В наше время отношение к религии можно назвать двояким. Многие не задумываются над тем, что простые при совершении ритуалов и следование традициям без истинной веры, не могут спасти от зла вокруг. Если же душа человека наполнена божественным светом, то Бог присутствует с ним всегда, спасая от разных напастей. «Икона непроходимая дверь значение в чем помогает?» – такие вопросы задают многие верующие, потому что хотят следовать традициям, быть ближе к Богу, чувствовать его защиту.

Сегодня многие люди ищут в религии нечто большее, чем празднование религиозных праздников и походы в церковь по воскресеньям. Многим помогает мысль о том, что Бог всегда присутствует в их доме. Для связи с высшими силами в каждом доме должна висеть икона.

Если владельцы квартиры или дома – люди верующие, то они знают, что после окончания ремонта дом нужно освятить.

Икона является порталом, который соединяет владельцев квартиры и божественное, помогает обрести гармонию и уверенность в завтрашнем дне. Чтобы иметь возможность молиться в доме, нужно соответственно оборудовать место, предназначенное для уединения. Выбор иконы – дело сугубо личное, так как обязательно нужно верить в том, что она поможет обрести благодать.

Какую икону выбрать:

  • «Семистрельная Божья Матерь». Именно она охраняет домашние врата. Она защищает дом от вторжения плохих людей, грабителей, людей со злыми умыслами. Она также помогает семье жить в мире и гармонии и не знать разладов.
  • «Нерушимая стена». На ней изображена Божья Матерь с распростертыми руками. Она является защитницей. Икона поможет дому избавиться от плохих людей. Те, у кого есть злой умысел, не смогут долго находиться в квартире, так как начнут чувствовать сильный дискомфорт.

Если повесить икону у входной двери или напротив, то не пройдет много времени, как владельцы квартиры или дома заметят существенные изменение. В доме воцарится согласие. Но важно также помнить, что только икона не может помочь решить все семейные проблемы. Многое зависит от людей и их обращения друг с другом.

Икона «Непроходимая дверь»: как лучше и вешать

На иконе «Непроходима дверь» изображена Божья Матерь – одна из самых важных фигур, которая достойна Бога и молится о людях и просит Господа об их прощении. Настоящая вера может принести счастье и радость, причем они будут благодатными. Важно понимать, что не сама икона несет всю силу защиты людей и их дома, но в первую очередь – их вера.

На изображении Богородица молится – это призывает людей поклониться и молиться ей – чем искренне молитва, тем быстрее слова верующего долетают до небес.

Вешая икону в квартиру, нужно помнить о том, что не икона наделена силой, а Божья Матерь. До нее могут долететь только те молитвы, которые наполнены искренностью и раскаянием за грехи человечества. Молитвы, возносимые Божьей Матери, всегда сбываются, когда человек просит о добре.

О чем можно просить и молить:

  • О помиловании и прощении грехов;
  • О верности и брачном целомудрии;
  • Чтобы негатив и зло не проникало в дом;
  • Просьба о помощи в делах;
  • Молитва о сохранении души и тела в божественной гармонии.

Беды и напасти, а также враги и ненавистники не смогут проникнуть в дом, защищенный Богородицей. Чтобы икона была мощной, нужно возносить молитвы, просить Богородицу о помощи и защите. Но важно помнить, что от всего внутреннего негатива нужно избавляться, чтобы он не очернял душу.

Какую икону вешают напротив входной двери

При решении купить и повесить икону важно задать себе вопрос – для чего это совершается. Не стоит украшать свой дом иконами – для этого есть картины. А вот иконы – это часть вашей духовности и веры, они наделены особой силой, но действует она только для действительно верующих людей.

Молитва способна сотворить множество чудес, но только долетит она до небес только тогда, когда просьбы и помыслы будут наполнены светом веры.

Если покупать икону для того, чтобы просто защитить дом от злых людей – работать она не будет, так как это не инструмент в борьбе со злом. Икона в доме несет в себе нечто большее, чем просто символ веры. В нее нужно верить, как в самого Бога и всех святых.

Какую икону повесить над дверью:

  1. «Семистрельная икона». На ней изображена Божья Матерь без Христа. Она держит в руках стрелы, скорбит о людской судьбе и несчастьях. Икона настолько заряжена энергетикой Богородицы, что при большой вере люди могут получить благословение на борьбу со всеми жизненными трудностями.
  2. «Нерушимая стена». Очень мощная икона, заряжающая энергией и вдохновляющая на великие свершения. Богородица убережет от недугов, проклятий, плохих умыслов и злых людей.
  3. «Икона Ангела-Хранителя». Покровитель поможет в поиске гармонии в общении с людьми и с самим собой. Эта икона, которую можно вешать над дверью с целью помощи в ежедневных делах, вдохновении и следованию своим целям.

Святыни дома могут быть совершенно разными. Это говорит о том, что выбирать икону нужно не по внешним, а по внутренним показателям, по ощущениям и вере. Икону может дополнить крест, как символ Бога и сына его. При выборе религиозных атрибутов важно помнить, что вся сила заложена не в них, а в индивидуальной вере, в ее искренности.

Можно ли вешать икону над входной дверью

После окончания ремонта в новой квартире или доме, многие задаются вопросом: «Стоит ли вешать икону?». Сама постановка вопроса неправильная, потому что вера определяется в первую очередь внутренними убеждениями. Покупая икону, нужно иметь только светлые намерения – только тогда она сможет донести мольбу верующего до небес.

Входная дверь – подходящее место для того, чтобы повесить там икону, но важно заранее подготовить это место.

Лучше всего после окончания ремонта освятить коридор – это подготовит благодатную почву для дальнейших действий. Икона должна быть выбрана не просто так, она должна быть дорога верующему, ценна для него в качестве предмета, который приведет его к Богу. Над дверью можно повесить несколько икон, каждая из которых поможет и спасет от зла и напастей.

Аргументы в пользу икон:

  • Помогают защитить дом от злых духов;
  • Оберегают хозяев дома от злых людей и их намерений;
  • Позволяют возносить молитвы к Богу, связывая с ним верующего;
  • Защищает от плохих мыслей, помогает сохранить веру и двигаться по жизни смело.

Над дверью не обязательно располагать большие иконы, в надежде на их большую функциональность. Даже маленькая иконка способна помочь и защитить. Главное – какие намерения у хозяев дома, как они живут и какова их настоящая и искренняя вера. Выбор иконы зависит от личных предпочтений владельцев дома и их ожиданий и желаний. Каждый святой может помочь в налаживании жизни, вот только плата за это – искренность и сильная вера.

Как и где разместить икону в доме и можно ли её вешать над дверью (видео)

Значение того, зачем вешают иконы над входной дверью, может быть разным. Для разных людей иконы представляют разный интерес. Некоторые видят в них просто красивые картину, наделенные смыслом. Но т, кто действительно верят, знают, что иконы наделены энергетикой, которая может помочь, но только тогда, когда верующий имеет искренние намерения, когда не желает другим зла, когда сам верит в том, о чем молится. Одной из известных и очень мощных икон является «непроходима дверь». Эта неоткрываемая дверь не позволит врагам и злу проникнуть в дом.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Выбор икон для домашнего иконостаса не может быть универсальным, он всегда индивидуален. Верующий, прислушиваясь к голосу собственного сердца, сам выбирает, к каким Святым будут обращены его ежедневные молитвы. При выборе икон необходимо ориентироваться, в первую очередь, на то, чтобы все они были похожи по стилю и манере исполнения. О том, как правильно повесить иконы в доме и какие, пойдет речь ниже.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Каждому у себя дома обязательно необходимо иметь иконы Божьей Матери и Спасителя (на фото ниже). В иконографической традиции существует огромная вариативность изображений Спасителя, среди которых для домашней молитвы чаще всего выбирают образ Господа Вседержателя. Среди множества икон Божьей Матери (Богородицы) чаще всего для домашнего иконостаса отдают предпочтение таким иконам как: Елеуса (Умиление) – Владимирская, Жировицкая, Почаевская, Ярославская и Одигитрия (Путеводительница) – Казанская, Тихвинская, Смоленская.

В домашнем иконостасе положено также размещают именные иконы или просто иконы тех святых, которые особо чтимы членами семьи. Особой популярностью пользуется образ Николая Чудотворца, который вот уже много веков почитается в народе как великий праведник, как святой наделенный особой Божьей благодатью. Среди изображений великомучеников за веру Христа чаще всего свой выбор останавливают на иконах Георгия Победоносца или целителя Пантелеймона.

В каком углу должны висеть или стоять?

Строго регламентированного порядка размещения икон в доме, как в храме нет. Согласно давним традициям в доме каждой православной семьи было отведено специальное место, где размещались иконы. Чаще всего его называли «божница» или «красный угол».

Традиционно иконы лучше повесить на восточной стороне, потому что на молитву принято становиться лицом на восток. Но, если в силу особенностей домашнего интерьера это сделать невозможно, то иконы можно размещать в том месте, где это комфортно. Их можно ставить на полки или вешать на стены в любом удобном месте. Главное — перед ними должно быть достаточного свободного пространства для того, чтобы верующий мог совершать молитвенный ритуал без особых затруднений.

Иконы, для лучшей сохранности, рекомендуют ставить в киоты. Это специальные шкафчики или застекленные полки, предназначенные для защиты икон от грязи, пыли и механических повреждений. Благодаря киотам лики святых хранятся в условиях более щадящего микроклимата, менее подвержены негативному воздействию перепадов влажности и температуры воздуха.

Служители церкви говорят о том, что лучше повесить по иконе в каждой комнате дома. Обязательно икона нужна на кухне над обеденным столом, ведь процесс приготовления пищи и трапеза должны быть освящены молитвой, обращенной к Святым Образам. Поскольку после завершения трапезы традиционно читается «Отче наш», поэтому на кухне обычно вешают икону Спасителя. Также очень часто над обеденным столом вешают икону «Тайная вечеря».

Существует распространенное мнение, согласно которому иконы нельзя размещать в спальне. Но это неправда. Поскольку супружеская близость не считается греховной, их смело можно размещать и в спальне. При этом необходимо помнить, что находиться они должны только у изголовья . Кроме того, святой образ обязательно должен присутствовать в детской. Чаще всего там вешают икону . Над входной дверью рекомендуют вешать не икону, а православный крест или просто наклейку с его изображением. В крайнем случае, можно .

Иконы следует повесить в отдельном от скопления других предметов месте. Неуместно они смотрятся в загроможденных книжных шкафах, на трюмо или просто на столах. Кроме того, не советуют возле икон вешать картины, плакаты и другие изображения, пусть даже на библейские сюжеты. Возле них нельзя размещать фотографии усопших, это церковные каноны запрещают.

Правила размещения икон относительно друг друга

При размещении икон необходимо помнить об иерархическом принципе. Главное место в домашнем иконостасе принадлежит иконам Божьей Матери и Спасителя. Чаще всего, они больше остальных по размеру и существует мнение, что их обязательно нужно повесить выше остальных. Это действительно правильно, но совершенно не обязательно. Их можно располагать на одном уровне с остальными иконами, а вот неправильно они будут расположены только в том случае, если они будут находиться ниже других. Это согласно христианским канонам считается неприличным.

Сбоку от главных икон или ниже них размещаются именные иконы или, например, лики святых, которые пользуются особым почитанием среди членов семьи. В красный угол советуют ставить и венчальные иконы.
Необходимо помнить главное – совершенно неважно количество икон в доме или квартире, она может быть и вовсе одна. Бессистемный выбор просто красивых изображений святых может негативным образом отразиться на духовном состоянии жильцов дома. Главное, чтобы икона была почитаемой реликвией всей семьи, ведь это не просто оберег, способный защитить от всех бед и жизненный невзгод. Поэтому очень важно выбрать правильное место, где вы ее разместите в своей жилище. Оно должно помочь вам совершать свои повседневные религиозные практики. Место перед вашим иконостасом должно быть чем-то вроде домашнего алтаря, где каждый день с воодушевлением утром и вечером вы будете обращаться с Богом.

Христианские иконы – это не обычные реликвии. Православные святыни сейчас есть в каждом доме. Кто-то покупает их как дань моде, в некоторых семьях они переходят от одного поколения к другому. Издавна христиане создавали иконостас, который всегда находился на видном месте. У богатых святынь было больше, чем у бедняков. Но все соблюдали христианские традиции и относились к ним с большим благоговением.

Православные святыни – это не амулеты, ради украшения устанавливать их не стоит. Многие приобретают иконы просто из обычного суеверия, считая, что они автоматически включаются в защиту дома и его жителей. Верующие ориентируются на другие вещи при выборе ликов святых.

Православные образа часто вешают на стены, у изголовья кровати, над входной дверью , используя их как инструмент защиты от недобрых людей. Святой лик наполняет жилище светлой энергетикой.

Считается, что выбранное изображение имеет огромное влияние на проживающих в доме. Сень святых дарит особое настроение и спокойствие.

Размещение икон дома

Строгих правил размещения, конечно, нет. Есть некоторые рекомендации священников по этому поводу:

Иерархия размещения икон

Обязательное условие православного дома – иметь лики Божьей матери и Спасителя . Им всегда принадлежало главное место. В православной иконописи существует разнообразие вариантов образа Господа Иисуса Христа, для молитвы предпочтительна икона Господа Вседержителя . А среди множества ликов Божьей Матери выбирают Владимирскую, Ярославскую, Казанскую, Смоленскую. Выше этих двух икон может размещаться только одна – «Святая Троица».

Некоторые ошибочно считают, что эти святыни обязательно надо вешать выше других. Делать это вовсе не обязательно. Их можно расположить на одном уровне с остальными, главное – не ниже, что считается неприличным по канонам христианства.

По бокам от основных икон ставят именные. Если таких нет, то размещают лики святых, которых уважают в семье . Чаще всего это икона Николая Чудотворца, самого почитаемого святого на Руси. К нему обращаются по всем бытовым вопросам, он считается заступником всех незаслуженно обиженных.

Хранение икон

Для хранения икон приобретают специальные шкафчики – киоты, защищающие от повреждений, пыли, перепадов температуры и влажности. Грехом является небрежное обращение с реликвиями . Не стоит их лакировать, покрывать специальными растворами, чем-либо натирать. При таком невнимательном отношении микропоры, через которые иконы дышат, могут забиваться. И состав, препятствующий воздухообмену, отравляет православную святыню.

Если всё-таки с освящённой иконой случилось несчастье, и она не поддаётся реставрированию, выбрасывать её категорически запрещено . Можно отнести святыню в церковь, где она найдёт своё последнее пристанище среди отслуживших икон.

Икона – это разговор с Богом

Самостоятельный подбор икон должен основываться на чистых помыслах, желании помолиться. Появление каждой святыни в доме будет обусловлено внутренними страхами и верой, что она поможет и охранит от бед. Роскошные антикварные иконы, купленные для потехи своего тщеславия и стремления поразить окружающих, не станут помощью на тернистом пути.

Не стоит уповать на большое количество святынь. Важно отношение человека к этому. Почитаемый лик в доме может быть и один, к которому тянутся сердца домочадцев. Икона – это разговор с Богом . Она помогает совершать молитвы, даря особое просветление, которого нельзя добиться, выбирая просто понравившиеся красивые лики. Бессистемный подход никогда не принесёт пользы.

Какие иконы вешают над входной дверью

Над входом в жилище устанавливают икону, которая помогает защититься от проникновения зла. Поэтому тщательно подходят к её выбору, обращая внимание на значение. Существует несколько вариантов, как повесить образ.

  1. Святыню вешают сразу над проёмом двери. Делается это для заряда положительной энергии и нейтрализации отрицательной.
  2. Вешая икону напротив двери, преследуют цель не допустить прихода в дом негатива извне.

Но строгих правил, которым надо слепо следовать, нет. Все идёт от души, искренности в сердце.

«Семистрельная» икона

На популярной иконе, носящей название «Семистрельная» или «Умягчение злых сердец» Божья Матерь изображена одна, без Иисуса . Она придерживает руками семь или шесть стрел (в зависимости от варианта написания), пронзивших грудь. Богоматерь скорбит, сердце её разрывается от боли за нас, а стрелы символизируют грехи, от которых люди не спешат избавляться.

О «Семистрельной» ходят легенды, что она исцеляет смертельно больных . У неё очень сильная энергетика, позволяющая справиться с самыми большими проблемами. Второе название - «Умягчение злых сердец». Икона дарит положительный заряд, разряжая тяжёлую домашнюю атмосферу.

При разладе внутри семьи, злости на близких, нужно молиться Богородице с просьбой смягчить негативные эмоции и успокоить враждующих. Она избавляет людей в тяжёлом эмоциональном состоянии от дурных мыслей, помогает от воров и всех недобрых людей. Если предстоят важные дела, то её непременно берут с собой. Но основная задача – защита от зла не только извне, но и внутри. Божья Матерь молится о прощении грехов каждого из нас.

Чаще всего «Семистрельную» вешают напротив входа в помещение, чтобы каждый гость встречался с её взглядом. Причём сила Божьей Матери настолько велика, что даже неосвященная икона или вышитая копия может использоваться в доме и творить чудеса.

«Нерушимая стена»

Сама мозаичная икона, на которой Богородица воздевает руки к небу в молитве, находится в Софийском соборе Киева . Это наиболее почитаемая в христианском православии реликвия, идеально подходящая для входа в жилище и напротив него.

Получила своё название благодаря тому, что больше 800 лет остаётся целой, несмотря на разрушение других частей собора.

Божья Матерь встаёт стеной между тем, кто молится, и злом, идущим на него. Это, действительно, нерушимая стена защиты для тех, кто в этом нуждается. Сила лика оберегает от проклятий недругов, злых умыслов противников, чёрной магии колдунов.

Человек с нечистыми намерениями сможет войти в дом, вход которого охраняет Богородица, но чувствовать себя будет очень плохо и уйдёт безвозвратно. Уезжая из родной обители, молились иконе, чтобы она защищала от неприятностей и всячески покровительствовала на чужбине.

Икона Ангела-Хранителя

Самый популярный лик – изображение Ангела-хранителя, который определяется по дате рождения. Правда, есть и другие варианты. Например, можно определить ангела по имени , которое дано при крещении. Кроме того, если есть желание, то хранитель выбирается и самостоятельно, в зависимости от цели, которая преследуется. Один пытается искать любовь с целью завести семью, другой молит о скорейшем выздоровлении тела, третий взывает о прекращении семейных ссор. Под каждый случай определяется свой покровитель, который помогает мольбам.

Образ Ангела в доме не означает, что все проблемы с его появлением уйдут безвозвратно. Но положительный настрой и надежда на исполнение просьбы благоприятно повлияют на внутренний дух.

Главное – вера

Есть священнослужители, которые говорят, что святой образ не соотносится с ритуалом отпугивания злых сил, пришедшего от язычников. И негативно настроены к тем, кто относится к иконам только как к оберегам.

Подводя итоги, хочется сказать, что выбор святынь для дома – решение индивидуальное. Через икону посылается благодать Божья, которая никак не связана с их количеством. Прислушиваться необходимо к своему сердцу, а не слепо уповать на других.

Искать защиту стоит только у Бога. Вешать православные образа из-за веяний моды или каких-то суеверий нельзя. Не сама икона лечит и защищает, все зависит от веры. Если её нет, никакие манипуляции не помогут и не укрепят дух. Регулярные молитвы и вера – вот что дарит равновесие. Заглядывая внутрь себя, можно получить много ответов. На обращения к Богу с покаянием, надеждой всегда придёт помощь.

Наталья Капцова — практик интегрального нейропрограммирования, эксперт-психолог

Время на чтение: 6 минут

А А

Как известно каждому верующему, икона – это не красивая картинка и дань моде, а Образ Бога, святых или Божьей Матери. Иконы – изображения без авторства, через которые мы обращаемся с молитвой, но никак не элементы декора. Соответственно, и вольное использование икон – это неуважение, как к христианским традициям, так и к самому себе.

Какие иконы должны быть в вашем доме, и как именно их следует располагать по церковным канонам?

Какие иконы нужно иметь дома для защиты, благополучия и семейного счастья?

В первую очередь, следует запомнить, что икона – это не талисман на счастье, не подкова над дверью и не медвежья шкура с бабочками, повешенная по фен-шую. То есть, она – не оберег в его прямом понимании. Икона – образ, через который мы обращаемся к Богу. И лишь при искренней молитве Господь или святой, которому возносится молитва, помогает нам в семейном благополучии и дает свою защиту.

Какие иконы поставить дома – зависит только от вас. Как говорят батюшки – и одной достаточно для молитвы. Если же вашей душе не хватает образов в доме, или вы хотите создать свой домашний иконостас, то можно обратиться за советом к своему духовнику или просто к служителю в храме – они подскажут.

Обычно в домах ставят следующие иконы (список – не перечень икон, которые стоит непременно купить и развесить дома, а лишь наиболее почитаемые образы, через которые и возносятся молитвы о благополучии в семье):

  • Два главных изображения в квартире – Спаситель (как правило, выбирают Господа Вседержителя) и, конечно, Божья Матерь (например, Умиление или же Одигитрия). Невозможно представить дом православных христиан без этих икон.
  • Святой Иоанн Предтеча .
  • Изображения святых , имена которых (по крещению) носят члены вашей семьи.
  • Ваши местные почитаемые святые (при создании иконостаса).
  • Великомученик Георгий Победоносец .
  • Николай Чудотворец . Образ этого святого, наделенного особенной благодатью (защита путешествующих, защита от нужды и нищеты), православные ставят дома чаще всего.
  • Великомученик Пантелеймон (чаще всего именно к нему обращаются за исцелением).
  • Апостолы Петр и Павел .
  • Архангелы Гавриил и Михаил .
  • Казанская Божья Матерь – заступница народа русского, а также помощница в работе и житейских нуждах.
  • Святая Троица , символизирующая мудрость, разум и любовь. Одна из ключевых исповедальных икон в доме.
  • Иверская Божья Матерь – заступница женщин и ваша хранительница домашнего очага. Перед данным образом молятся об исцелении или утешении в бедах.
  • Семистрельная . Одна из наиболее сильных икон в защите дома – от зависти и злости, от сглаза и пр. Эта икона приносит лад, мирит враждующих, нередко ее берут с собой на важные мероприятия.
  • Целительница . Бережет от скорби и бед, помогает в родах. Перед ней возносят молитвы об исцелении души и тела.
  • Неупиваемая чаша . Исцеление от пагубных привычек, пьянства и наркомании, достаток в доме, помощь и утешение всем, просящим с верой.
  • Нечаянная радость . Перед этим образом возносят молитвы о здравии детей, о благополучии брака, об исцелении.
  • . Этому святому возносят молитвы об исцелении.

  • Блаженная Матрона Московская . К ней обращаются с молитвами об исцелении, о семейном благополучии.
  • Петр и Феврония . Святые, известные как покровители супружеской верности. К слову, наш «день влюбленных» — 8 июля, день памяти этих святых.
  • И другие иконы, которые помогут обрести мир вашей душе и в вашей семье.

Для кухни более всего подойдет икона Спасителя, а для комнаты малыша – Ангела-Хранителя либо Святого — покровителя ребенка.

Дома православных еще со времен Древней Руси были наполнены иконами. К сожалению, сегодня для многих – это дань моде, но для православного и истинно верующего христианина икона — вещь почитаемая, и обращение к ней соответствующее – не светское, а исходящее из веры.

Как правильно размещать святые изображения в доме?

  • При выборе стороны руководствуются ее особым значением в Православии – именно на восточной стене помещения всегда размещают образы. При отсутствии такой возможности ориентиром служит место, в котором молящемуся не будет тесно.
  • Категорически избегайте соседства иконы со светскими предметами – не следует ставить рядом с образами статуэтки и косметику, технику и прочие предметы сиюминутного, земного, декоративного значения.
  • Также не стоит вешать/ставить рядом изображения неиконописные – панно и картины (даже с религиозным значением), календарики, светские книги, постеры и пр. И даже прижизненные изображения святых (фотографии) ставить не рекомендуется – только канонические иконы.
  • Предметы, которые могут соседствовать с образами – это лампадки и свечи, православная литература, ладан, святая вода, веточки вербы, которые обычно хранятся до следующего Вербного Воскресения. Также традиционно украшают иконы и сам дом ветками березы (на Пятидесятницу).
  • Иконы принято ставить, а не вешать на гвоздики – на специально отведенных местах (красный угол, иконостас, просто специальная полочка или киот). Образы не вешают на стенах как картины бессистемно – это не вызывает необходимого чувства спокойствия и удовлетворенности, необходимого при молитве.
  • Не забываем об иерархии. 2 главных иконы – Божья Матерь (ставят слева от Спасителя) и Спаситель (эти иконы всегда «центровые»). Нельзя размещать изображения святых над данными образами, а также над Святой Троицей. Размещаются они (святые) и ниже апостолов.
  • Не рекомендуется и многообразие стилей письма. Подбирайте иконы в единой манере исполнения. Помните, что иконы в доме ставят после их освящения или уже купленные в храме, освященными.
  • Главный угол (красный) – это самый дальний в помещении (обычно правый), расположенный по диагонали от двери с ориентиром на восходящее солнце.

  • Не переборщите с иконами. Для остальных комнат (при наличии красного угла/иконостаса) достаточно по одному изображению.
  • В детской образ святого располагают таким образом, чтобы его было видно малышу из кроватки.
  • Категорически не следует ставить икону на свой телевизор – это просто кощунственно.
  • Если вы располагает в комнате иконы, следует убрать все непристойные плакаты, постеры, репродукции, картины, календари и с других стен. Такое соседство недопустимо и неуместно. Молиться Спасителю, напротив которого висит плакат, например, рок-группы или картина с «обнаженкой» — это просто бессмысленно.
  • В спальне образ располагают у изголовья своей кровати. Существует миф, что в спальне иконы не ставят, чтобы «Бог не видел близости супругов». Стоит отметить, что близость в браке – не грех, а от Бога скрыться невозможно, даже если вы все иконы будете прятать на ночь в тумбочку.
  • Угол, в котором стоят образа, должен быть самым освещаемым, а сами образы располагают выше уровня глаз. Никаких преград между иконой и взглядом (а также преград в виде столов или комодов между вами) быть не должно.

Но самое главное, конечно — помнить, что…

Количество икон и красота иконостаса не сделает жизнь православного благочестивее – таковой ее делают искренние молитвы перед этими образами.
Икона – не языческий оберег и не «накопитель благодати», что можно подойти и черпнуть при необходимости, а изображение, через которое посылается молитва Господу и Благодать верующему в него.

Как правильно расположить домашний иконостас

Как сказано выше, не имеет значения число икон, и не стоит ставить образы бессистемно (дырки на обоях закрывать, например). Для икон должно быть свое светлое и важное место.

Необдуманное пустое коллекционирование не даст вашему иконостасу ровным счетом ничего. Несколько иконок и молитва от души всегда сильнее богатого иконостаса с дорогими иконами в золотых окладах «на показ».

  • Иконостас создается по подобию церковного. Непременно с иерархическим расположением образов: по центру – Спаситель с Божьей Матерью (Спаситель справа от нее!), в том же ряду может располагаться Святая Троица (либо выше всех изображений). Если Троицы нет – вверху иконостаса располагают распятие. Все иные изображения подчиняются данным ключевым иконам: справа от Спасителя ставят образ Иоанна Предтечи. Данный триптих – это Деисус (прим. моление, основа). Дальше следуют святители, преподобные и прочие иконы (например, местных святых или именные), которые выбирает православный по собственному желанию. Святых не ставят выше Деисуса, апостолов, Троицы.
  • На полочке иконостаса размещают лампадку, которую зажигают накануне и в сами дни праздников, по воскресеньям или же во время молитвы.
  • Иногда изображения украшаются (как в старину) божником. Это узкое и длинное полотенце из холста с вышивкой на концах. Такими божниками прикрывались образа с боков и сверху, оставляя лишь лики.
  • Киот более всего подходит для иконостаса – в нем образы лучше сохраняются, а красный угол выделяется.
  • Не имеет значения, писана икона художником, получившим на то благословление, вручную, куплена она как образ-репродукция или вырезана из православного календаря и наклеена на твердую основу. Главное – освятить икону. Хотя безусловно вручную расписанный образ, покрытый олифой всегда превзойдет печатную репродукцию.
  • Выбор стиля изображений – дело вкуса. Это может быть византийский или древнерусский стиль – неважно. Лишь бы не светский (академический тоже не приветствуется). Сейчас стало модным рисовать иконы как вздумается, без должного благословения, с массой элементов «от себя» и пр. Таким иконам место где угодно – только не в иконостасе. Смешивать стили также не стоит.

И напоследок: никогда не путайте первообраз и само изображение. Мы возносим молитву не иконе, а первообразу.