Министерство образования Украины

Харьковский национальный университет им. Каразина

на тему: "Психологический портрет Золушки"

г. Харьков 2008


Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро "Золушке", которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой зарубежной героини.

С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом.

Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.

Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.

Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется - пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого.

Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: "А, что же дальше?". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика":

с основным жизненным принципом - терпение,

с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,

с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери),

с принятием приоритетности других,

с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами,

с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний,

с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и

в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.

Другие материалы

  • Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад
  • Между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей...


    Производство и в князи, и в грязи!» Заключение Итак, рассмотренные в данной работе многочисленные факты, влияющие на современное состояние жанра политический портрет, нуждаются в обобщении. Принципиальная особенность отображения человека на станицах периодической печати сводится к...


  • Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития
  • Необходимости связываются с коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок. Опыт создания и деятельности СССиР в г. Пскове показал, что работа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития востребована. За полтора года работы Службы ее услугами воспользовалось...


    Такая тенденция наметилась в литературной сказке с 20-х годов. Вместе с Золушкой, носительницей доброго начала, в сказку входит одна из главных тем творчества Е.Шварца - тема любви, понимаемая драматургом весьма широко. Противостояние добра и зла, таким образом, предстает как противостояние любви...


    Этапа к другому, не означает механической смены и последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными словами, между всеми стадиями...


    Проявление жизненной необходимости. В работе И. П. Черноусовой “Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки” приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы: · Поиск супруга и восстановление...


    Причин и последствий неравенства их изначального положения в профессиональной деятельности, на наш взгляд, залог для дальнейших успехов в ней. Глава 2. Выбор карьеры для женщины Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других. (Соммерсет Моэм) Выбор...


    И духовности. Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной...


    Судьбы и наследия героя. Не мог остаться незамеченным в романтизме и характерный для художественной биографии ярко выраженный элемент идеализации героя, метафоричность его образа. 5. Типы и основные черты биографических новелл Паустовского 5.1 Биографическое произведение как вид литературы...


  • Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
  • Правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его...

Золушка

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье. Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная - фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра». Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д.Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С.Прокофьев - одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я.Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л.Шварца) признан классикой детского кинематографа.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - - -

Золушка – сказочная героиня, знакомая с детства. Посвящено этой чудесной девушке множество мультфильмов и фильмов .

Однако большего всего запомнился с Лили Джеймс в главной роли.

Может показаться, что девушка вовсе не накрашена, однако это не так.

В макияже использованы средства, которые подчеркивают естественную красоту и создают натуральный эффект . Такой макияж называется нюдовым.

Основные принципы

Главные усилия нужно приложить при скульптурировании. Необходимо кропотливо поработать с каждой зоной, чтобы получить хороший результат.

Однако нужно правильно подобрать косметические средства, чтобы получить нужный эффект. Также важно уделить внимание сочетанию цветов.

В арсенале должны быть тени натуральных оттенков. Подойдут бежевые, жемчужные, светло-коричневые и другие цвета, близкие к природному цвету кожи.

Что потребуется?

Для выполнения мейкапа в домашних условиях вам потребуется :

О том, как сделать макияж цыганки своими руками, вы можете узнать из нашей .

Важный совет от редакции

Если хотите улучшить состояние своей кожи, особое внимание стоит уделить кремам, которыми вы пользуетесь. Пугающая цифра – в 97% кремов известных марок находятся вещества, отравляющие наш организм. Основные компоненты, из-за которых все беды на этикетках обозначаются как methylparaben, propylparaben, ethylparaben, Е214-Е219. Парабены негативно влияют на кожу, а также могут вызывать гормональный дисбаланс. Но самое страшное, что эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать онкологические заболевания. Мы советуем отказаться от использования средств, в которых находятся данные вещества. Недавно эксперты нашей редакции провели анализ натуральных кремов, где первое место заняли средства от фирмы Mulsan Сosmetic – лидера в производстве полностью натуральной косметики. Вся продукция изготавливается под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет магазин mulsan.ru . Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

Подготовка кожи

Макияж хорошо ложится на очищенную и подготовленную кожу. Нужно умыться с мягким очищающим средством, которое не сушит кожу. После этого протереть лицо лосьоном с тонизирующим действием . Он удалит остатки загрязнений и успокоит кожу.

На очищенную кожу наносится увлажняющий крем. Распределить по лицу и шее. Оставить впитываться на 20-25 минут . Нужно выбрать средство с легкой консистенцией.

Крем должен полностью впитываться в кожу, не оставлять липкость и не провоцировать жирность. Иначе косметика будет плохо держаться.

Пошаговая инструкция


Ошибки в создании образа

Макияж Золушки из сказки выглядит натурально . Чтобы добиться этого эффекта, нужно учесть основные ошибки и постараться их не допускать:

  • скульптурирование с помощью консилеров;
  • Жирные текстуры дают ненатуральный эффект. Поэтому нужно использовать только сухие средства в умеренных количествах.

  • использование помады темного оттенка;
  • слишком активный макияж глаз. Нужно избегать насыщенных и темных оттенков. Также отказаться от черной туши в пользу коричневой;
  • накладные ресницы. При необходимости можно просто подкрутить ресницы щипцами, чтобы придать объем.
  1. Постарайтесь сделать акцент на бровях . В этом случае лицо не будет выглядеть голым из-за минимального макияжа губ и глаз.
  2. Регулярно делайте пилинг. Тщательного очищения кожи перед макияжем недостаточно. Нужно и отшелушивание . Однако нельзя скрабировать кожу непосредственно перед макияжем. Оптимальное время для процедуры – перед сном.
  3. Используйте тональный крем, подходящий под родной цвет кожи . Также нужно тщательно растушевывать границы, чтобы избежать эффекта маски. Для нанесения лучше всего использовать специальный спонж или бьюти-блендер. Они помогут добиться ровного покрытия.

С какой одеждой и прической сочетать?

на Новый Год – фото:

Укладка должна выглядеть естественно . Нужно сформировать локоны с помощью плойки или утюжка. Также можно использовать утюжки. Предварительно нужно нанести термозащиту. Когда прическа будет готова, нужно слегка сбрызнуть волосы лаком, чтобы зафиксировать локоны.

Макияж Золушки подойдет не только к празднику или фотосессии, но и свиданию. Также его можно использовать в повседневной жизни . Такой макияж выглядит очень нежно и натурально, подчеркивает естественную красоту и ни к чему не обязывает.

О том, как выполнить макияж Золушки, вы можете узнать из видео:

Золушка – дочь дворянина, девушка “кротости и доброты беспримерной”. По приказанию мачехи З. исполняет всю черную работу по дому. Она шьет платья и причесывает мачеху и двух ее дочерей для бала, который дает сын короля. Крестная мать (волшебница) видит горе З., которую не взяли на бал, и помогает ей туда отправиться, превратив мышей, тыкву и т. д. в карету с лошадьми, ее убогое платье в роскошный наряд, подарив ей туфли, отороченные мехом, но поставив условие покинуть бал до полуночи, когда заканчивается волшебство. Дважды ездила З. на бал, а потом выслушивала от мачехи и ее дочерей рассказы о прекрасной принцессе, которой увлекся принц. Но во второй раз она едва не опоздала покинуть бал до полуночи и, убегая, обронила туфельку. Принц в поисках прекрасной незнакомки приказывает примерять найденную туфельку всем женщинам: та, кому она будет впору, станет его женой. Туфелька оказалась слишком маленькой для дочерей мачехи, но подошла З., тогда она достала и вторую туфельку. Появившаяся крестная превращает платье З. в еще более прекрасный наряд, чем те, в которых она появлялась на балах.

Сестры просят у нее прощения за дурное обхождение, и З. их прощает. Принц женится на З., а она выдает замуж двух своих сестер за знатных придворных. Имя героини неизвестно, даются только прозвища (Замарашка, Золушка). Ее внешность неопределима: мачеха и сестры не могут ее узнать в другом наряде. Сказочный мир Перро странен: в нем не видны лица, не различаются голоса, обладают определенностью только вещи. Такова туфелька, отороченная мехом (из-за того, что в некоторых французских изданиях слово vair – “мех для оторочки” было по ошибке заменено словом verre – “стекло”, в переводах сказок Перро на ряд языков, в том числе и на русский, появился изысканный, но непонятный образ “хрустальной туфельки”).


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Ниоба – персонаж “Метаморфоз”, фиванская царица родом из Лидии, жена Амфиона. Она оскорбила Латону (Лето) тем, что кичилась перед ней, матерью всего двоих детей (Аполлона...
  2. ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ (Трилогия, 1851 – 1855) Иртеньева Любочка – старшая сестра Николеньки. В повести “Детство” ей одиннадцать лет. Рассказчик называет ее “чер-номазенькой” и описывает...
  3. Солдат – герой народной истории о солдате, который женится на королевской дочери и становится правителем государства. Сохраняя черты фольклорного персонажа, Андерсен с симпатией изображает ловкого...

Комплекс Золушки, впрочем, как и большинство человеческих комплексов, формируется в детстве. Но при этом совсем необязательно идентифицировать себя с описанным персонажем Золушки из сказки Шарля Перро. Ведь современная Золушка хоть и является прототипом главной героини, но ее жизненная история может крайне отличаться от подлинного сюжета сказки. К примеру, она может вырасти в полноценной семье и быть окружена родительской любовью. Но в ее характере и жизненных взглядах будут присутствовать особенные черты и приоритеты, которые впоследствии и сформируют образ Золушки.

Комплекс хорошей девочки

Давайте сравним характер сказочной героини с образом Золушки нашего времени. Смиренная, добрая, надежная и покладистая Золушка старалась во всем угодить своим родственникам, а особенно - отцу. Ведь больше всего на свете эта хорошая девушка боялась быть отвергнутой и брошенной.

Почему некоторые женщины хотят казаться в глазах своих отцов чистыми, непорочными и по-детски наивными маленькими девочками? Дело все в том, что многим из нас с самого раннего детства приходилось просто таки заслуживать отцовскую любовь. «Не делай этого, не шали, а то папа очень огорчится», - говорили нам наши мамы.

Они и в мыслях не допускали, что пугая своих дочек отцовским гневом, можно на всю жизнь сформировать в них комплекс «хорошей девочки», которая могла заслужить любовь лишь хорошими, правильными поступками. Ведь хорошая девочка не может себе позволить делать то, что противоречит отцовской воле. Ей всегда будет трудно произносить вслух «не буду», «не хочу» или твердое «нет». Эта девочка до сих пор живет в плену материнских установок и в страхе не оправдать отцовских надежд.

Каков выход?

Золушка - это бесспорно позитивный, добрый и даже в некотором смысле образцовый персонаж ушедшего времени. Шарль Перро написал эту сказку в конце 17 века, когда образ Золушки являлся воплощением идеальных женских качеств. Но время не стоит на месте. Такие черты характера, как смиренность, альтруизм, покорность, чувство долга и ожидание чуда формируют скорее комплекс жертвы, чем образ идеальной женщины. И никоим образом не способствуют укреплению самооценки у современной женщины. Постарайтесь избавиться от таких черт характера, которые вы еще с детства позаимствовали у этой сказочной героини.

Отношения с мужчинами

У сказочной героини был в жизни лишь один мужчина, которого она ждала всю жизнь. Да, она его дождалась, но при этом не без чьей-то помощи. Вспомните фею, которая свершила чудесные перевоплощения во внешности своей крестницы. Но, несмотря на внешний блеск, Золушка осталась Золушкой, и никакие внешние изменения не смогли повлиять на ее мировоззрение. Она не стала более решительной и уверенной в себе женщиной. И даже в шикарном платье все так же робко опускала глаза, когда принц делал ей предложение. И никому до сих пор неизвестно, действительно были ли счастливы супруги в браке.

Современная Золушка также покорно ждет принца не белом коне. Но вероятность повторения сказочного сюжета в реальной жизни, согласитесь, невелика. Ведь даже если нынешние «принцы» ищут подобных девушек, то не факт, что они им через некоторое время не наскучат.

Каков выход?

Известно, что мужчины по своей натуре - добытчики. И сказочный принц был тому ярким примером. Он также упорно охотился за прекрасной незнакомкой, которая внезапно исчезла во время бала. Его пленила не только ее красота, но и таинственность и даже строптивость. Ведь она осмелилась сбежать от самого принца! Поэтому он искал единственную женщину, которая смогла его удивить. Даже в самой сказке между строк указан главный подтекст - найти неповторимую, удивительную, таинственную женщину - настоящую принцессу. И ничего не говориться об услужливости, смиренности и покорности. Не факт, что Золушка смогла в дальнейшем оправдать надежды принца.

Покорная и неинициативная женщина просто напросто становится неинтересной мужчинам. Да, она может быть хорошей матерью, замечательной хозяйкой и верной женой. Но мужчина так и не сможет раскрыть в ней ту, которая пленяет своей грациозностью, манит взглядом, соблазняет, обольщает и удивляет, и что важно - излучает уверенность и необъяснимую внутреннюю красоту. Ведь женщина должна быть гармонична во всем, в том числе и в любви, не так ли?