Аксели Галлен-Каллела

Галлен-Каллела, Аксели (Gallén-Kallela, Akseli) (наст. фамилия и имя Галлен, Аксель) (1865–1931), финский художник, лидер национально-романтического направления в изо-культуре финского модерна.
Родился в Бьорнеборге (финское название – Пори; порт на юго-западе Финляндии) 26 мая 1865 в семье предпринимателя. Его фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом («Галлен»), а дед – финским («Каллела»). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (1881–1884), а также в академии Р.Жюльена в Париже (1884–1889) у В.А.Бугро и Ф.Кормона. Испытал воздействие Ж.Бастьен-Лепажа. Много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии (изучая искусство Ренессанса и модерна), в 1909 и в 1920-е годы путешествовал по Восточной Африке.
Ранние его вещи (Мальчик и ворона, 1884; Первый урок, 1889; обе работы – Атенеум, Хельсинки) решены в духе скандинавского веризма, воплощая характерные типажи и бытовую среду крестьянства. К концу 19 в., органически войдя в русло «нордизма» (северного модерна), стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления, ярко и экспрессивно запечатлевшего чувства и мысли, связанные с процессом обретения Финляндией политической независимости. Путеводными для художника были легенды Калевалы. До революции не раз выставлял свои вещи в России. Начиная в основном с показа на Нижегородской ярмарке триптиха Легенда об Айно (1891, ныне в Атенеуме), своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М.Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но в свою очередь явно испытавшим его влияние.
Перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела писал монументальные панно, посвященные героям национального эпоса; узловые моменты фабулы, символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с броскими цветокомпозиционными ритмами (Защита Сампо, 1896; Месть Йоукахайнена, 1897; обе картины – Художественный музей, Турку; Мать Лемминкяйнена, 1897; Проклятие Куллерво, 1899; обе работы – Атенеум). Придавая большое значение пейзажному антуражу, создавал и чистые пейзажи (Иматра зимой, 1893, там же). Среди его монументально-декоративных циклов наиболее известны оформление финского павильона для Парижской всемирной выставки 1900 (тоже на темы Калевалы), сюжетно повторенное на стенах вестибюля Национального музея в Хельсинки (1928), и росписи капеллы-усыпальницы дочери промышленника И.Юселиуса в Пори (1901–1903); быстро разрушившиеся, эти фрески были впоследствии частично отреставрированы; эскизы к ним хранятся в Атенеуме). В последнем случае мастер, отойдя от конкретных эпических сюжетов, представил обобщенный цикл человеческой жизни-смерти вкупе с рождением-умиранием природы.
Выступал как портретист (А.М.Горький, 1906, там же) и художник книги (иллюстрации к роману А.Киви Семеро братьев, 1906–1907). Многие годы вынашивал мечту о роскошном издании Калевалы, накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить (часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977). Стремясь сформировать целостный стиль нации, активно занимался дизайном (модельные эскизы вышивок, художественного металла, резьбы и выжигания по дереву, мебели, традиционных ручных ковров «рюэ»). По его рисункам выпускались марки и банкноты. Спроектировал два собственных дома-студии: в Руовеси (1894), а также «замок» в Леппявара близ Хельсинки (1913). В 1923 издал книгу воспоминаний и размышлений об искусстве.
Умер Галлен-Каллела в Стокгольме 7 марта 1931. В Леппявара ныне открыт его дом-музей.

Защита Сампо ("Калевала") 1896

Куллерво, проклинающий жену хозяина ("Калевала") 1899

Мельница Сампо ("Калевала")

Мать Лемминкяйнена ("Калевала")

Легенда об Айно ("Калевала")

Куллерво ("Калевала")

Вяйнямёйнен ("Калевала")

Месть Еукахайнена ("Калевала") 1897

Братоубийца ("Калевала") 1897

У реки Туонелы (Туонелла - страна смерти)

Иллюстрация к легенде о том, как смерть помогла крестьянину построить дом.

И всего по-немножку:
Дятел. 1892-93

Иматра. 1893

Портрет матери. 1896

Разоблачённая

Ad Astra Goed

Bil Bol Poster. Афиша для автомобильной выставки.

Симпозиум (со своими друзьями, в т.ч. композитор Jean Sibelius)

Зимний этюд. 1897

Рождение и Смерть в роще

Flikr/ Gallen-Kallelan Museo/ Аксели Галлен-Каллела (у колена модели) с коллегами в Académie Julian в Париже. 1880г.

При жизни художник Аксели Галлен-Каллела вызывал особое восхищение в финских националистических кругах. Визуальный стиль, известный как национально-романтический, был, прежде всего, творением Галлен-Каллелы. Широкой публике он стал известен как иллюстратор выдающихся произведений финской литературы – «Калевалы» и «Семеро братьев». Представители нового,«современного» искусства 1920-х гг. уже не ценили творчество Галлен-Каллелы, однако, позднее его разносторонность вновь стала вызывать восхищение.

Аксели Галлен-Каллела, наряду с Альбертом Эдельфельтом, был одним из выдающихся художников Финляндии. Прежде всего, он заложил основы формирования финского национального стиля в искусстве и был центральной фигурой в его развитии.

Он также был первопроходцем в области графического и прикладного искусства, а также стал источником вдохновения для архитекторов.

Этапы жизненного пути Галлен-Каллелы и его личность довольно хорошо исследованы. Масштабное произведение Онни Окконена (1949) вместе с биографией, написанной Кирсти Галлен-Каллела, основывающейся на письмах отца, дают о нем весьма достоверное представление.

О творчестве художника Окконен высказывается более субъективно. Новые исследования все же лучше раскрывают нам искусство мастера и создают еще более точную картину.

Род Галлен берет начало в усадьбе Каллела, расположенной в небольшой коммуне Лему близ Турку. Разговоры об аристократическом происхождении, которыми увлекался и сам художник, были очевидным проявлением художественного романтизма.

Младший сын семьи при поддержке старшего брата также покинул Лему, отправившись учиться на чиновника. Петер Вильгельм Галлен (1817–1879) уже в 1840 г. вслед за своим братом был назначен ленсманом в Тюрвяя.

В 1841 г. он женился на приемной дочери своего брата Софии Антуанетте, чью долю наследства рустгалта в Вянни он позднее выкупил на свое имя. София Антуанетта умерла в 1855 г., оставив пятеро детей.

В 1858 г. Петер Галлен заключил новый брак с Матильдой, дочерью морского капитана и судовладельца Брура Матиаса Вальроса. В 1862–1867 гг. Петер Галлен служил в конторе Финляндского Банка в Пори.

В Пори в 1865 г. в семье родился третий ребенок, Аксель Вальдемар Галлен. После него родилось еще четверо детей, так что в этой большой семье было двенадцать детей.

Оставив должность в банке, Петер Галлен стал работать частным адвокатом в Тюрвяя.

Мать художника Матильда Галлен была женщиной одухотворенной и с сильной волей, мировоззрение которой в 1870–80-е гг. переживало переломный период, что проявилось в отходе от официальной церкви и религиозных догм. Позднее она увлеклась спиритизмом и теософией.

Матильда Галлен была увлеченным художником-любителем, и, подобно Александре Эдельфельт, проявляла заинтересованность в художественной карьере сына.

В 1867 г. семья переехала из Пори обратно в Тюрвяя, где Петер Галлен купил усадьбу Яатси и построил там новый просторный дом.

Первые свои уроки Аксели получил от домашних учителей, а затем в 1876 г. его вместе с двумя братьями отправили в Хельсинки в Шведский нормальный лицей.

Там он пробыл до 1881 г., закончив три класса. Он загорелся желанием заняться искусством. В 1878-1881 гг. он посещал вечерние курсы художественной школы Художественного общества.

В 1880–1881 гг. Галлен также занимался в Центральном училище прикладного искусства. Прервав учебу в нормальном лицее осенью 1881 г., он перешел на дневное отделение художественной школы.

В 1883 г. он перешел в класс по рисованию с натуры, к преподавателю Фридриху Альстеду. В 1881–1882 гг. он брал частные уроки у С.А. Кейнянена, а в 1883–1884 гг. – у Альберта Эдельфельта.

В 1882–1884 гг. он также учился в частной академии Адольфа фон Беккера и делал рисунки в анатомическом зале университета. Галлен принадлежал к тому поколению, которое уже могло получить очень хорошее образование, не выезжая за границу.

Адольф фон Беккер был для него самым авторитетным преподавателем в области французского реализма, а влияние пленэрной живописи Эдельфельта заметно, например, в работе «Мальчик и ворон» (1884).

Уже летом 1884 г. юноша познакомился с натуралистическим кредо Августа Стриндберга, сформулированным в одном из сборников его стихов. Влияние натурализма проявляется в картине года «Гниющий судак» (1884).

Осенью 1884 г. Галлен поехал в Париж и учился в Академии Жюльен. Не меньшую роль, чем тогдашние преподаватели, сыграли и знакомства; в частности он познакомился со Стриндбергом.

Благодаря выставке, организованной весной 1885 г. в память о Жюле Бастьене-Лепаже, он сблизился с этим мастером натуралистической пленэрной живописи.

Летом 1885 г. Галлен вернулся на родину и осенью, находясь в Сало,приступил к картине «Старуха и кошка». Натурщицей послужила местная женщина, жившая с овцами.

Картина была написана только наполовину. Кошку он добавил в Хельсинки, а фон дописал по своим этюдам, сделанным в Тюрвяя. Он продолжал эту работу в Париже,куда картина в начале 1886 г. была отправлена вслед за ним.

Картина следовала натурализму Стриндберга, согласно которому правда была ценнее, чем красота.

Также сильно сказывалось влияние Бастьена-Лепажа.

Осенью на выставке Финского художественного общества картина вызвала противоречивые мнения. Настроенные консервативно не одобряли неприглядность изображенного, а либералы восприняли произведение с энтузиазмом.

Поездка в Париж в 1885–1886 гг., осуществленная на государственную стипендию и средства, посылаемые матерью, была столь же успешной, как и предыдущая. Наиболее значительным произведением стал портрет, заказанный врачом Г.Ф. Антелем.

Летом 1886 г., вернувшись на родину, Галлен обосновался в Корпилахти, где написал, в частности, небольшие картины, посвященные простому народу: «Женщина с ручными жерновами», «Женщина, жарящая ряпушку»и «Нищий мальчик».

После Парижа он тосковал по финским сюжетам и в декабре переехал в Кеуруу, где поселился на торпе Экола.

Крупнейшими работами этой зимы стали: «Крестьянская жизнь»(позднее исчезла) и «Первый урок». Летом 1887 г. Галлен написал интерьерный портрет, заказанный покровителем художника промышленником Г.А. Серлакиусом. Этим же годом датируется «Портрет Мэри Слёёр», будущей жены Галлена.

Галлен уже давно был вхож в семью феннофила Каарле Слёёра и был влюблен в его дочь.В Париже Галлен находился с осени 1887 до лета 1889 гг. Он продолжил учебу в Академи Жюльен, и, помимо этого, в 1887–1888 гг. работал в Ателье Кормони.

Парижские картины были отмечены страстью; на небольших работах городские пейзажи были запечатлены в стиле,напоминающем импрессионизм.

По заказу Антеля он в конце 1888 г.написал картину «Démasquée», предвосхищавшую символизм.

В этот период Галлен приступает к изображению сцен из эпоса «Калевала». Уже многие годы эпос занимал его ум. Он начал с триптиха «Айно»,завершенного в 1889 г.На Всемирной парижской выставке в том же году она получила медаль второй степени.

В июне 1889 г. Галлен вернулся в Финляндию вместе со шведским художником графом Луи Спарре, с которым он познакомился в Париже. Друзья поехали сначала в Висувеси, а оттуда в Экола в Кеуруу, так как Галлен хотел познакомить своего друга с тем миром, который он там для себя открыл.

Главным произведением, написанным во время очередного пребывания в Кеуруу, можно считать картину «В сауне». В мае 1890 г.

Галлен женился на Мэри Слёёр. Молодожены совершили свадебное путешествие в Кухмо, где к ним присоединился Спарре. Мужчины съездили на пару недель в Беломорскую Карелию.

Галлен готовился к написанию новой версии триптиха «Айно» по заказу государства и надеялся найти новые образы и сюжеты для работы.

В его планы также входило участие в новом конкурсе на создание иллюстраций к «Калевале», объявленном студенческим землячеством Карелия Саво, работы на который принимались до марта 1891 г.

За месяц до этого закончился конкурс по настенной росписи актового зала университета, в котором его пригласили участвовать.

Поездка Галлена и Спарре послужила первоначальным толчком к художественному течению, ориентированному на Карелию, позднее получившему название карелианизм.

Осенью 1890 г. в газете «Пяйвялехти» появилась программная статья о значении Карелии для искусства и литературы. Надежды на финский ренессанс связывались с Карелией.

В 1894 г. Галлен писал: «В маленькой Финляндии сейчас должен начаться новый ренессанс, то есть новая сила и жизнь, новый мир. Это необходимо сейчас, когда кругом царит убогость, слабость и унылый декаданс».


Фенноманское движение наконец-то добилось политической и экономической власти, что нашло отражение и в культурной жизни. Новый триптих «Айно» был завершен в 1891 г.

По композиции картина существенно не изменилась, но конечный результат стал более совершенным благодаря финским натурщикам.

В следующем году произведение выиграло государственный конкурс портретной живописи.С большим перевесом Галлен выиграл конкурс по иллюстрированию «Калевалы», однако в конкурсе настенной росписи актового зала университета стал лишь вторым.

Эдельфелту была заказана главная часть росписи, изображающая торжественное открытие Або академии, а денежная премия была разделена между двумя другими участниками, приглашенными на конкурс, Галленом и Ээро Ярнефельтом, с тем, чтобы они создали второстепенные части росписи.

Однако Галлена это не заинтересовало.В середине марта 1892 г. Галлены поехали на два месяца в Париж,а в июле отправились в Куусамо. В результате этой поездки появился «Пастух из Паанаярви».

В этой работе уже заметен отход от реализма,равно как и очевидный контраст между великолепным пейзажем и бедным мальчиком.

Беря элементы из реальности, художник вскоре начал с помощью воображения создавать образы, более подходящие для его целей. В этот период проявляются и эксперименты с новыми стилями.

В работе 1893 г. «Черный дятел», выполненной гуашью, он создает новый, идеализированный национально-романтический пейзаж, в котором важную роль играют синтетическая декоративность и мотивы японской живописи.

Тем не менее, «Создание Сампо», законченное в том же году, было еще реалистически выполненным полотном переходного периода. Зимой 1893–1894 гг.

Галлен увлекается идеями Ницше, и его начинают занимать спиритизм и теософия. Работы 1894 г. можно уже считать символическими. Главной является картина «Проблема».

Тогда же были закончены «Мянтюкоски» и «Путешествие в Туонела». К этому периоду также относятся «Ad astra», «Сибелиус – композитор «Сказки»» и частично уничтоженная позже самим автором «Conseptio artis».

Эта поездка повлияла в первую очередь на стиль Галлена. Знакомство с немецкими увлечениями побудило его заняться графикой; навыки он получил у Йозефа Сатлера.

Помимо этого, он заинтересовался течением арт нуво и в Берлине создал свои первые темперные работы. Поездку прервала смерть маленькой дочери художника Марьятты в Руовеси, где он оставил свою семью в недостроенном доме «Калела».

В мае 1895 г. Галлен вместе с женой отправился в новое путешествие, на этот раз в Лондон. Они собирались купить графический станок и познакомиться с техникой живописи по стеклу.

Очевидно, что поездка в Англию оказала влияние на декоративные аспекты его искусства.


В течение 1895 г. строительство дома «Калела» было в основном завершено. Здание из продольно тесаных бревен стало одним из самых известных образцов национально-романтической архитектуры.

В «Калеле» художник начал работать над графикой.

Первой стала ксилография «Цветок смерти».В 1895 г. он создал энергичную гравюру «Спасение Сампо», а году спустя написал темперу на ту же тему. В 1896 г. был также завершен «Портрет матери». «Мать Лемминкяйнена», «Месть Йоукахайнена» и «Братоубийство» были написаны в 1897 г.

«Проклятие Куллерво» было завершено в 1899 г. Это были самые главные достижения Галлена в этот период. Тогда же он начал подписывать свои основные произведения псевдонимом Галлен-Каллела.

В конце 1897 г. Галлены отправились в Италию.

Основным пунктом была Флоренция, однако, они побывали и в Помпее, где художник изучал древнюю фресковую технику. К другим увлечениям этих лет относилось течение арт нуво с его дизайном интерьеров и мебели.

Он также создавал декоративную живопись по стеклу, а количество гравюр постоянно росло.Работа над финским павильоном для Парижской всемирной выставки началась в 1899 г. Галлену предстояло написать купольные фрески для на темы картин «Создание Сампо», «Спасение Сампо», «Отъезд Вяйнямёйнена» и «Илмаринен пашет змеиное поле».

Помимо этого, он проектировал салон Ирис для объединения «Друзей финского ремесла». Это стало крупнейшим международным достижением Галлена к тому времени. Галлену принадлежит существенная заслуга в той популярности, которую имел финский павильон.

На всемирной выставке он был награжден двумя золотыми и двумя серебряными медалями.


После этой интенсивной работы Галлен на средства частного спонсора начал в 1901 г. создавать фреску «Уход Куллерво на войну» в музыкальном зале Старого студенческого дома в Хельсинки.

Выдающимся событием этого, «монументального» периода Галлена стала работа над мавзолеем Сигрида Юселиуса в Пори в 1901–1903 гг., спроектированного Йозефом Стенбеком. Темой стала победа смерти над материей. Главными сюжетами основной темы были «Весна, Здание, Осень, Разрушение, Зима» и сюжет «По реке Туонела».

Над дверями был изображен «Рай» и «Космос». Сводчатый потолок и балки были расписаны видами финской флоры. Некоторые исследователи рассматривали эти фрески как кульминацию в творчестве художника. К сожалению, с годами они начали разрушаться, а в 1931 г. были уничтожены пожаром.

Сын художника Йорма Галлен-Каллела воссоздал эти фрески по эскизам отца. Кроме того, сохранились большие темперные эскизы этого произведения. Работа над гравюрами продолжалась и в период написания фресок.Самыми известными были гравюры «По реке Туонела» (1903) и «Mezzotinto» (1905).

Галлен работал не жалея себя. В последующие годы он постоянно менял места отдыха и много путешествовал. Уровень творчества также менялся. В 1906 г. появились великолепные «Портреты Максима Горького».

Он написал также новые картины по «Калевале». В 1905 г. было завершено «Похищение Сампо», а на следующий год – начатый десять лет назад «Отъезд Вяйнямёйнена», важный с мировоззренческой точки зрения.

«Жалоба лодки» была готова в 1907 г. Иллюстрации к повести Алексиса Киви «Семеро братьев» появились в 1908 г.

Работа и сейчас является ценным образцом оформительского искусства, несмотря на то, что иллюстрации имеют мало общего с писательским видением мира.

Первая поездка в Венгрию состоялась в 1907 г., когда художнику была вручена большая золотая медаль на международной выставке. В следующем году он организовал в Будапеште выставку своих произведений.

Поездка с семьей в Париж в 1908 г. была связана с духовным преображением художника. Однако теперь он чувствовал себя в Париже неуютно, и новое искусство было ему непонятно. «Путешествие Вяйнямёйнена на лодке» было старым сюжетом, получившим новое прочтение в 1909 г.


В мае 1909 г. семья направилась из Парижа в Африку. Они остановились в Найроби, Кения и вернулись на родину только в феврале 1911 г.

Африканские работы очень неровные в художественном плане, но иногда их колорит и соединение цвета неожиданно успешны. После пребывания в тропиках привыкание к условиям жизни на родине было еще более сложным, чем прежде.

Проектирование и строительство виллы-студии в Тарваспяя занимало все время художника в 1911–1913 гг. Галлен-Каллелу пригласили принять участие в Венецианском Биеналле, а итальянское правительство заказало его автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.

Во время войны картины художника оставались в Италии, пока в 1915 г. их не попросили переслать для выставки Панама-Пасифик в Сан-Франциско. Они получили первую премию и золотую медаль.Галлен-Каллела был председателем Общества художников Финляндии с 1911 по 1915 гг.

Это было беспокойное время, когда перед публикой появлялись молодые художники. Из-за своего статуса Галлен-Каллела стал предметом их ненависти, и не в его характере было отступать. В целом, произведения мастера, в особенности пейзажи, на этом этапе были уже довольно посредственными.

Весной 1918 г. по распоряжению генерала Густава Маннергейма Галлен-Каллела работал в ставке главнокомандующего, создавая эскизы флагов, знаков отличия и униформы.

В марте 1919 г. Маннергейм, теперь уже регент, пригласил его стать своим первым адъютантом. Общественное признание проявилось в присвоении ему звания почетного профессора в 1919 г., а Хельсинкский университет в 1923 г. присвоил ему степень почетного доктора.

В независимой Финляндии Галлен-Каллела по-прежнему мечтал о создании иллюстраций к «Калевале».

Работу поддерживало созданное в 1919 г. «Общество Калевалы». Общество считало одной из своих основных задач содействие иллюстрированию эпоса.

Галлен-Каллела был заместителем председателя общества вплоть до своей смерти.


В 1920 г. была достигнута договоренность с издательством Вернер Сёдерстрём, что сначала будет издана «Декоративная Калевала» (Koru-Kalevala), которая должна будет стать предварительной работой и популярным изданием для последующего издания «Большой Калевалы» (Suur-Kalevala).

В 1921 г. семья Галлен-Каллела переехала в Порвоо, а в 1922 г. вышла «Декоративная Калевала».

В финском оформительском искусстве это издание имеет прочную славу. Галлен-Каллела был также одним из основателей Финской художественной академии, под этим названием подразумевался руководящий совет Финского художественного общества.

Он был его председателем с 1922 г. Однако художник плохо себя чувствовал в Финляндии.

В декабре 1923 г. он отправился в Соединенные Штаты, а осенью 1924 г. за ним последовали жена и дочь. Они долгое время провели в Таосе в штате Нью-Мексико, где художник изучал искусство индейцев. В Чикаго он также работал над иллюстрациями к «Большой Калевале».

В мае 1926 г. семья вернулась на родину. Свое последнее крупное произведение, фреску «Калевала» на куполе вестибюля Национального музея, воспроизводящую фреску, написанную для Парижской всемирной выставки 1900 г., художник создал в 1928 г. Изменен был только один сюжет.

В 1930 г. был заключен контракт с Национальным Банком на создание гигантской фрески, изображающей ярмарку в Хяме.

Однако, возвращаясь после чтения лекций в Копенгагене, художник заболел пневмонией и умер в Стокгольме 7 марта 1931 г.


В 1935 г. в экспоцентре Хельсинки была устроена большая выставка в память о Галлен-Каллеле. В тот момент его творчество вызывало противоречивые оценки.

Финские национальные круги видели в нем величайшего финского художника, а либералы, отдававшие предпочтение модернизму, придерживались другого мнения.

Тем не менее, статус Галлен-Каллелы сначала как реалиста, а затем как символиста, постепенно повышался.

Отмечаются его многосторонность, а также его вклад в создание нового стиля. Весь тот визуальный стиль, который мы привыкли называть национально-романтическим, был творением прежде всего Галлен-Каллелы.

– АЙМО РЕЙТАЛА
Материал взят из Коллекции биографий «Сто замечательных финнов» на сайте Национальной финской библиотеки © Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, PL 259, 00171 HELSINKI

Приложение: Аксель Вальдемар Галлен (с 1907 Аксели Галлен-Каллела), род. 26.4.1865 Пори, умер 7.3.1931 Стокгольм. Родители: Петер Вильгельм Галлен, банковский служащий, адвокат, и Анна Матильда Валроос. Жена: 1890–1931 Мэри Хелена Слёёр, род. 1868, умерла 1947, родители жены: Каарло Александр (Карл Александр) Слёёр, надворный советник, и Айна Эмилия Эрстрём. Дети: Марьятта, род. 1891, умерла 1895; Кирсти, 1896, умерла 1980; Йорма, род. 1898, умер 1939.

Время : с 7 февраля по 6 мая 2012 года (часы работы: с 9:30 до 18:00; понедельник выходной; по четвергам музей Орсе работает до 21:45; музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря)

Место : Париж, Франция; Музей Орсе (д"Орсэ) (Musée d"Orsay ); адрес: rue de Lille , 62

Событие : Выставка « Аксели Галлен-Каллела. Страсть к Финляндии» (Akseli Gallen-Kallela (1865-1931). Une passion finlandaise )

Входные билеты в музей Орсе стоят 9€ и дают право также на осмотр данной выставки; цена билетов для льготных категорий посетителей составляет 6,50 €

Финский художник Аксели Галле н-Ка ллела (Akseli Gallen-Kallela ) (1865-1931) - одна из самых знаковых фигур в финском искусстве рубежа XIX – XX веков. В этом году в парижском музее Орсе впервые проводится большая монографическая выставка, посвященная его творчеству. Хотя ранее крупных выставок этого художника во Франции не проводилось, Галлен-Каллела имел тесные связи с Парижем: в 1880-х годах он учился в Академии Жюлиана, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже произвел триумф финский павильон, оформленный фресками его работы, созданными по мотивам финского эпоса «Калевала». Позднее, в 1908 году, Галлен-Каллела вновь представил свои картины на Осеннем салоне в Париже.

В творчестве Аксели Галле на-Ка ллелы сочетались натурализм, неоромантизм, символизм и экспрессионизм. Он работал в разных живописных жанрах, а также занимался декоративно-прикладным искусством (известен, например, разработанный им дизайн финских ручных ковров рюйю ). Новая выставка в Париже рассказывает о блестящей карьере этого разностороннего художника и знакомит публику со множеством ценных произведений из финских музеев и частных коллекций.

Выставка сначала прошла в Художественном музее Хельсинки и вот теперь переместилась в Париж. А с 1 июня по 2 сентября 2012 года выставку можно будет увидеть в Дюссельдорфе , во Дворце искусств (Museum Kunstpalast ).

Кураторы музея Орсе и их партнёры из Хельсинки и Дюссельдорфа очень тщательно подошли к выбору материала для экспозиции, решив ограничить ее работами высочайшего качества. В итоге для выставки было отобрано около 90 картин и произведений декоративного искусства , характерных для каждого периода и тематики творчества Галлена-Каллелы. Эта ретроспектива ярко иллюстрирует уникальную личность и интереснейший творческий путь художника, ставшего крупнейшим представителем национально-романтического направления северного (финского) модерна.

Раннее творчество Галлена-Каллелы: Крестьяне и сельская жизнь

Аксели Галлен-Каллела родился в 1865 году в финском городе Пори, на западном побережье Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. Тогда его имя звучало просто Аксели Галлен (художник добавил к своей фамилии ее финский вариант «Каллела» в 1907 году, на волне национального движения). Еще в детстве его истинной страстью стало искусство, хотя отец Галлена этого и не одобрял. После смерти отца, в 1881-84 гг., юноша начал посещать классы рисования в Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (так тогда называлась Академия художеств Хельсинки).

В этот период творчества молодого человека наиболее привлекали сюжеты из сельской жизни, которую он хорошо знал по своему детству, когда часто бывал в местечке Тюрваа на западе Финляндии. Именно там в 1884 году им была написана картина «Мальчик и ворона », демонстрирующая влияние французского представителя натурализма Жюля Бастьена-Лепажа (1848-1884), но отмеченная в то же время характерными чертами финской природы, национальных типажей и самобытного образа жизни. Годом позже Аксели Галлен пишет полотно «Старуха и кот », изображающее пожилую крестьянку с узловатыми пальцами и искалеченным тяжелой работой телом.

В 1886-1889 году, во время учебы в Кеуруу в Центральной Финляндии, Галлен переходит к более мягкому стилю живописи: он пишет интерьеры с игрой светотени в духе Рембрандта. В этот период художник изображает типично финские бытовые сцены: мытье в сауне, деревенскую семью за хозяйственными заботами. Его персонажи скромны и полны достоинства. С 1890 года художник начинает изображать дикие пейзажи Карелии, используя их для прославивших его монументально-декоративных циклов. Эти работы отражают чувство единения человека с Природой.

Парижский период

Незадолго до своего 20-летия Аксели Галлен-Каллела начинает учиться в Академии Жюлиана в Париже . В период с осени 1884 года до конца весны 1889 года он совершает три поездки во французскую столицу. В 1887 году, после обучения в Академии Жюлиана, он поступает в мастерскую Фернана Кормона - художника-реалиста, восхищавшего финского юношу своими историческими полотнами, которые впоследствии вдохновили Галлена на собственные поиски доисторических истоков финской идентичности. Несмотря на широкий круг друзей, Галлен тосковал по дому. Его ближайшими друзьями были финны и шведы, например Альберт Эдельфельт, Карл Дёрнбергер и Август Стриндберг, с которыми он познакомился в Париже.

Во время обучения в Париже Галлен практиковался в бытовых и уличных зарисовках, писал сценки, подмеченные им на улицах и в кафе. Примером творчества этого периода является картина «Парижский бульвар » (1885). Он также изображал различные сцены в интерьерах. Одной из таких работ является картина «Обнаженная» («Без маски») (masqué e ), написанная в 1888 году и признанная одним из главных шедевров Галлена-Каллелы . На картине изображена обнаженная парижанка (по-видимому, проститутка), сидящая на диване, покрытом традиционным финским ковром. Эта работа рассматривается специалистами как попытка уловить момент, когда все общепринятые маски спадают, и остается лишь обнаженное существование. Некоторые искусствоведы видят в этой картине изображение трагедии богемного общества.

В эту пору художник также писал автопортреты и портреты своих друзей. В 1886, 1888 и 1889 годах он принимал участие в Салоне Общества французских художников.

Символизм в творчестве Галлена-Каллелы

Особый раздел выставки в Музее Орсе посвящен символизму и спиритуализму в творчестве Галлена-Каллелы . В 1893-1894 гг. финский художник создал целый рад полотен, которые можно отнести к этому европейскому художественному течению. В этот период его вдохновляли библейские сюжеты, а также оккультные и теософские учения; он разделял духовные поиски многих символистов и размышлял о предназначении искусства.

Используемые художником символы носят мистический характер, отсылают к космическим, первозданным мотивам. В замечательных работах данного периода Галлен обращается к таким темам, как чудо творения и жизни. Так, например, в картине «Симпозиум » (1894) мы видим двух мужчин, которые смотрят на странное явление наподобие ангела, парящего над столом. Сам этот ангел находится за пределами картины. Здесь же изображена стоящая фигура в черном - это сам художник. Двое за столом - это финские композиторы Роберт Каянус и Ян Сибелиус. Представшее им парящее видение символизирует тайну искусства, которую спящий человек за столом (предполагают, что это критик, чья профессия как раз и заключается в толковании искусства) не может увидеть и разгадать. В этой работе явно присутствует представление о художнике как избранном человеке, демиурге, которому одному дано видеть невидимое.

В картине «Ad Astra » («К звёздам») (1894) Галлен-Каллела представляет свое видение библейской темы Воскресения, которую он трактует как освобождение, следующее за человеческими страданиями. Данное полотно, несомненно, является одним из самых красивых произведений европейского символизма . Эта космическая картина, обрамленная створками, как церковный алтарь, оставалась в мастерской художника до конца его дней.

Масштабные пантеистические пейзажи Галлена-Каллелы в иллюстрациях к «Калевале» и оформлении мавзолея Юзелиуса в Пори также отчасти могут быть отнесены к символизму .

Портретная живопись

Портреты кисти Галлена-Каллелы изображают в основном его друзей-художников, а также представителей высшего общества тогдашней Финляндии. Мы видим, например, финского предпринимателя и мецената Антти Альстрёма среди своей семьи и промышленника Густава Серлахиуса, гордо стоящего посреди своей огромной бумажной фабрики.

На другом портрете изображен сенатор и профессор математики Эдвард Неовиус в кругу семьи. Также заслуживает внимания портрет финской актрисы Иды Аалберг (1893) - одной из крупнейших драматических актрис того времени. Галлен-Каллела изобразил ее с тревожным выражением лица, устремленными вдаль горящими глазами и выразительно сложенными руками.

Наконец, на портрете своей молодой жены Мэри художник представил ее в элегантном наряде леди, в гармонии с окружающим скалистым пейзажем.

Пейзажи

В июне 1889 года Галлен со своим другом Луисом Спарре отправляется в Кеуруу, что в Центральной Финляндии. Здесь он пишет несколько пейзажей, умело передавая водную гладь озера и отражения деревьев в воде. Летом 1892 года появляется картина «Черный дятел », на которой запечатлена природа Карелии - дикого региона, в котором финская интеллигенция искала древний уклад жизни и идеи для своего творчества.

Художник создал также многочисленные пейзажи региона Руовеси на западе Финляндии. Начиная с 1902 года, под влиянием немецкого художественного объединения «Фаланкс», а затем группы «Мост» пейзажи Галлена становятся в большей степени стилизованными, полными мерцающих красок. Во многих его пейзажах проявляются мистические, символические аспекты. Птица на картине «Черный дятел» служит символом жизни, а водопад и пять золотых струй на картине «Водопад в Мянтюкоски » наводят на мысль о музыкальном сопровождении падающей воды.

В картине «Весна в Калеле» и «Логово рыси» чувствуется влияние швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежского художника Эдварда Мунка , с которым Галлен-Каллела устраивал в 1894 году совместную выставку в Берлине.

Иллюстрации к «Калевале»

Тема природы присутствует и в самых, пожалуй, знаменитых картинах Галлена-Каллелы , посвященных финскому эпосу «Калевала» - поэме, составленной на основе народных эпических песен фольклористом Элиасом Лённротом и впервые изданной в 1835 году. Этот эпос, моментально ставший символом финской культуры , отвечал интересу художника к вопросам национальной идентичности и политической ситуации конца XIX века, когда страна всё еще оставалась под контролем Российской империи.

Аксели Галлен-Каллела нашел мощные визуальные образы для выражения волшебных и героических мотивов эпоса. В триптихе «Легенда об Айно» и картине «Создание Сампо» художник еще придерживается натуралистического стиля. Однако при изображении таких героев «Калевалы», как Вяйнямёйнен и Лемминкяйнен , наделенных сверхъестественной силой, он применяет совершенно новый стиль , жесткий и выразительный, полный неподражаемо ярких красок и стилизованных орнаментов. В полотне «Защита Сампо » мы видим борьбу Вяйнямёйнена со злой ведьмой Лоухи за Сампо - волшебный предмет, являющийся источником счастья и изобилия.

Из этого цикла также стоит отдельно отметить потрясающую картину «Мать Лемминкяйнена », которую можно назвать подлинной северной Пьетой. На картине изображен момент, когда мать Лемминкяйнена находит своего сына у реки Смерти, после чего оживляет его.


Фрески для мавзолея Юзелиуса в Пори

В 1898 году промышленник из города Пори Артур Юзелиус пережил трагедию: в возрасте 11 лет умерла его единственная дочь. Безутешный отец решил создать в память о дочери капеллу-усыпальницу. Здание было построить по проекту архитектора Йозефа Стенбека (Josef Stenbäck ) в неоготическом стиле. Заказчик также желал, чтобы мавзолей был великолепно оформлен и изнутри. Основная часть работ по созданию настенных росписей была поручена Галлену-Каллеле. В 1902-1903 годах он выполнил многочисленные подготовительные эскизы маслом для этих фресок . К сожалению, сами фрески вскоре разрушились, а затем окончательно пожаром, но в 1930-х годах их удалось восстановить: по эскизам отца это сделал сын художника - Ёрма Галлен-Каллела (Jorma Gallen-Kallela ) (1898-1939).


В этих фресках Галлен представил цикл жизни и смерти, с метафизической точки зрения рассматривая тему связи человеческой судьбы с ритмичностью смены сезонов в природе. В панно «Весна » мы видим женщину в черном платье, которая символизирует смерть и угрожает счастью детей. В композиции «Стройка» женщина дает своему старшему ребёнку молоко, которое предназначалось для ее мертворожденного младенца. Река Смерти, Туонела , безжалостно уносит всё живое.

Всего на выставке можно увидеть шесть полотен из этого цикла, с его идеалистической повествовательной программой и сложной иконографией: «Весна», «Стройка», «На берегах реки Туонела», «Разрушение», «Осень» и, наконец, «Зима». Все вместе эти холсты образуют поразительную «панораму жизни», полную глубокой символики и выразительной силы. К сожалению, на выставке не представлен эскизов для двух других композиций, хотя в самом мавзолее трагические фрески дополняются более светлыми трансцендентальными пейзажами «Рай » и «Космический эфир », которые привносят в этот погребальный цикл нотку надежды.

Аксели Галлен-Каллела и сам пережил смерть родного ребёнка. В марте 1895 года он получил телеграмму о том, что его дочь умерла от дифтерии. Эта трагедия стала поворотной точкой в его творчестве. С тех пор его кисть утратила мягкий романтический характер и стала более жесткой и агрессивной. Именно в этот период появляется упомянутый выше стиль, характерный для таких работ, как «Мать Лемминкяйнена» и «Месть Йоукахайнена».

Декоративно-прикладное искусство Галлена-Каллелы и идея синтеза искусств

Два зала экспозиции посвящено деятельности Галлена-Каллелы в сфере декоративного искусства . Надо сказать, что художник имел необычайно широкий спектр творческих интересов : занимался дизайном мебели и традиционных финских ковров, строил дома, иллюстрировал книги, проектировал интерьеры... В частности, по его собственному проекту был построен дом-студия «Калела» (1894) в Руовеси, среди диких озер и лесов. В этой резиденции художник и его семья были свыше десяти лет.

Этот деревянный дом, где сегодня находится музей Галлена-Каллелы, был построен с использованием традиционных строительных методов и творчески переработанных фольклорных мотивов. Для интерьера своего деревенского жилища художник сам разработал дизайн мебели, печей, тканей и прочих предметов обстановки, создав уникальную гармоничную среду. Столы, стулья, шкаф, ковер ручной работы с декоративным мотивом «Пламя» - всё это создает единый ансамбль.

На выставке в Париже представлено несколько спроектированных художником объектов интерьера , сочетающих в себе финские народные корни и новейшие европейские влияния ар-нуво . Кроме того, по эскизам Галлена была оформлена комната завода Iris (это предприятие принадлежало его другу Луису Спарре и специализировалось на производстве керамики и мебели) в финском павильоне, представленном на Всемирной выставке 1900 года в Париже .

Для Всемирной выставки 1900 года Галлен-Каллела также выполнил фрески для финского павильона . Эти росписи были вновь посвящены эпосу «Калевала » и заодно обнаруживали политические взгляды художника. Так, на фреске «Ильмаринен вспахивает змеиное поле» на одной из гадюк можно заметить царскую корону Романовых, так что процесс изгнания гадюк с поля приобретает значение призыва к независимости Финляндии.

После этой парижской выставки Галлен-Каллела приобрел статус ведущего финского художника , известного во всем мире. Цикл фресок для финского павильона Всемирной выставки был затем повторен мастером при оформлении холла Национального музея в Хельсинки в 1928 году.

Последние годы жизни и творчества

В 1909 году художник поехал с семьей в Кению, где создал свыше полутора сотен полотен в духе экспрессионизма, часть которых можно увидеть и на нынешней выставке в музее Орсе . В Африке он наблюдал местные обычаи и нравы, участвовал в сафари и экспедициях. Однако уже через пару лет художник вернулся на родину, понимая, что здесь его корни и источник его вдохновения.

Последние годы жизни Галлен-Каллела активно занимался политикой, всё меньше писал и проводил много времени на природе. В 1918 году, во время Финской гражданской войны, художник вместе с сыном принимают участие в боевых действиях на стороне белых. Затем, по предложению Маннергейма , Галлен-Каллела занимался дизайном флагов, униформы, государственных символов независимой Финляндии , а в 1919 году был назначен адъютантом Маннергейма.

В 1923-26 гг. художник жил в США, и выставки его работ устраивались в нескольких американских городах. Галлен-Каллела скончался от воспаления легких, когда находился в Стокгольме, возвращаясь с лекции в Копенгагене. Его дом-студия Тарваспяя (Tarvaspää ) в Эспоо является музеем, как и вышеназванная студия «Калела» в Руовеси.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .

Axel Waldemar Gallen-Kallela. 1865-1931 г.
Выдающийся финский художник.

Вклад известного финского художника Аксели Вальдемара Галлена-Каллелы в развитие национального изобразительного искусства Финляндии переоценить сложно, более того, он считается одним из основоположников его создания, и значительная часть произведений художника украшает золотой фонд живописи этой страны.

Родился будущий живописец 26 мая 1865 в городе Бьёрнеборг (финское название – Пори). Шведская фамилия «Галлен» превратилась в нынешний вариант после того, как самоидентификация финского народа приобрела массовый характер, и к старой фамилии был дописан ее финский манер.

Обучение живописи началось в 1881 в Гельсингфорсе в Рисовальной школе. Первоначально были уроки у Ф. Алтстедта, затем у других художников, а в 1884 Галлен-Каллела переехал в Париж, где продолжил художественное образование в Академии Жюлиана. В это время он попадает под влияние творчества Бастьен-Лепажа.

Анализируя ранние работы, можно заметить, что в них присутствует скандинавский веризм, правдивое изображение жизни коренного народа, реалистические картины местной природы; характерные полотна – «Мальчик и ворона», «Первый урок».

Поселившись в селении Руовеси (конец 80-х) Галлен-Каллела глубоко проникся эпосом Калевалы, легенды которой стали для него путеводной звездой на многие годы. Вхождение в русло северного модерна или «нордизма» было органичным; начинается работа над станковыми полотнами к национальному эпосу.

Посещение Германии в 1890-м принесло знакомство с мастерами европейского модерна. Этот стиль, а также элементы живописного символизма начали появляться и в его полотнах («Легенда об Айно»).

На Всемирной выставке, открывшейся в Париже в 1900-м, финский павильон был украшен монументальными росписями Галлена-Каллелы, которые подчеркнули влечение художника к «большим» формам. Можно было заметить, что автору близки фрески Помпеи, Возрождение в ранне-итальянском стиле, а также флорентийская графическая культура.

Не обошел стороной художник и «вечные» темы, в которых он искал ответы на вопросы жизни и смерти, нередко наполняя их мистическим смыслом. Все это проявилось во время росписи им надгробной капеллы, заказанной промышленником Юселиусом (1901-1903 гг.), причем фрески были выполнены в модернистском стиле.

Работая над темой Калевалы, Галлен-Каллела перешел от масла к темпере, в его манере живописи появилась экспрессия, что было заметно в сочетании силуэтов с большеразмерными цветовыми плоскостями, а из рун он выбирал сюжеты наиболее драматического содержания.

Особое место в жизни и творчестве художника занимала тема патриотизма. В его работах в символическом виде отображалось стремление видеть свою родину сильным и независимым государством, а в 1918 он принимал участие в боевых действиях, связанных с гражданской войной.

Выделяется индивидуальными подходами и портретная живопись Галлена-Каллелы, где в образах людей присутствует особая выразительность, которой он достигал за счет мастерского подхода к вопросам цветового пятна и экспрессивной линии контура.

В 1923-1926 гг. художник проживал в Америке.

Смерть застала мастера 7 марта 1931 в Стокгольме, когда он возвращался с лекции в Копенгагене; ее причиной стало воспаление легких.

2014-09-09

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weʼve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youʼre not sure about how to enable cookies, please refer to our .

Why did this happen?

Itʼs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youʼll just need to enter the CAPTCHA code once, and weʼll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnʼt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. Weʼve developed a service called that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

Itʼs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatʼs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr.Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the .