Поколение «икс», поколение «игрек», поколение «зет» — эти выражения часто мелькают в статьях социологов и демографов, кадровиков и маркетологов. Что же означают эти буквы?

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека - исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):

  • Величайшее поколение (1900—1923).
  • Молчаливое поколение (1923—1943).
  • Поколение беби-бумеров (1943—1963).
  • Поколение Х («Икс») (1963—1984).
  • Поколение Y («Игрек») (1984—2000).
  • Поколение Z «Зэд» (c 2000).

Ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением плюс-минус 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Послевоенное поколение. Фото с сайта dochki2.tmc-it.net

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения - это, конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Они выросли в настоящей супердержаве. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.

Поколение X. Фото с сайта pikabu.ru

Поколение X

Поколение X - это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Поколение Х еще называют потерянным или неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют « ». В политической жизни иксы мало активны из за своего индивидуализма, менее патриотичны, чем их отцы.

Их отличительными особенностями являются умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь выбранного направления.

Поколение Y

«Осеннее» поколение Y, которое родилось с 1983 по 2003 годы, выросло на фоне глобальных потрясений: развал государства СССР, теракты, эпидемии. Но течение времени внесло новые символы - бурное развитие информационных технологий. Благодаря интернету и сотовой связи поколение игреков получило прозвище «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки.

Игреки могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в реальной жизни испытывают проблемы общения. В виртуальном мире игреки создают свой идеальный мир, где царят их правила и законы. Поэтому поколение отличается большой наивностью и незнанием реалий этого мира.

Игрекам не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят получать награды и высокие гонорары прямо сейчас, просто за то, что они есть. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, стремятся к получению разносторонней информации, что является плюсом в современном мире.

Шутки поколения Y

Мы родились - распался СССР, пошли в школу - дефолт, поступили в универ - начался кризис, нашли сносную работу - конец света. Прямо поколение счастливчиков.

Поколение Z

Те, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Они видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы.

Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Предполагается, что поколение будет экономным и будет вести здоровый образ жизни.

Шутки поколения Z

Когда я был ребенком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого покемона, в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне кольцо всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучит волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу...

Поколение next

Если следовать теории Штраусса и Хоува, то поколение, которое придет на смену нулевым (представители этого поколения начнут рождаться в 2023-24 годах), будет поколением Художников, «новым молчаливым поколением». Мы не можем точно предсказать, каким оно будет, но можем вспомнить, каким было предыдущее. Вот что шестьдесят лет назад писала Times: «В ожидании указующего перста судьбы современная молодежь работает не покладая рук и не ропща. Самый удивительный факт в этом молодом поколении - это их молчание. За очень редким исключением, вы не увидите их на трибунах… Они не пишут манифестов, не произносят речей и не ходят с транспарантами».

Точно так же, как и для молчаливых ХХ века, для «новых» основными ценностями будут ценности коллективные (социальные сети будут играть важную роль в их жизни); они, вероятно, будут много работать, а в свободное время уходить в виртуальные миры, только не книг (как 100 лет назад), а компьютерных игр.

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко - эксперт Rabota.ru

В России много говорят о поколении Y ― людях, которые родились с 1981 по 1995 год. Кто они такие, что любят, как им угодить ― все потому, что миллениалы в современной России являются ключевой аудиторией для сферы e-commerce: их много, они платежеспособны и активны в сети.

В развитых странах на первый план уже постепенно выходит поколение Z, и уже начинают адаптировать под них свои стратегии. Это связано с тем, что, во-первых, рынок электронной коммерции в Штатах развивается более стремительно, а во-вторых, из-за исторических и экономических особенностей в России градация поколений смещена на несколько лет. Многие западные тенденции находят отклик и у нас (часто с задержкой в 3-5 лет), поэтому важно понимать, где мы будем сравнительно скоро и что с этим делать.

Для начала немного теории: по американской классификации сейчас на свете живут 4 основных поколения, значимых для сферы e-commerce:

Беби-бумеры ― те, кто родились сразу после войны. Для них характерны оптимизм, заинтересованность в личностном росте, достойная награда за труды, в то же время коллективизм и командный дух. Бумеры сейчас постепенно осваивают интернет (в том числе и российские: в 2017 году количество пользователей рунета достигло 90 млн человек, а это 73% населения РФ), но делают это не настолько интенсивно, чтобы представлять широкий интерес для представителей e-commerce.

Поколение X ― люди, появившиеся в период спада рождаемости, после демографического бума. Они готовы к изменениям, ценят возможность выбора, стремятся учиться на протяжении всей жизни. Надеются в первую очередь на себя и верят в равноправие полов. «Иксы» ― последние свидетели мира до цифровых технологий и единственные, кто могут в полной мере оценить, как было «до» и как стало «после». Согласно исследованиям , они в основном доверяют традиционным СМИ: 62% читают газеты, 48% слушают радио и 85% смотрят любимые ТВ-передачи. Люди этого поколения не являются фанатичными пользователями интернета, поэтому, как и беби-бумеры, они нецелевая аудитория онлайн-ритейлеров.

Поколение Y , также известные как , заметно отличается от своих родителей высокой самооценкой, цифровой грамотностью и неготовностью трудиться так же тяжело, как предыдущие поколения. В России к нему относят тех, кто родился с 1985 по 2000 год в новых социально-экономических условиях и взрослел, наблюдая перестройку и распад СССР. В США к этому поколению относят людей 1981-1995 года рождения, так как опираются на резкий подъем рождаемости, который начался в 1982 году, ― именно поэтому в России ритейлеры все еще ориентируются на поколение Y. В то время как в Штатах уже активно работают с представителями поколения Z, или пост-миллениалами.

Поколение Z не видело мир без интернета, для них норма быть онлайн 24/7. Они совсем не думают о судьбах родины и имеют гораздо больше общего с друзьями в , чем с гражданами своей страны. Часто безответственны и подвержены модным течениям. В 2017 году на территории США родилось 74 миллиона пост-миллениалов, сейчас поколение Z составляет 23% всего населения Штатов.

Какое оно, поколение Z?

Мы провели исследование представителей поколения Z во всем мире, чтобы разобраться: какие они, что им нужно и как влюбить их в себя?

    Вовлеченные

Технологии развивались вместе с пост-миллениалами, поэтому для этого поколения характерно глубокое погружение в цифровое пространство. С помощью смартфонов они исследуют мир и не подумают о покупке, пока не посоветуются со своими друзьями. «Зеты» в Штатах проводят онлайн с мобильного больше времени, чем все остальные поколения.

    Любопытные

Несмотря на то что поколение Z воспринимает свой смартфон как пульт от жизни, для них важны тактильные ощущения и личный опыт, и пока что онлайн-шоппинг полностью не удовлетворяет их жажду познавать.

    Убежденные

Их жизненные устои привиты социальными авторитетам (ближайшее окружение, блогеры, публичные личности) и непоколебимы ― это, конечно, минус для ритейлеров. Но! Сейчас в Америке «Зеты» только входят в этап взросления: скоро они смогут распоряжаться собственными деньгами и поэтому открыты для новых марок и брендов ― это плюс.

Какие факторы важны покупателям при онлайн-шоппинге

«Зеты» ценят возможность познакомиться с товаром лично, поэтому им комфортен webrooming: возможность сначала изучить всю доступную информацию в интернете, а потом купить продукт в физическом магазине ― согласно результатам нашего исследования, 34% опрошенных предпочитают именно такую механику. 23% регулярно делают наоборот: видят вещь в магазине, а покупают онлайн. Интересно, что развивающийся сейчас в России формат «click&collect» (заказал онлайн, забрал в точке самовывоза) не так уж и близок пост-миллениалам во всем мире: всего 34% из них регулярно пользуются этой услугой.

Мобильное общение во многом определяет жизнь пост-миллениалов во всем мире, они проводят большую долю своего времени в соцсетях: 49% заходят в несколько раз в день, почти столько же активно (43%) пользуются Snapchat, который в России еще совсем не популярен. «Зеты» проводят 42 часа в неделю за стримингом видео, и в целом их привлекают любые видеоформаты.

Их отношения с ритейлом? Все сложно

«Зеты» признаются, что современные реалии e-commerce их не удовлетворяют: 45% утверждают, что им сложно онлайн найти товар по душе, 43% говорят, что им не так кофмортно покупать в интернете. В целом поколение Z можно назвать самым недовольным поколением из всех. Что могут сделать ритейлеры, чтобы привлечь пост-миллениалов и повысить их чувство удовлетворенности?

Не забывайте про офлайн

Несмотря на звание «цифровое поколение», пост-миллениалы готовы взаимодействовать с миром и без применения различных устройств, ведь они молоды и мобильны. Поэтому присутствие в физических магазинах поможет увеличить доверие к марке и даст возможность изучить товар лично. 71% «зетов» в мире говорят, что с удовольствием ходят по магазинам, чтобы понять, что в тренде, а 80% любят посещать новые точки продаж. При этом для них крайне важны необычный дизайн помещения и уникальность представленных товаров.

Количество пост-миллениалов, использующих соцсети несколько раз в день

Пример 1. Sephora нашла способ разнообразить опыт покупателей в офлайн-магазинах, установив сенсорные экраны, которые помогают с подбором косметики. В рамках мастер-классов клиенты могут сделать бесплатный макияж от стилистов, а используя экраны, тестировать различные тональные средства, консилеры, парфюм и многое другое без необходимости открывать многочисленные баночки. Так бьюти-ритейлер оставляет в магазине эксперта-помощника, но оптимизирует выбор из многообразия средств.

Пример 2. Интернет-магазин BUTIK в поисках каналов для привлечения новой аудитории решил разобраться, что движет их покупателями, которые выбирают офлайн- или онлайн-шопинг, каковы точки их «цифрового пересечения». С помощью наших технологий ритейлеру удалось проанализировать данные о покупателях из интернета и настроить персонализированный таргетинг. В итоге конверсия увеличилась на 27%.

И про онлайн

Виртуальное пространство ― естественная среда обитания пост-миллениалов. Полная картина сложится благодаря веб-сайту с качественными фото и описаниями продуктов, оптимизированному для смартфона, мобильного приложения и присутствия в социальных сетях. Поколение Z должно знать, что бренд с ними на одной волне.

Среднее количество часов в неделю, которые проводят представители разных поколений за просмотром видеоконтента

Пример. Интересную методику вовлечения в онлайн-шопинг использовала Maybelline: чтобы персонализировать онлайн-общение с покупателями, бьюти-гигант запустил приложение, которое позволяет виртуально нанести макияж. Лицо сканируется, анализируется по более чем 60 характеристикам, и далее ритейлер предлагает товары, которые позволят создать подобный лук в реальности.

Работайте на индивидуальность

«Зеты» обожают персонализированный подход. Сделайте шаг навстречу, проанализировав информацию о покупателях и порекомендуйте подходящий товар: 36% пост-миллениалов считают рекомендации необходимыми. Один из топовых ритейлеров Великобритании, продавец одежды New Look после анализа больших данных и персонализации рекомендаций по своим товарам стал получать в 4 раза больше заказов, снизив стоимость привлечения покупателя на 74%.

Как покупают пост-миллениалы

Чтобы их привлечь, товары должны быть представлены на витрине в самом лучшем виде ― в идеале, они должны быть представлены в лимитированной коллекции. Для «зетов» дизайн магазина часто становится решающим фактором для его посещения. Так, кастомизированные ярмарки, которые проходят в непривычных местах, маркеты, стилизованные ритейл-зоны, где «зеты» получают возможность подобрать для себя вещь ручной работы, становятся новым словом в ритейле. Также результаты нашего исследования говорят о том, что «зеты» ― самое тактильное из все поколений, им крайне важно почувствовать товар на ощупь.

На первый взгляд, поколение Z может показаться детьми, чьи покупки зависят от мнения родителей. Однако так будет не всегда. Совсем скоро российские пост-миллениалы начнут самостоятельно зарабатывать и принимать решения. Важно начать разбираться в тонкостях этого поколения сейчас, чтобы через 3-5 лет предложить им оптимальный покупательский опыт. Ну, и не забывайте, что уже сейчас старшее поколение советуется при выборе гаджетов и техники со своими детьми ― поэтому ИТ-ритейлерам пора ориентироваться именно на «зетов».

Современную теорию поколений разработали американские социологи Уилльям Штраус и Нил Хоув, которые попытались описать историю США (а позже и всего западного мира) как историю поколений, которые сменяют друг друга: за поколением Пророков следует поколение Странников, а за ними - поколения Героев и Художников. Почти эзотерическую, но не лишенную остроумия схему много и по делу критиковали, но все же авторы смогли нащупать какие-то закономерности развития общества. Более того, их наблюдения - пусть и с поправками - справедливы и для России.

Потерянное поколение. 1883–1900

© Lloyd Arnold / GettyImages.ru

Людям, родившимся под занавес XIX века, имя дала Гертруда Стайн, подхватив его у старого автомеханика. «Вот кто вы такие! И все вы такие! - мисс Стайн. - Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы - потерянное поколение. <…> У вас ни к чему нет уважения. Вы все сопьетесь…» Стайн стала крестной матерью «потерянного поколения», а крестным отцом - Хемингуэй, сделавший хлесткую фразу эпиграфом к своему первому роману.

Из этих молодых людей, которые видели как мир перемалывает Мировая война, тогда еще не имевшая номера, выросло много мастеров слова. И - Стайн оказалась права - многие из них слишком часто прикладывались к бутылке. В Америке это были Хемингуэй и Фицджеральд, в Германии - Ремарк и Кафка, в России «потерянное поколение» стало известно под названием Серебряный век: Есенин, Маяковский, Хлебников. Особняком стоят британская группа «Инклинги» - Толкиен, Льюис и Чарлз Уилльямс. За пределами же литературы самый известный представитель «потерянного поколения» - и самый зловещий - Адольф Гитлер.

Великое поколение. 1901–1924


© Bettmann / GettyImages.ru

Это поколение было названо великим только под занавес века, в 1998 году. Эти люди были, как правило, слишком юны, чтобы участвовать в русской революции или сражаться в окопах Первой мировой, но трудностей на их долю выпало не меньше. Молодость «великого поколения» пришлась на гражданскую войну и сталинские чистки в России, Великую депрессию - за океаном. А повзрослев, им пришлось сражаться на полях Второй мировой.

Журналист Том Брокау, который и придумал термин «великое поколение», объяснял их величие просто: эти мужчины и женщины сражались не ради славы, а только лишь потому, что «это было правильно».

Если многие представители «потерянного поколения» углублялись в рефлексию, то их закаленные Второй мировой младшие братья смотрели в будущее, страшное - как Джордж Оруэлл, или светлое - как Иоанн Павел II. Поп-культуру, какой мы ее знаем, тоже начало творить «великое поколение». Они создавали новых героев на бумаге, как Стэн Ли и Джек Керби, и на экране, как Кристофер Ли и Питер Кушинг, изобретали новую музыку, как Луи Армстронг. Поколение ровесников XX века оказалось под стать ему: крепким, ярким и несгибаемым.

Тихое поколение. 1925–1942


© Hulton Archive / GettyImages.ru

«Тихое поколение» - дети Второй мировой, а за океаном - еще и дети маккартизма. Их принято считать конформистами и тихонями, The Time , что место амбиций у этого поколения заняло сверхъестественное умение видеть хорошее даже в плохих ситуациях.

Все это до известной степени правда, но среди этих тихонь нашлось несколько десятков голосов такой силы, что заглушить их не мог никто. Мартин Лютер Кинг, далай-лама, Че Гевара, Михаил Горбачев, Борис Ельцин - все это представители «тихого поколения», но именно они творили историю. В искусстве «тихое поколение» тоже пошумело изрядно: Чак Берри, Элвис и The Beatles показали, как до упора выкручивать ручки на усилителях.

И среди этих же серьезных людей, выросших в серьезные времена, отыскались самые ироничные и саркастичные голоса столетия: Вуди Аллен, Мел Брукс, «Монти Пайтон», Джордж Карлин, научившие нас не идти по жизни с чересчур мрачным лицом.

Беби-бумеры. 1943–1960


© Michael L Abramson / GettyImages.ru

Великая депрессия закончилась, война - тоже, и будущее стало выглядеть куда радужнее - разумеется, самым заметным следствием стал всплеск рождаемости. Число беби-бумеров - главная причина того, что многие развитые страны сегодня стареют: в России почти населения - люди, рожденные между окончанием войны и полетом Гагарина.

Послевоенный беби-бум дал название первому поколению, которое осознало себя как поколение. Они были активнее своих родителей, раскрепощеннее, успешнее. Беби-бумеры оказались сотканы из противоречий: они создавали культуру потребления и демонстративно от нее отрекались, продолжали дела своих отцов и бунтовали против них.

Пытаясь как-то определить характер беби-бумеров, некоторые американские исследователи делят их на две неравные части: рожденные до 1954 года и появившиеся на свет позже (их еще называют Late Boomers). Но и это мало помогает: к первым, например, попадают и родившиеся в 1943 году Джим Моррисон, и Дженис Джоплин, и сразу три президента США: Клинтон, Буш-младший и Трамп (они тоже по странному совпадению родились в один год). Главные творцы компьютерной революции, Билл Гейтс и Стив Джобс, тоже были беби-бумерами - и, тоже повинуясь странной магии чисел, родились в 1955 году.

Беби-бумеры стали лучшим свидетельством случайности самого понятия «поколение»: это они пели о свободе - и это они же продавали эту свободу ради стабильности и обеспеченности.

Generation X. 1961–1981


© Martyn Goodacre / GettyImages.ru

Поколение, принявшее эстафету у беби-бумеров, стало рекордсменом по количеству имен, которые ему давали. «Пост-бумеры» и «тринадцатое поколение» (американцы вели отсчет с года провозглашения независимости), «новое потерянное поколение» и «поколение MTV». Название «Поколение X» выдумал фотограф Роберт Капа - вот только он имел в виду тех, кто родился в последние предвоенные годы. А новое значение меткому термину подарил Дуглас Коупленд, в 1991 году издавший роман «Generation X».

«Поколение X» всем отличалось от беби-бумеров. Их было меньше: в начале 1960-х на рынке как раз появились первые оральные контрацептивы. Они были этнически разнообразнее: в США росло количество мигрантов, а Мартин Лютер Кинг заявил, что у него есть мечта. Они были самостоятельнее: часто оба родителя работали допоздна - и дети, возвращаясь из школы, открывали дверь своим ключом (отсюда еще одно прозвище поколения - latchkey kids, «дети с ключами»).

«Поколение X» обычно ассоциируется с рождением гранжа, но оно же подарило нам современный хип-хоп и Rʼn’B (в 1962 году родился MC Hammer, в 1981-м - Бейонсе, между ними - все от Тупака до Эминема). Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Квентин Тарантино и сиблинги Вачовски искромсали старый киноязык и создали на его обломках новый. Сергей Брин в США и Сегалович с Воложем в России запустили интернет на новую орбиту, а Илон Маск чуть позже стал запускать ракеты. YouTube тоже их детище - кто еще мог бы создать главную видеоплатформу в мире, если не поколение MTV?

«Поколение X» было предоставлено самому себе, и это сослужило ему добрую службу. Многие из них были потеряны, но «новым потерянным поколением», вопреки предсказаниям, они так и не стали.

Поколение Y. 1982–2000


© David Ramos / GettyImages.ru

За «поколением X» пришло, как ни странно, «поколение Y» - дети поздних беби-бумеров, последние цветы XX столетия, повзрослевшие уже в новом веке. Отсюда их второе, навязшее в зубах, прозвище - миллениалы.

К этому поколению принято относиться с легким презрением: якобы они эгоистичны, несерьезны, не отрываются от смартфонов и умеют концентрироваться чуть лучше золотых рыбок. Часть правды в этом есть: миллениалы выросли с интернетом, они придумали фразу YOLO, селфи и Snapchat. Они дольше живут с родителями и вообще будто бы сторонятся взросления, за что социолог Кэтлин Шапутис нарекла их «поколением Питера Пэна». Их финансовое положение шатче, чем у прочих, поскольку их юность и взросление пришлись на период экономической рецессии.

Но в любом случае именно «поколение Y» владеет миром. Это они, самые либеральные люди в истории, выбрали президентом Обаму и чуть не выбрали Берни Сандерса, это они изобрели Facebook и «ВКонтакте», это они - Кендрик Ламар, Тейлор Свифт, Ники Минаж, Эд Ширан, The Weeknd - становятся главными звездами нового столетия. И пока подрастает молодая шпана, они еще побудут главным поколением современности.

Бы Трампа (впрочем, к этим исследованиям есть много ). Но эти же ребята пускаются в авантюры, запускают стартапы на переменах и не боятся выходить на площади - кто за свободу, а кто ради хайпа. Это племя младое, незнакомое, уже начало менять мир - и мы совсем скоро узнаем, как.