответствует требованиям к содержанию произведений для детей, т.е доступна для детского понимания, интересная для детей, небольшая по объему, язык простой, сюжет развивается быстро, небольшое количество непонятных слов.

Данная сказка предназначена для чтения детям младшего и среднего дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1 Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.

2 Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.

3 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.4/В.Г.Белинский - М.: Просвещение, 1970 - 107с.

4 Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 -398с.

5 Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. - М., 1996.-С. 3-14

6 Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.

7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 - 944с.

8 Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.

9 Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.

10 Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.

11 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.

12 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.

13 Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом//Дошкольное воспитание- № 7 -1980-6-11с.

14 Ткацкий И.Л. Спешите творить благо//Пионер - 1990 - №5 - 55с.

15 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.

16 Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.

17 Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни быто вой сказки). Изд.: Лабиринт-К, 2006-336с