После смерти второй жены синьор Пьеро да Винчи женился в третий раз. Отношения с новой мачехой (которая, как говорят, даже была моложе своего пасынка) у художника, не сложились. Она, вполне справедливо, полагала, что двадцатишестилетний человек должен сам зарабатывать на жизнь, а не просить помощи у отца. Леонардо, хоть и считался во Флоренции даровитым живописцем, заказов получал мало. Он их не искал, предпочитая заниматься своими фантастическими проектами, а заказчики его сторонились, потому что за ним прочно закрепилась слава чудака. Отцу такое положение дел, конечно, не нравилось. Он попросил монастырь Сан Донато Скопето, где исполнял должность нотариуса, отдать сыну заказ на большую картину «Поклонение волхвов».

Итак, в 1481г, при содействии отца, нотариуса монастыря, Леонардо получил самый большой и важный, к тому времени, заказ на большую картину для алтаря в Сан Донато Скопето, церкови монастыря Огастина. В то время, он все еще работал над "Св.Иеронимом", но новый заказ был очень важен и пришлось отложить "Св.Иеронимома".

Договор был заключен на два с половиной года, и в 1481-м Леонардо приступил к работе.

В картине в полной мере воплотился придуманный Леонардо язык «говорящей» живописи. Подобная интенсивность жестов, выразительность эмоций через столетия будут воспроизведены в немом кино. И само «Поклонение волхвов» весьма кинематографично. Момент приношения даров передан как взрыв в человеческой истории – весь мир начинает двигаться вокруг Божественного Младенца и Его Матери. Тарковский использовал эту картину в «Жертвоприношении»: один из героев фильма, глядя на ее репродукцию, говорит, что всегда боялся Леонардо. В стоящем справа юноше Леонардо изобразил себя.

Картина осталась незаконченной. В 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Лоренцо Великолепный, флорентийский банкир, отправил его к миланскому герцогу Лодовико Сфорца, в качестве «посланника муз»: да Винчи должен был представить в Милане изобретенную им лиру, поскольку он был единственным, кто умел на ней играть. Во Флоренцию Леонардо вернется только через 18 лет. Монахи Сан Донато посчитали его поступок бесчестным и пригласили доделать работу другого художника. Но тот решил, что лучше все начать заново. Так что можно считать настоящим чудом то, что эта неоконченная картина Леонардо сохранилась и дошла до наших дней.

Несмотря на незаконченность, главные особенности картины ясны. На ней показан момент, когда второй король предлагает дар ребёнку

На первом плане- Мария с младенцем, за ними скала с двумя деревьями. Три короля, которых в Вифлием привела звезда поклоняются Ребёнку, сидящему на коленях у матери.

Первый король, Каспар(слева,считается, что он самый старый), кланяется низко Матери и Ребенку. второй король, вероятно Балтазар, прильнув к скале, в страхе, протягивает подарок. Человек, опускающийся на колени, с поднятой головой, наиболее вероятно, Мельхиор(самый молодой) из этих трех королей.(считается,что они представляют Азию, Африку и Европу)
Вокруг много других людей, сопровождавших волхвов, полукругом окружающих Марию с ребёнком. На заднем плане-более свободно. Видны руины дворца царя Давида. Два молодых дерева, растущие на развалинах, связаны по смыслу с более старыми около Марии, и могут пониматься, как символы новой эры, время мира и милосердия, которое должно было следовать за рождением Христа.Более высокое из этих двух деревьев в средине цепляется корнями за неприветливую поверхность скалы. Один из этих корней, как бы связывает дерево и голову ребенка Христа и может пониматься, что он - корень и дерево Давида.

Две лошади, на заднем плане, с наездниками в боевой позиции, могут быть ссылкой на другую легенду. Согласно этой легенде, три короля были жестокими врагами, но после их удивительной поездки в Вифлием заключили мир. Резкий контраст, между миром и враждой на переднем и заднем планах картины, показывает противопоставление между временем перед Появлением Бога и временем, которое началось с рождения Христа.
На основании бронзовой фигуры, выполненной Вероккио, моделью которой был его ученик Леонардо, считается что в одиноко стоящем от толпы молодом человеке (справа-внизу) Леонардо изобразил себя. В то время, живописцы часто рисовали себя среди персонажей картины

Евангелие от Матфея (2:1-12) говорит:
1 пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должен родиться Христос?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который спасет народ Мой, Израиля. Мих.5,2; Иоан.7,42
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

"Поклонение волхвов" - картина, которую писал Леонардо в 1481 г. по заказу, для монастыря Сан Донато в Скопето. Работа осталась незавершенной, в связи с тем, что Леонардо отбыл в Милан и занялся военной инженерией. С 1670-го года и по сей день, картина находится в Уффици, во Флоренции. Эта выдающаяся работа, очень личная обработка библейского сюжета, который часто встречается во флорентийской живописи 15-го века. Она относится к работам уже достаточно зрелого художника, умевшего передать ритм, движение и эмоции.

На переднем плане изображены Дева Мария с младенцем и волхвы на коленях в поклонении. Вместе они образуют форму пирамиды, что характерно для работ да Винчи. За ними полукругом сопровождающие почитатели. Лицо парня, изображенного в нижнем правом углу картины, многим напоминает автопортрет самого Леонардо в юности. Он стоит, как бы, отвернувшись, но рукой указывает на происходящее событие. На заднем плане слева - поврежденное языческое здание и рабочие. Справа - люди на боевых конях и эскиз скалистого пейзажа.



Возможно, что поврежденное здание символизирует Базилику Максенция (самое большое здание, когда-либо существовавшее на Римском форуме), которое согласно средневековой легенде, как утверждали римляне, будет стоять до тех пор, пока Дева не родит. Якобы оно рухнуло в ночь рождения Христа (на самом деле оно и достроено, то, было только в 312-ом году). Руины доминируют над предварительным перспективным рисунком Леонардо, на котором изображены воины-всадники. Пальма в центре располагается прямо над Девой Марией и, как полагают многие, имеет с ней связь, частично из-за фразы ""Вы величественны как пальма"" из Песни Соломона. Другим аспектом может быть использование пальмы как символа победы в древнем Риме, тогда как в христианстве это символ триумфа, мученичества и победы над смертью. Так, в заключение, можно сказать, что пальма в целом символизирует триумф. Второе дерево на картине идентифицируют как рожковое. Его семена использовали в качестве единицы измерения, меры веса. Ими измеряли ценные камни и другие драгоценности. Это дерево и его семена связывали с престолом, предполагая Христа в качестве короля королей или Деву как будущую Королеву небес.

Если взглянуть на картину в целом, можно предположить, что в ней имеет место идея, как и у Микеланджело на тондо Мадонна Дони, что языческий мир как бы вытесняется христианским миром на задний план.

Размер картины 246 см. х 243 см. Она выполнена на пяти скрепленных между собой досках, маслом, по типу sketchwork, который широко применяется в современном искусстве. Ее композиция концентрированная и сильная. Мнение что картина незакончена – многим кажется ошибочным. Некоторые полагают, что она выполнена в стиле «non finito» и это изначальная задумка художника. Фигуры и архитектурные элементы смело очерчены и наполнены темными оттенками. Поклонение волхвов является, пожалуй, одной из самых странных и в то же время плодородных композиций Леонардо да Винчи. Объединив фигуры молящихся стариков и вооруженных всадников, он превратил банальный библейский сюжет в картину истории человечества.

    Поклонение волхвов (картина) - «Поклонение волхвов» популярный библейский сюжет в живописи. «Поклонение волхвов» картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» («Жемчужина Брабанта») триптих Д. Боутса «Поклонение волхвов» картина Рогира ван дер Вейдена «Поклонение волхвов»… … Википедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

    Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) - … Википедия

    Леонардо да Винчи - Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci … Википедия

    Леонардо Да Винчи - (Leonardo da Vinci) 1452, Винчи 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых… … Большая советская энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (1452 1519) великий ит. художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. г. Винчи, между Флоренцией и Пизой).… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи) - … Википедия

    Тайная вечеря (Леонардо да Винчи) - Леон … Википедия

    Спаситель мира (Леонардо да Винчи) - … Википедия

Книги

  • Йос ван Клеве , Астахов Юрий. Голландский художник Йос ван дер Беке вошел в историю искусства под именем Йос ван Клеве (Клеве - местечко, где родился живописец). Образование получил, видимо, в Брюгге, где познакомился с… Купить за 2589 руб
  • Йос ван Клеве , Астахов Ю.. Голландский художник Йос ван дер Беке вошел в историю искусства под именем Йос ван Клеве (Клеве - местечко, где родился живописец). Образование получил, видимо, в Брюгге, где познакомился с…
В марте 1481 года монахи флорентийского монастыря Сан Донато а Скопетто обратились к нотариусу Пьетро из Винчи с просьбой найти художника, который бы мог написать алтарную картину для собора. Пьетро сразу же предложил услуги своего сына Леонардо, недавно окончившего обучение у Верроккьо. Тогда же был заключен и договор, где определялись условия работы. Перед художником ставилась задача – за два – два с половиной года написать маслом на доске картину размером 2,5x2,5 м. Сюжет «Поклонения волхвов» – один из эпизодов евангельской легенды.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочетов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали ее как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Преклоняясь перед чудесным младенцем, волхвы поднесли дары – золото, ладан и смирну (благовонную смолу). К теме «Поклонения волхвов» обращались многие художники. В богословских трудах нет единого мнения о том, кто такие волхвы, как они выглядели, откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии? Все это позволяло художникам давать собственную интерпретацию сюжета.

В конце XV века, когда Леонардо начинал свой творческий путь, центром культурной жизни Флоренции стала так называемая «Платоновская академия». Она объединяла ученых, литераторов и философов того времени. Покровителем академии был негласный правитель города Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Переводы и толкования сочинений античных авторов, которыми занимались флорентийские академики, повлияли на их отношение к изобразительному искусству. Живопись казалась им не более чем иллюстрацией философских идей и поэтических сочинений. Это отразилось на творчестве художника, наиболее близкого к академии, – Сандро Боттичелли. Следуя указаниям наставников, он создал несколько произведений, которые представляли собой реконструкции картин античных художников или служили истолкованием стихов поэта Анджело Полициано.

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерных для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей.

Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Известно, что картина выполнялась на заказ. В правой ее части Боттичелли старался представить персонажей, которые явно не вмещались в композицию. Он запечатлел их профили наложенными друг на друга, подобно изображениям на египетских рельефах. Зрителю оказалась видна при этом лишь небольшая часть лица, самим же фигурам не хватило места. Правомерен вопрос, зачем столь искусному мастеру, как Боттичелли, понадобилось перегружать и без того неглубокое пространство произведения, нарушая тем самым его целостность? Не проще ли вообще исключить лишние фигуры? По-видимому, Боттичелли получил от заказчика точные указания, кого и как необходимо изобразить на картине и что она должна говорить зрителям. А зрителей было очень много, чуть ли не вся Флоренция, так как произведение предназначалось для церкви Санта Мария Новелла, одной из самых почитаемых в городе.

Понять причины подобного построения композиции и точнее датировать «Поклонение волхвов» поможет знание истории Флоренции конца XV века. Исследователи искусства относят время создания произведения к 1475–1478 годам. И можно предположить, что только одно значительное событие, происшедшее в конце этого периода, могло найти отражение в картине. В апреле 1478 года группа заговорщиков, возглавляемая семьей Пацци, напала на братьев Медичи, чтобы захватить власть в городе. Одного из них, Джулиано, им удалось убить, но правитель города Лоренцо Великолепный спасся благодаря помощи поэта Анджело Полициано. Заговор был подавлен с необыкновенной жестокостью, и в последующем противники Медичи подвергались постоянным преследованиям.

Видимо, после этого знатный флорентиец Гаспаре ди Дзаноби дель Лама и заказал Боттичелли картину на тему «Поклонение волхвов». Но не только благочестивое желание украсить церковь Санта Мария Новелла руководило заказчиком,а намерение выразить приверженность политике Лоренцо Медичи.

Исследования историков искусства и иконографические данные творческого наследия А. Верроккьо, Д. Гирландайо и учеников Боттичелли позволяют утверждать, что изображенный у ног Марии с младенцем старик в черной с золотом одежде – основатель династии Медичи, Козимо-старший. Двое коленопреклоненных волхвов в красной и белой одеждах – его сыновья Пьетро и Джованни. В левой части композиции обращает на себя внимание фигура молодого человека с надменным выражением лица – это Лоренцо Великолепный, внук Козимо. Он опирается на меч, символ расправы с заговорщиками. Сзади обнимает его спаситель Анджело Полициано, как бы прикрывая Лоренцо своим телом. В правой части среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в черном. Это брат Лоренцо – Джулиано, изображенный с закрытыми глазами. На языке символов XV века подобное означало, что человека уже нет в живых. Остальные персонажи картины – портреты деятелей Платоновской академии, друзья и соратники Медичи. К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы точно назвать каждого по имени. Но среди них выделяются трое, они смотрят прямо на зрителя. На первом плане справа изображен молодой человек в желтом плаще. Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. За ним старик, в котором можно предположить заказчика картины. Слева запечатлен, видимо, его сын или близкий родственник.

Таким образом, можно сделать вывод – сюжет «Поклонения» послужил Боттичелли поводом для прославления семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции. Кроме того, картина явно намекала на недавние события – подавление заговора Пацци – и служила доказательством того, что заказчики ее, семья Лама, – союзники Медичи.

Подобно автору рассмотренного произведения мог бы поступить и молодой Леонардо. Достаточно было в заказной работе прославить правителя города, чтобы попасть в число его приближенных, как это и произошло с Боттичелли. Но такое отношение к творчеству было неприемлемо для Леонардо, считавшего искусство формой художественного познания мира. Эту позицию он определил во вступлении к своему «Трактату», поставив живопись выше скульптуры, музыки и поэзии. До нас дошли записи художника, где тот полемизирует с Боттичелли. Одна из них посвящена проблеме построения пространства в картине. Во второй Леонардо гневно обрушивается на Сандро, который считал, что пейзаж имеет лишь декоративное значение в композиции.

И вот удача! Заказ монахов Сан Донато дает ему возможность не на словах, а на деле доказать правильность собственного подхода к живописи. Попробуем проследить, как же Леонардо решал поставленные задачи. Рождение художественного образа – сложный творческий процесс. Он связан со способностью воображать и цельно видеть. Исходя из понимания содержания, художник мысленно представляет композицию, ее пропорциональные членения, пространство, расположение персонажей, цветовую гамму, соотношения тонов. И только впоследствии, когда общий замысел найден, зафиксирован в композиционном эскизе, начинается внимательная проработка отдельных деталей, поиски наиболее выразительных лиц, поз, жестов, уточнение линейной перспективы.


Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение
волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.

Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажется вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.


Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства. Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников. Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними. Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление. Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо. Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения». Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела». Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами. Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение». Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека. Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства. Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания. Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, - до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года. Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию. Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино. Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна - Марией с младенцем Иисусом.

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары. На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке. В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки. Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю. Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида. На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время - эру любви и милосердия. Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу. Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле. В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение. В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров. Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться. Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета - более живыми, а сама картина — яркой. Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.