Другое важное понятие культурологии — артефакт культуры : любой искусственно созданный объект, имеющий символическое значение. Артефактами культуры могут быть изготовленные людьми предметы, вещи, а также феномены : научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

Артефакт - элементарная единица культуры. Его изучение дает возможность понять, какое культурное значение имеет его утилитарное (то есть по прямому назначению) использование. Например, набор вилок и ножей, используемых при потреблении различных блюд, свидетельствует об особенностях и уровне бытовой и гастрономической культуры, а может быть, и о структуре производства продовольствия.

К артефактам культуры относится и такое важное понятие , как культурная норма : образец поведения, одобряемый большинством людей, принадлежащих к данной культуре. Культурные нормы в широком смысле — и , и , но существует особая группа культурных норм — этикет , обычай общения с другими, обычаи коллективных общений.

Артефакты в культурной системе

Артефактом называют любой предмет или явление искусственного происхождения, антипод всего природного, неделимую единицу культуры, например конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальную структуру, информационное сообщение или оценочное суждение. Даже сам человек является артефактом , так как он существо не биологическое, а , поскольку стать можно только через процессы образования и воспитания, усваивая нормы и ценности конкретной . Любой артефакт может быть охарактеризован с позиции материальной формы и духовного содержания. Материальная форма (материал) артефакта определяется его утилитарными (практически полезными) качествами, возможностями человека и общества, а духовное содержание (значение, смысл) — потребностями выражения идеи, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.

Как и культура в целом, артефакт всегда является продуктом , но только той, которая связана с поиском смыслов. Это принципиально отличает мир культуры от мира природы. Так, цветок, растущий на лугу, является частью природы, а тот же цветок, сорванный и поставленный в вазу, является частью культуры, поскольку человек, составивший букет, хотел получить эстетическое наслаждение, желание сделать приятное себе и своим близким.

Культурная форма — образец решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей; другими словами, это комплекс отличительных признаков объекта, в которых воплощаются его утилитарные и символические функции и которые позволяют проводить его идентификацию (опознание). Одну и ту же культурную форму может воспроизводить множество артефактов. Например, культурная форма жилища человека может воплощаться в таких артефактах, как изба русского крестьянина, юрта скотовода-кочевника, плавучее жилище некоторых африканских и азиатских народов и проч., а культурная форма свадебного обряда реализуется в свадьбах разных народов, проходящих по разным правилам.

Среди культурных форм особое место занимают авторские произведения художественного, философского, научного и иного творческого характера, не предназначенные для массового тиражирования. Артефактом подобной формы будет само произведение и его восприятие читателем, слушателем или зрителем, которые интерпретируют его по-своему. Можно сказать, что жизнь всякой культурной формы продолжается до тех пор, пока воспроизводятся, описываются, оцениваются и интерпретируются се артефакты.

Культурная система — это совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности, другими словами, это конкретно-историческая культура какого-либо народа, сословия, конфессии и т.п. Культурные системы являются не просто суммой случайных культурных форм, они высоко упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны и характеризуются такими свойствами, как универсальность, целостность, преобладание внутренних связей над внешними, внутренняя неравномерность (сложность внутренней структуры, стратифицированность), способность к самовоспроизводству и изменению.

от лат. artefactum - искусственно сделанное) - любой искусственный объект, объект культуры; физический предмет; идея или образ; технология; форма поведения и отношений; оценка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный)

В обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поел. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специали-зир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует "теории искусств. объекта". В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как "сделанные" целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

0 Каждый из нас хоть раз в жизни переживал странные или удивительные моменты, которые невозможно объяснить современной наукой. Однако, материального свидетельства подобные явления, как правило, не оставляют. И лишь немногие граждане способны "похвалиться ", что осязали всеми органами чувств некий предмет, не вписывающийся в научные догмы. Для подобных вещей имеется своё обозначение, это Артефакт , что значит вы можете прочесть немного ниже. На нашем сайте вы найдёте расшифровки множества понятий, как научного характера, так и слов из различных субкультур . Поэтому не забывайте добавить этот ресурс сайт к себе в закладки, чтобы не пропустить полезной, и интересной инфы .
Впрочем, перед тем, как продолжить, я хотел бы порекомендовать вам несколько наших познавательных публикаций по тематике наука и образование. Например, что значит Аспект , кратко о Кельтских богах , что такое Кощунство , что означает Морфей и т. п.
Итак, продолжим, Артефакт значение ? Этот термин был заимствован из латинского языка "artefactum ", состоит из двух слов "arte " и "factus ", первое можно перевести, как "искусственно ", а второе означает "сделанный ".

Артефакт - это искусственно созданный объект, продукт человеческой или внеземной деятельности


Синоним слова Артефакт : памятник, свидетельство.

Пример :

Сегодня копался на чердаке, нашёл кучу всяких артефактов времён начала СССР, надо будет на Ebay выложить.

Археологи Украины, по заданию правительства уже несколько лет пытаются найти артефакты, доказывающие их древнее происхождение, правда пока безрезультатно.

Толян, срочно приезжай, у меня в огород с неба упал раскалённый булыжник, нужно подробно изучить этот артефакт, может сможем заработать.

Артефакт в археологии - это некая вещь или объект обнаруженный с помощью раскопок, и подвергшийся в своё время воздействию человека


Пример :

В Ставропольском крае была найдена стоянка древнего человека, а так же множество мелких артефактов, которые люди использовали в быту в то непростое время.

Однако в археологии это понятие имеет нюансы, и определяется как: "объект, восстановленный археологическими усилиями, который может быть культурным артефактом, и имеющим культурный интерес ". Тем не менее, современные археологи стараются отличить материальную культуру от этнической принадлежности, которая часто бывает более сложной, как выражается Кэрол Крамер в изречении - «горшки - это не люди ».

К примерам можно отнести каменные инструменты, сосуды для керамики, металлические предметы, такие как оружие, и личные украшения - серьги, бижутерия и одежда. Примерами также являются кости животных на которых можно заметить признаки человеческого вмешательства.

Артефакт у геймеров - это некий уникальный предмет, который невозможно создать самостоятельно, и обладающий некими особенными, волшебными свойствами


Пример :

Хотел бы я получить Амулет магии Хазза"раха, но пока на этот артефакт у меня просто нет денег.

Первоначально, так называли предмет, фактор, явление, процесс или свойство, который бы не мог быть создан в нормальных условиях. Под этим подразумевалось, что в этом случае присутствует неучтённый фактор или некое целенаправленное вмешательство, которое и привело к появлению данного артефакта.

Большинство людей сталкивались с этим термином, когда речь заходила о разных археологических находках, то есть под ним подразумевали ту рукотворную вещь или предмет, который пристально исследуют археологи. Однако, в наше время это слово стало обладать неким мистическим флёром , поскольку многие так называют нечто имеющее недоказанное происхождение, и часто отторгаемое нашими официалами от науки.

Артефакт - это один из многих видов материальных побочных продуктов, созданных во время разработки программного обеспечения


Некоторые артефакты (например, примеры использования, диаграммы классов и другие модели унифицированного моделирования (UML), требования и проектные документы ) помогают описать функцию, архитектуру и дизайн программного обеспечения. Другие артефакты касаются самого процесса разработки, такого как планы проектов, бизнес-кейсы и оценки рисков.

Термин артефакт в связи с разработкой программного обеспечения во многом связан с конкретными методами или процессами разработки, например, "Unified Process ".

Инструменты сборки часто ссылаются на исходный код, скомпилированный для тестирования в качестве артефакта, потому что исполняемый файл необходим для проведения плана тестирования. Без проверки исполняемого файла, артефакт плана тестирования ограничивается тестированием без выполнения. При тестировании, основанном на исполнении, артефакты - это пошаговые руководства, проверки и доказательства правильности. С другой стороны, тестирование на основе выполнения требует минимум двух артефактов: набора тестов и исполняемого файла. Иногда артефакт может использоваться для обозначения выпущенного кода (в случае библиотеки кода ) или выпущенного исполняемого файла (в случае программы), но более распространённое использование относится к побочным продуктам разработки программного обеспечения, а не к самому продукту.
Большая часть того, что считается артефактами - это документация по программному обеспечению.

В разработке конечных пользователей артефакт представляет собой или приложение, либо сложный объект данных, созданный конечным пользователем без необходимости знать общий язык программирования. Артефакты описывают автоматическое поведение или последовательности управления, такие как запросы к базе данных, правила грамматики, или пользовательский

Артефактом называется предмет, сделанный руками человека и наделенный магической силой. Произнесенные над ним заклинания, совершенные действия - все это заряжает амулет, талисман или иную вещь нужной энергией, которая воздействует в определенных целях. Предметы, созданные природой, не будут являться артефактами. Само слово «артефакт», в переводе с латинского языка, означает «искусственно сделанный».

Иногда артефактами называют старинные археологические находки, обнаруженные в египетских гробницах или в других местах раскопок. В качестве примера можно привести такие сакральные символы, как (проводник между миром живых и мертвых), ритуальный жезл Анкх, глаз Гора и другие символы Древнего Египта.

Виды и свойства артефактов

Чем отличается сей магический предмет от обыкновенной вещи? Внешне ничем. Это может быть любая вещь, которая подверглась энергетической зарядке. После проведения соответствующей процедуры предмет приобретает магическую силу и определенные свойства. По назначению артефакты подразделяют на следующие виды:

1. Стихийные, накапливающие энергию разных стихий

2. Энергетические - предназначенные для восстановления сил

3. Ментальные (манипулируют памятью, эмоциями, чувствами)

4. Целители - артефакты, используемые для исцеления болезней

5. Магические - предметы для проведения различных церемоний

6. Защитные, используемые в качестве оберега

7. Комбинированные (для решения нескольких задач)

Каждый созданный артефакт служит только одному хозяину, иногда и его семье. Поэтому украденный или одолженный магический предмет будет в лучшем случае просто бесполезен. Однако, известны случаи, когда украденные талисманы-артефакты причиняли ущерб здоровью, удаче или благосостоянию людей, пользующихся ими не на правах хозяина.

Люди нередко по незнанию держат в своем доме . Чужие артефакты, особенно приобретенные без согласия законного владельца, определенно относятся к этой категории.

Как создаются артефакты

Для изготовления магического атрибута подойдет практически любой предмет. Но он должен соответствовать своему назначению. К примеру, не стоит в качестве оружия заряжать цветок или веник.

Любой предмет имеет свой характер, определенные свойства, и при создании артефакта эти свойства усиливаются во много раз. Так, клинок отлично подойдет для магической атаки, а кольцо притянет удачу или любовь. Есть разные способы воздействия на энергетически заряжаемый предмет:

1. Воздействие временем

2. Нанесение рун или других символов

3. Магический обряд

4. Комбинированный способ

Метод воздействия временем самый простой, но он бывает неудобным по разным причинам. Символы имеют информационный отпечаток в ментальном поле Земли, многовековое использование древних знаков само по себе наделило их мощной силой. Главное, знать точно, какие символы, и с какой целью наносить. Ритуал - это определенные действия, совершаемые над предметом, а комбинированный вид позволяет сочетать перечисленные способы в нужной пропорции.

Как проходит магический ритуал

Обряд создания артефакта состоит из пять последовательных действий: подготовка, вывод из равновесия, включение нужного свойства, ввод в равновесие, привязка.

1. Подготовка представляет собой точное понимание цели и задачи создаваемого предмета. Неправильно сформированная задача может навредить владельцу различными неприятностями. Нужно подобрать сам предмет, не забывая учитывать его состав (железо, дерево, камень, кристалл) и собственный характер. Железное кольцо и деревянное кольцо будут отличаться по свойствам, хотя и могут быть заряжены на удачу одинаково. Поэтому нужно тщательно продумывать каждую деталь.

2. Вывод из равновесия заключается в том, чтобы нарушить энергетику предмета на данный момент. Это может быть любое сильное заклинание или другое воздействие, похожее на удар. Главное - это влиться в вибрацию энергетического поля объекта. Все это действие занимает около 10 минут.

3. После вывода из равновесия сразу же необходимо включать в артефакт нужное свойство. Пока его собственное поле нестабильно, он примет на себя новые качества. Здесь в ход идут любые средства - визуализация, заговор, воздействие энергией. Главное передать предмету суть своего желания. А дальше, на информационном уровне, это желание останется как отпечаток в теле предмета.

4. А теперь необходимо привести в равновесие энергию предмета и запечатать в нем новую информацию. Для этого следует воздействовать на артефакт собственной энергией. Здесь тоже можно применить либо магические способности, либо произнести заклинание. Есть возможность задействовать противоположную стихию. К примеру, если магический предмет создавался при помощи огня, то для приведения его в равновесие надлежит задействовать воду.

5. Последнее действие в создании артефакта - это привязка к конкретному хозяину. Для этого лучше в течение двух и более недель носить вещь с собой, исключая ее контакт с другими лицами. То есть никто не должен прикасаться или иным образом вступать в контакт с создаваемым артефактом.

Большинство современных людей понимают смысл слова «артефакт» через призму игрового мира. То есть значение воспринимается, как удивительная и мистическая находка человечества, которая имеет небывалую силу или некоторый символизм. А люди постарше и вовсе толком не могут идентифицировать его. Только и задаются вопросом: артефакт, что это?

Артефакт: значение слова

Впервые слово произнесли на латинском языке. Установлено: это сложное слиянием двух основ «арт» и «факт», и в дословном переводе обозначает «искусственно сделанный» . Место, где впервые начали использовать термин, назвать невозможно. Из-за того, что в каждой этнической группе в древние времена было свое обозначение, которое соответствовало рассматриваемому слову. Есть небольшие предположения о том, что на Ближнем Востоке впервые произнесли термин, отдаленно напоминающее по звучанию «артефакт». Определение, к большому сожалению, вывести нереально так, чтобы угодить всем ветвям цивилизации.

Немного позже, с развитием цивилизации, слово начало обретать иные значения. Из-за простоты запоминания и легкости высказывания практически в каждой сфере деятельности человека используется это слово. Сюда входит не только компьютерная сфера:

  • Культура.
  • Археология.
  • История.
  • Медицина.
  • Программирование.

Путь слова сквозь время, культурный артефакт

Слово прекрасно звучит, и легко придает эпичности предложению. Стоит признать это. В современной культуре достаточно легко отыскать все значения слова артефакт. Википедия предлагает небольшие объяснения, касающиеся разных витков развития человечества.

Все культурологи твердят, что изначально это слово определяет любой материальный продукт, созданный человеком . Почему? Известно, что слово «факт» в древности обозначало точность в нематериальном мире. То есть фактами называли сказанные слова с уст человека, которые подтвердились и признались истинными. Нечто подобное произошло и с использованием выбранного нами слова. Принято считать, что в культуре присутствует разделение всего на две ветви:

  • Материальный мир (все, что можно увидеть пощупать).
  • Духовный мир (осязаемое только разумом или через душу).

Однако большинство культурологов выделяют и совершенно новую ветвь – человеческие отношения. Это все ведется к тому, что абсолютно любая информация, которая присутствует в нашем мире, не имеет конкретики, и приводит к созданию явления символизма. Подобный процесс произошел и с «артефактом». Значение вышло за рамки своей ветви, и смогло впитать некоторые иные знания в себя. Да, все это выглядит достаточно наивно. Однако никаких опровержимых доказательств таковой теории никто до сих пор не предоставил, включая и культуру.

Понятие артефакта в других сферах

Археологическим артефактом называют определенный материальный объект, который был найден вследствие раскопок и предоставляется, как достояние человечества, причем в единственном экземпляре.

Программирование, как наука появилась сравнительно недавно, и имеет довольно узкую специализацию, поэтому перенасыщенная терминами. И среди них отголосок смогло отыскать и слово «артефакт». Им обозначают неких созданные элемент программированного конечного продукта, которые может функционировать за счет действенности этого элемента. Так сказать, недостающий пазл для осязания целостности всей картины.

В исследованиях лабораторного типа тоже присутствует слово артефакт в общем словаре терминов. Чаще всего артефактами называют определенную реакцию, получившаяся вследствие намеренного вмешательства в естественность пролегающих процессов, или же случайная реакция, которая получилась из-за незапланированных действий. Иногда оно сопутствует синонимами «чудо» или «неужели». Чаще всего это происходит в биологических и физико-математических научных центрах.

Возвратимся немного к началу статьи и вновь окунемся в игровой и кинематографический мир. Помимо того, что уже сказано, следует додать несколько предложений.

В мире игр, слово «артефакт» всегда ассоциировалось с таинственным могущественным предметом, обладающим невероятной силой. Отличительными чертами были сложные препятствия и квесты для его получения, глубокая история и обязательное воздействие на внешний мир и на человека, завладевшего ним. Легко вспомнить известную игру начала третьего тысячелетия, WarCraft. В ней наглядно можно рассмотреть любой артефакт. Суть «геймерского» артефакта состоит в том, что он чаще всего, является материальным сосудом для нематериальной силы. Так сказать, является объединяющим звеном двух основных ветвей культуры.

Однако все это «геймерское» порождение артефактов имели начало из кинематографа. Впервые люди начали использовать слово артефакт в активной лексике благодаря кино. Именно оно дало развитие этого термина в компьютерном мире. Все особенности, озвучены выше, так или иначе, относятся и к кинематографу.

Сложно представить себе хорошую фантастическую книгу без отлично прописанного мира, сильного и запоминающегося протагониста, не менее харизматичного злодея и важного артефакта, из-за которого, в общем-то, и происходят дальнейшие действия. Кто решил впервые использовать это слово, как термин для значения некого предмета, обладающего мощью и силой , установить вряд ли получится. В наше время в мире ежедневно пишут тысячи разных книг, где непосредственно несколько раз получится встретить это слово. Странное то, что многие писатели, да и современные люди прекрасно понимают значение слова, объяснить его на должном уровне неспособные.

Достаточно просто взять одну известную кингу прошлого века «Властелин колец» Толкиена. Казалось бы, что по всем канонам в книге присутствует только один таинственный предмет – Кольцо Всевластие, однако, в повествовании нам попадаются и иные предметы – посох магов, меч короля Гондора, мифрилл и так далее. Казалось бы, что они не соответствуют некоторым критериям «акртфактности», но все равно считаются таковыми. Термин артефакт, определение которого достаточно размыто, меняется.

Для младшего контингента читателей приведем пример на книгах о Гарри Поттере. В ней нет главного артефакта. Но присутствуют много второстепенных артефактов , которые необходимы лишь для раскрытия персонажей и временного ими использования для достижения цели. Мантия невидимка, волшебная палочка, камень души и так далее. Опять же, конкретизировать этот термин, не выходя за грани литературы практически невозможно.