Появление “Преступления и наказания” явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал пятнадцать лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала нравственная ответственность. В письме к Котову, редактору “русского вестника”, писатель определяет предполагаемую форму будущего произведения как психологический отчет одного преступления.
Известно, что работал над романом Достоевский очень тщательно, переработав восемь вариантов, прежде чем нашел окончательный. Он работал так усердно, что теперь читая и перечитывая эпизоды нам кажется, что это вполне оконченные и оформленные рассказы, как в мозаике, каждый кусочек красив, но а вместе эта картина вызывает восхищение и тихую едва заметную зависть перед гением великих. Вот и сейчас, прочитав маленький отрывок, постараемся понять что он значит, для чего он дан нам. Свидригайлов и Дуня – вообще очень интересная линия романа. Их взаимоотношения развивались довольно странно, но самым интересным для нас становится развязка отношений, последняя встреча стала самым драматическим моментом.
Если рассматривать эпизод композиционно, то мы можем сказать: в начале отрывка Достоевским дана экспозиция, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Все начинается очень таинственно, но вполне мирно, не что не предвещало столь бурного развития действий; в этом и состоит гений Достоевского, любое произведение, даже часть оного, держит читателей в постоянном напряжении. Завязку, начало действия, мы видим, когда вместе с героями перемещаемся в квартиру Свидригайлова. Мы чувствуем, как бегут цыпки по рукам Дуни, нам страшно, вернее мы только задумались над возможным исходом сцены и уже становится не по себе. Развитие действия очень бурное, настолько яркое, что становится плохо, как бы весь этот мир не разрушился и не залился багровой краской. Наши опасения все возрастают и возрастают но вот и он, самый напряженный момент в развитии действий – кульминация ставшая неожиданностью для всех: Дуня стреляет, но пуля лишь оцарапала Свидригайлова; стреляет еще… о боже, она его убьет, неужели в этой книге будут еще убийцы и убитые; неужели мир страшен не только в реальности, но и в книгах, разве это единственный путь, одна только возможность решить все проблемы. Неужели человек настолько слаб… Но Достоевский опять сделал невозможное, заставив поверить в альтернативную реальность, которой нет и быть не может. И вот развязка мы видим, они слишком разные чтоб быть вместе.
Не малую роль сыграло само описание квартиры Свидригайлова. Он дает понять, что дом пуст, тем более, что “квартира Свидригайлова приходилась как-то между двумя почти не обитаемыми квартирами. Вход к нему был не прямо из коридора, а через две хозяйкины комнаты, почти пустые… ”
Временные рамки искусно раздвигаются, когда мы слышим рассказ о подслушивании вновь и вновь возвращаясь к преступлению Раскольникова.
Но на этом фоне Достоевский показывает как Свидригайлов приближается к Дуне: ” на сажень от нее”, ” шагах в восьми от Дуни”, ” в трех шагах”, ” в двух шагах”… Мы видим как пространство рядом с ней уменьшается и это не просто угнетает, это рвет ее на части изнутри. Достоевский на протяжении повествования дает точные, меткие описания: ” бледные помертвевшие губы”, ” она задыхалась”, ” почти в обмороке упала она на стул”…
Этот эпизод был трагичен не только для Дуни но и для Свидригайлова, мы помним его “насмешливую улыбку”… кажется, он сам ищет смерти, приближаясь к ней, он подталкивает ее к действию, но нет, он будет жить.
Спасая свою душу, он отпускает Дуню…


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. V)

Последняя встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит запланированно. Родион решает встретиться с этим человеком, чтобы выяснить наверняка, знает ли он про его преступление и не собирается ли воспользоваться беззащитностью Дунечки в этой ситуации.
Свидригайлов весело проводит время в трактире. Автор замечает, что он везде создавал вокруг себя «патриархальную» обстановку, легко вписывался в круг кутящих людей и становился там главою, покровителем. Все были рады подчиняться Свидригайлову.
Заметив Раскольникова, герой усаживает его рядом с собой и начинает беседу. Но ее скорее можно назвать монологом Аркадия Ивановича. Мне кажется, он «изливал душу» перед Раскольниковым, чувствуя в нем своего двойника, «родственника».
Итак, из этого эпизода мы узнаем не только о внешних событиях в судьбе Свидригайлова, но и о внутренних причинах его поступков. Так, мы узнаем историю женитьбы героя на Марфе Петровне. Сладострастный и циничный герой, который ничуть не стесняется своих пороков, сразу говорит будущей жене, что будет ей изменять. Его не останавливают даже страдания, которые он причиняет любящему его человеку.
Затем в жизни Свидригайлова появилась Авдотья Романовна – сестра Раскольникова Дунечка. Она стала настоящей страстью героя. Особенно Свидригайлова разжигало то, что при неимоверной красоте Дунечка была «целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно». Когда жена героя поняла, что Дунечка стала настоящей страстью Свидригайлова, она устроила так, чтобы девушке сделал предложение Лужин.
По ходу рассказа Свидригайлова Раскольников все больше утверждается в своих подозрениях: Аркадий Иванович имеет виды на Дунечку. Свидригайлову эти подозрения Родиона очень неприятны. Он начинает раздражаться, злиться и срываться на героя. Почему? Мне кажется, что по отношению к Авдотье Романовне этот человек испытывает некое подобие настоящих чувств, Дунечка сумела задеть какие-то глубокие струны его души. Но герой прекрасно понимает, что он никогда не добьется этой женщины. Именно поэтому он начинает рассказывать подробности своих развратных похождений, пытаясь шокировать не столько Родиона, сколько самого себя, сделать себе еще большее.
Так, Свидригайлов повествует о своем увлечении тринадцатилетней девочкой. Кроме того, мы узнаем, что Аркадий Иванович собрался жениться на очень молодой девушке. Он всячески подчеркивает свои развратность и цинизм. Но мы понимаем, что не все так просто. Раскольников постоянно намекает на грехи Свидригайлова, испытывая одновременно неприязнь и странное влечение к этому человеку. Аркадия Ивановича мучает совесть - ему постоянно видятся призраки загубленных им людей. А таких жертв на совести героя немало: его жена, лакей. Я думаю, что этот список легко можно продолжить. И что самое странное, Свидригайлова мучит совесть. Кроме того, он боится смерти – Аркадий Иванович просит Раскольникова не затрагивать эту тему. И здесь этот циничный и самоуверенный человек показывает свое слабое место. Это герой знает о своих грехах и просто боится думать, что его ожидает там, за чертой жизни.
Свидригайлов скучает. Ему скучно всегда. Именно поэтому он экспериментирует со своей совестью, хочет понять, что ему дозволено, а что - нет. Аркадий Иванович постоянно нарушает «границы», переступает нравственную черту. Но где-то внутри чувствует, что делает что-то запрещенное, неправильное, страшное.
Автор подчеркивает, что внутренне этот человек давно мертв, душа его сожжена. Это выражается и во внешности Свидригайлова, которая всегда поражает Раскольникова.
Таким образом, данный эпизод раскрывает характер Свидригайлова, рассказывает о его судьбе, показывает внутренние мотивы его поступков, раскрывает его душу, заставляет понять весь трагизм судьбы этого человека.

И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Острие последней встречи Свидригайлова и Дуни в том, что Свидригайлов уже в начале главы намекнул Раскольникову, что подслушал его разговор с Соней. И очень четко сформулировал свою идеологию, ответив на упрек Раскольникова: «Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку. Бегите, молодой человек!» После этой сцены читатель не удивляется поведению Свидригайлова с Дуней, его домогательствам, шантажу, угрозам насилия.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 г. не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники свидри-гайловы и лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнишавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает, мучается. Таковы семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Что особенно обидно, так это то, что свидригайловы всегда выходят сухими из воды. Их даже убить сложно, пуля только царапает их, а пистолет дает осечку. «Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожащею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него, решившись, измеряя и выжидая первого движения с его стороны...»

Достоевский - писатель-гуманист, показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройство общества для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» - там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову. И очень важно, что Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню. Самоубийство Свидригайлова полностью убеждает Раскольникова, что его сверхидея, его путь неверен.

Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Возможно, еще на каторге, куда Достоевский был сослан в 1850 году как государственный преступник, у писателя заро­дилась мысль об «идейном преступлении», разрешившем себе кровь по совести. Мучила Достоевского и мысль о «наполео­нах», присвоивших себе право на гибель миллионов людей.

В 1866 г. был напечатан роман «Преступление и наказа­ние». Достоевский подчеркивал современность своего романа. «Действие современное, в нынешнем году», - писал он Катко­ву в сентябре 1865 года. Достоевский считал, что главное обая­ние личности Раскольникова в том, что он «сознает и судит мир».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга… После сцены убийства практически сразу начинается наказание преступ­ника. Весь дальнейший ход романа является опровержением теории Раскольникова.

От убийства до признания проходит всего месяц. Борьба с самим собой не прекращается ни на минуту. И все время «за кулисами» ощущается присутствие Порфирия Петровича, хотя они встречаются за все время всего три раза.

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Следователь со­страдает Раскольникову, по-своему любит его. Он симпатизи­рует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Ме­сто следователя в романе - это постоянные подсмеивания над главным героем при всей серьезности отношения к нему. Рас­кольников никак не может уловить, когда Порфирий Петро­вич серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но де­лает их в шутейном тоне и форме, и форма-то больше, чем на­меки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развен­чать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом попадается.

И лишь когда приходит к Раскольникову на квартиру, сле­дователь не смеется, не подхихикивает, и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Он откровенно обвиняет его и пред­лагает явиться с повинной, хотя арестовать не может из-за от­сутствия доказательств. Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем, что ему «давно уже воздух переменить надо», что ему просто необходимо пострадать - это его изле­чит.Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Рас­кольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетер­пимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

Прощаясь, советует Раскольникову, ежели он надумает по­кончить самоубийством, оставить «краткую, но обстоятель­ную записочку» в две строчки, поскольку так «благороднее будет-с».

Измотанный страхом разоблачения, Раскольников пере­сматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней: «.. .Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физи­чески ослабел.

«Я это должен был знать, - думал он с горькою усмешкой, - и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же за­ранее и знал!..» - прошептал он в отчаянии.

Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию:

«Нет, те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забы­вает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в москов­ском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»

Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмеши­ла его:

«Наполеон, пирамиды, Ватерлоо - и тощая гаденькая ре­гистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: «по­лезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»! Эх, дрянь!..»

Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопро­сы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную за­дачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гумани-ста.

Анализ эпизода из романа Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. V. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого автора? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ.

Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Острие последней встречи Свидригайлова и Дуни в том, что Свидригайлов уже успел намекнуть Раскольникову, что подслушал его разговор с Соней. И очень четко сформулировал свою идеологию, ответив на упрек Раскольникова: «Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку. Бегите, молодой человек!

» После этой сцены читатель не удивляется поведению Свидригайлова с Дуней, его домогательствам, шантажу, угрозам насилия. Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 года не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия.

В обществе нарастал духовный кризис Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит.

Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть на рода опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает и мучается.

Таковы семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница. Что особенно обидно, так это то, что свидригайловы всегда выходят сухими из воды. Их даже убить сложно, пуля только царапает их, а пистолет дает осечку. «Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожащею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него, решившись, измеряя и выжидая первого движения с его стороны…» Достоевский, писатель-гуманист, показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека.

Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова, Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» - там его свершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову. И очень важно, что Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты; отпускает от себя Дуню. Самоубийство Свид-ригайлова полностью, убеждает Раскольникова, что его сверхидея, его путь - неверны.

Достоевский - тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью.

Например, Г. А. Майер пишет о творчестве писателя: «Когда Достоевский сосредоточивает свое внимание на вещах, домах и квартирах, старательно и точно отражая их сущность, надо следить за малейшей деталью в описаниях, столь у него редких и скупых». Я внял этому «совету» и в самом деле заметил, что, например, жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «снимок» ее греховности, ее искаженного существования и душевных страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сониных руках. Правильно сказано у Бердяева, что женщины в творчестве Достоевского не имеют своей судьбы, но зато определяют собою судьбу мужчин. Не могу не согласиться с наблюдением Бердяева, вспомнив, как Достоевский описывает комнату Сони.

Он подчеркивает мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Кажется, вот еще один шаг - и попадешь в мир потусторонних теней; отшатнешься назад и очутишься в другом безобразно тупом углу. Все это отражает в произведении Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у Родиона также нет выхода. Греховной жертвенности Сони и преступной гордыне Раскольникова такая среда обитания естественна.

Постепенно погружаясь в биотоки, исходящие от вещей, их положений и состояний в романе, начинаешь постигать нечто совершенно поразительное: то, что Соня живет в своем сером, угрюмом углу, и есть ее метафизически уже состоявшаяся (задолго до осуществления наяву) встреча с Раскольни-ковым. Поселившись здесь, Соня тем самым проникла в душу идейного убийцы и навсегда в ней осталась. Следуя этой печальной логике далее, замечаешь, что другая часть расколотой души Родиона находилась справа за дверью, всегда запертой наглухо.

Сопоставляя символы, каковыми являются в романе предметы и вещи, приходишь к мысли, что оттого так просто и непринужденно, словно признание самому себе, звучит совсем непростое и необычное обещание Родиона сказать Соне, кто убил Лизавету. По словам Родиона, он тогда выбрал Соню, чтобы излить на нее это ужасное откровение. Мысль эта пришла ему в голову, когда он только услышал о существовании Сони от пьяного Мармеладова. Исходя из этого, можно предположить, что автор сознательно стремился открывать для себя новые, неизведанные, параллельные миры и законы бытия, приобщая нас к этим мирам и законам.

Вполне возможно, что наши стремления, мечтания и вожделения неведомо для нашего сознания принимают различные формы и виды, материализуются в мире явлений. Таким образом и прямо, и косвенно Достоевский утверждает мысль великого Оригена: «Материя есть уплотненная человеческим грехом духовность». Но попробую развить мысль дальше.

Если комната Сони действительно есть проступившая наружу материализовавшаяся часть души Родиона, то становится понятным, почему он, слушая Мармеладова, уже «знает бессознательно», кого убьет и кому придет признаваться в убийстве. И если пустая комната в притоне Ресслих есть символ метафизической пустоты, давно овладевшей душой идейного убийцы, то можно не удивляться, почему при первом же свидании Свидригайлова и Родиона оба они мгновенно и по существу узнают друг друга. Для Свидригайлова Раскольников - «это тот самый и есть».

Поэтому и Родион, увидев Свидригайлова, снова закрыл глаза, прикинулся спящим, чтобы еще хоть на минуту отсрочить роковую встречу. Сам Свидригайлов убежден, что «это город полусумасшедших, и редко где найдется столько мрачных, резких, страшных влияний на душу человека». Но, зная финал романа, следуя метафизическим рассуждениям о влиянии предметов на дух и волю человека, можно предположить, что в дальнейшем психологическом развитии героев (уже за гранью романа) возможен перелом, своего рода перевертыш.

Потому что человечество окружает себя предметами для гармонии, а не для того, чтобы попасть к ним в зависимость.