Дом Перцовой (Соймоновский проезд, 1) - уникальное здание, выстроенное в стиле русского модерна в 1905-1907 годах.

Доходный дом был построен по заказу Петра Николаевича Перцова - успешного инженера путей сообщения, однако, фактически его история началась с другого известного человека. Немногим ранее, в 1898 году, известный коллекционер картин Иван Цветков выкупил на Пречистенской набережной участок земли для строительства дома с галереей, проект которого был выполнен художником Виктором Васнецовым. По проекту Васнецова особняк Цветкова был оформлен в русском стиле: с изразцами, резными украшениями и внутренним убранством. Посетивший галерею Перцов был восхищён видами на Москву-реку, Кремль и Храм Христа Спасителя, открывающимися из окон цветковского особняка, и Цветков пообещал посодействовать ему в покупке участка неподалёку при условии, что дом на нём тоже будет оформлен в русском стиле.

Участок был куплен за 70 000 рублей - огромные по тем временам деньги - и оформлен на жену Перцова Зинаиду Алексеевну.

К постройке дома Перцов приступил с завидной ответственностью - на составление проекта им был учреждён конкурс, в жюри которого были приглашены выдающиеся мастера российской архитектуры и искусства: Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель, Василий Суриков, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и Станислав Ноаковский; был учреждён "призовой фонд". Однако, право окончательного выбора победителя Перцов оставил за собой.

В итоге члены жюри присудили первую премию Аполлинарию Васнецову - брату Виктора Васнецова, но Перцов воспользовался своим правом и выбрал проект обладателя второго места - Сергея Малютина, который к тому времени был известен как автор первой русской матрёшки.

В результате по проекту Малютина архитекторами Николаем Жуковым и Борисом Шнаубертом был выстроен дом, напоминающий сказочный терем и имеющий соответствующее оформление: с изразцами в древнерусском стиле, майоликовыми панно с изображениями мифических животных, существ и растений, фигурами драконов - и даже трубы были выполнены в виде застывших на крыше сов. В строении дома присутствует художественная асимметрия (расположение окон, балконов, башнеобразных возвышений), однако дом выглядит целостно и гармонично, а характерная форма кровли и продолжающие её элементы фасада действительно напоминают крышу русского терема.

Сами хозяева заняли лишь часть дома: остальные квартиры и комнаты сдавались арендаторам, а в подвале в 1908-1910 годах размещалось артистическое кабаре "Летучая мышь", созданное как место творческого отдыха актёров Московского художественного театра.

Пётр Перцов прожил в своём доме всего 15 лет. Будучи одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он выступал в защиту церкви от нападок советской власти, и в 1922 году стал обвиняемым по "делу церковников", получив 5 лет тюремного заключения. Спустя год его досрочно освободили, однако из национализированного к тому моменту дома он был выселен, а квартиру семьи занял сам Лев Троцкий, который прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.

Интересно некоторое разночтение в названии дома. Несмотря на то, что на табличке на фасаде памятник архитектуры указан как "Доходный жилой дом З.А. Перцевой" (по имени жены Перцова - его официальной владелицы), его часто называют "Дом Перцова" (по самому Петру Николаевичу), а также "Дом Перцовой" - ввиду разночтения фамилии Перцова/Перцева. Употребление "Дом Перцовой" является наиболее распространённым и узнаваемым и используется чаще прочих.

Добраться до доходного дома Перцовой можно пешком от станции метро "Кропоткинская".

Этот необычный сказочный дом с причудливыми мифологическими существами, невиданными животными и растениями , привлекает внимание всех путешествующих через Патриарший мост возле Храма Христа Спасителя. Многие знают его как Дом Перцовой , рассматривают его фигуры и интересуются, для чего он был построен и что в нём сейчас.

Дом поражает своей необычной архитектурой и украшениями . Невооруженному вгляду кажется, что это непременно должен быть театр или какой то музей. Однако этот дом был построен как доходный в 1907 году для сдачи внаем квартир потомственным дворянином и инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым . А «записан», как тогда водилось, на супругу, чтобы в случае чего не отобрали.

Почему же дом такой сказочный и необычный? А всё дело в личном обещании и пристрастиях Петра Николаевича. Он облюбовал место для своего дома задолго до его строительства. В ноябре 1902 года Перцов посетил Ивана Евменьевича Цветкова, который построил на берегу Москва реки, напротив Храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова для размещения своей коллекции картин. «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле . Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок … на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины» — вот так вспоминал сам Перцов об этой сделке.

Зимой 1905-06 года началась работа над проектом дома, был объявлен закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле», в котором участвовали Апполинарий Михайлович Васнецов, Сергей Малютин, архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский . Первую премия составляла 800 рублей, вторая 500 рублей. Жюри конкурса по своему составу могло поразить любого – Виктор Михайлович Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. При этом у хозяина было право выбрать проект, не взирая на премии жюри. Поэтому, несмотря на то, что первая премия была присуждена А.М. Васнецову, Перцов выбрал Малютинский проект , взявший вторую премию, так как больше понравился владельцу. Малюин рисовал, а архитектор Жуков и инженер Шнауберт исполнили задуманное.

Наружная глазурованная майолика была сделана артелью молодых художников Строгановского училища под фирмой «Мурава» , которых Перцов этим заказом буквально спас – у них не было близких и работы, и их фирма практически находилась на грани ликвидации. Также майоликой были украшены перила балконов и углы дома. На коньке крыши над острым углом поставлена золоченая решетка со львами, а над крышей над зеленой башней - золоченый петух . Сам хозяин лично «руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца». В мае в дом въехали первые жильцы.

Внизу в подвале разместился кружок актеров МХАТа под руководством Балиева и Тарасова «Летучая мышь» — это было первое помещение этого театра вплоть до московского наводнения 1908 года. Дом облюбовала группа богемной молодежи, куда приходила юная Вера Левченко, ставшая в последствии Холодной.

Особое внимание придавалось и внутреннему убранству помещений. Квартира самих Перцовых, которые там предполагали жить, выглядела так : «Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальная с нишей и восточная курительная комната. Столовая, лестница и вестибюль в русском стиле делались кустарями из Нижегородской губернии. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы - из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой был отделан в виде изразцовой майоликовой печи. В большом окне ниши было вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя».

И вот только отстроенный роскошный дом, покоривший взоры москвичей и снаружи и внутри буквально сразу пришлось заложить ! Петр Николаевич был деятельным участником бурного строительства железной дороги, только развивающейся в те времена. Он хотел построить первую в России «народную» железную дорогу и создать Акционерное общество по строительству Армавиро-Туапсинской железной дороги, в котором акционерами стали бы исключительно жители Северного Кавказа. Для этого смелого проекта нужны были немалые деньги. И вот для молодой А.И. Путилов вносит в казну взнос в размере двух миллионов золотых рублей, но под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом.

Представляете себе объяснения с супругой, официальной владелицей дома? Вот что вспоминает сам Пётр Николаевич: «Дома неожиданно для меня вышло серьезное объяснение с женой, которая воспротивилась залогу дома, считая, что дом должен был служить обеспечением семьи и всех моих обязательств перед кредиторами. Взволнованный этим неожиданным для меня возражением со стороны Зины, я привлек к участию в нашем объяснении обоих сыновей и, объяснив им, в чем дело и что меня вынуждает на залог дома, я получил в их лице защитников моей точки зрения. Оформив, что требовалось, в Москве, я поспешил обратно в Петербург и заключил уже нотариальные условия с банком». Только в 1910 году дом был освобожден от залога.

Петр Николаевич прожил в своем доме пятнадцать лет, а потом как ярый защитник Храма Христа Спасителя от разорения в 1922 году он проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников» и получает приговор в пять лет тюремного заключения. Однако в 1923 его освобождают и выселяют из собственного дома , в который он уже никогда не вернется.

А после этого в дом заселился сам Троцкий и выбрал себе необычную квартиру, бывшего квартиранта Позднякова. Последний свою квартиру из четырех громадных комнат устроил необычайным образом. «Самая большая комната была превращена в ванную, пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг ванны горели оранжевые светильники . Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом!» — так вспоминает об Позднякове дочь Перцова Зинаида. Позднее Троцкий переехал в личную квартиру Перцовых, представлявшую из себя особняк в 4 этажа. В этой квартире был дан пышный прием для английского дипломатического корпуса и дипломаты очень восторгались изумительным вкусом Троцкого, даже не догадываясь, что это вовсе не его наследие .

В доме Перцова на верхних этажах облюбовали свои квартиры и мастерские авангардные художники того времени , за что дома прозвали «московским Монпарнасом». Там творили Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский. Альтман написал первый портрет Ленина, показанный заграницей.

Ну а сейчас в этом доме говорят находится Главное управление МИДа России по обслуживанию дипломатического корпуса . Жаль, что попасть внутрь простому гражданину невозможно. Но дом настолько красив и снаружи, что обязательно нужно ИДТИ и рассмотреть его со всех сторон! Соймоновский проезд, дом 1.

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

Прогуливаясь по чётной стороне Лиговского проспекта от метро в сторону Московского вокзала, обязательно стоит заглянуть во внутренний двор дома под номером 44. Это доходный дом инженера Александра Николаевича Пе́рцова времен постройки начала XX века, выстроенный в стиле модерн.

Дом состоит из двух симметричных шестиэтажных корпусов,выходящих фасадом здания на Лиговский проспект. В глубине участка размещены несколько флигелей, образующих внутренние дворы. Фасады доходного дома оформлены растительными орнаментами. Главный фасад пышно декорирован лепкой, украшающей четыре ризалита на уровне шестого этажа. На двух крайних ризалитах изображены фигуры мальчиков в листьях каштанов, на двух других представлены женские головы среди листьев каштанов.

Два угла здания, обращенные друг к другу и к проезду во внутренние дворы, на уровне мансардного этажа украшены лепкой из растительного орнамента с головами сатиров. Два эркера, оконные простенки и порталы дверей покрыты композициями из растительных элементов. Все скульптурные работы выполнены в 1913 году по моделям скульптора А. Е. Громова. Балконы оформлены разнообразными коваными решетками с использованием растительных мотивов. Декоративно-скульптурное решение здания является характерным примером стиля модерн.

История постройки нынешнего дома начинается с 1905 года, когда на конкурсной основе общество гражданских инженеров по поручению самого Перцова был выбран лучший проект застройки этого участка.

К постройке самого здания приступили лишь в 1910-м году. Разработку проекта Перцов поручил своему знакомому С. П. Галензовскому. В основе застройки участка лежали крестообразный и продолжающий его Т-образный дворы. Фасады здания облицованы штукатуркой, расшитой под руст (рельефная облицовка стен камнями с грубо отесанной лицевой поверхностью), которую украшают растительные узоры. Строительство дома велось в 1911-1912 годах. При его создании домовладелец и архитекторы ориентировались на квартиросъёмщиков, принадлежавших к среднему классу. Торговые помещения в комплексе домовладелец распределял таким образом, чтобы в них был представлен широкий ассортимент товаров, а при смене арендаторов старался сохранить профиль магазина. Дом был сооружен на американский манер, на 400 квартир разных размеров, с 18 лифтами, телефонами, ванными общего пользования. Первоначально в нём размещались первоклассная гостиница на 200 номеров и роскошный ресторан «Селект», благодаря чему дом приобрёл широкую известность. Но гостиница высоких доходов не принесла - постояльцам мешал спать шум ломовых извозчиков, ранним утром развозивших грузы с Николаевского вокзала. Ресторан при гостинице был слишком дорог для небогатых жителей Лиговки. Также в доме располагался кондитерский магазин Миньон. В 1915 году здесь разместились учреждения МПС: контроль Николаевской железной дороги, Местный контроль на эксплуатируемых казной железных дорогах и Контора представителя начальника работ по постройке восточной части Амурской железной дороги.

в 1993 году в Перцовском доме разместился Драматический театр «Комедианты», основанный в 1989 и работающий под руководством режиссёра Михаила Александровича Левшина. Первые спектакли на новой сцене состоялись 17, 18 и 19 декабря на празднике «Новоселье в старом доме».

Доходный дом Перцовой в Москве - одна из удивительнейших достопримечательностей столицы. История его основания - это история воплощения в жизнь мечты творческого человека.

Кто автор проекта такого здания?

Идея создания необычного дома с квартирами для жильцов и студиями художников возникла у П. Н. Перцова, который проживал в Москве в начале двадцатого века. Являясь превосходным инженером и большим любителем искусства, Петр Николаевич устроил закрытый конкурс на лучший проект дома. Он назначил премию в размере 800 рублей тому, чей проект займет первое место, и 500 рублей за второе.

По его замыслу, дом Перцовой должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным. Свои работы на суд жюри представил художник С. В. Милютин, архитектор А. И. Дидерихс, архитектор-художник Л. М. Браиловский. Первая премия досталась Васнецову. Но Перцов решил все же строить по проекту Милютина (автора росписи первой русской матрешки), поскольку он был не столь стандартным.

Дом Перцовой в Москве. Описание

Это здание в богато декорированное, было построено за два года. Дом Перцовой получился изысканным и великолепным. Сооружение из красного кирпича, в фасаде которого просматриваются мотивы древнеславянского терема, выглядит как органичное целое. Поражают взгляд туриста и асимметрично расположенные окна, балконы, необычные башнеобразные выступы кровли. Балконы, декорированные скульптурами драконов, золоченая решетка со львами, установленная на коньке крыши. А над зеленой башней, на крыше возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных в причудливом виде.

Интересная история украшения простенков между окнами четвертого этажа и фронтонов майоликой. В те времена в Москве существовала некая фирма «Мурава». Ее организовали молодые художники Ребята были талантливые, готовые проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестные. Ведь все состоятельные люди предпочитали иметь дело с мастистыми, именитыми художниками. Так что артель находилась в одном шаге от закрытия. Перцов не прогадал, доверив свой заказ этой фирме. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

При строительстве дома были соблюдены и требования заказчика относительно современных технологий. В доме отсутствовали Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты.

Интерьер дома

Внутреннее убранство дома было не менее великолепно, чем внешнее. Спальни были с нишами, а курительные комнаты оформлены в восточном стиле. Оригинальные и лестницы, украшенные уникальной резьбой.

Для оформления парадных покоев были приглашены лучшие мастера Доходный дом Перцовой предоставлял квартиры жильцам разных социальных прослоек. Были варианты для богачей и для жильцов победнее. Всего в доме было около 400 квартир, разных по кубатуре. В здании имелось восемнадцать лифтов, телефоны, ванны общего пользования и читальня для жильцов.

Кроме частных квартир, в доме разместился магазин кондитерских изделий «Миньон» и несколько контор различной важности. В стенах дома находилось издательство «Арс», которое выпускало журнал «На берегах Невы». Дом Перцовой был настолько уютным и современным, что желающих поселиться в нем было гораздо больше, нежели квартир.

Подвал чудного дома. Описание

Туристов весьма заинтересует история подвала дома Перцова. Именно здесь располагалось культовое, как сейчас принято говорить, кафе «Летучая мышь». В нем собирались самые знаменитые представители столичной богемы. Преимущественно это были артисты Московского художественного театра. К примеру, В. И. Шверубович, талантливейший артист своего времени всемирно известный под псевдонимом Качалов. Часто здесь выступала жена А. П. Чехова, выдающаяся актриса О. Л. Книппер-Чехова. А прославленный Немирович-Данченко был дирижером созданного из числа актеров и успешно выступающего любительского оркестра. Его друг и соратник К. С. Станиславский демонстрировал невиданные чудеса черной и белой магии. О том, какая атмосфера царила в кафе, можно судить по пункту из устава «Не обижаться». Актеры и прочие посетители кафе проявляли себя здесь в абсолютно иных амплуа, иногда противоположных действительности.

Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева, столовая - из резного дуба, карнизы и наличники, покрытые диковинной резьбой, были изготовлены из березы. Был оборудован даже посудный лифт для спуска блюд из кухни в буфет при столовой. В комнатах размещались полотна знаменитых художников.

Период правления большевиков. Что с домом происходило?

После захвата власти большевиками дом Перцовой в Москве был национализирован, а дорогие квартиры захватили новоявленные борцы за счастье народа. К примеру, на самую оригинальную четырехкомнатную квартиру некоего чудака Позднякова положил глаз Л. Д. Троцкий. Затем он переехал в личные покои хозяев дама, не забыв присвоить при этом их уникальные вещи: редкие картины, скульптуры, мебель, вазы и прочее. Чем вызывал восхищение иностранных дипломатов, которые будучи на приемах в особняке Троцкого, выражали свое изумление изысканным вкусом Льва Давидовыча.

Они не подозревали, что тот всего лишь отнял все эти произведения искусства и прочие аксессуары у истинных владельцев дома Перцовых. Между тем самого создателя необычного дома вначале выселили из его жилища, а затем отправили в тюрьму, поскольку Николай Петрович открыто выступал против разрушения храмов. Он просидел в тюрьме около 3 лет, а затем был выпущен на свободу.

Адрес

Где находится дом Перцовой в Москве? Адрес его следующий: 1-й Курсовой переулок, 1. Хотя на доме висит указатель с надписью «Пречистенская набережная, 35».

Как доехать?

Туристу, чтобы добраться до столь уникальной достопримечательности, следует зайти в метро и доехать до станции под названием «Кропоткинская». При выходе из метро необходимо идти в сторону указателя «Остоженка, Пречистенка, Соймоновский проезд». В этом направлении пройдя метров четыреста, турист сможет лицезреть описанный выше доходный дом Перцовой в Москве, фото которого представлено в статье. Правда, былого великолепия уже, к сожалению, нет.

Дом Перцовой в Москве. Что там сейчас?

В пятидесятых годах прошлого века здесь, кроме всего прочего, находилось общежитие привокзального почтамта.

Ныне в здании размещается театр «Комедианты». А также в доме находится несколько танцевальных и дизайнерских студий, центров, офисов, клубов. Почтовое отделение и прокуратура центрального района тоже разместились в этом интересном доме.

Туристы смогут найти здесь кров и вкусно поесть, поскольку в здании расположилось несколько мини-гостиниц и мини-отелей, а также заведения общественного питания.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, где находится дом Перцовой, а также как он выглядит. Мы еще затронули тему создания проекта, возведения самого здания. Надеемся, что информация, представленная в статье, была вам интересна и полезна.