Герой сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (1838), символ несгибаемого мужества и упорства. Его судьба описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире, где в сложном единстве сосуществуют люди, звери и игрушки. Он - один из двадцати пяти игрушечных солдатиков, «родных братьев по матери - старой оловянной ложке», которых подарили на день рождения маленькому мальчику. От своих братьев Стойкий Оловянный Солдатик

Отличался тем, что был одноногим (не хватило олова), но стоял на своей одной ноге надежно и крепко.

В игрушечном мире детской, куда попали солдатики, было много чудесного, но больше всего героя привлекла бумажная Танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке, - другую она подняла так высоко, что солдатик ее не увидел и решил, что они с Танцовщицей товарищи по несчастью. Конечно, он только мечтать мог, что такая красавица всерьез обратит на него внимание. Но случилось так, что судьба С. О.С. сложилась на редкость удивительно. Он - натура, по-солдатски и, так сказать, по-оловянски простая, однако не по-игрушечному чинная и деликатная - прожил коротенькую и удивительную жизнь. Отдельные подробности его столкновения с внешним миром, куда он попал, вывалившись из окна, фантасмагоричны: чего стоит, например, крыса, требовавшая паспорт у проплывавшего на лодочке из газетной бумаги солдатика.

Удачно миновав столкновения с крысой, он целиком очутился во власти водной стихии (из ручейка попал в реку) и даже, подобно библейскому Ионе, оказался в чреве, правда, не кита, а неизвестной рыбы, из которой вновь был выдворен в свою старую детскую, к тем же детям и игрушкам. Но его судьба, несмотря на свою примечательность, не задалась с самого начала, с той самой недостающей ноги. Эта история закончилась плохо. Кто-то из мальчишек швырнул его в камин, и он превратился в маленький кусочек олова. Расплавился до самого сердца. И все же история закончилась хорошо - ворвавшийся в комнату ветер швырнул в печку и маленькую бумажную Танцовщицу. Так они погибли вместе.

Цель:

  • Создать условия, способствующие осознанию философского смысла сказки.
  • Развивать образное мышление, творческие способности, способность воспринимать различные виды искусств.
  • Воспитывать любовь к художественному слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

Ход урока

  • Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка).
  • А значит мы отправимся куда, мы отправимся в: (сказку) - хором дети.
  • Что такое сказка?

(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) - говорит ученик.

Какие бывают сказки?

Что у них общего и чем они отличаются?

Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем.

Какие недостатки людей осуждаются в сказках?

(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)

А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?

(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).

- "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". А.С. Пушкин (на доске)

Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.

Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.

I. Сообщение темы.

У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие:

А). Прочитайте заглавие сказки.

Что можно узнать из заглавия?

Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

На доске:

  1. Прочный, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

Физминутка.

Б). Рассмотрите иллюстрации.

Что можно предположить?

(Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

Значит, в каком значении по-вашему мнению, употреблено слово стойкий в заглавии?

(Непоколебимый, упорный, твердый духом).

Как вы думаете, какая это сказка?

1. Грустная или веселая?

2. Волшебная или анималистическая?

Что о нем вам известно? (Выступление детей).

В). Обобщение учителем.

Геннадий Цыферов в книге "Мой Андерсен" пишет: "Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит:"

Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда останется в сердце.

Учитель: Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки.

Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки?

Может быть кто-то знает?

Предположения детей:

Ученик: - Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то. Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка.

Физминутка.

III. Итак мы отправляемся в путешествие:

Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы должны ответить на самый главный вопрос:

Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?

Вывод учителя:

В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.

Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).

Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:

IV. Анализ сказки (выборочное чтение).

I часть

Ключевой вопрос:

Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?

На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.

Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)

(он особый, самый замечательный:)

Что говорит о его внутренних качествах?

(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))

Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней (стр. 39, 5))

О чем он подумал?

(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))

О чем говорят его первые слова?

Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"

Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он нереальность осуществления своего желания).

Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)

("Но познакомиться с ней:")

(Поухаживать для игры, для забавы).

Как эти мысли и чувства характеризуют солдатика?

Раскрывают ли они главное в нем?

(ведь легкомыслие, игривость не соответствует тому образу героя, который создается в тексте сказки)

Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор.

II часть

Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)

О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?

Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

(Игрушки играют так же, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом).

(Это говорит о культуре девочки и женщины, об уважительном отношении мальчиков и девочек, о дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)

Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2) (дети)

Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей (стр. 39, 3)

(Зародились таинственная и бескорыстная любовь)

"Вдруг выскочил:"

Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)

Кто такой тролль?

(Злой волшебник, чертенок)

Откуда он взялся и за что мстит солдатику?

(Тролль - это воплощение внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств: зависти, о которых мы говорили раньше. И за это мстит ему тролль).

Что случилось утром? (стр. 40, 6)

Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

И первое испытание солдатик выдержал как? (Достойно стр. 40, 7)

Почему он не стал кричать и звать на помощь? (стр. 40, 8)

Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)

(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: Вот это "чудное мгновение" и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушение, победить зло и достойно выдержать испытание.

Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке. (стр. 42, 2)

Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (стр. 43, 3)

V. Итог.

Счастливый ли конец у сказки?

(И да и нет)

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

Услышали ли вы "звон грусти" в этой сказке?

О чем звенит сказка "Стойкий оловянный солдатик"?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость - все как в настоящей жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику "Королю сказок" в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник. А также памятник одному из героев сказок - Русалочке. Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.

VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз памятника любимым вами героям сказок Андерсена и объясните свой выбор.

Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» — игрушечный солдатик, отлитый из олова. Вместе с другими оловянными солдатиками его подарили на день рождения одному мальчику. Надо сказать, что от своих братьев главный герой сказки отличался тем, что у него была только одна нога. Для изготовления этих солдатиков использовали оловянную ложку, и на него олова чуть-чуть не хватило. Но солдатик стоял стойко даже на одной ноге.

Всех подаренных солдатиков мальчик расставил на столе, где было еще много других игрушек. Самой красивой игрушкой был картонный дворец, перед которым находилось зеркальное озеро с лебедями. На пороге дворца стояла на одной ножке его хозяйка, танцовщица. Солдатику она настолько понравилась, что он только о ней и думал.

Когда все в доме улеглись спать, игрушки ожили и стали играть сами по себе. Из табакерки, за которой стоял солдатик, выскочил злой тролль. Ему не понравилось, что солдатик смотрит на танцовщицу, и тролль затаил злобу.

Утром дети переставили солдатика на окно и от порыва ветра он выпал на улицу. Солдатика искали, но не нашли. Прошел сильный дождь и канавы были полны воды. Два мальчика, проходившие мимо, нашли солдатика. Они решили соорудить для него лодку из газеты и отправить в путешествие по воде. Течение было сильное и солдатика быстро уносило в реку. Он стойко переносил опасное плавание и думал о танцовщице. В какой-то момент бумажная лодка начала тонуть, но солдатик так и не попал на дно реки. Его проглотила большая рыба.

В брюхе у рыбы было темно и тесно. Но солдатик был стойким, он терпеливо сносил все трудности. Прошло время и солдатик увидел свет. Оказывается, рыбу поймали рыбаки, и с рынка кухарка принесла ее в дом, где начала разделывать. Чудом было то, что солдатик снова попал в тот самый дом, откуда началось его путешествие. Обрадованная кухарка отнесла солдатика детям. Он вновь увидел знакомые игрушки и прелестную хозяйку картонного замка.

В этот момент один из мальчиков, возможно, подученный злым троллем, неожиданно схватил солдатика и бросил его в печку. От жара пламени солдатик, сделанный из олова, начал таять. И в эту минуту от порыва ветра картонная танцовщица взлетела и приземлилась прямо в пламени печи, рядом с оловянным солдатиком. Она тут же сгорела, и солдатик к тому моменту тоже растаял.

Утром служанка нашла в печи лишь комочек олова, который был похож на сердце и обгорелую брошку, что когда-то висела на шее картонной танцовщицы.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Стойкий оловянный солдатик» состоит в том, что стойкость порой творит чудеса. Если есть способность переносить все невзгоды и лишения, то обязательно вернешься к тем, кого хочешь видеть. У этой сказки, по вине злого тролля или по случайности, грустный конец, но главные герои сказки, в итоге, оказались вместе.

Сказка «Стойкий оловянный солдатик» учит не обращать внимания на зависть и ненависть, которая, порой исходит от некоторых недоброжелателей. Быть стойким – значит уметь преодолевать трудности и не сгибаться под ударами судьбы.

В этой сказке мне понравился оловянный солдатик, который стойко сносил все удары судьбы. Он хотел быть вместе с танцовщицей — он с ней и остался.

Какие пословицы подходят к сказке «Стойкий оловянный солдатик»?

Кто крепко держится, тот побеждает.
Стойким и счастье помогает.

Тексты сказок кажутся ребенку чем-то добрым в любом случае. Только с возрастом, когда человек подрастает, ему чудится, что сказки на самом деле не детские произведения, а очень даже взрослые, философские и глубокие. Конечно, весьма важно и то, как подана та или иная история. Сегодня мы поговорим о произведении «Стойкий оловянный солдатик». Краткое содержание его ждет читателя в этой статье.

«Неправильный» оловянный солдатик

История начинается с того (если опустить вступление автора), что мальчику из обеспеченной семьи дарят на день рождения коробку с оловянными солдатиками. Их всего 25. И последнему немного не повезло: не хватило олова, и поэтому он получился одноногим. Даже по тем скупым описаниям, которые оставляет автор, читатель понимает, что солдатик очень расстраивается из-за своей непохожести на других. И вот, о чудо! В комнате он видит балерину небесной красоты. Ангел, а не балерина. И что удивительно, она тоже стоит на одной ноге.

Здесь нужно прервать рассказ о произведении «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание которого - в фокусе нашего внимания) и сказать: балерина, разумеется, не была одноногой, она настолько высоко подняла другую ногу, что солдатик ее просто не заметил.

Служивый притаился за табакеркой на столе и из своего укрытия наблюдал за девушкой. Она его не видела, он же за ней зорко на неё смотрел. Ночью, когда люди уже спали, игрушки начали веселиться. Не двигались только двое - солдат и балерина.

Мрачное пророчество тролля

Вдруг из табакерки, где ни разу в жизни не держали табака, выскочил тролль и начал подначивать солдата, что он, мол, не так уж хорош для такой прекрасной балерины. Военный не слушал. Тогда тролль пригрозил ему, что утром с влюбленным случится нечто ужасное. На этом месте произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать) у читателя замирает сердце, он спрашивает себя: «Что же будет с бедным воином?»

Мытарства оловянного солдатика

Ребенок утром нашел солдатика и поставил его на окно. Оно случайно открылось, и солдатик выпал. Неизвестно, был в этом замешан тролль или нет. Мальчик вместе с нянькой выбежали на улицу, но сколько ни искали, найти не могли. Тем временем пошел дождь. Нет, даже целый ливень. Мальчик ушел. Другие уличные дети нашли оловянного храбреца (ведь он за все это время не потерял присутствия духа) и пустили его в по канавке. Дети в это время радостно хлопали в ладоши и кричали. Герою же произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание неспешно движется к финалу) было не до смеха. Ведь для него канавка - это целая река, и эта река направлялась к водопаду - большому каналу. К тому же он встретил на своем пути крысу. Она спрашивала у него почему-то паспорт или пропуск, но воды увлек солдатика прочь от Зубастой. Корабль начал тонуть, а вместе с ним и солдатик. Потом темнота поглотила его, но это была не смерть, а лишь брюхо рыбы.

Превратности судьбы

Далее излагаем пунктиром. Солдатика извлекла из брюха рыбы кухарка. Рыба, естественно, была поймана и попала на рынок, а затем на кухню. И удивительное дело: путешественник попал в тот же самый дом. Его поставили на то же самое место. Правда, радость храбреца была недолгой. Один из детей, которые были в доме (самый маленький мальчик) подхватил его и бросил в печку. Конечно, его подговорил тролль, но от этого не легче.

Что случилось с героем далее, догадаться несложно - он расплавился. Замечательно описывает эту сцену Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» - произведение, которое стоит читать только в полном объеме, тем более что оно небольшое. Но самый драматичный момент автор оставляет напоследок.

Балерина, повинуясь внезапному порыву ветра, отправляется в печку за героем. Влюбленные (теперь уже можно так сказать) погибают рука об руку. Наверное, солдату было не страшно и не больно умирать рядом с любимой.

Г.Х Андерсен автор сказок известных всему миру. Его сказки читают как дети, так и взрослые, в них заложен глубокий смысл. Одно из его творений это «Стойкий оловянный солдатик», история об одном солдатике, который был не такой как все его братья. Он был одноногим, так как не хватило олова на вторую ногу.

Главный смысл сказки Андерсен Стойкий оловянный солдатик

Эта трогательная история говорит о том, что любовь сильнее всех страшных бед и разочарований. И даже если мир полон зла и невежества, преодолеть можно многое если есть любовь.

Краткое содержание Андерсен Стойкий оловянный солдатик

Родители маленького мальчика решили подарить своему сына 25 оловянных солдатиков. Мальчик был очень рад подарку и тут же принялся играть с ними. В это время одноногий, но очень стойкий оловянный солдатик был увлечен не игрой с мальчиком, а прекрасной танцовщицей, которая стояла на одной ноге, а вторую ногу изящно поднимала выше головы. Она жила в картонном домике, домик был очень красивым. В нем был прекрасный сад, озеро и множество комнат. И сама красавица была сделана из картона, а на ее груди красовалась блестящая брошка.

Солдатик был так впечатлен ее красотой, что не мог оторвать глаз от танцовщицы, а только думал как бы с ней познакомиться, девушка также смотрела на него. Он решил подойти ближе, но внезапно ему преградил дорогу злой тролль, выпрыгнувший из табакерки, стоявшей возле картонного домика. Ему не понравилось, как солдатик смотрит на прелестную девушку. Тролль проклял солдатика, пообещав ему на следующее утро большие неприятности.

С наступлением рассвета солдатика нашли лежащего возле табакерки и поставили его на окно, дуновением ветра он упал прямиком с третьего этажа и застрял между камнями. Тут и началось путешествие бедного оловянного солдатика. На своем опасном пути он повстречал назойливую крысу, которая хотела его поймать, затем потоком воды его смыло в большой канал. И вот когда солдатик падал на дно, он не прекращал думать об одном, о той красивой танцовщице, которую он так полюбил. Но судьба уготовила ему немало сюрпризов, солдатик был проглочен рыбой. Много времени он провел в рыбьем желудке, пока рыбу не поймали рыбаки и она прямиком не попала на кухонный стол того самого дома где его и потеряли.

Кухарка, обнаружив удивительную находку, тут же обрадовала мальчика. И вот солдатик был уже дома, он увидел знакомую комнату и тот самый картонный домик. Но мальчик поступил жестоко с солдатиком, он бросил его в горящий камин. Солдатик плавился, но держался стойко. Он не мог оторвать глаза от своей возлюбленной, которая также смотрела на него. Пронесся сквозняк по комнате, и картонная танцовщица полетела прямо в камин. Она мгновенно сгорела и солдатик к тому времени уже расплавился.

На утро в тлеющей зале уборщица нашла маленький кусочек олова, которое было похоже на сердечко и потемневшую уже не так сверкающую брошь.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кафка Замок

    Господин К., главное действующее лицо романа, оказывается прилежащей к Замку Деревне. К. утверждает, что приехал по приглашению из Замка, который нанял его в качестве землемера, и будет дожидаться своих помощников в гостинице

  • Краткое содержание Блок поэма 12 (двенадцать)

    Александр Блок – известный современный поэт, творческая личность серебряного века. Именно он написал произведение, под жанром: поэма, и назвал очень необычно и кратко «Двенадцать».

  • Краткое содержание Чехов Гриша

    Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя. Самым интересным миром для него была кухня.

  • Краткое содержание Возмездие Искандер

    Главный герой произведения – мальчик по имени Чик. Однажды Чик оказывается свидетелем погрома торгового киоска старика Алихана хулиганом Керопчиком

  • Краткое содержание Шукшин Охота жить

    Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы