Водяные лилии в саду и на картинах импрессиониста Клода Моне: самые красивые картины и удивительные факты.

Когда картина Клода Моне попадает в аукционный дом Christie’s или Sotheby’s, ее сразу объявляют топ-лотом предстоящих торгов, а цена продажи часто превышает оценочную стоимость. Моне на аукционе — это всегда повод для возбуждения, волнения, азарта и внушительных ценников.

Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под панно с водяными лилиями из музея Оранжери. Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.

В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — 6 картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.

Настоящий повод, смысл и сюжет картин с лилиями — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».

Водяные лилии

Пруд с водяными лилиями, 1919 (Цена: $80 451 178)

Это полотно не случайно возглавляет список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов, вот уже много лет. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.

Японский мостик

Водяные лилии, 1914

«Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.

16 ноября 2016 года был установлен новый рекорд стоимости на произведения Клода Моне: на торгах Christie’s в Нью-Йорке картина из серии «Стога сена» была продана за 81,4 миллиона долларов, что почти в два раза превысило предпродажную оценку в 45 млн долларов.

Оригинал записи и комментарии на

В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny ). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне .

В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.

Художник обменивался семенами с другими садоводами, вел активную переписку с питомниками Для местных крестьян “городские” были необычным зрелищем. Художник не гнушался никакой грязной работы в саду, местные его очень уважали.


Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)


Эдуард Мане “Семья Моне в саду”


Моне в своем доме в Живерни

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.

Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.

Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.

Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.


Клод Моне “Белые кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона”

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так:

“Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели”.

Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…


Клод Моне “Водяные лилии и японский мостик”

В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Читайте также Тату вместо обручального кольца: и даже развод не разлучит нас

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.

Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.


Клод Моне “Водяные лилии (облака)”


Клод Моне “Пруд с водяными лилиями и ирисами”

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:

«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

“Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь.”
Клод Моне

Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.

«Кувшинки » — одна из самых известных картин великого французского художника-импрессиониста (1840-1926).

Картина «Кувшинки» была написана в 1916 году. Размеры: 200×200 см., холст, масло. В настоящее время картина находится в Национальном музее Западного искусства в Токио. Пруд с кувшинками, который находился в саду его дома, Моне рисовал 60 раз в период с 1914 по 1917 гг. В настоящее время картины из серии «Пруд с кувшинками» находятся в разных музеях мира. Самая поразительная картина, которая находится в Токио, выглядит просто ослепительно. Яркие цвета, которые вспыхивают красочными искорками в разных частях картины, а также особая композиционная манера Моне, выглядят впечатляюще. Если же принять во внимание размеры картины, то зритель зачастую просто не может оторваться от представшего перед ним зрелища. Обычный пруд с водяными лилиями Моне сумел изобразить так мастерски, что, глядя на это произведение, отпадает всякое сомнение в его гениальности.

Данная картина является не только прекрасным произведением живописи. «Пруд с кувшинками» — картина, для творчества Клода Моне, знаковая. Здесь можно увидеть, как художник постепенно отходит от, общепринятого в те времена, описания пейзажей и начинает употреблять в своей живописи абстрактные элементы, которые вскоре станут основой для создания нового стиля — импрессионизма. Вода здесь имеет совершенно необычные цвета, сочетая синие, зелёные и фиолетовые оттенки. Как сказал сам художник: «Импрессионизм — это ощущение минуты… это вопрос инстинкта». В картине Моне отказался от изображения горизонта и задействовал исключительно участок пруда. Помимо отсутствия горизонта, Моне специально нарушил и такое правило композиции, как живописный «запрет» на обрезание главных элементов картины. Как вы можете увидеть, цветы кувшинок обрезаются по краям и это даёт ощущение, что картина не заканчивается на краях полотна, а всё написанное является частью чего-то большего — огромного пруда, сада, целого мира.

Клод Моне — Кувшинки

Вместе с продукцией компании «Керамическая плитка» ваш дом приобретёт красивый и неповторимый вид. Заходите на сайт keramicplita.ru , чтобы ознакомиться с продукцией и услугами подробнее. Пользуйтесь только качественными материалами и услугами профессионалов, чтобы сделать своё жилище стильным и современным.

Цикл "Кувшинки", который занимал Моне на протяжении 37 лет, с 1889 по 1926 год включает в себя более 250 произведений, различных по композиции и цветовой гамме. Сам по себе "Цикл" может быть рассмотрен как показатель творческой эволюции Моне, который планомерно шел по пути отказа от классического пейзажа в сторону "живописи впечатления". Многократно возвращаясь к своему водяному садику, Моне в полной мере раскрыл колористические и композиционные возможности чистого цветового пятна. На исходе творческой карьеры, Моне вплотную подошел к абстракционизму как чистой игре форм и красок, однако так никогда и не переступил этой черты.

Анализ многообразия произведений серии "Кувшинки" позволяет классифицировать их по пяти основным признакам: время создания, пространство и глубина, техника письма, формат работы и цветовое решение.

По времени создания картины цикла "Кувшинки" можно условно разделить на три периода:

  • 1. 1889-1901 - годы создания сада в Живерни и работы над другими сериями картин. Этот период охватывает меньше всего произведений. "Кувшинки", датированные 1889-1901 годами отличаются большей реалистичностью в прорисовке деталей и многоцветностью красочного слоя.
  • 2. 1901-1913 годы. Начиная с 1908 года, Моне начал много времени уделять изображениям своего сада. Работы этого периода богаты разнообразием сюжетов. Художник создает многочисленные изображения "японского" мостика, арки, увитой розами и пруда с кувшинками. В начале 1900-х годов он работает над группой изображений моста. В общей сложности, цикл включает в себя 18 картин, написанных на квадратных холстах. Впоследствии Моне сосредоточился на изображении водяных лилий в пруду, запечатлевая их в разное время дня и года.

Отличительной особенностью картин этого периода, является частая прорисовка отражения на поверхности воды, чего практически нет в более поздних его работах. "В картинах, написанных ближе к концу первого десятилетия двадцатого века, изображенная тема словно окутана сгущающейся дымкой, очертания становятся более расплывчатыми, потоки света затухают и становятся все менее осязаемыми, все труднее локализуются. Колорит и валеры настолько приближаются к этим почти невещественным формам, что грозят раствориться в своеобразной смеси, состоящей из молекул и частиц светового луча" О. Рейтерсверд. Клод Моне. М, 1963. - с.136.

3. Большинство картин цикла "Кувшинки", написанные в 1914-1926 годах отличаются отсутствием линии горизонта и общими изменениями образно-выразительного языка Моне, который принял многие элементы абстрактного искусства. В работах 1914-1926 годов, Моне все чаще отказывается от перспективы и реалистической проработки деталей в пользу эффекта целостного, образного восприятия объекта изображения, решенного средствами контрастного о цветового пятна.

По принципу живописной трактовки пространства и глубины, картины цикла "кувшинки" могут быть также подразделены на три группа.

  • 1. Картины с ярко выраженной линией горизонта. К этой группе можно отнести практически все работы, созданные до 1901 года, включая все изображения мостика. Моне создает законченные пейзажные композиции с перспективой, линией горизонта и прорисовкой планов (первый план с изображением кувшинок и задний план с изображением берега, поросшего деревьями и кустами).
  • 2. Вторая группа включает в себя работы, которые обладают глубиной, достигнутой за счет прорисовки планов, но не имеют линии горизонта. К этому типу относятся картины, созданные, преимущественно в 1901 - 1914 годы и представляющие движение художника к более абстрактной декоративной организации живописной поверхности холста. Художник акцентирует внимание на изображении поверхности воды, усеянной листьями нимфей, и лишь намечает линию горизонта. Сохраняя отражения предметов в поверхности воды, художник как бы намекает зрителю о наличие некоего мира за пределами водяного сады, что работает на ощущение глубины и пространственной соотнесенности изобразительного пространства.
  • 3. Третья группа включает в себя поздние произведения, которые отличаются плоскостным, декоративным решением, отсутствием перспективы, линии горизонта и планов. Работы этого типа (куда относятся и гиганстские холсты, созданные для павильона "Оранжери") отражают поиски Моне в области свето-теневых отношений, которые полностью занимали внимание художника. Моне исключает из своей живописи все за исключением сложной игры света и тени, которые служат впечатлению, восприятию мимолетного состояния окружающей среды. Картины позднего периода отличаются также полной пространственной безотнесенностью. Моне не показывает ни берега, ни моста, ни отражения берега в зеркале пруда ни тем более линии горизонта. Изобразительный мир картины исчерпывается кувшинками на поверхности воды.

Техника. Классификация цикла "Кувшинки" по технике живописи весьма условна. Все работы Моне, включая более абстрактные, декоративные картины, написанные на закате жизни, бесспорно относятся к живописи импрессионизма. Однако, отличие в технике между ранними и поздним произведениями все же велико. Анализируя многообразие картин серии "Кувшинки" по технике изображения, можно выделить три основные группы.

  • 1. Традиционная пейзажная композиция. Работы этой группы, отличаются более реалистичной подачей. Они отличаются наличием наличие линии горизонта, более тщательной прорисовкой деталей, более четкими цветовыми переходами и большей контрастностью по сравнению с произведениями позднего периода. Это уникальная и излюбленная техника Моне, в которой он работал всю жизнь, но от которой стал уходить в позднем периоде творчества в сторону менее четкой прорисовки и попытки передать не то, что он видел, то, как он это видел. Он пытался выразить новое восприятие зримого мира во всем его красочном богатстве. И, хотя картины серии "Кувшинки" условно можно отнести к этой категории, все же это уже не та техника, которую Моне использовал в 60-е и 70е годы, где в композиции наблюдалось тяготение к устойчивым вертикалям и горизонталям, которые он вводил в центр или на передний край полотна. В работах позднего периода этого уже нет, тут остается уже пристрастие к беспокойным, хаотичным формам.
  • 2. Импрессионизм позднего творчества - группа, которая охватывает большинство картин серии и представляет новый виток в эволюции живописи Моне. "В полотнах с водяными лилиями появляются уже предвестники чего-то нового, ранее не присущего Моне, - какие-то неопределенные и странные ощущения, которые не сразу можно уловить и передать. Расплывчатый, водянистый рисунок в изображении лилий может легко показаться монотонным зрителю, увидевшему множество подобных вариаций. Но для Моне эта скупая, схематичная форма представляла возможность дальнейшей концентрации внимания на том, что он считал самым существенным" О. Рейтерсверд. Клод Моне. М, 1963. - с.136. Композиция все еще сохраняет ясные очертания изображаемого предмета. Зритель легко определяет, что именно изображено на холсте, но однако способ передачи изображения все больше уходит от контурной живописи в сторону расплывчатых силуэтов и мягких цветовых переходов.

Отказ от детализации изображения, контура и моделировки объемов изображения светотенью был вызван стремлением ухватить сиюминутное состояние живого и подвижного видимого мира. "Напрягая зрение, чтобы заметить мельчайшие изменения, он часто терял ощущение целого. Доведя до крайности свое пренебрежение сюжетом, Моне окончательно отказался от формы и в бесформенной ткани тончайших нюансов старался удержать лишь чудо света" Д. Ревалд. История импрессионизма. М: АСТ, 2009. - с.388. В погоне за "живым впечатлением" Моне провел последние 37 лет своей жизни.

3. "Абстрактная живопись". В период обострения глаукомы Моне чуть не потерял зрение, но продолжал писать. В это время его работы становятся очень близки к абстрактной, беспредметной живописи. Формы предметов полностью растворяются в буйных цветах, горизонт исчезает под напором цветовых эффектов, а живописная техника в целом становится столь нефигуративной, что порой становится сложно определить, что именно изображено на холсте. Именно эти работы, написанные во время болезни, привели американского исследователя Альфреда Барра Младшего к заключению, что Моне является одним из родоначальников абстрактного искусства. Вряд лисам мастер ставил перед собой такие задачи, тем более что после восстановления зрения он стал писать в прежней манере и до конца остался в лагере импрессионизма. Экспериментируя с техникой, Моне, тем не менее, не мыслил искусства вне натуры. С другой стороны, можно предположить, что чем ближе художник подходил к закату своей творческой карьеры, тем более его восприятие натуры смещалось от реальных объектов мира к чистому свету, отраженному от объектов реального мира и пропущенного сквозь призму восприятия внутреннего мира художника.

Форма картин. Анализируя позднее творчество Клода Моне, нельзя обойти вниманием такой фактор, как форма его холстов. Известно, что для пейзажного жанра наиболее удачной и распространенной считается форма прямоугольника с горизонтальной ориентацией. Тем не мене, Монеработал и в других форматах.

  • 1. Прямоугольник с вертикальной ориентацией. Большая часть работ, написанных на вертикальных холстах, входит в число составных композиций и не является самостоятельными произведениями. К этой группе относятся, в частности, картины, которые Моне создавал для своего проекта "Нимфеи" по государственному заказу для парижского музея "Оранжери". В остальных случаях художник редко использовал вертикально-ориентированные холсты, не подходящие для пейзажного жанра.
  • 2. Прямоугольник с горизонтальной ориентацией холста. Большая часть картин серии имеет форму горизонтального прямоугольника, который считается наиболее удачным форматом пейзажного жанра. Работая с горизонтальным холстом, художник имел возможность скомпоновать все детали изображения, включая пруд, мостик, свисающие над водой ветви плакучих ив, и отдельно написанные водяные лилии. В этом формате написаны часть панелей проекта "Нимфеи".
  • 3. Квадрат. Моне использовал квадратные холсты для работ серии "Японский мостик", композиция которых удачно вписывается в этот формат.. Мостик занимает центральное место картин. Линия горизонта проходит четко чуть ниже середины холста, деля пространство на три зоны по горизонтали. Центральное место занимает мост, в верхней части расположены кроны деревьев, а в нижней написаны кувшинки, плавающие на водной поверхности. Ритмичность композиции замыкает отражение крон деревьев на водной глади, объединяя все компоненты в единую цельную композицию. Изображение кувшинок без линии горизонта в данном формате кажется менее удачным. Заключенные в квадратную форму, так же, как и в прямоугольник с вертикальной ориентацией, изображенные предметы кажутся фрагментом целого, нежели самостоятельным произведением.
  • 4. Овал. В редких случаях, в качестве эксперимента, Моне использовал овальные холсты, которые составляют наименьшую группу работ - наиболее редко встречающаяся форма для этой серии.. Сюжет, представленный на холстах овальной формы един: это кувшинки, написанные в технике импрессионизма позднего творчества, без линии горизонта и в основном в светлых, нежных тонах. По времени создания эта группа картин относится к 1907-1908 годам. Видно, что художник попробовал в качестве эксперимента заключить излюбленный сюжет в форму овала, но быстро потерял к этому интерес.

Цвет. Цвет является, без сомнения, ключевым элементом техники Моне, которая достигал особой художественной выразительности играя на контрасте между светлыми, прозрачными и более матовыми пастозными мазками, создавая яркий цветовой контраст филигранных мазков, создающих пространственную иллюзию. Моне был мастером валерной живописи, передающей изменчивость оттенков цвета, движения жизни. Художник умел изобразить предметы в их взаимосвязи со световоздушной средой, что создает особую глубину и богатство колорита, тонкость цветовых отношений и переходов. Кроме того, Моне никогда не покрывал холсты лаком и не прорабатывал их по краям, благодаря чему многие работы выглядят неоконченными или "чуть поврежденными".

Картины серии "Кувшинки" разнообразны по своим цветовым решениям, это естественно, ведь именно сиюминутный эффект освещения, изменяющий колорит натуры, был тем что в первую очередь интересовало художника. Цвет был его основной задачей и его наваждением. Благодаря своим экспериментам Моне сумел показать, как прекрасен и разнообразен мир при любой погоде и любом освещении. Однако, детальный анализ картин серии "Кувшинки", позволяет выделить несколько основных колористических сочетаний.

  • 1. Многоцветная, яркая гамма. Моне использует всю палитру, чтобы передать ощущение настоящего момента. Контрастные цветовые отношения передают насыщенность природных цветов в яркий солнечный день. Ясное голубое небо, кувшинки, искрящиеся различными цветами, деревья на берегу, водная гладь, отражающая солнечные блики. Зритель жадно впитывает богатство цветовой гаммы, многоцветие солнечных бликов раскинутых по всей поверхности холста, чувствуя настроение теплого солнечного дня.
  • 2. Светлые, нежные, приглушенные тона. Мягкий, приглушенный колорит передает нежность и тишину мгновения, создавая ощущение легкой утренней дымки. Настроение спокойствия, тишины и умиротворения наполняют зрителя, стоящего перед этими произведениями. Автор использует нежные пастельные тона: светло-голубой, светло-розовый, светло-фиолетовый. Вкрапления ярких красных и желтых пятен кувшинок создают необходимые акценты, благодаря чему мягкие переходы между цветами палитры не сливаются в неразличимое беспредметное пятно. Желтый цвет в верхней левой части композиции, изображающий отражение осенней листвы под солнечными лучами, не выглядит ярким за счет соединения и взаимопроникновения с общей цветовой гаммой пруда. Все линии очень мягко и плавно переходят одна в другую, контрастность практически отсутствует.
  • 3. Темные, глубокие тона. Темные, насыщенные тона передают атмосферу сумерек или пасмурной погоды. Линии более четкие, контрастные. Мазки более густые и насыщенные, цвета более яркие и глубокие. Картина передает ощущение сгущающихся сумерек и великолепия красоты природы при вечернем освещении.