Одна из ранних работ двадцатилетнего мастера, выполненная маслом на доске, Благовещение - еще не та работа, которая может охарактеризовать стиль Леонардо. На картине изображены: архангел Гавриил на левой стороне, Дева Мария справа, и аналой между ними. Все изображается в архитектурной обстановке, на фоне пейзажа. Коленопреклоненный архангел изображен молодым, прекрасным юношей, с высоким лбом, стилизованными крыльями, в богатой одежде, с лилией в руке. Читающая и удивленная Дева Мария поднимает руку в жесте удивления. Она изображена с тонкими чертами лица, которое некоторые считают холодным. Ее поза, ноги, равномерно покрытые широкой и мягкой драпировкой, придают ей сильный монументальный характер.



Когда картина Благовещение была привезена из монастыря Сан-Бартоломео, близ Флоренции в Галерею Уффици в 1867 году, она сначала была отнесена к работам художника Доменико Гирландайо, который был, как и Леонардо да Винчи, учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо. В 1869 Карл Эдуард фон Липгарт, центральная фигура немецкой художественной колонии экспатриантов во Флоренции, признал Благовещение ранней работой Леонардо да Винчи, одной из первых сохранившихся. С тех пор предварительный рисунок для рукава ангела был признан и приписан Леонардо.

Многие специалисты утверждают, что Благовещение во многом обязано своим появлением учителю да Винчи, Андреа дель Верроккьо. Однако эта картина считается первой крупной работой да Винчи (ее размер 98 см. х 217 см.). Эта большая картина выполнена его рукой, но, возможно, с помощь мастеров Верроккьо. Дебаты об авторстве разных частей картины продолжаются на протяжении длительного времени. В течение нескольких лет картина считалась работой Доменико Гирландайо или Лоренцо ди Креди. Креди был подмастерьем в мастерской Верроккьо в то же время, как и Леонардо. Эксперты также не остаются единодушными относительно других элементов картины: крылья ангела, которые были перекрашены, мраморный аналой, возможно скопированный у мастера Андреа дель Верроккьо. Из всего вышеперечисленного следует, что эта работа может являться коллаборацией нескольких художников, включая да Винчи. Верроккьо использовал краски на основе свинца и тяжелые мазки, Леонардо же рисовал более мелкими мазками, красками без свинца. Когда Благовещение подвергли рентгену, участие в работе Верроккьо стало казаться очевидным. Также очевидно и то, что архангела Гавриила и фон нарисовал именно Леонардо да Винчи.

Индивидуальность Леонардо выражена на картине в достаточной мере, ведь он один из первых художников, которые стали выделять пейзажи в отдельный жанр. Также он уделял много времени эскизам драпировок. Фоном для картины Благовещение служит замечательный тосканский пейзаж, драпировки на одеждах прорисованы прекрасно.



Даже если Благовещение является результатом совместных усилий, эта картина, тем не менее, является достижением и доказательством врожденного изобразительного таланта Леонардо да Винчи. Все в этой работе высокого поэтического и стилистического качества: обработка фигур и их атрибутов, пространственная конструкция далеких деревьев и водотока, свидетельствующая о непреходящей любви художника к природе. После написания этой картины, в его живописи и жизни произошло много изменений, которые сделали Леонардо да Винчи неутомимым новатором. И даже этой картины будет достаточно, чтобы оценить его умения.

Явление Благовещения было описано в Евангелии от Луки, где говорится, что в город Назарет к Деве Марии был направлен архангел Гавриил с благостной вестью о том, что она будет матерью Иисуса Христа - Спасителя человеческого, сына Всевышнего Господа.

Когда архангел Гавриил появился с вестью о том, что Мария «благословенна между женами» и зачнет во чреве Сына Божьего, она не могла понять, как это произойдет, так как она дала обет остаться девой. Архангел пояснил, что на нее снизойдет Святой дух и «осенит Тебя». Считается, что после знаменательных слов Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и произошло зачатие.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд: Благовещение 1818 г.

Благовещение в живописи

Сюжет Благовещения популярен в религиозной живописи. Святой Дух присутствует в образе голубя, и луча света, в котором птица спускается, а в месте соприкосновения луча с телом Богоматери иногда изображается младенец.
Бог-Отец иногда изображается в виде лица, глядящего с небес или десницы в облаках.

Основные атрибуты

лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.

прялка, веретено с красной пряжей — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. Со временем уступает свою популярность изображению книги.

книга пророка Исайи , которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис.7:14). Как правило, она лежит на аналое.

райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.

луч света в котором спускается Святой Дух.

колодец — символ чистоты Марии. Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.

кувшин , с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).

ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).


Петер Пауль Рубенс - Благовещение. Музей истории искусств


Nicolo Bambini (1651 - 1736)



«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490. Уффици, Флоренция.


Д. Суинстед (1860-1926)


Alessandro Gatani, early 20th Century


Dimitrios Biskinis (Greek 1891-1947)


Джордж Лоуренс Бюллид (Великобритания) (1858-1933).


Paulus Bor, Called Orlando (Circa 1600-1669)


Данте Габриэль Россетти (1828-1882) Благовещение 1850 г.



Уотерхаус Джон Уильямс. «Благовещение» 1914 г.


Juan Simón Gutierrez (1644 - 1718)


Matthias Stom (Stomer). The Annunciation.


Шалькен Годфрид (1643 Дордрехт - 1706 Гаага) - Благовещение 1660-65


Лука Джордано - Благовещение Музей Метрополитен


Murillo , Bartolome Esteban (Spanish, 1617-1682) -- Благовещение, 1660, Музей Прадо


Албани, Франческо (Болонья 1578-1660), Благовещение, Лувр



Robert Campin. The Annunciation. 1440



Jose Claudio Antolinez. The Annunciation.

Бальдовинетти Алессо. Благовещение Марии.



«Благовещение». Филиппо Липпи. ок. 1440



Вазари Джорджо. Благовещение.



«Благовещение». Lorenzo Di Credi.



«Благовещение». Джованни Батиста Питони. 1758



«Благовещение». Паоло Вернезе. 1560



«Благовещение». Фра Беато Анжелико.



«Благовещение». Ангелико Валдарно.



Рогир ван дер Вейден.


Guido Reni (1575-1642) Ангел Благовещения



Архангел Гавриил, «Алтарь Альбероди», Тициан. Фрагмент. В руках архангела свиток с произнесенными им словами: «Радуйся, Мария, благодати полная».

Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны - "просветительских" задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение "всё ж и так видно, что говорить-то?" или "ну, это и так все знают".
Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны "и так" знать? Сама-то я много знаю вне "своей" сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но "негуманитарно ориентированный". :)


Итак, "Благовещение".

И по ходу дела обещанная справка.
Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди - его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.

Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине - фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).

Теперь о репродукциях.
Я, увы, не видела "Благовещение" живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху - вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:

Фрагменты:

Что обычно говорят историки искусства об этой картине?

Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына").

Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, "вертоград заключенный", символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.
У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.

Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.

Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета "плоские", без характерной леонардовской прозрачности.
Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.

А, еще говорят о "перспективных погрешностях" - это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их "анаморфическими экспериментами" - якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.

Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем - не знаю. :))

P.S. О разнице в репродукциях - не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.

Ой, кстати, итальянские реставраторы - тоже отдельная тема...
Сейчас посмотрю в сети - если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.

А пока - для интереса и для сравнения - другие Благовещения 15 века:

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Джентиле да Фабриано, Италия, ок.1425г

Мазолино, Италия, 1425-30гг

Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г

Мастер жития Марии, Германия, 15в

Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г

Филиппо Липпи, Италия, 1445-50гг

«Благовещение» - картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники - от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренессанса этот сюжет был запечатлён на полотнах великих мастеров бесчисленное количество раз. Тем не менее ни одно из них не привлекает столько внимания исследователей и почитателей живописи со всего мира, как шедевр Леонардо.

Винчи, «Благовещение»: описание картины и другие истории

Имя Леонардо да Винчи хотя бы раз в жизни слышал даже тот, кому чувство прекрасного глубоко чуждо. Однако нередко и знатоки искусства спотыкаются о тот факт, что, по сути, великий гений не имел фамилии в общепринятом понимании.

Леонардо из Винчи - так переводится дословно имя художника. Из этого небольшого городка в Тоскане началось его восхождение к вершинам живописного мастерства.

Четырнадцатилетним подростком Леонардо поступает в мастерскую флорентийского живописца Андреа Верроккьо. Всего через шесть лет он напишет своё первое «Благовещение».

Картина Леонардо да Винчи написана в 1472-1475 годах. В ней ещё сохраняются черты искусства Раннего Возрождения. Молодой художник оставляет традиционную композицию, статичную и выверенную. Архитектурные детали и предметы интерьера строгих геометрических форм прописаны в чётком соответствии с законами

Фигуры архангела и Девы Марии условно делят удлинённый горизонтальный формат работы на две части. В одной на фоне декоративного застывшего пейзажа символизирует мир небесный. В другой - Мария на пороге дома. Она принадлежит ещё миру земному. В соответствии с канонами образа художник изображает её величественно восседающей перед Библией, раскрытой на изящной мраморной подставке.

От традиции к собственной манере

Ранняя работа юного живописца ещё полна традиционных штампов, и тем не менее в ней проявляется неповторимая манера письма Леонардо, которая будет отличать его последующие шедевры. Всю силу таланта 21-летнего художника в полной мере демонстрирует первое «Благовещение».

Картина Леонардо да Винчи ещё полна застывшей, неестественной красоты. Декоративные детали наполняют её, подчёркивая величие момента. И в то же время библейские образы лишены пафоса.

Фигура архангела застыла в движении, он протягивает руку в характерном жесте, в другой держит стебель белой лилии как символ чистоты и невинности Девы Марии. Он изображён вполне осязаемым, в плотных одеждах с тяжёлыми складками, под ногами его примятая трава. Он соразмерен и фигуре пока ещё земной Марии, и пейзажу, и всему земному окружению.

Образ Марии также лишён иконичной величественности. Она ещё, как королева, восседает на своей скамье-троне, подняв голову и спокойно глядя на вестника. Тем не менее это уже земная юная девушка. В знак принятия вести она изящно поднимает руку.

«Благовещение» - картина Леонардо да Винчи? Интересные факты

Долгое время вокруг картины не утихали баталии специалистов. Многие были склонны считать её произведением Гирландайо, а не молодого Леонардо.

Картина подвергалась позднейшему вмешательству, что ещё больше затруднило атрибуцию. Неизвестный автор значительно увеличил крылья архангела, сделав их гротескно большими. Сохранившиеся дневники и эскизы художника говорят о том, что он срисовывал их с птичьих, и, вероятнее всего, в первоначальном варианте они были значительно скромнее.

Тем не менее, несмотря на дописанные фрагменты, многие детали, без сомнения, указывают на руку художника: узнаваемый туманный скалистый пейзаж на заднем плане, лицо архангела, напоминающее первого ангела, написанного Леонардо на картине своего учителя, выразительные, с анатомической точностью переданные руки, золотистые локоны и тяжёлые драпировки по фигуре. Все эти особенности, несомненно, свидетельствуют о том, что «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи.

Вторая Дева Мария

Спустя два года Леонардо пишет ещё одну работу на этот же сюжет. Сегодня эта небольшая доска хранится в коллекции Лувра. Несмотря на сходство композиции, вторая картина отличается большей камерностью, интимностью изображения. В ней уже в полной мере раскрываются особенности уникальной живописной манеры Леонардо.

Нами рассмотрено полотно «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи. Фото позволяют сравнить образ Девы Марии с первой и второй картины и увидеть, какие новые черты он приобрёл.

Масло/Доска (1475)

Описание

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ...

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей.

Благовещенье празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. "Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик.

Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.